proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[15/03/2018]     Ядерный турбовентиляторный двигатель из России - сильный конкурент

для двигателей моделей  GE90-110B1 и GE90-115B, в том числе для самого большого в мире двигателя   GE9X (для авиалайнеров МС-21,  Boeing - 777-200LR,  -777-300ER   и  -777-200F)

А.А.Виноградов и К0, АО «СИЛА ОКЕАНОВ» г. Шатура и др.

В кризис мировой экономики мы по собственной инициативе начали заниматься научными и высокотехнологичными разработками, изобрели принципиально новые малогабаритные ядерные реакторы для применения в транспортных силовых установках. Первая «Ядерная электрогенерирующая установка» (2016 г.) на 50 МВ*А эл. мощности была образно названа «ЯДЕРНОЙ БАТАРЕЙКОЙ».



В нашей статье PRoAtom от 05 февраля 2018 уже была представлена «Подводная ядерная электрогенерирующая установка – «Подводная мини-АЭС». Французы от подводной мини-АЭС быстро отказались, поскольку использовали старые  (debility) технические решения – водо-водяной реактор и паровую турбину, которые не являются ядерно безопасными, и их необходимо обслуживать. Наша конструкция ядерного реактора с жидкометаллическим теплоносителем вместе с газовой турбоустановкой и электрогенератором в едином корпусе, несущем давление погружения, действительно похожа на батарейку. Она не обслуживаемая на срок загрузки ядерного топлива, если более конкретно, то на срок до первого отказа турбины. Такое техническое решение учитывалось в прошлом в качестве одного из вариантов ядерной силовой установки для ледоколов, кораблей, подводных лодок и аппаратов.

На днях наш Президент  Владимир Владимирович Путин публично огласил о наличии в России малогабаритных ядерных реакторов. МОСКВА, 3 марта  — РИА Новости: - « В России завершились испытания малогабаритной ядерной энергетической установки для крылатых ракет и автономных подводных аппаратов, сообщил военно-дипломатический источник». В этой связи, мы решили опубликовать в открытой печати наши старые наработки в этой области, но уже с некоторыми новыми техническими решениями активной зоны ядерного реактора и турбоустановки в целом.

В данной статье предлагаем ознакомиться с нашими разработками в плане использования атомной энергии в мирных целях для двигателей воздушного транспорта.

Авиационный двигатель. Для авиационных двигателей в качестве рабочего тела использован воздух, который проходя через активную зону ядерного реактора сам по себе, незначительно активируется, и не имеет вредного для человека излучения, что доказывается данными из табл. 1 [1]. Активация пыли в воздухе это отдельный вопрос и решение.

Таблица № 1

Элемент

Число протонов

Число нейтронов

Относи- тельная

масса

Содержание

%

Род активности

Период полураспада

H

1

0

1,007825

99.99

Стабил.

-

He

2

1

3,016029

0,00014

Стабил.

-

C

6

5

11,011433

-

b+

20,4 мин.

 

6

6

12,000000

98,89

Стабил.

-

 

6

7

13,003355

1,11

Стабил.

-

 

6

8

14,003242

-

b-

5730 лет

N

7

6

13,005739

-

b+

9,96 мин.

 

7

7

14,003074

99,63

Стабил.

-

 

7

8

15,000109

0,37

Стабил.

-

O

8

7

15,003065

-

b+

122 c

 

8

8

15,994915

99,76

Стабил.

-

 

8

10

17,999159

0,24

Стабил.

-

S

16

16

31,972072

95,0

Стабил.

-

 

16

17

34,969033

-

b-

87,4 сут.

В начале разработок двигателя для авиалайнеров были изобретены технические решения, которые позволили в первом приближении доказать возможность создания турбореактивного ядерного двигателя в приемлемых габаритах и массе, см. рис. 1.

