О подготовке специалистов для атомного флота России в ХХI веке
Дата: 13/02/2008
Тема: Атомный флот


B.И.Сычиков, д.т.н., проф. ВМИИ, капитан I ранга

Журнал «Атомная стратегия» неоднократно обращался к проблеме нехватки специалистов и падения уровня их подготовленности для стратегических отраслей России. Для атомной энергетики, мечтающей о ренессансе, эта проблема является серьезным препятствием в его реализации. Еще более сложна ситуация с подготовкой специалистов для атомного флота, особенно ВМФ.


Качество подготовки специалистов зависит от многих составляющих (приоритетность их пока не затрагивается): от качества набора в учебное заведение, от организации учебного процесса в нем, от состояния его учебно-материальной базы, от качества преподавания, практики, стажировки и т.д., а все эти составляющие требуют надлежащего финансирования.

Как набрать курсантов в учебное заведение, готовящее инженеров для опасной для здоровья и жизни, но мало оплачиваемой и не престижной профессии? Как организовать учебный процесс в учебном заведении, если библиотекарь, лаборант, инструктор получает зарплату меньше прожиточного уровня? В каком состоянии будут аудитории, лаборатории, стенды, тренажеры, если денег на их содержание не выделять, а учебные и бытовые помещения содержать силами и денежными средствами курсантов? Представленные в беседе с профессором Кузинцом И.М. («Есть такая профессия – Родину защищать» АС ххi, 28, 2007, с. 4) данные о качестве набора на факультет Ядерных энергетических установок (ВМИИ), 50-летие которого мы отмечаем в этом году удручающие. Не произошло значительных изменений и в наборе этого года. Конкурс возрос на 0,17 и составил 0,87, а средний балл аттестатов курсантов поступивших на факультет вырос на 0,01 и составил 3,86, при этом средний балл по физике составил 3,22.

С распадом СССР около 200 атомоходов в одночасье оказались выведенными из боевого состава флота, стали на прикол. По корабельному составу, Российский военно-морской флот из крупнейшего – превратился в соизмеримый с военно-морскими силами Франции и Англии. Вот и хорошо – возрадуются пацифисты. Только как такими силами оградить крупнейшую в мире морскую границу? Мало нам гибели «Курска» входе годовых учений Северного флота, когда флот не смог своими противолодочными силами оградить район учений от американской и натовской атомных подводных лодок и проводил их в мелководной зоне, что для таких исполинов, как «Курск» – недопустимо? Нам мало посягательств Норвегии, США Японии на наш Северный морской путь, который по указу Президента РФ должен использоваться круглогодично? Чем же мы защитим огромные запасы углеводородов в шельфовой зоне ломоносовской гряды и Менделеевского подъема в северном ледовитом океане? Будут беспрепятственно в наших водах заниматься незаконным ловом крабов и ценных пород рыб китайские, корейские, японские и доморощенные браконьеры, подобные «Якуту»? Какими силами мы будем отбиваться от десятков ударных эсминцев[1] в Норвежском, Северном, Беринговом и Японском морях, имеющих на борту в общей сложности 4840 пусковых установок для высокоточных крылатых ракет большой дальности «Томагавк», нацеленных на наши стратегические позиции? Какими силами будут изгоняться из Карского моря американские подводные ракетоносцы[2], вооруженные 154 ракетами «Томагавк» каждый, а из других мелководных арктических районов четыре АПЛ типа «Вирджиния»[3], на которых размещено около ста пусковых установок для тех же ракет, изготовленных к уничтожению на стартовых позициях наших стратегических ракет? Все это уже сейчас позволяет США обстрелять все стратегически важные цели на территории Российской федерации.

России нужны новые, современные корабли, подводные лодки, способные противостоять этим силам. Но даже при нынешнем урезанном состоянии нашего ВМФ требуется качественная и почти штучная подготовка квалифицированных кадров, для того чтобы морская стратегическая составляющая страны сохранила свой «вес» и в то же время, чтобы страну не постигли несчастья, подобные Чернобыльской аварии. Этим и занимаются в юбилейный год факультет ЯЭУ и его специальные кафедры.

