proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Авторские права
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[30/08/2016]     Международное сотрудничество в годы войны. Северные конвои

31 августа 1941 г. в 16 ч. 40 мин. в Архангельск  прибыл первый конвой "Дервиш". Он состоял из 7 транспортов, 2 крейсеров, 6 эсминцев и авианосца "Викториос". Конвоем было доставлено 10000 тонн каучука, олово, 3800 глубинных бомб и магнитных мин, 15 истребителей "Харрикейн", а также 524 военнослужащих - лётчиков и наземный персонал британских военно-воздушных сил.



Приход первого союзного конвоя «Дервиш» в Советский Союз послужил прологом к началу беспрецедентной в истории военной операции продолжительностью более четырех лет. Союзные конвои имели стратегическое значение как для Советского Союза, так и для западных держав. Крайне важна была их роль в достижении стратегического перелома второй мировой войны на море.

В 1941-1944 гг. в северные порты Советского Союза был проведен 41 морской караван, в которых приняло участие свыше 800 транспортных судов. По программе ленд-лиза союзные конвои доставили в СССР свыше 2 млн тонн важных для страны стратегических грузов, в том числе 5 тыс. танков, 7 тыс. самолетов, тысячи автомобилей, десятки тысяч тонн боеприпасов, снаряжения и продовольствия. Для их защиты корабли Северного флота совершили 838 выходов в море.

Всего с августа 1941 г. по май 1945 г. было организовано 78 морских конвоев, имевших целью доставку поставляемых по ленд-лизу военно-стратегических грузов, боевых единиц и грузов общего назначения из Великобритании и США в СССР и специальных грузов из СССР в обратном направлении. В составе конвоев прошло порядка 1.400 торговых судов, 85 из которых были потеряны при вражеских авиа-налётах и атаках подводных лодок. Из множества военных кораблей Великобритании, осуществлявших сопровождение и прикрытие конвоев, 16 кораблей погибло. Наиболее трагическая судьба постигла конвой PQ-17, направившийся в СССР в июле 1942 г. Из 35 торговых судов лишь 11 прибыли в порты назначения.


Всем конвоям присваивались кодовые наименования. Первый конвой получил код «Дервиш». Начиная со второго, конвои обозначались порядковыми номерами с префиксами: направлявшиеся в СССР - PQ и, в последствии, JW; возвращавшиеся из СССР - QP и RA, соответственно.

Ленд-лиз

Военную помощь от союзников Советский Союз получал на принципах ленд-лиза (англ. lend- арендовать, lease- давать взаймы). Ленд-лиз - система оказания помощи США союзникам во второй мировой войне, в основе которой лежал закон от 11.03.1941, дававший право президенту США передавать в собственность, предоставлять взаймы или аренду различные виды оружия и материалов странам, оборона которых признавалась важной для безопасности Соединенных Штатов. С вступлением США в войну концепция ленд-лиза как системы исключительно американской помощи переросла в систему взаимопомощи, предполагавшую объединение ресурсов стран-участниц антигитлеровской коалиции. Вначале закон был распространён на Великобританию, в апреле 1941 г. - на Грецию, Югославию, Китай, с сентября 1941 г. - на СССР.  Экономические отношения между странами-участницами антигитлеровской коалиции регулировались соглашениями о взаимопомощи и оформлялись ежегодно продлеваемыми протоколами. Великобритания и США обязались поставлять нашей стране боевую технику, Советский Союз этим странам - сырьё, необходимое для военного производства.

Военная помощь союзников поступала в СССР по трём маршрутам. Первый, тихоокеанский, через Владивосток и далее по Транссибирской железной дороге; второй, через порты Персидского залива; третий, по морю, непосредственно из Великобритании, огибая северную оконечность Норвегии (Германия захватила Норвегию в 1940 г.), в Мурманск и Архангельск. До портов Архангельска, Мурманска и Молотовска (ныне Северодвинска) грузы по ленд-лизу доставлялись самым коротким, но и самым опасным путём северными конвоями - специальными формированиями транспортных судов и кораблей охранения.

