Почти двадцать лет назад
из федеральной (читай – народной) собственности в собственность Госкорпорации
«Росатом» при ее создании были безвозмездно переданы активы федерального
агентства Росатом, в том числе АО «Концерн Росэнергоатом» со всеми АЭС,
все химкомбинаты и т. д., а также обязательства по федеральным целевым и прочим
программам. Изъятие национальных активов (читай – узаконенное воровство) оправдывалось
тем, что Госкорпорация «Росатом» за эти средства за счет повышения качества
управления в своем бизнесе обеспечит экономический рост, выйдет на
самоокупаемость, совершит энергетическую экспансию вне России при безусловном
выполнении военного заказа.
Профит государству от
деятельности Госкорпорации «Росатом» при этом ожидался в:
1. уменьшении стоимости
электроэнергии для населения и предприятий,
2. денежном потоке в
бюджет, в том числе за счет уплаты налогов,
3. увеличении числа
рабочих мест в России,
4. росте
научно-технического потенциала и внедрении новых технологий энергетики.
Экспансия за счет средств
Росатома не удалась ни в России, ни за
ее границами. Почти все проекты более чем на 80% финансируются из суверенных фондов
России, в частности АЭС «Аккую», проект АЭС «Ханхикиви-1» (остановлен, растраты
в несколько десятков миллиардов рублей, как и Балтийская АЭС – могила
федеральных средств), АЭС «Руппур».... Если провести ревизию всех законченных
проектов АЭС за рубежом (Китай, Индия, Иран), то даже неспециалисту будет
понятно, что для федерального бюджета они окончились огромными убытками. Сроки
реализации всех проектов сорваны, пуски смещены на два (минимум) и более лет
(после таких срывов сроков АЭС не выходит даже на самоокупаемость). Имеет место
фактическое кредитование проектов АЭС из суверенных фондов России под проценты
в разы ниже рыночных и инфляции (в ущерб развитию собственной промышленности,
медицины, образования, культуры...), что на временном лаге 6-7 лет уже приводит
к потере не менее 20% средств. Кредитуется экономика других государств, а порой
идет их прямая поддержка, например, давнего геополитического противника России
– Турции. Естественно, кредитуется и безхоз «отдельного кибуца» – Госкорпорации «Росатом».
Ниже представлена информация
из СМИ по финансированию зарубежных АЭС.
Проект
строительства АЭС «Эль-Дабаа» в Египте финансируется за счет предоставленного
Россией экспортного кредита в размере 25 млрд долл. США. Этот кредит покрывает
85% расходов на сооружение АЭС.
Проект АЭС
«Руппур» – 12,65 млрд. долл. США финансируется за счет российского кредита.
Бангладеш будет погашать долг в течение 20 лет равными полугодовыми платежами.
АЭС «Аккую»
полностью кредитуется Россией из суверенных фондов России примерно на 85% под
3% в год. Договорные условия спорные – есть вероятность потери затраченных
средств.
И это далеко не
все примеры неэффективного использования государственных средств. В России,
например, достаточно помянуть пресловутый проект «ПРОРЫВ».
По мнению автора
настоящей статьи описанное выше стало следствием падения авторитета
отечественных инженеров и деградации управления атомной отраслью. Росатом ничем
не рискует, живет «на широкую ногу», вкладывает минимум собственных средств,
наживается на фактически бесплатных деньгах суверенных фондов России: берет из
них себе рыночную прибыль, фактически кредитует проекты АЭС, окупает
собственное прожектерство, непрофессионализм, после чего демонстрирует «дутую»
эффективность руководителям государства.
Что же с развитием, с
ростом заказов для российского производителя? Они минимальны – все значимые
строительные объемы локализуются в стране, в которой строится АЭС. Локализация
и передача части технологий – одно из основных требований Заказчика. Может быть,
огромные убытки удастся покрыть за счет технического обслуживания, ремонта,
поставок комплектующих, материалов для зарубежных АЭС? Куда там! Объемы ТОиР на
два порядка ниже! Кроме того, после 3-4 лет эксплуатации первого же блока АЭС
местные эксплуатирующие организации большую часть работ (по денежным объемам)
делают сами, поставки оборудования стараются делать минимальными. Поставляется
из России ядерное топливо, ЗИП для СУЗ – это факт, но прибыль от этого не покрывает
и 10% убытков. И это повсеместно от Венгрии, Чехии, Болгарии, Индии, Китая до
Ирана. Скоро эти страны и сами начнут производить ядерное топливо для АЭС
российского дизайна, например, уже производящий его Китай (по лицензии), а
также Вестингауз. Госкорпорация «Росатом» сама помогла вырастить себе
конкурентов.