Рис. 1. Схемное решение турбореактивного ядерного  двигателя в проектах 2000-х годов

Активная зона ядерного реактора формировалась из стержневых тепловыделяющих элементов (твэлов) и имела форму цилиндра. Главным положительным техническим решением этого двигателя явилось разделение турбореактивной части от ядерного реактора. Это было сделано за счет разворота на 180 градусов потока нагретого рабочего тела после прохождения им активной зоны ядерного реактора. Нагретый воздух проходил к турбине в кольцевом зазоре по периметру цилиндрической активной зоны. Это решение позволило вынести перед активной зоной и компрессор, и турбину, как бы, вывернуть турбину наизнанку. В кольцевом зазоре вокруг активной зоны также была размещена охлаждаемая биологическая защита от радиации. В габаритах такой двигатель мог иметь диаметр около 3 м и длину 7-8 м, массу около 10 т.

Расчет в первом приближении показал, что стержневые твэлы, как например, от «Института реакторных материалов» (ИРМ, Свердловская область), не позволят выдерживать термические циклические нагрузки. Стержневые твэлы также не обеспечат подогрев рабочего тела (воздуха) по длине активной зоны ядерного реактора с минус 60 0С (температура воздуха на высоте 10000 м) до 1000-1200 0С.  Учитывая также из компоновочных соображений то, что длина активной зоны не должна превышать 1,2 – 1,5 м. Но главным недостатком было то, что ядерный реактор не являлся абсолютно безопасным в плане исключения утечки радиоактивности при разрушении оболочек твэлов. В воздушном пространстве земли в случае ядерной аварии нельзя «отстрелить» ядерный реактор от авиалайнера, как например, это делается в космическом пространстве – «отстрел» ядерной установки от ракеты. Или утопить в океане, как это можно делать при авариях морских ядерных силовых установок.  

Стержневая конструкция тепловыделяющих элементов явилась камнем преткновения в создании малогабаритного безопасного ядерного реактора большой удельной мощности, способного длительно работать при переменных нагрузках и остановах.

В конце 2016 года была изобретена конструкция шарового твэла с гидродинамически прозрачной оболочкой [2]. Такой твэл позволял, например, нагревать его верхнюю часть пламенем горелки автогена при нахождении нижней  его части в воде. То есть, шаровые твэлы во время нагрева пламенем находились в плоском сосуде, залитые водой до уровня  на 1/3 от их диаметра. Расчет подтверждал термоциклическую стойкость оболочки. Имитатор оболочки твэла без проблем выдерживали такой большой перепад температуры и скорость разогрева.

Таким образом, активная зона ядерного реактора, собранная из плотной засыпки таких шаровых твэлов, или иного вида засыпки, например, кубической, позволяла нагревать рабочее тело не менее 10 градусов на один слой засыпки. На 100 слоев шариков подогрев можно получить не менее 1000 градусов. При диаметре шарового твэла около 15 мм высота активной зоны не превысит 1,5 м. Подбирая расчетом и экспериментом зазор между оболочкой таблетки ядерного топлива и гидродинамической оболочкой, а также, увеличением площади теплоотдающей поверхности с ядерной таблетки, можно достичь оптимальных параметров потери давления потока теплоносителя по активной зоне, как для жидкометаллического теплоносителя, так и для газового. При определенной средней скорости потока теплоносителя через активную зону время выхода реактора на полную мощность можно достичь 5 - 10 сек. Стержневые твэлы при такой скорости разогрева активной зоны попросту разрушались бы.

Это уникальное техническое решение открыло возможность создать целый класс малогабаритных, динамичных, но мощных ядерных реакторов с газовым, газообразным (иономодифицированным) и даже с жидкометаллическим теплоносителем. В дополнение к этому, новое наше техническое решение активной зоны реактора, которое позволяет быстро освобождать активную зону от ядерного топлива, сделало ядерный реактор действительно безопасным. АНАЛОГОВ в МИРЕ НЕТ.

