Как это было. Концерну Росэнергоатом - 30 лет!
Дата: 16/08/2022
Тема: Атомная энергетика


С.П. Щербаков

События мирового масштаба – пандемия, спецоперация на Украине и стремление уже не партнеров отменить Россию, конечно, заслоняют отраслевые юбилеи. Тем более заметил, что с возрастом время ускоряется: казалось недавно отмечали в Обнинске юбилей первой в мире атомной стации и уже близко другое знаменательное событие: 30 лет Концерну Росэнергоатом! 7 сентября 1992 года был подписан Указ Президента Российской Федерации № 1055 «Об эксплуатирующей организации атомных станций Российской Федерации» в соответствии с которым был создан концерн, тогда в форме государственного предприятия – Эксплуатирующей организации (именно с большой буквы, как в Указе Президента РФ), осуществляющей деятельность и ответственной за безопасность на всех этапах жизненного цикла атомный станций.



Указом Президента было поручено Госкомитету РФ по управлению государственным имуществом закрепить за концерном «Росэнергоатом» на праве полного хозяйственного ведения федеральное имущество атомных станций и предприятий, непосредственно обеспечивающих эксплуатацию атомных станций и утвердить Устав.

Вспоминая процесс создания Концерна, я с удивлением и грустью обнаружил, что из непосредственных участников создания концерна, остались трое: Поздышев Э.Н., Одарченко Н.И., и автор этой статьи. Поэтому хочу рассказать, как все было на самом деле, что предшествовало и почему этот юбилей можно поставить в один ряд с самыми значимыми событиями в атомной энергетике.

Управление атомной энергетикой

После Чернобыльской катастрофы в 1986 году управление атомной энергетикой страны и выполнение зарубежных контрактов по сооружению АЭС было передано из Минэнерго СССР и Минсредмаша СССР во вновь созданное в 1986 году Минатомэнерго СССР. Затем, уже под знаменем перестройки, Минатомэнерго объединили с Минсредмашем создав в 1990 году Минатомэнергопром СССР.

В это время я уже имел опыт работы в атомной отрасли: 8 лет на эксплуатации Кольской АЭС, в основном в реакторном цехе и на пуско-наладке строящихся энергоблоков Кольской и Балаковской АЭС, 2 года в 16 Главке Минсредмаша СССР (открытое название Главатомэнерго Государственного Комитета СССР по атомной энергии), где курировал вопросы конструирования ВВЭР-1000 и проблемы эксплуатации реакторных установок ВВЭР, затем помощником Министра Минатомэнего СССР, а позднее там же начальником Управления делами и заодно секретарем парткома Минатомэнерго СССР, т.е. был левой рукой (задним хвостом, кому как нравится) Министра и замполитом министерства в одном флаконе. Скажу только, что кроме работы, иногда сутками, ничего хорошего в этом не было, кроме опыта, который, как известно, дорогого стоит. Тем более, что постоянно общаться приходилось с руководством своего и других министерств, директорами предприятий, которые были как минимум на 10-15 лет меня старше. После объединения Минатомэнерго с Минсредмашем я снова вернулся в созданный Минатомэнергопром СССР в должности заместителя начальника управления, но ненадолго, через несколько месяцев перешел директором в Центратомтехэнерго. Хотя за это время познакомился с руководством Минатомэнегопрома и довольно близко с министром Коноваловым В.Ф. В 1991 году было образован Минатом РФ. Перед его образованием вопрос об организационной форме существования ядерного комплекса рассматривался в Кремле, где Президент РФ отверг предложение Коновалова В.Ф. о создании межгосударственной корпорации – ведь многие предприятия и АЭС остались в союзных республиках – и решил по предложению Михайлова В.Н., ставшего новым министром, создать Минатом России.