Северные конвои

В 1941 г. 6 конвоев прибыли в СССР из Хваль-фиорда (Исландия) и один из Скапа-Флоу (Оркнейские острова), в 1942 г. - 5 из Хваль-фиорда, 3 - из Лох-Ю (Шотландия) и 5 - из Рейкьявика (Исландия). В 1943 г. - 7 конвоев и в 1944 г. - 8 конвоев пришли из Лох-Ю. В 1945 г. 4 конвоя прибыли из Клайда (Шотландия) и 1 из Лох-Ю. Прикрытие транспортов обеспечивали союзные, главным образом британские Военно-морские силы. После временного отказа Великобритании осуществлять охрану караванов (в связи с гибелью конвоя PQ-17) были предприняты т. н. "капельные" рейсы. Транспортные суда выходили в море по одиночке, без охраны, с интервалом, в несколько часов.

Боевые корабли охранения в составе конвоя шли специальным порядком. Одному из них отводилась роль спасательного судна. По бортам его выступали "выстрелы", к которым подвешивалась сеть. Оказавшись в ледяной воде, люди могли спастись, ухватившись за неё, при этом корабль-спаситель не останавливался. Кроме эскорта, англичане отправляли в плавание специальные эскадры прикрытия, которые шли южнее, прикрывая транспортные суда от крупных надводных сил противника, стремившихся прорваться к конвою. Восточнее о. Медвежий в Баренцевом море к ним присоединялись корабли Северного флота.

Весной 1942 г. германское командование перебросило в Северную Норвегию крупные соединения армии и флота с целью полностью парализовать движения конвоев. 23 сентября 1941 г. Гитлер подписал приказ: «Все торговые суда, которые выйдут в эфир при встрече с германской подводной лодкой, должны быть потоплены». А так как любое судно, встретив подлодку со свастикой, взывало о помощи или сообщало координаты встречи, то это означало, что приговор экипажам мирных судов был подписан заранее. В ходе Великой Отечественной войны советский Северный флот не имел в своём составе крупных надводных кораблей. Самыми крупными надводными кораблями, воевавшими на Севере, были эсминцы. Другим классом боевых кораблей, которым располагал наш флот, являлись немногочисленные подводные лодки.

Несмотря на то, что многие советские суда были плохо вооружены, противник нёс большие потери, благодаря мужеству экипажей, их готовности любой ценой отстоять бесценный груз на борту. На первом этапе перевозки грузов почти не было потерь с обеих сторон. Это объяснялось тем, что Гитлер, используя стратегию "блицкрига", не обращал внимания на северные конвои. Уничтожение конвоев началось в сентябре 1941 г. Советский и союзный флоты начали нести огромные потери.

Советский Союз особенно в начале войны испытывал острую нехватку в технике и боеприпасах. Армия не успела перевооружиться, промышленная база на западе была уничтожена бомбёжками или захвачена, производилась эвакуация заводов с запада на восток, и они ещё не успели развернуть свои мощности в полную силу. Помощь по ленд-лизу смогла поддержать Красную Армию на время развёртывания своих промышленных предприятий. "Война против гитлеризма сплотила государства, заставив их объединить свои производственные мощности, ресурсы, экономический потенциал" [Смирнов К.Д. в сб. «Конвои»].

Впервые в мировой истории проводились совместные крупномасштабные операции британского, американского, канадского, польского, французского и советского флотов, британо-советские воздушные манёвры, организованные в ходе проводки северных конвоев.
Стремление строить отношения на основе диалога, согласия и толерантности стало историческим примером реализации важнейших политических принципов в решении межгосударственных проблем. Опыт сотрудничества государств в годы второй мировой войны ценен и особенно актуален в наши дни.

Стратегии антигитлеровской коалиции

Своим взглядом о значении Северных конвоев и северных территорий России в истории второй мировой войны поделился заведующий кафедрой отечественной истории Северного Арктического федерального университета (САФУ) М.Н.Супрун:

Вторая мировая война была коалиционной, в которой противники нацизма координировали свои действия в текущем режиме, вырабатывали совместные решения на постоянно проводившихся союзнических конференциях. Первая из них с участием Советского Союза прошла осенью 1941 г., последняя, установившая правила игры в послевоенное время, - Потсдамская конференция в июле-августе 1945 г. На этих конференциях главы государств составляли стратегические планы на полугодие-год.

