М.Ю. Нилов, замдиректора Департамента - начальник отдела,
ГК «Росатом»
В советское время для
обеспечения специальных перевозок собственной
продукции смежникам на всех предприятиях отраслевого ЯТЦ имелись
в наличии избыточные транспортные цеха (ТС, ТИ, персонал).
Управление перевозками осуществлялось из центрального аппарата Министерства.
Использовался, в основном, железнодорожный транспорт.
В 1990-е гг. в связи с увеличением числа зарубежных контрактов и началом
поставок в рамках соглашения ВОУ-НОУ общее
количество перевозок возросло. Возникший кризис управления СП потребовал
создания специального предприятия - ФГУП «Атомспецтранс». В 2000-е началось
выбытие старых транспортных средств при одновременном ограничении поставок
новых специальных транспортных средств в рамках международной помощи. Появление
современной автомобильной техники позволило начать переход на автомобильные перевозки для малых партий
материалов (изделий) и/или коротких расстояний.
Период 2010-2020 гг.
характеризовался активным выбытием парка ТС. Консолидация отраслевых транспортных
активов в АО «Атомспецтранс» (в
рамках отраслевой Программы «Развитие отраслевой транспортной
инфраструктуры специальных перевозок Госкорпорации «Росатом») позволила интенсифицировать их
использование и обеспечило бесперебойное безопасное перемещение специальных
грузов в рамках отраслевого ЯТЦ с
приемлемыми затратами (регулируемые
доходы отраслевого оператора). С 2016 г. имеет место ежегодное увеличение общего количества
специальных перевозок.
Критическое сокращение возможностей
отраслевого транспортного комплекса в связи с физическим (нормативным) износом
ТС и транспортной инфраструктуры; технологическим несоответствием «исторической»
инфраструктуры возможностям современных ТС, а также ожидаемое увеличение объема перевозок для решения перспективных задач ЯТЦ
за счет возрастания масштаба традиционного ЯТЦ (рис.1); перехода к
двухкомпонентной ЯЭ (пуск ОДЦ ГХК, РУ БН-800, РУ БРЕСТ, РУ БН-1200 и др.),
начала работ по выводу из эксплуатации объектов АЭ и системному масштабному захоронению РАО в
ПЗРО, - создает предпосылки для реализации
комплексного проекта с целью унификации парка новых транспортных средств и
оптимизации (минимизации затрат) на модернизацию транспортной инфраструктуры.
Рис.1. Прогноз количества перевозок
В декабре 2021 г.
в ГК «Росатом» вышел Приказ «Об утверждении Целевой программы «Развитие
отраслевой транспортной инфраструктуры специальных перевозок Госкорпорации
«Росатом» на период 2021-2025 гг. и дальнейшую перспективу» (от 14.12.2021 №
1/1525-П). В основе Целевой
программы «Развитие отраслевой транспортной инфраструктуры специальных
перевозок Госкорпорации «Росатом» на период 2021-2025 гг. и дальнейшую
перспективу» заложены стратегические
цели Госкорпорации «Росатом»:
- Обеспечение гарантированного энергоснабжения
за счет интенсивного развития атомной энергетики, повышения
конкурентоспособности организаций атомного энергопромышленного комплекса России
на мировом ядерном рынке и обеспечения государственных гарантий безопасного
использования атомной энергии;
- Достижение ГК «Росатом» глобального
лидерства в ряде передовых технологий.
Стратегической целью Программы является формирование
единого транспортного пространства Госкорпорации «Росатом» для обеспечения
безопасных и эффективных специальных перевозок, обеспечение конкурентоспособности
ключевых продуктов, повышение эффективности инвестиций. «Единое транспортное пространство» - это
система, состоящая из транспортной инфраструктуры, логистических центров,
транспортных средств и оборудования, информационно-коммуникационных технологий,
совместное функционирование которых предоставляет возможность свободного и
эффективного транспортирования грузов.
Архитектура программы
Архитектура программы состоит из блоков
следующего содержания:
1. Реконструкция и поддержание транспортной
инфраструктуры;
2. Разработка нормативных документов в области
управления специальными перевозками, создание эффективной системы развития
персонала, задействованного в специальных перевозках (Проекты, НИР)
3. Консолидация специальных отраслевых транспортных активов в
одной организации
4. Опережающие разработки и внедрение в
практику современных решений в области логистики, специальной транспортной
техники (ТС, ТУК, УКТ, ИСО и пр.) транспортной безопасности и физической
защиты (НИОКР):
5. Обновление и поддержание парка специализированных
транспортных активов
6. Цифровая платформа отраслевого
транспортного комплекса с элементами Искусственного Интеллекта Блоки 2, 4, 5, 6 взаимосвязанные блоки.