Рис. 2. Ядерный турбовентиляторный двигатель Я-ТВД-01

На рис. 2 схематично представлен первый в мире ядерный турбовентиляторный двигатель (Я-ТВД-01), где: 1 – лопасти вентилятора, 2 – компрессор, 3 – турбина, 4 – форсунки впрыска жидкости, 5 – камера нагнетания воздуха,  6 – ядерный реактор, 7 – биологическая защита, 8 – канал разворота потока рабочего тела, 9 – камера раздачи рабочего тела, 10 – сопло,  11 – колосники активной зоны, 12 – шлюз, 13 – контейнер сброса ядерного топлива «гробики».

Для сравнения ожидаемых характеристик Я-ТВД с существующими и перспективными авиационными двигателями  возьмём современный двигатель GE90-115B для самолета  Boeing 777-300ER компании General Electric, см. рис. 3  и самый большой двигатель  GE9X  после  GE90 115B в 2018 году, см. рис. 4.

 Рис. 3.https://howlingpixel.com/wiki-ru/General_Electric_GE90

 

Рис. 4. http://www.w3.org/TR/xhtml1/DTD/xhtml1-transitional.dtd

 

Сопоставление параметров авиационных турбовентиляторных двигателей.   

Таблица 2.

Наименование параметра

Я-ТВД

GE90 115B

GE9X

1

Тяга взлетная, кгс

80000

39680 (57833)

45360

2

Тяга крейсерская, кгс

10000

7945

 

3

Степень повышения давления, отношение (степень сжатия)

50:1

42:1

 

(27:1)

4

Расход воздуха, кг/сек

1500-2000

1379

 

5

Скорость вращения вентилятора, об/мин

2500

2550

 

6

Диаметр турбины, мм

-

3250

3500

7

Воздушный компрессор кол. ступеней

-

10 ступеней

 

8

Степень двухконтурности (доля тяги вентилятором)

-

8,1 (80%)

 

9

Сухая масса, кг

10000

8282

 

10

Топливо

UO2, загрузка 1 раз на 3 года

Керосин авиационный

Керосин авиационный

11

Тепловая мощность активной зоны, МВт

400 – 600

-

-

12

Мощность двигателя, л.с. (МВт)

 

330000 (242,9)

 

13

Температура воздуха на входе в компрессор, 0С

Минус 60

Минус 60

Минус 60

14

Температура рабочего тела из камеры сгорания (*активной зоны реактора),0С

(*1000-1300)

1300

1315

15

Длина, мм

8000

5500

 

16

Диаметр наружный, мм

3600

3404

5,5х3,7 м

17

Время непрерывной работы, час

25000

22 ч 42 мин

1995 г.

 

19

Год выпуска

Проект 2020

1995

2020

20

Цена, $милл.

 

29

Не определ.

 

Несмотря на значительное усложнение и большие инвестиции в конструкцию вентилятора, компрессора и др. узлов, в частности, формы лопастей вентилятора, см. фото лопатки на рис. 4, двигатель GE9X ожидается получить к 2020 году по многим параметрам хуже, чем двигатель GE90 115B.

Для очень любознательных, и людей, не верящих в реальность создания и серийного выпуска указанного ядерного турбовентиляторного двигателя, и для партнеров, желающих за просто так (т.е. бесплатно) получить от нас информацию о том, как он устроен, заранее сообщаем. Мы за время общения с Западом научились скрывать то, что надо скрывать, и выпячивать то, что требуется. Да, Мы и лидеры России оказались хорошими учениками ко всему полезному для нас.

В заключении настоящей статьи для убеждения «Фомы не верующего» мы предлагаем закупить аванпроекты наших изделий, из которых официально получите всю интересующую Вас информацию.

Закупку аванпроектов резидентам в России можно сделать в виде простых не секретных рамочных договоров купли-продажи проектов и интеллектуальной собственности изделий с соблюдением требований Государственного Кодекса РФ Часть 4 Раздел VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» и  Закона РФ «О государственной тайне». Для не резидентов вопрос отдельный, но решаемый.  