Может быть, был достигнут
существенный прорыв в технологиях? Хотя бы в технологиях инженерных изысканий и
организации работ по ним. Не похоже на это: площадку АЭС «Пакш-2» выбрали на
активном разломе, для АЭС «Эль-Дабаа» площадка вообще мало пригодна для
сооружения АЭС. Почему это допустили АО «Институт «Оргэнергострой» и АО
«Атомстройэкспорт»? – Таковы эксперты в этих организациях, их мотивация,
возможно и материальная, поскольку тема очень коррупционноемкая.
Казалось бы, при таких
«успехах» впору потребовать ответа «по существу» от первых лиц атомной отрасли.
Но «не тут-то было». Руководитель отрасли – должность политическая, в
технологиях и в экономике разбираться не обязан. Действующий и бывший генеральные
директоры Госкорпорации «Росатом» Кириенко С.В. и Лихачев А.В., являясь
профанами в атомных технологиях и в атомном бизнесе, смогли внедрить лишь
эффективное извлечение денег из суверенных фондов и бюджета России, пользуясь,
тем, что в Правительстве РФ, включая Минэнерго, Администрацию президента РФ,
Ростехнадзоре и других органах власти сидят еще большие профаны в отраслевых
вопросах, или достаточно договороспособные. У них под «благовидным» предлогом,
прожектерством, блефом и откровенной панамой (панама – крупное мошенничество,
связанное с подкупами высших чиновников и другими злоупотреблениями –
«Орфографический словарь Лопатина») можно получить безвозмездно сотни
миллиардов народных средств, за которые чиновники из Правительства РФ, включая
Минэнерго, Администрацию президента РФ будут «красиво» отчитываться годами
(потом награждение, ротация в губернаторы, в представители Президента, в Совет
Федерации РФ).
Первый заместитель
генерального директора – директор Блока по развитию и международному бизнесу
Госкорпорации «Росатом» Комаров К.Б., как лицо, ответственное за экономику и
международный бизнес, мог бы пояснить, какова прибыль для бюджета РФ по
указанным проектам… Хотя, вряд ли. Мог бы, но не обязан. Впрочем, причина и так
понятна – отрасль превращена в личный «черный ящик» власти, недоступный для
контроля обществом. Здесь разрушены все, созданные за многие десятилетия
традиции «профессиональных лифтов», сведен к минимуму авторитет Инженера.
И вовсе не
обязательно быть детективом, чтобы догадаться, как такие «крупные специалисты»,
как Комаров оказываются в руководстве «штаба отрасли». В данном конкретном
случае достаточно было участвовать в организации лотерей с С.В.Кириенко в
Нижегородской области (Глебова Н.Г.) и пропуск в элиту был обеспечен. А сколько
еще таких выдвиженцев рулят самой высокотехнологичной и опасной отраслью
России... Впрочем, в сословном обществе – это обычная практика.
Однако, вернемся к
международной экспансии. Одним из свежих примеров методики отраслевой панамы
являются проекты атомных станций малой мощности (далее – АСММ).
Методика
Методика отраслевой
панамы и гоп-стопа суверенных фондов и бюджета России не нова – ее пользователи
не изобрели ничего нового, только приложили для отраслевого применения. В свое
время Кириенко С.В. провалил практически все отраслевые проекты, но
«красиво» по ним отчитался перед Президентом. Громкие GR- и PR-компании с публикацией за деньги в
СМИ мнимых достижений заполняют информационное пространство и заменяют
результат, который крайне далек от заявленного ранее, но на который потрачены
средства. Чиновники министерств и ведомств втягиваются в процесс, причем берут
на веру что преподносит им Росатом как «результат», поскольку не имеют ни
знаний, ни желания оценить его соответствие заявленному ранее. Академия Наук,
как и НТС Росатома, также могли бы высказать свое веское научное мнение, но
давно потеряли авторитет и активность.
Недавний пример с АСММ с
РУ РИТМ-200Н (Якутия) крайне характерен, он мало отличается по методике панамы от
проекта АСММ с ВТГР, проекта АСММ ЕЛЕНА АМ, АСММ с РУ СВБР-100 (как и от
проекта БРЕСТ-ОД-300, БН-1200М).
Однако АСММ с РУ
РИТМ-200Н отличается тем, что организаторы панамы пошли дальше: использовали в
ней высших государственных чиновников, в том числе президента РФ, для выхода на
международный уровень – в Узбекистан.
