proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[06/11/2019]     Арктика – не просто работа – это наша жизнь

О планах принять уже в этом году новую стратегию развития российской Арктики до 2035 г. Президент России В.В.Путин сообщил в апреле 2019 г. на V Международном арктическом форуме "Арктика - территория диалога». Главным в новой концепции стратегии является ее антропоцентричность. Все действия в экономической, социальной сферах, в области охраны окружающей среды должны быть направлены на повышение качества жизни человека.



Новая стратегия развития российской Арктики должна объединить мероприятия национальных проектов и государственных программ, инвестиционные планы инфраструктурных компаний, программы развития арктических регионов и городов. По ключевым социально-экономическим показателям, по качеству жизни людей все арктические регионы необходимо вывести на уровень не ниже среднероссийского. Такая задача должна служить ориентиром для работы всех федеральных ведомств и региональных властей России с учетом специфики проблем, касающихся коренных малочисленных народов Севера.

Особое внимание должно быть уделено развитию транспорта и другой опорной инфраструктуры. Среди ключевых инфраструктурных проектов – строительство Северного широтного хода, железнодорожной магистрали, которая позволит приступить к эффективному освоению природных богатств Полярного Урала и Ямала, а в перспективе – и севера Красноярского края. Будет продолжена работа по развитию глобального транспортного коридора, включающего Северный морской путь. Наша цель – существенно нарастить объём грузоперевозок. Только по Севморпути – до 80 млн тонн к 2025 г. Для того чтобы СМП работал на полную мощность, будут развиваться коммуникационная и береговая инфраструктура, включая портовые мощности, средства навигации, метеонаблюдения, обеспечения безопасности коммерческого плавания. Будут созданы порты-хабы в конечных точках трассы - Мурманский транспортный узел и портовая инфраструктура в Петропавловске-Камчатском, модернизированы гавани арктического побережья, включая возможности для организации перевозок «река – море».

Обновляется ледокольный флот и наращивается выпуск судов ледового класса. В Петербурге строятся три новых атомных ледокола: «Арктика», «Сибирь» и «Урал». К 2035 г. арктический флот России будет насчитывать не менее 13 тяжёлых линейных ледоколов, в том числе девять атомных. Задача – сделать Севморпуть безопасным и выгодным для грузоотправителей, привлекательным как по качеству услуг, так и по цене. Конкурентной и обоснованной должна быть плата за ледокольное сопровождение судов.

Для наращивания капиталовложений в регионе, запуска новых проектов будут использоваться все инструменты поддержки инвестиций, в том числе и те, что уже успешно апробированы в рамках программ развития дальневосточных регионов России. Это льготные ставки на прибыль, понижающие коэффициенты по налогу на добычу полезных ископаемых заявительный порядок возмещения налога на добавленную стоимость, упрощённый порядок предоставления земельных участков и неизменность условий реализации инвестиционных проектов.

Правительству России вместе с экспертами, представителями бизнеса дано поручение разработать проект специального федерального закона об особой системе преференций для инвесторов Арктической зоны. Полномочия Министерства по развитию Дальнего Востока расширены: теперь в сферу его ответственности входит и Арктика.

Для комплексного развития региона нужна мощная научная, кадровая, технологическая база. В регионах страны уже приступили к созданию научно-образовательных центров (НОЦ), интегрирующих возможности университетов, исследовательских институтов, бизнеса, реального сектора экономики. Такой центр будет создан и в одном из арктических регионов, чтобы обеспечить развитие фундаментальной науки и решение практических задач освоения Арктики. Будущее за активными академическими и университетскими обменами, за созданием международных исследовательских команд, альянсов высокотехнологичных компаний в области судостроения, связи, безопасности мореплавания, в сфере экологии, добычи полезных ископаемых и биоресурсов.

Арктика ставит перед человеком колоссальные вызовы. Один из них – обеспечение баланса между экономическим развитием и сбережением арктической природы, сохранение её уникальных биосистем и ликвидация ущерба, накопленного в ходе экстенсивной хозяйственной деятельности. Будет развиваться система особо охраняемых природных территорий, заповедников, предусмотрены дополнительные меры по развитию цивилизованного экологического туризма, созданию необходимой инфраструктуры.

В 2021 г. Россия примет председательство в Арктическом совете. Приоритеты нашего председательства – продвижение природосберегающих технологий в промышленности, на транспорте, в энергетике. На долю Арктики сейчас приходится более 10% всех инвестиций в Российской Федерации. И значение арктического фактора в экономике страны будет только расти.

В поручении главы государства указано: «Представить проект стратегии развития Арктической зоны России до 2035 г. с учётом завершения действия Основ государственной политики России в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу и стратегии развития Арктической зоны России и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г.» до 1 декабря 2019 г. Правительство совместно с главами субъектов Федерации Арктической зоны должны представить свои предложения по обеспечению показателей социального развития территорий Арктической зоны до уровня не ниже средних значений по России. В Арктическую зону РФ входят Мурманская область, Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Чукотский автономные округа, часть территории Красноярского края, Архангельской области, республик Коми, Карелия и Якутии, а также земли и острова в Северном Ледовитом океане.

 

«ПОРА»

Для привлечения внимания общественности к социальным, экономическим и экологическим аспектам жизнедеятельности человека на севере России в 2017 г. был учрежден экспертный центр «ПОРА» (Проектный офис развития Арктики), который стал официальной площадкой Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики с целью коммуникации государственных, общественных и коммерческих организаций, заинтересованных в устойчивом развитии Арктики. В январе 2018 г. стартовала грантовая программа «ПОРА» для поддержки проектов и исследований, направленных на развитие российской Арктики.

Гендиректор «ПОРА» Б.Тарасов

Проектный офис реализует программы по всей территории Арктической зоны, поддерживает ученых, осуществляющих свою деятельность в области арктических исследований, оказывает грантовую поддержку организациям и учреждениям, распространяет информацию об Арктике среди широкой аудитории, привлекает средства российских и иностранных инвесторов в проекты, связанные с Арктикой.

В перечень экспертного центра «ПОРА» вошли такие проекты, как:

- Полярный Индекс,

- Информационный портал,

- Арктическая диета,

- Сон у детей,

- Энецкая письменность,

- АРКТИКА 2035,

- Кампания "Сохраним белого медведя".

«Полярный индекс» – это совместный проект экспертного центра «ПОРА» и кафедры экономики природопользования экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. В основе методики расчета рейтингов регионов и компаний лежит теория устойчивого развития, разработанная под эгидой ООН, как универсальная модель развития человечества. Проект «Полярный индекс» основан на концепции баланса экономической, экологической и социальной составляющих.

В пятерку лидеров рейтинга «Полярный индекс. Компании» в июне 2018 г.   вошли ПАО «Лукойл», ПАО «СИБУР Холдинг», ПАО «ГМК «НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ», ПАО «Роснефть» и ПАО «АК «Алроса». В пятерке лидеров рейтинга «Полярный индекс. Регионы» – Мурманская область, Республика Саха (Якутия), Архангельская область, Ямало-Ненецкий автономный округ и Красноярский край.

 В декабре 2018 г. был проведен «народный» рейтинг, в составлении которого участвовали 3600 респондентов, оценивавших экономические, социальные и экологические аспекты, выставивших собственную оценку качества жизни на российском Севере. Лидерами «Народного Полярного индекса» стали Ямало-Ненецкий, Чукотский и Ненецкий автономные округа.

В конце 2018 г. начался следующий этап проекта с выходом на международный уровень. Разработан рейтинг «Полярный индекс Баренц-региона», в которых оценивается устойчивое развитие компаний и провинций четырех арктических государств Норвегии, России, Финляндии и Швеции.

В июне 2019 г. был представлен второй ежегодный рейтинг «Полярный индекс. Компании» 2019 г., в пятерку лидеров которого вошли компании ПАО «СИБУР Холдинг», ПАО ГМК «Норильский никель», ПАО «Лукойл», ПАО «Газпром нефть» и ПАО «Новатэк».

