Экономическая война Запада с Россией и новые проблемы ГК «Росатом». Окончание
Дата: 02/08/2022
Тема: Защита информации


Ю.А. Бобылов, к.э.н., эксперт по военно-промышленной и внешнеторговой политике России , Москва 

7. Специальные меры для повышения конкурентности наукоемких     компаний и предприятий 

Новая военизированная экономика России (вне военно-промышленной сферы ВПК) прежде всего нуждается в организации в ведущих  министерствах и ведомствах РФ специальных управленческих подразделений (отделов) по разработке сценариев и ведению экономических и особенно торговых войн с учетом важнейших приоритетов и проблем в развитии страны (рост национального богатства, переход к инновационной экономике, развитие оборонной промышленности, совершенствование регионального и международного сотрудничества стран СНГ и др.).



Очевидно, требуется создать свою правовую систему ФЗ и ведомственных нормативных актов. 

Можно сделать вывод, что эффективных экономических войн не может быть без специальных операций, секретных и далеко выходящих за нормы национального и международного права. Их специфика предопределяет меры действия и противодействия (табл. 3).  Между «глобальной конкуренцией» на мировых рынках товаров и услуг и «экономической войной» в целях ослабления и даже уничтожения конкурента есть различия, которые надо учитывать в стратегии развития наукоемких компаний.

Таблица  3. Сравнительная характеристика понятий «глобальная конкуренция»  и «экономическая                     война» на мировых  рынках товаров и услуг 

Показатели

«Глобальная конкуренция»

«Экономическая/
торговая война»

1. Цели экономической борьбы

Расширение региональных рынков сбыта стратегически важных товаров и услуг

Подавление конкурентов на данном страновом рынке и полный захват  стратегически важной промышленности и национальных рынков

2. Временные горизонты экспансии

Средне- и долгосрочные стратегии

Кратко- и среднесрочные стратегии

3. Соблюдение норм цивилизованной международной торговли

Преимущественное признание и использование норм ВТО и добросовестной конкуренции

Параллельное использование норм добросовестной и недобросовестной конкуренции

4.  Опора национального бизнеса на протекционистские меры государственного аппарата

Опора крупного и среднего бизнеса на собственные ресурсы разработки, производства и поставки товаров и услуг

Многоцелевая поддержка национального производителя мерами государственной экономической политики

5.  Мера участия государства в конкурентной борьбе

Эпизодическая поддержка частного бизнеса со стороны государства (поддержка экспорта)

Активная фронтальная поддержка национального производителя со стороны основных министерств и ведомств атакующей страны

6. Использование специальных секретных технологий/ мероприятий

Государство стремится не участвовать в гласной экономической поддержке своих конкурирующих производителей

Тайное применение  различных секретных мероприятий и акций (диверсий), в том числе с участием национальных спецслужб

7.  Уровень промышленных и торговых угроз

Потеря страной или региональным торговым партнерством отдельных секторов или видов производимых товаров и услуг

Захват национальной промышленной собственности и ее ликвидация с целью создания торговой монополии внешнего производителя

8. Угроза возникновения военного конфликта

Использование механизмов мирного разрешения торговых споров в рамках ВТО или на основе специальных межправительственных соглашений

Возможное перерастание экономической или торговой войны (блокады) в крупный вооруженный конфликт (войну)

ГК «Росатом» в части своей военно-атомной деятельности ныне имеет некое глобальное преимущество в складских запасах урана, методов его обработки и применения. Следует укреплять урановые и редкометалльные контакты России с Казахстаном, основным поставщиком уранового сырья на мировые рынки. Что-то особо конкурентное имеется в работах и изделиях гражданской науки, техники и производства. Однако ныне Россия имеет отставание по методам добычи тория и новым невзрывоопасным типам энергетических установок на базе тория. Речь и о последних достижениях в этом направлении Китая. Видные ученые-уранщики Российского государственного геологоразведочного университета, отмечая наличие вполне рентабельных ториевых месторождений в России, говорили о некой «урановой мафии», возникшей еще в Минсредмаше СССР и действующей в ГК «Росатом». Но как быть с сырьем для производства ядерного оружия в России? Конечно, после 2000 г. общий уровень недофинансирования фронта НИОКР в России стал одной из причин игнорирования широкого использования тория и ряда редких и редкоземельных элементов в стране. Речь идет и о перспективном для бизнеса литии, крупных рентабельных месторождений которого на территории России почему-то наши геологи еще не нашли.

