Вернадский и Хлопин: наброски духовного портрета
Дата: 28/10/2005
Тема: Время и судьбы


Е.А.Шашуков, директор музея ГУП НПО «Радиевый институт им.В.Г.Хлопина»

В истории науки имеется ряд примеров тесного содружества выдающихся ученых, которое строилось как на основе общих научных интересов, так и на единстве взглядов и подходов в оценке людей, событий, а также на глубоком интересе к достижениям общей культуры. Яркий пример такого содружества дают выдающиеся ученые нашей страны: академики Владимир Иванович Вернадский (1863–1945) и Виталий Григорьевич Хлопин (1890–1950).

В 1914 году отец Виталия Григорьевича – известный русский гигиенист Григорий Витальевич Хлопин – рекомендовал сына своему товарищу студенческих лет, тогда уже известному академику Вернадскому для работы в Минералогической лаборатории Геологического музея Российской академии наук. Владимир Иванович высоко оценил способности молодого человека к научным исследованиям. С тех пор творческое сотрудничество этих замечательных ученых продолжалось более 30 лет.

Учитель и ученик были соратниками и единомышленниками на длительном пути становления и развития в России науки о радиоактивности. Их тесное творческое общение имело место в различных областях этой науки. С именами Вернадского и Хлопина связано прежде всего становление и развитие отечественной радиохимии и радиогеохимии. Они явились соавторами большого количества работ в области поиска в нашей стране радиоактивных элементов и гелия, установления законов поведения радионуклидов в искусственных средах и природных образованиях, определения радиоактивными методами возраста геологических формаций и т.д.

Весомым результатом активной организаторской деятельности Вернадского и Хлопина явилось создание в 1922 году Радиевого института, становлению и развитию которого они отдали много здоровья и сил. Время показало обоснованность комплексного характера развития института по пути радиохимии, ядерной физики и радиогеохимии.



В.И.Вернадский

Вернадский и Хлопин стояли у истоков российского атомного пути, что в 40-х годах при участии большого коллектива ученых, инженеров и специалистов многих организаций и учреждений страны, в том числе и Радиевого института, привело к созданию советского атомного проекта.

Конечно, само появление таких личностей, как Вернадский и Хлопин, на шкале равномерно текущего времени неравномерно. Оно связано с определенными периодами в истории, когда после относительного затишья происходят активные процессы, которые Л.Гумилев называл «пассионарными толчками». Это сродни таким физическим процессам, как, например, молнии, которые вспыхивают после накопления определенных зарядов. Или крупным открытиям, которые рождаются на подготовленной почве после накопления определенной суммы знаний.

На эту тему еще ранее Гумилева говорил Вернадский. Так, в письме жене от 27.08.1895 г. он писал: «Удивительно мало и редко видишь талантливое... Любопытна причина... волн в талантливости людей... Какое-то периодическое течение можно заметить в творчестве научном, общественном, художественном». Можно, вероятно, предполагать, что, несмотря на большое различие в возрасте (а их разделяло 27 лет), и Вернадский и Хлопин были на гребне растянутого по времени «пассионарного толчка», который тогда наблюдался и в общественной жизни, и в естествознании. Этот толчок в естествознании был связан, в частности, с открытием явления радиоактивности, которое привело к коренному пересмотру представлений об окружающем нас мире. Он вызвал к жизни многих талантливых людей и среди них, в России – Вернадского и Хлопина. Но чтобы эта талантливость в определенные периоды истории могла проявить себя, нужно, чтобы была подготовлена благоприятная почва – условия воспитания и образования, как на государственном, так и более локальном уровне.

Большое влияние на формирование взглядов и жизненных позиций, как Вернадского, так и Хлопина, оказали их родители и близкие – люди весьма незаурядные.

Отец Вернадского – Иван Васильевич – профессор политэкономии, преподававший в ряде учебных заведений, в том числе в Александровском лицее, был мудрым наставником сына. Хорошим подспорьем явилась его богатая библиотека и фонды книжного магазина, где отец одно время работал.

Большое влияние оказал на Вернадского его дядя – Евграф Максимович Короленко. Совместные прогулки с рассказами о небе, о звездах, о Млечном пути, космосе будили юношескую фантазию.