В июле 2019 г. экспертный центр «ПОРА» был выбран базовой площадкой сбора идей для создания Стратегии развития Арктики и национальной безопасности до 2035 г. По соглашению, заключенному с Министерством РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, эксперты «ПОРА» войдут в состав рабочих групп по широкому кругу вопросов развития АЗРФ, включая реализацию совместных проектов, участие в проектах администраций регионов, в проектах компаний, поддержку общественных инициатив и научных исследований. «ПОРА» также займется интеграцией результатов работы экспертного сообщества и представлением предложений по развитию российской Арктики общественности. Зам. министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Крутиков заявил: «Мы приступили к подготовке новой стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации, которая определит будущее российской Арктики на 15 лет вперед. Поэтому она не может готовиться кулуарно, в московских кабинетах, а должна создаваться совместно с регионами, муниципалитетами, гражданским обществом, широким кругом экспертов.  Мы договорились с Проектным офисом развития Арктики, что на его базе мы запустим широкое и открытое обсуждение предложений в новую стратегию».

Впервые жители и эксперты объединятся для создания государственного документа общей стратегии развития Арктики. «ПОРА» разработал интерактивную цифровую платформу www.arctic2035.ru, с помощью которой любой житель России может отправить свои предложения по развитию Арктики. Таким образом, цифровая платформа становится своеобразным банком идей.

Сбор идей с последующим экспертным обсуждением позволит избежать возможных перекосов, расходящихся с официальной стратегией, разрабатываемой министерством. Стратегия «Арктика 2035» может стать первым документом российского министерства, получившим широкую общественную поддержку.

На портале goarctic.ru социальные, экологические и экономические вопросы жизни Крайнего Севера освещаются в рубриках:

- Новости: новости Госпрограммы, планы компаний по новым проектам в Арктике, технологические разработки для Арктики, социальные и экологические инициативы в Арктической зоне;

- Жить в Арктике! - материалы о развитии моногородов, здоровье, образовании, транспорте, проблемах коренных народов;

- Работать в Арктике! - аналитические материалы о проблемах хозяйствующих субъектов, их подходы к социальной ответственности и экологическим вопросам, инновационные разработки на предприятиях;

- Поехать в Арктику! - советы по путешествиям, памятные места, природные объекты, как добраться и что посмотреть.

«ПОРА» намерен создать арктическое кадровое агентство «Центр подходящей работы в Арктике» — единый ресурс, который позволит собрать всю информацию о вакансиях и возможностях трудоустройства в арктических регионах.

Осенью т.г. в ряде арктических регионов России прошла серия заседаний дискуссионного клуба «ПОРА» «Стратегическая сессия — Арктика 2035», на которых местные эксперты обсудили предлагаемые идеи.

Ключевое направление, по которому прорабатывается Стратегия, это стимулирование экономического роста Арктического региона. Предстоит сформулировать новую парадигму развития нашего Заполярья, в формате которой найдется место для крупного и малого бизнеса, государства и частников, добычи и сложных высокотехнологичных производств. Во-вторых, это инфраструктура и логистика. Добывать богатства Арктики необходимо с помощью современных технологий. Требуется прорыв в сфере транспортной доступности. И самое важное — создание жизненного комфорта, обеспечение всех условий для устроенности быта и здоровья людей.

Главное в концепции устойчивого развития — ее антропоцентричность. Все действия в экономической, социальной сферах, в области охраны окружающей среды должны быть направлены на повышение качества жизни человека. Развитие Арктики является тем локомотивом, который способен потянуть за собой улучшение качества жизни людей не только на арктических территориях, но и на субарктических, и вообще во всех регионах России. «ПОРА» мобилизует интеллектуальный потенциал экспертного сообщества регионов и компаний, ученых, общественности для обсуждения будущей стратегии развития страны.

 

Арктический Петербург

Для Петербурга Арктика – один из драйверов развития. Ее освоение ставит дополнительные задачи для экономики города. На питерских верфях строятся ледоколы проекта 22220 - «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Предприятия получают больше заказов, появляются новые рабочие места. Для дальнейшего развития городской экономики создание арктического кластера крайне важно.

В декабре 2018 г. «Адмиралтейские верфи» и Росгидромет подписали соглашение о проектировании и строительстве ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс» для замещения дрейфующих станций, прекративших существование в 2013 г. из-за вопросов безопасности. Автономность работы ЛСП 2 года, численность экипажа - 14 человек, плюс 48 научных сотрудников. Организовывать работу на этой платформе будет НИИ Арктики и Антарктики, а подготовкой специалистов займутся вузы города на Неве. Предприятие «Авангард» выпускает фитокомплексы, позволяющие круглый год в условиях Севера получать необходимые для человеческого организма витамины и микроэлементы. Создается каталог «Санкт-Петербург - Арктике», куда будут вноситься все предприятия, создающие «арктическую» продукцию и технологии, не только большие, но и менее крупные. К участию в нем направлены приглашения более 400 организациям, таким, как: ОАО «Адмиралтейские верфи», ОАО «Балтийский завод – Судостроение», ФГУП «Кронштадтский морской завод», ОАО «Пролетарский завод», ОАО «Средне-Невский судостроительный завод», ОАО СЗ «Северная верфь»,  ОАО «Выборгский судостроительный завод», ОАО «Невское ПКБ», ОАО «Северное ПКБ», ОАО «СПБММ «Малахит», ОАО «ЦКБ МТ «Рубин», ОАО «ЦКБ «Айсберг», ОАО «ЦМКБ «Алмаз», ФГУП «Крыловский государственный научный центр», ЗАО «ЦНИИ морского флота», ФГУП «ЦНИИ КМ «Прометей», ОАО «Центр технологии судостроения и судоремонта», ОАО «Концерн «Морское подводное оружие – Гидроприбор», ОАО «Моринформсистема-Агат», ОАО Концерн «Океанприбор», ОАО «Звезда» Двигателестроение, ОАО «Концерн «Гранит-Электрон», ОАО «Концерн «Центральный научно-исследовательский институт «Электроприбор», ОАО «РИРВ», ЗАО «Транзас» ИТ, ООО «Арктикморгео», ОАО «Гипроспецгаз»  и др.

В городе создан Арктический молодежный центр компетенций, объединяющий студентов различных вузов.  АМЦК совместно с Комитетом Санкт-Петербурга по делам Арктики запустил проект по формированию молодежного кадрового актива для Арктики. В городе сосредоточена совокупность всех необходимых компетенций - судостроение, наука, образование... В Петербурге работает очень значимая для Севера организация - АО «Полярная морская геологоразведочная экспедиция», оснащенная своими судами и опытными специалистами, проводящими исследования непосредственно в Арктике.

На ледоколе «Красин» реализуется проект «Школа юного полярника», в котором участвуют молодые люди всех возрастов, даже дети. Арктика не так далеко от нас, как кажется. По мнению председателя Комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики Германа Широкова, «Петербург должен стать площадкой, где обсуждаются новые решения для Арктики».

В конце сентября 2019 г. в информационном центре ТАСС в Санкт-Петербурге прошло выездное заседание дискуссионного клуба Проектного офиса развития Арктики «Стратегическая сессия — Арктика 2035». В нем приняли участие представители Комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики, НИИ Арктики и Антарктики, Ассоциации полярников России и других организаций и вузов, связанных с развитием арктического региона. Стратегическая сессия продолжила серию мероприятий, которые состоялись в Мурманске, Архангельске, Петрозаводске, Якутске и  других регионах АЗРФ. Зам. министра по развитию Дальнего Востока и Арктики А. Крутиков отметил, что «Санкт-Петербург исторически всегда являлся главным, опорным городом для покорения и освоения Севера. В городе сконцентрировано большое количество научных организаций, оплотов инженерной мысли в области судостроения, строительства. Значение города трудно переоценить, и очень важно зафиксировать его роль в будущей арктической стратегии». Герман Широков отметил также важность создания в Петербурге информационно-аналитического центра «ПОРА». По словам гендиректора «ПОРА» Бориса Тарасова, несмотря на то, что Петербург никогда не входил в АЗРФ, мнение экспертного сообщества такого научно-интеллектуального центра чрезвычайно важно. «Это кадровый, судостроительный, образовательный и инновационный потенциал, плюс международный».