Военная реформа в условиях рыночной экономики диктует необходимость пересмотра всей системы подготовки инженеров-механиков для атомного флота россии. Это означает, что система подготовки специалистов, обслуживающих и создающих новую и потенциально опасную технику, должна формироваться на базе положительного исторического опыта военно-инженерного образования России и Союза и с учетом новейших мировых достижений в методике подготовки инженеров.

Более шестидесяти лет назад 26 декабря 1946 года в нашей стране был запущен первый уран-графитовый реактор, позволивший в течение трех лет ликвидировать монополию США по атомному оружию. Страна вступила в эру атомной энергетики в эпоху новой научно-технической революции. Через 10 с небольшим лет после этого события в апреле 1957 года со стапеля 42 цеха СМП в г. Северодвинске была спущена на воду первая советская атомная подводная лодка К-3, а чуть позже 3 мая 1957 года приказом ГК ВМФ был создан факультет ЯЭУ в ВВМИОЛУ им. Ф.Э. Дзержинского. 4 июля 1958 г ПЛ «К-3» («Ленинский комсомол») впервые дала ход под АЭУ, а в декабре 1959 года был спущен на воду первый атомный ледокол «Ленин». Правда в наших СМИ эти события пока не нашли заметного отражения. Хотя эти события не менее эпохальны, чем запуск первого искусственного спутника Земли. Видимо не надо знать нашему народу, кто нас толкнул к гонке вооружений. Американцы еще в 1954 году спустили на воду свою первую АПЛ «Наутилус». Нам надо было их догонять. Чего это стоило известно, к сожалению, не многим. Сегодня мы в положении еще более отсталом, чем в том 1954 г.

50 лет на нашем факультете готовятся инженеры механики по специальности «эксплуатация АЭУ». Нам есть, чем гордиться. за прошедшие 50 лет около 5-и тысяч выпускников: командиров групп дистанционного управления, командиров турбинных групп, групп автоматики и телемеханики подготовил наш факультет. Страна получила инженеров, трудом которых наш атомный флот стал океанским, мощным и эффективным средством ядерного сдерживания. Мы гордимся нашими выпускниками, ставшими Героями Советского Союза, России, лауреатами Государственных и именных премий, адмиралами, выдающимися учеными, руководителями судоремонтных заводов, начальниками военных представительств на кораблестроительных и машиностроительных заводах. Об этом подробнее говорится в издаваемом сборнике очерков «50 лет на «Вы» с ядром урана 235» под редакцией профессора Щербины Н.Я. Факультет укомплектован высококачественным профессорско-преподавательским составом. только на нашей кафедре ЯЭУ сегодня трудятся 4 доктора технических наук, 5 профессоров, 6 кандидатов технических наук, 5 доцентов. Ведется активная научно-исследовательская и методическая работа. Факультет и его кафедры располагают уникальной учебно-лабораторной базой:
-      учебно-тренировочным комплексом с действующей энергетической установкой «Борт», имеющей в составе все необходимое для практической подготовки энергетиков, обслуживающих ЯЭУ, оснащенной уникальным диагностическим комплексом М-052;
-      уникальным стендом для перегрузки активных зон корабельных ядерных реакторов;
-       кабинетами электронных тренажеров по управлению базовыми проектами ЯЭУ;
-      специализированными кабинетами;
-      аудиториями, оснащенными современными средствами обучения и контроля;
-       дипломантской.

Сложившаяся с момента возникновения в ВМИИ система подготовки инженеров для Атомного флота России продемонстрировала свою жизнестойкость и эффективность.

Первоначально сформированная по образу систем подготовки политехнического и кораблестроительного институтов, созданных еще в начале 20 века академиком Крыловым А.Н., и опиравшаяся на опыт германских кораблестроительных институтов, эта система получила дальнейшее совершенствование. Совершенствование подготовки на нашем факультете произошло за счет интеграции общенаучных, общеинженерных и специальных дисциплин, создания комплексных курсов, придания ей большей эксплуатационной направленности и перехода от поточно-групповой к индивидуально-групповой подготовке.

