Большой объем строительства в 50-70-е годы в СССР, освоение крупнейших месторождений полезных ископаемых, находившихся на обширных малонаселенных территориях, уникальный опыт в технике проведения крупномасштабных взрывов химических ВВ создали широкие предпосылки для успешного применения подземных ядерных взрывов в промышленных целях в нашей стране.
По мере расширения ядерной деятельности и приближения к ядерному паритету СССР и США, (т.е. после решения жизненной для государства задачи создания необходимого ядерного арсенала) экологические проблемы проведения ядерных испытаний стали приобретать все большее значение. Это выразилось, в первую очередь, в заключении Договора 1963 г. о запрещении ядерных испытаний в трех средах - в атмосфере, в космосе и под водой, и переходе только к подземным испытаниям. Этот же подход стимулировал и ответственное отношение к проектам мирного (народно-хозяйственного) использования ядерных взрывов, ограничив реальные проекты в основном использованием подземных ядерных взрывов.
Переход к подземным взрывам как в военных, так и в мирных целях, кардинально изменил экологические требования к местам (территориям, участкам, площадкам) их проведения и выдвинул новые экологические требования к редакциям экспериментов.
В условиях подземных взрывов:
• световое воздействие и действие ионизирующих излучений реализуются под землей;
• место ударной (воздушной) волны заняло сейсмическое воздействие на сооружения с его сложной геометрией, отражающей геологическое строение региона, но меньшего радиуса действия;
• важное значение приобрело разрушение массива пород на глубинах вплоть до 1 километра с критическим параметром - нарушением движения подземных вод;
• место наземного стока вод - переносчика радионуклидов - заняли подземные воды, в том числе глубинные, с их значительно большей неопределенностью как по направлению, так и скорости движения;
• появилась необходимость учета возможности наличия полезных ископаемых в зоне подземного радиоактивного загрязнения;
• появилась проблема несоответствия размеров отчуждаемых земель (угодий) реально загрязненных территорий на поверхности (участков) и объемов отчуждаемого горного блока (горного отвода) под землей;
• вероятные аварийные радиоактивные проявления на дневной поверхности имеют большую неопределенность (хотя несравненно меньшую значимость), чем при наземных взрывах.
С учетом этих факторов был постепенно сформулирован новый перечень условий экологической безопасности, который учитывался при проектировании и проведении подземных ядерных взрывов. Работы предусматривали:
• Выбор горных условий (тип горной породы и строение массива) и конструкции горной выработки в ней, исключающие выход радиоактивных продуктов на дневную поверхность (кроме РБГ) и в быстро движущиеся подземные воды. Установление размеров конфигурации горного отвода для проведения подземного ядерного взрыва таким образом, чтобы за его границами не превышались нормативы радиоактивного загрязнения вод и породы.
• Выбор участка горного отвода в месте, не содержащем потенциальных запасов полезных ископаемых, в том числе питьевых (пресных) вод.
• Проведение взрывов на сейсмически безопасном расстоянии от жилых зданий, населенных пунктов и промышленных объектов.
• Установление на период проведения взрыва санитарно-защитной зоны в радиусе и секторе, соответствующим потенциально возможной максимальной аварии с выходом радиоактивных продуктов на дневную поверхность через комплексы или трещины в грунте. С целью исключения проброса высокотемпературной плазмы по стволу штольни или скважины и удержания избыточного давления после образования полости и недопущения ее обрушения устанавливался забивочный комплекс .
Планирование мероприятий по дезактивации, консервации или отчуждению этой территории:
Так ПЯВМЦ на объекте "Кристалл"был произведён 2 октября 1974г. мощностью 1, 7 килотонны. Длина маршрута радиоактивного облака составила 1700 км. Облако прошло над Жиганском, обогнуло Тикси, прошло Новосибирские острова и через территорию Анабарского улуса попало в Оленекский улус. Сегодня зону в 300 м в диаметре от "Кристалла " и 2, 5 км от "Кратона-3 " в Удачном называют зоной "мёртвых лесов ". Здесь приборы фиксируют 60 микрорентген в час, а в городе - 10. Хотя специалисты считают, что серьёзной опасности нет, но должны быть предусмотрены определенные ограничения на сбор дикорастущих плодов и растений, т. к. в почве находится стронций-90 и плутоний, которые при попадании в организм человека не выводятся из него.