Председатель Комитета СПб по делам Арктики Г. Широков

Среди участников петербургской сессии наиболее часто поднимался вопрос подготовки арктических кадров. Проректор ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова Елена Смягликова уверена, что: «половина из восемьдесяти восми вузов Петербурга может работать для Арктики и на Арктику». Ее мнение поддержал ректор СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича Сергей Бачевский, уверенный в том, что Петербург «может стать опорным центром подготовки кадров по всем направлениям». «В ходе подготовки стратегии нужно конструировать разного рода сервисы и описывать их заранее, чтобы они подходили под образ жизни в Арктике, а наука сделает всё остальное, она может сейчас почти всё. Главное – правильно поставить задачи. Важно обсуждать, какие первоочередные вопросы учёные должны решить, чтобы Арктика стала более привлекательной».

Замглавы Минвостокразвития А.В. Крутиков

Зам. министра А.В. Крутиков сообщил, что в 2020 г. Минвостокразвития выделит кадровую подготовку для Арктики в отдельное направление с приведением системы образования в соответствие с потребностями ее экономики, как это было сделано три года назад на Дальнем Востоке.

Тему необходимости координации всех заинтересованных ведомств при проведении арктической научно-исследовательской работы поднял замдиректора Арктического и антарктического НИИ Игорь Ашик. «С одной стороны, мы видим понимание необходимости научных исследований в Арктике, с другой - у нас нет комплексной программы. Исследовательские работы ведутся различными организациями с разным успехом, а согласованности между ними нет. Это очень большая беда. Нужно понимать, что это за работа. Это не эксперименты в какой-то химической лаборатории, для нас лаборатория – вся Арктика. Наши эксперименты включают сеть наблюдений за природными условиями, экспедиции, привлечение дрейфующих станций – всё это дорогостоящие мероприятия. И позволить себе бесхозяйственно распоряжаться средствами неправильно. Необходима единая комплексная программа исследований». Замминистра предложил ученому подумать о возможности ААНИИ стать головной организацией, которая отвечала бы за комплексную программу исследований в Арктике.

Директор петербургского информационно-аналитического центра «ПОРА» Игорь Павловский внес предложение о необходимости уменьшения нагрузки на арктический малый и средний бизнес, а также о введении арктического ГОСТа, создание которого могли бы взять на себя питерские специалисты. Профессор высшей школы менеджмента СПбГУ Виталий Черенков в качестве трёх приоритетных арктических драйверов назвал цифровизацию, развитие логистической системы с опорой на беспилотную авиацию и институциональную составляющую (совершенствование муниципального и регионального управления).

В ходе дискуссии был выдвинут ещё ряд предложений для внесения в Стратегию. Это необходимость учета актуальных проблем коренных малочисленных народов, связанных с хозяйственной деятельностью и средой обитания, предложения в сфере образования, подготовки кадров, культуры, технологий и экологии. По мнению вице-президента Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ Нины Вейсаловой, во главе угла должны стоять местные жители. Необходимо подумать о том, чтобы кадровую ставку сделать на местных жителей. Они могли бы получать образование в вузах Москвы и Петербурга, а потом возвращаться на родину, где привыкли жить, в отличие от тех, кто приезжает в Арктику из других регионов и не справляется из-за суровых климатических условий.

Чтобы местному населению не хотелось уезжать, а специалисты со всей страны стремились на работу в Арктику, на территории северных регионов нужно обеспечить комфортные условия жизни. Для этого необходимо привлечь науку к разработке ноу-хау для Арктики. «Нужно, чтобы в Арктике внедрялись передовые технологии, чтобы во главе угла стоял человеческий интеллектуальный ресурс", — считает руководитель проекта «Арктический инновационный кластер СЗФО» А.А. Краснов. Современное поколение просто ради красивой картинки в Арктику не отправится. Чтобы привлечь их на север, региону нужно обеспечить передовые технологии и комфорт. Александр Краснов рассказал о разработках АИК, которые могут быть полезны в арктических условиях. Проблему качественной и доступной связи позволят решить антенны дальней широкополосной подводной и подземной магнитной связи на расстояния до тысячи километров. А это связь с шахтерами в забое, связь с подводными необитаемыми аппаратами, с помощью которых планируется осваивать арктический шельф.

Высокочастотные тракты мощных передающих устройств КВ-УКВ диапазонов могут быть сделаны в разы компактнее, дешевле и надежнее. Среди других проектов - парус-ветряк, поднимаемый на тросах на 200 м, где скорость ветра значительно выше, чем у поверхности Земли. Когда ветер гонит парус в одну сторону — собирается энергия, а при откручивании вторым тросом обратно ее потери составляют около 20-30% того, что удалось собрать. Ещё один из участников АИК предлагает на смену традиционному поршневому поставить роторный двигатель внутреннего сгорания, снижающий выхлопы и увеличивающий срок службы привычного двигателя. Наши специалисты могут перевернуть всю энергетику, а она – основа всего. 70% всех затрат связаны с энергетикой. Её следует сделать безопасной, дешёвой, доступной, мобильной и компактной. Нужно сфокусировать деньги на этом.

В рамках АИК планируется реализовать совместный с Агрофизическим институтом РАН проект по созданию модульных теплиц для выращивания свежих овощей и зелени в условиях искусственного освещения.

Уникальный опыт ученых и практиков Санкт-Петербурга, широкие арктические компетенции Северной столицы могут быть востребованы в рамках создаваемой Стратегии.

Чтобы подготовить лучшие предложения к финальному документу «Стратегии 2035», планируется провести несколько десятков стратегических сессий в офисах экспертного центра «ПОРА» и в городах АЗРФ. За прошедший год экспертный центр реализовал ряд проектов, направленных на повышение знаний о российской Арктике, улучшение условий жизни людей на Севере и на развитие региона в целом. Стратегическая сессия в Санкт-Петербурге продолжила эту серию мероприятий, в дальнейшем «Арктику 3035» обсудят еще в пяти регионах, парламентские слушания на 28 октября. Проект впервые предусматривает раздел «Основные направления развития территорий, входящих в состав АЗРФ».

 

Прописан в Арктике душой

На стратегической сессии в Архангельске, состоявшейся в августе т.г., ключевыми темами стали тарифное регулирование, добыча биоресурсов и полезных ископаемых, развитие науки, судостроения, арктической медицины и туризма. Также речь шла о повышении конкурентоспособности малого и среднего бизнеса на Севере. Трехстороннее соглашение между Правительством Архангельской области, Северным Арктическим федеральным университетом (САФУ) и «ПОРА» закрепило сотрудничество в проведении научных исследований на базе НОЦ «Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования». Северный Государственный Медицинский Университет (СГМУ) предложил свои уникальные возможности в создании системы комплексного медицинского обслуживания жителей арктических территорий. «В 90-е годы происходило закрытие Арктики: отсюда уезжали. Сейчас мы должны Арктику заново открыть – для людей и во имя людей», убежден губернатор Архангельской области Игорь Орлов. «Для нас Арктика не просто работа – это наша жизнь».

Текущие и перспективные проекты "ПОРА" обсуждались  также на встречах в Норильске и Дудинке, в том числе: "Создание энецкой письменности", "Арктическая диета", "Исследование особенностей сна детей в Арктике", "Сохраним белого медведя", который реализуется совместно с экофондом СФУ. Борис Тарасов поддержал высказанное на круглом столе предложение о дальнейшем развитии программы "Арктический доктор", предложив расширить его на все арктические регионы России.

