В
отчёте говорится, что инвестиции в атомную энергетику, как в строительство новых
атомных электростанций, так и в долгосрочную эксплуатацию существующих
реакторов, должны вырасти с нынешних 50 млрд долларов в год до 125 млрд
долларов в год к 2030 году, чтобы поддержать амбициозные прогнозы по увеличению
мощностей атомных электростанций в 2,5 раза к 2050 году. В
прошлом месяце МАГАТЭ опубликовало свой прогноз, согласно
которому к 2050 году глобальная ядерная энергетика значительно вырастет — в 2,5
раза по сравнению с текущим уровнем.
Агентство
заявило, что “более амбициозная цель” потребует более 150 миллиардов долларов
ежегодных инвестиций для утроения глобального ядерного потенциала – обещание, данное
22 странами в
декабре 2023 года на конференции Cop28 Организации Объединенных Наций (ООН) по
климату в Дубае.
В
новом отчёте освещаются финансовые проблемы и возможности, связанные с
расширением использования ядерной энергии, и подчёркивается необходимость
инновационных механизмов финансирования для удовлетворения растущего спроса на
экологически чистую энергию.
Основное
внимание в отчёте уделяется финансовым сложностям, связанным с ядерными
проектами, в частности, большим первоначальным затратам и длительным срокам
строительства. В отчёте говорится, что эти два аспекта «усугубляют
восприятие инвестиционных рисков».
Согласно
отчёту, затраты на строительство новых атомных электростанций могут сильно
различаться в зависимости от проекта, варьироваться в разных странах и отражать
не только различия в технологиях, трудозатратах, масштабах проекта и механизмах
финансирования, но и разный опыт строительства электростанций в последнее
время. Агентство ООН основывало свой отчёт на оценках финансирования и
затрат, предоставленных Международным энергетическим агентством (МЭА).
МАГАТЭ
заявило, что «сообщаемые» капитальные затраты (без учёта расходов на
финансирование) на первый в своём роде (Foak) реакторный блок после многих лет
эксплуатации в ЕС, Великобритании и США составляют от 8000 до 11 000 долларов
США за киловатт-час или более.
В
странах с опытом строительства атомных электростанций и «зрелыми расширенными»
цепочками поставок ядерной энергии, а также зачастую с более низкими
трудозатратами и расходами на регулирование, стоимость и сроки строительства
были сравнительно ниже, сообщает агентство.
МАГАТЭ
привело примеры недавних новостроек в Китае, Южной Корее и России, где, по
имеющимся данным, капитальные затраты составили от 2500 до 5000 долларов за
киловатт.
Согласно
отчёту, в котором приводятся оценки МЭА, благодаря восстановлению цепочек
поставок ядерного топлива, увеличению объёмов строительства и повторному
использованию одних и тех же конструкций в разных проектах Китай и Индия смогут
реализовывать ядерные проекты по цене менее 3000 долларов за киловатт, в то
время как в ЕС и США к 2050 году стоимость строительства новых станций может
снизиться примерно до 4500 долларов за киловатт.
Поддержка
правительства необходима
В
отчёте содержится призыв к правительствам сыграть свою роль в обеспечении
доступности финансирования для проектов в области ядерной энергетики. Это
включает предоставление гарантий по кредитам, субсидий и нормативно-правовой
поддержки для привлечения частных инвесторов. Государственно-частное
партнёрство рассматривается как потенциальная модель для распределения
финансовых рисков и повышения привлекательности проектов в области ядерной энергетики
для банков.
По
мнению МАГАТЭ, проекты в области ядерной энергетики могут быть привлекательными
для частных инвесторов благодаря долгосрочной стабильности и предсказуемости в
производстве энергии, что может привести к стабильному доходу.
Несмотря
на то, что частные инвесторы «исторически не стремились» участвовать в проектах
в сфере ядерной энергетики из-за специфических рисков, различные финансовые
инструменты могут помочь снизить эти риски и сделать ядерные предприятия более
привлекательными для частного капитала.
Государственная
поддержка необходима для расширения ядерной энергетики, особенно для управления
рисками, связанными с новыми проектами. Такая поддержка важна и для
развивающихся рынков и стран с развивающейся экономикой, которые могут быть
«новичками» в ядерной энергетике.
В
отчёте говорится, что государственная поддержка может также предоставляться
через агентства по экспортным кредитам, при этом экспортные кредиты становятся
всё более важными для всех сторон, участвующих в проектах в области ядерной
энергетики. «Для экспортёров технологий возможность предоставлять
финансовые решения стала критически важным конкурентным преимуществом, особенно
на новых или развивающихся рынках, где отсутствует доступ к крупному
финансированию, необходимому для проектов в области ядерной энергетики», —
говорится в отчёте.
Для
привлечения необходимого капитала можно использовать инновационные механизмы
финансирования, в том числе «зелёные» облигации и устойчивое
финансирование. Включение ядерной энергетики в таксономию устойчивых
инвестиций, например, в Европейском союзе, рассматривается как потенциальный
катализатор для привлечения коммерческих банков в этот сектор.
МАГАТЭ
также видит растущую роль многосторонних банков развития, особенно на
развивающихся рынках, в устранении дефицита финансирования в странах с менее
развитыми финансовыми системами.
«МАГАТЭ
привлекает многосторонние банки развития, в том числе Всемирный банк, чтобы
подчеркнуть их потенциальную роль в обеспечении того, чтобы у развивающихся
стран было больше возможностей для финансирования инвестиций в ядерную
энергетику», — говорится в отчёте.
Потенциал
Малых модульных реакторов
В
отчете подчеркивается потенциал малых модульных реакторов (SMR) для привлечения
новых видов финансирования. Хотя эти реакторы обещают более низкие
первоначальные капитальные затраты и сниженные риски при строительстве, ни одно
крупномасштабное коммерческое внедрение SMR пока не дало четкой картины их
ценовой конкурентоспособности.
«Структура
затрат на малые модульные реакторы во многом схожа со структурой затрат на их
более крупные аналоги», — говорится в отчёте, в котором также отмечается, что
«оба вида реакторов требуют относительно высоких первоначальных
капиталовложений и стабильных и предсказуемых операционных расходов».
“Однако
SMR обладают потенциалом упрощения, стандартизации и предсказуемости, что
является ключом к раскрытию их экономической конкурентоспособности, преодолению
их основного недостатка по сравнению с традиционными крупными реакторами,
которые эволюционировали в сторону более крупных блоков, чтобы воспользоваться
преимуществами эффекта масштаба”.
Ожидается,
что для SMR-проектов сроки окупаемости будут короче из-за более быстрого
периода строительства, говорится в отчёте.
В
отчёте делается вывод, что совместные усилия политиков, регулирующих органов и
представителей атомной промышленности могут способствовать более широкому
финансированию и внедрению малых модульных реакторов.
NucNet, 21.10.2024