Главной целью программы являлось комплексное решение проблемы обеспечения радиационной безопасности населения автономного округа, направленное на снижение до социально – приемлемого уровня риска радиационного воздействия на человека и среду его обитания.
Одной из задач Программы предусматривалась паспортизация мест проведении подземных ядерных взрывов на территории автономного округа,организация вокруг них зон наблюдения с ограничениями в режимах хозяйственного использования и осуществления в них периодического радиационного контроля по разработанному регламенту.
Поэтому в числе основных показателей программы предусматривалась разработка радиационных паспортов мест проведения подземных ядерных взрывов на территории автономного округа, организация вокруг них зон наблюдения с ограничениями в режимах хозяйственного пользования. При этом радиационно-гигиеническая паспортизация служит в качестве информационной основы для планирования и проведения обоснованных мероприятий по снижению доз облучения граждан и включение в нее процедур информационного обеспечения функционирования региональных систем контроля доз и контроля источников.
Однако анализ функционирования эколого-правовых механизмов, формируемых в отдельных субъектах Российской Федерации, не дает общей картины нормативно - правового регулирования экологической реабилитации объектов МЯВ на территории Российской Федерации в целом. Пробел отчасти восполняется изданием Федеральным медико-биологическим агентством, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по атомной энергии монографии «Современная радиоэкологическая обстановка в местах проведения мирных ядерных взрывов на территории РФ»
[8] (см. Современная радиоэкологическая обстановка в местах проведения мирных ядерных взрывов на территории РФ» (2005г.) и анализом специалистов - экологов эколого-правовой ситуации, сложившейся в связи с проведением серии ПЯВМЦ на территории Астраханской области
[9]В период 1980-84г. методом камуфлетных ядерных взрывов в соляно-купольных поднятиях было создано 15 подземных емкостей (ПЕ)объемами от 15 до 40 тыс.куб.м каждое, местом проведения которых было Астраханское газоконденсатное месторождение (АГКМ), расположенное в 40 км на северо-восток от г.Астрахани. С помощью 15 ядерных взрывов в соляной толще было создано 15 подземных емкостей-хранилищ (ПЕ) для газового конденсата.
Из 15 ПЕ к 1990г. 13 емкостей уменьшились в объемах в 4-10 раз и по заключению технической экспертизы стали непригодны для дальнейшего промышленного использования и подлежали в 1990-91г. консервации. Две ПЕ 14Т и 15Т, созданные в Сары-Сорском и Айдинском соляных куполах сохранили свои проектные объемы и находятся в промышленной эксплуатации.
В связи с аварийным состоянием ПЕ руководством ОАО «Газпром» было принято решение о выводе объекта «Вега» из эксплуатации и полной его консервации. В соответствии с этим решением на рассмотрение комиссии Государственной экологической экспертизы Минприроды РФ было представлено ТЭО «Закрытие подземных емкостей и ликвидация технологических скважин, обеспечивающих радиационную безопасность на длительный период времени, с выбором оптимальных решений (объект «Вега»)», разработанный в 1992г. ВНИПИпромтехнологии совместно с ГП «Астраханьгазпром», ВНПО «Союзгазпром», АстраханьНИПИгаз, НПО «Радиевый институт им. В.Г.Хлопина».
По данному ТЭО, экологическая госэкспертиза сделала отрицательное заключение (1994г.), геолого-гидрогеологические условия Сеитовского соляно-купольного поднятия оказались неблагоприятными для сооружения ПЕ ядерно-взрывным способом, что не было установлено и учтено при предпроектных изысканиях, проектировании и строительстве ПЕ, и явилось причиной серьезной технологической аварии - потери объемов ПЕ, их обводнения и выхода на поверхность радиоактивных рассолов.