Проблема занятости населения Арктики обсуждалась на Северном форуме по устойчивому развитию северных территорий, прошедшему в Якутске в сентябре 2019 г. Только 16% всех трудоустроенных работников в АЗРФ заняты в традиционных отраслях – оленеводстве, охоте, рыболовстве. При этом сбыт готовой продукции этих отраслей и ее переработки не налажен. Требуется целенаправленное создание рабочих мест, улучшение условий жизни в регионе.

Также в сентябре прошла первая научно-практическая конференция с международным участием «Энергетика Арктики – инновационные технологии будущего» в Москве, на которой обсуждались возможности внедрения в высокоширотных условиях инновационных разработок и технологий в сфере ветроэнергетики; солнечной энергетики; атомной энергетики; водородной энергетики; систем хранения энергии; энергоэффективных технологий, систем, материалов.

В 2020 г. на развитие Арктики дополнительно будут направлены 15 млрд руб. По маршруту Петропавловск-Камчатский — Анадырь будет проложена подводная волоконно-оптическая линия связи с пропускной способностью не менее 100 Гбит/с. На эти цели Минкомсвязи планирует выделить «Ростелекому» 6,9 млрд руб.

Главсевморпуть. Арктике нужен единый государственный подход

От освоения арктических территорий зависит будущее России, сделать это без развития Северного морского пути невозможно. Недостаточная транспортная доступность является одной из основных проблем АЗРФ. Не случайно Президент РФ В.Путин назвал Северный морской путь "ключом к развитию русской Арктики».

Для народно-хозяйственного освоения Арктики и обеспечения судоходства по СМП в 1932 г. при Совнаркоме СССР было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпути). Первым его руководителем стал полярный исследователь О.Ю. Шмидт. На трассе СМП находилось свыше 50 портов, среди них Сабетта, Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Беринговский, Провидения и др.

Развитие Арктики с ее природными условиями, слабой инфраструктурой, разделенной на автономные участки, с немногочисленным населением – это очень сложное и очень дорогое мероприятие. Севморпуть должен обеспечивать транспортировку экспортных товаров с максимально возможной прибылью. За счет экспорта природных ресурсов будут зарабатываться средства для создания перерабатывающих предприятий, обустройства инфраструктуры, решения проблемы транспортной связности Арктики с «материком». Решение поручить функции единого координатора СМП госкорпорации «Росатом» представляется вполне логичным. "Росатом" – это успешная корпорация, входящая в десятку крупнейших компаний России. Она занимает первое место в мире по портфелю зарубежных проектов - 36 энергоблоков в 12 странах, второе место в мире по запасам урана, четвертое место в мире по производству атомной энергии. Это 41% мирового рынка атомного проектирования, 40% мирового рынка услуг по обогащению урана и 17% рынка ядерного топлива. Если "Росатом" справился с развитием такой сферы, как атомная, есть все основания ожидать, что справится и с развитием Северного морского пути.

По распоряжению Правительства РФ от 29.01.2019 г. госкорпорация "Росатом" была наделена функциями единого инфраструктурного оператора Севморпути. Куратором федерального проекта «СМП» был назначен гендиректор ГК «Росатом» А.Е.Лихачёв, специально созданную в госкорпорации дирекцию по Северному морскому пути возглавил заместитель гендиректора «Росатома» В.В.Рукша.

Директор СМП В.В.Рукша

Нормотворчество, законотворчество, надзорные функции, капитаны портов — всё это осталось за Минтрансом. «Росатом» выполняет на СМП хозяйствующую функцию: развитие портов на Севморпути, прокладку каналов, их обустройство. К «Росатому» отошел контроль за федеральными деньгами, которые должны направиться на развитие портов на территории Севморпути. Также в ведение «Росатома» передано ФГУП «Гидрографическое предприятие» Росморречфлота, которое будет курировать инфраструктуру СМП.

"Росатом" получил полномочия главного распорядителя бюджетных средств, а также главного администратора доходов. Он же будет и получателем бюджетных средств, и главным государственным заказчиком программ развития и устойчивого функционирования СМП, то есть главным финансовым посредником.

По мнению директора СМП В.В.Рукши, все вопросы с добычей природных ресурсов и транспортом в Арктике должны быть синхронизированы. Развитие Арктики требует единого государственного подхода. В Арктике должен быть госплан. Никакой транзит по СМП не может дать такого роста ВВП, который дает разработка месторождений в Арктике и эффективная система их транспортировки. Задача «Росатома» — обеспечить реализацию отечественных мегапроектов в Арктике, которые практически не реализуемы без атомного ледокольного флота.

Чтобы оставаться ведущей арктической державой, надо строить ледоколы «Лидер» и обеспечивать работу транспортных судов на СМП круглый год. АЛ «Лидер» способен работать в тяжелых ледовых условиях, обеспечивая безопасное судоходство в восточном направлении. Но этот проект окупится только тогда, когда в восточном направлении СМП пойдет достаточно большой грузопоток.

 Севморпуть, это кратчайший выход на мощные развивающиеся рынки. Ни одна труба не сможет обеспечить потребности Китая и стран Азии в нефти и газе. Кроме того, поставки по морю дают возможность диверсифицировать рынки сбыта российских полезных ископаемых.

Президентом России поставлена задача довести грузооборот по Севморпути до 80 млн тонн к 2024 г. Для достижения этой цели требуется решить целый ряд задач, в том числе в области развития инфраструктуры СМП. Перед дирекцией СМП поставлена задача обеспечивать грузоперевозки по Севморпути ледокольным флотом, портами, навигацией, системами безопасности. "Атомфлот" будет отвечать за ледокольный флот, буксиры, а "Гидрографическое предприятие" – за развитие инфраструктуры в акватории Севморпути.

Сейчас в работе трехэтапный план развития инфраструктуры СМП, чтобы синхронизировать процессы перевозки грузов, строительства портов и сооружение новых ледоколов. На конференции RAO/CIS Offshore-2019 замдиректора Дирекции Севморпути М.В. Кулинко рассказал об этих планах развития.

"Ключевая задача — утвердить в правительстве план развития инфраструктуры Северного морского пути до 2035 г. в этом году". Самые объемные инвестиции компания планирует вложить в строительство нового поколения судов с высокой скоростью, обеспечение безопасности судоходства и развитие портов. В перспективе намечена реализация арктических проектов в рамках федерального проекта с общим бюджетом в более 707 337 млн руб. До 2035 г. будет введено в строй восемь новых атомных ледоколов: пять универсальных атомных ледоколов проекта 22220 мощностью по 60 МВт и три ледокола «Лидер» мощностью 120 МВт. Три ледокола уже строятся на Балтийском заводе, еще по двум заключены контракты, они будут построены до 2025 г. Приняты решения по головному ледоколу «Лидер». К следующему году планируется заключить контракт с судостроительным комплексом «Звезда». До 2024 г. запланировано строительство 16 аварийно-спасательных судов, которые будут обеспечивать безопасность мореплавания судов в акватории.

Чтобы адаптировать грузоперевозку под новые объемы, в Обской губе Карского моря построят терминал сжиженного природного газа и стабильного газового конденсата «Утренний». За ним последует обустройство бухты Север в восточной части Енисейского залива и угольного терминала «Чайка» на Таймыре.

Для обеспечения проводки судов в госкорпорации разрабатывают специальную спутниковую систему. К 2025 г. будет запущено 12 спутников. Перспективные наработки инновационных спутников позволят использовать радиолокационное оборудование и обеспечить ледовую разведку. 

На первом этапе (до 2024 г.), перевозки будут в основном в западном направлении СМП. С 2024 по 2030 г. будет строиться самый мощный атомный ледокол "Лидер", который обеспечить круглогодичную транспортировку грузов в восточном направлении с скоростью не ниже 10 узлов. С 2024 по 2030 г. начнется расширенная навигация. На первых этапах загрузка по восточному маршруту составит до 20 млн тонн груза в год, что корреспондируется с проектами компании "Новатэк" в области транспортировки СПГ, а также с таймырским углем и с нефтью.

