proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Авторские права
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[25/06/2021]     Инженерное образование в странах мира

Олег Фиговский, академик (Израиль)

В трёх статьях, опубликованных в журнале «Атомная стратегия» за последние годы проф. А.Я.Благовещенский (Военно-Морской Политехнический Институт ВУНЦ) не раз отмечал разрушительный характер реформирования инженерного образования России. Я солидарен с выводами авторами, о чём не раз писал ранее.



В связи с вышеизложенным я хотел бы ознакомить читателя с системами инженерного образования в ведущих странах мира.

Вопрос о том, как готовить кадры высококвалифицированных инженеров, важнейшая государственная задача, которая стоит сейчас перед системой высшего инженерного образования Китая. Сегодня Китай – страна прогресса и инноваций. Научные достижения китайских учёных ценятся во всём мире, их разработки активно внедряются в повседневную жизнь. В Китае крупнейший рынок робототехники; территорию страны бороздят новейшие поезда со скоростью 487,3 км/ч; ТОП-5 мировых производителей смартфонов включает 3 китайские компании.

Технические университеты Китая получают одно из лучших материальных обеспечений в мире. Они своевременно оснащаются новейшими разработками в области техники, а также дают возможность стажироваться в сотрудничестве с мировыми лидерами инноваций. Студенты сами могут проектировать новинки и получать патенты на свои изобретения. Практика во время обучения приносит многим готовые рабочие места. В свете этого неудивительно, что технологические университеты Китая так популярны среди абитуриентов.

Наиболее рейтинговые технические вузы входят в консорциум China Campus Network и открыты для поступления всем желающим. Так, Чжэцзянский университет – комплексный научный вуз с высокой долей влияния в Китае и мире. Основан в 1897 году в живописном районе города Ханчжоу провинции Чжэцзян. При университете есть собственный Научный парк площадью 113 гектаров, на нём находятся 100 высокотехнологичных предприятий и 7 рейтинговых больниц. Годовой бюджет исследовательского фонда данного научного университета – более 3.3 миллиона юаней.В награды университета, которые может получить каждый продвинутый  студент, входит и стипендия от Huawei Technologies.

Не менее знаменит Фуданьский университет – один из старейших и престижнейших вузов в стране, технологический университет Фудань за сто лет внёс немалый вклад в общее развитие Китая. Он основан в 1905 году и расположен в крупнейшем мировом центре – китайском мегаполисе Шанхай. Научный парк университета насчитывает 480 предприятий, оснащённых по последнему слову техники. В их числе известные бренды таких компаний, как Fudan Microelectronics, Fudan Guanghua, TCS oft and FudanWater. Также здесь есть 10 инновационных госпиталей, некоторые из них являются ведущими больницами страны. Кампус Фуданьского университета настолько огромен и функционален, что из него можно не выходить неделями. Здесь есть не только общежития, библиотеки, кафе и лаборатории, но и баскетбольные и футбольные поля, а также банкоматы, аптеки и магазины.

Не менее известен Харбинский институт технологий – перспективный технический вуз Китая, завоевавший 9е место в мировом рейтинге компьютерных наук. Основан в 1920 году в городе Харбин, столице северо-восточной провинции Хэйлунцзян. Это многопрофильный университет, нацеленный на постоянное развитие.

Годовой бюджет на исследования института доходит до суммы в 295 миллионов долларов. Последние пять лет принесли увеличение научных трудов вуза более чем на 170 процентов – такого беспрецедентного темпа роста не наблюдается даже у таких знаменитых университетов, как Стэнфорд, Токио, Гарвард и Беркли.

Нанькайский университет классический научно-технический университет Китая, находящейся под эгидой Министерства образования КНР. Отличается балансом между всем преподаваемыми в его стенах дисциплинами, очень широко известен среди работодателей.Этот технологический вуз основан в 1919 году в портовом городе Тяньзинь недалеко от Пекина. На сегодняшний день в числе его преподавателей немало академиков из Китайской Академии наук и инженерии – аналог Российской инженерной академии.

Как пишут Валентина Вильевна Кузнецова и Ольга Анатольевна Машкина (МГУ им. М.В.Ломоносова), современный Китай стал страной с наиболее масштабной системой высшего образования в мире. Но одновременно с проведением курса на развитие массового высшего образования Китай также формирует кластер элитных университетов, цель которых — выход на ведущие позиции в рейтингах лучших вузов мира.

