
Арктика, Севморпуть и тягостное дежавю
Дата: 17/10/2024 Тема: Геополитика
Капитан Арктика
Со всем этим «поворотом
на Восток» в виде лихорадочного разгона Свеморпути и строительства ударными
темпами судов в Китае и Индии связана одна глубоко неприятная ассоциация. В
1970-80-х мы – тогда еще будучи Советским Союзом – сделали большую ошибку.
Разведав месторождения Тюменского Севера и запустив первую волну освоения
Арктики, мы пошли по экспортоориентированному пути.
Вместо
того, чтобы залить страну дешевыми энергоносителями, создав дополнительные
конкурентные преимущества в масштабах экономики в целом, руководство сделало
ставку на массовую продажу углеводородных ресурсов за границу, в страны
Западной Европы. Магия «твердой валюты», приток которой, казалось, мог бы
купировать любые диспропорции в развитии советского хозяйства с помощью закупок
в капстранах, ослепила наших правителей.
Фактически была реализована схема «нефтегаз в обмен на трубы»: ФРГ, а далее и
ряд других западноевропейских стран получили энергоносители по устойчивым и
прогнозируемым ценам на десятилетия вперед, а также огромный пакет заказов на
проектирование и производство элементов и узлов для нефте- и газотранспортной
систем, а мы, в сухом остатке, получили исчерпанные месторождения, громоздкое
трубопроводное хозяйство и какие-то деньги. Которые, к сожалению, были
потрачены в основном на потребление (притом хорошо еще, если государственное), а
не на развитие, усложнение отечественной экономики.
Сейчас что-то подобное намечается и по второй волне освоения Арктики, только в
варианте «нефтегаз в обмен на танкеры Arc7».
Судите сами. Мы опять спешно возводим на Северах инфраструктуру добычи углеводородов,
обслуживания нефтегазовых провинций и экспортной логистики, только нацеленную
на Восток, а не на Запад, как раньше. Опять ключевые элементы всей этой
инфраструктуры – крупные узлы для нефтедобычи и заводов СПГ, газовозы,
отдельные ледоколы и т.д. – заказываются за границей, которая получает
дополнительный толчок для развития своей инженерии и промышленности. Опять наша
модель – это «качай и вези», которая в долгосроке даст загранице дешевые
энергоносители, а нам – гору неуниверсальной полярной инфраструктуры.
Это можно было бы как-то терпеть, если бы деньги расходовались по назначению –
на развитие страны. Если бы они профинансировали качественный скачок нашей
промышленности. Но пока выходит так, что они в массе реинвестируются в
странах-покупательницах, а не у нас.
Капитан Арктика – Telegram, 17.10.2024
|
|