После 2030 г. появится арктический маршрут сырой нефти. «Арктический маршрут — это русский путь в Индию. И если мы хотим иметь прочные позиции на Тихом океане и в Азии, без создания такого маршрута никак нельзя», - уверен руководитель проекта СМП В.В.Рукша. Атомный ледокол "Лидер" оценивается в 127 млрд руб. Под такие суда нужны серьезные грузопотоки. К 2030 г. СМП станет стабильно работающей международной судоходной трассой.  И это надо показать на собственном грузопотоке. 

На Дальнем Востоке вылавливается 3−4 млн тонн рыбы ежегодно. За сезон летне-осенней навигации по СМП можно перевозить до полумиллиона тонн. Эти объемы очень важны с точки зрения продуктовой безопасности страны.

Серьезная работа предстоит по обустройству проливов и каналов на Севморпути.

На цифру 80 млн тонн грузов в год по СМП можно выйти в случае реализации таких проектов, как: создание нового терминала "Утренний" в порту Сабетта для "Арктик СПГ-2"; угольного терминала в порту Диксон для вывоза таймырского угля с месторождения на участке "Река Лемберова" ("ВостокУголь"); терминала в бухте "Север" для отгрузки нефти с Пайяхской группы месторождений ("Нефтегазхолдинг). «Для этого потребуется государственное планирование. Новый Госплан. Развитие Арктики должно идти на основе единого государственного подхода. Без прямого участия правительства, министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики это невозможно» [В.В.Рукша].

Очень важный проект – строительство железнодорожного Северного широтного хода протяженностью 707 км. Главная цель проекта – связать полуостров Ямал (самую перспективную часть Арктики) с большой землей и соединить Северную и Свердловскую железные дороги. Железнодорожная магистраль откроет выход к Северному морскому пути и арктическим шельфам. По сути СШХ – это наземная часть Северного морского пути, кратчайшего морского маршрута между Европой и Юго-Восточной Азией. Порты, морские суда, средства связи, оборону и т. д. необходимо снабжать громадной номенклатурой товаров, и легче это делать через железнодорожные пути. СШХ соединит анклавы Арктики с железными дорогами России. Пропускная способность новой железной дороги в Арктике составит 24 млн т грузов в год. Руководство СМП будет добиваться, чтобы в СШХ вошла не только южная часть, но и северная, с выходом к Сабетте.

Проект Северного широтного хода планируется реализовать в 2023 г. Эта магистраль придаст импульс экономическому развитию Заполярья, разгрузит Транссиб и увеличит грузопоток по Северному морскому пути. Северный широтный ход обеспечит реализацию стратегии развития Арктики и повысит транспортную безопасность РФ.

 

Развитие Арктики — безусловный приоритет для России

Экономика России всё больше ориентируется на север. Помимо коммерческих эффектов Арктический мегапроект должен дать значимый социальный результат для государства. Эффект от его реализации можно измерять в новых рабочих местах. А одно рабочее место в Арктике создает несколько десятков рабочих мест по стране. Новая стратегия развития Арктической зоны РФ определит будущее российской Арктики на 15 лет вперед. Поэтому она должна создаваться совместно с регионами, муниципалитетами, гражданским обществом, широким кругом экспертов.

Будущее Арктики определяется социальными, экономическими и экологическими факторами жизнедеятельности человека. Государственные структуры нуждаются в непредвзятом информировании об экономических, экологических, социальных проблемах и перспективных путях развития арктического региона. И здесь очень значимую роль может сыграть интерактивная цифровая платформа www.arctic2035.ru, разработанная экспертами «ПОРА» для сбора идей по стратегии развития Арктики.

Жителям России важно осознавать свою связь с Арктическим регионом, которым мы должны гордиться, а не воспринимать как нечто далекое, чтобы не совершить повторения ошибок 90-х гг. «Арктика ошибок не прощает». Хотелось появится четкое понимание, что мы ждем от эпохи «Второго освоения Арктики».

1 декабря 2019 г. Минвостокразвития должно представить итоговый документ Стратегии бы надеяться, что в стране развития Арктики до 2035 г.  В отличие от предыдущей (2013−2020 гг.) она создается максимально открыто, с широким привлечением общественности.

Президентом страны поставлены две важнейшие цели развития российской Арктики - повышение качества жизни людей как минимум до среднероссийского уровня и ускорение экономического развития. Освоение Арктики — это не только прорывные мега-инициативы, но и реализация огромного числа менее масштабных начинаний, которые могут дать работу тысячам людей. На  огромном пространстве Арктики живут 2,4 млн  граждан Российской Федерации. Создать им нормальные условия для жизни, работы, обучения детей, достойного медицинского обслуживания - первоочередная задача.

Президент "Ассоциации полярников" Артур Чилингаров отметил повышенное внимание мирового сообщества к региону. "Мир как-то проснулся, сейчас все заинтересованы Арктикой. Создана Госкомиссия по Арктике. Я дожил до того момента, когда партия и правительство интересуется Арктикой".

«Чтобы вернуть России славу ведущей полярной державы, необходимо вернуть людям интерес к Арктике. Огромная работа по популяризации Арктики, проделанная в 1930-1950 гг., была забыта и утеряна. Сегодня, если мы хотим вкладывать силы и ресурсы в Арктику, нужно сделать ее более популярной среди жителей нашей страны", — убежден вице-президент Ассоциации полярников России Владимир Стругацкий.

И редакция журнала «Атомная стратегия» солидарна с почетным полярником.


Подготовила Т.А.Девятова

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Геополитика
· Новость от proatom


Самая читаемая статья: Геополитика:
Правда об АЭС «Белене»

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 1.24
Ответов: 25


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 17 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Арктика – не просто работа – это наша жизнь (Всего: 0)
от Гость на 06/11/2019
"Арктика: силовые поля
Интересная конфигурация складывается в российской Арктике.Во-первых, у нас есть Росатом как «главный по СМП». Главным по Арктике ему стать не дали, слишком много игроков на этой полянке. Последнюю «публичную выволочку» Росатому (в лице Рукши) устроил тов.Трутнев. Все оправдания Росатома звучали неубедительно. Тут необходимо понимать, что в бизнесе Росатома Арктика занимает одно из последних мест, поэтому у Лихачёва есть другие заботы. Но политически Арктика приносит корпорации больше дивидендов, чем строительство новых блоков. При этом за год Рукша так и не стал политиком. Да, он авторитетен, да, он свой для Арктики. Но публичную схватку с Трутневым он проиграл. Как ни странно,  Росатом обрел союзника в лице Минтранса, и эта связка сейчас будет активно играть против Трутнева.
С другой стороны есть Трутнев (для которого Арктика так же не приоритет) и подчиненный ему Миндаль. Тут картина так же интересная: Миндаль в лице тов. Крутикова пытается стать «главным по Арктике». Однако и у них не хватает политического и аппаратного веса. История с законом о льготах наиболее показательна. Компенсируя аппаратный провал, Миндаль сосредоточился на Стратегии развития Арктики до 2035 года и её публичном обсуждении. Поскольку своих ресурсов у Миндаля нет, то он привлёк ПОРА, которая позиционирует себя в качестве эдакого «арктического think tanks». Забавно, что при отсутствии внятно работающего Госсовета, Миндалю с помощью ПОРА начинает получаться переключить общественную повестку на себя. 
Есть еще компании ТЭК. Но это отдельная история. Ни Новатэку, ни Роснефти союзники в Росатоме или Миндале не нужны. Они решают свои узкие задачи и решают их успешно.
Итак. На сегодняшний момент складываются два центра силы: Росатом и Миндаль. У каждого есть свои ресурсы, союзники, но и свои проблемы и недостатки. И поле, на котором эти силы будут выяснять отношения - Арктика."
КА


[ Ответить на это ]


Re: Арктика – не просто работа – это наша жизнь (Всего: 0)
от Гость на 06/11/2019
Годная подборка про " ПОРА" на Форуме ->


http://www.proatom.ru/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=45804


[ Ответить на это ]


Re: Арктика – не просто работа – это наша жизнь (Всего: 0)
от Гость на 07/11/2019
"Арктика: освоение территории или бюджета?

