Возобновление
производства плутониевых ядер — это долгожданное событие в американской
военной ядерной индустрии, поскольку в промышленных количествах они не
производились уже давно, примерно с 1989 года. По данным американского
журнала National Security Science на декабрь 2014 года
Лос-Аламосская Национальная лаборатория произвела всего 29 плутониевых ядер с
1989 по 2013 год. При этом за последние два десятилетия она дважды
приостанавливала работу отдела (Los Alamos Natonal Laboratory
Plutonium Factory 4), занимавшегося обслуживанием, тестированием и
созданием плутониевых компонент, из-за обнаружения значительных проблем с
безопасностью.
Это
происходило с июля 2004 по май 2005 и с 2013 года по 2016 год. Так, в
2013 году отдел был закрыт из-за проблем с безопасностью и низкой
квалификацией персонала (не хватало почти половины положенных по штату
инженеров по ядерной безопасности). В ноябре 2018 сменилась компания, которая
управляла LANL, но проблемы с безопасностью остались.
Важным
обстоятельством, которое в связи с секретностью тематики остается не вполне
прозрачным и понятным при открытом обсуждении в СМИ, является тема деградации
плутониевых ядер. С одной стороны, известны физические процессы, которые должны
приводить к этому явлению, проявляющемуся в ухудшении качеств плутониевого ядра
и потенциальном снижении мощности при взрыве.
С
другой стороны, достоверно известно, что этот компонент является одним из тех в
боеголовках, которые должны регулярно проходить техническое обслуживание и
проверки. Но с течением времени, величина которого является секретной
информацией, свойства плутониевых ядер могут деградировать настолько, что
требуется производство новых ядер, поскольку использование старых не отвечает
требованиям надежности и эффективности применения.
В
начале XXI века военно-политическое руководство США осознало необходимость
дальнейшего поддержания и развития своего ядерного потенциала, и оно начало с
оценки состояния своей ядерной отрасли и подготовки программ и планов по ее
восстановлению, включая программы по модернизации и развитию ядерного
вооружения. Например, была разработана программа переоснащения
МБР Minuteman III на новую боеголовку W87-1 вместо старой W78 и
использования новой боеголовки в перспективной ракете.
Основные
проектные решения по новой боеголовке были приняты в 2010 году. Затем
программу приостановили в 2014 году так как выяснилось, что
производственные возможности в технологических цепочках за 15 лет отсутствия
массового производства компонентов ядерных вооружений сильно деградировали и
необходимо предпринять серьезные усилия для их восстановления.
Так,
руководитель плутониевой программы признал, что поскольку после ограниченного
производства ядер для последней производимой боеголовки W88 с 2007 по
2012 г. не было заказов на продукцию в течение нескольких лет, то пришлось
сокращать персонал и какие-либо комплексные планы по модернизации производства
отсутствовали.
Программа
производства боеголовки W87-1 была возобновлена в 2019 году,
тогда же, когда было принято решение, что просто заменой старой боеголовки
на новую в старых ракетах Minuteman III обойтись сложно и требуется
производство полностью новых ракет — перспективных
МБР LGM-35A Sentinel. Кроме этого, было принято решение, что сначала
новые боеголовки пойдут на оснащение новых ракет Sentinel и лишь затем, на
переоснащение Minuteman III. При этом программа производства боеголовки
W87-1 продолжает сталкиваться с рядом существенных проблем. Одним из
составляющих этой программы является производство плутониевых ядер.
Несмотря
на постоянное превышение бюджетов и сдвигание сроков вправо, NNSA одобрило в
январе 2023 года два критических решения, касающихся проекта по
производству плутониевых ядер в национальной лаборатории Лос-Аламоса. Речь идет
о проекте под названием «Los Alamos Plutonium Pit Production Project» (LAP4) и
его части, известной как «30 Base Equipment Installation». Были одобрены
критические решения CD-2 и CD-3, что дало возможность приступить к дальнейшим
этапам работы. Подпроект «30 Base Equipment Installation» — один из пяти
подпроектов, в рамках которого должны быть спроектированы, изготовлены и
смонтированы специализированные горячие камеры и другое оборудование,
необходимое для выхода на объем производства 30 ядер в год с 2026 года.
В
рамках этой же программы по производству плутониевых ядер планируется и
воссоздать производственную площадку на территории комплекса «Саванна-Ривер»
(англ. Savannah River Site, сокращенно SRS), находящегося в ведении
министерства энергетики США, и занимающегося на данный момент в основном
хранением и переработкой ядерных материалов. В первоначальном плане
предусматривалось, что на этой площадке начнут производиться 50 плутониевых
ядер в 2030 году. Но независимое исследование, проведенное в марте
2019 г. Институтом оборонного анализа США, показало, что это вряд ли
будет достижимо к 2030 году даже при самых благоприятных обстоятельствах.