Формально Центратомтехэнерго был филиалом Атомтехэнерго (бывшее ПО «Атомэнергоналадка»), но де-факто Центратомтехэнерго был скорее подразделением Минатомэнергопрома, подчинявшийся напрямую заместителю Министра Поздышеву Э.Н. Тем более, что располагались мы в одном здании на Китайгородском проезде, этажом ниже вновь образованных Главков Минатомэнергопрома СССР, а затем и Минатома РФ (по эксплуатации, сооружению, ремонту, экономике и общественным связям). Более 200 сотрудников Центратомтехэнерго вели работы по инженерно-технической поддержке эксплуатации АЭС, а также небольшая часть коллектива выполняла работы по организации труда и системам управления атомной энергетики. Утром и вечером, а иногда по несколько раз в день я бывал вместе с начальниками главков на оперативных совещаниях у заместителя Министра Поздышева Э.Н., где обсуждались вопросы атомной энергетики. Также, как сотрудника, имевшего бюрократический опыт общения с высшими должностными лицами (включая сотрудников ЦК и Совета министров), Поздышев Э.Н. брал меня на встречи с вышестоящим начальством. В то время я был молод, силен и, как писал И. Бунин: «имел свирепое право на жизнь!»

Не забуду, как вместе с начальниками главков Антоновым Б.В., Игнатенко Е.И., Одарченко Н.И. во главе с Поздышевым Э.Н. после образования самостоятельной России мы пошли на прием к Министру Минэкономразвития РФ по фамилии Лопухин с вопросами как обеспечить функционирование атомной энергетики, которая была не только системообразующей в энергетике, но ядерно и -радиационно-опасной. Встреча планировалась, по-моему, в 10-00, появился новый министр около 11-00. Этот час мы прождали его в коридоре, а ведь среди нас были 2, без преувеличения скажу, легендарных героя страны, ликвидировавших аварию на Чернобыльской АЭС: Поздышев Э.Н. – больше года бывший директором ЧАЭС после аварии и, конечно, Игнатенко Е.И., прибывший на место аварии 26 апреля и 2 года возглавлявший ликвидацию ее последствий в качестве директора специально созданного для этих целей ПО «Комбинат». И вот, в развевающемся черном кожаном плаще, в окружении роя каких-то клерков, вероятно отловивших его на входе в министерство, появился САМ Лопухин. Выслушав наши вопросы – а у меня создалось впечатление, что про атомную энергетику и ее проблемы он слышит впервые – министр прочитал нам лекцию о том, что рыночные отношения — это хорошо, а плановые социалистические – плохо и все нужно переделывать. Вывод от этой встречи мы сделали простой: «спасение утопающих (в данном случае атомной энергетики) – дело рук самих утопающих!».

Страна и атомная энергетика

Итак, начало 1992 года: недавно либералы и уже не партнеры развалили СССР. В стране наступила эпоха свободы, больше напоминавшей вседозволенность и вакханалию. В государственное управление руководителями пришли завлабы и младшие научные сотрудники, бодро перечеркнувшие все, что было сделано до них. «Свободу предприятиям!», «Долой диктат министерств и вмешательство в хозяйственную деятельность предприятий!», «Разрешено все, что не запрещено!» – такие указания шли с самого верха Правительства Гайдара-Чубайса.

Помню с Е.И. Игнатенко, впоследствии Генеральным директором концерна «Росэнергоатом», мы вдвоем ходили к 1-му заместителю Чубайса, по фамилии Мостовой. Тогда Минимущество РФ было ключевым ведомством в стране, а Чубайс был одновременно министром и вице-премьером. Там мы пытались получить ответ на вопрос: как развивать атомную энергетику при отсутствии государственной поддержки и возможности централизовать средства от продажи электроэнергии. Ведь одна АЭС никогда не накопит средства в количестве, достаточном для строительства нового энергоблока! Напомню, что проектный ресурс эксплуатируемых энергоблоков сокращался, а возможность продления сроков эксплуатации еще даже не обсуждалась. Сцена встречи была достойна пера, если не Гоголя, то точно Салтыкова с Щедриным: в небольшом кабинете, забитом бумагами нас встретил небольшой полный молодой человек с огромной сигарой, сразу своим самодовольством, самоуверенностью и внешним видом напомнивший мне героя мультфильма Мальчиша-Плохиша, получившего заветную бочку варенья и корзину печенья. На стене я заметил плакат: «Забудь про холдинг всяк сюда входящий!» и понял, что пришли зря. Так оно и вышло, в очередной раз прослушав короткую лекцию про прелести рыночной экономики и не получив конкретного ответа ни на один из вопросов, мы ушли с Евгением Ивановичем «не солоно хлебавши». А ведь вопросы, которые поднимались, касались не просто системообразующей отрасли энергетики, но и ядерно и -радационно-опасных объектов АЭС, аварию на которых страна в очередной раз бы не выдержала. Говоря словами классика: «Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно»!