«Никогда не забуду того влияния и того значения, какое имел для меня этот старик в первые годы моей умственной жизни» – говорил Вернадский. Отец, и мать – Анна Петровна – любили культуру Украины. Это передавалось и детям.

Глубокий след оставило в 12-летнем юноше путешествие всей семьи Вернадских по многим странам Европы: Австрии, Италии, Швейцарии, Франции, Чехословакии, Германии...

Отец Виталия Григорьевича Хлопина – Григорий Витальевич – также сделал очень много для воспитания обоих своих сыновей – Виталия и Николая. Постоянно заботилась об их духовном развитии и мать – Екатерина Александровна. Теплое и благодарное отношение к родителям сохранялось у Виталия Григорьевича всю жизнь.

И Вернадский, и Хлопин получили хорошее образование. В юные годы Вернадский очень много читал, но учился с некоторой ленцой. Он сам говорил о себе: «Хотя и читал очень много, но учиться не любил... Я сидел над книгой, точно готовясь учиться, а фантазия моя в это время витала Бог знает где...». Однако по выпуску из 1-й Петербургской гимназии Вернадский был восьмым, что было вовсе не так уж плохо, учитывая очень сильный состав класса.

Что же касается Хлопина, то он с юных лет учиться любил и учился блестяще, был исключительно целеустремленным. Виталий Григорьевич, в частности, окончил с золотой медалью 12-ю Петербургскую гимназию.



В.Г.Хлопин и сотрудники лаборатории Л.А.Чугаева

Особенно плодотворным было для обоих время обучения в С.-Петербургском университете. И во времена Вернадского, и в период обучения Хлопина в университете был очень сильный состав преподавателей. В 80-х годах XIX века, когда учился Вернадский, здесь был сосредоточен почти весь цвет русской научной мысли: Менделеев, Меншуткин, Докучаев, Сеченов, Бутлеров, Бекетов и др.

Особенно большое влияние оказал на Вернадского В.В.Докучаев. Работая ряд лет под его непосредственным руководством, Владимир Иванович учился целостному подходу в изучении природы.

А в начале XX века, когда учился Хлопин, такими замечательными учителями были Чугаев, Фаворский, Тищенко, Боргман, Хвольсон и др. Работа у Льва Александровича Чугаева в области химии комплексных соединений воспитала у Хлопина глубокое химическое мышление и вкус к эксперименту, что сохранилось у него на всю жизнь. Ему передались и незаурядные педагогические способности Чугаева, и его высокая ответственность не только в научной, но и в преподавательской и популяризаторской деятельности. К популяризаторской деятельности Виталий Григорьевич относился очень серьезно, считая ее своего рода «просветительской» работой среди широкой публики.

С 1915 года главным кумиром и наставником Хлопина стал Владимир Иванович Вернадский. Это определило всю дальнейшую судьбу Виталия Григорьевича.

Нельзя не отметить, что студенческая жизнь того периода времени, когда учились Вернадский и Хлопин, характеризовалась высокой активностью различного рода кружков, обществ, клубов, что формировало прогрессивные взгляды и позиции молодых людей.

В период учебы Вернадского такую роль играло студенческое научно-литературное общество, которое просуществовало с 1882 по 1887 год. Оно явилось школой формирования самостоятельного научного и общественного мышления, приобщения и к науке, и к общественным проблемам.

В феврале 1886 года было создано «Братство» студентов-единомышленников, активным членом которого явился Вернадский. Принципами «Братства» были следующие: больше работать, меньше потреблять на себя, чужие беды считать своими, способствовать просвещению народа. Эта программа выполнялась им и его друзьями Шаховским, братьями Ольденбургами, Гревсом, Красновым и др. в течение многих лет их жизни. Последнее заседание отдельных членов «Братства» было в 1921 году.

В период учебы Хлопина при лаборатории Л.А.Чугаева действовал студенческий клуб, который в шутку называли «Пиккадили». Здесь проводились оживленные беседы, вспыхивали жаркие споры. В этих встречах участвовал и их любимый учитель и наставник.

И Вернадского, и Хлопина характеризовала с молодых лет исключительная скромность в решении личных житейских проблем. Главным для них была духовная жизнь.