При этом в соответствии с
распоряжением Госкорпорации «Росатом» от 11.02.2020 №1-1/89-Р, приказом
Госкорпорации «Росатом» от 14.09.2020 №1/1034-П управляющий совет пилотного
отраслевого проекта «Сооружение атомной станции малой мощности на базе
реакторной установки РИТМ-200 на территории России» возглавляет все тот же Комаров К.В.
– первый заместитель генерального директора – директор Блока по развитию и
международному бизнесу Госкорпорации «Росатом», председатель управляющего
совета.
Выбор актуального
направления, проекта и интегратора
Выбирается действительно
актуальное отраслевое направление, каким является АСММ. Создается или
выбирается отраслевая организация для управления проектом АСММ, не имеющая ни
квалифицированных кадров, ни опыта управления подобными проектами, ни
мотивации, ни возможности его делать профессионально. Такие организации громко
называют «интегратором» по направлению. Мотивация таких интеграторов – показать
освоение бюджета любым способом, показатели такого освоения – «ключевые точки».
Ключевыми точками обычно являются такие показатели, как успешная экспертиза
ОБИН в ОЦКС Росатома, получение лицензии на размещение АС от Ростехнадзора,
получение положительного заключения на проектную документацию АС от
ФАУ «Главгосэкспертиза России», получение разрешения на строительство АС,
получение лицензии на сооружение АС от Ростехнадзора и т. п.
Сценарий далее простой.
Интегратор запрашивает в отрасли проекты реакторных установок (РУ) «высокой»
степени готовности для АСММ. Организации отрасли материально заинтересованы в
финансировании любых своих проектов, выдают свои «предложения», значительно
приукрашивая сроки и цены корректировки проекта РУ (обычно в разы), сознательно
идя на это. Ведь это их «мнение», а интегратор должен его оценить. Если же написать
реалистичные сроки и цены объемов работ, то они станут непривлекательными.
Интегратор не способен оценить предложение, тем более что он «прикрыт»
предложением Главного конструктора РУ. Действия интегратора и Генерального
проектировщика аналогичны.
Далее интегратор получает
одобрение руководителя проекта в Госкорпорации «Росатом», а также Госкорпорации
«Росатом» в целом. Никто из указанных выше не мотивирован в реалистичности
предложения и необходимости проекта, поскольку это не оценивается и не является
показателем. Все участники мотивированы на максимальную нереалистичность,
поскольку иначе такой проект «не продать» государству. Ключевую роль в проекте
на всех этапах играет Генеральный проектировщик. От его профессионализма и
профессионализма интегратора проекта зависит многое.
Именно поэтому в проект
назначаются руководители, включая генерального директора Генерального
проектировщика, его заместителей, имеющих крайне низкую квалификацию и готовых
идти на подлог и аферы в ущерб проекту.
В примере с АСММ с РУ
РИТМ-200Н (Якутия) интегратором было выбрано АО РАОС (и не только этого, а
всех проектов АСММ) – организация в высшей степени непригодная для этого, но
имеющая хорошие связи с директором Блока по развитию и международному бизнесу
Госкорпорации «Росатом» Комаровым К.Б. (обладающим теми же качествами, что и
АО РАОС). Президентом АО РАОС был Пакерманов Е.М. – профессионально
непригодный управленец для проекта, как и вице-президент АО РАОС
Сиразетдинов О.В., который в АО РАОС руководил проектом АСММ с РУ
РИТМ-200Н (Якутия).
Проект попал в
президентскую программу…
Реализация
Генеральным
проектировщиком назначено АО «ГСПИ» с генеральным директором
Байковым И.А. и директором обособленного подразделения АСММ АО «ГСПИ»
Дрыкиным И.П. Оба указанных персонажа и не предполагали разрабатывать
проектную документацию АСММ с РУ РИТМ-200Н (Якутия) в соответствии с
нормативными требованиями, не обладали даже минимумом профессиональных знаний,
опытом, как, впрочем, и Комаров К.Б., Пакерманов Е.М. и
Сиразетдинов О.В. Указанное состояние дел – обычная практика в отрасли.
Легко проследить цепочку кадровых назначений: Комаров К.Б. назначает
Пакерманова Е.М., Пакерманов Е.М. – Байкова И.А. и
Дрыкина И.П. Не беда, что по профессиональным качествам указанные
персонажи с начала цепочки непригодны к руководству проектированием
энергетических объектов в отрасли. Главное, именно они от Комарова К.Б. и
далее, идеально вписываются в описываемую методику панамы. Помним, что системная
панама в отрасли основана еще при Кириенко С.В.
Средства на проект пошли
из суверенных фондов и бюджета России.
ОБИН был сделан крайне
поверхностно, с заведомым подлогом результатов, на который ОЦКС Росатома,
демонстрируя «лучшие отраслевые практики», выдал положительное заключение.
