Экономическая война Запада с Россией и некоторые новые проблемы ГК «Росатом»
Дата: 01/08/2022
Тема: Защита информации


Ю.А. Бобылов, к.э.н., эксперт по военно-промышленной и внешнеторговой политике России , Москва 

Начало освободительной многомесячной «военной операции» России в Украине 24 февраля 2022 г. в нашей стране и ее высшей власти привело к некоторым существенным изменениям в политике, экономике и организации управления. Это коснулось и ГК «Росатом».



К старым «антикрымским санкциям» против России Евросоюз, США, Великобритания и ряд других стран ввели несколько новых «пакетов» антироссийских санкций. Важно, что такие санкции стали действовать не только против экспортеров нефти и газа, обеспечивающих ежегодное наполнение доходов госбюджета, но и против сферы НИОКР и технологической модернизации, как военно-промышленной и атомной промышленности, а также стратегически важных структур гражданской промышленности, транспорта, сферы информационных услуг, ИТ и др. Была заморожена половина международных валютных резервов России в банках Запада. В меньшей мере опасны введенные «персональные санкции», например, против «друзей Путина». По оценкам экспертов, к середине 2022 г. общее число антироссийских целевых экономических санкций с 2014 г. достигло 10 тыс. позиций. Теперь РФ занимает первое место в мире по числу полученных санкций.

США и Запад инициировали крайне опасную «мирную войну» на многолетнее ослабление экономики и политики России.

Новые проблемы возникли для силового блока федеральных министерств и ведомств – Минобороны, ФСБ, МВД, Военно-промышленной комиссии Правительства РФ, оборонных структур и корпораций, ГК «Росатом» и др. Часть таких санкций прямо касается ГК «Росатом» и требует порой необычных защитных инициатив. Важно, что созданная в России обширная база федеральных законов и вспомогательных подведомственных нормативных актов обнаруживает свою неадекватность именно для ситуации экономической войны.

Мной предлагается  существенное военно-экономическое и военно-промышленное повышение статусности атомной науки, техники и промышленности путем воссоздания «Минатомпрома России» (название условно).

 

1. О сути экономических войн 

Что такое «экономическая война» Запада против России и каковы виды нового примененного разрушительного оружия? Ранее внешняя торговля товарами и услугами, в том числе в области информационных технологий и интеллектуальной собственности, регулировалась более уровнем экспортных и импортных пошлин и мерами нетарифного регулирования, особо соблюдением требований качества, промышленной и биологической безопасности. В экономической войне Запада с Россией на первое место вышли запретительные производственные,  торговые и иные санкции.

Все это для российской политики и экономики расширило и углубило понятие «современных военных действий и войн» с применением противником нужной техники, технологий и военных специалистов. Идущие в международном профессиональном сообществе дискуссии о природе войн настоящего и будущего опираются в основном на две концепции, во многом полярно противоположные друг другу.

Первая олицетворяется работами Элвина Тоффлера (см.: Тоффлер, Э., Тоффлер, Х. Война и антивойна = War and Anti-War, 1995. –   М.: АСТ, 2005, 416 с.). Исходной точкой в ней является тезис о том, что война представляет собой в некотором смысле разновидность производственной деятельности, и в своем развитии повторяет стадии, свойственные развитию экономики, причем, в значительной степени под действием тех же самых факторов. В данной концепции акцент делается на развитие технологий и на изменения в военном искусстве, вызванных этим развитием. На противоположном полюсе находится концепция Мартина ван Кревельда, наиболее полным изложением которой является изданная в 1991 году книга «Трансформация войны». См. Кревельд, Мартин ванн. Трансформация войны; пер. с англ., 2-е изд. – М.: ИРИСЭН, Социум, 2015. 320 с. Здесь война рассматривается как культурно обусловленный вид человеческой деятельности, радикально отличный от производственной или экономической сферы. Будучи явлением культуры, война, в отличие от неорганизованного насилия, характеризуется определенными правилами (по крайней мере, в норме), ограничивающими применение силы.

Современная ситуация, согласно этой «трансформации войны» с новыми информационными технологиями, связана с фундаментальными сдвигами в социокультурных особенностях вооруженных конфликтов. Опасно, например, «целевое дистанционное психозомбирование». Самим атомщикам ныне интересны работы в области молекулярной биологии. Надо учесть тихое вторжение в атомный профиль ГК «Росатом» военно-ориентированной молекулярной синтетической биологии, генных технологий, научного приборостроения и создания новых материалов. Отчасти ныне повторяется начало прошлой атомной эпохи с созданием невиданно разрушительного ядерного оружия и средств его доставки на тысячи километров.

