«Каждый на своем месте должен быть патриотом»
Дата: 20/02/2009
Тема: Обращение с РАО и ОЯТ


Горно-химический комбинат празднует 59-ю годовщину своего образования. 26 февраля 1950 года Сталин подписал Постановление Совета Министров СССр о строительстве Комбината №815, положившее начало созданию города и предприятия. Наступивший год не будет простым, но, тем не менее, руководство предприятия нашло возможность с первого февраля повысить зарплаты персонала на 10%. Посреди кризиса, объявленного с самых высоких трибун, такой шаг свидетельствует о серьезном запасе прочности экономики предприятия. о текущих делах, о том, как реализуются намеченные планы - в интервью генерального директора ГХК Петра Гаврилова.


- Петр Михайлович, начать, наверное, стоит с того, что интересует всех работников предприятия. Есть ли полная ясность относительно планов работы ГХК на 2009 год?

- Полной ясности в настоящий момент нет. Именно поэтому я шесть раз в декабре и три раза в январе летал в Москву, в Росатом, чтобы решать все эти вопросы. И не раз еще предстоит там побывать, потому что ситуация очень непростая. До сих пор портфель заказов, который мы планировали, не наполнен. С другой стороны - из Росатома нам направлены на этот год весьма жесткие директивы по ключевым показателям эффективности, которые мы просто обязаны выполнять.

- Есть ли сегодня на ГХК какие-то недозагруженные мощности?

- Я считаю, на сегодняшний день мы максимально загрузили все наши мощности. По радиохимическому заводу: в 2007 и 2008 годах мы с 44% загрузили почти до 100%. Реактор у нас давно работает на номинале, выдает максимум электроэнергии. По РМЗ: примерно на треть мощности были недозагружены, а сегодня мы имеем загрузку по отдельным производствам под 200%. Народ уже «стонет» от объемов работ. Но, с другой стороны, есть возможность повышать эффективность производства и зарабатывать – люди на сдельной зарплате и очень прилично зарабатывают. На ИХЗ все идет по плану. Решаем вопросы не только по «сухому», но и по реконструкции «мокрого», с тем, чтобы увеличить вместимость хранилища. а это - дополнительные объемы работ и дополнительные заработки. У нас уже есть проект, который прошел экспертизу, и в этом году мы вводим в эксплуатацию здание «пристройки», а также реконструируем основное хранилище. За счет этого его вместимость увеличивается на 20%. Это тоже будущее ГХК, его перспектива.

- А как сейчас обстоят дела на рынке поликремния?

- Спекулянты ушли с рынка, и цены немного просели, но все серьезные потребители остались, цены снизились незначительно, особенно относительно того, как обвалились котировки на нефть и металл. Цены на кремний держатся на вполне приемлемом для нас уровне и в рамках тех долгосрочных прогнозов, на которые мы ориентировались. Поэтому тут каких-то принципиальных изменений не произошло. Задача наращивания мощностей по производству поликремния по-прежнему актуальна.

- Если по всем основным производствам есть довольно уверенные прогнозы по загрузке мощностей, то в чем неясность относительно портфеля заказов на 2009 год, о которой Вы говорили?

- Пока нет заказов для полной загрузки радиохимического завода на предстоящий год. Также не определены сроки остановки реактора АДЭ-2. До сих пор в связи с кризисом нет ясности, будут или нет рейсы с ОЯТ из Украины и Болгарии. А все эти статьи составляют весьма существенную часть наших доходов. в этом нет ничего необычного,
как правило, ясность появляется ближе к апрелю.

- Росатом сегодня много внимания уделяет созданию единого корпоративного духа атомной отрасли. Наш комбинат вошел в десятку предприятий, на которых планируется отработать внедрение «Кодекса деловой этики». Ваше личное отношение к этическому кодексу атомщика: что допустимо, а что решительно неприемлемо?