Новатэк, оседлавший тему сжиженного газа и активно двигающий себя в качестве «флагмана освоения Арктики», испытывает с этим самым освоением определенные трудности. 

Мировые цены на углеводородное топливо снижаются, а пропорционально сокращаются и денежные поступления. Как свидетельствует корпоративная статистика, выручка компании в третьем квартале текущего года упала на 13,8%, до 189 млрд руб. Операционная прибыль выросла весьма солидно: до 415 млрд руб., то есть в 6,7 раз. Однако этот «бурный рост» объясняется тем, что не так давно компания провернула серию сделок по продаже долей в новом проекте «Арктик СПГ-2» на общую сумму 366 млрд руб. Если бы этих сделок не было, операционная прибыль, наоборот, сократилась бы на 21% до 48,7 млрд руб.

Нельзя сказать, чтобы это было частным явлением. Высокая затратность и рисковость бизнеса в высоких широтах – это реальная проблема, а когда она накладывается на неблагоприятную конъюнктуру или, хуже того, долгосрочный нисходящий тренд, возникает вопрос оправданности инвестиций и, в целом, перспектив больших проектов. 

В Новатэке все это прекрасно понимают и идут по проторенной дорожке GR и лоббирования своих интересов в высоких кабинетах. Подход прост как табуретка: снизить собственные расходы путем сокращения обязательств перед бюджетом и переложить как можно больше трат на государство. Государство идет навстречу – Новатэк не только заполучит преференции по новому «арктическому пакету», обсуждаемому в правительстве, но и, похоже, таки выбьет из Миндаля режим ТОР для своего Центра крупнотоннажных сооружений в Мурманской области. В результате – еще больше льгот, еще меньше налогов.

Но тогда закономерен вопрос: а что же достанется бюджету и простым россиянам в результате такого «освоения Арктики»? Кому оно вообще пойдет на пользу?"    КА


[ Ответить на это ]


Re: Арктика – не просто работа – это наша жизнь (Всего: 0)
от Гость на 10/11/2019
Декларируемые планы на РФ на Арктику - в основном блеф и маниловщина.
В советское время не было зимней навигации в восточной части Арктики. При этом имелось одновременно в строю: 7 атомных ледоколов и 1 атомный лихтеровоз.

Сейчас в строю гораздо меньше:
* 2 полномасштабных атомных ледокола (2 реактора по 170 MW)
* 2 маломощных мелкоосадочных атомных ледокола (1 реактор по 170 MW)
* 1 атомный лихтеровоз.

При этом для проводки зимой крупных танкеров, мощности однореакторных ледоколов недостаточно. Двухреакторные образуют недостаточно широкую полынью, в связи с чем должны плыть по 2 штуки в ряд чтобы прошёл танкер. Экспериментально доказано, что это возможно. Однако скорость хода во льдах у существующих ледоколов мала: именно поэтому задумали "Лидеры", чтоб транспорты шли за ним со стандартной скоростью, без которой нет выигрыша по времени по сравнению с обычным маршрутом через Суэцкий канал.

Таким образом: имеющийся парк ледоколов обеспечивает единовременно только проводку одного каравана кораблей, и поломка любого из ледоколов критически
значима. Где же тут масштабность освоения Арктики? Максимум, возможности ледоколов обеспечивают "страховку" для движения кораблей 2 месяца в году, в годы когда летом на Северном морском пути льда нету.

Кроме того, у 4 из имеющихся 5 атомных единиц, в 2022 году истекает моторесурс.
Строящиеся 3 атомных ледокола "ЛК-60Я" не более чем замена для выбывающих 4 единиц. По "Лидеру" пока-что нет ясности, будет ли построен хоть один корабль.

Учитывая эти скромные возможности, 90% разговоров в СМИ РФ про "масштабное освоение Арктики" - не более чем пропагандистский блеф и самообман чиновников.



[ Ответить на это ]


Re: Арктика – не просто работа – это наша жизнь (Всего: 0)
от Гость на 11/11/2019
"Цифровое арктическое неравенство
За полярным кругом — праздник высоких технологий. Норвежская телеком-компания Telenor заявила о своих планах начать развертывание сетей стандарта 5G со Шпицбергена. Кстати, сети 4G, и оптоволоконный кабель, позволяющий выходить в интернет со скоростью 50 Мбит/сек, работают на Шпицбергене с 2014 года.

Немцы не отстают. Kepler Communications ради эксперимента раздал спутниковый интернет пользователям с исследовательского судна Polarstern, совершающего ледовый дрейф к Северному полюсу. Широкополосной канал с использованием VSAT-терминала показал неплохие параметры: 38 Мбит/с на отдачу и 120 Мбит/с на прием. Все это на 85 градусах северной широты.

А что в российской Арктике? Посетите любую отдаленную местность с низкой плотностью населения, и вы почти гарантированно встретите одну и ту же проблему — связи либо нет, либо она плохая и дорогая. Причем чем дальше на Восток, тем хуже. Говоря о дороговизне мы не утрируем: например, плохонький ADSL в ряде районов легко обойдется вам в 15-20 тыс. рублей в месяц. Настоящий «анти-лидер» по телекоммуникациям — Чукотка: она изолирована от «большой земли», и связь в регионе отличается никудышным даже по меркам АЗ РФ качеством. Что-то, безусловно, делается. Тут уместно вспомнить героическую эпопею с прокладкой ВОЛС в Норильск — там, правда, работало не государство, а частник-Норникель, которому надо было завести нормальный канал на собственный комбинат.

В целом, разговоров об улучшении ситуации много. Вроде бы и спутники будем запускать, и кабель тянуть по дну морскому, и все-таки присоединим наконец многострадальную Чукотку к России (через подводную ВОЛС). Но все это будет уже потом, если сроки не увеличатся, как это, увы, у нас бывает."КА


[
Ответить на это ]


Re: Арктика – не просто работа – это наша жизнь (Всего: 0)
от Гость на 12/11/2019
"Арктика": будет ли подарок Атомфлоту?

Балтийский завод может сорвать начало ходовых испытаний ледокола Арктика, которые были запланированы на 3 декабря. Но если раньше руководитель завода тов. Кадилов удачно сваливал вину на поставщиков, то теперь крайним сделать будет некого. 

Вообще интересная складывается ситуация - Росатом своими заказами фактически помог Балтийскому заводу остаться «на плаву». В ответ же госкорпорация получает срыв к 60-летию Атомфлота. Совсем не равнозначный обмен. 

На данный момент один реактор на ледоколе запущен. Осталось запустить второй. Но количество недоделок и проблем большое, и сейчас Балтийский завод работает в авральном режиме. 

Если кто не помнит, закладка универсального атомного ледокола проекта 22220 «Арктика» состоялась 5 ноября 2013 года. Первоначально планировалось, что он будет сдан в эксплуатацию в 2017 году."
КА


[ Ответить на это ]


Re: Арктика – не просто работа – это наша жизнь (Всего: 0)
от Гость на 13/11/2019
Цитата:
"закладка универсального атомного ледокола проекта 22220 «Арктика» состоялась 5 ноября 2013 года"

Если за 7 лет сделают и сдадут в эксплуатацию, это будет очень неплохо по российским меркам. Только это никак не поможет амбициозной продекларированной задаче: планам по восточной части Арктике, по круглогодичной эксплуатации Северного морского пути.

Реально, навигация и проводка крупнотоннажных кораблей парами ледоколов там возможна 2 месяца в году когда и так нет льда. Это гарантия прохода кораблей на случай случайных перемычек в ледяных полях, которые бывают не каждый год между Северным Полюсом и берегом континента. В иные годы обычные корабли могут плавать там без всяких ледоколов.

Таким образом, ледоколы ЛК-60Я это не более чем обслуживание "северного завоза".
Даже если они проходят тяжёлый лёд весной или осенью в Восточной Арктике, они делают это медленно. В результате в СМИ для транзитных кораблей пока-что нет смысла:

экономии времени нет по сравнению с Суэцким каналом, топливо сэкономленное транспортными кораблями за счет меньшего расстояния (или его денежный эквивалент) съедается ледоколом на прокладывание дороги во льдах. Смысл?  