Российские военные аналитики, в том числе в системе Минобороны России, ныне переосмысливают суть начатой Россией в Украине «военной операции» 24 февраля 2022 г. Для них важнейшим условием начала войны и ее ведения является наличие современных вооружений, военной техники и профессиональной армии по родам войск (суша, воздух, море). Пока для этих военных некая «смертоносная» многолетняя экономическая война здесь носит как бы «виртуальный заоблачный облик», но опасность начавшихся разрушений в сфере НИОКР, структур гражданском и военной промышленности уже признается как «реальность». Иная реакция на множество введенных особо после 24 февраля 2022 г. экономических санкций против России в госаппарате, у управленцев и экономистов в компаниях реального военно-промышленного и гражданского сектора производства товаров и услуг. Здесь очень тревожно. Здесь идет пересмотр отработанных стратегий бизнес-управления и рост интереса к неправовым и недобросовестным действиям как на внешнем рынке, так и внутри России. Своевременным стало разрешение Правительства России вести инициативный «параллельный импорт» с упрощением правового патентного и иного режима ИС, таможенного контроля как комплектующих и материалов, так и нужного производственного оборудования.

 

2. Специфика экономической войны 

Первое, что надо отметить – это более активное участие в открытых и секретных военных действиях и тайных специальных операциях (шантаж, диверсии, криминал) невоенных министерств  и ведомств и их работников. В России к экономической войне привлечены гражданские Минфин, Банк России, Минпромторг, Минобрнауки и др., а также такие силовые структуры, как ФСБ и СВР. Формируется новая законодательная база для ведения экономических войн. Уже после 2014 г. стало ясно, что в соответствующих министерствах и ведомствах, особо ряде крупных госкорпораций (и ГК «Росатом») еще нет широких специальных тайных/режимных управленческих функций и особого госаппарата.

На системном уровне современная война является одновременно результатом ряда факторов:

1)      новых политических и международных конфликтов, включая планетарные климатические и иные угрозы биосфере Земли;

2)      геополитики с системой военных блоков для обеспечения странами своей безопасности;

3)      развития науки и техники военного назначения;

4)      нового понимания задач дальнейшего развития государства в конкурирующем мире;

5)      личностных качеств первых лиц государства и степени их агрессивности и честолюбия и др.

В правовом международном и внутриполитическом аспектах здесь могут быть разные варианты.

По мнению автора, ныне для России приобретают все большую значимость не классические "военные угрозы" (особо возможное вступление в войну с Россией стран НАТО и применение против них сдерживающего тактического ядерного оружия), а «угрозы национальной безопасности" (опасное ослабление экономики и промышленности, дестабилизация внутриполитической ситуации, массовые волнения и начало распада на десяток самостоятельных малых государства).  Это повышает защитную роль Совета безопасности РФ и ФСБ России. Одной из новых мер защиты должно бы стать преобразование ослабленной еще при Б.Н. Ельцине ФСБ России в мощное многопрофильное Министерство государственной безопасности Российской Федерации.  Такая научная тематика автором была освещена в прессе, в том числе на сайте www.proatom.ru 17 июня 2021 г. и позже в журнале «Атомная стратегия» (2021, № 176, с. 26-30).

Диагностика начала опасной для России «глобальной экономической войны» имеет свою правовую и хозяйственную значимость.

Следует различать "Чрезвычайное положение" и "Военное положение". Подробно о сущности и порядке введения режимов чрезвычайного или военного положения на территории РФ изложено в главе XXII в статьях 123-127, Конституции РФ. См.: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2126175-chrezvychajnoe-polozhenie-i-voennoe-polozhenie-odno-i-to-zhe-ili-net.html. Решение об объявлении военного положения принимает  Совет Федерации РФ, а в случае внезапного нападения на территорию нашей страны – Президент Российской Федерации. Порядок введения и отмены военного положения в России определён в федеральным конституционном законом от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ «О военном положении». В современной России военное положение не вводилось ни разу.

Основанием для введения военного положения считается агрессия против России или ее непосредственная угроза. Закон относит к агрессии:

• вторжение иностранных войск или нападение иностранных войск на российские, где бы они ни находились;

• бомбардировка иностранными войсками или другое применение оружия против России;

• засылка иностранными государствами агрессивных вооруженных групп в Россию;

• блокада российских портов или берегов иностранными войсками;

• разрешение иностранного государства использовать свою территорию для атаки на Россию.

В этом перечне, к сожалению, нет действий экономической войны.

