Ю.А. Бобылов, к.э.н., эксперт по
военно-промышленной и внешнеторговой политике России , Москва
7. Специальные меры для повышения конкурентности
наукоемких компаний и предприятий
Новая военизированная экономика России (вне военно-промышленной
сферы ВПК) прежде всего нуждается в организации в ведущих министерствах и ведомствах РФ специальных управленческих
подразделений (отделов) по разработке сценариев и ведению экономических и
особенно торговых войн с учетом важнейших приоритетов и проблем в развитии
страны (рост национального богатства, переход к инновационной экономике,
развитие оборонной промышленности, совершенствование регионального и международного
сотрудничества стран СНГ и др.).
Очевидно, требуется создать свою правовую систему ФЗ и
ведомственных нормативных актов.
Можно сделать вывод, что эффективных экономических
войн не может быть без специальных операций, секретных и далеко
выходящих за нормы национального и международного права. Их специфика
предопределяет меры действия и противодействия (табл. 3). Между «глобальной конкуренцией» на мировых рынках
товаров и услуг и «экономической войной» в целях ослабления и даже уничтожения
конкурента есть различия, которые надо учитывать в стратегии развития
наукоемких компаний.
Таблица 3. Сравнительная
характеристика понятий «глобальная конкуренция»
и «экономическая война»
на мировых рынках товаров и услуг
Показатели
|
«Глобальная
конкуренция»
|
«Экономическая/
торговая война»
|
1. Цели экономической борьбы
|
Расширение региональных рынков сбыта стратегически важных
товаров и услуг
|
Подавление конкурентов на данном страновом рынке и полный
захват стратегически важной
промышленности и национальных рынков
|
2. Временные горизонты экспансии
|
Средне- и долгосрочные стратегии
|
Кратко- и среднесрочные стратегии
|
3. Соблюдение норм цивилизованной международной торговли
|
Преимущественное признание и использование норм ВТО и
добросовестной конкуренции
|
Параллельное использование норм добросовестной и
недобросовестной конкуренции
|
4. Опора
национального бизнеса на протекционистские меры государственного аппарата
|
Опора крупного и среднего бизнеса на собственные ресурсы
разработки, производства и поставки товаров и услуг
|
Многоцелевая поддержка национального производителя мерами
государственной экономической политики
|
5. Мера участия
государства в конкурентной борьбе
|
Эпизодическая поддержка частного бизнеса со стороны
государства (поддержка экспорта)
|
Активная фронтальная поддержка национального производителя
со стороны основных министерств и ведомств атакующей страны
|
6. Использование специальных секретных технологий/ мероприятий
|
Государство стремится не участвовать в гласной
экономической поддержке своих конкурирующих производителей
|
Тайное применение
различных секретных мероприятий и акций (диверсий), в том числе с
участием национальных спецслужб
|
7. Уровень промышленных
и торговых угроз
|
Потеря страной или региональным торговым партнерством
отдельных секторов или видов производимых товаров и услуг
|
Захват национальной промышленной собственности и ее ликвидация
с целью создания торговой монополии внешнего производителя
|
8. Угроза возникновения военного конфликта
|
Использование механизмов мирного разрешения торговых споров
в рамках ВТО или на основе специальных межправительственных соглашений
|
Возможное перерастание экономической или торговой войны
(блокады) в крупный вооруженный конфликт (войну)
|
ГК «Росатом» в части своей военно-атомной
деятельности ныне имеет некое глобальное преимущество в складских
запасах урана, методов его обработки и применения. Следует укреплять
урановые и редкометалльные контакты России с Казахстаном, основным поставщиком
уранового сырья на мировые рынки. Что-то особо конкурентное имеется в работах и
изделиях гражданской науки, техники и производства. Однако ныне Россия имеет
отставание по методам добычи тория и новым невзрывоопасным типам энергетических
установок на базе тория. Речь и о последних достижениях в этом направлении Китая.