Становление китайской высшей школы в качестве международного образовательного лидера превращается в весомый фактор геополитического влияния китайского образования, культуры и жизненных ценностей, в первую очередь — на сопредельные страны. 

Принятые в конце ХХ в. «План мер по возрождению образования в XXI веке» и совместное решение ЦК КПК и Госсовета КНР «Об углублении реформы образования и всестороннем содействии продвижению качественного образования» заложили основу правового регулирования современной системы национальных вузов. Все государственные вузы были разделены на две основные категории: центрального (категория «А») и местного (категории «Б/В») подчинения.

Находящиеся под управлением центральных ведомств университеты превращались в площадки апробации различных моделей организации обучения для повышения качества образования с ориентиром на достижение лучших мировых стандартов. Ряд китайских университетов также активно сотрудничает с зарубежными вузами, предлагая разнообразные образовательные программы, включая программы двойного диплома. В настоящее время действует 2 389 совместных с иностранными вузами образовательных проектов, которыми охвачено около 600 тыс. студентов.

В 13-м пятилетнем плане КНР (2016−2020) были намечены дальнейшие направления развития национальной системы образования в рамках стратегии построения экономики знаний. В качестве официальных целей стратегии строительства университетов и дисциплин мирового класса были выделены:

  • продвижение университетов и учебных дисциплин, обладающих соответствующим потенциалом, в число высоко котирующихся на мировом уровне;
  • ускорение развития системы управления высшим образованием и модернизация возможностей управления;
  • повышение уровня инноваций в подготовке кадров, научных исследований, социальных услуг и культуры в структурах высшего образования;
  • трансформация институтов высшей школы в важный источник исследовательских и технологических инноваций, передовых идей и культуры, основы по воспитанию талантливых граждан во всех сферах.

Проект выделяет три этапа реализации установленных целей:

- к 2020 г. сформировать группу университетов мирового уровня и учебных дисциплин, отвечающих наивысшим образовательным стандартам.

- к 2030 г. увеличить число университетов и учебных дисциплин, признанных лучшими в мире (включение не менее 6 из 9 лучших китайских университетов в топ-15 лучших в мире вузов), добиться существенного повышения качества национального высшего образования.

- к 2050 г. превратить китайское высшее образование в мирового лидера.

Уникальная Программа «План тысяч талантов» (ТТП) или программа «Тысяча талантов», в которую был приглашён и я, была учреждена в 2008 году центральным правительством Китая для признания и набора ведущих международных экспертов в области научных исследований, инноваций и предпринимательства. Как Соединенные Штаты, так и Канада предупредили, что Китай намерен использовать ученых, участвующих в этом плане, для получения доступа к новым технологиям для получения экономических и военных преимуществ. В 2019 году программа была реорганизована как «Национальный план набора иностранных экспертов высокого класса».Программа включает в себя два механизма – ресурсы для постоянного набора в китайские научные круги, а также ресурсы для краткосрочных назначений, которые обычно ориентированы на международных экспертов, которые имеют полный рабочий день в ведущих международных университетах или исследовательской лабораториях.

Программа предусматривает приглашение небольшого количества элитных экспертов иностранного происхождения, обладающих навыками, которые имеют решающее значение для международной конкурентоспособности Китая в области науки и инноваций. Мой опыт работы в Китае показал, что в рамках проекта «1000 талантов» выявился преимущественный интерес к работам военной тематики.

В январе 2020 года Федеральное бюро расследований арестовало Чарльза М. Либера, заведующего кафедрой химии и химической биологии Гарвардского университета, за ложь о его связях с программой. В мае 2020 года ФБР арестовало бывшего исследователя клиники Кливленда за то, что он не раскрыл связи с Программой тысячи талантов. В июне 2020 года сообщалось, что Национальные институты здравоохранения провели расследование поведения 189 ученых. В ноябре 2020 года Сун Го Чжэн, участник TTP, признал себя виновным в ложных заявлениях ФБР о своих связях с правительством Китая во время его работы в Государственном университете Огайо.В августе 2020 г. Канадская служба безопасности и разведки предупредила о ТТП как канадские университеты, так и канадские исследовательские институты, заявив, что она нанимает исследователей и ученых по всему миру, чтобы убедить их поделиться своими исследованиями и технологиями – либо добровольно, либо по принуждению.