Что же касается реформ, проходящих в высшем профессиональном образовании страны, то мы – участники «круглого стола», а это командование ВМИИ, факультетов ЯЭУ и КСУ ПЛ, начальники и профессорско-преподавательский состав кафедр ЯЭУ, ЯР и ПГ, паровых турбин, комплексных систем управления, теплотехники и ядерной физики, АЭУ Государственной морской академии имени адмирала С.О. Макарова, кафедры атомной энергетики и ядерной безопасности объектов ВМФ ВМА имени Н.Г. Кузнецова и редакция журнала «Атомная стратегия», пришли к мнению:

1.     России не требуется готовить инженеров для атомного флота стран НАТО, и, следовательно, в этом деле безоглядно следовать требованиям Болонской конвенции по универсализации системы высшего образования переходить на двухуровневую (бакалавр – магистр) систему подготовки.

2.     Качество подготовки инженеров для Атомного флота России возрастет не за счет тех реформ, которые навязываются извне, не за счет уравнивания программ по «усредненным» Государственным стандартам высшего профессионального образования, а за счет повышения Государственной финансовой поддержки уникальной и проверенной системы подготовки инженеров по специальности «Эксплуатация корабельных (судовых) АЭУ».

3.     Попытка сэкономить на подготовке инженеров этой специальности приведет к потере высокопрофессиональных специалистов на атомных кораблях и судах России, к огромным жертвам и ощутимому экономическому ущербу из-за ядерных аварий и радиационных загрязнений прибрежных территорий и акваторий мирового океана, к международному мораторию на право России обладать Атомным флотом, к ее стратегическому поражению.

4.     Качество подготовки инженеров для Атомного флота России возрастет, если изменится молодежная политика государства, поднимется престиж военной службы и инженеров наукоемких профессий, связанных с экологической, ядерной, радиационной безопасностью и ВПК.

Нелегко приходится нам в последнее пятнадцатилетие, после развала Советского Союза. Вместе со всем народом мы пережили трагические гибели «Комсомольца» и «Курска». В самые трудные годы потеряли мы среднее звено профессорско-преподавательского состава из числа военнослужащих и инструкторский состав – мичманов из-за мизерной и несвоевременной оплаты их труда и службы. Но мы выстояли, мы буквально отбились от нападок на здание Главного Адмиралтейства со стороны города и коммерческих структур и сегодня мы сохраняем и развиваем нашу уникальную учебно-материальную базу. Год назад наш институт первым среди учебных заведений Министерства обороны успешно прошел аттестацию и аккредитацию.

Нас беспокоит то, что зарплата низшего звена из обслуживающего персонала, сотрудников отделов, библиотекарей остается настолько мизерной, что удержать этих работников удается только за счет совместительства. Вакантных должностей нет, но и учить курсантов почти некому. Производственные мастерские, например, укомплектованы пенсионерами и инвалидами весьма преклонного возраста (60-80 лет), сварке учить уже некому. Учебно-тренировочный комплекс корабельной энергетики укомплектован только одним из шести инструктором-мичманом пенсионного возраста, способным проводить занятия с курсантами на действующей технике.

Уменьшилось число молодых преподавателей, на кафедрах общенаучных дисциплин почти не осталось преподавателей с университетским образованием, снизилось число адъюнктов, молодых кандидатов наук. Например, кафедра ЯЭУ более пяти лет не может получить с флота офицера, способного и готового учиться в адъюнктуре. Не потому, что таких на флоте нет, а потому, что таких с флота командиры, живущие одним днем, не отпускают.

Начало реформирования высшего образования в стране характеризуется попытками сертификации учебных планов и программ в форме Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Однако, по нашему мнению, эта мера не приводит к желаемому результату потому, что, вопреки принципу стандартизации: «все лучшее и ничего лишнего», широкий перечень специальностей, заметно отличающихся по профилю и наукоемкости, втискивается в некий «средний» обязательный минимум образовательной программы.