Известна
оценка ситуации вице-адмиралом ВМС США Джонни Вулфом, являющимся директором
программ стратегических систем, которая была приведена в статье Грега Хэдли
9 февраля 2022 года в журнале военно-воздушных сил США
(airandspaceforces.com). NNSA поставила цель производить 30 плутониевых ядер в
год к 2026 году и 80 к 2030 году. «Я думаю, NNSA с готовностью
признает, что они могут не выполнить это требование», — тем не менее,
сказал Вулф.
«Нам
придется провести очень жесткие дискуссии о том, если мы не сможем получить
необходимое количество ядер, которые нам нужны для боеголовок в будущем… в
какой-то момент нам придется провести жесткую дискуссию о том, как много ядер
мы можем использовать повторно? И если мы будем использовать их повторно, что
это будет значить для (надежности) изделий?» — добавил он.
Таким
образом, Вулф как лицо, хорошо ознакомленное с состоянием дел в этой области,
сомневается в реализуемости текущего плана-графика и ставит вопрос о том,
можно ли будет в действительности повторно использовать плутониевые ядра
из старых, снимаемых с вооружения боеголовок.
Несмотря
на ряд существенных проблем с возобновлением массового производства вторичных
узлов и деталей конструкции боеголовок, общая оценка ситуации с ними в целом
оптимистична — NNSA считает, что они так или иначе смогут с этим
справиться и не будут сильно отставать от графика. Главной проблемой с
производством новых боеголовок остается производство плутониевых ядер в
требуемые сроки.
Как
показывает анализ данных NNSA, если не удастся вовремя выйти на запланированные
показатели производства на обеих площадках (LANL и SRS), то будет невозможно
выдерживать график производства самих боеголовок W87-1. Например, если площадка
SRS не сможет производить ядра к 2030 году или в течение нескольких лет
после этой даты, то программа W87-1 должна будет опираться исключительно на
заряды производства LANL.
Так,
один из руководителей NNSA Майкл Томпсон напоминает, что требование о
производстве 80 ядер ежегодно к 2030 году было выставлено военными, и
поэтому NNSA делает для его удовлетворения «все возможное». Тем не менее,
Томпсон согласен с утверждениями, что выполнить требование о 2030 годе не
получится. «Мы не выбрасываем полотенце на ринг, но при этом мы
реалисты», — говорит Томпсон. По его словам, из текущих планов NNSA
отметка «2030 год» уже убрана, и теперь стоит задача обеспечить ежегодное
производство 80 ядер в год, включая 50 ядер в Саванна-Ривере в начале 30-х
годов.
В
этом случае программа W87-1 не будет иметь к 2033 году достаточного
количества ядер W87-1 для начала серийного производства боеголовок.
Если же начать производить их с имеющимся к тому моменту количеством ядер,
то к 2038 году как году завершения производства серии боеголовок W87-1 для
ракет Sentinel, количество готовых боеголовок будет существенно меньше
необходимого для оснащения ракет.
Кроме
того, существует обоснованное опасение, что производство в LANL может не выйти
на запланированный показатель 30 ядер в год, а сможет поддерживать лишь выпуск
10 или 20 ядер в среднем в год. Тогда завершение перевооружения на новую
ракету сдвигается на середину 40-х годов, если не далее, что ставит под вопрос
эффективность наземной ядерной компоненты стратегических сил США как фактора
сдерживания. Так как к этому моменту старые МБР Minuteman III могут
критично устареть физически, несмотря на программы модернизации.
В
2022 году Конгресс США сформировал Комиссию по стратегической
политике — двухпартийную группу из 12 тщательно отобранных экспертов,
которые будут консультировать Конгресс и правительство США о том, что делать с
ядерным оружием. В своем заключительном отчете от октября 2023 года эта
комиссия описала ситуацию как ужасающую. «А новая глобальная обстановка
принципиально отличается от всего, что было в прошлом, даже в самые мрачные дни
холодной войны», — заявили они.
В
настоящее время остается неясным, насколько успешно проходит подготовка к
возобновлению производства в Лос-Аламосской лаборатории. Изготовление первого
плутониевого ядра говорит лишь о том, что работа идет. Может быть это всего
лишь реализация имеющихся возможностей по производству штучных количеств, как
это было прежде.
Индикатором
успешности проекта по масштабированию выпуска изделий будет количество ядер,
изготовленных к концу 2025 года. Их должно быть произведено не менее
10 штук, чтобы можно было говорить, что проект не пробуксовывает на месте
и не слишком отстает от графика, так как целью является выпуск 30 ядер уже в
2026 году.
В
целом можно констатировать и то, что в 2030-е годы ядерный потенциал США будет
сокращаться по причине отставания производственных возможностей от
количественных и качественных требований к перевооружению, несмотря на
активизацию правительственных программ в этом направлении. Вероятно, это
обстоятельство имеет существенную значимость как фактор, влияющий на решения
сторонников глобальной войны среди американской элиты.
В
том смысле, что, если они стремятся ее непременно развязать, то тогда им
оптимальнее сделать это не позднее начала 2030-х годов, так как потом начнется
заметное проседание ядерной мощи США. Которое по факту уже началось, но идет
пока относительно медленными темпами.
ИА
«Красная Весна», 16.10.2024