- Можно понять все, за исключением лжи. Это то, что я категорически не приемлю и никогда не пойму - человеческую ложь. Потому что мы работаем на ядерноопасном предприятии, и вы знаете, что существует практика: произошло какое-то событие - честно расскажи о нем, чтобы можно было нормально и спокойно принять правильное конструктивное решение и выправить ситуацию. Всякие случайности могут произойти, могут быть ошибки персонала, но об этом надо честно говорить, потому что за этим иногда стоит человеческая жизнь и здоровье. Эта практика в отрасли сложилась, это культивируется, и это - основное.

- А как идут работы по тем направлениям, которые Росатом обозначил для нашего предприятия как перспективу? Что сейчас делается по созданию ОДЦ?

- Работы идут полным ходом. Сейчас ведутся и завершаются научно-исследовательские работы в отраслевых институтах и на площадке ГХК, в том числе и в горячих камерах. есть уже определенные результаты и это вызывает обоснованный оптимизм в том, что те стратегические цели, которые мы сегодня связываем с созданием ОДЦ, будут достигнуты. Мы понимаем, что технология есть технология - надо пройти определенный этап, чтобы было четкое понимание. все директивные сроки в основном на сегодня выдерживаются. Нам бы хотелось, чтобы все двигалось быстрее, потому что этот мини-завод по переработке ОЯТ очень нужен. И нашим работникам, и стране, и отрасли.

- Как развивается ситуация вокруг строительства завода по производству гранулята для МОКС-топлива?

- По МОКСу ситуация развивается достаточно быстро. Сейчас уже проект сетевого графика находится на согласовании и утверждении. Предпроектные работы ведутся, ВНИПИЭТ - головной институт, приступил к проектированию технологической цепочки и компоновки завода. На базе этой документации будут выданы технические условия для проектирования основного оборудования. Более того, ГХК уже приступил к подготовке того места, где будет располагаться завод. Причем работы, которые мы делаем, ведутся собственными силами. Потому что мы понимаем: это для нас приоритетное направление, и, несмотря на то, что финансирование еще готовится, мы уже работаем, по существу, авансом.

- Наиболее острый вопрос- темпы строительства «сухого» хранилища. Сколько тамсегодня работает человек? Как задействованы в работах СМУ УССТ№9?

- На сегодняшний день на стройке 514 человек. Это неплохой показатель, мы набираем темпы. Появилась уверенность, что где-то в марте новый генеральный подрядчик полностью развернется. Сегодня монтируются краны, наращиваются объемы производства бетона, наращивается численность людей. есть высокая степень уверенности, что обозначенные сроки будут выдержаны, а это завершение строительно-монтажных работ первого пускового комплекса в 2009 году. На сегодня выполнен большой объем задельных работ, то есть подготовка и наращивание арматуры. Ждем тепла. Сегодня заливка бетона ведется по технологии с подогревом, и это сдерживает. Но когда к лету потеплеет, тогда начнется то, что строители любят называть «праздником большого бетона»: с марта по сентябрь надо выполнить максимум  строительно-монтажных работ. На конец мая намечен монтаж первой фермы перекрытия и завершение строительно-монтажных работ в административно-бытовом корпусе - это реперные точки, которые позволят говорить о том, что мы набираем нужные темпы. Уже завозится под монтаж оборудование. Мы рассматриваем вопрос о привлечении специализированных организаций, которые участвовали в монтаже аналогичного оборудования на Ленинградской АЭС.

Что касается УССТ-9, то на те работы, на которые они согласны генподрядчик их берет, и сегодня на «сухом» хранилище работают несколько СМУ. Но они идут только на те работы, которые, по их мнению, выгодны, от того, что кажется им невыгодным, они отказываются. Также сегодня очень много привлекается строителей из Красноярска, которые согласны работать за те деньги, которые выделяются по федеральной целевой программе. И это предложение будет расти - на рынке строительства кризис. единственное, чего он не коснется, и руководство Росатома об этом уверенно заявляет - это ядерная и радиационная безопасность, так что в части строительства «сухого» хранилища секвестра не ожидается.

- У нас есть еще один объект, без которого не обойдется ни замкнутый, ни открытый ядерный топливный цикл - объект окончательной изоляции. Как обстоят дела с «подземной лабораторией»?

