Варианты экономически выгодного применения миниатюрных атомных источников. Ч.2
Дата: 22/12/2022
Тема: Малая энергетика


Андрей Виноградов, к.т.н., гл. конструктор проектов 

§2. А что есть за рубежом? Компания Rolls-Royce, работая с правительством Великобритании, возглавляет консорциум UKSMR [22] «АТОМНАЯ  ЭНЕРГИЯ 2.0» 12 ноября 2020г.], который проектирует недорогой малый модульный реактор (SMR) заводской постройки мощностью 440 МВт (эл.) с пуском в течение ближайшего десятилетия, см. рис. 5 - 7. Установка требует водяного охлаждения, реактор водо-водяной PWR.



В UKSMR входят Assystem, Atkins, BAM Nuttall, Jacobs, Laing O’Rourke,                  

Рис. 5 [22].

Рис. 6 [22].

Рис. 7 [22].

Национальная ядерная лаборатория Великобритании, Исследовательский центр перспективных ядерных технологий, Rolls-Royce и TWI. Exelon, в свою очередь, добавит данной команде ценный опыт своей работы по эксплуатации АЭС. Exelon Nuclear на сегодняшний день эксплуатирует 21 ядерный реактор в США. Можно предположить, что реактор будет водо-водяной со стержневыми твэлами. Работы пока идут «на бумаге». Представлены в соглашении [22] только рисунки концепции проекта малой АЭС UK SMR, по которым можно оценить размеры водозащитного кожуха (от атмосферных осадков), сопоставляя с шириной двухрядной дороги в Англии, ширина кожуха равна примерно 8 м, длина 40 м. 

В Мире также уже есть иное техническое решение для АСММ, например проект «Ядерной батарейки», см. рис. 8[23], от Якопо Буонджорно, профессора ядерной науки и инженерии “TEPCO” Массачусетского технологического института (MIT) и его команды учёных: Роберта Фрида - основателя компании GenH; Стивена Аумайера из Национальной лаборатории Айдахо США и Кевина Чилтона, отставного руководителя Стратегического командования США, которые первыми заметили, что: - “Микрореакторы могут полностью изменить правила игры в атомной отрасли” [12]«АТОМНАЯ  ЭНЕРГИЯ 2.0» 15 июля 2021 г. В США все работы пока идут «на бумаге», и мощность «Ядерной батарейки» планируют 10 МВт эл. Концепция «Ядерной батарейки» от MIT представлена на рис. 8 [23].

Рис. 8 [23]

А вот в Китае уже изготовили и 8 января — ГЛАС [24] - «Концерн China Huaneng Group, выступающий 5-м производителем энергии в КНР, объявил об успешном запуске SMR. Как сообщает портал ria.ru, SMR является первым в мире малым микромодульным реактором мощностью 200 МВт и базируется на АЭС «Шидаовань». На карте со спутника, см. фото рис. 9 - 10., красной «кляксой» показано место расположения Shidao Bay Nuclear Power Plant. На фото подробных данных нет, но на карте видно, что установка размещена вроде бы в одном из семи испытательных одинаковых зданий (метка - «красная клякса»), причем, можно судить, что это один корпус, без множества вспомогательных зданий, которые характерны площадкам больших АЭС. Надписей нет, но видна струе разделительная дамба, явно энерго объект. Рядом с испытательными зданиями проложен водный канал, который выходит в море, видимо для транспортировки грузов большой массы. На карте есть масштаб и можно прикинуть размеры здания с ядерной установкой: примерно 25 на 40 метров в площади и 20 метров высотой.  Всё это так видно на спутниковой карте, если это конечно не муляж на земле для дезинформации от нападения врагов и террористов.  (См. карту

Рис. 9 

Рис. 10  (увеличено и масштаб есть)

Обращаю внимание на то, что спутниковая карта отличается от фотографии CNEA [25]  из статьи «Пусковой энергоблок "Shidao Bay-1" (Китай) впервые подключён к сети 20 декабря 2021 года» [24,26], опубликованной в Новостях 22 декабря 2021 под заголовком «Китайский демонстрационный блок ВТГР подключён к сети», информация с сайта  Атомная энергия 2.0.