Военное положение в России или в отдельных её местностях вводится указом президента, который должен быть немедленно обнародован по радио и телевидению и официально опубликован. Та «военно-экономическая» ситуация которая сложилась к середине 2022 г., показывает, что «военное положение» может/должно вводиться не только на общем национальном уровне, но и на уровне отдельных регионов (особо пограничных областей России), но и некоторых видов (подотраслей) хозяйственной деятельности. Что-то ныне весьма важно для «Газпрома» и «Роснефти», а также госкорпораций «Росатом» и «Ростех». Введение военного положения предполагает мобилизацию и организацию территориальной обороны, а также установление трудовой обязанности. После отражения агрессии или устранения её угрозы военное положение отменяется (https://ru.wikipedia.org/wiki/Военное_положение_в_России).

           

3. Многообразие экономических санкций как инструмента разрушительных действий 

Я – экономист с основным профилем исследований по организации НИОКР в системе ВПК (15 лет в крупных НИИ Миооборонпрома, кремлевской ВПК/Комиссии и Минэлектронпрома СССР) и высшей школы. По кандидатской диссертации –"международник" (утвержден ВАК в начале 2006 г.) – имел множество консультаций у специалистов Госдумы, РСПП, ТПП РФ и МЭР в части специфики присоединения к ВТО. Уже в 2002 г.  заинтересовался тематикой экономических войн. Напомню, само присоединение России к ВТО случилось лишь в августе 2012 г. В начале 2000 годов многие видные политики и экономисты указывали, что экономически и технологически России не была готова к таможенному и иному открытию своей экономики. Было понятно, что отдельные производственные сектора и даже крупные предприятия не выдержат конкуренции иностранных товаров и услуг, что отрицательно скажется и на оборонной науке и промышленности. Страна не могла вести и свои экономические войны со странами конкурентами. Однако в правительственных кругах указывали, что на скором присоединении России к ВТО настаивает сам В.В. Путин.

Мои дискуссионные военно-экономические статьи были опубликованы в изданиях: «Бюллетень иностранной коммерческой информации» (2009), «Менеджмент и бизнес-администрирование» (2009), «Национальная оборона» (2015), «Информационные войны» (2014 и 2015), «Атомная стратегия» (2015, 2018, 2019, 2020, 2021), «Национальная безопасность и стратегическое планирование» (2016, 2017, 2019). Этой теме, в контексте «специальных операций» с участием ФСБ и СВР России, посвящена  монография: Бобылов Ю. Специальные операции и технологическая модернизация России» (Саарбрюккен: 2016, 684 с.). В плане экономической теории особо выделяю статью: Бобылов Ю.А. Экономические войны в свете экономической теории // Изв. ДВФУ, Экономика и управление, 2015, № 2, С 104-115 - https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskie-voyny-v-svete-ekonomicheskoy-teorii/viewer. 

В данной статье для специалистов ГК «Росатом» есть свое научное «ноу-хау».

Экономические войны – это составная часть нетрадиционных силовых войн, где в боях используются «особые разрушительные технологии»: теоретические концепции (вспомним основы приватизации государственной собственности в РФ и др.), прозападные «новаторские реформы», децентрализация управления, упрощение системы профессионального образования, особые регулирующие механизмы и др. В итоге некоторых поспешных реформ в России пошла и происходит ныне опасная деградация технологической базы, неспособность производить качественные конкурентоспособные товары и услуги, рост большой зависимости от иностранного капитала и особо от потенциальных военных противников по блоку НАТО.Новые военные угрозы России к середине 2022 г. весьма велики и опасны.

Я открыто и прямо призываю к воссозданию многопрофильного конкурентного Минатомпрома России как производителя новых видов атомной/ядерной техники и материалов военного и специального применения. Речь идет и о возможных прорывных достижениях будущего Минатомпрома РФ в области прикладной биологии, генетики, соответствующего научного приборостроения, о которых часто говорит чл.-кор. РАН М.В.Ковальчук из «Курчатовского научного центра». Это то, без чего в скорых тайных геноцидных биовойнах населению сильной ядерной России к 2050-2060 годам не выжить. Показательны уроки для России хода пандемии – относительно мало смертельного, но очень заразного коронавируса в 2020-2022 годах. А если бы смертность неожиданной болезни была 30-60% от числа заболевших, но особо эффективные лекарства лишь у производителей стран НАТО? Итак, в мир уже пришло оружие массового поражения населения, более сильное и гуманное, чем имеющееся ядерное

Начальная стадия успешной войны Запада с Россией началась к 2000 г. с резкого сокращения бюджетного сферы НИОКР. Ежегодные затраты на науку в процентах к ВВП составляют чуть более 1% (табл. 1). Это в 2,5-3 раза меньше, чем в США, Великобритании, Германии, Франции, Японии, Республике Корея, Израиле и также Китае (последние несколько лет). Китай за эти годы сделал ошеломляющий скачек в развитии сферы своих НИОКР и новой военной мощи. 

