Эволюция конструктора – эволюция подводного флота
Дата: 25/01/2008
Тема: Атомный флот


Профессия конструктора предъявляет к человеку, ее избравшему, требования высочайшего развития образного и логического мышления. Проектировщик подводных лодок должен решать конкретные проблемы – обеспечение высокого качества лодок для выполнения ими боевых задач, диктуемых вызовами времени. Но черно-белый мир цифр и формул не исключает, а скорее стимулирует тонкое восприятие цветового многообразия жизни. Не случайно Игорь Дмитриевич Спасский свою первую книгу, посвященную диалектике развития подводного флота, назвал «Пять красок времени».


В «белый период» (1905-1925 гг.) с «чистого листа» были заложены теоретические основы проектирования подводных лодок, спроектированы и построены первые боевые отечественные ПЛ. Следующее двадцатилетие – «красный период» – стало временем создания подводных лодок, прошедших через Великую Отечественную войну.

А вот все последующие периоды эволюции проектирования подводных кораблей напрямую связаны со становлением из военного моряка инженера-лейтенанта И.Д.Спасского – генерального конструктора, начальника ЦКБ морской техники «Рубин» – флагмана проектирования ПЛ для российского флота.


Найти «свое место»

В 1949-1950 гг. было принято Постановление ЦК и Совмина СССР о реализации грандиозной программы по судостроению. Для того чтобы восполнить кадровые потери за годы войны было решено в КБ Судпрома с флота перевести пару десятков инженеров-лейтенантов, недавних выпускников «Дзержинки», еще не забывших теоретические знания. В эту двадцатку попал и И.Д.Спасский, изучавший в ВВМИОЛУ паросиловые установки и собиравшийся связать свою судьбу с надводным флотом. Но случай распорядился иначе. Его направили в КБ для проектирования подводных лодок. И это оказалось именно то место, которое предназначено судьбой.

Середина 1940-х – 1950-е гг. – «синий период» в хронологии создания российского флота по И.Спасскому. Период выхода в Мировой океан, создания новых кораблей для океанского флота. Начавшаяся «холодная» война диктовала иные военные приоритеты.

Согласно американскому плану «Троян» 1 января 1950 г. должна была начаться ядерная война против СССР. Сценарий возможной войны требовал от советского флота обеспечить блокаду атлантического региона. С учетом сил флотов вероятных противников эту сверхзадачу могли решить только океанские подводные лодки.

Проектные и исследовательские работы по повышению тактико-технических параметров дизельных электрических ПЛ и подводных лодок с нетрадиционными энергетическими установками с тепловыми двигателями показали, что качественного скачка в боевых свойствах ПЛ на этом направлении получить невозможно. Было принято решение об использовании ядерной энергетики для корабельных ЯЭУ.

Пройдя по всем ступенькам конструкторских званий, молодой инженер-лейтенант в 1956 г. становится заместителем главного конструктора первой атомной подводной лодки (проекта 658), вооруженной баллистическими ракетами, затем в той же должности продолжает работу по созданию АПЛ проектов 667А, 667Б.


Что надо, чтобы стать конструктором

Именно на разработке 658 проекта АПЛ И.Д.Спасский сформировался как самостоятельный руководитель проектов подводных лодок. Требование сверхкритического отношения к предлагаемым проектным решениям без всякой мелочности и назидательности определили его стиль как руководителя коллектива конструкторов. Не почивать на лаврах, не довольствоваться достигнутым, найти лучшее решение, взглянуть с иной точки зрения, – только тогда проектировщик может стать проектировщиком от Бога. Но, конечно, для этого нужен и изначальный талант. Каждому что-то дано от природы. К сожалению, несмотря на достаточную многочисленную когорту профессионалов-психологов, в нашей стране подбор специалистов по их психологическим характеристикам, наклонностям и способностям, не стал общепринятой нормой. Лишь 5-10% людей в результате случая или осознанного выбора попадают на «свое» место, занимаются делом, которому они наиболее соответствуют.

В США отбор будущих кандидатов на руководящие государственные посты начинается со студенческой скамьи, и далее потенциального претендента ведут по всем ступеням для получения необходимых знаний и опыта. Б.Клинтон был замечен еще на первых курсах университета. Правда, и у них с отбором случаются проколы.