В настоящее время в ПЕ находится около 230 тыс.куб.м газового конденсата и более 150 тыс.куб.м. рассола, представляющих собой жидкие радиоактивные отходы.
Каждый из 15 ядерных взрывов обусловил формирование первичного источника радиоактивного загрязнения недр и образование техногенной зоны разрушения соленосной покрышки газоконденсатной залежи. Выход сероводорода на дневную поверхность представляет собой не меньшую опасность для населения, чем радиация.
Сформировавшиеся в результате ядерных взрывов источники радиоактивного загрязнения недр предлагается классифицировать как неконтролируемое захоронение радиоактивных отходов , подверженных постоянному воздействию естественных и техногенных процессов, протекающих в недрах.
Радиоактивные отходы вместе с углеводородной продукцией и пластовой водой выносятся на дневную поверхность, загрязняя радионуклидами промысловое оборудование, трубопроводы и промышленные предприятия, повышая радиационный фон в регионе.
При создании ПЕ методом размыва остро стоит экологическая проблема чрезмерного засоления естественных озер «Айдык» и «Корасор» с засолением прилегающей песчаной почвы, с песчано-солевыми бурями, с утилизацией соли из промывочных вод и т.д. ...
Учитывая катастрофические последствия радиационной аварии на объектах «Вега» на АГКМ, высказывается мнение , что в Законе «О недрах» необходимо предусмотреть механизм законодательной охраны и защиты недр, природы и граждан, проживающих и работающих на территориях, где ведется освоение природных ресурсов. Необходимо также законодательно отразить дифференцированный подход к недрам в зависимости от геологического строения, сложности освоения, инфраструктуры, географического положения и т.п. Без разработки механизма законодательной защиты недр, природы и населения региона Закон «О недрах» не будет соответствовать своему назначению».
В сфере правового регулирования экологической реабилитации объектов МЯВ отмечается целый ряд проблем, обусловленных тем, что:
- объекты и участки, где осуществлялись мирные ядерные взрывы, не имеют своего строго юридического статуса. Часто сложно понять, кто же является собственником конкретного объекта;
- зона действия взрыва представляет собой фактически место захоронения (хранилище, могильник) твердых и жидких радиоактивных отходов;
- зарядные (технологические, боевые) скважины находятся, как правило, на балансе буровых организаций, документация которых хранится в закрытых архивах;
- поверхностные сооружения (приустьевое оборудование, трубопроводы, хранилища промотходов, транспортные сети и др.) относятся к сфере деятельности организаций, эксплуатирующих объекты. Однако эти сооружения технологически никак не связаны с объектами, созданными с помощью ядерных взрывов;
- места проведения мирных ядерных взрывов в настоящее время начинают вовлекаться в такую сферу деятельности, которая первоначально не являлась целью взрыва. При этом лицензии на разработку полезных ископаемых, находящихся, например, вблизи объектов глубинного сейсмического зондирования земли, выдаются местными органами власти без учета того, что в недрах находятся центральные зоны взрывов.
В Законе об атомной энергии отсутствует понятие «Заказчик эксперимента», более того, этот термин не адекватен таким понятиям, как «собственник» и «эксплуатирующая организация», используемым в существующих законах РФ».
[10] Из годового отчета о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2007 г.
«Некоторые из технологических подземных емкостей, образовавшихся в результате подземных ядерных взрывов, проведенных для интенсификации добычи нефти и газа (15 взрывов), а также для глубинного сейсмического зондирования (33 взрыва) находятся в эксплуатации, имеют лицензии Ростехнадзора и входят в состав действующих месторождений, другие законсервированы.
На ряде объектов имеется радиоактивное загрязнение промплощадки, при этом возможно радиоактивное загрязнение добываемой продукции, или водоносных горизонтов и поверхности. Реально сдерживает процесс регулирования и обеспечения безопасности объектов применения ядерно-взрывных технологий то, что в настоящее время у этих опасных объектов нет владельца, статус самих объектов проведения ядерных взрывов не определен (не установлена их классификация с точки зрения Закона «Об использовании атомной энергии», не распределена ответственность между государством, субъектами федерации и эксплуатирующими организациями за поддержание объектов в безопасном состоянии, не определены источники финансирования).