Таблица 1. Внутренние затраты на исследования и разработки в процентах к валовому внутреннему продукту по странам

 

2000

2010

2020*

Россия

1.05

1.13

1.10

Бразилия

1.05

1.16

1.16

Великобритания

1.62

1.64

1.76

Германия

2.41

2.73

3.19

Индия

0.76

0.79

0.65

Италия

1.00

1.22

1.47

Канада

1.86

1.83

1.70

Китай

0.89

1.71

2.23

Республика Корея

2.13

3.32

4.64

США

2.63

2.74

3.07

Тайвань

1.91

2.82

3.49

Франция

2.09

2.18

2.20

Япония

2.86

3.10

3.20

 * Или ближайшие годы, по которым имеются данные. 

Источник.  Наука. Технологии. Инновации: 2022 : краткий статистический сборник  / Л. М. Гохберг и др. // М. : НИУ ВШЭ, 2022, с. 41

Для России характерно преимущественно государственное бюджетное финансирование сферы НИОКР при высокой их милитаризации (до 60-65%) в интересах повышения военного потенциала Минобороны и ряда других силовых министерств и ведомств (МВД, ФСБ, МЧС и др.), включая и ГК «Росатом». Но такая милитаризация сильно ослабила гражданский сектор экономики, даже в системе нефтегазового бизнеса. В последние  годы почти вся сложная геофизическая разведка новых месторождений велась  силами специализированных иностранных компаний и с использованием иностранной техники и технологий. Разработки такой аппаратуры в стране велась, но не было серийного производства. Проще было пользоваться услугами иностранных сервисных компаний. К маю 2022 г. эти компании покинули санкционную России.

Однако важен не только общий уровень затрат страны на свои НИОКР, но и соотношение государственного и корпоративного финансирования (табл. 2). Высокие корпоративные затраты на НИОКР чаще обусловлены высокой серийностью новой техники, комплектующих и материалов и рыночной необходимостью их обновления. 

Таблица 2. Структура внутренних затрат на исследования и разработки по источникам
 

Страны мира

Внутренние затраты на НИОКР

Средства государства

 

 

Средства предпринима-тельского сектора

Иностранные инвестиции

Другие национальные источники (кредиты и др.)

Россия

100

67.8**

29.2

1.8

1.2

Бразилия

100

53.6

43.5

...

2.9

Великобритания

100

25.9

54.8

13.7

5.6

Германия

100

27.8

64.5

7.4

0.4

Индия

100

63.2

36.8

...

...

Италия

100

32.3

55.9

9.6

2.1

Канада

100

32.9

41.9

9.1

16.1

Китай

100

20.5

76.3

0.1

...

Республика Корея

100

20.7

76.9

1.6

0.8

США

100

22.1

63.3

7.4

7.2

Тайвань

100

18.2

81.0

0.1

0.7

Франция

100

32.5

56.7

8.0

2.8

Япония

100

14.7

78.9

0.6

5.8

         * Или ближайшие годы, по которым имеются данные.

     ** Включая средства бюджета, бюджетные ассигнования на содержание образовательных организаций           высшего образования, средства организаций государственного сектора (в том числе собственные).

     Источник. Наука.Технологии Инновации: 2022 : краткий стат. сборник / Л. М. Гохберг и др. // М. : НИУ, с. 45. 

До 2009 г., когда возникла первая «газовая война» России и Украины, экономисты научных организаций РАН и Минэкономразвития РФ в научном отношении недооценивали тематику многообразных экономических войн. Федеральные министерства и ведомства относили эти проблемы к закрытой военной «спецтематике».  В свою очередь

ученые военных учебных заведений ориентировались лишь на изучение экономики и финансов применительно в деятельности структур Минобороны РФ и ряда смежных силовых министерств и ведомств. Применительно к эффективным экономическим и торговым войнам для России, включая ГК «Росатом», ныне требуется понимание сущности новой проблемы военно-мобилизационной экономики, развития соответствующих специфических функций, создания новых организационных структур управления и ресурсов. 

Речь идет о начале весьма затратного процесса военно-мобилизационного развития ряда направлений НИОКР и «двойных технологий» в гражданской сфере, который затрагивает как федеральные министерства экономического блока (особенно Минфин, Минэкономразвития, Минпромторг, Минприроды и др.), так и ведущие компании крупного и среднего российского бизнеса. Где-то в разы нужен рост ежегодного формирования государственного бюджета НИОКР. Нужен экспорт российской продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе рывок в добыче и производстве ряда редких и редкоземельных металлов.  Кстати, уже появились оценки наличия в Украине до 10% мировых запасов лития. Однако пока маловероятны требуемые скорые сдвиги также и в ГК «Росатом, без силовых инициатив и указаний высшего политического руководства страны, Совета безопасности РФ, ФСБ, СВР, ФСО, ГРУ и др.