Росприроднадзор выдал
положительное заключение экологической экспертизы на материалы обоснования
лицензии на размещение, а позже – положительное заключение экологической
экспертизы на сооружение. Не правда ли, «высокий» уровень экологической
экспертизы проектной документации АСММ с РУ РИТМ-200Н (Якутия)
Росприроднадзора, которую вынудили забрать с государственной экспертизы из-за
ее массовых грубейших несоответствий законодательству РФ?
К чему пришло развитие
отраслевого проекта АСММ с РУ РИТМ-200Н (Якутия) описано ранее в статьях про
бабуинов на сайте www.proatom.ru и в журнале «Атомная стратегия».
Можно добавить, что НТС Госкорпорации «Росатом» подтвердил указанные автором
настоящей статьи выводы, в том числе необоснованность его ядерной и
радиационной безопасности, занижение в разы сметной стоимости, халатно
выбранной площадки для АСММ.
Уместно привести здесь отдельные
цитаты с комментариями к ним (в скобках) из протокола совещания под
председательством председателей НТС №1 и НТС №8 Асмолова В.Г. и
Адамова Е.О. на тему: «Рассмотрение проектных материалов Якутской АЭС в
одноблочном исполнении с проведенной независимой от разработчиков экспертизы на
сооружение и эксплуатацию» от 15.10.2024:
«…Проект, состоящий
только из одного энергоблока АСММ, делает необходимым строительство
дополнительных равноценных генерирующих мощностей, постоянно находящихся в
«горячем» резерве».
(Но как же ОБИН, где это
должно было быть рассмотрено, проведено сравнение одно- и двухблочного
исполнения АСММ? ОЦКС Росатома преднамеренно проигнорировал это при экспертизе
ОБИН, но где были председательствующие председатели НТС №1 и НТС №8
Асмолов В.Г. и Адамов Е.О. до 15.10.2024 (проект идет с 2017 года)? Где
был НТС Росатома, когда Комаров К.Б., Пакерманов Е.М.,
Сиразетдинов О.В., Байков И.А., Шепелев А.В., Дрыкин И.П. и
прочий цвет сообщества бабуинов с раскрасневшимися от возбуждения седалищными
мозолями делали муляжи ОБИН, проектной документации и ООБ?)
Фото заимствовано с сайта:
https://tj.sputniknews.ru/20210625/foto-zhivotnye-vorishki-1040444913.html
(Можно подумать, что РУ
РИТМ-200Н с ее топливом – лучший выбор для АСММ… И это кто пишет? Идеолог
БН-1200М на нитридном топливе, которое уничтожает и без того убогое
воспроизводство топлива на МОКСе, идеолог БРЕСТа (БН-1200М с нитридным топливом
с натриевым теплоносителем!):
·
«одноблочная компоновка делает проект
более дорогостоящим по удельному показателю капитальных затрат в пересчете на
кВт электроэнергии в сопоставлении с двухблочным вариантом, поскольку
двухблочный вариант позволяет сделать целый ряд вспомогательных зданий общими
для 2-ух энергоблоков» (см. комментарии выше плюс вопрос: двухблочный вариант
АСММ с 110 МВт (эл.), которого пока нет, нужен в Усть-Куйге (Якутия) с
населением около 600 человек (и около 40% которого пенсионеры)? Или
местные власти за договорняк готовы показать любое потребление?);
·
«технология производства
строительно-монтажных и тепломонтажных работ является крайне непродуманной и не
учитывает технологии строительства в условиях Крайнего Севера» (см. комментарии
выше. Воду НТС №1 и НТС №8 нашел откуда будет брать для АСММ? До водохранилища
в условиях Крайнего Севера экспертиза не дошла?!);
·
«оценка продолжительности строительства
выполнена крайне поверхностно, не учитывает особенности проекта и специфики
производства работ в зимний период. В результате, заявленный в проекте срок
строительства АСММ абсолютно нереален» (см. комментарии выше);
·
«в проекте отсутствует актуализированная
на 2024 год оценка величины капитальных затрат и данные, позволяющие
судить об эффективности проекта на жизненном цикле АСММ. Можно лишь отметить,
что реальная величина стоимости АСММ будет существенно выше указанной в смете
(примерно 3-4 кратное увеличение)» (см. комментарии выше. Если одноблочная АСММ
с РУ РИТМ-200Н по фиктивному в проектной документации сводно-сметному расчету
(далее – ССР) стоит около 100 млрд руб., то пусть двухблочная АСММ
будет стоить фиктивно около 180 млрд руб. Если, как написано в
протоколе НТС, цена по ССР будет в 3-4 раза выше, то кому нужна электроэнергия
от двухблочной АСММ с ценой по ССР 0,720 трлн. руб.?!
