Распорядиться по-хозяйски
Дата: 07/07/2009
Тема: Экономика


И.И.Никитчук, д.т.н., сотрудник РФЯЦ-ВНИИЭФ в 1969—1995 гг., депутат Госдумы РФ 2-го и 3-го созывов 
                    
Природные ресурсы России являются частью ее национального богатства. В России живет менее 3% населения планеты, а сосредоточено на ее территории 35% мировых энергоресурсов и более 50% стратегического сырья. При их суммарной оценке каждый гражданин России оказывается в 3-5 раз богаче американца и в 10-15 раз - любого европейца. Особенность минерально-ресурсного потенциала России - его крупномасштабность и комплексность. Ни у одной другой страны мира нет минерально-сырьевой базы такого объема и спектра: от нефти, газа и угля до практически всех металлических и неметаллических полезных ископаемых.


Как свидетельствует статистика, наибольший среднегодовой прирост национального богатства в нашей стране приходится на годы социализма. "Перестройка" и "реформы", возврат к капитализму приступили к разрушению национального богатства России. Разрушаются основные фонды - здания и сооружения, машины и оборудование, производственный и сельскохозяйственный инвентарь. На 43 миллионов гектаров сократилась площадь пашни. И на фоне этого тотального разрушения национального богатства особое значение имеет сохранение минерально-сырьевой база страны.

По оценкам специалистов лишь 5% доходов России составляет труд, 20% - капитал и 75% - природно-ресурсная рента. Природные ресурсы - это средства к существованию, без которых человек не может жить и которые он находит в природе.

С позиции глобального распределения разведанных полезных ископаемых доля России оценивается следующим образом:

- энергетические ресурсы (32% - газ, 12-13% - нефть, 12% - уголь);

- благородные металлы (палладий - 90%, платина - 40%);

- редкие и редкоземельные элементы (тантал - 80%, иттрий - 50%, ниобий - 35%, литий - 28%, бериллий - 15%, цирконий - 12%);

- металлы металлургического производства (никель - 36%, железо - 27%, олово - 27%, кобальт - 20%, цинк - 16%, свинец - 12%.);

- агрохимические руды (калийные соли (первое место в мире) - 31%, , фосфаты - второе место.

Как же мы распоряжаемся этой частью богатства? Из рук вон плохо. При российских запасах природных ресурсов, которые в 3,5 раза больше, чем в США (в том числе в 4,1 раза больше по нефти, в 4,7 раза - по лесу), и больше, чем в Европе, общие затраты энергоресурсов в расчете на единицу ВВП в России в 4,5 раза больше (хуже), чем в США, в 8 раз больше, чем в странах ЕС, и в 10,6 раз выше, чем в Японии.

В настоящее время в России только около 40% попутного газа из нефтяных месторождений (примерно 12 млрд. куб. м) перерабатывается на сжиженный газ или сырье для нефтехимических предприятий, а остальные 60% сжигаются без переработки. За десять последних лет в факелах сожжено более 60 млрд. кубометров попутного газа. Аналогичная ситуация и с метаном, содержащимся в угольных пластах и угленосных отложениях. А в США из угольных пластов извлекаются и направляются в магистральные газопроводы десятки миллионов кубических метров метана.

Россия превосходит в 1,5-2 раза развитые страны по добыче минерального сырья на одного жителя, но отстает от них в два и более раз по уровню использования большинства видов полезных ископаемых. Причина тому - разрушение производственной сферы народного хозяйства. Развал только авиапрома, основного потребителя "крылатого металла", электротехнической и энергетической отраслей, как потребителей меди, производства высококачественных конструкционных сталей и сплавов, привело к тому, что если в 1991 году Россия потребляла 10,1% алюминия, то в настоящее время - в 10 раз меньше, потребление меди снизилось в 8 раз, а никеля - в 12 раз.

За рубежи России вывозится большая часть производимых в стране цветных металлов, почти 90% - меди, до 97% - никеля, до 99% - алюминия. Учитывая, что с советских времен новые мощности по производству сырья практически не вводились, эти цифры говорят только об одном: нынешняя модель экономики ориентирована на экспорт дешевого сырья и импорт дорогих готовых изделий - в ущерб России.

Такая экономика подрубает сук, на котором сидит, становится зависимой от внешней конъюнктуры рынка. Разразился кризис - снизился спрос на сырье, и экономика затрещала по швам. Прежде всего, кризис ударил именно по сырьевым отраслям. В частности у недропользователей не стало денег на геологоразведку, т.е. на поддержание уровня добычи, а они ведь оплачивают почти 90% разведочных работ.

