Петербург атомный
Дата: 24/10/2005
Тема: От редактора "Атомной стратегии"


В развитие темы "Петербург атомный" в этом номере журнала мы продолжаем публикацию материалов о предприятиях и организациях Санкт-Петербурга, которые внесли вклад в развитие атомной отрасли России. У нас собрана еще далеко не вся информация – о многих предприятиях еще недостаточно фактического материала. Но мы уверены, что в следующих номерах "Атомной стратегии" эти публикации будут продолжены. Мы очень надеемся на помощь ветеранов и специалистов, которые могли бы поделиться информацией о создании и развитии своих предприятий. Этот цикл публикаций мы планируем завершить в итоговом номере 2003 года.

VI Международная конференция "Радиационная безопасность" также имеет самое непосредственное отношение к теме "Петербург атомный", т.к. это исключительно петербургское мероприятие. Родиться такая конференция могла только в Санкт-Петербурге, в этой особой творческой атмосфере города-реформатора. Она объединила атомщиков не только нашей страны, но и всего мира. Конференция организована группой энтузиастов, которые почти в полном составе входят в ее оргкомитет. Для организации конференции не потребовалось административных решений, государственных субсидий и чиновничьих циркуляров – только энтузиазм и любовь к своей профессии. И я горжусь, что был у истоков ее создания. Конференция заняла ту нишу, которая образовалась в культурной жизни нашей страны после начала перестройки и забвения всего высокого и поэтичного, что связано с созидательной, творческой профессией, и которая в 60-е характеризовалась словами: "Физики-лирики...". Похоже, что повышенный спрос общества на прагматиков-экономистов себя исчерпал. Если физики стали объединяться в творческом порыве, значит, есть надежда, что вновь наступает эпоха созидания, экономического и духовного подъема России, и Санкт-Петербург стал его зачинателем и вдохновителем.

Нынешняя конференция посвящена теме транспортирования радиоактивных и ядерных материалов (РЯМ). Имея опыт работы в этой сфере на крупнейшем в мире разделительном предприятии, я не могу не воспользоваться возможностью высказаться по этим проблемам.

Атомная отрасль долго сопротивлялась переходу на рыночные условия хозяйствования, и это понятно. Консерватизм здесь уместен и необходим – слишком велика цена риска. Однако преобразования неизбежны, в том числе и в такой работе, как транспортирование РЯМ. Об этом говорят и многие авторы статей в настоящем номере журнала. Что должно быть в основе этих преобразований? Три очевидных фактора: безопасность, эффективность и конкурентоспособность. Предприятия-транспортировщики больше других имеют отношение к проблемам безопасности, поскольку их деятельность не изолирована от жителей города заводской проходной, а происходит в самом центре, в густонаселенных районах страны. Поэтому эти предприятия должны уделять значительно большее внимание работе с общественностью, рекламе. А с учетом конкурентоспособности рекламная деятельность должна проводиться и на международном рынке. Атомщикам надо помнить урок, который преподнесли энергетики-органики, отбросившие атомщиков от управления экономикой в первом десятилетии реформ с помощью СМИ и грамотно организованной рекламы.

В мире давно существует рынок перевозок РЯМ. Российские предприятия на нем практически не присутствуют. Зато небольшие мобильные западные транспортные компании не в пример неразворотливым российским ГУПам активно действуют по всему миру, пробивая путь рекламой и PR-акциями. Небольшая частная американская компания Edlou проводит самые изысканные PR-программы, в том числе и в России, имеет транспортные контракты по всему миру и занимается еще многими другими сопутствующими видами деятельности, имеющими, в конечном счете, одну цель – рекламу, продвижение своих услуг перевозчика. Многие другие частные западные компании с помощью рекламы также уверенно чувствуют себя в России. Да и опыт первых десяти лет рыночной экономики показал, что наиболее эффективными организационно-правовыми формами являются именно акционерные общества и частные предприятия. С позиции эффективности и конкурентоспособности лучшей организационно-правовой формой для самых крупных российских предприятий, занимающихся перевозкой РЯМ (транспортировщиков), является акционерное общество, пусть и со 100% участием государства, что пока вполне оправдано, учитывая российский менталитет и устоявшийся порядок. Акциями таких предприятий должны владеть производственные предприятия (производственники-заказчики транспортных предприятий), осуществляющие наибольший объем перевозок. Часть акций вполне может быть продана крупным зарубежным транспортным компаниям, что будет стимулировать интеграцию российских транспортировщиков в мировой рынок перевозок РЯМ.

Такая организация существенно снизит управленческую нагрузку на руководство Минатома, положительно скажется на вопросах безопасности, эффективности и конкурентоспособности, поскольку вернет транспортировщиков в их естественную среду – в состав производственных предприятий. Да, транспортировка имеет свои особенности (логистика, средства слежения, разработка маршрутов, языковая подготовка и т.д.), однако, это лишь часть производственного процесса и она должна управляться специалистами производственниками. Не железнодорожниками, а физиками. Сегодня ни один транспортировщик России не обладает такими возможностями, опытом перевозок и взаимоотношений с МПС и другими организациями, которые имеются у таких производственников, как ТВЭЛ, УЭХК, АЭХК, ЭХЗ, СХК, МАЯК, ГХК и многих других. При акционерной форме организации транспортировщиков производственники как соучредители-совладельцы, будут напрямую заинтересованы в развитии транспортировщиков. Будут на должном уровне решены вопросы организации ядерной и радиационной безопасности, организации и охраны труда и производственной санитарии, конструкторских разработок, обеспечения подвижным составом и средствами крепления, грузоподъемными механизмами и автомобильным транспортом (которые имеется в собственности производственных предприятий). Будут решены вопросы взаимоотношений с организациями на местах, которые не способно решать маленькое предприятие.

А главное, транспортировщики будут меньше зависеть от произвола большого количества контролирующих органов и внешнеэкономических предприятий, поскольку хозяином продукции, в том числе и экспортной, являются производственники. При такой форме организации транспортировщикам будет значительно легче осваивать новые маршруты, порты, транспортные средства, ТУКи, а также конкурировать на внешнем рынке. Кроме того, работая в интересах своих учредителей, транспортировщики обязаны будут продвигать продукцию своих учредителей как на внешнем, так и на внутреннем рынках. В первую очередь, все это относится к таким предприятиям как "Изотоп" (включая все региональные "Изотоп"ы, обеспечивающие медицинские учреждения изотопной продукцией), и "Атомспецтранс". Уверен, что при этой схеме организации такое предприятие, как СПб "Изотоп" в виде акционерного общества, органично впишется во вновь организованную "Ассоциацию разделительных предприятий". В составе акционеров "Атомспецтранса" вполне могут быть ТВЭЛ, МАЯК и ГХК. Учитывая специфику грузов и условия перевозок каждого из этих предприятий, СПб "Изотоп" и "Атомспецтранс" могли бы стать головными предприятиями (каждый по своему профилю), а московский ВО "Изотоп" – головным по перевозкам высокоактивных медицинских изотопов. Головные предприятия должны рекомендавать органам, выдающим сертификаты и лицензии, других участников рынка перевозок – малые, возможно и частные предприятия, а также готовить нормативно-техническую документацию по перевозкам своего вида РЯМ и контролировать эти малые предприятия. Однако, это только мои размышления. Атомная стратегия – прерогатива Правительства.

О.В.Двойников

Журнал «Атомная стратегия» № 7, сентябрь 2003 г.






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=139