0,720 трлн. руб.=1,7% от расходной части бюджета России на
2025 год (и это за 110 МВт мощности, около 20 МВт из которой
идет на собственные нужды)! Что делал Комаров К.Б., АО РАОС все это
время кроме поглощения бюджета? Можно добавить, что для того, чтобы показать
освоение бюджета по проекту в 2023-24 гг. АО «ГСПИ» (около
7 млрд. руб.) и АО РАОС было закуплено оборудование на миллиарды
рублей, построен ненужный на то время городок для строителей, значительная его
часть без расчета характеристик, т.е. оно теперь «зависло»).
Необходимо уточнить, что
ФАУ «Главгосэкспертиза России» не оценивает, насколько площадка АЭС
выбрана оптимально (конкурентно) – на какой площадке АС принесли, такую и
смотрит. Таким образом, корректность, в том числе по экономическим показателям
(!) выбора площадки обязана сделать Госкорпорация «Росатом», а власти, в случае
АСММ с РУ РИТМ-200Н (Якутия) – местные, поскольку это не федеральный проект, должны
убедиться, проведя экспертизу, что проект, как минимум не убыточный, или хотя
бы планово-убыточный. Но Правительство Якутии почти за год до разработки ОБИН,
в нарушение федерального закона «Об использовании атомной энергии» от
21.11.1995 №170-ФЗ, принимает решение строить АСММ в одноблочном исполнении.
Якутия его выкупит?
Ростехнадзор и лицензия
Отказ Ростехнадзора от положительного
заключения государственной экспертизы и лицензии на сооружение АСММ с РУ
РИТМ-200Н (Якутия) – это лишь случайность, поскольку в процесс вмешались
небезразличные люди, фактически физические лица. Иначе бы все прошло тихо, на сооружение
проекта с АСММ с РУ РИТМ-200Н (Якутия) с одним блоком получили бы всю
разрешительную документацию. Указанные выше лица получили бы за эту аферу
грамоты и премии. Госкорпорация «Росатом» выдала бы лицензию на сооружение за
наличие референтности АСММ с РУ РИТМ-200Н Узатому (Узбекистан), с которым
подписан ЕРС-контракт на сооружение шести блоков АСММ с РУ РИТМ-200Н.
Далее предполагалось,
произведя растраты по проекту, перейти к АСММ с РУ РИТМ-200Н (Якутия) с двумя
блоками, повторив все перечисленные операции еще раз. Почему ОЦКС Росатома «не
увидел» эту аферу? Вряд ли у кого-то возникнет вопрос, что это было сделано
преднамеренно.
Эксплуатирующая АСММ с РУ
РИТМ-200Н (Якутия) организация, АО «Концерн Росэнергоатом», практически
отсутствовала на всех этапах проекта, демонстрируя подлог и халатность на
этапах жизненного цикла, включая стадию проектирования. Заместитель директора
по проектированию и разрешительной деятельности Филиала по реализации
капитальных проектов АО «Концерн Росэнергоатом», которому было поручено
вести проект, фактически не делал эту работу, а подписывал и одобрял все, что
ему подносили указанные выше бабуины из АО РАОС и АО «ГСПИ». Это не
описка, именно бабуины, не «человеки». Человеку, инженеру присуща мотивация
сделать новое масштабное, выверенное технически и экономически красивое полезное
людям инженерное решение по существу, даже если выше в должностной иерархии вдруг
оказался бабуин и требует идти на обман, нарушения, подлог и т.д. Именно такое
качество присуще настоящим инженерам-профессионалам. Первая (пилотная, головная)
в серии АСММ, которая будет тиражироваться должна делаться как предмет
инженерного искусства, а не для того, чтобы в личных целях вывести ресурсы из
госбюджета или госкорпорации, и надуться мыльным пузырем доминации в идиотских
изобретениях PR-службы
Росатома типа РЕКОРД.
ОЦКС Росатома недалеко ушел
от АО «Концерн Росэнергоатом». Все они хорошо вписались в методику панамы
как ее соучастники.
Излишне писать о том, что
все вышеописанное с позиции обеспечения ядерной, радиационной, промышленной и
экологической безопасности не что иное, как нарушение массы положений
федеральных и отраслевых нормативных актов РФ, а с финансовой – преднамеренные
растраты и халатность, фундаментальные нарушения Градостроительного кодекса.