Компоненты программы
Компоненты программы являются следующие
направления работ:
1. Консолидация специальных отраслевых транспортных активов в
одной организации;
2. Обновление и поддержание парка специальных
транспортных активов;
3. Разработка и внедрение современных решений
в области организации специальных перевозок при доставке свежих тепловыделяющих
сборок ВВЭР-1000/1200 на площадки АЭС;
4. Разработка и внедрение современных решений
в области организации специальных перевозок при доставке ГФУ на предприятия
отраслевого ЯТЦ;
5. Разработка и внедрение современных решений
в области специальных перевозок при доставке природных концентратов на
предприятия отраслевого ЯТЦ;
6. Разработка и внедрение унифицированных
модульных транспортных систем повышенной защищенности для организации перевозок
специальных грузов;
7. Разработка и внедрение перспективных
технических систем в области транспортной безопасности и физической защиты
специальных перевозок;
8. Разработка и внедрение современных
логистических решений в области специальных перевозок ядерного топлива
исследовательских реакторов;
9. Разработка и внедрение современных
технических решений в области специальных перевозок отработавшего ядерного
топлива и высокоактивных радиоактивных отходов
10. Разработка современных логистических и
технических решений в области организации перевозок радиоактивных и других
опасных отходов на объекты их утилизации или окончательной изоляции;
11. Цифровая платформа отраслевого
транспортного комплекса с элементами Искусственного Интеллекта;
12. Разработка нормативных документов в
области управления специальными перевозками;
13. Развитие персонала в области специальных
перевозок
Ряд задач Программы уже выполнена:
- проведена структурная реорганизация; обновлены транспортные активы;
создана цифровая платформа для планирования, прогнозирования и управления
специальными перевозками;
- разработаны контейнеры стандарта ISO, специальные упаковки высокого качества для увеличившегося объема
перевозок;
- создан логистический центр;
- разработаны актуальные нормативные
документы, создана эффективная система развития персонала.
- Реализация следующих компонентов программы
находится в стадии решения:
- консолидация специальных
отраслевых транспортных активов в одной организации;
- обновление и поддержание парка специальных
транспортных активов
- цифровая платформа отраслевого транспортного
комплекса с элементами Искусственного Интеллекта (IT);
- разработка и внедрение в практику
современных решений в области логистики, специальной транспортной техники (ТС,
ТУК, УКТ, ИСО и пр.) транспортной безопасности и физической защиты;
- реконструкция и поддержание транспортной
инфраструктуры;
- разработка нормативных документов в области
управления специальными перевозками; разработка системы обучения и аттестации
персонала, задействованного в специальных перевозках.
Связь компонентов Программы
Программа организована таким образом, что ход
реализации одного компонента тесно связан с динамикой и результатами другого
компонента, результаты двух не связанных между собой компонентов обеспечивают
синергетический эффект при достижении итогового результата Программы, требуется
синхронизация принятия решений по двум и более компонентам, принятые решения/результаты
реализации компонента должны учитываться в рамках другого проекта.
Рис.2. Связь компонентов Программы
Реализация всех этапов Программы позволит
обеспечить решение следующих задач:
- Опережающие изменения в организации и
техническом обеспечении процесса специальных перевозок полностью будут отвечать
требованиям атомной отрасли, запланированное развитие которой в ближайшие
десять лет приведет как к соответствующему увеличению количества перевозимых
ядерных материалов и радиоактивных веществ, так и к корректировке маршрутов
традиционных грузопотоков;
- Формирование единого транспортного
пространства специальных перевозок на базе сбалансированной структуры собственных
транспортных активов;
- Обеспечение требуемого уровня комплексной
безопасности транспортной системы специальных перевозок;
- Снижение затрат на содержание парка
специальных транспортных средств, предназначенных для перевозки ОЯТ и
высокоактивных РАО; при использовании контейнеров стандарта ISO для организации
перевозок ГФУ между предприятиями ЯТЦ; на специальные перевозки природных
концентратов на предприятия ЯТЦ при использовании транспортных упаковок
повышенной вместимости;
- Повышение коэффициента использования
транспортных средств; срочной готовности транспортных средств.
Материал подготовлен Девятовой Т.А. на базе доклада М. Ю. Нилова «Транспорт. Видение 2030» на
XV Международном ядерном форуме «Безопасность ядерных технологий:
транспортирование радиоактивных материалов» (Санкт-Петербург, октябрь 2021 г.)