На спутниковой карте, рис. 9, не видно светлых зданий, которые показаны на фото рис.11 CNEA [17] на берегу, так что возможно это тоже дезинформация.

Рис. 11 [25] (Фото:  CNEA)

Китайские разработчики засекретили всё, что связано с созданием своего SMR, фотографий компоновки самого реактора и турбины не представляют. А в статье [24] от 08.01.2022 г. РИА "Новости" ГЛАС на самом деле автором статьи Викторией Семёновой представлено чужое обрезанное фото концепции SMR от 12.11.2020 г. от  консорциума UK SMR Rolls-Royce из статьи [22], см. рис. 7, а не китайский проект SMR, что является тоже подложной информацией от автора статьи.

На сайте Research Nuclear Power—Review в статье в journal homepage: www.elsevier.com/locate/eng: - «The Shandong Shidao Bay 200 MWe High-Temperature  Gas-Cooled Reactor Pebble-Bed Module (HTR-PM) Demonstration Power Plant: An Engineering and Technological Innovation», китайских авторов: Zuoyi Zhang*, Yujie Dong, Fu Li, Zhengming Zhang, Haitao Wang, Xiaojin Huang, Hong Li, Bing Liu, Xinxin Wu, Hong Wang, Xingzhong Diao, Haiquan Zhang, Jinhua Wang Institute of Nuclear and New Energy Technology, Tsinghua University, Beijing 100084, China [27], представлено фото, см. рис. 12., на котором зафиксировано строительство здания для The Shandong Shidao Bay 200 MWe, что в большей степени похоже на здание на спутниковой карте, см. рис. 10., и по срокам строительства, и по описанию демонстрационного реактора. 

Рис. 12 [27]. Construction of the high-temperature gas-cooled reactor pebble-bed module (HTR-PM- 球床模式式高高高) in Shandong Province, China, (a) on December 9, 2012 and (b) on May 25, 2015.

В этой же статье китайских авторов дана компоновка реакторной установки, см. рис. 13.  Высота установки около 50 м (в том числе высота корпуса 25 м), масса корпуса - 700 т [18].

Рис. 13 [27]

В этой же статье показан корпус HTR-PM, см. рис. 14 [24], его высота 25 м, масса 700 т [28].

Рис. 14 [24]

На сайте Atom.Info.RU  SINOATOM.RU, ОПУБЛИКОВАНО 21.12.2021 «Китайский демонстрационный блок ВТГР подключён к сети» [26]. Пусковой энергоблок "Shidao Bay-1" (Китай) впервые подключён к сети 20 декабря 2021 года. Энергоблок "Shidao Bay-1" состоит из двух реакторов HTR-PM (высокотемпературные газоохлаждаемые реакторы, это четвёртое  поколение  реакторов HTR-PM, на рус. ВТГР), объединённых с общей паровой турбиной мощностью 211 МВт (эл.). В ходе энергопуска 20-го декабря 2021 г. пар на турбину подавался только от реакторной установки №1. Строительство блока началось 9 декабря 2012 года. Основной владелец блока - компания "China Huaneng Group". Эксплуатирующая организация - "Huaneng Shandong Shidao Bay Nuclear Power Company, Ltd.". Исходя из этой информации можно предположить следующий принцип работы реактора такой, который показано на рис. 15.

Когда китайцы затевали этот проект с HTR-PM в 2005 году, и года начали строить в 2012 году, то про «Ядерные батарейки» в Мире ещё никто не знал, и шаровые твэлы использовали в китайском проекте такие же, см. рис. 16, какие были придуманы ещё в 60-х годах прошлого века, т.е. ничего  нового не разработали. Значит, и сопротивление на прокачку газа через активную зону получили большое.