4. «Военная доктрина Российской Федерации» вне идущей  «экономической войны»?

Могут ли российские экономисты и финансисты найти что-то полезное в военной теории? Это возможно. 

«Военная доктрина Российской Федерации» (2014 г.) оказалась написанной в «классическом виде», весьма ограничивая и приуменьшая новейшие военные задачи за пределами военного министерства.  Слишком узкая трактовка военных технологий и действий аппаратом Минобороны РФ подвергается обоснованной критике уже с позиций обеспечения национальной безопасности. Между тем, эксперты указывают на особенности ряда локальных войн США в Ираке, Ливии, Сирии, а также силового переворота на Украине. Здесь обнаруживаются специальные операции с использованием новых информационных, психологических, финансовых и иных ударных акций. Соответственно высокая техническая оснащенность регулярных войск может оказаться бесполезной, например, в случае тайного подкупа элитных генералов, в том числе в спецслужбах страны. 

В этой связи самими военными учеными вводится широкое и емкое понятие «гибридные войны» и «войны новых поколений». Если ранее было не этичным уничтожать мирное население противника, то в рамках «геноцидной войны» с использованием нового биологического оружия и специальных операций уже пропагандируется «демографическая расчистка отдельных территорий, стран и целых континентов».

Интересны прошлые секретные новаторские планы КГБ СССР. (рис.1.).

До того, как вышла в свет книга перебежчика из системы КГБ СССР доктора Кузьминова «Биологический шпионаж», никто на Западе не имел действительного представления о роли 12-го отдела в разведывательном проникновении в программы биологических исследований во всем мире и в краже секретов исследований, которые могли быть использованы в интересах советского, а позднее российского государства. См.: Alexander Kouzminov. Biological Espionage. Special operations of theSoviet and Russian forein intelligence services in the West. 2005. 192 p.p., First published in 2005 by Greenhill Books Lionel Leventhal Ltd., Park House 1, Russel Gardens, London. Оказывается, «наши чекисты» тайно закладывали вблизи военно-морских баз атомных подводных лодок США радиоуправляемые мины с особо смертоносными военными биопрепаратами. Кузьмин написал о проекте масштабной диверсии в Австралии.

Мое понимание проблематики скорых мировых биологических войн изложено в ряде открытых статей, включая назревшее оборонное участие и ГК «Росатом». См.: Бобылов Ю. А. Накануне глобальной мировой биологической войны» //Качественная клиническая практика, 2012, № 1, с. 56-64; Бобылов Ю.А. О новых военно-биологических задачах ГК «Росатом» // Атомная стратегия, 2018, № 144, с.  21-24; 2) Бобылов Ю.А. Еще раз о новых военно-биологических задачах ГК «Росатом» // Атомная стратегия, 2019, № 152, с.  24-28 и др.

Высоко актуальна статья автора «Стратегические объекты ГК «Росатом» и вероятные террористические удары биологическим оружием» в «Атомной стратегии» (2021, номер 179, с. 27-32) с изложением версии о готовящихся в США биодиверсиях против ведущих военных атомных научных центров ГК «Росатом».

Рисунок 1. Иллюстрация качественной тайной диверсионной работы КГБ СССР в 80-е годы 

В разделе «Военной доктрины» «Основные внешние военные опасности» отмечена «подрывная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств и их коалиций против Российской Федерации» (п.12 о). 

По данной «Доктрине» основные задачи развития военной организации (п. 35) включают: а) приведение структуры, состава и численности компонентов военной организации в соответствие с задачами в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время с учетом выделения на эти цели достаточного количества финансовых, материальных и иных ресурсов. Планируемые количество и сроки выделения указанных ресурсов отражаются в документах планирования долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации; б) повышение эффективности и безопасности функционирования системы государственного и военного управления, обеспечение информационного взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами при решении задач в области обороны и безопасности; в) совершенствование системы воздушно-космической обороны Российской Федерации; г) совершенствование военно-экономического обеспечения военной организации на основе рационального использования финансовых, материальных и иных ресурсов и другие задачи.

В числе основных задач мобилизационной подготовки является, в частности (п. 42 б): «создание нормативно-правовой базы, регулирующей применение экономических и иных мер в период мобилизации, в период действия военного положения и в военное время, включая особенности функционирования в эти периоды финансово-кредитной, налоговой систем и системы денежного обращения». 

