Командиру БЧ-5 нет покоя
Дата: 30/05/2022
Тема: Время и судьбы


Казалось бы, совсем недавно в мае 2012 г. праздновался 75-летний юбилей нашего постоянного автора Николая Ярехтовича Щербины. А сегодня – уже 85! Время объективно стало течь быстрее (11 января 2021в 18:55 Земля ускорила вращение), но не на столько же! Постарели все вокруг, а он по-прежнему молод, статен, красив. И также активно служит Военно-морскому флоту, подготавливая курсантов, адъюнктов в легендарной «Дзержинке».



Участие в большом Общем Деле – создании атомного подводного флота России буквально с первых его дней мобилизует все способности, таланты, здоровье человека, давая ему силы и устремления служить любимому делу. Да, и форма моряка-подводника обязывает быть примером для окружающих – не унывать, не опускать рук ни при каких обстоятельствах. На бытовые заморочки, отнимающие, как правило, больше всего сил и нервов, просто нет времени.

Будучи инженером-механиком, специалистом в области управления, эксплуатации и технического обслуживания ядерных энергетических установок атомных подводных лодок трех поколений, по отсекам ПЛА он не единожды обогнул Земной шар. Командир БЧ-5 возглавляет одно из самых многочисленных корабельных подразделений, куда входят три дивизиона - движения, живучести и электротехнический.

Во всех вопросах, касающихся борьбы за живучесть корабля, эксплуатацию корабельных систем командир БЧ-5 — начальник для всего личного состава ПЛА. Кажется, что одному человеку невозможно освоить все корабельные инструкции, описания, чертежи, схемы, правила эксплуатации и многое другое, а «Деду» это удается. Любой «отказавший» механизм, стоит к нему прикоснуться «Деду», оживает, прилаживается к работе и работает, по крайней мере, до прихода в базу. С рождение внучки не так давно Николай Ярехтович стал Дедом в реале!

Командир группы дистанционного управления 1-го дивизиона БЧ-5 (1962 по 1969 г.), командир дивизиона живучести БЧ-5 до марта 1971 г. на «К-38» - головной ПЛА второго поколения пр. 671, командир БЧ-5 «К-147» — второго серийного корпуса ПЛА этого же проекта. Более 16 лет службы на инженерных корабельных должностях. Участвовал в строительстве первой атомной подводной лодки на Адмиралтейском заводе, в швартовных, заводских ходовых и государственных испытаниях, в длительных походах в Норвежское море и Атлантику. Участвовал в форсировании подо льдами Датского пролива и учении «0кеан-70». В качестве флагманского инженера-механика походного штаба 3-й дивизии на борту ПЛА «К-454» в августе-сентябре 1974 г. обеспечивал переход с Севера на Камчатку подо льдами Северного Ледовитого океана.

В качестве дивизионного инженера-механика работал над созданием организации службы в дивизионе и в электромеханической службе, шесть лет — заместителем начальника электромеханической службы 1-й флотилии ПЛА Северного флота. Это было время интенсивного перевооружения флота подводными лодками второго и третьего поколений. Электромеханической службой осваивались ПЛА проектов 671 ртм, 705 и 705 к, 941, 945, 949, 685. Практически на ПЛА всех проектов выходил в море на учения и испытания в качестве флагманского инженера-механика походного штаба флотилии. В феврале 1986 г. в качестве флагманского инженера-механика походного штаба флотилии участвовал в испытании «аварийного всплытия» на ПЛА «К-278» («Комсомолец») с глубины 800 м за 4 мин. 56 сек.

После четверти века службы на атомных подводных лодках Николай Ярехтович занимается исследованиями проблемы живучести кораблей ВМФ на кафедре ВВМИ училища им. Ф.Э.Дзержинского, а затем в Проблемной научно-исследовательской лаборатории ВМИИ. По приглашению Главной военной прокуратуры в качестве эксперта участвовал в расследовании причин катастрофы ПЛА «Комсомолец». Неоднократно работал в комиссиях по разработке концепции живучести ПЛ ВМФ.

Наверное, в прошлой жизни подводники были дельфинами, потому что какой «нормальный человек» без истерик и паники согласится опуститься на такую глубину! Подводник – профессия героическая. Даже космонавты, сами работающие в экстремально сложных условиях, посещавшие подводные корабли, утверждали: «Вот кому Героев надо давать!». Подводная лодка – сложнейшее техническое сооружение должна быть объединена с человеческим коллективом в сто и более человек с разными характерами, психосоматикой, настроениями, чувствами, которые на протяжении всей автономки должны быть синхронизированы в единый организм. И эта задача лежит не только на командире  корабля, но и на «Деде».

Такая тяжелейшая ответственность на многие годы. И при этом сохранить умение восхищаться первым лучом солнца, восходящим над мысом Дежнева в Чукотском море. «7 сентября 1974 г. в 19 часов 06 минут лодка «К-454» оказалась ближе всех к Солнцу во всём СССР!», - записал в своем дневнике Н.Я. Щербина. Привычка вести дневниковые записи послужила хорошим подспорьем в его литературной деятельности. Кроме научно-технических отчетов и более сотни научных трудов, Николай Ярехтович написал трилогию «Лики атомной подводной эпопеи», ставшей настоящей летописью подводной службы, сохранившей для будущих моряков тысячи имен их предшественников.

Нашему журналу «Атомная стратегия» повезло встретиться с таким замечательным человеком, за десятилетие дружбы с Николаем Ярехтовичем опубликовать более двух десятков статей об атомном подводном флоте России, его моряках, адмиралах, проектанта, строителях, испытателях, с которыми довелось служить Н.Я.Щербине.

2022 год не только 85-летний юбилей. Это и 65 лет со дня поступления на факультет ЯЭУ «Дзержинки», и 60 лет с момента его окончания, и 66 лет службы в Военно-морском флоте России.

Юбилеями дружба не заканчивается. Мы надеемся на её продолжение. Силы глубинных Повелителей морей защитят здоровье, талант, устремления и планы их покорителя – подводника Н.Я.Щербины на многие годы.

С Юбилеем, Николай Ярехтович!

 

Редакция журнала «Атомная стратегия»

 







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=10109