Где взять профессионалов?
Дата: 25/10/2007
Тема: Атомный флот


В.И.Сычиков,капитан I ранга,  д.т.н., профессор Военно-морского инженерного института, Санкт-Петербург

С распадом СССР около 200 атомоходов в одночасье оказались выведенными из боевого состава флота, встали на прикол. По корабельному составу российский ВМФ из крупнейшего в мире превратился во флот, соизмеримый с военно-морскими силами Франции и Англии. «Вот и хорошо» – возрадуются пацифисты. Только как такими силами охранять самую протяжённую в мире морскую границу?


Мало нам гибели «Курска» в ходе годовых учений Северного флота, когда ВМФ не смог своими противолодочными силами оградить район учений от американской и натовской атомных подводных лодок и выполнение боевых задач  проводил  в мелководной зоне, что для таких исполинов как «Курск»  недопустимо? Нам недостаточно посягательств Норвегии, США, Японии на Северный морской путь, который должен функционировать круглогодично? Чем же мы защитим огромные запасы углеводородов в шельфовой зоне Ломоносовской гряды и Менделеевского подъема в Северном Ледовитом океане? И дальше будут беспрепятственно в наших водах заниматься незаконным ловом крабов и ценных пород рыб китайские, корейские, японские и доморощенные браконьеры, подобные «Якуту»?  Какими силами мы будем отбиваться от десятков ударных эсминцев в Норвежском, Северном, Беринговом и Японском морях, имеющих на борту в общей сложности 4840 пусковых установок для высокоточных крылатых ракет большой дальности «Томагавк», нацеленных на наши стратегические позиции? Какими силами будут изгоняться из Карского моря американские подводные ракетоносцы, вооруженные 154 ракетами «Томагавк» каждый, а из других мелководных арктических районов четыре АПЛ типа «Вирджиния», на которых размещено около ста пусковых установок для тех же ракет, изготовленных к уничтожению на стартовых позициях наших стратегических ракет? Все это уже сейчас позволяет США обстрелять все стратегически важные цели на территории Российской федерации.

                        Факультет ЯЭУ ВВМИОЛУ

Однако и сегодняшнее усеченное состояние ВМФ, когда ценность каждой боевой единицы возросла на порядок, требует качественной и почти штучной подготовки квалифицированных кадров, чтобы морская стратегическая составляющая страны сохранила свой «вес» и Россию не постигли новые несчастья, подобные Чернобыльской аварии. Взращиванием таких кадров и занимается факультет ЯЭУ Военно-морского инженерного института.

Система подготовки специалистов, создающих и обслуживающих  потенциально опасную технику, формируется на базе положительного опыта военно-инженерного образования России и СССР с учетом новейших мировых достижений в подготовке инженеров этих профессий.

Более шестидесяти лет назад в  декабре 1946 года в нашей стране был запущен первый уран-графитовый реактор, позволивший ликвидировать монополию США на атомное оружие. Через 10 лет, в апреле 1957 года со стапеля 42 цеха Севмашпредприятия в Северодвинске была спущена на воду первая советская атомная подводная лодка К-3 («Ленинский комсомол»), а чуть позже в мае 1957 года по приказу Главкома ВМФ был создан факультет ЯЭУ в ВВМИОЛУ им. Ф.Э. Дзержинского. В декабре 1959 года спущен на воду первый атомный ледокол «Ленин». И вот уже полстолетия на этом факультете готовятся инженеры- механики по специальности «Эксплуатация атомных энергетических установок».
 
Около пяти тысяч выпускников ВМИИ: командиров групп дистанционного управления, командиров турбинных групп, групп автоматики и телемеханики, участвовали в создании советского атомного флота,  мощного и эффективного средства ядерного сдерживания, ставшего океанским благодаря новым возможностям, появившимся с внедрением АЭУ на подводных лодках. Многие выпускники, стали Героями Советского Союза и России, лауреатами Государственных и именных премий, адмиралами, выдающимися учеными, руководителями заводов, начальниками военных представительств на кораблестроительных и машиностроительных предприятиях. Об их славных достижениях можно прочитать в юбилейном сборнике воспоминаний «50 лет на «Вы» с ядром U-235» под редакцией Н.Я Щербины, профессора кафедры ЯЭУ.
 