В документе также имеется раздел «Развитие оборонно-промышленного комплекса» (п. 52), имеющий прямое отношение к военной составляющей деятельности ГК «Росатом».

В целом основу соответствующих управленческих технологий в военной сфере составляет деятельность Министерства обороны РФ с разветвленными военными и оборонными функциями, включая внешнюю и военную разведку и выдачу оборонного госзаказа. Но для противостояния внешним агрессорам США и их союзниками по военным блокам в части «экономической войны» нынешнее Минобороны России и во-многом Военно-промышленная комиссия Правительства России не правомочны и малокомпетентны. Для этого стране нужна своя комплексная система «военно-экономической мобилизации» в опоре на Минфин, Минэкономразвития, Минпромторг, Минобрнауки и др.

Известны отличия целей и методов «обороны страны» и «национальной безопасности», которая курируется Советом безопасности РФ и в большой мере обеспечивается МИД, рядом гражданских министерств и ведомств, Федеральной службой безопасности (ФСБ) и Службой внешней разведки (СВР). При этом все они также являются заказчиками новой техники и материалов от оборонных предприятий и научных организаций. Велика обеспечивающая роль сил МВД, Росгвардии, ФСИН и МЧС. По новым оценкам первых лиц в руководстве страны российские спецслужбы должны в большей мере обеспечивать конкурентоспособность крупного и среднего бизнеса и решать задачи интеграции страны в мировую экономику.

Экономическая война – это также свои цели и методы открытой и секретной международной деятельности государственного аппарата недружественных государств и конкурирующих мировых корпораций, ТНК, военно-промышленных компаний и др. Данная правовая и управленческая специфика весьма развита в США, как глобальном геополитическом регуляторе международных процессов. 


5. Новая роль «специальных экономических мер» 

Важное значение для расширения секретной управленческой деятельности Правительства России, российских министерств и ведомств в интересах решения стратегических проблем развития (в т.ч. вне ВПК) имеет закон Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» (публикован 10 января 2007 г.). В середине 2006 г. автор принимал участие в обсуждении данного законопроекта на совещании в ТПП РФ, предлагая усилить ряд тезисов и повысить в России роль секретных управленческих технологий.

В статье 2 этого закона записано: «Специальные экономические меры применяются в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушающие права и свободы ее граждан, а также в соответствии с резолюциями Совета Безопасности Организации Объединенных Наций».

По статье 3 закона «специальные экономические меры» могут быть направлены на:

1) приостановление реализации всех или части программ в области экономической, технической помощи, а также программ в области военно-технического сотрудничества;

2) запрещение финансовых операций или установление ограничений на их осуществление;

3) запрещение внешнеэкономических операций или установление ограничений на их осуществление;

4) прекращение или приостановление действия международных торговых договоров и иных международных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей;

5) изменение вывозных и (или) ввозных таможенных пошлин;

6) запрещение или ограничение захода в порты Российской Федерации судов и использования воздушного пространства Российской Федерации или отдельных его районов;

7) установление ограничений на осуществление туристической деятельности;

8) запрещение или отказ от участия в международных научных и научно-технических программах и проектах, научных и научно-технических программах и проектах иностранного государства».

Как следует из текста данного закона, в принятии нужных «защитных мер» основная роль отводится Президенту РФ, а в их исполнении – Правительству РФ.

Очевидно, по состоянию на середину 2022 г. России требуется более развернутая законодательная база для организации и ведения экономических войн. 

Отмеченные особенности повышают профессиональный интерес российских управленцев и экономистов в тематике экономических войн, особенно промышленных и торговых:

1. «Промышленные войны» предполагают создание и серийное производство наукоемкой продукции (товаров и услуг) и приоритетное повышенное финансирование сферы государственных и корпоративных НИОКР. Кроме того, нужны особо квалифицированные кадры для научной, производственной и внешнеэкономической деятельности. Применительно к эффективному недропользованию в России нужно повышение его наукоемкости и рост добавленной стоимости сырьевой продукции;

2. «Торговые войны» представляют собой жесткое торговое соперничество двух или более стран на мировых рынках товаров и услуг. Эксперты различают наступательные торговые войны, проводимые с целью захвата зарубежных рынков и овладения наиболее важными в стратегическом отношении предприятиями и организациями (банками, инвестиционными компаниями и др.), а также оборонительные – с целью противодействия внешнеэкономической экспансии и защиты экономической и политической независимости на стратегически важных направлениях экономики. Основные методы ведения наступательной торговой войны включают: снижение экспортных таможенных тарифов, повышение экспортных квот, использование демпинговых цен, увеличение кредитования экспортных поставок наукоемкой продукции (морские и воздушные суда, оборудование для АЭС и др.), проведение кампаний скрытой антирекламы товаров и услуг иностранных конкурентов, торговая блокада ряда товаров и услуг и др.