В плане создания «Ядерной батарейки» по Якутскому проекту  возможна организация изготовления в АО «ТВЭЛ», Россия,  шаровых тепловыделяющих сборок (кодовое название «авоська») с гидродинамически прозрачной оболочкой из молибдена и пр. под размеры шарового твэла HTR-PM, см. рис. 16, и рассчитанных на температуру газового теплоносителя до 1200-1400 оС, с последующим их испытанием их на реакторе The Shandong Shidao Bay 200 MWe  High-Temperature  Gas-Cooled Reactor Pebble-Bed Module (HTR-PM) Demonstration Power Plant, КНР.  Испытание ТВС «авоська» могут быть выполнены, возможно, при более низких температурах газового теплоносителя - 750-800 ОС, но зато в реальной активной зоне атомного реактора.

Pис. 15, Китай 2005 реактор с pebble bed modular gas cooled reactor - PBMR.PNG

В Китае «Объект» прошел успешную синхронизацию и подключение к сетям провинции Шаньдун и теперь поставляет электроэнергию потребителям КНР. Данный объект, как отмечают атомщики КНР, выступает в качестве реактора 4-го поколения. В нем используются быстрый реактор на дешевом уране 238, возможно с добавкой тория, газовый теплоноситель и шаровые твэлы, и высокий к.п.д. 50% паротурбинного цикла.

Рис. 16, SMAR Technologies USA, Inc. - Simplified Modular Advanced Re, smarusa.com

Для создания такой АЭС, возможно, не требуются: большие строительные работы, дополнительные здания и сооружения, обслуживание, ремонт и т.п. Подробная информация, конструкция и чертежи, стоимость «объекта», засекречены, видимо до начала серийного производства. Построен и уже работает в Китае завод по изготовлению шаровых твэлов [28]. Однако ключевое значение иное: в случае «обкатки» и доказательства эффективности технологии шаровых ТВЭЛов грядет грандиозная революция [24]. Причем не только с технической точки зрения, но и экологической. Конечно, о заявленных вчера характеристиках HTR-PM говорить ещё рано.

Отмечу интересный факт про Китай. В 1978 году, как известно, Дэн Сяопин провозгласил курс на открытость Китая – обстоятельства, как говорится, располагали. Можно долго рассуждать обо всех причинах, по которым в середине 80-х у КНР были не самые радужные отношения с СССР, но это совершенно отдельная история, нас же интересует свершившийся факт – Китай обратился за помощью в освоении атомной промышленности не к нам, а к Франции, которая разрабатывала в то время газоохлаждаемые реакторы.

Таким образом, по имеющимся открытым данным можно утверждать, что в основе проекта HTR-PM  не лежит принцип «Ядерной батарейки», т.е. конструкция АДВ [29] с электрогенератором, см. рис. 17, масса которой может составлять примерно 70-100 тонн. А масса HTR-PM и его габариты явно значительно больше, из-за чего его нельзя признать микромодульным реактором в том виде, в котором его представили. HTR-PM никак не может быть применён для транспортных и гибридных силовых установок.

Рис. 17 [29]

В частности, именно шаровой твэл с прозрачной гидродинамической оболочкой (твэл-ШГПО, Россия),  см. рис. 18 [30], позволяет иметь малую потерю давления потока рабочего тела через активную зону (АЗ) атомного реактора.  Такое решение позволяет сразу на выходе из АЗ применить на прямую газовую турбину с высоким к.п.д., если использовать в качестве рабочего тела углекислый газ сверхкритических параметров [31-32].  По не проверенным пака данным стоимость отпускной электроэнергии на таком реакторе ожидают на порядок меньше (в 10 раз), чем с «ВВР - миллионниками». Важным моментом является также применение не только молибдена в конструкции твэлов, и других малоактивируемых материалов [33].