- Эта работа входит в ФЦП ЯРБ, но - необходимо понимать, что этот процесс очень длительный. Ну, например, американцы в Юкка-Маунтин приступили к работам в 1980-х годах, планировали в 1997 году запустить это подземное хранилище ОЯТ в пустыне штата Невада, недалеко от Лас-Вегаса. а сегодня они обозначают 2017 год, и уже есть уверенность, что и этот срок не будет выдержан, а отодвинется еще дальше. Подземная лаборатория подразумевает на начальном этапе исследование тела гранитоида, выбуривание скважин, исследование кернов, геофизические и гидрогеологические исследования. Только после этого мы будем приступать к созданию этой лаборатории, и эта работа рассчитана на десятилетия. Разумеется, проектирование идет, внешние контуры, как это будет примерно выглядеть – все это есть.

- А какие у нас перспективы по служебному жилью? Жилой дом сдан еще в конце прошлого года, почему не заселяется?

- Действительно, в прошлом году мы предприняли серьезные усилия для того, чтобы сдать оставшиеся три подъезда жилого дома №72 по улице 60 лет ВЛКСМ, и мы ввели их в конце года в эксплуатацию. В соответствии с колдоговором, 20 квартир оставлено в резерве для обеспечения жильем приглашаемых на комбинат специалистов, в том числе и молодых специалистов после окончания института. Остальные 87 квартир будут распределены, и прошедшие четыре недели жилищно-бытовая комиссия, в которую входят представители администрации и профсоюза предприятия, занималась их распределением. Главное, чтобы эти квартиры были распределены справедливо и в соответствии со всеми действующими законами.

- Какие еще есть возможности по жилью? Будем дальше строить?

- Во-первых, на подходе около 60 квартир вторичного жилья, которое появится после оформления договоров с жильцами первых четырех подъездов. Эти квартиры будут переведены в служебное жилье и распределены между работниками комбината. Во-вторых, мы сегодня выводим одно общежитие на капитальный ремонт. Мы планируем
сделать из него «малосемейное» жилье, для работников ГХК. Это также будет служебным жильем. И в этом направлении мы продолжим двигаться, потому что из тех четырех общежитий, которые есть у нас в наличии, примерно половина заселена людьми, которые, как оказалось, не имеют к Горно-химическому комбинату никакого отношения. Плюс есть еще недостроенное здание на улице Матросова, мы сейчас проводим там обследование и проектирование, с тем, чтобы перепланировать его под жилье для молодежи комбината.

- Еще об удобстве жизни: как продвигаются дела с обустройством автостоянки возле платформы электрички?

- Я об этой проблеме узнал с того момента, как приехал на комбинат. К сожалению, документов, подтверждающих, что стоянка, которая есть возле касс, принадлежит ГХК, мы найти не смогли. Поэтому еще до колдоговорной конференции я дал команду ПКЦ проработать возможность построить новую стоянку у перрона электрички. И как только потеплеет, мы сделаем стоянку на 130 автомобилей для работников ГХК.

- Как-то доступ на эту стоянку будет регулироваться, может быть, по пропускам?А то посторонних машин наставят.

- Здесь, я считаю, должен подключаться профсоюз, трудовой коллектив. Меня попросили организовать стоянку - я это сделаю. а уж остальное, пусть подключается общественность, чтобы там была стоянка только для автомобилей специалистов, уезжающих в «гору», а остальные, парковались бы в другом месте.

- Теперь о тех, кто добирается до платформы на автобусах: удалось ли решить вопрос с графиком движения автобусов ПАТП?

- Мы пытались взаимодействовать с ПАТП города. К сожалению, конструктивного диалога не получилось, поэтому я дал команду проработать вопрос о доставке людей нашим транспортом. Мы уже запустили по трем основным маршрутам служебные автобусы, но их наполняемость оставляет желать лучшего: по одному маршруту - три человека, по второму - 7, по третьему - 11. То есть совершенно спокойно люди могут уехать на автобусах ПАТП города Железногорска. Мы, конечно, поизучаем еще эту проблему, но пока желающих уехать мало. Какое-то время наши автобусы походят, и если наполняемость будет такой же низкой, мы просто их снимем с маршрута.