По мнению многих западных ученых (С.П. Тимошенко) наивысшим достижением учебных заведений России в до- и послевоенные годы стало создание системы подготовки инженеров-исследователей. Эта подготовка базируется на более глубоком изучении в высших учебных заведениях математики, физики, механики, термодинамики с целью сближения «чистой» науки с инженерной практикой. Благодаря этому достижению российские и советские инженеры сыграли выдающуюся роль в техническом прогрессе в 20-м веке. К сожалению, начиная с 60-х годов, а затем в постперестроечный период «реформирование» высшей школы идет по пути увеличения доли политических, культуроведческих, экономических и других не инженерных учебных дисциплин в ущерб профессиональной подготовке. Результаты такого «реформирования» проявились в виде Чернобыльской аварии, других крупномасштабных техногенных аварий и катастроф, в том, что научные школы лишились притока молодых ученых и в том, что престиж инженерного образования в нашей стране и за рубежом упал.

В условиях военного инженерного образования, в частности, во ВМИИ, кроме деформации классической схемы инженерного образования, ухудшения материально-технического обеспечения учебного процесса наблюдаются и другие существенные недостатки: отрыв от занятий курсантов на службу, самообслуживание и хозяйственные работы, отсутствие необходимого конкурса при приеме в ВМИИ из-за падения престижа военной службы.

Чтобы сохранить подготовку инженеров-исследователей по наиболее острым проблемам: надежности, диагностики, живучести и безопасности сложных технических систем военно-морского назначения, необходимо вернуться:

1.     к классической схеме, уменьшив долю гуманитарного блока в учебных программах института до 10-15% (сейчас это » 20% для специальности «Эксплуатация судовых энергетических установок»);

2.     к той государственной политике, когда проблему среднего и высшего профессионального образования считали национальной и государственной, всемерно повышая престиж учителя, инженера, ученого и военного;

3.     к широкому внедрению достижений научно-технического прогресса в процессы непосредственного обучения и управления этими процессами.

В начале 21 века, в связи со сложностями боевого и повседневного использования современных и, прежде всего, атомных кораблей, наблюдается широкое внедрение на них информационных технологий (ИТ). На базе высокопроизводительных персональных компьютеров (ПК) в составе боевых информационно-управляющих систем и пультов управления атомными энергетическими установками (АЭУ) становится возможным решение задач по отработке практических навыков по управлению ЯЭУ, по борьбе за живучесть корабля и его технических средств, по анализу надежности и безопасности систем и элементов АЭУ и корабля в реальном масштабе времени.

Решение указанных задач возможно только при наличии не только ПК и программных продуктов, но и целенаправленной подготовки инженеров электромеханической боевой части (БЧ 5) в области компьютерных технологий. К счастью на нашей кафедре завершается монтаж таких тренажеров для всех серийных установок ПЛА и АНК, и мы приступили к отработке отдельных управленческих задач на этих тренажерах. Сегодня в ходе учебного процесса нашими курсантами широко используются ПК в диалоговом режиме при курсовом и дипломном проектировании, при выполнении расчетно-графических работ по всем специальным кафедрам. Однако такое использование обеспечивает репродуктивный уровень подготовленности. Для достижения более высокого и соответствующего Высшей Российской школе уровня подготовки в области компьютерных технологий предлагается внедрить в учебные задачи и уже частично внедряется в конкурсных работах курсантов и в комплексных дипломных проектах:
-      моделирование в соответствии с методологией системного подхода;
-      разработку программ на языках различных уровней;
-      отработку контрольного варианта расчета;
-      анализ закономерностей по результатам многовариантного расчета процессов, процедур, технологических операций, протекающих в ЯЭУ;
-      выбор наиболее эффективных решений.

Внедрение ИТ в процессы подготовки инженеров различных наукоемких специальностей следует рассматривать с двух точек зрения.

Во-первых, учебный процесс должен быть направлен на то, чтобы улучшить компьютерную подготовку будущих специалистов и, вооружив их компьютерными средствами, облегчить им проблемы решения творческих  и исследовательских задач как учебного, так и научного плана.

 Во вторых, ИТ должны быть внедрены в управление учебным процессом (УП).