Pис. 18 [10]

«Ядерные батарейки» будут сходить с конвейера как автомобили. Также решается достаточно просто вопрос с утилизацией отходов ядерного топлива (U-238) из быстрого реактора на заводе возврата, не будет облучённого графита от шаровых твэлов, см. рис. 16, «грязи» при переработке будет меньше, чем от стержневых твэлов тепловых ВВР, но не всё можно получить расчетами. Нужна реальная обкатка реактора и технологии «Ядерная батарейка».

Однако важным моментом является способность КНР вывести данный проект в производственный масштаб, сделав шаг в пользу «Ядерной батарейки». Вполне возможно, что запланированы исследования работоспособности твэлов-ШГПО на запущенном 21.12.2021 г. реакторе HTR-PM, и следующим шагом будет разработка активной зоны для микромодульного атомного реактора типа «Ядерной батарейки».  Но есть постановление ЦК Компартии Китая, и эта работа будет успешно доведена до массового изготовления таких установок, что бы это не стоило. В РИА «Новости» отмечают, что будущее находится именно за микромодульными проектами, и КНР в данном направлении пока занимает лидирующее положение в Мире.

§3. «Атомолёт Виноградова» с атомной гибридной силовой установкой  [14] - транспортируемая по воздуху мини АЭС мощностью до 300 МВт эл.

В амбициозном проекте заложена идея создания атомолета-тарелки с атомными гибридными  системами электрогенерации для привода электродвигателей воздушных винтов. Более подробно читайте в статьях, части 1,2,3 и 4  [14,34,35,36]. Идея летающей тарелки не нова, но только сейчас получается возможность воплотить этот проект наяву, используя атомную энергию для полета вместо жидкостных двигателей.«Атомолёт Виноградова» в гражданском варианте предназначен выполнять:

- услуги транспортные - перевозка грузов и пассажиров, в т.ч. вне инфраструктуры аэропортов, а на месте посадки и стоянки в любой точке Мира, в том числе в горах для площадок посадки и взлёта на высотах от уровня моря до 10 км:

- услуги  электроснабжения суммарной мощностью до 300 МВт.

За прототип формы атомолета можно было бы взять, к примеру, вариант летающей тарелки  Л. Н. Щукина, разработки  Авиационного концерна «ЭКИП» (ЭКИП сокращенное от «экология» и «прогресс»),  НПП «Триумф», РКК «Энергия» им.С.П. Королёва, МКБ «Прогресс», НПО «Сатурн» и др. предприятий и институтов авиа-космического комплекса России, см. рис. 19 [37,38,39]. В «ЭКИП» функцию крыла несет дисковидный фюзеляж, а безаэродромность достигается применением взлетно-посадочного устройства на воздушной подушке. «ЭКИП» является экранолетом, работающим в режиме экраноплана и самолёта. Вихревая система управления движением потока воздуха на кормовой части аппарата обеспечивает безотрывное обтекание корпуса и управление аппаратом.

Рис. 19 [37]

В плане расположения тяговых движителей, воздушных винтов, на наш проект атомолета более похожа тарелка Румынских инженеров - любителей авиации рис. 20 [44].

Рис. 20 ADIFO Румыния [44]

Эта ссылка на видеозапись показательного полета во время испытаний. Манёвренность тарелки с поворотными соплами двух маршевых двигателей оказалась не столь эффективна (видео).

Только в нашем варианте атомолёта использованы электродвигатели с воздушными винтами на поворотных колонках, что позволяет выводить воздушный винт из сквозного отверстия (из гнезда) в тарелке, и быстро изменять направление вектора тяги  от каждого винта в любом направлении. И количество воздушных винтов увеличено до шести, что в сумме позволило не только взлетать и приземляться вертикально с большой массой груза, в том числе и на большой высоте от уровня океана, но и иметь горизонтальную скорость приличную - до 950 км/час, а главное, иметь запас ядерной безопасности. Определённая форма лопастей воздушных винтов и их окружная скорость позволила сделать потолок полётов до 30 км. 