Пришедшие к власти завлабы считали, что только предприятия – одно из низших звенев в управлении, – освобожденные от государственной опеки, а лучше еще и переданные в частные руки, способны обеспечить будущее страны.

Хотя, на мой взгляд, только объединения предприятий, даже не в рамках модных тогда производственных объединений (ВПО), а объединенных в Министерства (прообраз мировых корпораций), которые могли координировать развитие отраслей через централизацию ресурсов, инвестиционную деятельность и использование достижений науки, выходящие на внешний рынок, способны обеспечить развитие страны. Минатомэнерго СССР, где я работал, располагалось на Китайгородском проезде дом 7. В этом же здании находились еще и Минэнерго, Минрадиопром и Минэлектронпром СССР и некоторые другие ведомства, вроде незабвенного Главлита. И мне пришлось, общаясь с представителями этих министерств видеть агонию, а затем и гибель как радиопромышленности, так и электроники страны, когда зарубежные фирмы за бесценок сначала скупили предприятия, а затем просто закрыли их, освободив рынок для своей продукции. Атомная энергетика несла также большие потери: с одной стороны, продолжались закрытие площадок строительства новых энергоблоков под влиянием Чернобыльского синдрома, (хотя лучше вместо синдрома подходит определение – антиатомная истерия), с другой, на фоне разваливающейся промышленности сокращалось потребление и соответственно поступление средств за отпущенную электроэнергию, появлялись первые симптомы надвигающегося кризиса неплатежей. На фоне отсутствия централизации, а по сути государственного управления, снижения объема поступающих средств, атомная энергетика постепенно деградировала: появились проблемы с поставками запчастей и материалов на АЭС, разрушалась единая техническая политика, появлялись синдромы падения производственной дисциплины персонала, а это, особенно после Чернобыльской катастрофы, было недопустимым. Вопрос централизации управления, проведения единой технической политики и концентрации ресурсов для повышения безопасности и развития атомной энергетики становился приоритетным.

Создание концерна

Итак, весенним жарким утром на Патриарших прудах…. Шучу, но происходило все в кабинете Поздышева Э.Н. действительно весной 1992 года на оперативном совещании, где он после обсуждения текущих вопросов вдруг несколько неожиданно призвал всех подумать над изменением формы управления атомной энергетикой, приведя как пример ТВЭЛ, недавно созданный бывшим министром В.Ф. Коноваловым. И работа по созданию началась: на мою долю (как директора Центратомтехэнерго) выпали вопросы разработки Устава, организационной структуры и штатного расписания будущего предприятия и, естественно, участие в обсуждении всех других вопросов, включая проект Указа Президента РФ. Идеологией создания новой структуры были приняты рекомендации МАГАТЭ об Эксплуатирующей организации атомных станций и международный опыт, которые и послужили обоснованием перед вышестоящими инстанциями при подготовке и прохождении Указа Президента РФ. Напомню, что федеральный закон № 170-фз «Об использовании атомной энергии», регулирующий отношения в этой области, вышел только в ноябре 1995 года и работать приходилось только, пользуясь рекомендациями МАГАТЭ, нормами и правилами Госатомнадзора РФ и другими НТД.

Разработку проекта Указа Президента РФ и его прохождение вел Е.И. Игнатенко я только участвовал в обсуждении.