А чтобы подготовить настоящего серьезного проектировщика подводных кораблей необходимо лет 15-20. Хотя в 1950-е годы мужать приходилось гораздо быстрее. На раскачку времени не было. Перед создателями АПЛ было два пути: тщательного изучения всех элементов ПЛ и ЯЭУ в целом, либо одновременное строительство и подводных лодок, и наземных стендов, и испытание оружия с последующим устранением выявленных несовершенств на уже построенных АПЛ.

9 июня 1959 г. американцы спустили на воду первую ПЛ «Джордж Вашингтон» с баллистическими ракетами, 9 июля 1960 г. – ПЛ «Трешер», вооруженную ракетами с ядерными боевыми головками.


Решать сверхзадачи

США значительно опережали СССР в создании атомного подводного флота, и требовались титанические усилия, чтобы догнать и сдержать противника от развязывания «горячей» войны.

Проектирование подводной лодки проекта 658 продолжалось даже во время ее испытаний. Настоящий опыт конструктор приобретает только поплавав на подводной лодке, ощутив взаимосвязь всех ее элементов, удобство их обслуживания, сочетаемость технического и человеческого факторов в замкнутом, чрезвычайно энерго- и информационно насыщенном пространстве корабля.

На первом поколении АПЛ проектировщику И.Д.Спасскому довелось поплавать много – 40 тыс. км – как раз обогнуть экватор. И эти походы научили видеть лодку совсем другими глазами: где какой клапан неудачно установлен, где не до конца продумана наиболее эффективная схема передачи сигнала.

Проблема сегодняшних проектировщиков, порой слишком полагающихся на автоматику, да и вдобавок не имеющих возможности достаточно поплавать на лодках во время испытаний (лодок мало, а много проектировщиков на борт не возьмешь) – сложность представить всю цепочку прохождения сигнала и возможные нештатные ситуации при несрабатывании отдельных элементов.


Золотой период проектирования ПЛ

Мировой океан – новый глобальный театр военных действий диктовал своих требования к подводным лодкам. Произошла смена приоритетов в создании военной техники. Упор был сделан на повышение технического уровня, возрастание боевой мощи корабля при общем сокращении их количества.

За лодками 658 проекта последовали более мощные подводные корабли – ракетные подводные крейсеры стратегического назначения (РПКСН) проектов 667А, Б, БД, БДР и БДРМ. Каждый из проектов вбирал весь накопленный опыт создания предыдущих кораблей и новые решения, диктуемые возрастающими тактико-техническими характеристиками ракетных комплексов.

АПЛ второго поколения проекта 667А, по мнению И.Д.Спасского, были одним из самых удачных проектных решений. В ходе его создания была реализована идея И.Д.Спасского по эшелонированию энергетики, позволяющая повысить живучесть лодки, впоследствии использованная на всех последующих поколениях подводных ракетоносцев. За эту разработку, обеспечивающую создание на основе базового заказа 667А последующих крупных серий заказов 667БДР и БДРМ (со значительно превосходящими тактико-техническими параметрами) Игорю Дмитриевичу было присвоено звание Героя Социалистического труда. А подводные ракетоносцы проектов 667БДР и БДРМ до сих пор вместе с другими проектами, созданными в «золотой период» (1955-1990-е гг.), успешно несут боевую службу в Мировом океане.


У руля «Рубина»

В 1968 г. Игоря Дмитриевича назначили на должность главного инженера. Организатору такого уровня кроме глубоких знаний техники (в то время об экономике, финансах особо беспокоиться не приходилось) необходимо было хорошо ориентироваться в подборе и расстановке кадров.

Выросшему в коллективе КБ, вместе с другими конструкторами проектировавшему, строившему и испытывавшему лодки, Игорю Дмитриевичу было хорошо известно, кто на что способен, куда кого назначить, что кому поручить.

Как и в технике, в отношениях с людьми важно наличие обратной связи и самокритичного отношения к себе. И обязательное знание основных векторных направлений, переступать которые нельзя ни в коем случае. Эти знания помогут в сложные 1990-е годы в ситуации всеобщего хаоса не свернуть с главного пути.