Корпус нашего атомолета не является герметичным, он несет только аэродинамическую нагрузку и вес полезного груза в трюме. Экипаж и пассажиры могут располагаться в герметичных капсулах аварийного спасения. Корпус диаметром около 100 м будет изготавливаться из композитных, комбинированных пластиковых материалов по технологии Ульяновского авиазавода. Разгрузка трюма будет  производиться вполне известным способом - по трапу, как показано, к примеру, на рис. 21. Автомашины и строительная техника  на электрическом приводе будет перемещаться своим ходом.  «Атомолет Виноградова», как запланировали, позволит за один рейс перевозить до 100 т груза, в том числе «Ядерную батарейку», колонки подзарядки аккумуляторов и строительную технику на электроприводах с питанием от аккумуляторов. 

Пока не подключены «Ядерные батарейки» штатно на месте посадки, электропитание и зарядку аккумуляторов для выгруженной техники атомолет может производить от собственных электрогенераторов атомных гибридных силовых установок в пределах до 300 МВт эл., чуть подробнее читайте в статье [14]. Массогабаритные характеристики узлов атомолёта доведены до минимума с помощью авиа-космических технологий и материалов.

Рис. 21, из открытых источников c547c7f7861f64aed4e3322fc1512b10.jpg

Только один пример: - электродвигатель для привода воздушных винтов и электрогенератор атомной гибридной установки имеют частоту напряжения 400 Гц, и выполнены с применением сверхпроводящей технологии обмоток, которая уже сделана и опробована в  Центральном институте авиационного моторостроения (ЦИАМ) имени П.И. Баранова (Антон Варюхин). Масса и габариты уменьшились в 4 раза по сравнению с 50 Гц образцами той же мощности. ЦИАМ выступает в роли головного разработчика. Генератор был создан учёными ЦИАМ и Уфимского государственного авиационного технического университета. Это первый в России производитель электроэнергии авиационного назначения мощностью более 150 кВт. КПД агрегата достигает 96%. «Будущее — за гибридными двигателями»: как новая силовая установка может изменить облик гражданской авиации в РФ[40], 31 августа 2019, (Алексей Заквасин, Екатерина Комарова).

Разработчикам ЭКИП удалось соединить воедино основные концепции развития транспортной авиации будущего [38]:«Российская летающая тарелка» masterok, 17.07. 2013, а именно: 1) объединение функций крыла и фюзеляжа с помощью толстого аэродинамически несущего корпуса; 2) активное управление пограничным слоем для безотрывного обтекания толстого корпуса и снижения сопротивления; 3) применение устройства воздушной подушки для взлета и посадки; 4) использование композиционных материалов, обеспечивающих технологичность и дешевизну изготовления.

«Атомолет Виноградова» в гражданском варианте обладает более привлекательными предполагаемыми характеристиками в сравнении с ЭКИП, см. рис. 19:

- капсула аварийного приземления с мягкой посадкой для экипажа;

- взлетная масса до 250 тонн;

- скорость полета до 950 км/час;

- дальность полёта - не ограничена;

- время непрерывного полета около 1 года;

- высота полёта (потолок) 30 км;

- грузоподъёмность около 100 тонн;

- электрическая мощность атомных гибридных установок 3*290 МВт; внешняя - 300 МВт.

- электрическая мощность каждого электродвигателя воздушных винтов 145 МВт;

- отсутствует шум от двигателей.

И в заключении, главным элементов и в «Ядерной батарейке», и в атомной гибридной силовой установке «Атомолета Виноградова», является атомный двигатель, который  может быть подобным «Атомному двигателю Виноградова» (АДВ)  (2018 г.) [41]. АДВ это компактная физико-энергетическая машина, которая атомную энергию, выделяемую в результате деления ядер тяжелых элементов под действием нейтронов, преобразует в механическую энергию вращения вала. Ссылка на электронный документ: «Атомный двигатель Виноградова».