Естественно, при разработке Устава мы стремились решать две малосовместимые задачи: с одной стороны, максимально централизовать управление АЭС, обеспечив проведение единой технической политики и аккумулирование средств, с другой – сохранить самостийность, или ее видимость, директоров АЭС (вмешательство госорганов в хозяйственную деятельность предприятий тогда запрещалось). По-моему, это удалось: начальник отдела Центратомтехэнерго Метельников надо сказать мастерски справился с этой задачей. Хотя помню, что при рассмотрении Устава на Совете директоров АЭС директор Белоярской АЭС Сараев О.М. сравнил проект Устава с глубокоэшелонированной защитой, направленной на централизацию функций управления и ограничение свобод директоров. Но все прошло удачно: Устав был принят и утвержден Госкомимуществом РФ по согласованию с Минатомом РФ, также, как и разработанное нами штатное расписание и структура концерна. Было еще одно, может и не такое значимое, но примечательное событие. Уже летом опять же на оперативном совещании Поздышев Э.Н. задался вопросом: «а как назвать создаваемое предприятие»? Известно, что как назовешь корабль, так он и поплывет.

На обсуждение были вынесены два варианта: Росатомэнерго и предложенный мной - Росэнергоатом.

Я считал, что акцент надо сделать на энергии – цели существовании АЭС, да и звучало, скажем так, более мужественно. Прошел предложенный мной вариант и до сих пор это название сохраняется.

И вот свершилось: 7 сентября 1992 года был подписан Указ Президента Российской Федерации № 1055 «Об эксплуатирующей организации атомных станций Российской Федерации»! Первым Президентом концерна (главой исполнительной власти) стал Поздышев Эрик Николаевич, вице-президентами Игнатенко Евгений Иванович (по сути первым замом), Антонов Борис Васильевич (замом по эксплуатации) и Одарченко Николай Иванович (зам. по экономике). Я продолжал участвовать в жизни концерна, позднее заняв должность заместителя Генерального директора концерна (трудно представить, но тогда у Генерального директора было всего 4 заместителя!), когда Генеральным директором, через 2 года стал Е.И. Игнатенко. За прошедшие с момента образования время, Концерн «Росэнергоатом» прошел вместе с атомной энергетикой сложный и трудный путь и неоднократно само существование его было под вопросом (но это, как говорится, совсем другая история, о которой я возможно расскажу позже). Но здравый смысл хоть с трудом, но все-таки побеждал – Концерн рос и развивал атомную энергетику.

Эпилог

Сейчас проходят мероприятия, посвященные 30-летию концерна. Наверняка будет и торжественное заседание с правильными словами о триллионах выработанных киловатт часов, экономичности, безопасности и экологической чистоте АЭС, их роли в экономике страны. Концерн стал в дополнение к Эксплуатирующей организации еще и крупнейшей в России и мире Генерирующей компанией. Но начало деятельности концерна, объединившего АЭС России было положено именно Указом № 1055 от 7 сентября 1992 года.

И надо помнить, что объединение атомных станций, конечно вместе с запасом прочности, заложенным конструкторами, учеными и проектантами, позволил выжить атомной энергетике в период недоброй памяти кризиса неплатежей и системы управления страной и отраслью в 90-х годах.

Щербаков Сергей Петрович

1977-1984 гг. – оператор, старший оператор, старший инженер-механик, старший инженер-оператор управления реактором, начальник смены РЦ и АЭС, одновременно секретарь комитета ВЛКСМ (неосвобожденный) Кольской АЭС;

1985-1986 гг. – ведущий инженер 16 главного управления Минсредмаша СССР;

1986-1991 гг. – ответственный секретарь коллегии (помощник Министра), управляющий делами и секретарь парткома (неосвобожденный) Минатомэнерго СССР;

1991-1993 гг. – директор Центратомтехэнерго ПО «Атомтехэнерго»;

1994-2001 гг. - руководитель дирекции, Генеральной дирекции, департамента, заместитель Генерального директора Концерна Росэнергоатом.

 







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=10199