Центральный аппарат Ростехнадзора совместно с ФГУ НТЦ ЯРБ в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.05 № 2237-р завершает подготовку проекта изменений в Федеральный закон «Об использовании атомной энергии», определяющих статус объектов, на которых были проведены ядерные взрывы в мирных целях, и регламентирующих вопросы обеспечения безопасности при использовании и реабилитации этих объектов.»
[11] Некоторые аспекты формирования правового режима экологической реабилитации объектов ПЯВМЦ
Комплексный характер общественных отношений, возникающих в связи с проведением экологической реабилитации объектов применения ПЯВМЦ диктует необходимость того, что правовой режим их экологической реабилитации по своему характеру также должен носить комплексный характер, т.е. включать в себя нормы и принципы законодательства в области ядерной и радиационной безопасности, о недрах, законодательства о мирном использовании атомной энергии, экологической безопасности.
Вместе с тем концепция режима правового регулирования экологической реабилитации объектов применения ПЯВМЦ, как это видно из вышеизложенного , находится на начальной стадии своей разработки.
Прежде всего необходимо начать с уточнения терминологии и определения понятий.
Согласно ст.3 Федерального закона об использовании атомной энергии «установки и устройства с ядерными зарядами в мирных целях» относятся к категории « ядерные установки» и тем самым являются объектом применения данного закона
[12]. А это, в свою очередь, означает, что сфера действия ФЗИАЭ в полной мере распространяется на все отношения, связанные с подготовкой и функционированием установок и устройств с ядерными зарядами. Поскольку в ФЗИАЭ отсутствует самостоятельный раздел, посвященный регламентации функционирования установок и устройств с ядерными зарядами в мирных целях, то применению подлежат положения главы V1 ФЗИАЭ « Размещение и сооружение ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения.(соответственно положения абзаца 1 и 2 ст.28 гл V1 )
Что же касается термина « объекты подземных ядерных взрывов в мирных целях», то он находит применение в ФЦП
[13], однако, его правовой статус до настоящего времени не раскрыт.
В связи с принятием ФЦП этот вопрос приобретает актуальный характер, о чем, в частности, свидетельствует тот факт, что 22 октября с.г. в Министерстве природных ресурсов и экологии РФ состоялось совещание по разработке нормативно-правовых актов, определяющих статус объектов, на которых были проведены ядерные взрывы в мирных целях
[14] , тогда как, насколько можно судить, в ходе обсуждений «Круглого стола», проведенного 16 октября Комитетом Госдумы по энергетике
на тему
«О мерах по совершенствованию нормативно-правового регулирования в ходе реализации федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» проблемы правового статуса объектов ПЯВМЦ не затрагивались
[15].
В целях реализации системного подхода к рассматриваемой проблеме возникает необходимость введения в правовой оборот понятия " объект ПЯВМЦ" и раскрытия его содержания.
Объект ПЯВМЦ - ключевое понятие, которым должны охватываться все звенья жизненного цикла ПЯВМЦ. Это, образно говоря, некое пространство со сложной геометрией, в пределах которого осуществляется деятельность субъектов ПЯВМЦ , связанная со всеми этапами жизненного цикла ПЯВМЦ. Этим понятием охватываются не только подготовка и проведение подземного взрыва, но также результаты или последствия его проведения - как позитивные( т.е. ориентированные на достижение конкретных народно - хозяйственных результатов), так и негативные, отрицательные , пусть и весьма отдаленные, но состоящие в причинно-следственной связи- последствия воздействия такого взрыва на объекты окружающей природной среды, причем не только радиационного характера. Конкретно объект ПЯВМЦ - это участок территории, воздушное пространство над ним, недра земли под этим участком, в том числе и содержимое недр под ним, включая подземные воды, полезные ископаемые, радиоактивные отходы, образовавшиеся в результате ПЯВМЦ- подземные РАО. Это - радиоактивные продукты, образовавшиеся в результате взрыва, которые могут высвободиться в атмосферу или наземные воды не только в результате взрыва, но и в ходе несанкционированной деятельности (например, добычи полезных ископаемых, при бурении скважин для забора подземных вод уже после проведения МЯВ без получения соответствующей лицензии, то есть без учета состояния окружающей среды, сложившегося после проведения взрыва, что, кстати, нередко происходит на практике.