АСММ с РУ РИТМ-200Н
(Якутия) – это не единственная в отрасли панама. Проекты «Прорыв» и ЕЛЕНА АМ
далеко впереди. Поэтому, когда Адамов Е.О. и Асмолов В.Г. указывают
на многочисленные инженерно-технические, экономические и фактически уголовные
нарушения АО РАОС и АО «ГСПИ» на проекте АСММ с РУ РИТМ-200Н (Якутия),
то не мешало бы то же самое заявить и про «Прорыв», про «независимых» экспертов
для «Прорыва». Тонкости методики панамы известны: купить «по рублю» голоса
ученых «мужей» в виде экспертных заключений.
Вот поэтому остается
только возмущаться, почему профаны в отраслевых технологиях, в том числе
управленческих, занимают высокие должности, почему вообще существует
АО РОАС с численностью около 200 человек, поглощая несколько
миллиардов рублей в год только на фонд оплаты труда, занимаясь вредительством государству
и обнулением ресурсов отрасли.
Когда панама с
одноблочной АСММ с РУ РИТМ-200Н (Якутия) зашла в тупик, то никаких выводов
государство и Госкорпорация «Росатом» не сделали. Это вполне вписывается в
методику: теперь она распространит свой опыт на двухблочную АСММ с РУ РИТМ-200Н
(Якутия). С теми же лицами. В соответствии с подписанным Лихачевым А.В.
приказом Госкорпорации «Росатом» от 05.11.2024 №1/2102-П созаказчиком проекта
«в части вопросов развития нового направления бизнеса «Атомные станции малой
мощности», координатором работ по заключению обязывающих договоров приобретения
электроэнергии от АСММ, исходя из номинальной мощности 110 МВт», назначается
Комаров К.В. – первый заместитель генерального директора – директор Блока
по развитию и международному бизнесу Госкорпорации «Росатом».
Государственная власть
и проект
О панаме с проектом АСММ
с РУ РИТМ-200Н (Якутия), включенным в президентскую программу (писалось ранее),
кроме генерального директора Госкорпорации «Росатом» Лихачева А.Е., стало
известно Кириенко С.В. в Администрации президента РФ, а также Минэнерго,
Ростехнадзору, Росприроднадзору, Следственному комитету РФ, Прокуратуре РФ, ФСБ России
и ФАУ «Главгосэкспертиза России».
После обращения внимания
ФАУ «Главгосэкспертиза России» на преднамеренные и массовые нарушения
законодательства РФ при разработке проектной документации, как и в ней самой,
ФАУ «Главгосэкспертиза России» отказалась выдавать положительное
заключение на этап 2 АСММ с РУ РИТМ-200Н (Якутия).
ФАУ «Главгосэкспертиза России» попросила Госкорпорацию «Росатом» и ОЦКС
Росатома под благовидным предлогом забрать потуги указанных выше бабуинов из
АО РАОС и АО «ГСПИ». Для такого случая у аферистов из АО РАОС и
АО «ГСПИ» была давно приготовлена заготовка: если не смогли закончить
панаму с АСММ с РУ РИТМ-200Н (Якутия) с одним блоком, то обязательно получится
закончить с АСММ с РУ РИТМ-200Н (Якутия) с двумя блоками. Конечно, на той же
непригодной для этого площадке. Несмотря на абсурдность такого подхода,
Лихачев А.Е. принимает протокольное решение: «два так два» (да хоть
шесть).
Таким образом, из
ФАУ «Главгосэкспертиза России» с согласия Комарова К.Б., по
распоряжению Пакерманова Е.М., такими же бабуинами из АО «ГСПИ» Байковым И.А.
и Дрыкиным И.П. отзывается проектная документация АСММ на один блок. Под
руководством Комарова К.Б. они включили хорошо смазанный задний привод.
Госкорпорация «Росатом» под благовидным предлогом начала заминать шумиху с
панамой. Не беда, что гоп-стоп суверенных фондов и бюджета России с 2017 по
2024 гг. удался лишь частично (на панаму потрачены десятки миллиардов из
фонда национального благосостояния РФ и бюджета Госкорпорации «Росатом»). С
двумя блоками панаму можно продолжать дальше.
Ситуация с панамой
наверняка известна и высшему органу управления Госкорпорации «Росатом» –
наблюдательному совету, возглавляемому Кириенко С.В., в составе:
Игорь
Боровков — руководитель аппарата Военно-промышленной комиссии Российской
Федерации;
Лариса
Брычёва — помощник президента Российской Федерации;
Алексей
Лихачёв — генеральный директор ГК «Росатом»;
Андрей
Клепач — заместитель министра экономического развития Российской Федерации;
Александр
Новак — заместитель председателя правительства Российской Федерации;
Юрий
Трутнев — полномочный представитель президента Российской Федерации в
Дальневосточном федеральном округе;
Юрий
Ушаков — помощник президента Российской Федерации;
Сергей
Королев — руководитель Службы экономической безопасности ФСБ РФ.