Главное, надо собрать разработчиков и изготовителей всех узлов двигателя воедино,  испытать и запустить это двигатель в серийное (или в массовое) производство. А где это всё будет сделано, это уже другой вопрос, и не для обсуждения в открытой печати. «Ядерная батарейка» работает самостоятельно в автоматическом режиме: есть нагрузка - даёт мощность, нет нагрузки - переходит в спящий режим. И так она может работать непрерывно не менее 3-х лет, далее замена на новую, а это уже проблема поставщика «Ядерной батарейки» - Завода изготовителя.. Электроэнергия становится товаром, а не мега проектом. «Ядерная батарейка» остаётся собственностью поставщика, он за неё и налоги платит, и все расходы. Продаёт поставщик только электроэнергию и установленную мощность, и это сразу оплата со стороны Заказчика - потребителя, и это в сотни раз дешевле, нежели строить гигантские АЭС в собственность Заказчика. А потом у Заказчика - владельца АЭС возникают проблемы утилизации, а может даже возникнуть ядерная авария с жертвами населения, как на АЭС Фукусима, например.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

1. Проекты РУ «РИТМ-200Н» и «Шельф» не годятся в качестве АСММ для крайнего севера, а именно, нельзя строить их для энергопитания золоторудного месторождения в Республики Соха (Якутия), если конечно глава республики не хочет получить себе головную боль из-за возможной потери рудника на 500 лет, радиоактивного заражения местности с погибшим населением, и т.д. и т.п.

2. Надо главным конструкторам прекратить врать, выпячивать положительные стороны своих проектов, и скрывать негативные их стороны. Это касается и журналистов, пиарщиков за деньги, которые, не зная суть проекта, порой рекламируют и распространяют в СМИ сплошной бред и ложь.

3. В отношении ВВР: - «Выбор в качестве основы ВВЭР-ТОИ проекта НВАЭС-2 определил его эволюционный характер, а значит и принципиальную неспособность конкурировать с революционными зарубежными проектами. Мы могли использовать этот ход 10 лет назад, когда не началось строительство конкурентных проектов по всему миру, но сегодня «поезд ушел» [42]. Референтность это враг всего нового.

4. Что касается вывода из эксплуатации энергоблоков, то предложенный АО «НИКИМТ-Атомстрой»[43] способ захоронения уран-графитовых реакторов типа АМБ-100/200 (Белоярская АЭС), РБМК-1000 (Чернобыльская АЭС и др.) и РБМК-1500 (Игналинская АЭС), ЭПГ-6 (Билибинская АЭС) в виде т.н. «Зеленого кургана» на месте АЭС, что в общечеловеческом сознании является абсолютным бредом и вредом для населения (платой за использования атомной энергии), непременно перерастет в способ захоронения и АСММ с ВВР, т.е. для РИТМа и «Шельфа».

5. Россия возможно потеряет золото-мышьяково-сульфидный рудник и 175 тонн золота [21], а это не что иное, как заведомо возможная диверсия против государства Российского, что требует изменения уголовного кодекса в отношении руководящих лиц и конструкторов НИИ и КБ ГК «Росатом», допустивших промахи, или преднамеренные действия под видом ошибок, в разработке атомных объектов, которые создали радиоактивное заражение местности.

6. Массовое изготовление «Ядерных батареек» и средств их доставки от завода-изготовителя в любую точку планеты и обратно на переработку с помощью атомолетов, это целая «Атомная индустрия 21-го века», и уже сегодня ясно кто, и с кем в тандеме, в Мире сможет этот конвейер создать и запустить в работу. Мегапроекты АЭС, мегастройки АЭС и дороговизна электроэнергии уйдут в прошлое. Природное топливо (нефть, газ и др.) уже никогда в Мире не станет дешевым продуктом, но его заменит энергия от «Ядерных батареек», энергия станет товаром, а не штучным мегапроектом [12].

В сложившейся ситуации как нельзя подойдут следующие слова: - «У нас есть вера, но нет уверенности в том, что это произойдёт в ближайшее время. Конечно, надежда умирает последней, и есть определённые шансы снова увидеть в деле российские космические реакторы» - 15.07.2008 из интервью с корреспондентами электронного издания AtomInfo.Ru беседует главный конструктор ФГУП НИКИЭТ имени Н.А. Доллежаля д.т.н. Владимир Петрович СМЕТАННИКОВ. Он говорил про свои разработки - космические реакторы, я отнёс бы эти слова и к микромодульным реакторам АСММ.