К этой же категории должны быть отнесены все существенные изменения, составляющие экологическую реабилитацию объекта, а в процессе характеристики осуществленной экологической реабилитации должны быть отражены факторы, способствующие или препятствующие ей( c учетом эффективности использования финансовых средств).
Использование понятия " Объект ПЯВМЦ" позволяет обеспечить системный подход к рассмотрению всего комплекса правовых проблем, связанных с объектом правового регулирования то есть совокупности урегулированных правом общественных отношений, возникающих в связи с проведением МЯВ : как c наступлением положительных последствий( предусматриваемых для достижения народно- хозяйственных целей),так и с устранением или приведением к минимуму негативных последствий МЯВ.
Под правовым статусом объекта МЯВ мы подразумеваем обусловленное особыми специфическими характеристиками правовое положение этого объекта в системе других объектов права, по поводу которых возникают общественные отношения, урегулированные нормами права.
В нашем случае это совокупность прав, обязанностей и ответственности в связи с проведением ПЯВМЦ, в том числе и отношения, связанные с подготовкой и проведением ПЯВМЦ, отношения собственности или иные отношения гражданско- правового характера , связанные с правом на земельный участок или использованием положительных результатов МЯВ, а также общественные отношения в целях устранения или сведения к минимуму негативных последствий МЯВ.
По своей правовой природе все перечисленные выше отношения неоднородны: они могут носить административно – правовой, гражданско-правовой, или даже уголовно- правовой характер. При определенных условиях они могут иметь и международно-правовые последствия (например, при причинении трансграничного ущерба, то есть ущерба другому государству).
Общественные отношения, возникающие по поводу объекта ПЯВМЦ, могут быть классифицированы по различным критериям, в том числе в зависимости от принадлежности к тому или иному этапу жизненного цикла ПЯВМЦ:
- этап подготовки и проведения ПЯВМЦ (на этом этапе осуществляется лицензирование, проведение ОВОС, предпроектные оценки, оценки воздействия на окружающую среду);
- этап, связанный с использованием результатов ПЯВМЦ в народохозяйственных целях (на этом этапе происходит оформление положительных результатов ПЯВМЦ, например, оформление собственности, регистрация результатов);
- этап, связанный с обследованием объекта и получением необходимой информации о его состоянии (экологическая экспертиза, геохимическое обследование);
- этап, связанный с проведением природоохранных мероприятий;
- этап, связанный с возмещением причиненного экологического ущерба или ущерба гражданско-правового характера. А в случае причинения трансграничного ущерба возможно наступление гражданско-правовой или международной ответственности .
Применительно к сфере действия ФЦП " Ядерная и радиационная безопасность" и ,соответственно, в контексте темы рассматриваемой в рамках данной статьи предметом рассмотрения являются вопросы, связанные с обследованием всех без исключения объектов ПЯВМЦ и получением необходимой информции об их состоянии, а также с принятием необходимых мер ,связанных с их реабилитацией,в том числе :
- проведение технической и радиоэкологической инвентаризации объектов ПЯВМЦ;
- рекультивирование загрязненных радионуклидами в результате проведения ядерных взрывов территорий Республики САХА ( Якутия)- объектв Кратон- 3 и Кристалл;
- проектирование и реализация мероприятий по радиологической и геологической реабилитации ПЯВМЦ ;
- георадиологический мониторинг мест проведения ПЯВМЦ ;
- разработка и согласование структуры и составление индивидуальных паспортов для объектов подземных ядерных взрывов на территории Российской Федерации
[16].