Настроенность главного инженера на многовариантность, поиск наиболее оптимальных решений при проектировании и строительстве обусловили успешность работы бюро на новом этапе, связанном с внедрением ракетной техники на подводные лодки.

Создание в 1972 г. ракетного комплекса Д-9 с жидкостной ракетой 4К-75 межконтинентальной дальности полета коренным образом изменило тактическую ситуацию на море. Тогда же в 1974 г. И.Д.Спасский возглавил ЦКБ МТ «Рубин» сначала в качестве главного конструктора и начальника предприятия, а в 1983 г. – в качестве генерального конструктора и начальника ФГУП «ЦКБ МТ «Рубин».

На основе предшествующего опыта проектировщикам ЦКБ МТ «Рубин» удалось решить следующую более сложную задачу – создать РПК СН проекта 941, известного под именем «Тайфун». Подводные лодки этого проекта – «Акулы» с баллистическими твердотопливными ракетами Д-19 позволили достичь паритет со стратегическими ракетоносцами системы «Трайдент» ВМС США. Каждый тяжелый ракетный крейсер стратегического назначения проекта 941 несет 200 боевых блоков, а ракеты позволяют поразить любую цель в северном полушарии при стрельбе даже от пирса.

Первый РПК СН этого проекта «ТК-208» был заложен в Северодвинске в марте 1977 г., а уже в сентябре 1980 г. он был спущен на воду.

После реализации первого поколения атомных лодок идея И.Д.Спасского по модульно-агрегатному методу проектирования и строительства ПЛ (да и любых других сложных технических объектов) была реализована на практике и позволила сэкономить нашей стране огромные средства. Кроме того, модульный метод позволял значительно повысить качество всех систем корабля.

Но и на этом генеральный конструктор «Рубина» не остановился, предложив вместо большого количества проектов подводных лодок создавать типовые лодки, отличающиеся только оружием, что кроме снижения стоимости ПЛ упростило бы подготовку личного состава и эксплуатацию корабля.

Но бороться с человеческим фактором оказалось гораздо сложнее, чем решать технические сверхзадачи. За годы «холодной войны» для безусловного обеспечения стратегического паритета со странами НАТО в стране было создано избыточное количество КБ по проектированию ПЛ и ракетных комплексов. Добиться жесточайшей унификации конструкций самих кораблей, ракетной техники и комплектующих в то время оказалось задачей невыполнимой. Но «не было бы счастья, да несчастье помогло»…


«Серый» период

Экономический кризис, сокращение затрат на оборону и флот, обострение проблем утилизации АПЛ – все это обрушилось на проектантов в начале 1990-х гг. В этих условиях важно было сохранить кадры и созданную школу проектирования ПЛ. Если раньше только успевали сдавать проекты, то теперь между редким проектированием приходилось как медведю в спячке «сосать лапу». Но люди в спячку впадать не могут. С сокращением наполовину оборонного заказа остальные 50% требовалось восполнить гражданскими разработками.

К проектам нового РПК СН типа «Юрий Долгорукий» и многоцелевой АПЛ 855 проекта добавилась работа по созданию дизель-электрической малошумной подводной лодки проекта 636, которым сразу заинтересовались зарубежные покупатели.

Когда «весь наш государственный корабль терпел бедствие» пригодилась мудрость заокеанского коллеги – заместителя директора по коммерции одного из авиационных предприятий в Калифорнии: «Чтобы устоять в мире бизнеса, надо стоять как минимум на трех ногах».

Стали выращивать «третью» ногу. Взяли курс на нефтегазовую отрасль, осваивающую арктические районы. Занялись разработкой проектов добычных платформ для шельфовых месторождений. В 1992 г. выиграли тендер на проектирование нефтедобывающих платформ для сахалинского шельфа. Сейчас ведутся работы для Штокманского и Приразломного месторождений. Многочисленные контакты с зарубежными фирмами дали свои результаты. Внешнеэкономические связи стали приносить доход.

После решения буквально за год нерешаемой задачи по подъему трагически погибшего подводного крейсера «Курск», зарубежные партнеры поверили в высокий потенциал проектировщиков «Рубина». Германия предложила взяться за разработку проекта системы ветровых установок на мелководной части их прибрежной зоны.