Студенты, которые планируют изучать инженерные специальности в США, знают, что инжиниринг – это быстро развивающееся направление с большими перспективами карьерного роста как в США, так и за рубежом. Несмотря на то, что в США существует множество университетов с инженерными специальностями, некоторые из них выделяются среди остальных. Согласно всем международным рейтингам, Массачусетский технологический институт (МИТ), Стэнфордский университет, Калифорнийский технологический  и Калифорнийский университет в Беркли возглавляют  все рейтинги, когда речь заходит о программах инженерных дисциплин. В инженерном деле существует широкий спектр специализаций. Самыми  высокооплачиваемыми инженерными направлениями в США являются: 

•                  Нефтяная техника

•                  Электротехника

•                  Компьютерная инженерия

•                  Химическая инженерия

•                  Гражданское строительство

•                  Машиностроение

•                  Аэрокосмическая/авиационная техника

•                  Генная инженерия

 

Из 300 университетов в рейтинге химической инженерии почти четверть (74) приходится на США. Из них 16 входят в 50 лучших университетов  мира. В рейтинг 6 лучших университетов США в области химической инженерии входят:

1. Массачусетский технологический институт (MIT)

2. Стэнфордский университет (Stanford University)

3. Университет Калифорнии, Беркли (UCB)

4. Калифорнийский технологический институт (Caltech)

5. Университет Принстон (Princeton University)

6. Университет Висконсин-Мэдисон (University of Wisconsin-Madison)

В рейтинг лучших университетов в области гражданского и промышленного строительства входят 200 учреждений по всему миру, в том числе 37 университетов США. Топ-6 снова возглавляет MIT:

1. Массачусетский технологический институт (MIT)

2. Калифорнийский университет, Беркли (UCB)

3. Стэнфордский университет (Stanford University)

4. Институт технологии Джорджии (Georgia Tech)

5. Университет штата Иллинойс в Урбана-Шампейн (University of Illinois at Urbana-Champaign)

6. Техасский университет в Остине (University of Texas at Austin)

Если посмотреть на рейтинг лучших университетов в области электротехники, то из 400 лучших университетов мира  69 находятся в США. Приведенные ниже 6 вузов входят в топ-25 мира:

1. Массачусетский технологический институт (MIT)

2. Стэнфордский университет (Stanford University)

3. Университет Калифорнии, Беркли (UCB)

4. Университет Гарвард (Harvard University)

5. Калифорнийский университет, Лос-Анджелес (UCLA)

6. Калифорнийский технологический институт (Caltech)

В США находятся 74 из 400 лучших университетов в рейтинге по машиностроению и авиационной инженерии:

1. Массачусетский технологический институт (MIT)

2. Стэнфордский университет (Stanford University)

3. Университет Гарвард (Harvard University)

4. Университет Калифорнии, Беркли (UCB)

5. Мичиганский университет (University of Michigan)

6. Технологический институт Джорджии (Georgia Tech)

Школа Colorado School of Mines занимает первое место в области нефти- и горнодобыващей, начиная с 2016 года, это единственный инженерный рейтинг, в котором нет MIT:

1.               Колорадская школа нефтедобычи (Colorado School of Mines)

2.               Университет штата Пенсильвания (Pennsylvania State University)

3.               Университет Аризоны (University of Arizona)

4.               Университет штата Юта (University of Utah)

5.               Политехнический институт Вирджинии (VirginiaTech)

6.               Университет Колорадо в Боулдере (University of Colorado at Boulder)

Подготовка высококвалифицированных атомщиков, в том числе из других стран, жизненно необходима не только для развития национальной атомной индустрии США, но и для продвижения интересов страны на мировых энергетических рынках. Проблеме дефицита квалифицированных атомщиков придается огромное значение на федеральном уровне. В Штатах, как и во многих других странах, на кадры денег не жалеют. Ведущие министерства и госучреждения запускают все новые образовательные программы, уделяя особое внимание грантовой системе.