В рамочном договоре могут быть представлены результаты комплекса теоретических, экспериментальных исследований и проектных работ по обоснованию технического облика, технической и экономической возможности и целесообразности разработки сложной продукции. Целью выполнения аванпроекта является обоснование возможности и целесообразности создания изделия, обеспечение его высокого технического уровня, а также определить вероятность воплощения концептуального замысла решения функциональных задач. Основными задачами аванпроекта являются подготовка проекта Технического задания на выполнение опытно-конструкторских работ, сокращение сроков и снижения расходов на разработку и изготовление изделия.

Для заключения рамочного договора покупки аванпроекта «Ядерный турбовентиляторный двигатель» обращайтесь в АО «СИЛА ОКЕАНОВ» в отдел реализации проектов. Адрес АО «СИЛА ОКЕАНОВ» узнаете? обратившись по E-mail: epl2123@yandex.ru.

С уважением, авторы проекта.

 

Литература:

1. Н. И. Кошкин, Е. Н. Васильчикова. Элементарная физика. Справочник/ - М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1995 – 304 с. Илл.

2. Турбовентиляторный двигатель GE90. Самый крупный в истории авиации. https://howlingpixel.com/wiki-ru/General_Electric_GE90

3.Турбовентиляторный двигатель-рекордсмен GE9X. http://www.w3.org/TR/xhtml1/DTD/xhtml1-transitional.dtd

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Альтернативные источники энергии
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Альтернативные источники энергии:
Возможности струйных технологий в энергетике

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 2.18
Ответов: 11


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 27 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Ядерный турбовентиляторный двигатель из России - сильный конкурент (Всего: 0)
от Гость на 15/03/2018
В конце 2016 года была изобретена конструкция шарового твэла с гидродинамически прозрачной оболочкой
-----------------------------------------------
И уже стоит на вооружении, как сказал уважаемый Президент? А вообще, за статью спасибо!


[ Ответить на это ]


Re: Ядерный турбовентиляторный двигатель из России - сильный конкурент (Всего: 0)
от Гость на 15/03/2018
АНАЛОГОВ в МИРЕ НЕТ
=================
А как же pebble bed reactor в ЮАР?


[
Ответить на это ]


Re: Ядерный турбовентиляторный двигатель из России - сильный конкурент (Всего: 0)
от Гость на 15/03/2018
Ответьте мне, пожалуйста, необразованному турбинисту, как в таком маленьком объеме образуется критмасса и как обеспечивается управление ею с недопущением надкритики?


[
Ответить на это ]


Re: Ядерный турбовентиляторный двигатель из России - сильный конкурент (Всего: 0)
от Гость на 25/03/2018
Для этого используются форсунки для впрыскивания жидкости (на рис. позиция 8). Автор не упомянул, что для регулировки оборотов используется перекрывающая канал обратного движения воздуха  часть "биологической защиты" ( на рис. позиция 7).


[
Ответить на это ]


Re: Ядерный турбовентиляторный двигатель из России - сильный конкурент (Всего: 0)
от Гость на 25/03/2018
То есть, прошу прощения , позиция не 8, а позиция  4.


[
Ответить на это ]


Re: Ядерный турбовентиляторный двигатель из России - сильный конкурент (Всего: 0)
от Гость на 15/03/2018
Как можно "умному человеку" после 8 класса ср. школы путать мвт с МВт? Pebble Bed Modular Reactor – «модульный реактор с шаровыми твэлами», проект также называется «карманный атом» (Pocket Nuke). Мощность такого реактора должна составить 165 мвт.


[
Ответить на это ]


Re: Ядерный турбовентиляторный двигатель из России - сильный конкурент (Всего: 0)
от Гость на 15/03/2018
Кто-нибудь! Отнимите у детей спички!

При степени сжатия 50 температура воздуха на входе в активную зону будет от 900С и выше. Поэтому их разговоры о способности снять в пары вёдер активной зоны 400 МВт воздухом, подогреваемым на 100-400С - откровенная туфта. На уровне курсовика ленивого студента.


[ Ответить на это ]


Re: Ядерный турбовентиляторный двигатель из России - сильный конкурент (Всего: 0)
от Гость на 29/04/2018
А какой расход воздуха? Степень двухконтурности для Я-ТВД не указана.


