Транспорт. Видение 2030
Дата: 26/05/2022
Тема: Перевозки ядерных материалов


М.Ю. Нилов, замдиректора Департамента - начальник отдела, ГК «Росатом»

В советское время для обеспечения специальных перевозок собственной продукции смежникам на всех предприятиях отраслевого ЯТЦ имелись в наличии избыточные транспортные цеха (ТС, ТИ, персонал). Управление перевозками осуществлялось из центрального аппарата Министерства. Использовался, в основном, железнодорожный транспорт.



В 1990-е гг. в связи с увеличением числа зарубежных контрактов и началом поставок в рамках соглашения ВОУ-НОУ общее количество перевозок возросло. Возникший кризис управления СП потребовал создания специального предприятия - ФГУП «Атомспецтранс». В 2000-е началось выбытие старых транспортных средств при одновременном ограничении поставок новых специальных транспортных средств в рамках международной помощи. Появление современной автомобильной техники позволило начать переход на автомобильные перевозки для малых партий материалов (изделий) и/или коротких расстояний. 

Период 2010-2020 гг. характеризовался активным выбытием парка ТС. Консолидация отраслевых транспортных активов в АО «Атомспецтранс» (в рамках отраслевой Программы «Развитие отраслевой транспортной инфраструктуры специальных перевозок Госкорпорации «Росатом») позволила интенсифицировать их использование и обеспечило бесперебойное безопасное перемещение специальных грузов в рамках отраслевого ЯТЦ с приемлемыми затратами (регулируемые доходы отраслевого оператора). С 2016 г. имеет место ежегодное увеличение общего количества специальных перевозок.

Критическое сокращение возможностей отраслевого транспортного комплекса в связи с физическим (нормативным) износом ТС и транспортной инфраструктуры; технологическим несоответствием «исторической» инфраструктуры возможностям современных ТС, а также ожидаемое увеличение объема перевозок для решения перспективных задач ЯТЦ за счет возрастания масштаба традиционного ЯТЦ (рис.1); перехода к двухкомпонентной ЯЭ (пуск ОДЦ ГХК, РУ БН-800, РУ БРЕСТ, РУ БН-1200 и др.), начала работ по выводу из эксплуатации объектов АЭ  и системному масштабному захоронению РАО в ПЗРО, - создает предпосылки для реализации комплексного проекта с целью унификации парка новых транспортных средств и оптимизации (минимизации затрат) на модернизацию транспортной инфраструктуры.

Рис.1. Прогноз количества перевозок

В декабре 2021 г. в ГК «Росатом» вышел Приказ «Об утверждении Целевой программы «Развитие отраслевой транспортной инфраструктуры специальных перевозок Госкорпорации «Росатом» на период 2021-2025 гг. и дальнейшую перспективу» (от 14.12.2021 № 1/1525-П). В основе Целевой программы «Развитие отраслевой транспортной инфраструктуры специальных перевозок Госкорпорации «Росатом» на период 2021-2025 гг. и дальнейшую перспективу» заложены стратегические цели Госкорпорации «Росатом»: 

- Обеспечение гарантированного энергоснабжения за счет интенсивного развития атомной энергетики, повышения конкурентоспособности организаций атомного энергопромышленного комплекса России на мировом ядерном рынке и обеспечения государственных гарантий безопасного использования атомной энергии;

- Достижение ГК «Росатом» глобального лидерства в ряде передовых технологий.

Стратегической целью Программы является формирование единого транспортного пространства Госкорпорации «Росатом» для обеспечения безопасных и эффективных специальных перевозок, обеспечение конкурентоспособности ключевых продуктов, повышение эффективности инвестиций. «Единое транспортное пространство» - это система, состоящая из транспортной инфраструктуры, логистических центров, транспортных средств и оборудования, информационно-коммуникационных технологий, совместное функционирование которых предоставляет возможность свободного и эффективного транспортирования грузов.

           

Архитектура программы

Архитектура программы состоит из блоков следующего содержания:

1. Реконструкция и поддержание транспортной инфраструктуры;

2. Разработка нормативных документов в области управления специальными перевозками, создание эффективной системы развития персонала, задействованного в специальных перевозках (Проекты, НИР)

3. Консолидация  специальных отраслевых транспортных активов в одной организации 

4. Опережающие разработки и внедрение в практику современных решений в области логистики, специальной транспортной техники (ТС, ТУК, УКТ, ИСО и пр.) транспортной безопасности и физической защиты  (НИОКР):

5. Обновление и поддержание парка специализированных транспортных активов

6. Цифровая платформа отраслевого транспортного комплекса с элементами Искусственного Интеллекта Блоки 2, 4, 5, 6 взаимосвязанные блоки. 