Поэтому "Лидер", способный колоть 3,5-метровый лёд, задуман чтоб колоть обычный двухметровый который может расколот и существующими атомными ледоколами - только делать это со скоростью обычной для крейсерской скорости транспортного корабля, порядка 20 - 30 километров в час. Потому что в Арктике летом лёд - круг диаметром 2000 километров через центр которого надо пройти, зимой - более толстый лёд в виде круга диаметром 4000 километров. При скорости 8 км/час на его прохождение требуются те самые 20 дней, которые выигрываются по сравнению с Суэцким каналом.

Вывод: на 99% сообщения российских СМИ про круглогодичный СМП - блеф и маниловщина. В лучшем случае, в чём может быть цель лжи с телеэкранов: истекают сроки годности всех атомных кораблей кроме "50 лет Победы", замысел в том чтоб богатые иностранцы своими деньгами оплатили постройку новых ледоколов на замену выбывшим. Но в качестве издержки, мы вынуждены слушать ложь в СМИ о грядущих громадных свершениях, которые на самом деле не сбудутся.



[
Ответить на это ]


Re: Арктика – не просто работа – это наша жизнь (Всего: 0)
от Гость на 14/11/2019
Профессор Н.Кричевский:

"Тут ведь главное что? Попросить умные головы накропать главе Минприроды Кобылкину колоночку в журнальчик и поддуть ее распространение в СМИ. В колоночке заявить невыполнимые показатели, как, например, увеличение грузопотока по Севморпути за 14 лет с нынешних 17 млн т до 157 млн т.

https://vedomosti.ru/economics/news/2019/11/13/816200-minprirodi-reshilo

За счёт чего? А просто так, ни с чего. Нет ни ледоколов, ни тяжелых сухогрузов, ни газовозов, ни финансирования, ни ресурсов, ни планов у нефтегазовых компаний добывать необходимое количество сырья. Ничего нет, даже проектов-заказов на постройку техники, тех же шельфовых платформ.


Зато есть расчеты. Мол, на одно рабочее место в Арктической зоне будет создано до 14 рабочих мест по всей стране (а кто работать будет? Таджики? Китайцы? Стареющее и низкоквалифицированное аборигенское население?). А на один гос. рубль придёт 15 рубликов частных. В целом, 11 трлн. рублей частных(!!!) инвестиций.

Кобылкин недолго продержится на своём посту, это понятно. Но все эти письмена в пустоту поддостали уже всех."


[ Ответить на это ]


Re: Арктика – не просто работа – это наша жизнь (Всего: 0)
от Гость на 14/11/2019
"Арктический шельф и «санкции навсегда» 
Глава Минприроды тов. Кобылкин опубликовал в журнале «Энергетическая политика» свежие данные по арктическим ресурсам. По министерским прикидкам, запасы нефти в АЗ РФ составляют 7,3 млрд тонн, конденсата — 2,7 млрд тонн, природного газа — 55 трлн кубометров. 
В качестве основного арктического кормильца ожидаемо определен Ямал, на него приходится примерно 43,5% от ресурсов АЗ РФ. Это по-прежнему самый исследованный и самый доступный (в силу географической близости к центру страны и относительной развитости магистральной инфраструктуры) для освоения участок российской Арктики. 
Отдельно упомянул тов. Кобылкин про шельф. На долю последнего пришлось более 40% всех углеводородных запасов Заполярья. На данный момент, правда, это не столько актив, сколько пассив: как верно отмечается в статье, «проведение поисково-разведочного бурения сдерживается отсутствием отечественных технологий и оборудования при санкционных ограничениях... При существующих ценах на нефть разработка месторождений, расположенных на удалении от берега и значительных глубинах в арктических акваториях, экономически не оправдана». 
Министр констатирует печальную реальность. Свои технологии шельфовой добычи мы не развивали, полагаясь на иностранцев. А теперь, когда нам эти технологии и «железо» не дают, сидим ждем чего-то — либо пока все эти вещи появятся у нас (но для этого надо серьезно поработать и государству, и частным компаниям), либо пока высшее руководство передоговорится с Западом, и санкции снимут (что вряд ли).
Проблема освоения арктического шельфа — именно про этот выбор. Будем ли мы делать что-то свое, или подождем пока «война закончится». Судя по тому, что пишет тов. Кобылкин, в приоритете второй вариант." КА


[
Ответить на это ]


Re: Арктика – не просто работа – это наша жизнь (Всего: 0)
от Гость на 14/11/2019
ДОСЛОВНО:



"ВМФ России будет использовать вооруженные ледоколы в Арктике

14 ноября 2019 от Светлана Цыганкова

ВМФ Российской Федерации станет использовать в Арктическом регионе вооруженные ледоколы. Количество размещенного на них оружия будет зависеть от толщины ледового покрова.


Об этом в четверг заявил советник генерального директора Крыловского государственного научного центра Валерий Поляков, сообщает ТАСС. Кстати, центр 15 ноября будет отмечать свое 125-летие.


Советник гендиректора добавил, что это будут современные корабли, способные двигаться с достаточной скоростью и преодолевать льды определенной толщины. "По сути, это будут вооруженные ледоколы", - пояснил он.


Оружие необходимо кораблям для того, чтобы проходить ледовые заторы. Валерий Поляков отметил соотношение количества оружия на борту со способностью преодолевать заторы.


- Где лед тонкий - больше оружия, где тяжелые льды - наоборот, - сказал советник гендиректора Крыловского центра Валерий Поляков."



=======================


Это  отличился советник генерального директора Крыловского государственного научного центра Валерий Поляков.

 - Оружие необходимо кораблям для того, чтобы проходить ледовые заторы (рыдаем на этом моменте!).


Валерий Поляков отметил соотношение количества оружия на борту со способностью преодолевать заторы.


- Где лед тонкий - больше оружия, где тяжелые льды - наоборот, - сказал советник гендиректора Крыловского центра Валерий Поляков.


Несмотря на всеобщее таяние льдов Арктики и архипелажных ледников, постепенно приводящих к открытому чистому морю в пределах, как минимум, 80 градуса северной широты, невозможно понять, каким образом вооружение кораблей, какого бы ледового класса они ни были, может зависеть от толщины льда.


 Возможно,  дождёмся  разъяснений, но это вряд ли, поскольку наши "военные эксперты" работают по принципу "мягкого вагона", ударяясь башкой в реалии и уясняя предпочтительное место, где меньше болит лоб.




[ Ответить на это ]


Re: Арктика – не просто работа – это наша жизнь (Всего: 0)
от Гость на 15/11/2019
"Новый рекорд на СМП

По данным дирекции СМП Росатома, по состоянию на 15 ноября объем перевозок грузов в акватории СМП превысил 26 млн тонн. В соответствии с паспортом федерального проекта «Северный морской путь»,  этот показатель должен быть достигнут до конца 2019 года. 
Основной прирост грузопотока произошел за счёт проекта «Ямал СПГ». Также произошло увеличение количества отгружаемой нефти с Арктического отгрузочного нефтяного терминала Новопортовского месторождения «Ворота Арктики». Транзит по СМП увеличился более чем на 205 тыс. тонн, что составляет 29,5% от объемов того же периода 2018 года.

В общем, всё достаточно предсказуемо. Основной поток грузов составляют предприятия ТЭК. Транзит грузов - минимальный. Но так или иначе в этом году рекорд по перевозке грузов на СМП будет. 