Профессии военного моряка-ядерщика молодых курсантов обучают преподаватели, имеющие за плечами собственный опыт эксплуатации ЯЭУ на АПЛ, защитившие диссертации по этой сложнейшей тематике, продолжающие активную научную деятельность на кафедрах и в лабораториях института.  Уникальная учебно-лабораторная база с учебно-тренировочным комплексом на действующей энергетической установке «Борт» с уникальным диагностическим комплексом М-052, электронными тренажерами по управлению базовыми проектами ЯЭУ позволяет учащимся прочувствовать будущую профессию уже с курсантских погон, не на схемах-чертежах, а вживую.

Сочетание общенаучных, прикладных инженерных и специальных дисциплин с комплексными курсами практической эксплуатационной направленности и индивидуально-групповой подготовкой даёт возможность курсантам на более глубоком уровне осваивать столь сложную и ответственную профессию.

                        Кризис образовательной системы

В связи с кризисом образования не только в нашей стране, но и во всём мире, специалисты-преподаватели, учёные предлагают различные варианты его разрешения, новые современные методы подготовки профессиональных кадров.

Реформы в российском высшем образовании, отринув собственные достижения советского периода, пошли по пути следования в фарваторе Болонской конвенции, которую в самом Евросоюзе подписали далеко не все страны. Учёные, преподаватели ВМИИ, ГМА им.С.О.Макарова, ВМА им.Н.Г.Кузецова в ходе обсуждения этой проблемы на одном из круглых столов в Военно-морском инженерном институте пришли к следующему выводу, что некритичное следование требованиям Болонской конвенции по универсализации национальных систем высшего образования и переход на двухуровневую систему подготовки (бакалавр – магистр) для военного атомного флота неправомерны. Мы же не собираемся готовить инженеров-ядерщиков  для ВМС США и НАТО? Российскому флоту нужны специалисты, досконально знающие свою профессию, способные принимать адекватные решения в любых критических ситуациях.

Для повышения качества подготовки инженеров  атомного флота России требуется не введение усреднённых государственных стандартов высшего профессионального образования, а соответствующий задачам поддержания и развития материальной базы вузов, проведения научно-технических разработок, достойной оплаты труда профессорско-преподавательского состава, создавшего уникальную систему подготовки военно-морских инженеров-ядерщиков, уровень госфинансирования.

Экономия  при подготовке инженеров такой специальности чревата  утратой специалистов-профессионалов на атомных кораблях и судах России, огромными жертвами и серьёзным экономическим ущербом из-за ядерных аварий и радиационных загрязнений прибрежных территорий и акваторий мирового океана, с перспективой  международного моратория на право России обладать атомным флотом, то есть в конечном итоге-- ее стратегическим поражением.

Качество подготовки инженеров для атомного флота России возрастет лишь в том случае, если изменится вся молодежная политика государства, повыситься престиж военной службы и  статус инженеров наукоемких профессий, связанных с экологической, ядерной, радиационной безопасностью и деятельностью ОПК. Такие специалисты нужны сегодня стране в первую очередь.

Для обеспечения национальной безопасности должны быть задействованы все возможные средства, в том числе преференции по предоставлению и оплате жилья молодым специалистам стратегически значимых профессий.

 По мнению ряда западных ученых, высшим достижением учебных заведений России было создание системы подготовки инженеров-исследователей, базирующейся на более глубоком изучении математики, физики, механики, термодинамики и сближением «чистой» науки с инженерной практикой. Такой уровень подготовки позволил российским и советским инженерам сыграть выдающуюся роль в техническом прогрессе в XX-м веке. «Реформирование» высшей школы, идущее по пути увеличения доли экономических, политических и  других не инженерных учебных дисциплин проявилось в виде Чернобыльской аварии, серии крупномасштабных техногенных аварий и катастроф. Престиж инженерного образования в нашей стране и за рубежом значительно снизился. Развал армии, в свою очередь, привёл к падению престижа  военной службы.

Для профессиональной подготовки инженеров-исследователей в области надежности, диагностики, живучести и безопасности сложных технических систем военно-морского назначения необходимо активно внедрять современные достижений научно-технического прогресса в процессы обучения.

                        Информационные технологии в учебном процессе
 
При эксплуатации современных атомных кораблей всё большую роль начинают играть информационные технологии. Для обучения курсантов решению задач по отработке практических навыков  управления ЯЭУ,  борьбе за живучесть корабля, анализу надежности и безопасности АЭУ и корабля в реальном масштабе времени необходима углублённая  подготовка в области компьютерных технологий.