[
Ответить на это ]


Re: Ядерный турбовентиляторный двигатель из России - сильный конкурент (Всего: 0)
от Гость на 15/03/2018
Состав воздуха тоже решили скрыть? Очень грустно..,Инженер


[ Ответить на это ]


Re: Ядерный турбовентиляторный двигатель из России - сильный конкурент (Всего: 0)
от Гость на 16/03/2018
Щелкни кобылу в нос -- она махнет хвостом. Вот эти кобылы из Шатуры и подмахнули щелчку в нос от сумасшедшего маньяка. Ребята, займитесь "Новичком" -- и вернее и нажористее.


[ Ответить на это ]


Re: Ядерный турбовентиляторный двигатель из России - сильный конкурент (Всего: 0)
от Гость на 16/03/2018
"...В нашей статье PRoAtom от 05 февраля 2018 уже была представлена..."
А на мой комментарий к той статье о том, что она написана, мягко говоря, не очень хорошо (как статья, безотносительно наполнения), авторы достаточно резко ответили, что это не статья а презентационные материалы. Теперь вот оказывется, что все-таки статья.


[ Ответить на это ]


Re: Ядерный турбовентиляторный двигатель из России - сильный конкурент (Всего: 0)
от Гость на 16/03/2018
Если правда оно,Ну, хотя бы на треть,Остаётся одно:Только лечь, помереть,


[
Ответить на это ]


Re: Ядерный турбовентиляторный двигатель из России - сильный конкурент (Всего: 0)
от Гость на 16/03/2018
"Если правда оно,Ну, хотя бы на треть,Остаётся одно:Только лечь, помереть,"Патологоанатом


[
Ответить на это ]


Re: Ядерный турбовентиляторный двигатель из России - сильный конкурент (Всего: 0)
от Гость на 16/03/2018
Это просто разновидность предвыборной агитации.


[
Ответить на это ]


Re: Ядерный турбовентиляторный двигатель из России - сильный конкурент (Всего: 0)
от Гость на 16/03/2018
«Кто-нибудь! Отнимите у детей спички!» __________ Гадырдан достум (туркмен.) А.А.Виноградов. Никогда не сдавайтесь! Наберитесь терпения и спокойно, лёжа на диване, зажгите спичку и напишите про ПВРД с ЯЭУ. В России нет ничего невозможного, кроме реформ (автора не помню). С уважением, Б.В. Сазыкин.


[ Ответить на это ]


Re: Ядерный турбовентиляторный двигатель из России - сильный конкурент (Всего: 0)
от Гость на 16/03/2018
Что в той статье, что в этой про вопросы управления АЗ и обеспечение безопсности ничего. А без этого можно любые конструкции рисовать. И еще в качестве совета авторам: почитайте про ядерные аварии в СССР, в том числе с шаровыми твэлами. Может поможет..


[
Ответить на это ]


Re: Ядерный турбовентиляторный двигатель из России - сильный конкурент (Всего: 0)
от Гость на 16/03/2018
Да ! Точно ! В России гораздо спокойнее менять фаски на гайках в проектах 50-летней давности и наслаждаться своей значимостью, зарплатой, должностью и креслом. Только кончится это все ужасно. Прецедент уже был ! Пришлось затопить весь флот на входе в бухту. Что-то предлагайте, а не бухтите. Или "предлагалки" нет совсем ? Тогда Вы еще молодой специалист по своей сущности, только на критику и способный. Не бойтесь ошибаться, Вас поправят. Самые умные никогда не ошибаются, потому-что ничего не могут делать.  


[
Ответить на это ]


Re: Ядерный турбовентиляторный двигатель из России - сильный конкурент (Всего: 0)
от Гость на 16/03/2018
Поясните пожалуйста термин "гидродинамически прозрачная оболочка". Спасибо.