Для экономической войны на уровне отдельных наукоемких производителей и корпораций важна их особая новая конкурентность, включая отдельные структуры ГК «Росатом» (рис. 2).

Рисунок 2. Средства конкурентной борьбы наукоемких товаропроизводителей 

Казалось бы, спорить самим ученым России о подрывной идеологии излишнего «рыночного либерализма» в России после 2000 г. здесь не о чем. Однако хозяйственное развитие России в отличие от многих стран мира, и особо стран Евросоюза, в большой мере предопределяется обширной территорией, огромными мировыми запасами полезных ископаемых, на которые есть растущий мировой спрос, и необходимой повышенной обороноспособностью. 

В условиях экономического кризиса в мире и в России, карательных санкций США и их влиятельных союзников, нарастающей технологической отсталости промышленности нашей страны, в том числе нефтегазовой и оборонной, встает проблема реализации отдельных стратегически важных промышленных проектов. Однако на какой организационной основе их можно реализовать? Здесь следует лучше понять отмеченные выше сравнительные характеристики понятий «глобальная конкуренция» и «экономическая война» на мировых  рынках товаров и услуг. 

СССР и Россия после Второй мировой войны смогли сделать мощный рывок в сфере атомных НИОКР, создании урановой промышленности, строительстве АЭС, производстве и применении для этих целей редких, редкоземельных и драгоценных металлов, а также радиоактивных изотопов для общих нужд военной и гражданской промышленности. Ныне с ГК «Росатом» могут конкурировать на мировых рынках наукоемких изделий и услуг лишь США, Франция и Китай. Важно, что реакторы на атомных станциях в США могут остановиться, если Россия прекратит поставлять американским энергокомпаниям обогащенный уран. Об этом было много сказано и опубликовано на сайте www.proatom.ru и журнале «Атомная стратегия». Уран как топливо для АЭС является стратегическим материалом, связанным с геополитикой. Это рычаг воздействия. Многим атомщикам не понятно, почему России уже в марте 2022 г.  поставляла ядерное топливо проамериканским Чехии и Словакии. В то же время эти страны отправляли Украине танки, боевые машины пехоты, гаубицы, ракетные системы залпового огня на сотни миллионы долларов и др. Все это используется ныне против российских войск.

Что в России с системой экспортного контроля ФСТЭК, подчиненной Минобороны РФ?

По мнению автора, переходу к более эффективной модели экономического развития с некоторой назревшей «демилитаризацией» нашей науки и производства не поможет «всемогущий рынок» и «либеральная экономическая мысль».  Совсем иные возможности есть в рамках «Специальных промышленных проектов» (СПП). Такие немногие стратегические «СПП» военной и гражданской направленности возможно быстро и масштабно осуществить под особым мобилизационным управлением новой организационной структуры, подчиненной  лично  Президенту РФ  и его Администрации. Такую новую организационную структуру можно назвать «Управление специальных промышленных проектов». Полагаю, в ее весьма секретной деятельности полезно ограничить и нормы действующего «Гражданского кодекса Российской Федерации» и использовать иные особые управленческие «новшества». 

В свою очередь в силу особой специфики и стратегической важности атомной науки и промышленности для России в целом, можно рекомендовать ГК «Росатом» создать новый Департамент по специальным операциям для нужд ведомства, интегрированный в российские спецслужбы (ФСБ, СВР, МО, МВД и др.)


8. Тайные специальные операции для конкурентной деятельности ГК «Росатом» 

Наиболее описаны специальные операции, реализуемые особыми секретными подразделениями военных и спецслужб (разведки и контрразведки, а также подрывных диверсионных действий против опасного сильного противника. Для России такой противник прежде всего – США как высокоразвитая научно, промышленно и финансово страна мира. 

Ниже одно из толкований таких тайных операций. 

«Специальные операции – это военная деятельность, проводимая специально созданными силами, организованными, тренированными и экипированными для этой цели, использующими оперативную технику и методы, не схожими с конвенциальными, обычными силами. Эта деятельность организуется через военные операции, независимо от обычных сил или координации с ними, для достижения политических, психологических или экономических целей». См.: Концепция специальных операций по взглядам командования НАТО http://spec-naz.org/articles/analytics/kontseptsiya_spetsialnykh_operatsiy_%20po_vzglyadam_komandovaniya_nato/

В научной литературе такой термин «специальные операции» вышел за пределы военного дела (спецназа, партизанских диверсий и др.) и все шире применяется в международных отношениях. См.: Колобов А. О. Специальные операции в мировой политике (Механизм выработки и особенности осуществления на государственном и международном уровнях) : Дис. ... канд. полит. наук : 23.00.04 : Н. Новгород, 2005 242 c. // dslib.netglob-razvitie/kolobov.html).  