Однако, никакой серьезной
реакции от них не последовало. Лишь Администрация президента РФ потребовала
«разобраться с вопросом по существу», сначала Госкорпорацию «Росатом». Госкорпорация «Росатом»
поручила разобраться с ситуацией АО РАОС и АО «ГСПИ» и, конечно же,
ОЦКС Росатома. Таким образом, Госкорпорация «Росатом» «отчитаться» за панаму
поручила ее организаторам и участникам. Госкорпорация «Росатом» фактически
проигнорировала поручение Администрация президента РФ. Администрация президента
РФ с глубоким удовлетворением приняла такой результат.
Минэнерго,
ФСБ России проигнорировали панаму, решив переложить ответственность на
Госкорпорация «Росатом».
Росприродназор слишком
хорошо был финансово «мотивирован», чтобы качественно проводить экологическую
экспертизу проектной документации и тоже замолк.
Следственный комитет РФ
направил для разбирательства панамы материалы по ней в Прокуратору РФ, которая
направила их в Ростехнадзор.
Ростехнадзор не выдал
лицензию на сооружение АСММ, поскольку проектной документации АСММ фактически
нет, сообщив, что остальное не его дело. Необходимо отметить, что Ростехнадзор
долго колебался, изыскивая возможности выдать лицензию, в том числе указывая в
условиях действия лицензии практически 90% того, что в ООБ в соответствии с
требованиями НП-006 отсутствует, но должно быть. Боязнь последствий поднятого
шума возобладала, почти 200 млн. руб. на проведение экспертизы не перевесили
возможные последствия. Однако почему Ростехнадзором не была отозвана лицензия
на проектирование АСММ у АО «ГСПИ» (при такой-то воинствующей
некомпетентности Байкова И.А., Шепелева А.В., Дрыкина И.П.),
лицензия на размещение АСММ с РУ РИТМ-200Н (Якутия), не выполнены условия
действия лицензии на размещение, у АО «Концерн Росэнергоатом» – гадать не
требуется, ответ очевиден.
Эксплуатирующая
организация АО «Концерн Росэнергоатом» осенью 2024 г. провела аудит
качества АО «ГСПИ» по проектированию АСММ с РУ РИТМ-200Н (Якутия) и не
выявила практически ни одного существенного нарушения. Это после тысяч и тысяч
замечаний ФАУ «Главгосэкспертиза России», Ростехнадзора,
ФБУ «НТЦ ЯРБ» к проектной документации, отчету по обоснованию
безопасности…. Вот уровень бездельников и недоучек, проводивших аудит (цель
которого – проверить качество проектирования АСММ и качество процессов
проектирования АСММ). Но его результат устроил руководство АО «Концерн
Росэнергоатом».
После очередного
воздействия на нее Администрация президента РФ обязала Прокуратуру РФ
провести прокурорскую проверку Госкорпорации «Росатом» и Ростехнадзора, в том
числе на предмет законности выдачи лицензии на размещение. Прокуратура РФ
проигнорировала указание Администрации президента РФ и сообщила Госкорпорации «Росатом»,
что ей надо «разобраться с вопросом по существу». Круг замкнулся. В
Ростехнадзор было направлено аналогичное письмо. Администрация президента РФ и
не собиралась контролировать исполнение собственного требования. Никакой
прокурорской проверки Прокуратура РФ не организовала, тихо замяв вопрос. Результат
никому не нужен, панама всех устраивает, в том числе руководителя службы
экономической безопасности ФСБ РФ Сергея Королева.
Вот так работает
исполнительная вертикаль в стране – Администрация президента РФ, Минэнерго,
ФСБ России, Росприродназор, Прокуратора РФ, Госкорпорация «Росатом»....
И в этих условиях мы надеемся добиться прорыва в технологиях?
Выход в
Узбекистан
АСММ с РУ РИТМ-200Н (6
блоков), сокрушая законы инженерии, пошла тиражироваться в Узбекистан.
Блоки-фантомы, на которые отсутствует ОБИН и проектная документация, но которые
преподносились российской стороной как «референтные».
