МОСКВА, 17 ноября. Арктический шельф может оказаться для российской атомной промышленности новой зоной роста. Планируется постройка атомных подводных буровых установок, а также использование атомных ледоколов и плавучих АЭС при реализации шельфовых нефтегазовых проектов, сообщает BarentsObserver.com.
В новом докладе организации «Беллуна», представленном на одном из последних заседаний Европарламента, говорится, что российская атомная промышленность активно продвигает планы применения своих технологий на шельфе. Как пишет автор доклада Владислав Ларин, российские научные центры работают над проектами по использованию атомной энергии на нефтегазовых месторождениях в российском секторе Арктики.
По версии «Беллуны», после распада Советского Союза и последовавшего экономического кризиса атомная промышленность стала искать альтернативные пути развития. В переходный период около двухсот атомных судов было выведено из эксплуатации. Россия и российские военные отчаянно нуждались в деньгах. В этот период появилась идея переоборудования атомных подводных лодок в суда, предназначенные для доставки грузов подо льдами Арктики.
В августе 1995 года на Северном флоте выгрузили все торпеды с одной из АПЛ класса Виктор-II и отправили с исключительно мирной миссией по доставке картофеля на Ямал. Этот рейс создал прецедент использования АПЛ в качестве подводного транспорта. Эксперимент, однако, показал нерентабельность такой конверсии.
Более поздние попытки переоборудования лодок класса Тайфун для перевозки руды с одного из предприятий «Норильского никеля» в Западной Сибири успеха также не имели.
Опубликовано на сайте ИА "Росбалт" 17.11.2008