Видные ученые-уранщики Российского государственного геологоразведочного университета,
отмечая наличие вполне рентабельных ториевых месторождений в России, говорили о
некой «урановой мафии», возникшей еще в Минсредмаше СССР и действующей в ГК «Росатом».
Но как быть с сырьем для производства ядерного оружия в России? Конечно, после 2000 г. общий уровень недофинансирования
фронта НИОКР в России стал одной из причин игнорирования широкого использования
тория и ряда редких и редкоземельных элементов в стране. Речь идет и о
перспективном для бизнеса литии, крупных рентабельных месторождений
которого на территории России почему-то наши геологи еще не нашли.
Для экономической войны на уровне отдельных
наукоемких производителей и корпораций важна их особая новая конкурентность, включая
отдельные структуры ГК «Росатом» (рис. 2).
Рисунок 2. Средства конкурентной борьбы наукоемких товаропроизводителей
Казалось бы,
спорить самим ученым России о подрывной идеологии излишнего «рыночного либерализма»
в России после 2000 г.
здесь не о чем. Однако хозяйственное развитие России в отличие от многих стран
мира, и особо стран Евросоюза, в большой мере предопределяется обширной
территорией, огромными мировыми запасами полезных ископаемых, на которые есть
растущий мировой спрос, и необходимой повышенной обороноспособностью.
В условиях
экономического кризиса в мире и в России, карательных санкций США и их влиятельных
союзников, нарастающей технологической отсталости промышленности нашей страны,
в том числе нефтегазовой и оборонной, встает проблема реализации отдельных
стратегически важных промышленных
проектов. Однако на какой организационной основе их можно реализовать? Здесь
следует лучше понять отмеченные выше сравнительные характеристики понятий
«глобальная конкуренция» и «экономическая война» на мировых рынках товаров и услуг.
СССР и Россия после Второй мировой войны смогли сделать
мощный рывок в сфере атомных НИОКР, создании урановой промышленности, строительстве
АЭС, производстве и применении для этих целей редких, редкоземельных и
драгоценных металлов, а также радиоактивных изотопов для общих нужд военной и
гражданской промышленности. Ныне с ГК «Росатом» могут конкурировать на
мировых рынках наукоемких изделий и услуг лишь США, Франция и Китай. Важно,
что реакторы на атомных станциях в США могут остановиться, если Россия
прекратит поставлять американским энергокомпаниям обогащенный уран. Об этом
было много сказано и опубликовано на сайте www.proatom.ru и журнале «Атомная стратегия». Уран как топливо для АЭС является стратегическим материалом,
связанным с геополитикой. Это рычаг воздействия. Многим атомщикам
не понятно, почему России уже в марте 2022 г. поставляла ядерное топливо проамериканским Чехии
и Словакии. В то же время эти страны отправляли Украине танки, боевые машины
пехоты, гаубицы, ракетные системы залпового огня на сотни миллионы долларов и
др. Все это используется ныне против российских войск.
Что в России с системой экспортного
контроля ФСТЭК, подчиненной Минобороны РФ?
По мнению автора, переходу к более эффективной
модели экономического развития с некоторой назревшей «демилитаризацией» нашей
науки и производства не поможет «всемогущий рынок» и «либеральная экономическая
мысль». Совсем иные возможности есть в рамках
«Специальных промышленных проектов» (СПП).
Такие немногие стратегические «СПП» военной и гражданской направленности
возможно быстро и масштабно осуществить под особым мобилизационным управлением новой организационной структуры, подчиненной
лично Президенту РФ и его Администрации. Такую новую организационную структуру можно
назвать «Управление специальных промышленных
проектов». Полагаю, в ее весьма секретной деятельности полезно ограничить и
нормы действующего «Гражданского кодекса
Российской Федерации» и использовать иные особые управленческие
«новшества».