Опыт использования ИТ на кафедре ядерных энергетических установок показал эффективность решения задач контроля, планирования и организации УП с их помощью. На этом уровне использования ИТ педагоги освобождаются от рутинных компонентов, что увеличивает время на их методическую и научную работу. На более высоком уровне управления представляется целесообразным использовать методы сбора анализа статистических данных по результатам УП для исследования эффективности последнего. С позиций системного анализа УП как системы подготовки специалистов можно выделить сигнальную функцию статистики, состоящую в формировании апостериорной модели в блоке учета и контроля и априорной модели в блоке планирования. Качество организации системного управления, как известно, зависит от динамических свойств отдельных блоков. Статистика, выполняя функцию обратной связи в управлении сложной системы, позволяет повысить ее эффективность в достижении цели функционирования.

На кафедре 38 ВМА им. Н.Г. Кузнецова, например, профессором Лаврейчуком Н.Я. с успехом использовался последовательный, корреляционный, регрессионный и дисперсионный анализ при анонимном анкетировании выпускников, анализе отзывов с флотов, определении качества проведения занятий, выявлении взаимосвязи индивидуальной подготовки абитуриентов и выпускников, установлении объективного рейтинга преподавателей.

На нашей кафедре, другой пример, им же был проведен регрессионный анализ успеваемости курсантов факультета по среднему баллу за сессии без учета оценок неаттестованных курсантов. Он показал, что из анализа должны быть исключены средний балл за вступительные экзамены и средний балл защиты дипломных проектов, как недостоверные. Так результаты защиты дипломных проектов в 2000 г. по среднему баллу превышали результаты зимней  (9-й) сессии на 0,6 балла, а те же данные защиты дипломных проектов выпуска 1999 г. отличаются от отзывов с флота на 0,67 балла.

Статистическая недостоверность, как показал анализ, возрастает из года в год, что объясняется снижением объективности приемной и государственной аттестационной комиссии. Впрочем, тенденция присущая всей стране.

Статистический анализ табл. 1 также показал, что:

1.   наборы с 1985 по 1992 годы хорошо обобщаются линейными регрессиями с коэффициентом корреляции более 0,7;

2.   наборы  1993-1995 г.г. имели результаты обучения наилучшим образом обобщаемые экспоненциальной зависимостью. Последний факт должен стать предметом специального анализа, т. к. экспонента с положительным показателем – закон для опасно нарастающих процессов;

3.   оценки с флотов наилучшим образом коррелируют с результатами обучения на 1-ом курсе. Этот факт подтверждает недостаточную требовательность в период экзаменационных сессий особенно на старших курсах.

СРЕДНИЙ БАЛЛ СЕССИЙ ФАКУЛЬТЕТА ЯЭУ И ПО ОТЗЫВАМ С ФЛОТОВТабл. 1
Год выпуска
№ сессии

Отзыв с фло-
тов
1

2

3

4

5

6

7

8

9

1985-1990

3,85

3,74

3,61

3,93

4,03

4,32

4,27

4,15

4,31

3,75

1992-1997

3,61

3,78

3,50

3,73

3,82

3,70

3,93

3,87

4,0

3,85

1993-1998

3,38

3,44

3,50

3,62

3,77

3,95

3,93

3,99

4,03

3,67

1994-1999

3,38

3,48

3,51

3,57

3,64

3,73

3,72

3,93

4,06

3,66

1995-2000

3,45

3,62

3,53

3,62

3,58

3,59

3,58

3,80

4,23

-


ИТ позволяют использовать статистический анализ для анализа эффективности всех видов учебных занятий, не ограничиваясь показателями среднего балла, а все шире используя более презентативные критерии. Самым важным в анализе УП по-прежнему считается анализ службы выпускников. Не для кого не является секретом, что эти сведения мало представительны из-за определенной субъективности и неполноты. Кадровые органы флота должны на базе современных ИТ выдавать командованию ВМИ и ВМИИ объективные и оперативные  данные, которые могли бы дойти до всех участников учебно-воспитательного процесса, тогда осуществится обратная связь в управлении сложной системы.

Среди причин снижения качества подготовки инженеров эксплуатационников и роста частоты аварий ЯЭУ по вине обслуживающего персонала следует выделить, на мой взгляд, пассивность или неразвитость образного мышления, которое наряду с логическим – является важнейшим для управления такой сложной, динамической, энергонапряженной и стареющей технической системой, какой является ЯЭУ.

