Человеческий фактор на ядерных объектах
Дата: 07/11/2008 Тема: Безопасность и чрезвычайные ситуации
В любой сфере промышленной деятельности аварии обусловлены ошибками или ограниченными возможностями человека [1,2]. Так, 45% аварий на атомных станциях, 60% авиакатастроф, 80% катастроф на море и 90% автокатастроф происходит по вине обслуживающего персонала.
Специальными исследованиями показано, что оператор, даже находящийся в оптимальных условиях работы и рабочей обстановки, совершает 1-2 ошибки на каждые 100 операций [3].
Проблема человеческого фактора (ЧФ) на ядерных объектах имеет исключительное значение для обеспечения безопасности. Какие бы невероятные усилия не предпринимались по внедрению новейших и совершеннейших технологических систем, управлять ими будет человек, и если уровень его ответственности и организованности не станет расти в пропорциях, соответствующих новым технологиям, нельзя быть уверенным в безопасности и надежности ядерной энергетики [4].
По своей природе человек является целостным биосоциальным существом, в котором биологическое и социальное находятся в диалектическом единстве, взаимодействии и взаимопроникновении. Каждый человек, индивидуум – это своеобразная совокупность конкретных социальных, биологических и психологических качеств. Все это, естественно, выражается в многообразных аспектах его поведения в экстремальных условиях.
Разработчикам технических систем трудно изменить природу человека. Людей не следует упрекать за то, что они ведут себя так, как могут. Если рассмотреть раздельно, пункт за пунктом, различные типы ошибок оператора, суммированные в табл. 1, то не сможем найти в ней место упрекам за огрехи, вызванные провалом внимания, недостатком обучения или отсутствием инструкций. Таблица 1 Типы ошибок человека – оператора [5] Тип ошибки
| Предотвращающее действие
| Отвлечение внимания
| Изменение устройств и/или программ
| Не знает, что делать. Недостаток знаний
| Улучшение обучения и инструкций
| Решает не делать (нарушения)
| Убеждение
| Путаница, отсутствие условий для реализации знаний
| Изменение устройств и/или программ
|
Факторы, связанные непосредственно с профессиональной деятельностью человека – оператора:
· неадекватность средств и требований деятельности психофизиологическим возможностям специалиста; · насыщенность деятельности проблемными ситуациями, логическая сложность, разнообразие и неопределенность способов решения задач управления техническими системами; · однообразие и монотонность деятельности; · высокая ответственность за результат деятельности и постоянная готовность к действиям. При изучении надежности операторской деятельности необходимо начинать исследования с выяснения специфических особенностей труда оператора, определение тех характерных трудностей, ошибок и отказов, с которыми сталкивается человек при овладении как отдельными звеньями, так и всей структурой этой деятельности [6,7]. Обязательным условием такого изучения является формирование профессионально важных знаний, умений, навыков и воспитание личностных качеств, необходимых для овладения данной профессией (табл. 2). Таблица 2 Значимость факторов, оказывающих влияние на ошибочные действия [8] №
| Составляющие человеческого фактора
| 1 | Опыт (стаж работы) | 2 | Интеллект (творческие способности) | 3 | Возраст | 4 | Квалификация | 5 | Дисциплинированность | 6 | Рассеянность | 7 | Нервозность | 8 | Отношение к опасности | 9 | Решительность | 10 | Умение управлять стрессом | 11 | Устойчивость нервной системы | 12 | Чувство страха | 13 | Внимательность, переключаемость внимания | 14 | Усталость | 15 | Повышенная эмоциональность | 16 | Ощущение неудовлетворенности |
Особое внимание следует уделить изучению деятельности оператора при аварийном режиме. При возникновении такой ситуации от оператора требуется чрезвычайно быстрая реакция, четкое логическое мышление при решении сложнейших задач, точные действия [9].
