Капитан Арктика
Американцы, недавно проведшие свой
ледокол севернее СМП, набрасывают на
тему «желтой угрозы» в Арктике. Цитата: ...Китай может проложить совершенно
другой арктический морской путь к северу от СМП. Таким образом, Китай мог бы
функционировать в качестве перевозчика восток-запад в Арктике, независимого от
России.
Что тут хотелось бы отметить.
С одной стороны, а зачем китайцам прокладывать «второй СМП»? Ведь Россия и так
из кожи вон лезет, чтобы обустроить первый и на данный момент единственный СМП.
В перспективе нескольких лет там появятся новые ледоколы, новая спасательная
инфраструктура, будет развернута спутниковая группировка. Все это позволит
сделать навигацию там безопаснее, а коммерческий трафик – более предсказуемым.
И в какой-то степени это делается для обеспечения транзитных перевозок, т.е. в
пользу Китая и его европейской торговли.
Если же китайцам придет в голову организовать свой высокоширотный транзит
севернее СМП, это станет непростым техническим вызовом. Им потребуются не
только ледоколы (хотя через пару десятилетий они вполне смогут обзавестись
флотом из нескольких мощных атомоходов с судами обеспечения – такие планы
вполне себе заявлены), но и инфраструктура, в т.ч. свои спасслужбы. Это делает
саму идею как рискованной, так и затратной.
С другой стороны, долгосрочные планы КНР действительно включают в себя
проникновение в Арктику, закрепление за Пекином некой особой роли в регионе,
богатом ресурсами и имеющем важное геополитическое и транспортное значение. При
этом китайцы абсолютно не имеют какой-то особенной «привязанности» к России.
Если по каким-то причинам они посчитают, что плюсы от выстраивания своей
логистики в Арктике перевесят издержки от дальнейшего сотрудничества с РФ, они
без особых колебаний отойдут от последнего.
Другое дело, что они вряд ли будут делать «СМП-2». Скорее, выбор может быть
сделан в пользу пресловутого «размывания суверенитета», подрыва эксклюзивного
статуса России в арктических акваториях. Тем более что наша правовая позиция в
этом вопросе небезупречна.
В этой связи, будут предприниматься попытки договориться об условиях работы на
СМП китайских ледоколов (прежде всего – атомных), которые к тому моменту уже
станут в строй, а китайские перевозчики, поддерживаемые всей мощью дипломатии
Пекина, будут последовательно претендовать на особенный статус, близкий к
национальному.
И вот эта вот перспектива как раз-таки является более угрожающей, чем возможная
прокладка «второго СМП».