Пути активизации и развития образного мышления в процессе подготовки указанных специалистов и решение названной проблемы возможно на базе сценарно-ориентированной интегрирующей информационно-обучающей системы, включающей в себя:
-      профессиональный отбор абитуриентов, более ориентированный на мониторинг образного мышления;
-      интеграцию гуманитарных, социально-экономических, естественнонаучных, обще-профессиональных и специальных дисциплин вокруг ядерно-энергетической и эксплуатационно-ремонтной направленности подготовки;
-      применения более широкого спектра ТСО и ТСК, включающего в себя учебные кинофильмы, схемы «работающего» образа ЯЭУ и ее систем, например, на поляроидной пленке, имитационные модели с использованием когнитивной графики на базе современных ПЭВМ, открытые сценарно-ориентированные специализированные компьютерные системы;
В качестве внутренней задачи проблему совершенствования подготовки инженеров для Атомного флота России видим в интеграции кафедр и дисциплин вокруг трех-четырех комплексных курсов, например: «Основы атомной энергетики и проектирование», «Техническое обслуживание и ремонт АЭУ», «Управление и боевое использование АЭУ», «Обеспечение ядерной безопасности

Последнее и немаловажное. Важнейшим условием сохранения высокого качества подготовки инженеров–исследователей, воспитания культурных и патриотически настроенных офицеров мы видим в сохранении важнейшей традиции российских вооруженных сил: воспитывать и взращивать элиту государства на культурных и духовных ценностях. Ни в лесу и ни в ином забытом поселке, а в центре культурной столицы, рядом с эрмитажем, Русским, Военно-морским и Артиллерийским музеями, Консерваторией и Капеллой, рядом с блистательными театрами и храмами Санкт-Петербурга и в той величайшей духовной и культурной атмосфере, какой гордится вся Россия, должны готовиться офицеры-инженеры, в руки которых вверяется грозное и опасное оружие – техника, осознающие святость и величие своего воинского долга.
У нас появилась дурная примета, если в институте наступает юбилейное событие, жди потрясений. Так Накануне 200-летия нашего учебного заведения – ВВМИУ им. Ф.Э. Дзержинского было принято постановление правительства РФ № 1009 от 29.08.98 об объединении  нашего училища с ВВМИУ им. В.И. Ленина в единый Военно-морской инженерный институт, слава богу, без выселения в г. Пушкин.

 Накануне 50-летия факультета ЯЭУ спикер Госдумы Борис Грызлов в целях осуществления комплексной программы по превращению Санкт-Петербурга в Морскую столицу России  предложил предоставить командованию и Главному штабу ВМФ возможность поселиться в Адмиралтействе, а руководство Министерства Обороны приняло решение до 31 августа 2008 г передислоцировать три факультета в г. Пушкин, где нет соответствующей учебно-материальной базы. Таким образом, свое 210-летие ВМИИ встретит развалом своих ведущих факультетов.

Ветераны флота, выпускники училища-института неоднократно обращались к Президенту РФ – Верховному Главнокомандующему с просьбой не допустить уничтожения в здании Главного Адмиралтейства – кузницы инженерных кадров для атомного Флота России, потребовать от Правительства РФ более бережного отношения к уникальному учебному заведению, взять его под свое крыло. Президент еще не сказал своего слова, мы его ждем и верим: Адмиралтейский кораблик будет служить символом Великой морской державы, но не потому, что под ним будет тесниться Главнокомандующий и Главный штаб ВМФ, не прикрытые московским противоракетным щитом, а потому, что под крышей Адмиралтейства, будут готовиться специалисты для атомного флота России, воспитанные на славных вековых традициях Российского флота и его морской столицы, а сердца их будут наполняться гордостью, что под сенью Адмиралтейского шпиля в самом центре культурной столицы страны они становились военно-морскими инженерами, гордостью, которой хватит на всю сознательную жизнь, с которой приумножится слава, мощь и величие России.



[1] DDG 93 – DDG 101, класса «Орли Бёрк», подкласса «Оскар Остин».


[2] SSGN 726– SSGN 729 типа «Огайо».


[3] SSN 774– SSN 777.







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=1225