Человеческий фактор имеет отношение не только к индивидам, но и к группам и коллективам, особенностям социально-психологического климата в них, господствующим нормам поведения. К основным критериям психологической безопасности любого производственного коллектива относят: степень адаптации к условиям работы, уровень теоретической подготовки и практических навыков для противостояния действию поражающих факторов чрезвычайных ситуаций (ЧС). Анализ причин чрезвычайных происшествий показывает, что возникновение и развитие крупных аварий, как правило, характеризуется комбинацией случайных локальных событий, возникающих с различной частотой на разных стадиях аварии (отказы оборудования, ошибки персонала при эксплуатации, разгерметизация, выброс/утечка, разлив вещества, испарение, рассеивание веществ, воспламенение, взрыв, интоксикация и т.д.). Природную основу человека образуют его биологические особенности. Информационные способности человеческого мозга ограничивают число рассматриваемых факторов и количество осознаваемых связей между ними, характеризующих проблемную ситуацию. Исследования показали, что ошибочные действия или бездействия операторов в сложных и ответственных ситуациях находятся в определенной связи с состоянием нервной системы человека [10,11].
Психологическое воздействие информации на человека, как правило, связано с предвидением результата и развитием на основе этого предвидения положительных или отрицательных эмоций.
Многие ошибки вызваны отвлечением внимания и мгновенным его провалом на 30-50 с. В результате оператор пропускает важные сигналы, но и заметив их, не реагирует должным образом из-за того, что время вхождения в новую задачу при монотонии порой увеличивается вчетверо, а точность действий снижается втрое. Появляются и ложные тревоги – реакция на сигнал, которого нет. Рассматривая человека как промежуточное звено в бесконечных причинно – следственных цепях, можно выделить два качественно отличных способа передачи внешнего воздействия - физический и психический (в том числе, и с участием сознания). При втором способе между внешним воздействием и ответной реакцией появляется промежуточная стадия принятия решений. Внешнее воздействие, проходя через систему психики человека, может вызывать неоднозначную двигательную реакцию (рис. 1). Любому осознанному действию предшествует его мысленная проработка. Вариантность реакции определяется не только внешними воздействиями на проходящий импульс, но и психически (в пределе сознательным) влиянием на характер двигательной реакции [3]. Находясь в эпицентре различных воздействий, человек получает огромное количество сигналов. Часть из них не воспринимается психическими системами по причине слабых сигналов в силу того, что они выходят за пределы восприятия, часть обрабатывается на бессознательном и подсознательном уровне без привлечения структур собственно сознания (простые сигналы) и только некоторая часть сигналов воспринимается с участием сознания. Основным моментом, привносимым сознанием в общую причинно-следственную цепь, является многовариантность (неопределенность) процесса принятия решения. Процессы восприятия внешних раздражений и реакция психики на эту информацию подчиняются статистическим закономерностям, то есть имеют разброс относительно того, что считается правильным (нормальным). Эта закономерность вытекает из объективных статистических законов и не зависит от человека. Вероятность неправильного решения всегда существует, а в случае собственно мыслительных процессов она еще и весьма высока. Это обусловлено объективно существующими трудностями психических процессов. Поэтому из средств и методов поиска решений выбираются те, которые позволяют учесть факторы неопределенности, стохастичности, многокритериальности и конфликтности. В чрезвычайных ситуациях при возникновении производственных опасностей у человека немедленно возрастает психическая напряженность, понимаемая как стресс. Стресс проявляется в росте биоэлектрической активности мозга, повышении частоты сердцебиения, расширении кровеносных сосудов, повышении энергетических возможностей организма. Происходит энергетическая «встряска» организма, повышается его готовность встретить негативное влияние воздействующих факторов. Возможности организма не беспредельны: стресс действует положительно до определенного критического уровня. Превышение этого уровня – гипермобилизация вызывает нарушение механизма саморегуляции и ухудшение результатов деятельности, вплоть до срыва, наступает дистресс. Авторами работы [12] сделана попытка оценить влияние стрессовых нагрузок на производственный