Дочь Вернадских Нина вспоминала о родителях: «Вообще мои родители любили все простое. Когда они женились, они купили самую простую мебель, какую могли найти. Одевались они тоже просто, и мама покупала самую простую и дешевую одежду и очень огорчалась, если я покупала себе что-нибудь дорогое. Это не то, что они жалели деньги. Книги, например, покупались за любую цену. Идея всего простого была идеей их «Братства», также как и идея свободы».

Скромность личных потребностей отличала и Хлопина, в том числе, когда он был уже известным ученым и заместителем директора Радиевого института. В ответ на заботу Вернадского о его здоровье Хлопин писал в письме от 18.08.37 г.: «Я считал бы для себя крайне неудобным, если бы Вы стали ходатайствовать о предоставлении мне бесплатного места в доме отдыха. Я Вам очень благодарен за Ваше намерение, но очень прошу не приводить его в исполнение». В одежде Хлопин любил неброские, темные костюмы, часто старомодные – писала в своих воспоминаниях А.С.Старик.

Что касается Вернадского, то он также одевался просто, а в зрелые годы, как пишет Г.Аксенов, «носил подчеркнуто «старорежимную» одежду. На одной фотографии снят даже с галстуком, завязанным большим бантом, что никогда не делал в молодости».

Глубоко заботило и Вернадского, и Хлопина сохранение индивидуальности творчески одаренных людей. Главная опасность различный объединений (союзов, обществ) говорил Вернадский – это стирание индивидуальности в едином, внутри которого человеку хорошо.

Нельзя стеснять свободу и излишне ее регламентировать. Вернадский говорил: «...может быть та дисциплина, та школа научная, создать которую стремишься теперь, вредна для дальнейшего развития...».

Поддержка индивидуального начала характеризовала и Хлопина. «Он никогда не давил ни своей ученостью, ни своим авторитетом...» – вспоминали, в частности, Г.М.Толмачев и В.И.Гребенщикова.

Нельзя, конечно, не сказать о чисто человеческих качествах этих выдающихся ученых, которые были присущи им с молодых лет.

Все, кто вспоминает Виталия Григорьевича, отмечают его исключительную вежливость и внимательность к окружающим. Об этом пишут сотрудника Радиевого института – В.Р.Клокман, Г.М.Толмачев, В.И.Гребенщикова, М.А.Толстая, Н.Г.Розовская, А.А.Гринберг, А.Г.Самарцева и др. Но в то же время Виталий Григорьевич был человеком очень принципиальным. Как пишет А.А.Гринберг: «Если он считал, что кто-нибудь поступает неправильно, он не стеснялся выражать свое мнение по этому поводу и иногда в весьма резких выражениях». Но чаще он делал это (как вспоминает В.Р.Клокман) с помощью одной интонации, с какой он обращался к Вам, называя вас вдруг «сударыня».

Ровным нравом, голубыми внимательными глазами, приветливостью и доброй улыбкой отличался, как пишет Г.Аксенов, Владимир Иванович Вернадский. Д.Наливкин вспоминал о Вернадском: «Обыкновенно он был мягок и поразительно вежлив. Казалось, что он боялся сказать вам хоть одно неприятное слово... Но когда было надо, эта мягкость сменялась железной твердостью. Владимир Иванович становился непреклонным и неумолимым, но грубым он не был никогда».

Нельзя не сказать о том, что и Вернадский, и Хлопин были окружены вниманием, заботой и поддержкой своих жен, которая была сродни самопожертвованию. Так, дочь Вернадского – Нина пишет: «Я думаю о том, что все восхищаются отцом, но мало где кто-нибудь упоминает роль моей матери. Она была бесконечно скромна... во всех смыслах отводила себя на задний план. Но если бы не она, кто знает – достиг ли бы отец того, что он достиг?... Она была совершенно необыкновенная женщина, громадной силы духа и любви...».

На начальных этапах своего творческого пути Вернадского часто одолевали сомнения в своих силах и возможностях. Наталья Егоровна старалась убедить его в обратном. Она писала: «Твое настроение безверья к себе я не люблю. Оно мне всегда кажется слабостью. Я люблю, когда интерес к миру и мысли увлекают тебя...».