АО «Атомстройэкспорт»
выступил стороной ЕРС-контракта с российской стороны. Уровень экспертов АО
«Атомстройэкспорт», которые допустили, что АСММ с РУ РИТМ-200Н (6(!) блоков) оказалась
в обязательствах российской стороны, плачевен, инженерно-технические умения
оказались просто позорными. Неудивителен их позор в Египте и Венгрии…. По сути,
продолжение панамы, но с другой стороны. Непонятно, где было управление
научно-технической поддержки АО «Атомстройэкспорт» во главе с
Букринским А.А. Остается сожалеть, что Петрову А.Ю. досталось в
наследство такое хозяйство. Может ли он
один противостоять армии бабуинов? Мог ли он отказаться от аферы с Узбекистаном,
или это было поручение Лихачева А.Е. и Кириенко С.В., от которых
«нельзя отказаться»?
В результате бабуины использовали
Президента РФ как ширму своего непрофессионализма (если не госизмены) в
Узбекистане. Цель этого использования очевидна – сделать его заложником и
соучастником панамы.
Заключение
Пока не будет проведена дебабуинизация
отрасли, она будет скатываться в канаву неэффективности, что и делает последние
десятилетия. Будет отчитываться PR-брошюрами,
роликами и покупными статьями в СМИ, взятками, песнями и клипами «поющих в
терновнике» т. н. «руководства» Росатома, помойными мини-сериалами типа «Мирный
атом» (где, согласно аннотации к этому киноэкскременту, «молодой» учёный Кирилл
с другом Олегом (или Олеговичем? – прим. автора) заканчивают
строительство и разработку реактора в рамках проекта «Прорыв». Изобретение
основано на инновационных принципах, опережающих развитие мировой ядерной
энергетики на десятилетия. Узнав об этом, страны зловредного «коллективного
запада» через агентуру пытаются заполучить проектную документацию и сорвать
проект). Смешно и грустно.
Методики панамы проектов
БРЕСТ-ОД-300, БН-1200М, СВБР-100 и ЕЛЕНА АМ также не отличаются от описанной
выше, повторяются даже отдельные «эксперты». Проект ЕЛЕНА АМ – это пародия на
АСММ (ну какой Ковальчук М.В. атомщик…, а отказать ближайшему окружению
президента нельзя).
Неужели кто-то в здравом
инженерном рассудке будет основывать крупномасштабную атомную энергетику на
двух технологиях АС с быстрыми реакторами с нитридным топливом типа БРЕСТ (со
свинцовым теплоносителем) и БН (с натриевым)? Если даже на секунду предположить,
что указанный выше подход не абсурден, то зачем потратили десятки (если не
сотни) миллиардов на МОКС-топливо для БН? Зачем вообще пускали БН-800? Или кто-то
в здравом уме будет делать АСММ с быстрым реактором СВБР-100 со
свинцово-висмутовым теплоносителем (не хватает для малой энергетики U235?)?
Зачем истратили огромную сумму государственных денег?
Мир давно изменился, и
примитивные методики описанной выше панамы в нем смотрятся еще более гротескно,
как если бы негр «дядя Том» ушел бы из своей хижины и пришел продать за $2000
дискету с Windows 3.11
современному школьнику 11-го класса российской школы.
Мир находится в процессе
революции технологий, в которой участвуют с одной стороны традиционный
олигархический банковский и промышленный сектор, с другой – сектор
информационных технологий. Фактически идет война между секторами и началась
смена уклада (секторов, конечно, больше, для схематичности остановимся на этих
двух). Современные технологии уже изменили многие процессы в политике, экономике,
промышленности, даже в технологии ведения войн (вспомним как Азербайджан
закатал бронетанковые соединения Карабаха с помощью БПЛА). Но главное – они
неизбежно ведут к росту авторитета инженеров, профессионалов, способных
свободно, творчески мыслить, выдавать результаты и создавать новое во втором
секторе и на стыке первого и второго. Традиционных бабуинов будут менять, даже
физически устраняя. В политику и в экономику придут профессионалы из второго
сектора. Участником этой революции неизбежно станет и РФ, хотела бы она этого
или нет. Пока она валяется на обочине
технологий нового уклада во многом из-за описанной выше панамы и ее соучастников-бабуинов.
Post scriptum
Рассуждения и выводы, изложенные в статье, – личное
оценочное мнение автора, причем, это взгляд снизу. Может быть они покажутся
кому-то излишне эмоциональными, необоснованными, пресыщенными отрицательными
аллегориями и иллюстрациями. Возможно и так, каждый вправе иметь свое мнение. Автор
не хотел никого обидеть лично, ведь обновлять страну все равно придется в том
же составе. Считайте статью за крик, за отчаянную попытку изменить ситуацию к
лучшему. При этом, согласитесь, простая «озабоченность» уже не приносит должных
результатов. Время требует действий, новых людей, патриотов с инженерным и
государственным мышлением. Пора вещи называть своими именами и не стесняться
говорить вслух неприятную правду. Ибо за
отрасль и «За Державу обидно».