Например, ещё в 2005 году Минэнерго одобрило программу образовательных грантов, разработанную Комиссией по ядерному регулированию (NRC). Программа нацелена на поддержку различных образовательных программ. В конечном итоге специалисты нужны на всех стадиях ядерно-топливного цикла – от добычи урана до вывода из эксплуатации. В США профессия атомщика оплачивается хорошо, поэтому требуется соответствующий уровень компетенции. Желающие работать в ядерно-энергетической отрасли должны иметь минимум диплом высшей школы.

Германия - страна, которой исторически принадлежала лидирующая роль в развитии промышленности в Европе. Техническое образование в Германии существует примерно с XVII века и специалисты всегда отличались всесторонней подготовкой. Наиболее значимые технические университеты Герммании:

  • Рейнско-Вестфальский технический университет (г. Ахен)
  • Берлинский технический университет
  • Технический университет Брауншвейга
  • Технический университет Дармштадта
  • Технический университет Дрездена
  • Ганноверский технический университет им. Г.В. Лейбница

По словам Вильгельма Гумбольдта, «...характерной чертой высших учебных заведений является то, что здесь всегда рассматривается наука как еще не до конца решенная проблема и поэтому высшая школа неизменно остается в процессе исследований.». В числе основных условий развития экономики Германии — рост производства и потребления, зависимость от импорта сырья и энергоносителей, рост цен на сырье и энергоносители, нестабильность импорта сырья и энергоносителей, жесткие требования Киотского протокола. Сюда же относятся рост заработной платы и социальных расходов и повышение спроса на инновационные технологии на мировом рынке.

Основа государственной инновационной политики — создание условий для активизации науки и инновационных технологий за счет внедрения рыночных принципов управления. Доля занятых в сфере инновационных технологий: Германия — 27,7 %, Япония — 23,5 %, Италия — 20,4 %, США — 15,5 %, а доля прибавочной стоимости сегмента инновационных технологий составляет в Германии — 27,9 %, Японии — 25 %, Италии — 20,7 %, США — 18 %.Распределение бюджетных средств проводится только через научные сообщества. При этом Европейский Союз — это главный финансист научных исследований. Проводятся «Дни открытых дверей» в университетах и научных организациях — каждый может прийти и посмотреть, что делается конкретно и спросить, и задать вопросы, так как налогоплательщик — это основа жизни немецкого общества. Имеют место несколько научных сообществ в Германии: Немецкое научно-исследовательское общество, Общество Макса Планка (80 институтов, 12 тыс. сотрудников), Общество Гельмгольца (15 научных центров, 26 тыс. сотрудников), Фраунгоферовское общество (56 институтов, 13 тыс. сотрудников).

Немецкое техническое образование всегда носило консервативный характер, формируя сегодняшнюю культуру при умении использовать знания прошедшего времени с потребностями сегодняшнего дня и с поисками путей в будущее. В системе образования Германии к успехам реформ можно отнести следующее: 72 % университета и 95 % институтов согласились внедрить реформу, а связь ВУЗов с системой аккредитации Германии позволила не снизить качества образования. Также возникла параметризация специальностей: появились модули, кредитные пункты, учебная нагрузка, приложения к диплому, система экзаменов. Востребованность бакалавров на немецком рынке труда высокая, так как часто не требуется сверхквалифицированный специалист, а требуется понимание специальности и ответственность при работе.

Высшая школа (Гранд Эколь) и Университеты – два основных видов ВУЗов, исторически сложившихся во Франции. Как пишет Евгения Кузнецова (Университет Сан-Катан-ан-Ивлин), высшие инженерные школы произошли из школ для военных офицеров, первая из которых была создана в 1679 году Людовиком XIV.Современные аналоги высших школ были основаны в период Французской революции (1789-1799) “для зачисления лучших студентов для обучения специальным профессиям. Примеры таких школ: Ecole Polytechnique, предлагающая высококвалифицированное образование для инженеров при поддержке Министерства обороны; Ecole des Pointset Chaussee’s, готовящая инженеров в области гражданского строительства; Agro Paris Tech, объединяющая различные направления в области сельского хозяйства и экологии, и Ecole des Hautes Etudes Commerciale’s, являющаяся ведущей в экономической сфере и поддерживаемой Торговой Палатой Парижа.