 

Компоненты программы

Компоненты программы являются следующие направления работ:

1. Консолидация  специальных отраслевых транспортных активов в одной организации;

2. Обновление и поддержание парка специальных транспортных активов;

3. Разработка и внедрение современных решений в области организации специальных перевозок при доставке свежих тепловыделяющих сборок ВВЭР-1000/1200 на площадки АЭС;

4. Разработка и внедрение современных решений в области организации специальных перевозок при доставке ГФУ на предприятия отраслевого ЯТЦ;

5. Разработка и внедрение современных решений в области специальных перевозок при доставке природных концентратов на предприятия отраслевого ЯТЦ;

6. Разработка и внедрение унифицированных модульных транспортных систем повышенной защищенности для организации перевозок специальных грузов;

7. Разработка и внедрение перспективных технических систем в области транспортной безопасности и физической защиты специальных перевозок;

8. Разработка и внедрение современных логистических решений в области специальных перевозок ядерного топлива исследовательских реакторов;

9. Разработка и внедрение современных технических решений в области специальных перевозок отработавшего ядерного топлива и высокоактивных радиоактивных отходов

10. Разработка современных логистических и технических решений в области организации перевозок радиоактивных и других опасных отходов на объекты их утилизации или окончательной изоляции;

11. Цифровая платформа отраслевого транспортного комплекса с элементами Искусственного Интеллекта;

12. Разработка нормативных документов в области управления специальными перевозками;

13. Развитие персонала в области специальных перевозок

Ряд задач Программы уже выполнена:

- проведена структурная реорганизация; обновлены транспортные активы; создана цифровая платформа для планирования, прогнозирования и управления специальными перевозками;

- разработаны контейнеры стандарта ISO, специальные упаковки высокого качества для увеличившегося объема перевозок;

- создан логистический центр;

- разработаны актуальные нормативные документы, создана эффективная система развития персонала.

- Реализация следующих компонентов программы находится в стадии решения:

- консолидация  специальных отраслевых транспортных активов в одной организации;

- обновление и поддержание парка специальных транспортных активов

- цифровая платформа отраслевого транспортного комплекса с элементами Искусственного Интеллекта (IT);

- разработка и внедрение в практику современных решений в области логистики, специальной транспортной техники (ТС, ТУК, УКТ, ИСО и пр.) транспортной безопасности и физической защиты;

- реконструкция и поддержание транспортной инфраструктуры;

- разработка нормативных документов в области управления специальными перевозками; разработка системы обучения и аттестации персонала, задействованного в специальных перевозках.

 

Связь компонентов Программы

Программа организована таким образом, что ход реализации одного компонента тесно связан с динамикой и результатами другого компонента, результаты двух не связанных между собой компонентов обеспечивают синергетический эффект при достижении итогового результата Программы, требуется синхронизация принятия решений по двум и более компонентам, принятые решения/результаты реализации компонента должны учитываться в рамках другого проекта.

Рис.2. Связь компонентов Программы

Реализация всех этапов Программы позволит обеспечить решение следующих задач:

- Опережающие изменения в организации и техническом обеспечении процесса специальных перевозок полностью будут отвечать требованиям атомной отрасли, запланированное развитие которой в ближайшие десять лет приведет как к соответствующему увеличению количества перевозимых ядерных материалов и радиоактивных веществ, так и к корректировке маршрутов традиционных грузопотоков;

- Формирование единого транспортного пространства специальных перевозок на базе сбалансированной структуры собственных транспортных активов;

- Обеспечение требуемого уровня комплексной безопасности транспортной системы специальных перевозок;

- Снижение затрат на содержание парка специальных транспортных средств, предназначенных для перевозки ОЯТ и высокоактивных РАО; при использовании контейнеров стандарта ISO для организации перевозок ГФУ между предприятиями ЯТЦ; на специальные перевозки природных концентратов на предприятия ЯТЦ при использовании транспортных упаковок повышенной вместимости;

- Повышение коэффициента использования транспортных средств; срочной готовности транспортных средств.


Материал подготовлен Девятовой Т.А. на базе доклада М. Ю. Нилова «Транспорт. Видение 2030» на XV Международном ядерном форуме «Безопасность ядерных технологий: транспортирование радиоактивных материалов» (Санкт-Петербург, октябрь 2021 г.)







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=10103