В свою очередь в силу особой специфики и стратегической
важности атомной науки и промышленности для России в целом, можно рекомендовать
ГК «Росатом» создать новый Департамент по специальным операциям
для нужд ведомства, интегрированный в российские спецслужбы (ФСБ, СВР, МО, МВД
и др.)
. 8. Тайные специальные операции для
конкурентной деятельности ГК «Росатом»
Наиболее описаны специальные операции, реализуемые
особыми секретными подразделениями военных и спецслужб (разведки и контрразведки,
а также подрывных диверсионных действий против опасного сильного противника.
Для России такой противник прежде всего – США как высокоразвитая научно, промышленно
и финансово страна мира.
Ниже одно из толкований таких тайных операций.
«Специальные
операции – это военная деятельность, проводимая специально созданными
силами, организованными, тренированными и экипированными для этой цели,
использующими оперативную технику и методы, не схожими с конвенциальными,
обычными силами. Эта деятельность организуется через военные операции, независимо
от обычных сил или координации с ними, для достижения политических,
психологических или экономических целей». См.: Концепция специальных операций по
взглядам командования НАТО http://spec-naz.org/articles/analytics/kontseptsiya_spetsialnykh_operatsiy_%20po_vzglyadam_komandovaniya_nato/.
В научной литературе такой термин «специальные операции» вышел за
пределы военного дела (спецназа, партизанских диверсий и др.) и все шире применяется
в международных отношениях. См.: Колобов А. О. Специальные
операции в мировой политике (Механизм выработки и особенности осуществления на
государственном и международном уровнях) : Дис. ... канд. полит. наук : 23.00.04
: Н. Новгород, 2005 242 c. // dslib.net›glob-razvitie/kolobov.html).
Спецоперации в области инновационной экономики и большого бизнеса, куда в военном и
гражданском отношении входит ГК «Росатом», часто переходят установленные правовые нормы использования
и защиты интеллектуальной собственности, а также деловой этики. Они требуют большой скрытности,
в том числе на основе государственной и коммерческой тайны, а также специально
подготовленных шпионских исполнителей
и специализированных структур во
власти. В связи с данным обстоятельством именно анализ
специальных операций в сложных фазах планирования, финансирования, международных торговых отношений и практической реализации приобретает
особое значение. См.: http://www.dslib.net/glob-razvitie/specialnye-operacii-v-mirovoj-politike.html.
В русскоязычной политологии, как науке, идет активная
разработка теории «латентной политики»
и «политической латентологии». Есть и новые госзаказчики от ФСБ, СВР, МВД,
МЧС и др. Латинское слово «latens» («latentis») означает «скрытный»,
«невидимый», «внешне не проявляющийся». И эта организационная инновация должна
прийти в теорию государственного управления не столько оборонной, сколько
гражданской экономикой. Здесь интересна
новая книга по предпринимательскому шпионажу: Ромачев Р.В. История частной
разведки США // М.: Горячая Линия Телеком, 2022, 576 с. Такая модификация вузовского
образования должна бы быстрее решаться при участии ФСБ и СВР России, в том
числе путем созданием в ведущих инновационных гражданских университетах (МГУ, МИФИ
МВТУ, ВШЭ, ИТМО - С.-Петербург, ТПУ - Томск и др.) их ведомственных Кафедр двойного назначения.
Теория и практика секретного управления многообразна и отчасти описана в научной
литературе, включая мемуары. Однако эти особые управленческие технологии и приемы
для гражданской науки и промышленности еще не пришли в нужном объеме в учебные
программы российских университетов. Отчасти новаторский
характер имеет монография: Бобылов Ю.А. Специальные
операции и технологическая модернизация России // LAP LAMBERT Academic Publishing, 2016, 684 с.
Чрезвычайное распространение сугубо силовых
акций в современной мировой политике, экономике, финансах обусловлено
безудержным стремлением их инициаторов к достижению быстрого результата любой
ценой. Не случайно, все они определяются словом «операция» (Operation – англ.; Die Operation – нем.; L operation – фр.; Operacion – исп., итальян.), заимствованных
из военного лексикона.