Франция имеет самую большую пропорцию выпускников научных и технологических специальностей в возрасте 20–29 лет в Европе. По данным «Евростата», во Франции на 10 тыс. выпускников в возрасте 20–29 лет приходилось 207 выпускников технических специальностей, в Великобритании – 175, в Германии – 114.

В 2007 году Франция провела реформу высшего образования и науки, изменив организацию университетов и сделав их более открытыми для бизнес-сектора. Сегодня университеты ведут собственную политику научных, бюджетных и кадровых ресурсов, а также управляют своею недвижимостью. Теперь они быстрее и проще набирают сотрудников, создают новые курсы повышения квалификации, строят партнерства, создают университетские фонды и пользуются их средствами. С января 2011 года около 90% французских университетов решили перейти на автономный режим.

5 млрд евро было выделено из Госфонда через государственно-частное партнерство в рамках программы «Новый университетский кампус», чтобы обновить лаборатории, создать сильное сообщество, объединив главные кампусы, и повысить их международный имидж. Сейчас обновления проводятся в 12 главных кампусах: Лионе, Эксе-Марселе, Бордо, Гренобле, Страсбурге, Тулузе, Монпелье, Лилле, Лотарингии, и в трех кампусах в парижском регионе (Париже, Саклэ и Кондорсе-Обервилье). Ускорение модернизации университетов стало возможным благодаря средствам национальной инвестиционной программы.

Подготовка атомщиков во Франции проходит в рамках деятельности европейской организации European Nuclea rEducation Network (ENEN), которая была создана в 2003 году и сейчас объединяет более 30 самых авторитетных ядерных вузов Европы. Основная цель ENEN – сохранение и дальнейшее развитие знаний в ядерной области. Классический пример французского академического вуза, который проводит подготовку атомщиков по всем направлениям, – Национальный институт ядерной науки и технологии (INSTN). Он был создан в 1956 году, когда Франция решила начать ядерную программу. Основная площадка института находится в Сакле (20 км к югу от Парижа). Четыре филиала созданы в Гренобле, Кадараше, Маркуле и на территории кампуса Шербур-Октевиль.

Ещё в 2010 году стартовали международная англоязычная магистерская программа во Франции и программа подготовки для операторов реакторов (степень бакалавра ядерной технологии) в Иордании. В 2011 году было открыто совместное высшее учебное заведение по подготовке инженерных кадров в сфере ядерных технологий в Китае. То есть Франция делает акцент на экспорте высшего образования, идя двумя путями: традиционный экспорт национального образования в виде специализированных университетских центров и межуниверситетская кооперация (инсталляция специализированных центров в университеты стран-новичков).

Инженерно-технологический сектор вносит огромный вклад в экономику Великобритании – 27.1% от ВВП. 66.3% выпускников инженерных и технологических факультетов нашли постоянную работу по специальности в первые полгода после окончания вуза. Специалисты в области STEM (Science, Technology, Engineering, Maths – наука, технология, инженерия, математика) получают одни из самых высоких зарплат (£68,539 в год при среднем годовом доходе по стране в £26,500).

Химическая инженерия (Chemical Engineering). Эта молодая инженерная отрасль сочетает в себе естественные науки (химию, физику и биологию) с математикой и экономикой. Занимается изучением того, как получить из сырья и химикатов продукты, пригодные для использования в разных областях жизни.

Лучшие университеты для изучения химической инженерии в Великобритании: университет в Кембридже, Имперский колледж Лондона, Университет Бата.

Гражданское проектирование (Civil Engineering). Строительство объектов гражданского назначения. Сюда включаются как жилые и общественные здания, так и мосты, плотины, дороги и каналы.

Лучшие университеты, которые готовят специалистов по гражданскому проектированию: университет в Кембридже, Имперский колледж Лондона, Университет Бата.

Электрическая инженерия (Electrical Engineering). Эта отрасль изучает электрический ток и его применение. Электрическая инженерия охватывает целый ряд подразделов: источники электропитания, электроника, системы управления, телекоммуникация и другие. Лучшие университеты для изучения электрической инженерии: университет в Кембридже, Имперский колледж Лондона, Университет в Саутгемптоне.