Спецоперации в области инновационной экономики и большого бизнеса, куда в военном и гражданском отношении входит ГК «Росатом», часто переходят установленные правовые нормы использования и защиты интеллектуальной собственности, а также деловой этики. Они требуют большой скрытности, в том числе на основе государственной и коммерческой тайны, а также специально подготовленных шпионских исполнителей и специализированных структур во власти. В связи с данным обстоятельством именно анализ специальных операций в сложных фазах планирования, финансирования, международных торговых отношений и практической реализации приобретает особое значение. См.: http://www.dslib.net/glob-razvitie/specialnye-operacii-v-mirovoj-politike.html. 

В русскоязычной политологии, как науке, идет активная разработка теории «латентной политики» и «политической латентологии». Есть и новые госзаказчики от ФСБ, СВР, МВД, МЧС и др. Латинское слово «latens» («latentis») означает «скрытный», «невидимый», «внешне не проявляющийся». И эта организационная инновация должна прийти в теорию государственного управления не столько оборонной, сколько гражданской экономикой. Здесь интересна новая книга по предпринимательскому шпионажу: Ромачев Р.В. История частной разведки США // М.: Горячая Линия Телеком, 2022, 576 с. Такая модификация вузовского образования должна бы быстрее решаться при участии ФСБ и СВР России, в том числе путем созданием в ведущих инновационных гражданских университетах (МГУ, МИФИ МВТУ, ВШЭ, ИТМО - С.-Петербург, ТПУ - Томск и др.)  их ведомственных Кафедр двойного назначения

Теория и практика секретного управления многообразна и отчасти описана в научной литературе, включая мемуары. Однако эти особые управленческие технологии и приемы для гражданской науки и промышленности еще не пришли в нужном объеме в учебные программы российских университетов. Отчасти новаторский характер имеет  монография: Бобылов Ю.А. Специальные операции и технологическая модернизация России // LAP LAMBERT Academic Publishing, 2016, 684 с. 

Чрезвычайное распространение сугубо силовых акций в современной мировой политике, экономике, финансах обусловлено безудержным стремлением их инициаторов к достижению быстрого результата любой ценой. Не случайно, все они определяются словом «операция» (Operation – англ.; Die Operation –  нем.; L operation –  фр.; Operacion –  исп., итальян.), заимствованных из военного лексикона. 

Применительно к тайной политике на государственном и корпоративном уровнях в более широком плане можно отметить особенности и стратегические цели, приведенные в  уникальной монографии: Курилло В.Е. Латентная политика. Политическая латентология. Учебное пособие // М.: «Спутник», 2013, 724 с. – часть III. От разведки и анализа – к спецоперациям: 

1.                  Разрушительный и насильственный характер. Нужное воздействие имеет целью ликвидировать или ослабить противника; 

2.                  Секретность и конспирация. Лишь в условиях секретности и негласности СО может состояться и быть успешной.  Конспирация – это деятельность по утаиванию настоящих целей тех или иных мероприятий, деятельности, исполнителей, методов их работы и др. При этом такая тайная деятельность может осуществляться на легальной и нелегальной основе. Конспирация касается: процесса добывания нужных разведывательных сведений; хранения такой информации и документации; передачи сведений для их использования; конспирация жизнедеятельности участников СО и др.; 

3.                  Пространственная неограниченность. Работа на территории своей страны и других стран (конкурентов); 

4.                  Временной диапазон. Одноразовость СО или её длительность;

5.                  Аполидность. Использование своих и не своих граждан (как иностранных подданных);

6.                   Особые принципы применения сил и средств. Комплексность и действия по принципу «Цель оправдывает средства» (разрешено все);

7.                  Специальные способы и методы выполнения задач. Использования широкого спектра действий и на разных уровнях решения поставленной проблемы;

8.                  Специальная исполнительная структура. Использование  ресурсов и кадров специальных постоянных и разовых организаций и поэтапность этого процесса;

9.                  Специальное материальное оснащение. Ресурсная проработка СО и наличие финансирования; 

10.              Самостоятельность, автономность и анонимность. Делегирование ответственности из Центра на места исполнения СО. 

Перечисленные организационные аспекты СО по-своему важны в новой экономической и инновационной политике России, поскольку о необходимости смены «действующей экономической модели» ныне не говорят только ленивые политики и бизнесмены. Можно говорить и о необходимости «нетрадиционных подходов» к организации возможных крупномасштабных проектов по прорывам в создании и массовом производстве некоторых видов гражданской продукции для мирового рынка. 