Применительно к тайной политике на государственном
и корпоративном уровнях в более широком плане можно отметить особенности и
стратегические цели, приведенные в уникальной
монографии: Курилло
В.Е. Латентная политика. Политическая латентология. Учебное пособие // М.:
«Спутник», 2013, 724 с. – часть III. От разведки и анализа
– к спецоперациям:
1.
Разрушительный и
насильственный характер. Нужное воздействие имеет целью ликвидировать или ослабить
противника;
2.
Секретность и конспирация. Лишь в условиях секретности
и негласности СО может состояться и быть успешной. Конспирация – это деятельность по утаиванию
настоящих целей тех или иных мероприятий, деятельности, исполнителей, методов
их работы и др. При этом такая тайная деятельность может осуществляться на легальной
и нелегальной основе. Конспирация касается: процесса добывания нужных разведывательных
сведений; хранения такой информации и документации; передачи сведений для их
использования; конспирация жизнедеятельности участников СО и др.;
3.
Пространственная
неограниченность.
Работа на территории своей страны и других стран (конкурентов);
4.
Временной диапазон. Одноразовость СО или её
длительность;
5.
Аполидность. Использование своих и
не своих граждан (как иностранных подданных);
6.
Особые принципы применения сил и средств. Комплексность и действия
по принципу «Цель оправдывает средства» (разрешено все);
7.
Специальные способы и
методы выполнения задач. Использования широкого спектра действий и на разных уровнях
решения поставленной проблемы;
8.
Специальная исполнительная
структура.
Использование ресурсов и кадров
специальных постоянных и разовых организаций и поэтапность этого процесса;
9.
Специальное материальное
оснащение.
Ресурсная проработка СО и наличие финансирования;
10.
Самостоятельность, автономность
и анонимность.
Делегирование ответственности из Центра на места исполнения СО.
Перечисленные организационные аспекты СО по-своему
важны в новой экономической и инновационной политике России, поскольку о
необходимости смены «действующей экономической
модели» ныне не говорят только ленивые политики и бизнесмены. Можно говорить
и о необходимости «нетрадиционных подходов» к организации возможных
крупномасштабных проектов по прорывам в создании и массовом производстве
некоторых видов гражданской продукции для мирового рынка.
Ныне наукоемкие компании и бизнес-сообщество
активно обсуждают не просто проблему заимствований (также незаконных или
криминальных), но построения нового конструктивного информационного диалога,
состоящего в теснейшем взаимовыгодном обмене идеями, технологиями, принципами
организации бизнеса. В рамках этой новой парадигмы вопрос о том, какие элементы
нововведения разработаны самостоятельно, а какие заимствованы у других,
утрачивает смысл – в итоговом результате инновация и имитация сплетены в
нерасторжимое единство.
Вот уместная фраза из книги известного
российского специалиста в области тайной дипломатии, теневой истории и политики
Е.Б. Черняка: «Где вы отыщите политика, который не скрывал бы свои
планы, не выставлял напоказ свои намерения, имеющие мало общего с тем, что он собирался
предпринять в действительности, не маскировал действия, призванные убрать с
дороги возможных соперников, которых до поры до
времени именовал друзьями и соратниками» (Черняк Е.Б. Времен минувших заговоры. История
закулисных тайн власти // М., «Международные отношения», 1994, 544 с.).
Объективно в мире и России усиливается необходимость
более широкого использования в международной, экономической и инновационной
политике государства «специальных операций». Это – полезные действия со стороны тайных структур и спецслужб страны, опирающиеся
на собственные регламенты и традиции, малоизвестные управленческой элите в
гражданском секторе экономики. Более информированы наши атомщики в свете знания
истории тайного создания первой атомной бомбы в СССР. Понятно, что спецоперации являются эффективным, но дорогостоящим
средством достижений нужных целей. И
эти спецоперации должны быть сегодня и в ближайшие годы «ассиметричным ответом» ГК «Росатом» и ряда стратегически важных
компаний и крупных предприятий на новые угрозы.
