Давайте вспомним «лучший» документ по этому поводу, названный «Стратегия развития атомной энергетики России в первой половине XXI века», одобренной Правительством РФ 25.05 2000г. и значение этого документа на сегодняшний день. Трудно представить также, что радикальные перемены в отрасли произойдут в результате реализации утвержденной Президентом в июне 2006 г. «Программы развития атомной отрасли РФ на 2006-2010 г.г.».
Далее - научный и интеллектуальный потенциал отраслевой науки в результате смещения таковой на периферию государственных и отраслевых приоритетов, а также вследствие растущей коммерциализации атомной отрасли уже находится в закритической фазе. Это обусловлено тем, что:
а) некоторые разделы знаний в области конструирования, проектирования и технологий реакторных материалов стали критическими. Такое суждение основано на том, что утраченный кадрово-интеллектуальный потенциал реально уже невозможно восстановить;
б) накопленные научные знания не актуализированы, не систематизированы и не обобщены, что нарушает совершенно необходимый для науки процесс преемственности знаний и практического опыта, постепенно вымывает оставшийся потенциал отраслевой науки;
в) востребованность труда ученых и научных сотрудников в атомной промышленности незначительна, а престижность работы в её научных учреждениях и того меньше, если принять во внимание характер и условия работы, уровень оплаты труда и степень технической оснащенности.
В настоящее время отраслевые НИИ, сохранив еще внешнюю атрибутику, фактически уже утратили свой инновационный потенциал, прежние роль и положение, определяющие стратегические направления развития атомной техники. В связи с падением потенциала отраслевой науки и ее невостребованностью в настоящее время, в ближайшем будущем неизбежным представляется постепенное замещение её места в промышленности разработками, заимствованными за рубежом. Практически этот процесс уже начался.
Опасной иллюзией является бытующее мнение о возможности восстановить утраченный потенциал одномоментно с фактом появления достаточно высокого уровня финансирования науки. Это абсолютно нереально, по крайней мере, по двум причинам. Первая - научные школы и их потенциал формировались десятилетиями, в течение которых вокруг крупных ученых, на предметной базе масштабных проблем складывались творческие коллективы из ученых, инженеров, техников и лаборантов, становящихся профессионалами через 5-10 лет совместной работы.
Вторая - в НИИ осталось крайне малое число высококвалифицированных ученых и специалистов, преимущественно весьма преклонного возраста, потенциально ценных для воспроизводства научной смены. Уже сейчас физические возможности «учителей» для возрождения утраченного потенциала представляют величину мнимую, не говоря о том, что отсутствуют необходимые мотивации и материальные стимулы, как для «учителей», так и для «учеников».
Никакой разовой акцией восстановить ни того, ни другого нельзя. Негативные процессы в отраслевой науке достигли сейчас критического уровня и практически стали уже необратимыми. И с неизбежностью это приведет к изменению не только роли науки (в т.ч.отраслевой) в российской экономике, но и роли самой России в мировой экономике
И, наконец, думается, что вернуться к нравственному началу, сходному с таковым в конце 40-х - начале 50-х годов при волевом государственном импульсе и соответствующем социально-экономическом императиве удастся не ранее, чем через 10-15 лет.
Текст получен по обратной связи