Стратегию антигитлеровской коалиции условно можно разделить на три составляющих:

- первая, как сформулировал её Черчилль, «сначала разгромить Германию». Особое значение придавалось европейскому театру военных действий. Этот компонент действовал до конца войны;

- второй компонент – национальная доктрина Великобритании, одного из доминирующих государств. Великобритания навязывала свою стратегию вплоть до 1943 г. Британский штаб сформулировал её, как стратегию периферийных действий. Стягиванием кольца вокруг Германии Британия надеялась руками немцев свергнуть правительство Гитлера, и таким образом изменить ход войны.

С позиций этих двух компонент антигитлеровской коалиции стратегическое значение Северных конвоев было чрезвычайно велико.

- третий компонент антигитлеровской коалиции – ленд-лиз. В течение войны он применялся дважды: до и после вступления США в войну.

На первом этапе ленд-лиза велась так называемая «война на расстоянии» (proxy war). Рузвельт пообещал матерям Америки, что их дети никогда не будут воевать на чужой территории. Но в декабре 1941 г. США вступили в войну. И тогда американцы предложили иную концепцию – «концепцию пула»: каждый участник коалиции вкладывает в этот пул всё, что может, для ведения войны, и берет из пула то, что необходимо для победы.

Антигитлеровская коалиция начиналась с трех государств. В январе 1942 г. Декларацию Объединенных наций подписали уже 26 стран. А к концу войны их численность увеличилась до 60, из них 46 – подписали документы по ленд-лизу. Ни одно из государств не вышло из коалиции. А ленд-лиз стал консолидирующим фактором всей коалиции. Этот инструмент можно было бы использовать и сегодня для борьбы с современным мировым злом – с голодом, болезнями, терроризмом и т.д. Мировая ленд-лизовская корпорация функционирует и по сей день. Соглашения, принятые в  рамках ленд-лиза, стали базой для будущего переустройства мира. Основы многих международных организаций, в частности ООН, были заложены именно тогда. Ленд-лизовские механизмы взаимодействия стран актуальны до сих пор и могут быть востребованы и сегодня.

История второй мировой войны показала пример беспрецедентного технико-экономического и военного сотрудничества стран-участниц Антигитлеровской коалиции. Общие цели в войне позволили государствам выработать и относительно единую стратегию, важное место в которой занимала экономическая взаимопомощь.

 

Вторая мировая война на море

Вторая мировая война на море решалась на Севере - в Северной Атлантике и в Арктике. Британцы со своей коалиционной доктриной предлагали начать «свертывание европейской карты сверху», то есть вплоть до 1943 г. открытие второго фронта предполагалось в Арктике. Важно было найти точки соприкосновения в деятельности флотов - нашего Северного флота с британским, американским, польским, французским флотами.

Об участии Северного флота в обеспечении коммуникаций Северных конвоев рассказал О. И. Вербовой,  доцент ВМА им. Н.Г.Кузнецова.

На начало второй мировой войны СФ был самым молодым флотом (советский период его истории начался с 1933 г.). В состав СФ входило всего 7 эскадренных миноносцев, 7 сторожевых кораблей (половина из которых были переоборудованными рыболовными траулерами) и другие вспомогательные суда. Советский Союз не готовились к войне в Заполярье.

За время войны на Балтийский флот поступило 65 подводных лодок (ПЛ), на СФ – всего 15 ПЛ. По ленд-лизу мы получили 9 английских кораблей типа «Достойный», которые вошли в состав СФ. Возникла бригада – эскадра миноносцев, принимавшая участия в охране Северных конвоев. Охрану конвоев от о. Медвежий в Баренцевом море до портов Архангельска, Мурманска, Молотовска СФ выполнял в пределах своих оперативных возможностей. Со стоявшими перед нашими моряками задачами они справлялись с честью.

Всего по ленд-лизу Советский Союз получил 500 боевых кораблей, 145 кораблей обеспечения, 202 торпедных катера, 45 тральщиков. К 1943 г. Северный флот представлял уже серьезную силу.