Можно указать на классические типовые принципы подготовки и исполнения
спецопераций: 1. Скрытность организации и проведения СО; 2. Принцип
применения силы для СО; 3. Правильный выбор специальных целей, задач и способов
проведения СО; 4. Акцент усилий на слабом или чувствительном месте противника,
ассиметричные стратегии; 5. Дезориентация противника; 6. Внезапность; 7.
Уменьшение эффективности защитных мер; 8. Спланированность и четкость выполнения
СО; 9. Неограниченное использование ресурсов СО; 10. Особый порядок управления
ходом СО; 11. Ведение сопутствующей информационной войны (см.: Курилло В.Е. Там же, с.
408-409).
На практике может быть много видов СО и их применение для разных
типов противника. В целом этот перечень видов имеет «страшноватый» в
психологическом отношении характер, но весьма привлекательный для
политизированных мужчин в любой стране мира, склонных к приключениям и авантюрам.
Например, сюда входят: а) Политические
убийства видных руководителей и специалистов. Очень часто подготовка,
заказчики, цели и исполнители таких акций остаются неизвестными. Такие цели
широко применяются в практике корпоративной борьбы (и войны); б) Политическая или управленческая «санация».
Такой тип деятельности направлен на отстранение от власти отдельных видных
управленцев. Используется для борьбы с оппозицией; в) Разнообразные диверсии и нападения на организации, компании, фирмы. Это часто применяется в политической и
экономической борьбе.
На мой милитаристский взгляд, наших промышленных
диверсий в странах-военных противниках с 24 февраля 2022 г. явно маловато.
С ростом значимости профессиональных и личных коммуникаций
в обществе, науке и экономике растет роль информационных
специальных операций (ИСО). Это
– специальное скрытное или неявное воздействие на информационные системы –
коммуникационные и технические.
Субъектами ИСО могут быть:
1)
международные
организации, государства и их союзы;
2)
тайные
объединения мировой политики и экономики, закрытые надгосударственные
структуры;
3)
государственные
учреждения;
4)
правящая
элита;
5)
политические
партии, общественные организации и движения;
6)
негосударственные
вооруженные формирования и террористические и иные радикальные группировки;
7)
транснациональные
корпорации;
8)
виртуальные
социальные сообщества;
9)
медиакорпорации,
отдельные СМИ;
10)
отдельные
представители власти, науки, культуры и др.;
11)
религиозные
организации;
12)
коммерческие
фирмы и компании и др.
Многие
крупные преступления в экономике и финансах
хорошо вписаны в национальную латентную политику на разных уровнях, хотя такая
преступность не является следствием латентности во внутренней политике. Скорее
она является причиной событий и процессов. В условиях мобилизационной экономики
довоенной Германии и сталинского СССР экономическая
преступность сдерживалась сильными карательными мерами со стороны властей. Рост
экономической свободы и сопутствующей экономической преступности представляется
порой важной чертой «зрелости» гражданского общества и государства. Но это подрывает
базу для развития страны и полезных инноваций. К счастью, в России действуют защитные
силовые и правоохранительные федеральные структуры ФСБ, МВД, Минобороны и др.,
которые способны бы противостоять организованной мафиозной преступности.
Очевидно,
почти каждый ведущий ученый, инженер, управленец ГК «Росатом» должен быть ближе
к тайному шпионажу и спецоперациям.
Интересно, что опрос ФОМ в 2018 г. по теме «Чем, по мнению
россиян, занимаются сотрудники спецслужб за рубежом» показал наличие недостаточных
знаний опрошенных (рис. 3).