Компьютерная инженерия (Computer Engineering) разрабатывает компьютеры и компьютерные системы, что включает создание:

·         Новой аппаратной техники

·         Карманных персональных компьютеров

·         USB-устройств

·         а также компьютерных систем на предприятиях.

Лучшие университеты для изучения компьютерной инженерии в Великобритании: университет в Кембридже, Имперский колледж Лондона, Оксфордский университет. Мехатроника (Mechatronics Engineering) основана на синергетическом объединении механики с электрическими и электронными компонентами. Объединенные системы носят названия электромеханических. К ним относятся: автоматизированные производственные системы, системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха систем и различных подсистемы самолетов и автомобилей. Лучшие университеты для изучения мехатроники в Великобритании: Южный региональный колледж, Бристольский колледж, колледж Бриджуотера.

Машиностроение (Mechanical Engineering) включает в себя производство и использование тепла и механической энергии для проектирования, производства и эксплуатации машин и инструментов.

Лучшие университеты, предлагающие программы по специальности “машиностроение”: университет в Кембридже, Имперский колледж Лондона, Бристольский университет.

Ученые из Управления по атомной энергии Великобритании (UKAEA) «успешно протестировали первую в мире концепцию, которая может устранить одно из главных препятствий на пути развития термоядерной энергии», заявило UKAEA 26 мая 2021 года. Первые результаты нового эксперимента UKAEA «MAST Upgrade» в Калхэме, недалеко от Оксфорда, продемонстрировали эффективность инновационной вытяжной системы, предназначенной для обеспечения реализации коммерческой жизнеспособности компактных термоядерных электростанций.

Возрожденная атомная отрасль Великобритании  позволит стране избежать угрозы исчерпаемости нефтегазовых месторождений и тем самым удовлетворить все энергетические потребности населения, что потребуют увеличения выпуска инженеров - атомщиков. Поэтому по-прежнему остается актуальным вопрос о том, что ожидает британскую атомную отрасль в ближайшем будущем: долгожданное и спасительное возрождение или застой?

Одним из основных условий перехода к инновационному инженерному образованию в России по мнению И.Г.Шамшиной  (ДВФУ) является обновление методологии и содержания инженерного образования на основе тенденций и подходов современного наукоемкого инжиниринга в рамках построения Единого национального комплекса «Инженерное образование – Наука – Промышленность – Инновации» формирующейся инновационной экономики знаний. Выявления лучших зарубежных аналогов образовательных программ, лучших практик, таких как выполнение на старших курсах реальных НИР, НИОКР и НИОКТР по заказам промышленных предприятий, интеграция передовых промышленных концепций и технологий, идей и подходов мировых лидеров в содержание курсов, развитие академической мобильности и программ двойных дипломов – все это должно способствовать становлению инновационного инженерного образования.

Однако академическая мобильность, широко применяемая в мировой практике, когда студент может переехать из одного города в другой, из одной страны в другую, отучиться там какое-то время и, ничего не теряя, не прерывая образовательного процесса, вернуться обратно, в России не применим. Причина тому – административные и финансовые барьеры. И.Г.Шамшина убеждена, что для изучения технологий мирового уровня, которыми владеют компании – лидеры промышленности, преподаватель должен иметь возможность зарубежной стажировки минимум один раз в три года.

Кроме того, должно быть выделено финансирование на участие профессорско-преподавательского состава в конференциях различного уровня, прохождение курсов переподготовки по читаемым дисциплинам и особое внимание следует обратить на мировые тенденции развития инженерной деятельности и современные международные требования к профессиональным инженерам. Решение данной проблемы должно быть связано с созданием технических и технологических университетов нового типа, разработкой и освоением новых образовательных программ. В рамках же модернизации высшего технического образования необходимо увеличивать общеинженерную и фундаментальную подготовку, дать вузам право самим определять её формы и содержание.

По моему мнению это сегодня трудно осуществимо, но то, что значительные изменения в российском инженерном образовании необходимы - не вызывает сомнения. Этому поможет и опыт современного инженерного образования в ведущих странах мира, часть которого и приведена в этой статье.