В одном из писем Вернадский писал жене: «Правда – меня мало интересуют многие мелочи жизни, и я стремлюсь и стремился к умственной жизни». На что Наталья Егоровна ответила: «...глубоко захватывающее житейское тебя оставляет холодным, и в этом для меня что-то непонятное, непоследовательность какая-то. В этом у тебя проявляется какой-то узкий рационализм...».

Она не стеснялась сказать ему прямо и о сугубо земных проблемах и его обязанностях перед семьей: «...мне ясно, что тебе совсем недостает ясного, прямого взгляда на наши финансовые дела. Чем мы будет жить эту осень? Я живу в долг... Меня положительно тяготит, что мы все живем выше средств и понемногу растрачиваем имение. Я считаю это неразумным и нехорошим».

Замечательным человеком, мудрой женой была и Мария Александровна – верная спутница жизни Виталия Григорьевича. Племянница Хлопина В.Л.Мончак вспоминает: «Мария Александровна была мягка, добра, ласкова. Она была прекрасной хозяйкой...».



В.Г. и М.А.Хлопины

Квартира Хлопиных на Большой Зелениной была всегда открыта и для родных, и для друзей, и для товарищей по работе, независимо от их возраста и положения.

И Вернадского, и Хлопина отличало трогательное и глубокое отношение к природе, к жизни во всех ее проявлениях. Нина Владимировна, вспоминая об отце, писала: «Он так любил все живое – зверей, цветы, лес, ковыль, степи, небо и звезды. Сейчас вспоминаю, как он постоянно учил меня любить и быть бережной со всем живым… всякое бессмысленное уничтожение жизни и живого для него было болью».

Что касается Виталия Григорьевича, то он очень любил гулять по лесу, собирать грибы. Из цветов предпочитал, как он говорил, «пахучие», такие как сирень и пионы. Сирень в последнее лето его жизни бурно цвела, что очень радовало Хлопина. Настольной книгой Виталия Григорьевича был атлас бабочек (авторы – Холодковский и Гофман).

И Вернадский, и Хлопин были людьми разносторонними. Они не замыкались в рамках науки, любили природу, поэзию, живопись, музыку. И не только для отдыха, а черпали в них творческое вдохновение, искали ответа на извечные вопросы человечества.

Виталий Григорьевич обладал и личными незаурядными способностями: он имел приятный бас, хорошо пел. В частности, очень любил исполнять арию Варяжского гостя из оперы «Садко» («О скалы грозные дробятся с ревом волны...»). Любил и хорошие легкие песни. Часто напевал, как вспоминал Д.С.Николаев, песню из кинофильма «Волга-Волга»: «Удивительный вопрос – почему я водовоз...», хорошо танцевал, имея хорошую дикцию, исполнял роль суфлера, играл на рояле... Личное участие в самодеятельности и «капустниках» доставляло Виталию Григорьевичу большое удовольствие.

Что касается Вернадского, то он делал попытки сочинять стихи. В 17 лет он написал стихотворение «Украина родная моя сторона...». Собирался, но не написал философскую стихотворную драму. Он высказывал сожаление, что не получил специального музыкального и художественного образования. Особенно волновала Вернадского проблема взаимоотношения научного и художественного познания, взаимосвязи науки и искусства. Он неоднократно отмечал общие черты в самом процессе творчества ученого и художника, ссылаясь, в частности, на примеры Платона, Леонардо да Винчи, Гёте, которые сочетали в своей деятельности оба начала, отдавая дань и разуму, и чувствам.

Эпиграфом к первой части своей книги «Биосфера» Вернадский поставил слова горячо любимого им поэта Ф.И.Тютчева: «Невозмутимый строй во всем, созвучье полное природе». Философский строй мысли, ощущение природы, чувство Космоса в поэзии Тютчева были близки Вернадскому. На протяжении всей своей жизни он неоднократно обращался к тютчевской поэзии.

В книге о живом веществе Вернадский отражает идеи и настроения поэтов и писателей, адекватные научным концепциям, в частности, мыслям Омара Хайяма о взаимосвязи и взаимопревращении живого и косного вещества:

«Я видел на нашем базаре вчера
Топтавшего глину ногой гончара,
И слышал я глины печальный упрек:
Была гончаром я. О, как ты жесток».