Владимиру Павловичу Сметанникову в мае текущего года исполнилось 86 лет. От души поздравляю его со столь отличной датой и благодарю за его работу по созданию космических реакторов. Желаю крепкого здоровья и счастья в личной жизни. Андрей Виноградов.

Как быстро время летит. Вроде бы только вчера в 1973 году я был распределён с кафедры Э7 МВТУ в НИКИЭТ к Н.А. Доллежалю, впереди были грандиозные проекты. 

Далее, как я полагаю, два важных высказывания:

«Мораль у этой истории простая. В процессе движения вперёд должны принимать участие все этажи научно-технической пирамиды. Упирая на одну только реакторную часть, мы оставляем без внимания научный фундамент, а это грозит потерей лидерства по направлению в целом». AtomInfo.Ru 

«То есть, единожды войдя в клуб, но, не уделяя потом должного, постоянного внимания развитию всего букета ядерных технологий, второй раз обычно уже невозможно вытянуть из страны все жилы для создания сверх усилия по возврату утраченного знания. Второй раз в ядерную реку уже не пускают».

P.s. Из книги: «ОПЫТ РАЗРАБОТКИ БЫСТРЫХ ГАЗОВЫХ РЕАКТОРОВ В РОССИИ - ОПИСАНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ РЕАКТОРОВ» Раздел: Опыт разработки быстрых газовых реакторов в России http//knigi/oborudovanie/opyt-razrabotki-bystryh-gazovyh-reaktorov-v-rossii.html 

В то время считалось, что бридеры с газовым охлаждением могут иметь в будущем возможность дальнейшего снижения капиталовложений и стоимости электроэнергии, при использовании одноконтурного газотурбинного замкнутого цикла.

В тот период времени в связи с прогрессом в ядерной энергетике и освоением промышленностью корпусов высокого давления и паровых турбин большой мощности считалось целесообразным принять единичную мощность энергоблока АЭС с газовым бридером - 1000 - 1200 МВт (э). Сегодня совсем наоборот. Микромодульные АЭС это будущее атомной энергетики, именно они покроют весь Мир дешевой электроэнергией, а не мегапроектами АЭС.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.      PRoAtom - Война, мир и атом .pdf

2.      Росатом и Якутия планируют строительство малой атомной станции _ШЕЛЬФ-М__ новая атомная станция - Мировые ядерные новости .pdf

3.      Katalog-programm-obucheniya-2022-c9f67eff57b267feca3b.docx

4.      PRoAtom - Какое образование должно обеспечивать технологическое перевооружение страны .pdf

5.      PRoAtom - Стране снова нужны специалисты .pdf

6.      Сотрудникам Академия РОСАТОМ .pdf

7.      PRoAtom - Какая в стране экономика, такое и образование .pdf

8.      Отраслевые Центры Компетенций Росатома .pdf

9.      Константин Бабкин_ «Система подготовки кадров контролируется представителями либеральной школы» _ Про жизнь _ Яндекс Дзен .pdf

10.  Мнение Делягина о том, что отказавшись от Болонской системы, могут перейти ещё к худшему варианту _ Окно в историю _ Яндекс Дзен .pdf

11.  ЦИПК Алексей Соловьёв, глав эксперт Технической академии Росатома Обнинск .pdf

12.  Якопо Буонджорно профессор ядерной инженерии MIT_ Микрореакторы могут полностью изменить правила игры в атомной отрасли А 2.0 Э .pdf

13.  PRoAtom - «Ядерная батарейка» для Норильска, которая сделает порт... .pdf

14.  PRoAtom - «Атомолёт Виноградова» с атомной гибридной силовой установкой, ч.1 .pdf

15.  Щекин Д.В. АСММ_5, «Некоторые проблемные вопросы РИТМ». Доклад с конфе-ренции представителей проектно-конструкторского комплекса Росатом, 2021 дек. .pptx