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Кадровая политика
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Кадровая политика:
Синдром эмоционального выгорания

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 4.2
Ответов: 5


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 7 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Инженерное образование в странах мира (Всего: 0)
от Гость на 25/06/2021
Господин Фиговский !  Не сыпьте    соль на раны.  Они без Вас  болят .  Не учите   нас  как жить .  Вы не остались работать в России ,  а  в 1991  году покинули  Россию  и  уехали не  за туманами, а  за  деньгами    в Израиль.   


[ Ответить на это ]


Re: Инженерное образование в странах мира (Всего: 0)
от Гость на 25/06/2021
Цитата:"преподаватель должен иметь возможность зарубежной стажировки минимум один раз в три года.Кроме того, должно быть выделено финансирование на участие профессорско-преподавательского состава в конференциях различного уровня, прохождение курсов переподготовки по читаемым дисциплинам и особое внимание следует обратить на мировые тенденции развития инженерной деятельности и современные международные требования к профессиональным инженерам."Если говорить применительно к реалиям сегодняшней России, предлагаю начать с малого:всё-таки выписать хотя бы по 10 научных журналов каждым НИИ и организовать их безвозмездный обмен между НИИ.Дело в том, что в настоящее время библиотеки нескольких известных мне Московских и подмосковных НИИ уже который год не выписали ни одного рецензируемого журнала. Не то чтобы межлународного на англмйском, а даже российского. Редкие новые поступления журналов у нас происходят только за счёт дарственных экземпляров. Когда академик или член-корр РАН выписал нужный ему журнал за свои или грантовские средства, в каком-то из номеров не нашёл ничего для себя интересного и спустя полгода вместо выбрасывания подарил этот номер в библиотеку на общий доступ. При этом деньги делать евроремонт в бухгалтериях и на бесплатные сотовые телефоны для прослушки спецслужбами и деньги на служебные легковые автомобили с водителями для дирекции - как- то находятся понемногу хоия и там не густо.То есть вообще немного денег в институтах есть но приоритеты выставлены так, что журналов библиотеки НИИ уже годами не выписывают. Старыми советскими фондами обходятся, пока они окончательно не устарели. По-правде говоря, читателей в библиотеках НИИ почти нет: научные сотрудники и специалисты возраста 70+ нового уже не освоят, они взяли тактику доживать на старом багаже знаний. Но это не отговорка. Мировые журналы должны быть доступны. На этом нельзя экономить. С обеспечения библиотек НИИ мировыми научными журналами нужно начинать, а потом уже выправлять другие недостающие факторы по которым сложилось тяжёлое положение. 


[ Ответить на это ]


Re: Инженерное образование в странах мира (Всего: 0)
от Гость на 25/06/2021
Пользуйтесь Интернетом, sci-hub в помощь.


[
Ответить на это ]


Re: Инженерное образование в странах мира (Всего: 0)
от Гость на 25/06/2021
  1. По китайской программе тысяча талантов или ТТП.  Здесь Вы напустили шпионского тумана. У меня в 2017 году тоже  было от них приглашение с одобренным с их стороны  контрактом. ТТП не предусматривает одновременную работу с своей стране и по китайской Программе. 
По контракту ты должен три года отработать в Китае с двухмесячным отпуском раз в году. С отрывом от своей работы. Твои работы в Китае прописаны в контракте, вплоть до количества публикаций. Параллельно работать нельзя. Так что все как с любыми  обычными зарубежными контрактами. Только платят очень много. С уважением, АлС


[ Ответить на это ]