3. Важные и свои «Научные войны». 

Анализ действующих оргструктур федеральных министерств и ведомств РФ экономического блока (Минфин, ЦБ, Минпромторг, Минэкономразвития, Минобрнауки и др.) показывает их неспособность ныне и в ближайшие 2-3 года вести эффективные различного вида экономические войны. Нет специально обученных кадров и управленческих подразделений.  Налицо информационная, правовая и организационная неопределенность. 


6. Многообразие экономических санкций для экономических войн 

Экономические санкции представляют собой ограничение или полное прекращение торговых и финансовых операций для достижения целей, связанных с вопросами безопасности или внешней политики. Санкции могут вводиться как отдельными государствами, так и международными организациями в отношении физических и юридических лиц, организаций, или государств. Различают как всеобъемлющие санкции, полностью блокирующие любые виды торговых и финансовых операций с целыми странами (эмбарго США в отношении Кубы), секторальные санкции (затрагивающие отдельные отрасли экономики и группы лиц), так и адресные санкции, ограничивающие подобные операции с отдельными лицами и/или компаниями. Санкции могут принимать различную форму – от запрета на въезд отдельных лиц до заморозки активов, финансовых ограничений, запрета на поставку вооружений и военной техники и т.д. 

Для нашего атомного читателя представляет интерес обширный обзор Российского совета по международным делам (авторы Т. Махмутов, В. Морозов, М. Смекалова, Д. Пуминов, Р. Майка и А. Тесля). См.: https://russiancouncil.ru/sanctions

В экономические санкции как правило не включают торговые барьеры, применяющиеся для достижения исключительно экономических целей в виде защиты внутреннего рынка и поддержки национальных производителей. Такой режим призван регулировать распространение сырья, материалов, технологий, оборудования и услуг, которые могут привести к созданию оружия массового уничтожения или других систем вооружений. Эти ограничения в мировом сообществе действуют на постоянной основе вне зависимости от текущей конъюнктуры международных отношений, подкреплены международными договорами, соглашениями и режимами, а также могут включать тесное взаимодействие с профильными международными организациями. Для мировых атомщиков важен, например, свой Договор о нераспространении ядерного оружия и нормы деятельности МАГАТЭ. 

Государства и международные организации вводят санкции в качестве ответа на действия отдельных лиц, организаций или государств, которые, по их мнению, представляют угрозу их интересам или международной безопасности. Поводом для введения санкций могут быть как боевые действия или вооруженная интервенция в дела суверенного государства, так и широкий набор нетрадиционных угроз международной безопасности: наркотрафик, киберпреступность, угроза распространения оружия массового уничтожения и нелегальная торговля оружием в целом, нарушение прав человека, и т.д. Ниже важнейшие санкционные действия и акторы/структуры.

1. Санкции ООН 

В соответствии с ст. 39. главы VII Устава Организации Объединенных Наций, Совет Безопасности определяет угрозы миру или международной безопасности и применяет необходимые меры для их восстановления. С целью поддержки и реализации обязательных мер создаются специальные комитеты по санкциям, специальные группы и группы экспертов, которые следят за выполнением режима санкций и оценивают ход выполнения ограничительных мер. Однако, несмотря на обязательный характер выполнения санкций всеми государствами-членами ООН, организация не обладает собственными механизмами, обеспечивающими соблюдение санкций, и полагается в этом вопросе на национальные правительства. Наиболее распространенные меры воздействия на объект санкций со стороны ООН включают: заморозку активов; запрет на поставки вооружений и военной техники; запрет на перемещение. Кроме того, существует возможность создания международных трибуналов или фондов для выплаты компенсации пострадавшим от действия агрессора. 

Для России особо опасны санкции США и ряда их военных и торговых союзников.