Управление этими мероприятиями должно осуществляться в рамках единого правового режима управления и контроля за экологической реабилитацией объектов ПЯВ.
Учитывая большой объем работ, сложность и многоплановость объекта правового регулирования, значительный круг субъектов правового регулирования необходимо разработать законопроект об экологической реабилитации объектов ПЯВМЦ (предположительно, в формате самостоятельной главы ФЗИАЭ) и пакет подзаконных нормативных актов, в совокупности определяющих основные параметры правового режима экологической реабилитации объектов ПЯВМЦ.
В числе подзаконных актов предлагается предусмотреть:
- «Положение о радиоэкологической инвентаризации и об установлении права собственности на объекты ПЯВМЦ »где, в частности, необходимо предусмотреть распределение ответственности между государством, субъектами федерации и эксплуатирующими организациями за поддержание объектов ПЯВМЦ в безопасном состоянии;
- «Положение об эксплуатирующей организации, осуществляющей деятельность, связанную с использованием результатов и территорий объектов ПЯВМЦ»;
- «Положение о типовом регламенте проведения радиационно – экологической паспортизации объектов ПЯВМЦ на территории субъектов федерации, где проводились ПЯВМЦ». Радиационно-экологический паспорт позволит принимать своевременные управленческие решения на соответствующих уровнях органов исполнительной власти (федеральном, республиканском, муниципальном образованиях) в интересах радиационной безопасности населения и окружающей среды. В документе указываются все технические параметры взрыва, дается характеристика радиационной обстановки на промплошадке, местоположение скважины, информация об организации, занимающейся наблюдением и сохранностью скважины, и меры, принятые по экологической реабилитации территории ПЯВМЦ;
- «Положение о георадиологическом и радиационно-экологическом мониторинге объектов ПЯВМЦ». Отметим в этой связи, что экологическое законодательство Республики Казахстан относит к специальным видам мониторинга мониторинг военно-испытательных полигонов, под которым понимается система наблюдений за загрязнением окружающей среды, обусловленных испытанием военной техники, в том числе ракетной, проведением ядерных взрывов в мирных целях на территории закрытых и действующих полигонов. (см. ст.142 “Экологического кодекса Республики Казахстан.);
- «Положение о лицензировании деятельности, осуществляемой в месте расположения объекта ПЯВМЦ» ;
- «Положение о режимах хозяйственного пользования территориями и недрами, подвергшимися аварийному загрязнению в результате проведения ПЯВМЦ»,где, в частности, предусматривалось бы радиоэкологическое зонирование радиоактивных загрязнений природной среды в месте расположения ПЯВМЦ на три зоны с различными уровнями радиоактивного загрязнения: фоновая (глобальные радиоактивные выпадения), буферная, импактная с соответствующими ограничениями в режимах хозяйственного пользования для каждой из них;
- «Положение о ведении Кадастра реабилитации радиационно – загрязненных территорий в результате ПЯВМЦ».
Следует рассмотреть также вопрос о целесообразности создания специального подразделения по управлению экологической реабилитацией объектов ПЯВМЦ ,одной из задач которого могло бы быть осуществление координации деятельности федеральной корпорации « Росатом», деятельности ведомств, к сфере компетенции которых отнесено управление теми или иными параметрами экологической реабилитацией объектов МЯВ и деятельности субъектов РФ, на территории которых проводились ПЯВМЦ и территория которых подвергается экологической реабилитации.
Необходимо также ввести в Положение о Ростехнадзоре раздел, касающийся осуществления надзора за деятельностью всех субъектов, участвующих в осуществлении программ экологической реабилитации объектов ПЯВМЦ.
В заключение следует отметить, что в процессе экологической реабилитации объектов ПЯВМЦ задачи социальной реабилитации населения, проживающего на территориях, прилегающих к этим объектам, как бы отступают на задний план. Вместе с тем эта проблема требует самостоятельного рассмотрения, в том числе и ее правовые аспекты.