Но вот откуда взять еще более 50 млн тонн для выполнения указа президента к 2024 году, так и не понятно."
KA


[
Ответить на это ]


Re: Арктика – не просто работа – это наша жизнь (Всего: 0)
от Гость на 25/11/2019
"Новатэк и целесообразность
Из Лондона пришло известие: авторитетное издание Petroleum Economist назвало завод «Ямал СПГ», принадлежащий Новатэку им. тов. Михельсона, лучшим СПГ-проектом года. Вроде как есть повод порадоваться: «отечественный гигант берет новые высоты». Однако давайте вспомним, за чей счет весь этот банкет.
Новатэк — компания, ведущая бизнес на весьма и весьма льготных условиях. Южно-Тамбейское месторождение, откуда идет газ на «Ямал СПГ», освобождено от НДПИ на газ в течение первых 12 лет добычи. Предприятие не платит ни копейки налога на имущество и пользуется льготами по налогу на прибыль, который составляет для Новатэка не 18%, а 13,5%. До конца строительства завода импорт оборудования, не производившегося в России, не облагался НДС. Вишенка на торте: Новатэк освобожден от экспортных пошлин на продажу СПГ.
Но и это еще не все. Государство поддержало Новатэк деньгами ФНБ, выкупив облигаций «Ямал СПГ» на сумму 150 млрд рублей. Не забываем, что и строительство грузового порта Сабетта, откуда Новатэк вывозит сжиженный газ, 75% (71 млрд из 96 млрд рублей) профинансировано из госбюджета. Сложно при таких условиях не стать «проектом года»: по факту, все новатэковские успехи щедро оплачены из кармана отечественного налогоплательщика.
Кейс Новатэка в ключе освоения АЗ РФ важен прежде всего с точки зрения целесообразности подобных проектов вообще. Частная корпорация качает из наших арктических недр газ, пользуясь прямыми и косвенными госсубсидиями. Налогов при этом платит мизер. Осталось выяснить: есть ли целесообразность?"
KA


[
Ответить на это ]


Re: Арктика – не просто работа – это наша жизнь (Всего: 0)
от Гость на 30/11/2019
Цитата:
"заявить невыполнимые показатели, как, например, увеличение грузопотока по Севморпути за 14 лет с нынешних 17 млн т до 157 млн т. "

Есть ещё одно обстоятельство для транзитных грузоперевозок по СМП: и очевидное, и неожиданное.

Транзитные грузы везут из одного тёплого, по российским меркам, в другой тёплый регион. Даже при быстрой безаварийной проводке "лидером" каравана контейнеровозов, приниматься к перевозке должны только грузы которым не страшна заморозка ниже нуля Цельсия на время порядка недели.

Подойдут ли под этот критерий любые продукты питания и бытовая электроника, без критичного увеличения страховых взносов на случай порчи товара от заморозки и разморозки? Не очевидно что во всех случаях. Так что в значительной мере, контейнеровозы отпадают. Остаются только танкеры и рудовозы которым холод не страшен, однако между Евросоюзом и Японией таких грузов не возят.
Так что даже при наличии "Лидеров", для задействования СМП остаётся весьма серьёзное препятствие и дополнительные издержки по утеплению трюмов. Как видим, не всё просто.



[ Ответить на это ]


Re: Арктика – не просто работа – это наша жизнь (Всего: 0)
от Гость на 01/12/2019
//   Свежие новости со строительства атомного ледокола Арктика и вообще с северов.

Система защиты реактора «Шквал» пока в грустном состоянии – не стыкуется с другими системами. 

Реакторы вводили Курчатовцы. Подняли стержни на одну пятую от всей длины, реакторы сутки проработали, и их вывели.

12-го выход на якобы ходовые. ЯЭУ не готова, пойдут под дизелями – на якорь на большой кронштадтский рейд. На трое суток. Однако, валы еще не проворачивали (!). Там даже датчики не подсоединены, а частично вообще не установлены.

Пассажирские каюты – только для «келдышей» из министерства, остальные пассажирские каюты не готовы. Инженерам-сдатчикам для проживания назначили вертолетный ангар. Камбуз тоже не готов, будут выдавать сухой паёк.

Нормальные ходовые сроком на 10 суток по плану – на конец весны. (читай конец лета)

27 ноября на Адмиралтейские верфи приезжал Путин. «Арктика» стоит на другом берегу Невы, на Балтийском заводе. Прибыли ФСО-шники, заполонили палубу и никому не разрешали выходить наверх. Это на другой стороне Невы!

В Певеке сейчас расконсервируют плавучку «Ломоносов». В Певеке жрать нечего, даже хлеб иногда не завозят. А то, что есть – цены втрое выше (на Новой Земле в 60-х они были вдвое выше). Живут в съемном жилье, никаких штатных общаг и гостиниц для персонала нет. По 2000р квартирных в сутки выдают. Жилье стоит от трех, до трех с половиной. Всё что там платят, там же и остается.     AD


[
Ответить на это ]


Re: Арктика – не просто работа – это наша жизнь (Всего: 0)
от Гость на 03/12/2019
«Росатом» получит «Дело» с «Трансконтейнером» 

Продажа «Трансконтейнера» — самая большая приватизационная сделка последних лет — в реальности оказалась частно-государственным партнерством. Как  пишет  РБК, совладельцем обошедшей структуры Романа Абрамовича и Владимира Лисина в борьбе за актив группы «Дело» Сергея Шишкарева станет госкорпорация «Росатом». 

Она получит 30% в головной компании группы, но финансировать саму сделку не будет(!). 

Интерес «Росатома» понятен: государство возложило на эксплуатанта атомных ледоколов развитие перевозок по Северному морскому пути и создание круглогодичной арктической контейнерной линии. Интеграция с ней железнодорожного оператора — естественный шаг. Немалая цена «Трансконтейнера» (120 млрд рублей) меркнет на фоне инвестиций ($7 млрд), нужных, чтобы хотя бы попытаться «отщипнуть» часть грузопотока из Китая в Европу от маршрута через Индийский океан.

 https://www.rbc.ru/business/03/12/2019/5de4ac8c9a7947d88b488164


[
Ответить на это ]


Re: Арктика – не просто работа – это наша жизнь (Всего: 0)
от Гость на 03/12/2019
В США арестован российский бизнесмен, которого обвиняют в попытке купить турбину для бурения в Арктике в обход американских санкций. Ему и другим фигурантам дела, в числе которых есть еще один россиянин, грозит до 20 лет тюрьмы и более $1 млн штрафа.

 https://www.forbes.ru/newsroom/obshchestvo/388719-rossiyskogo-biznesmena-arestovali-v-ssha-po-obvineniyu-v-narushenii


[
Ответить на это ]


Re: Арктика – не просто работа – это наша жизнь (Всего: 0)
от Гость на 05/12/2019
Уши Комарова торчат...

Крупнейшая приватизационная сделка за три года обернулась перекладыванием активов из кармана РЖД в карман «Росатома». Сначала все выглядело как настоящая приватизация: за 50% акций «Трансконтейнера» боролись Роман Абрамович, Владимир Лисин и владелец портового холдинга «Дело» Сергей Шишкарев. Борьба была ожесточенной, покупатели на аукционе поднимали цену 150 раз. Выиграл Шишкарев, предложивший 60,3 млрд рублей — почти вдвое больше стартовой цены.

Уже через несколько часов сделка начала становиться все менее частной. Сначала в тот же день выяснилось, что она будет полностью оплачена кредитом в Сбербанке. А сегодня выяснилась и настоящая подоплека: оказывается, за сделкой стояла госкорпорация «Росатом», которая теперь купит 30% группы «Дело» Шишкарева. «Росатому» транспортная компания нужна для выполнения государственной задачи — освоения Северного морского пути. В него «Росатом» обещает вложить $7 млрд.

В итоге настоящей приватизацией это назвать трудно, зато РЖД заработали на сделке 60 млрд рублей. Впрочем, что удивляться — и предыдущая крупнейшая «приватизационная» сделка, продажа иностранным инвесторам 19,5% акций «Роснефти» за $10 млрд, была оплачена деньгами ВТБ.

 http://thebell.io/rosatom-okazalsya-benefitsiarom-krupnejshej-privatizatsionnoj-sdelki/?utm_source=tg&utm_medium=social&utm_campaign=transconteiner


[
Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 1.26 секунды
Рейтинг@Mail.ru