По ленд-лизу нам было доставлено 22 тыс. боевых самолетов, 12700 танков, 470 тыс. джипов и студебеккеров. Красная армия встала на колеса. Сколько бы пришлось построить автомобильных заводов, чтобы обеспечить такое количество автомашин. Также по ленд-лизу мы получили от союзников 2 млн км телефонного кабеля, миллионы километров колючей проволоки (которую в тот момент мы не производили), 1980 паровозов и тепловозов, тысячи км рельсов и пр. Через Архангельский и Молотовский порты в Советский Союз было доставлено 4 млн тонн чрезвычайно важных для нас грузов, которые закрывали бреши в нашей экономике, помогали нашей армии и флоту.

Сохраняя память о военной дружбе

В 74-ю годовщину прихода в Архангельск первого союзного конвоя 31 августа 2015 г. на набережной Северной Двины был открыт монумент "Участникам Северных конвоев". В 2014 г. в Петербурге был установлен памятник морякам «Полярных конвоев». Общественная организация «Полярный конвой», которую возглавляет Ю.Е.Александров, организовала ряд международных экспедиций в места, по которым проходили маршруты конвоев. В экспедициях приняли участие канадцы, американцы, англичане и даже один немец. В первом международном круизе к Новой Земле было обнаружено два затонувших корабля. Во время второй экспедиции в район Кольского залива среди 7 обнаруженных кораблей был найден корабль «Томас Денвис», посаженный на мель в 1,5 милях от о. Кильдин, по-видимому, для того чтобы его можно было использовать в дальнейшем. К этому кораблю было совершено 3 экспедиции, в одной из которых подняли американскую машину, после реставрации установленную рядом с ледоколом «Красин» - участником «Полярного конвоя» №15. В следующий экспедиции подняли танк «Шерман», который сейчас находится в музее Северного флота. В июле 2016 г. был поднят ещё один танк «Шерман», который получит свою прописку в музей артиллерии в Петербурге.

В 2016 г. в 75-ю годовщину общественная организация «Полярный конвой» открывает музей «Полярных конвоев». На празднование в Архангельск приедет британская принцесса Анна, которая планирует передать Северному морскому музею государственную награду Великобритании - медаль «Арктическая звезда», вручаемую за службу в «Арктических конвоях» 1941-1945 гг. Мероприятия посетят также дипломатические миссии 9 государств.

Начиная с 1999 г., по тематике «Северных конвоев» было проведено 24 международные конференции; объединением морских и приключенческих фильмов «Море зовет» снято более 45 международных фильмов. При вручении медали Ушакова в Шотландии в 2014 г. британские моряки-ветераны «Северных конвоев» назвали эту награду «финальной», но освящавшнй всю их жизнь. Своей «Арктической звезды» они ждали 18 лет. «И всё это время Советский Союз и Россия отмечали наше участие. Пока жив последний из нас, мы будем свято нести этот факел дружбы, который зародился в Великую войну».

Хотелось бы, чтобы «факел дружбы» освещал бывших союзников и в наши непростые для мирового сообщества дни.

 

По материалам конференции ТАСС и Интернет-сайтов подготовила Т.А.Девятова

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Время и судьбы
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Время и судьбы:
О.Пеньковский - «шпион века» или «подстава» КГБ?

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 4.25
Ответов: 4


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 1 Комментарий | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Международное сотрудничество в годы войны. Северные конвои (Всего: 0)
от Гость на 31/08/2016
Автор пишет:"...Военная помощь союзников поступала в СССР по трём маршрутам..."
Не по "трём маршрутам", а, как минимум, по четырём= 3+АлСиб. 
"...В 1943 г. по трассе АлСиб [peregon.wmsite.ru] (Аляска - Сибирь) пошло большое количество новейших «Кобр» модификаций «N» и «Q». Всего, по различным источникам, из США поставили от 4719 до 4846 «Аэрокобр» разных модификаций. Еще 212 самолетов реэкспортировали из Великобритании, до места из них дошли 158..."
satviewer


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.11 секунды
Рейтинг@Mail.ru