По данным Федерального агентства по недропользованию, в прошлом году в 20 раз сократилось количество участков недр, предоставляемых для целей геологического изучения за счет средств недропользователей (23 участка против 403 в 2007 году). Более чем в два раза сократилось количество проводимых аукционов в 2008 году, а за первый квартал 2009 года по причине отсутствия заявок состоялось не более 10% объявленных аукционов.

На 20% сократились средства, выделяемые на геологоразведочные работы из федерального бюджета, вернувшись к уровню 2004-2005 годов. В результате под угрозой оказались сроки освоения новых месторождений. По оценкам специалистов, объемы геологоразведочных работ на нефть и газ, выполняемых за счет всех источников финансирования в 2006-2008 годах, в четыре-пять раз меньше, чем это требуется для долговременного устойчивого воспроизводства сырьевой базы углеводородов.

Из-за хищнического истребления нефтяных ресурсов добыча нефти сократилась по сравнению с советским периодом с 516 млн. тонн до 488. В течение последних лет разведочные работы не обеспечивают восполнения её запасов, уменьшающихся вследствие истощения действующих скважин. Обеспеченность нефтедобычи доказанными запасами составляет всего 17 лет.

Производительность труда в нефтегазовой отрасли сейчас примерно в 3-4 раза ниже показателей 80-х годов. Производительность труда в "Газпроме" в 18 раз ниже, чем в аналогичной американской компании "Эксон мобил". Это падение не только не восстанавливается, но и усугубляется снижением роста производительности труда при галопирующей инфляции. В последнем десятилетии рост производительности труда снизился с 9% в год до 2,3% при инфляции порядка 11%.

Фондоемкость за последние 7 лет уменьшилась с 2,27 до 1,65. Степень износа основных фондов добычи полезных ископаемых составляет 53,3%. Фондоотдача в 2006 году была 0,63, а в 2008-м - 0,61. Значительно понизилась эффективность инвестиций: с 6,27 в 2000 году до 5,18 в 2007-м. При этом государственное вьетнамо-российское предприятие "Вьетсовпетро", созданное еще в Советском Союзе, сегодня даёт 90% общего объема финансовых платежей, поступающих в бюджет от совместного использования недр другими частными фирмами. Вот что такое государственное управление!

Главный источник дохода страны, коим в настоящее время являются энергоресурсы, может в ближайшем будущем не просто истощиться, а иссякнуть. В связи с этим никак не поддается логике смысл заключения контракта между Россией и Китаем на поставку 300 млн. т нефти в течение 20 лет. Стоимость контракта - 100 млрд. долларов при цене 46,5 доллара за баррель. При этом цена строительства нефтепровода почему-то взлетела с 4 до 29 млрд. долларов. Если расплатиться за строительство нефтепровода нефтью, то получится, что российская нефть Китаю достанется фактически по бросовой цене даже по нынешним временам, примерно 38 долларов за баррель. Подобная "коммерция" вызывает много недоуменных вопросов.

Сегодня и в урановом балансе наметилась сложнейшая ситуация. Россия ежегодно использует около 14 тыс. тонн урана, а добывается всего около 3 тысяч тонн на единственном руднике в Читинской области. Порядка 10 тысяч тонн необходимо для атомной энергетики, причем не только российской, но и для АЭС, построенных по нашим проектам и техническом содействии в странах бывшего СЭВ и в Финляндии. Еще около 4 тыс. тонн реализуется Техснабэкспортом. Расходуются складские запасы урана, созданные в СССР, насчитывавшие около 200 тысяч тонн этого материала.

При нехватке в России урана реализуется сделка, по которой 500 тонн оружейного урана-235 (примерно половина наработанного) передается США, по сути, за бесценок - за 12 млрд. долларов при его фактической стоимости в несколько триллионов долларов. Решение об этой сделке принималось Ельциным в нарушение Договора о нераспространении ядерного оружия и было не коммерческим, а политическим. Уран-235 поставляется в США в виде сырья для изготовления ТВЭЛов (тепловыделяющих элементов), состоящих из 95-96% урана-238 и 4-5% урана-235. Сегодня около половины атомных электростанций США работают на нашем уране.

Расчеты показывают, что к 2020 году Россия полностью лишится разведанных запасов урана в недрах и наша страна может превратиться из крупнейшего экспортера урана в его крупнейшего импортера. Поэтому уже сейчас необходимо развертывать поисково-разведочные работы по поиску крупных новых месторождений урана с богатыми рудами.

В нашей стране добыча россыпного золота составляет около 50% от общего объема. В 2000 году россыпная золотодобыча составляла 80,4 тонны, в 2005 году она снизилась до 68,7 тонны. В советское же время добыча россыпного золота достигала 120 тонн в год.