Ныне наукоемкие компании и бизнес-сообщество активно обсуждают не просто проблему заимствований (также незаконных или криминальных), но построения нового конструктивного информационного диалога, состоящего в теснейшем взаимовыгодном обмене идеями, технологиями, принципами организации бизнеса. В рамках этой новой парадигмы вопрос о том, какие элементы нововведения разработаны самостоятельно, а какие заимствованы у других, утрачивает смысл – в итоговом результате инновация и имитация сплетены в нерасторжимое единство

Вот уместная фраза из книги известного российского специалиста в области тайной дипломатии, теневой истории и политики Е.Б. Черняка: «Где вы отыщите политика, который не скрывал бы свои планы, не выставлял напоказ свои намерения, имеющие мало общего с тем, что он собирался предпринять в действительности, не маскировал действия, призванные убрать с дороги возможных соперников, которых до поры до  времени именовал друзьями и соратниками» (Черняк Е.Б. Времен минувших заговоры. История закулисных тайн власти // М., «Международные отношения», 1994, 544 с.). 

Объективно в мире и России усиливается необходимость более широкого использования в международной, экономической и инновационной политике государства «специальных операций». Это – полезные действия со стороны тайных структур и спецслужб страны, опирающиеся на собственные регламенты и традиции, малоизвестные управленческой элите в гражданском секторе экономики. Более информированы наши атомщики в свете знания истории тайного создания первой атомной бомбы в СССР. Понятно, что спецоперации являются эффективным, но дорогостоящим средством достижений нужных целей. И эти спецоперации должны быть сегодня и в ближайшие годы «ассиметричным ответом» ГК «Росатом» и ряда стратегически важных компаний и крупных предприятий на новые угрозы. 

Можно указать на классические типовые принципы подготовки и исполнения спецопераций: 1. Скрытность организации и проведения СО; 2. Принцип применения силы для СО; 3. Правильный выбор специальных целей, задач  и способов  проведения СО; 4. Акцент усилий на слабом или чувствительном месте противника, ассиметричные стратегии; 5. Дезориентация противника; 6. Внезапность; 7. Уменьшение эффективности защитных мер; 8. Спланированность и четкость выполнения СО; 9. Неограниченное использование ресурсов СО; 10. Особый порядок управления ходом СО; 11. Ведение сопутствующей информационной войны (см.: Курилло В.Е. Там же, с. 408-409). 

На практике может быть много видов СО и их применение для разных типов противника. В целом этот перечень видов имеет «страшноватый» в психологическом отношении характер, но весьма привлекательный для политизированных мужчин в любой стране мира, склонных к приключениям и авантюрам. Например, сюда входят: а) Политические убийства видных руководителей и специалистов. Очень часто подготовка, заказчики, цели и исполнители таких акций остаются неизвестными. Такие цели широко применяются в практике корпоративной борьбы (и войны); б) Политическая или управленческая «санация». Такой тип деятельности направлен на отстранение от власти отдельных видных управленцев. Используется для борьбы с оппозицией; в) Разнообразные диверсии и нападения на организации, компании, фирмы. Это часто применяется в политической и экономической борьбе. 

На мой милитаристский взгляд, наших промышленных диверсий в странах-военных противниках с 24 февраля 2022 г. явно маловато. 

С ростом значимости профессиональных и личных коммуникаций в обществе, науке и экономике растет роль информационных специальных операций (ИСО). Это – специальное скрытное или неявное воздействие на информационные системы – коммуникационные и технические.

Субъектами ИСО могут быть:

1)     международные организации, государства и их союзы;

2)     тайные объединения мировой политики и экономики, закрытые надгосударственные структуры;

3)     государственные учреждения;

4)     правящая элита;

5)     политические партии, общественные организации и движения;

6)     негосударственные вооруженные формирования и террористические и иные радикальные группировки;

7)     транснациональные корпорации;

8)     виртуальные социальные сообщества;

9)     медиакорпорации, отдельные СМИ;

10) отдельные представители власти, науки, культуры и др.;

11) религиозные организации;

12) коммерческие фирмы и компании и др.