[ Ответить на это ]


Re: Ядерный турбовентиляторный двигатель из России - сильный конкурент (Всего: 0)
от Гость на 17/03/2018
Покупайте аванпроект, если не из Гайдаровских консультантов, либералов проамериканцев, и являетесь действительным резидентом в России.Всех благ и удачи на поприще нашей науки и промышленности.Авторы проекта.


[
Ответить на это ]


Re: Ядерный турбовентиляторный двигатель из России - сильный конкурент (Всего: 0)
от Гость на 18/03/2018
МОСКВА, 3 марта — РИА Новости: - « В России завершились испытания малогабаритной ядерной энергетической установки для крылатых ракет и автономных подводных аппаратов, сообщил военно-дипломатический источник». - Вот всё и сошлось: Рутений на Урале осенью 2017, означенное выше сообщение президента, шаровые твэлы и светящиеся шары над Уралом.


[
Ответить на это ]


Re: Ядерный турбовентиляторный двигатель из России - сильный конкурент (Всего: 0)
от Гость на 19/03/2018
"Покупайте аванпроект..."
____________________________________________________________________________________


Как его покупать, если непонятен принцип управления активной зоной, если это не пропаганда, конечно.


[
Ответить на это ]


Re: Ядерный турбовентиляторный двигатель из России - сильный конкурент (Всего: 0)
от Гость на 19/03/2018
Это случайно не оно:
http://feldgrau.info/waffen/5024-proekt-pluton


[
Ответить на это ]


Re: Ядерный турбовентиляторный двигатель из России - сильный конкурент (Всего: 0)
от Гость на 19/03/2018
Проект Эдварда Теллера намного страшнее в плане надежности активной зоны и облучения рядом стоящих с двигателем людей.И тяг в десятки раз меньше. Ха-ха ИМ.


[
Ответить на это ]


Re: Ядерный турбовентиляторный двигатель из России - сильный конкурент (Всего: 0)
от Гость на 19/03/2018
В последней строке таблицы 16+17=35. Это ложное высказывание.
Реакция S-32(n,p) – основной метод измерения мощности нейтронных вспышек с 1944г. Период полураспада продукта активации 14 суток, очень легко регистрируется, дает 99% наведенной МЭД на атомах серы. Вы умалчиваете о этом изотопе. А изотоп S-35 – вообще из другой оперы. 
Мой шеф платил 100 советских рублей за найденную ошибку в его статьях (ясно, до публикации). С тех пор у меня привычка не просто внимательно читать, а в уме перепроверять цифры. Это давало мне неплохой доход, а шефу – репутацию человека, который никогда не ошибается.  
Деньги (которые у Вас есть) – это время (которое у меня есть), нужно всегда помнить про это. 
Дементий Башкиров   


[ Ответить на это ]


Re: Ядерный турбовентиляторный двигатель из России - сильный конкурент (Всего: 0)
от Гость на 20/03/2018
Дементий Башкирцев! Спасибо. Хорошо, посмотрим в исходных таблицах опытов по этому вопросу, т.е. в архивах 40-х и 50-х годов. Пока есть такая возможность. Что касается проекта Тэйлора 1964 год, Невада, то у них трещали оболочки стержневых твэлов, которые до сих пор применяют и у нас.Поэтому  и хвост радиации был за ракетой.


[
Ответить на это ]


Re: Ядерный турбовентиляторный двигатель из России - сильный конкурент (Всего: 0)
от Гость на 20/03/2018
И это тоже они? Какие молодцы. Колесо и воздушный шар не виноградов придумал? Человечество в большом долгу...


[ Ответить на это ]


Re: Ядерный турбовентиляторный двигатель из России - сильный конкурент (Всего: 0)
от Гость на 19/03/2018
https://zachestnyibiznes.ru/company/ul/1175053017468_5049023880_AO-SILA-OKEANOVВЫ серьезно???? Аошка, созданная в 17 году, торгует дерными двигателями? Виноградов похож на номинала, на которого зареган миллион сдувшихся контор.


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.16 секунды
Рейтинг@Mail.ru