коллектив (табл.3). Таблица 3 Как видно из табл. 3, поведенческое состояние операторов зависит главным образом от характеристики стресса, а также степени подготовленности коллектива к интенсивным и внезапным стрессовым нагрузкам, способности отсечь дистрессовые нагрузки. Все это может быть достигнуто применением специальных методик и тренажеров. Наряду со стрессами и дистрессами, нередко у операторов проявляются тревожные симптомы – характерная длительно текущая реакция, возникающая за счет субъективных ощущений напряжения и ожидания неблагополучного развития событий аварии или ЧС на АЭС. Тревогу порождает как угроза опасности, так и отсутствие уверенности, что ее можно избежать или ликвидировать, применив эффективные средства защиты [10]. Люди по-разному реагируют на опасность. Некоторые пытаются снизить ее воздействие и развитие аварийной ситуации (преодолевающее поведение, адекватное угрозе); другие не мобилизуются и не препятствуют развитию опасности (деструктивное поведение, не адекватное угрозе). Деструктивное поведение может проявляться в нескольких видах: как напряженное, трусливое, тормозное, агрессивно-бесконтрольное, ориентированное на мелочи и суетливое. Характеристики этих типов поведения сведены в табл. 4 [12]. Таблица 4 Преодолевающее поведение также имеет несколько разновидностей: волевое, рефлекторное и конструктивное. Стресс дезорганизует психику далеко не каждого человека. Операторы с сильным типом нервной системы в состоянии стресса могут испытывать даже некоторый душевный и интеллектуальный подъем и обретают способность мгновенно решать трудные задачи, выполнять сложные действия, какие им не по силам при спокойной работе. В отличие от волевого, проявление рефлекторного поведения осуществляется посредством переоценки ценностей (с чувством облегчения, а не напряжения). У такого индивида при большой активности и глубоких переживаниях процесс управления деятельностью ведется достаточно энергично и неопределенно долго. Для конструктивного типа операторов характерно рациональное формирование микросоциальных отношений, чувство взаимопомощи, поиск союзников в достижении цели. Такой стиль поведения наиболее здравый, щадящий и результативный, что особенно ценно в экстремальных условиях. При возможных ЧС операторы конструктивного типа лучше всех реализуют свои возможности в работе, сохраняя при этом здоровье и перспективу выйти из сложнейших ситуаций [12]. Одно из важнейших условий создания устоявшегося психологического климата коллектива – профессионализм и характерная способность мышления руководителя. Руководитель должен обладать: проблемным (перспективным) мышлением, то есть способностью моделировать цепь предполагаемых действий и прогнозировать результаты, использовать предложения, несовпадающие с собственными решениями, анализировать любые поступающие предложения и доводы, подавлять собственные амбиции и принимать решения с учетом всех факторов; протокольностью мышления, то есть способностью провести четкую грань между кажущимся и действительным, желаемым и реальным, свободным и запретным; оригинальностью мышления и находчивостью, то есть способностью в условиях дефицита вариантности отыскать неожиданный вариант решения, который может исправить возникшую ситуацию. В реальной жизни подобрать готового руководителя с такими незаурядными качествами сложно. В последнее время различными авторами проведены исследования и разработаны рекомендации по осуществлению профессионального отбора и поддержанию психического здоровья для инженерно-технических работников (лиц с высокой эмоциональной нагрузкой) и лиц рабочих профессий [13,14]. К.Маркс подчеркивал, что «мы должны знать, какова человеческая природа вообще и как она модифицируется в конкретной ситуации» [т.23, с.623]. Энергоблоком управляет личность и от свойств этой личности зависят надежность и безопасность станции. Но как отличить человека, пригодного к управлению энергоблоком, от неспособного к такой деятельности. Изучив большое количество специальностей, выделяют четыре главных типа операторов, к которым тяготеет множество разновидностей операторов-профессионалов, склонных к ошибкам [15]. Представителей первого типа условно назвали «рассеянными». Это операторы с недостатками концентрации внимания. Второй тип – «легкомысленные» операторы. Для них характерна высокая скорость мыслительных процессов, которая является причиной искажения требуемого уровня обобщения. В противоположность легкомысленным выделяются операторы «тугодумы» с низкой скоростью мыслительных процессов. Наконец, четвертый тип – операторы с дефектами воли, «слабовольные». Ниже рассмотрено их поведение в ситуациях, возникающих в аварийном режиме работы станции. 