Многие крупные преступления в экономике и финансах хорошо вписаны в национальную латентную политику на разных уровнях, хотя такая преступность не является следствием латентности во внутренней политике. Скорее она является причиной событий и процессов. В условиях мобилизационной экономики довоенной Германии и сталинского СССР экономическая преступность сдерживалась сильными карательными мерами со стороны властей. Рост экономической свободы и сопутствующей экономической преступности представляется порой важной чертой «зрелости» гражданского общества и государства. Но это подрывает базу для развития страны и полезных инноваций. К счастью, в России действуют защитные силовые и правоохранительные федеральные структуры ФСБ, МВД, Минобороны и др., которые способны бы противостоять организованной мафиозной преступности. 

Очевидно, почти каждый ведущий ученый, инженер, управленец ГК «Росатом» должен быть ближе к тайному шпионажу и спецоперациям. 

Интересно, что опрос ФОМ в 2018 г. по теме «Чем, по мнению россиян, занимаются сотрудники спецслужб за рубежом» показал наличие недостаточных знаний опрошенных (рис. 3).

Рисунок 3. Итоги опроса ФОМ в 2018 г.

И лишь 4% опрошенных негативно высказались о деятельности спецслужб России, учитывая факты в СМИ о, якобы, криминальной составляющей деятельности российских тайных агентов. Такова, например, информация вскрытого недавно их участия под прикрытием дипломатических паспортов системы МИД РФ в закупках и транспортировках крупных партий кокаина из Южной Америки в страны Евросоюза. 

В целом применительно к возможным эффективным экономическим и торговым войнам для России требуется развитие соответствующих специфических функций, организационных структур управления, ресурсов. Это – процесс назревшего развития «двойных технологий» в гражданской сфере России, который затрагивает как ЦБ РФ, федеральные министерства экономического блока (особенно Минэкономразвития, Минпромторг, Минприроды и др.), так и ведущие компании крупного и среднего российского бизнеса. 

Как этот тайный процесс будет происходить в ГК «Росатом», можно лишь строить предположения, но он должен иметь свою историческую преемственность и учет основных этапов возникновения и развития атомной науки, техники промышленности применительно в военной/оборонной и гражданской деятельности.  Во времена Л.П. Берия в атомном деле умело был использован «еврейский фактор», когда в 40-е годы обострился интерес к воссозданию на территории Палестины отдельного самостоятельного государства Израиль. Здесь необходимо отметить особо отличившихся в атомном шпионаже в США таких еврейских ученых и инженеров. 


Выводы и рекомендации 

1. Часть хозяйственной политики ГК «Росатом» в сложные трудные ближайшие годы должна быть направлена на обеспечение национальной безопасности самой России, а часть – на тайную борьбу с потенциальными противниками и конкурентами на мировом рынке товаров и услуг. Видится необходимость роста затрат на ведомственные НИОКР в ГК «Ррсатом» до 50% и более. 

2. Высокая конкурентоспособность – необязательно следствие наличия у предприятий и организаций России «высоких технологий», как это часто подчеркивается многими исследователями проблемы. В международной торговле товарами и услугами преимущество получает тот, кто может предложить рынку товар лучшего качества по более низкой цене. Борьба крупного и среднего бизнеса за мировые рынки никогда не велась по строгим, но справедливым правилам. В войне такие правила или совсем условны, или игнорируются (важнее победа). 

3. В военно-промышленной сфере большее значение придается не критериям эффективности использования ресурсов (которых чаще всего недостаточно), а конечной эффективности новой техники военного и специального назначения. Часто побеждает не тот, у кого действия или товары лучше, а тот, кто просто действует умнее, агрессивнее и жестче. 

4. В отдельных случаях конкурентная борьба направлена на физическое устранение высшего руководства, крупных менеджеров, промышленные диверсии, шантаж, подкуп и др. на территории противников, особо в США. Известны приемы итальянской, китайской или русской мафии для достижения своих экономических целей. 

5. В ближайшие годы часть инновационных задач России будет связана с работами в сфере НИОКР, шпионажем, активизацией специфических имитационных работ, созданием новых производственных мощностей. Другой параллельной задачей является переход России к наращиванию экспортного потенциала в условиях растущей мировой конкуренции. Количество государственных и коммерческих тайн атомной отрасли и режимность должно увеличиться.

6. Все это требует развития специализированных организационных структур по ведению различных видов экономических войн в ведущих министерствах и ведомствах страны (Минобороны, Минфин, ЦБ, Минэкономразвития, Минпромторг, Минприроды и др.), спецслужбах, а также крупном и среднем бизнесе. Для ГК «Росатом», конечно, потребуется создание Главка/Департамента специальных операций. 

7. По мнению автора данной статьи, нарастает необходимость воссоздания Минатомпрома России вместо несколько ослабленной в научном, производственном и регулятивном отношении Корпорации «Росатом».







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=10183