Следующим фактором в изучении поведения индивидуума является воля человека.
оля, управляемая человеческим сознанием, есть некая духовная энергия, направленная на достижение цели. Воля присуща только человеческому сознанию. Сила воли у разных людей различная. Сильная воля оказывает мощное воздействие на принятие того или другого решения.
Интерес Одним из факторов, определяющих безопасное поведение человека практически в любых ситуациях, является
интерес.
Интерес или безразличие являются главными инициаторами совершения каких-либо действий или отказа от проявления инициативы. Раскрытие механизмов действия «интереса» и «безразличия» и особенно механизма, связывающего «моральность» интереса с последствиями предпринимаемых действий, является одним из основных моментов для понимания общей динамики поведения человека в ординарных и экстремальных ситуациях. При проявлении интереса к объекту/явлению (рис.1) могут возникнуть следующие ситуации:
-мысль может возбудить «моральный» интерес, подчиненный духовной сущности человека;
-мысль может возбудить “личностный” интерес, базирующийся на удовлетворения потребностей личности;
-мысль может возбудить “аморальный” интерес, подчиненный удовлетворением низменных страстей и желаний;
-мысль может вызвать чувство безразличия.
Проявление интереса, независимо от его моральности, подталкивает человека к каким-либо действиям. Так в природе обеспечивается непрерывное стремление человека к осознанию мира и развитию.
Важной для научного исследования является связь между интересом к предмету/явлению и проявлением всеохватно действующего в природе принципа стимулирования (морального) и отталкивания (от аморального). Чем низменнее и эгоистичнее интересы индивида, тем сильнее проявляется принцип отталкивания и уменьшается действие принципа стимулирования. Проявление того или другого принципа зависит от соответствия высшим моральным критериям идеи, реализуемой человеком.
Интерес, подчиненный высшим моральным принципам (рис. 1, вар. А), сопровождается мощным импульсом стимулирования. Мобилизуется весь умственный и физический потенциал человека. Через соответствующие нервные центры передается команда мускулам для совершения определенных действий.
При возникновении личностного, эгоистического интереса, в первый момент он также будет стимулироваться (рис. 1, вар. Б). Когда же интерес человека выйдёт за границы соответствия «высшим» природным моральным критериям и начнёт подчиняться низменным, безнравственным желаниям или превратится в страсть, в силу вступит принцип отталкивания (рис.1, вар. В, Г). Воля и энергия, представленные в отрицательной мыслеформе, мобилизуют возможности человека для ее претворения в действие. Между духовной сущностью человека и “нездоровым” интересом, волей, вложенной в отрицательную мыслеформу, возникает борьба. Эту битву между совестью и желанием, высшей и низшей природой человека многим пришлось испытать на себе.
Если воля к осуществлению низменного желания слишком велика, она может довести человека до конкретных действий. Если же принцип отторжения аморального победит силу воли, человек откажется от реализации идеи, а мысль о нереализованном отложится в памяти.
Если мыслеформа столкнётся с «остужающим» безразличием, то, в зависимости от вложенной в нее воли, она либо реализует минимальные действия, либо оставит в памяти слабый отпечаток. Умственные образы от внешних воздействий, не подкреплённые интересом, сохраняются в памяти для будущего использования.
Мысль индивида может проектироваться на другого человека, передавая ему определенную информацию, чувства, желания, настроения, эмоции, может воздействовать на него посредством внушения. Если такое воздействие согласуется со склонностями человека, он воспримет переданную мысль/чувство как свои. Мысль-послание инициирует интерес, который за счёт стимулирования приведёт к действиям человека-реципиента. Если направленная мысль противоречит природе принимающего человека, она может вызвать отрицательный интерес или безразличие и привести к проявлению принципа отталкивания.
Разработанный функциональный психодинамический подход и модель ФПДМ раскрывают общую динамику процесса мотивации решений и позволяют сформулировать выводы о природе естественных законов поведения человека. Схема поведения человека в нормальных и экстремальных условиях (с учетом специфики конкретной профессиональной деятельности) должна быть дополнена поведенческими факторами, влияющими на безопасность человека в той или иной ситуации.
Эти факторы можно объединить в группу
оперативных факторов безопасности
, отличающихся более быстрой психодинамикой и меняющихся в зависимости от
моментного состояния человека и условий, в которых он находится.
В динамичной модели принятия решения акцент делается на следующих
оперативных факторах безопасности человеческого поведения:
-в области мышления: возможности отдельных видов памяти, развитие воображения и интуиции;
-в сфере чувств: развитие сенситивной восприимчивости, уровень психологической чувствительности и степень психической устойчивости;
-в области физического развития: физические возможности, спортивные интересы, состояние здоровья, наличие противопоказаний по профпригодности;
-в системе профессионального образования: степень усвоения теоретических знаний, тренажерных навыков и практических умений, степень развития исполнительских, организационных и управленческих качеств, развитость коммуникативных способностей;
-в системе психологической подготовки: психологическая устойчивость при принятии самостоятельных решений, выполнении самостоятельных действий, в условиях изоляции, в условиях взаимозаменяемости, психологическая адекватности в экстремальных условиях, степень развитости чувства долга и ответственности.
На основания проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
При оптимизации влияния человеческого фактора на безопасность понятия безопасность предлагается рассматривать как «состояние среды» осуществления профессиональной деятельности. Такой подход позволяет учесть влияние человека на все компоненты профессиональной деятельности: техническое средство (объект), человека (субъект) и условия работы.
Ситуационное моделирование на основе функционально-психодинамической модели, а также практические результаты показывают, что оптимизация процесса профессиональной подготовки на практике позволяет обеспечить лишь временную компенсацию действия оперативных (второстепенных, динамично меняющихся) факторов безопасности.
Без учёта базовых факторов (воли, морали, интереса, предопределяющих „безопасную” мотивацию поведения человека) оптимизация второстепенных факторов безопасности малоэффективна и не позволяет решить проблему. Все усилия в стратегическом плане необходимо направить на изучение влияния базовых и оперативных факторов формирования человеческого поведения и оптимизацию психодинамики цикла принятия решения оператором.
Оптимизация “человеческого фактора”, в первую очередь, должна быть реализована в системах профобучения и воспитания с учетом специфических особенностей конкретных видов профессиональной деятельности. При разработке эффективных автоматизированных программ прогнозирования поведения оператора в нормальных и экстремальных условиях, а также при организации современных методов обучения и воспитания необходимо использовать всю накопленную информацию о «законах поведения» людей. Основным принципом преодоления отрицательного влияния человеческого поведения на безопасность профессиональной деятельности должен стать принцип превентивности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белый О. В., Скороходов Д. А. Проблемы безопасности транспорта, Вестник евроазиатского транспортного союза № 12-13 2004 г;
2. Маринов М. Л. Оптимизация безопасности транспортных систем „методом антикризистной среды”, Всероссийская научно – практическая конференция „Транспорт России – проблемы и перспективы”,.г. Москва, Изд. МИИТ, 2007г.
3.Маринов М. Л. Интелектуальные основы оптимизации человеческого фактора в интересах безопасности транспорта, Седьмая общероссийская конференция и выставка по морским интелектуальным технологиям Моринтех , Изд. НИЦ „Моринтех”, 2008 г.
4. Perrow C. Normal Accidents: living with high-risk technologies. Princeton University Press., Chichester, United Kingdom, 1999 г.
5. Reiss S. Who Am I? The 16 basic desires that motivate our actions and define our personalities. New York: Tarcher/Putnum. ISBN:1-58542-045-X, 2000 г