Или в другом стихотворении:

«До нас, как и ныне, сменялись и зори и ночи,
И небо, как ныне, свершало свой круг вековой.
Ступай осторожней на пыльную землю ногой.
Ты топчешь не пыль, а прекрасной красавицы очи».

Из русских писателей Вернадский любил А.И.Герцена, Л.Н.Толстого, драматурга А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова. Причем, по его признанию, Достоевского и Чехова он оценил только в зрелом возрасте. В Достоевском он нашел созвучие своим размышлениям о самых общих, вечных вопросах бытия. Говоря об одной дорогой ему мысли великого писателя, он пишет: «В жизни человека иногда настоящей жизнью является один миг. Но из-за этого мига, какую бы разнообразную форму он не принял... вся жизнь человека приобретает иной смысл. Этот миг... есть часть того вечного, что строит сущность живого вещества, одним из проявлений которого мы являемся».

Можно с уверенностью сказать, что Владимиру Ивановичу очень бы понравилась песня из кинофильма «Земля Санникова», где есть такие слова:

«Есть только миг между прошлым и будущим,
И этот-то миг называется жизнь».

Любил Вернадский родную ему украинскую литературу, любил многих западноевропейских писателей и поэтов. Особый интерес он проявил к Гёте, который сочетал в себе начала естествоиспытателя и поэта.

Вот пример понимания природы у Гёте в стихотворении «Эпиремма»:

«Мирозданье постигая,
Все познай, не отбирая:
Что внутри, во внешнем сыщешь,
Что вовне, внутри отыщешь.
Так примите без оглядки
Мира внятные загадки,
Нам в правдивой лжи дано
Жить в веселье строгом;
Все живое – не одно,
Все живет во многом».

Очень интересную и глубокую мысль высказывает Вернадский, рассуждая в письме жене о таких жанрах, как сказка и комедия: «...мне всегда много дает комедия, так как это – вместе со сказкой – единственная форма, которая даст тебе понятие о духовной жизни человечества при самых различных исторических условиях... И она дает чувство единства и чувство того, что исторический «прогресс» в значительной степени иллюзия, то есть что-то более общее, глубокое, которое не порождается, а постоянно всюду неизменно проходит во всем разнообразии кажущихся явлений…».

Одним из любимых писателей Виталия Григорьевича Хлопина был И.С.Тургенев, в частности (по воспоминаниям В.Л.Мончак), он очень любил тургеневские «Записки охотника».

Виталий Григорьевич и Мария Александровна часто посещали выставки в Академии художеств, Русский музей, Эрмитаж.

Глубокий интерес к изобразительному искусству проявлял и Вернадский. Он восхищался богатством Третьяковской галереи. В заграничных поездках посетил многие зарубежные музеи, художественные выставки. Придавал величайшее значение памятникам древнего искусства для развития культуры нашего времени.

Объединял Вернадского и Хлопина большой интерес к музыке. В.Л.Мончак вспоминает, что Виталий Григорьевич «любил музыку, как классическую, так и легкую. Посещал и оперу и музкомедию, часто бывал в филармонии. Он считал, что Ленинградский симфонический оркестр – один из лучших в мире и что нигде так хорошо не звучит музыка Вагнера, как в исполнении этого оркестра, в особенности «Лоэнгрин», «Тангейзер». Это были его любимые вещи». Любил музыку Вагнера и Вернадский, который считал ее очень мужественной музыкой. Он писал Наталье Егоровне в 1900 году из Парижа: «...был в опере на «Валькирии» Вагнера. В общем на меня произвело сильное впечатление – очень мужественной музыки, и мне бы хотелось еще раз слышать и чтобы понять и пережить то, что в первый раз отзывалось в моей душе большими штрихами».

И в том же году он писал из Гааги: «Вчера был в концерте в церкви – некоторые вещи на меня произвели сильное впечатление, особенно арии Баха... Я совсем начинаю увлекаться музыкой – хочется ознакомиться с ее теорией и историей».

Об этих замечательных людях можно было бы говорить еще долго и много, но, наверное, даже из этого краткого рассказа, из этих набросков видно богатство их духовного портрета, единство рационального и эмоционального начал в жизни этих ученых.

Журнал «Атомная стратегия» № 11, июнь 2004 г.





Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=170