Рисунок 3. Итоги опроса ФОМ в
2018 г.
И лишь 4% опрошенных негативно высказались
о деятельности спецслужб России, учитывая факты в СМИ о, якобы, криминальной
составляющей деятельности российских тайных агентов. Такова, например, информация
вскрытого недавно их участия под прикрытием дипломатических паспортов системы
МИД РФ в закупках и транспортировках крупных партий кокаина из Южной Америки в
страны Евросоюза.
В целом применительно к возможным эффективным экономическим и торговым войнам для России требуется развитие соответствующих специфических функций,
организационных структур управления, ресурсов. Это – процесс назревшего развития «двойных технологий»
в гражданской сфере России, который затрагивает как ЦБ РФ, федеральные министерства экономического
блока (особенно Минэкономразвития, Минпромторг, Минприроды и др.), так и
ведущие компании крупного и среднего российского бизнеса.
Как этот тайный процесс будет происходить в ГК «Росатом»,
можно лишь строить предположения, но он должен иметь свою историческую преемственность
и учет основных этапов возникновения и развития атомной науки, техники
промышленности применительно в военной/оборонной и гражданской
деятельности. Во времена Л.П. Берия
в атомном деле умело был использован «еврейский фактор», когда в 40-е годы
обострился интерес к воссозданию на территории Палестины отдельного самостоятельного
государства Израиль. Здесь необходимо отметить особо отличившихся в атомном
шпионаже в США таких еврейских ученых и инженеров.
Выводы и рекомендации
1. Часть хозяйственной
политики ГК «Росатом» в сложные трудные ближайшие годы должна быть направлена на
обеспечение национальной безопасности самой России, а часть – на тайную
борьбу с потенциальными противниками и конкурентами на мировом рынке
товаров и услуг. Видится необходимость роста затрат на ведомственные НИОКР в ГК
«Ррсатом» до 50% и более.
2. Высокая конкурентоспособность – необязательно
следствие наличия у предприятий и организаций России «высоких технологий», как
это часто подчеркивается многими исследователями проблемы. В международной
торговле товарами и услугами преимущество получает тот, кто может предложить
рынку товар лучшего качества по более низкой цене. Борьба крупного и среднего
бизнеса за мировые рынки никогда не велась по строгим, но справедливым
правилам. В войне такие правила или совсем условны, или игнорируются (важнее
победа).
3. В военно-промышленной
сфере большее значение придается не критериям эффективности использования
ресурсов (которых чаще всего недостаточно), а конечной эффективности новой
техники военного и специального назначения.
Часто побеждает не тот, у кого действия или товары лучше, а тот, кто просто действует
умнее, агрессивнее и жестче.
4. В отдельных случаях конкурентная борьба
направлена на физическое устранение высшего руководства, крупных менеджеров,
промышленные диверсии, шантаж, подкуп и др. на территории противников, особо в
США. Известны приемы итальянской, китайской или русской мафии для достижения
своих экономических целей.
5. В ближайшие годы часть инновационных задач России будет
связана с работами в сфере НИОКР, шпионажем, активизацией специфических имитационных
работ, созданием новых производственных мощностей. Другой параллельной задачей
является переход России к наращиванию экспортного потенциала в условиях растущей
мировой конкуренции. Количество государственных и коммерческих тайн атомной
отрасли и режимность должно увеличиться.
6. Все это требует развития
специализированных организационных структур по ведению различных видов
экономических войн в ведущих министерствах и ведомствах страны (Минобороны,
Минфин, ЦБ, Минэкономразвития, Минпромторг, Минприроды и др.), спецслужбах, а
также крупном и среднем бизнесе. Для ГК «Росатом»,
конечно, потребуется создание Главка/Департамента специальных операций.
7. По
мнению автора данной статьи, нарастает необходимость воссоздания Минатомпрома
России вместо несколько ослабленной в научном, производственном и
регулятивном отношении Корпорации «Росатом».