Разработчикам «Рубина» было предложено включиться в создание высокоскоростного поезда «Сокол» − своеобразной «подводной лодки на колесах». По сложности эта техника почти такая же, как подводная лодка. А по ответственности – намного серьезнее (за жизни 800 пассажиров отвечаешь).  Соединив самые передовые технологии военного судостроения, радиоэлектронного, авиационного и космического производства, был создан опытный образец «Сокола», успешно преодолевший в ходе испытаний 60 тыс. км. Но… вместо доводки отечественного суперпоезда до серийного производства чиновниками было принято решение о закупке высокоскоростных поездов у фирмы «Siemens AG». Новые идеи по использованию обратного турбинного эффекта зависли в воздухе. Так что провозглашаемая на словах коммерциализация науки без стабильных заказов и правил взаимодействия оказывается бесперспективной.

Аналогичная суперпоезду судьба постигла и проект трамвая с низким полом на двигателе переменного тока с меньшим потреблением энергии и лучшей амортизацией. Его запуск в серию тянется до сих пор. По твердому убеждению генерального конструктора ЦКБ МТ «Рубин» И.Д.Спасского, которому удалось в годы обвала в рынок сохранить мощнейшее предприятие и его кадры, приспосабливаясь к новым экономическим и политическим реалиям, коммерциализировать фундаментальную науку в надежде на немедленную отдачу и переход на самофинансирование нельзя. Там совсем иные, глобальные задачи познания основ Мира. А для прикладной науки кроме провозглашенных намерений по коммерциализации от государства требуется стабильная заинтересованность в развитии отечественной науки.

Для производства высокосложных технических изделий, в том числе и подводных лодок, требуется создание высокотехнологичных отечественных производств и, в первую очередь, современного машиностроения. Машиностроительные заводы сегодня в своем большинстве высокоточным оборудованием с программным управлением не оснащены. Такие обрабатывающие центры им просто не по карману. За счет различных ухищрений проектировщиков приходится «вытаскивать» все неточности металлообработки. В основном, за счет конструкторских решений была достигнута малошумность тяжелых подводных крейсеров и ДЭПЛ нового поколения.


Будущее подводного флота России

На подводных лодках, как на «продукте» своего времени, отражаются все его «вызовы», политическая обстановка в стране и мире, экономические условия, новые научные достижения, развитие технологий. Россия с ее огромными ресурсами всегда будет нуждаться в их защите. И значимость подводных сил в составе ВМФ России будет возрастать.

Принцип разумной достаточности для нашей страны, имеющей пять морских регионов, задает предел минимизации количественного состава подводных сил ВМФ при обязательном сохранении паритета по стратегическим средствам.

По мнению И.Д.Спасского, опытнейшего проектировщика подводных кораблей различного назначения, руководившего коллективом разработчиков ЦКБ МТ «Рубин» более трети века, сбалансированный состав подводных сил ВМФ кроме тяжелых ракетных крейсеров стратегического назначения должен включать многоцелевые АПЛ и неатомные подводные лодки. Приоритетным направлением в повышении боевой эффективности перспективных ПЛ остаются улучшение тактико-технических характеристик оружия и скрытности подводных лодок. В конструкции современного ракетного комплекса «Булава-30» возможности для такого наращивания параметров заложены самой идеологией конструкции. По повышению скрытности ведутся дальнейшие работы по снижению параметров акустических и других физических полей кораблей.

Решение проблемы снижения стоимости создания ПЛ в условиях падения их серийности лежит, в основном, в технологической плоскости – в применении высокоэффективных технологий. А в этом направлении отечественные проектировщики и строители ПЛ давно доказали свою состоятельность и конкурентоспособность, что и было отмечено Государственной премией по науке за 2006 г. Дипломы лауреатам Госпремии И.Д.Спасскому, С.Н.Ковалеву, Д.Г.Пашаеву в торжественной обстановке в Кремле вручил Президент страны В.Путин.

Будем надеяться, что этим знаковым событием «серый период» в проектировании ПЛ закончился окончательно и бесповоротно. И будущее подводного флота России снова окрасится в чистые созидательные тона.



По материалам интервью с И.Д.Спасским подготовила Тамара Девятова






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=1208