2. Санкции США 

Благодаря своим широким финансовым и экономическим возможностям Соединенные Штаты Америки наиболее активно применяют экономические санкции для защиты собственных интересов и международной безопасности. Вопрос введения санкций регулируется следующими законами: 1) Закон о торговле с враждебными государствами (Trading with the Enemy Act, 1917 г.); 2) Закон об иностранной помощи (Foreign Assistance Act, 1961 г.); 3) Закон о чрезвычайных положениях (National Emergencies Act, 1976 г.). Принятый в 1976 г. закон вводит необходимость уведомления Конгресса США со стороны президента о введении новых режимов чрезвычайного положения. Режим прекращает свое действие в случае, если он не продлен по истечению года, отменен указом президента, или если решение об его отмене принято в рамках совместной резолюции Конгресса США; 4) Закон о международных чрезвычайных экономических полномочиях (International Emergency Economic Powers Act, 1977 г.). Наделяет президента правом объявить чрезвычайное положение только в качестве ответа на угрозы, возникшие за пределами США; 5) Закон о контроле над экспортом (Export Administration Act, 1979 г.). Данный закон наделяет президента США правом контролировать экспортные операции с целью обеспечения национальной безопасности и целей внешней политики. Наряду с этими документами выделяют еще 3 криминальных закона (терроризм, наркоторговля, торговля алмазами). В таком случае Президентом подписывается соответствующий указ (executive order), объявляющий чрезвычайное положение в связи с соответствующими событиями. В рамках данного режима возможны действия, направленные на ограничение предоставления международной помощи, торговли, финансовых операций, поставок определенных видов товаров и услуг, запрет на въезд в США, и другие меры невоенного воздействия. В свою очередь, Конгресс США может вводить ограничительные меры, или изменять уже действующие санкционные режимы.  Большинство действующих санкционных режимов США координируются Управлением по контролю за иностранными активами (Office of Foreign Assets Control, OFAC), подчиняющимся Министерству финансов США (US Treasury Department). В свою очередь, в регулировании режима санкций также участвуют Государственный департамент США (запрет на въезд на территорию США, вопрос о признании террористической деятельности), Министерство обороны, Министерство энергетики, Министерство юстиции, Министерство торговли и другие ведомства. 

Экономические санкции США включают такие виды

1) Заморозка активов; 

2) Запрет на въезд в США; 

3) Ограничения экспорта определенных групп товаров (в том числе — высокотехнологичных и товаров двойного назначения); 

4) Запрет на поставки вооружений и военной техники; 

5) Ограничение доступа на финансовый рынок США; 6) Запрет для граждан США, а также компаний, зарегистрированных в США, и их филиалов вступать в определенные виды экономических отношений с объектами санкций (в случае физических и юридических лиц); 7) Ограничение предоставления помощи развитию и др. 

При этом важно, что санкции могут быть сняты в госаппарате несколькими способами. Режим чрезвычайного положения вводится на основании указа Президента США и определяет возможность введения ограничительных мер на протяжении 12 месяцев. Пролонгация режима также осуществляется посредством подписания соответствующего указа президента. Если он не пролонгируется, то по истечению данного срока режим чрезвычайного положения и сопутствующие ему ограничительные меры прекращают свое действие. Также режим санкций может быть отменен как соответствующим указом президента США, так и совместной резолюцией Конгресса США (которая также должна быть подписана президентом). 

3. Санкции ЕС 

Европейский союз активно использует механизм санкций (по официальной терминологии Союза – «ограничительных мер/restrictive measures») как для защиты собственных интересов, так и международного мира и безопасности. В настоящий момент действует 38 режимов ограничительных мер, в рамках которых под санкциями ЕС (введенных как в соответствие с резолюциями Совета Безопасности ООН, так и независимо от этого) находятся 4 030 юридических и 7 902 физических лица. В своей политике Европейский союз санкции – последний инструмент внешней политики для достижения собственных целей и интересов. ЕС не располагает достаточными военными механизмами обеспечения собственных интересов, поскольку в военном отношении в гораздо большей степени, чем США, полагается на возможности НАТО. Во-вторых, в силу объема и привлекательности собственного внутреннего рынка ЕС, возможное ограничение торговли и экономической активности служит дополнительным стимулом к выполнению требований ЕС для страны, физического или юридического лица, в отношении которого вводятся санкции. В-третьих, ЕС представляет объединение 28 государств и обладает большими возможностями для согласования и лоббирования необходимых решений на других международных площадках (ООН, Группа двадцати и т.д.). 

4. Антироссийские санкции других стран – Великобритании, Канады, Японии, Тайваня и др. 

Общая эффективность санкций. Так как цель санкций – изменение поведения того или иного участника МО, данный показатель достаточно легко операционализируется. Санкции представляют собой наиболее оптимальную альтернативу дипломатическим и военным мерам воздействия. Вместе с тем, далеко не всегда санкции приводят к достижению желаемого эффекта, а иногда даже ведут к противоположным результатам, т.е. активизации нежелательных действий со стороны объекта санкций. Кроме того, существует вероятность того, что в результате введения санкций могут выигрывать третьи страны, что также несет в себе вероятность больших издержек в будущем для стран, использующих ограничительные меры. Тем самым при оценке возможности введения санкций критически важно проанализировать возможные собственные потери стороны, применяющей ограничительные меры.

 

Окончание следует







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=10181