- О красоте. Когда сдавали ЗПК, то большое внимание было уделено внешнему и внутреннему виду завода, и сегодня уже понятно, что это было правильное решение. Есть ли планы относительно реконструкции и обновления интерьеров в подземной части?

- Еще год назад я дал ПКЦ задание разработать проект по модернизации центрального портала в «горе». Свои предложения по дизайну выдал ОВЭД, довольно интересные предложения. Но ПКЦ в связи с большой загруженностью постоянно откладывал эти работы. Недавно я напомнил о необходимости сделать проект, и М.Я.Исаев плотно занимается этим вопросом.

- Сегодня активизировалась работа по формированию Красноярской агломерации-2020. Как Вы видите участие в этом процессе ГХК и Росатома?

- Мы считаем возможным рассмотреть целесообразность включения ЗАТО Железногорск в Красноярскую агломерацию. Закон о ЗАТО никто не отменял, и открывать город никто не собирается. Тем не менее, мы готовы рассмотреть целесообразность, мы не против создания рабочей группы, с обязательным участием Росатома, с особым статусом для Железногорска как ЗаТО в агломерации. После этого, по результатам работы рабочей группы, если мы посчитаем целесообразным, то направим обращение к губернатору Красноярского края, и губернатор будет дальше его рассматривать.

- А какие варианты могут быть по использованию железной дороги для организации пассажирского сообщения Железногорск-Красноярск?

- Вариант один: железная дорога на балансе ГХК была, есть и будет. Приоритеты ГХК были, есть и будут - ради этого строились комбинат и город. Ситуация сохраняется, статус этой железнодорожной ветки сохраняется. Тем не менее, мы готовы оказать помощь в перевозке жителей Железногорска, но для этого нужны серьезные вложения в модернизацию инфраструктуры. Потому что требования для перевозки пассажиров несколько отличаются от перевозки грузов. Цена вопроса около 1,2 млрд рублей. Если такие деньги найдутся, то мы готовы их вложить, провести модернизацию и организовать перевозки - сами, своими силами. Именно потому, что есть приоритет движения наших грузов, и только мы знаем эту информацию и умеем управлять этим процессом.

- Петр Михайлович, Вы уже «бывалый» железногорец, чего лично Вам, может быть, не хватает в городе?

- Знаете, я сторонник такого подхода: если чего-то не хватает, если возникает проблема, то ее надо брать и решать. Слишком много в нашем городе говорят про проблемы, но мало что делают. Замерзали в прежние годы жители города в своих квартирах при температуре ниже минус 20 градусов - мы провели в этом году реконструкцию нашей СТС, обеспечив заодно энергетическую безопасность города. Нет жилья у людей - мы запускаем целую программу по служебному жилью, достраиваем дом, проводим реконструкцию общежития и т.д. Не хватало в городе новогоднего настроения - мы закупили современную иллюминацию для нашей елки, и весь город целый месяц радовался вместе с нами и фотографировался около нее. Каждый на своем месте должен быть патриотом, любить свой город. Когда человек любит свой город, то, видя проблему, старается ее решить, а не ждет, когда упадет манна небесная. Вот такой мой подход - не надо искать виноватых, надо поменьше критиковать, но побольше делать для своего города.

Ключевые показатели эффективности предприятия на 2009 год

Руководство ГК «Росатом» определило для Горно-химического комбината пять целевых
значений ключевых показателей эффективности, которые коллектив предприятия должен достичь в 2009 году:

1. Доход организации (рост объемов деятельности);

2. Сокращение постоянных затрат (структурное сокращение и контроль издержек) на 15%;

3. рост производительности труда (рост эффективности работы персонала) на 12,5%;

4. доля специалистов моложе 35 лет (развитие трудового потенциала, обеспечение преемственности персонала) на 26,5%;

5. Не ухудшение параметров безопасности по сравнению с предыдущим периодом (выполнение обязательств перед обществом по безопасному ведению бизнеса).


Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=1714