1. Рассеянный. В режиме ликвидации аварийных ситуаций, в частности при незапланированном аварийном останове, слабости «рассеянного» проявляются наиболее сильно. Такой оператор не предвидит наступление аварии, ответные действия такого человека хаотичны, он путает операции, бросает дело на полдороге, не дожидаясь результатов своих усилий, изменяет свои намерения, не доводит замысел до конца. При разборе аварийных ситуаций типичными объяснениями будут: «не заметил», «упустил из виду». Инциденты, по его мнению, наступают внезапно: «этого никто не мог ожидать». Товарищам по смене и руководителям такой оператор кажется разбросанным, забывчивым, несобранным и даже расхлябанным. 2. Легкомысленный. Затруднения для такого оператора – главный камень преткновения. В нормальном режиме эксплуатации энергоблока легкомысленный едва обращает внимание на показания приборов. И уж, конечно, он не прогнозирует развитие событий. Возникновение инцидента застает такого оператора врасплох, но он не теряется, не впадает в уныние, а действует быстро, решительно и не всегда верно. Его действия – плод неглубокого анализа, поверхностны, опрометчивы. Легкомысленный склонен к риску, что весьма опасно в условиях аварии на АЭС. По своей природе человек этого типа – репродуктивный оператор. В ситуациях, требующих самостоятельного анализа, этот оператор «буксует» - мысль скачет с предмета на предмет, а последовательность, отсутствие эффективной стратегии становятся очевидными. В режиме ликвидации аварийных ситуаций оператор этого типа вообще не имеет плюсов: ни устойчивостью, ни ответственностью за исход дела не отличается. К оперативной документации легкомысленный меняет отношение в зависимости от настроения: то аккуратно, тщательно, даже щегольски заполняет журналы, то не обращает на них никакого внимания. 3. Тугодум. О таких говорят: «задним умом крепок». В нормальном режиме эксплуатации АЭС он вполне уместен: грамотно оценивает ситуацию по приборам и прогнозирует дальнейший ход процесса, тщательно заполняет журналы. Тут единственный его недостаток – медлительность. При выявлении признаков аварии впервые обнаруживаются скрытые недостатки этого основательного человека. Дело в том, что он не верит слабым, едва заметным признакам – видит их, но не верит, предпочитает подождать большей определенности и ясности. Оператор этого типа болезненно относится к неудачам, тщательно анализирует их причины и стремится учесть свои ошибки, чтобы не повторять их. Аварийные ситуации – камень преткновения для тугодума. В его упорядоченном мире нет места авариям, он уверен в непогрешимости регламента и инструкций, в своих предшествующих действиях. Авария ему кажется нонсенсом. Он медленно поворачивается к неприятности, мало изобретателен в поисках средств ее ликвидации. 4. Слабовольный. Оператор этого типа не уверен в своих действиях даже в нормальном режиме работы энергоблока, он редко что предвидит. Любое отклонение, мелкая неисправность волнуют его, любая трудность ставит в тупик. Человек этот склонен ожидать инцидента всегда, независимо от реальной ситуации. При возникновении инцидента он проявляет нерешительность, мнется и не исполняет уже принятое, как правило, верное решение. За ошибки он казнит себя, при объяснении своих действий готов приписать себе гораздо большую вину, чем на самом деле. Он вообще полизависим: слушается сомнительных советов, поддается диктату старшего. Знания этого оператора достаточно полны и бездефектны, дефектно их применение. Именно неудачи в их применении вызывают у товарищей по работе такие оценки, как «бесхарактерный», «мягкотелый», «паникер». Пуск энергоблока, если он осуществляется таким оператором, - чрезвычайное событие. На штатные операции расходуются огромные эмоциональные и интеллектуальные силы. Если все идет в штатном режиме, то уверенность слабовольного возрастает. Однако единичная, вполне исправимая ошибка выбивает из колеи настолько, что он начинает ошибаться чаще, и последующие ошибки оказываются гораздо более серьезными, чем первая. Для оператора этого типа субъективная психологическая сложность деятельности меняется парадоксально. Аварийные ситуации, как ни странно, не содержат для него скачка трудности в силу того, что уже в предшествующем режиме, когда возникли отклонения, оператор (а он тонко и дальновидно предвидит их) был предельно напряжен. Авария в этом свете кажется ему естественной. Теоретически он готов к ее локализации, а на практике не исключены хаотические реакции, даже ступор.