Re: Инженерное образование в странах мира (Всего: 0)
от Гость на 25/06/2021
Дисбалансы не бытовые-очевидные, а более высокого порядка, в российской науке вообще в запущенном состоянии. Пара примеров:1)После распада СССР, наука России перестала работать во всех мыслимых созданных цивилизацией областях знания. Это обусловлено слишком малым масштабом - 140 миллионов жителей или 1,8% мирового населения - системы разделения труда.В Англии после изобретения Графена был создан и действует, активно взаимодействуя с корпорациями промышленности, "Институт Графена". В нём работают Нобелевские лауреаты, изобретатели графена. Россия не имеет Института Графена ни одного, хотя изобретатели - изначально её граждане, получившие Нобелевскую премию.
Но более того. Даже по тем направлениям, по которым Россия имеет Институты, бывает ситуация: в области физики ускорителей заряженных частиц работают несколько институтов в разных городах - но ни один из них не имеет ни денег ни оборудования, чтоб полноценно работать на современном уровне. Выделяемых РФ денег худо-бедно хватило бы на работу двух институтов, но их - десять, средства размываются, и ни один институт не может полноценно работать. И хотя деньги выделены чтоб сделать результат дважды - он не сделан ни одного раза, а на выделенные средства мучаются в безденежьи целых 10 институтов. Нужно ли их столько в этой области знания - никто не поднимает вопроса.
В авиации отечественной аналогичная ситуация. В организациях в разных городах числятся не одна сотня тысяч человек, а за год реактивных самолётов - в сумме военных и мирных -  выпущено лишь несколько десятков.
Авиазаводы и НИИ при этом в большей мере выполняют не своё прямое назначение - делать самолёты и научные результаты - а социальную функцию по собиранию со своей местности и поддержке всех убогих нуждающихся: лишь бы не было безработицы. 
2)Опытные производства в НИИ вымерли в первую очередь,, а в них - электролиз, стеклодувка, водородные печи - вымерли в первую очередь. В оставшихся ОП, металлообрабатывающие станки с ЧПУ понимающими флэшки с чертежами Автокада - отсутствуют как класс. Формально опытное производство с горсткой престарелых рабочих есть, реально - оно не располагает многими необходимыми инструментами для решения конкретных задач. 
Подобные двум рассмотренным пунктам нюансы высокого порядка в российской науке вне чьего-либо внимания. А ведь именно детали и нюансы предопределяют способность того или иного Института решить конкретную актуальную задачу. 


[ Ответить на это ]


Re: Инженерное образование в странах мира (Всего: 0)
от Гость на 26/06/2021
А ведь именно детали и нюансы предопределяют способность того или иного Института решить конкретную актуальную задачу.
Если в институте нет изобретателя, фантазёра научных идей, не такого способного и нордического человека, то НИИ попросту сдохнет. Например, "Гидропресс", НИКИЭТ и др. в Росатоме.Пенсионер, бывш. гл. констр.


[
Ответить на это ]


Re: Инженерное образование в странах мира (Всего: 0)
от Гость на 20/07/2021
Испытываю чувство удовлетворения тем фактом, что мои публикации в журнале "Атомная стратегия" в определенной степени инициировали появление данной статьи известного ученого, изобретателя, педагога академика О.Л. Фиговского.Статья содержит глубокий аналитический обзор состояния инженерного образования в мире и свидетельствует о неравнодушии автора к тому положению, в котором находится высшее профессиональное образование нашей страны, давшее в прошлом ему достойную путевку в жизнь.Автор "не учит нас жить" из-за рубежа (трактовка одного из комментариев), а, опираясь на фактический материал из мировой практики, приходит к выводу, что "значительные изменения в российском инженерном образовании необходимы".
Не касаясь ряда важных затронутых вопросов, остановлюсь на следующем:
- В ведущих университетах мира  (в частности, в США) в инженерном деле присутствует широкий спектр специальностей, в то время, как при нашем реформировании высшей школы и переходе на двухуровневую систему количество инженерных специальностей сократилось примерно в 10 раз.
- На фоне реформирования системы образования Франции в 2007 году, дающего вузам возможность вести собственную политику в многогранной деятельности, включая все аспекты организации учебного процесса, трудно считать оправданной достаточно жесткую его регламентацию министерскими стандартами в отечественной практике.
- Показано, что в ведущих технических университетах мира (США, Франция) уделяется большое внимание подготовке высококвалифицированных атомщиков. Во Франции нет дистанции между бакалавром  и инженером, так ядерным реактором управляет оператор со степенью "бакалавра ядерных технологий". Нынешние наши стандарты бакалавриата и магистерские программы не предусматривают инженерную подготовку студента.
- Важный вопрос организации зарубежных стажировок ППС отечественных вузов не вписывается в министерские планы удешевления учебного процесса и др.
Статья была бы полезной для Министерства науки и высшего образования России, если бы оно было озабочено необходимостью восстановления разрушенного (в относительно недалёком прошлом лучшего в мире) отечественного инженерного образования.
Спасибо автору, С уважением,проф. А.Я. Благовещенский


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.06 секунды
Рейтинг@Mail.ru