 На кафедре ЯЭУ смонтированы тренажеры  всех серийных установок ПЛА и АНК. Расчетно-графические работы при курсовом и дипломном проектировании выполняются на персональных компьютерах. Однако, традиционное использование ПК обеспечивает только репродуктивный уровень подготовленности. Для перехода на более высокий уровень компьютерных технологий в конкурсных работах  и  комплексных дипломных проектах применяется моделирование с использованием системного подхода; разработка программ на языках различных уровней; анализ закономерностей по результатам многовариантного расчета процессов, протекающих в ЯЭУ; выбор оптимальных решений.

Информационные технологии используются не только для обучения, но и для управления учебным процессом, сбора и  анализа статистических данных по результатам обучения, обработки анонимных анкет выпускников, анализа отзывов с флотов,  выявления взаимосвязи индивидуальной подготовки абитуриентов и выпускников, установления рейтинга преподавателей. Так, например, регрессионный анализ успеваемости курсантов показал, что средний балл за вступительные экзамены и средний балл при защите дипломных проектов, не достоверны для  оценки  успеваемости и на 0,67 балла отличаются от последующих отзывов с флотов (табл.1).

Табл. 1 Средний балл сессий факультета ЯЭУ и оценки по отзывам с флотов

Год выпуска
№ сессии
1



Отзыв с фло-
тов

2
3
4
5
6
7
8
9

1985-1990
3,85
3,74
3,61
3,93
4,03
4,32
4,27
4,15
4,31
3,75
1992-1997
3,61
3,78
3,50
3,73
3,82
3,70
3,93
3,87
4,0
3,85
1993-1998
3,38
3,44
3,50
3,62
3,77
3,95
3,93
3,99
4,03
3,67
1994-1999
3,38
3,48
3,51
3,57
3,64
3,73
3,72
3,93
4,06
3,66
1995-2000
3,45
3,62
3,53
3,62
3,58
3,59
3,58
3,80
4,23
-
            

Статистическая недостоверность  возрастает из года в год, наглядно демонстрируя снижение объективности приемной и государственной аттестационных комиссий. Тенденция, присущая всей стране.

Оценки с флотов наилучшим образом коррелируют с результатами обучения на 1-ом курсе, подтверждая недостаточную требовательность в период экзаменационных сессий на старших курсах.

Самым важным при оценке  учебного процесса по-прежнему остаётся анализ результативности службы выпускников. Но эти сведения недостаточно  представительны из-за их субъективности и неполноты. Кадровые органы флота в первую очередь должны быть заинтересованы в представлении командованию ВМФ и ВМИИ объективных данных, которые могли бы обеспечить обратную связь для управления сложной системой подготовки кадров военных инженеров.

                        Что делать?

В ряду причин снижения качества подготовки инженеров- эксплуатационников и роста частоты аварий ЯЭУ по вине обслуживающего персонала следует обратить внимание на следующую  важную причину психофизиологического характера, а именно—недостаточное развитие образного мышления, профессионально необходимого для динамичного управления сложной,  энергонапряженной технической системой с постоянно изменяющимися параметрами, какой является ЯЭУ.

Для развития образного мышления будущих профессионалов-ядерщиков может быть использована сценарно-ориентированная информационно-обучающая система, позволяющая в едином блоке организовать профессиональный отбор абитуриентов с предварительной оценкой их предрасположенности к образному мышлению; интегрировать гуманитарные, социально-экономические, естественнонаучные, обще-профессиональные и специальные дисциплины вокруг главного ядерно-энергетического направления подготовки курсантов-ядерщиков. Учебные фильмы, компьютерные модели работающего реактора и его отдельных систем помогут сформировать картину «жизни» действующей ЯЭУ у будущих укротителей ядерных процессов.

Для комплексного решения задач обучения столь сложной, многоаспектной профессии инженеров атомного флота было бы целесообразно  интегрировать  дисциплины и кафедры вокруг таких комплексных курсов, как: «Основы атомной энергетики и проектирование», «Техническое обслуживание и ремонт АЭУ», «Управление и боевое использование АЭУ», «Обеспечение ядерной безопасности».