16.  Анищенков В.А. АСММ в Якутии. Доклад с конференции представителей проектно-конструкторского комплекса Росатом, 2021 дек..pdf

17.  Перспективные газоохлаждаемые реакторы ОКБМ им. Африкантова .pdf

18.  Слободчиков А.В  АСММ_4, «АСММ Шельф». Доклад с конференции представителей проектно-конструкторского комплекса Росатом, 2021 дек. .ppt

19.  Решение совместного заседания НТС №1 и НТС №8 ГК Росатом от 21.12.2017 (по АСММ  «Шельф» со Стратегией Адамов Асмолов) .pdf

20.  На Дальнем Востоке строится первая в мире АЭС малой мощности с реакторами РИТМ-200 _ Проект SFERA Live _ Яндекс Дзен.pdf

21.  Минприроды готовит к лицензированию Кючус _ Новости _ ПРАЙМ ЗОЛОТО — Вестник золотопромышленника .pdf

22.  Rolls-Royce подписал меморандумы о взаимопонимании с Exelon и CEZ по малым реакторам _ Атомная энергия 2.0.pdf

23.  MIT разработал ядерную батарейку мощностью до 10 МВт _ А 2.0 Э .pdf

24.  РИА  Новости_ ГЛАС__ «КНР построит атомный коммунизм» 08.01.2022, авт. Виктория Семёнова .pdf

25.  Китайский демонстрационный блок ВТГР подключён к сети _ Атомная энергия 2.0.pdf

26.  Китайский демонстрационный блок ВТГР подключён к сети, AtomInfo*Ru .pdf

27.  The Shandong Shidao Bay 200 MW, Research Nuclear Power—Review .pdf

28.  Ctavr • «Эра ВТГР все ближе»?pdf «https://aftershock.news/?q=node/390684»

29.  PRoAtom - «Ядерная батарейка 400 Гц» для месторождений и обособленных поселений .pdf

30.  PRoAtom - Российский турбо-ядерный модуль .pdf

31.  Supercritical CO2 Brayton Cycle Development,  NEACsCO2BraytonBrief.pdf

32.  Газотурбинная установка с высокотемпературным газоохлаждаемым ядерным реактором » Все о транспорте газа .pdf

33.  МАЛОАКТИВИРУЕМЫЕ КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АКТИВНЫХ ЗОН РЕАКТОРОВ ДЕЛЕНИЯ И СИНТЕЗА .pdf

34.  PRoAtom - «Атомолёт Виноградова» с атомной гибридной силовой установкой. Часть 2 .pdf

35.  PRoAtom - «Атомолёт Виноградова» с атомной гибридной силовой установкой. Часть 3 .pdf

36.  PRoAtom - «Атомолёт Виноградова» с атомной гибридной силовой установкой. Часть 4 .pdf

37.  «Американская летающая тарелка Щукина - революция в авиастроении», LIVEJOURNAL 07.01.2017  .pdf

38.  «Российская летающая тарелка», LIVEJOURNAL 17.06.2013.pdf

39.  «Альтернатива самолетостроению летающая тарелка Щукина»,  LIVEJOURNAL, 2017-01-07 aleks070565.pdf

40.  «Будущее — за гибридными двигателями»_ как новая силовая установка может изменить облик гражданской авиации в РФ, RT (РТ на русском) .pdf

41.   PRoAtom - «Атомный двигатель Виноградова» .pdf

42.  PRoAtom - «ВВЭР-ТОИ – Тупик, Обманка, Имитация» .pdf

43.  PRoAtom - Вывод из эксплуатации энергоблоков АЭС по технологии «Зеленый курган».pdf

44.  Северный маяк— новости науки _ “Летающая тарелка”, которая может изменить будущее авиации .pdf







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=10355