Для руководителя АЭС рассмотренные психологические портреты операторов позволяют глубже проникнуть в суть их профессиональных характеров, должны играть сдерживающую и направляющую роль при отборе специалистов для действий в условиях ЧС и аварийных режимов на АЭС. Выводы и рекомендации
1. Общеисторическая тенденция состоит в прогрессирующем возрастании роли человеческого фактора в социально-экономическом развитии общества. Усложнение техники увеличивает противоречие между требованиями, предъявляемыми научно-техническим прогрессом, и способностями людей. 2. Ядерные технологии непрерывно совершенствуются и значимость их в истории развития человечества неуклонно возрастает. Объективная сложность и опасность ядерных технологий предъявляют исключительно высокие требования к уровню профессиональной подготовки специалистов. 3. Требования безопасности и эффективности деятельности операторов в условиях ЧС и аварий на АЭС диктуют необходимость комплексного подхода в решении проблем подготовки специалистов. Только системный подход способен подготовить производственный коллектив к интенсивным и внезапным стрессовым нагрузкам. 4. Система подготовки операторов является составной частью системы безопасности АЭС и должна иметь учебно-материальную базу, обеспечивающую индивидуальную и комплексную подготовку операторов, адекватную уровню сложности и опасности техники и решаемых ею задач. 5. При осуществлении психологической подготовки операторов необходимо не только научить умениям действовать в соответствии с планом ликвидации аварий, но и учитывать психологические особенности личности подчиненных в условиях экстремальных ситуаций на АЭС. Литература
1. Тихонов М.Н., Кудрин И.Д., Довгуша В.В. Эколого-эргономические и эксплуатационные аспекты совершенствования антропотехнических систем, машин и комплексов // Проблемы окруж. среды и природных ресурсов. – М.: ВИНИТИ, 1997, № 5, с. 108-124. 2. Тихонов М.Н., Довгуша В.В. Синтез оптимальных антропотехнических систем // НТС «Вопросы оборонной техники». Серия 7, 1992, вып. 2 (143) – 3 (144), с. 81-95. 3. Кирюшкин А.А. Человек как источник потенциальной опасности // Безопасность жизнедеятельности, 2002, № 7, с. 2-6. 4. Тихонов М.Н., Рылов М.И. Ядерные энергетические установки: постижение реальности // Сб. докл. III Межд. ядерного форума 22-26.09.2008 г. – СПб., НОУ ДПО «Атомпроф», с. 174-179. 5. Клец Т. Человеческий фактор // Атомная техника за рубежом, 2001, № 12, с. 30-33. 6. Небылицын В.Д. Надежность работы оператора в сложной системе управления // Инженерная психология. – М.: МГУ, 1964. 7. Багрецов С.А., Колганов С.К., Львов В.М. Диагностика и прогнозирование функциональных состояний операторов. - М.: Радио и связь, 2000. 8. Чефранов И., Чефранов О., Чефранов В. Как измерить человеческий фактор // Охрана труда и социальное страхование, 2006, № 6, с. 84-87. 9. Ломов Б.Ф. Точность работы оператора // Инженерная психология. – М.: МГУ, 1964. 10. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. - М.: Наука, 1970. 11. Галактионов А.И., Венда В.Ф, Вавилов В.А. Психологические факторы операторской деятельности. - М.: Наука, 1988. 12. Фесенко В., Молчанов В. Психологические аспекты чрезвычайных ситуаций // Охрана труда и социальное страхование, 2001, № 6, с. 26-30. 13. Бондарев И.П. Психофизиологические основы прогнозирования профессиональной пригодности операторов. - М.: Наука, 1983. 14. Глебова Е.В., Иванова М.В. Профессиональный отбор операторов: история и актуальность // Безопасность жизнедеятельности, 2002, № 9, с. 12-15. 15. Чачко С.А. Кто не может управлять АЭС (портреты умфеллеров) // Бюлл. ЦОИ, 1992, № 3, с. 69-73.
|
|