                                   Самое важное

Последнее, но возможно, самое важное. Первостепенным условием достижения высокого качества  подготовки инженеров–исследователей, воспитания настоящих офицеров--патриотов своей страны, формирующих элиту государства, является восстановление уважения к своим духовным культурным и ценностям. Свою историю, произведения искусства нужно знать не по картинкам в книгах или на экранах ПК. Ауру великих творений гениев можно ощутить лишь в непосредственном общении с ними в залах Русского музея, Эрмитажа. Недаром туристы со всего света съезжаются в Петербург, чтобы увидеть эти уникальные творения в Северной столице России. Для будущих военных о нашей славной истории многое расскажут экспонаты  Военно-морского и Артиллерийского музеев. Офицеры-инженеры, в чьи руки вверяется грозное и опасное оружие, с младых ногтей должны впитать уважение к  духовной культуре своей страны, защите которой они посвящают свою жизнь. Выпускники легендарного училища-института «Дзержинки», настоящие и будущие,  надеются на просвещённую волю Президента РФ – Верховного Главнокомандующего сохранить в здании Главного Адмиралтейства кузницу инженерных кадров для атомного флота России.

Накануне 50-летия факультета ЯЭУ спикер Госдумы Борис Грызлов в целях осуществления комплексной программы по превращению Санкт-Петербурга в Морскую столицу России  предложил предоставить командованию и Главному штабу ВМФ возможность поселиться в Адмиралтействе, а руководство Министерства Обороны приняло решение до 31 августа 2008 г передислоцировать три факультета в г. Пушкин, где нет соответствующей учебно-материальной базы. Таким образом, 210-летие ВМИИ встретит развалом своих ведущих факультетов.

И всё же мы верим, что Адмиралтейский кораблик-символ великой морской державы и в новом столетии подтвердит своё символическое значение, гордостью отзываясь в сердцах курсантов, получивших военно-морскую инженерную профессию под сенью Адмиралтейского шпиля в самом центре культурной столицы России.

Стране нужны профессионалы, и сегодня больше, чем когда-либо. Научно-технический прогресс создал такую технику, которую дилетанты обслуживать не в состоянии. Это слишком опасно для окружающих. Да и самой техники, постоянно потребляющей энергию, становиться в мире всё больше, а природных ресурсов—всё меньше. Их надо беречь и охранять. И для этого нужны профессионалы.

«Страна, которая  не кормит свою армию, кормит чужую». Экономить на подготовке профессионалов значит не только тормозить сегодняшнее развитие, но и лишать будущего целые поколения россиян. Об этом  в первую очередь нужно думать новым российским политикам,  декларирующих озабоченность будущим России в своих предвыборных программах.

Журнал «Атомная стратегия» уделяет много внимания вопросу подготовки кадров для стратегических отраслей России. Для атомной энергетики, мечтающей о ренессансе, эта проблема является серьезным препятствием в его реализации. Аналогичная ситуация с подготовкой специалистов для атомного флота, особенно военно- морского. Качество подготовки специалистов зависит от многих факторов, начиная от системы набора в учебное заведение,  организации учебного процесса,  состояния его учебно-материальной базы до качества преподавания, практики, стажировки и т.д. Все эти составляющие упираются сегодня в надлежащее финансирование всего процесса обучения. Как набрать студентов и курсантов в учебное заведение, готовящее инженеров к опасной для здоровья и жизни, но мало оплачиваемой и не престижной профессии? Как организовать сам учебный процесс, если библиотекарь, лаборант, инструктор получают зарплату ниже прожиточного уровня? В каком состоянии будут находиться аудитории, лаборатории, стенды, тренажеры, если годами не выделять деньги на их содержание, а учебные и бытовые помещения содержать силами и денежными средствами курсантов?

В статье профессора Кузинца И.М. «Есть такая профессия – Родину защищать» (АС XXI, 28, 2007, с. 4) приведены  данные о качестве набора на факультет Ядерных энергетических установок ВМИИ, 50-летие которого отмечается в 2007 году. Они красноречивы и удручающи. Значительных изменений не произошло  в наборе курсантов и этого года. Конкурс возрос на 0,17 и составил 0,87, а средний балл аттестатов курсантов, поступивших на факультет, снизился на 0,055 и составил 3,805, причем по физике средний балл аттестатов упал до 3,22!






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=1128