Заготовка древесины дает 93% поступлений в бюджет от лесной промышленности, на остальные виды лесопользования приходится 1% поступлений. Ставки платы за древесину дифференцированы по регионам, породам, удаленности, товарности и т.д. Удельный вес средней ставки платы за древесину на корню в стоимости круглых лесоматериалов составляет менее 7%, тогда как в странах с развитой рыночной экономикой она колеблется от 30 до 70%.

Особо следует отметить такой ресурс, как вода. Сегодня более миллиарда людей в мире страдает от её недостатка. Россия располагает самыми большими запасами воды в мире - в реках и озерах, в водяных пластах под землей. Ситуация на планете развивается так, что через довольно короткий срок вода станет более дорогим ресурсом, чем нефть сегодня. Но, в отличие от нефти, вода - ресурс самовозобновляемый, она движется в вечном круговороте, не исчезает, не переходит в другие химические соединения. Природа сама очищает воду. И только вмешательство человека делает воду непригодной для потребления. Поэтому так важно при разработке минеральных ресурсов не тратить этот ресурс, применять водосберегающие технологии при добыче полезных ископаемых, не оставлять сочащихся нефтью недобранных скважин, не губить то, чем щедро одарила Россию природа.

Но сегодня ежегодный сброс неочищенных стоков в стране составляет около 10 млн. тонн. Вместе с тем уровень штрафов за ущерб природе не покрывает и десятой доли расходов на поддержание в рабочем состоянии очистных сооружений. Сегодня не отвечают санитарным нормам около 40% поверхностных и около 20% подземных вод. Угроза того, что при огромном избытке воды пить будет нечего, стала реальностью. Крайне необходимо ужесточить законодательство в сфере охраны водных ресурсов.

При такой политике недропользования, когда при наличии трети всех мировых запасов природных ресурсов мы остаемся без них только по причинам бесхозяйственности, кризисные явления будут сопровождать страну постоянно, независимо от мировой конъюнктуры. В России есть нефть, но она не разведана, есть газ, но нет разработок, есть металлы, но нет добычи, есть вода, но она загажена, есть лес, но нет подъездных путей к нему. В богатой стране все нищие, а природные кладовые завалены тяжелыми камнями бесхозяйственности и бездарного руководства.

Чтобы исправить ситуацию необходимо незамедлительно принять ряд кардинальных мер:

1. Национализировать предприятия по добыче, переработке и реализации природных ресурсов. Доходы от природных ресурсов должны служить народу и государству, а не горстке олигархов.

2. Пересмотреть заключенные в 1994 году с грубейшим нарушением российского законодательства соглашения о разделе продукции. Принять решение о целесообразности дальнейшей реализации указанных соглашений.

3. Восстановить принцип формирования программы проектов промысловых испытаний и освоения современных методов увеличения нефтеотдачи на конкурсной основе, с предоставлением нефтяным компаниям экономических стимулов за их реализацию.

4. Разработать долгосрочную программу разведки, добычи и использования основных природных ресурсов с целью оптимизации их использования.

5. Принять неотложные меры по восстановлению нормативной базы по охране водных объектов, ограничению, касающемуся использования водных объектов для сброса сточных вод.

6. Принять закон о введении природной ренты на добычу природных ресурсов. Установить уровень рентабельности добывающих предприятий, необходимый и достаточный для расширенного производства.

7. Освободить от налогообложения капитальные вложения, предназначенные на реконструкцию предприятий и освоение новых мощностей.

8. Определить в законодательных актах, что механизм дифференциации налогообложения в части снижения налоговой ставки должен применяться в отношении месторождений с трудноизвлекаемыми запасами, на которых реализуются проекты применения третичных методов увеличения добычи, а также в отношении месторождений с выработкой запасов более 80%.

9. Освободить золотодобывающие организации от ввозных таможенных пошлин на ввозимое оборудование, используемое для добычи золота, а также установить нулевую ставку по налогу на имущество в отношении вновь изготовленного (приобретенного) оборудования сроком на 3 года, установить ускоренную амортизацию для оборудования при исчислении налога на прибыль золотодобывающих организаций.

10. Расторгнуть договор с США, заключенный в 1993 году, о поставке 500 тонн оружейного урана, как не соответствующий законодательству Российской Федерации.

Реализация этих предложений позволит реанимировать сырьевые отрасли и распорядиться природными богатствами по-хозяйски, в интересах России и ее народа.

Заимствовано на Информационно-аналитическом портале VIPERSON






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=1873