СМП: безальтернативная морская логистика
Дата: 11/09/2024 Тема: Атомный флот
Капитан Арктика
Общая ситуация с нашими морскими транспортными путями развивается по одному из
худших сценариев. Как мы и писали ранее, практически все наши водные магистрали
могут быть так или иначе перекрыты либо подвергнуты военному давлению. Черное
море по определению изолировано, не менее изолирована и Средиземка.
Что бы ни говорили наши
«оптимисты» и поборники «международного права», Балтийское море уже фактически
является внутренним морем НАТО, а его закрытие для нашего судоходства является
чисто политическим вопросом: понадобится – перекроют без разговоров. На
тихоокеанском фланге мы обжаты Японией – непотопляемым авианосцем США. Каспий
не рассматриваем.
Поэтому получается, что единственной большой акваторией, где наше судоходство
может ощущать себя в относительной безопасности (если закрыть глаза на проблему Берингова
пролива), является Северный Ледовитый океан. Но там нас подстерегают иные
напасти.
Прежде всего, нужны мощные порты, имеющие устойчивое сообщение с материком.
Таких портов у нас, условно говоря, сейчас полтора – Мурманск и Архангельск.
Оба нуждаются в расширении и резервировании мощностей, а также серьезном
развитии железнодорожной составляющей. При этом хотелось бы и географической
диверсификации, ведь оба порта – это Северо-Запад.
Как верно отметил тов. Патрушев на питерском заседании Морской коллегии,
необходимо обеспечить развитие и более восточных портов – Диксона, Тикси,
Певека (мы бы к этому списку, конечно, добавили бы и Дудинку). Притом Певек со
стороны материка изолирован, поэтому он больше про перевалочную базу и
вспомогательный логистический узел на СМП (плюс обслуживание Чукотки, нашего
самого удаленного региона). А вот Дудинка, Диксон и Тикси вполне могут
рассчитывать на смычку с материковыми транспортными артериями через реки. Но, к
сожалению, речной транспорт в постсоветской РФ, как и малая авиация, находится
в глубоком загоне.
Поднять все это, поставить на ноги – дело лет и денег. Кое-где инвестиции уже
сделаны, работа идет (и речь прежде всего о Мурманске, хотя и там не те
масштабы, что хотелось). По остальным же направлениям много разговоров о
«приоритетности» и «стратегическом значении», но воз и ныне там: ресурсов не
выделяли.
Вот и получается, что альтернатив дальнейшему развитию СМП как нашей ключевой
морской магистрали толком нет, но наращивать его инфраструктуру надо было еще
вчера.
|
|