[01/07/2016] На первом в мире плавучем энергоблоке начались швартовные испытания
Генеральный
директор Балтийского завода-Судостроение (входит в Объединенную
судостроительную корпорацию) Алексей Кадилов и руководитель филиала Концерна
«Росэнергоатом» «Дирекция по сооружению и эксплуатации плавучих атомных
теплоэлектростанций» Сергей Завьялов подписали приказ о начале швартовных
испытаний первого в мире плавучего энергетического блока (ПЭБ) «Академик
Ломоносов». Согласно календарно-сетевому графику строительства ПЭБ, испытания
начнутся 1 июля 2016 года.
Цель швартовных
испытаний – проверка работоспособности и соответствия проектным характеристикам
оборудования и систем плавучего энергоблока. «Проведение швартовных испытаний
на заказе – это важнейший этап строительства, определяющий начало его финальной
стадии, – отметил Алексей Кадилов. – Начав испытания более чем за год до
срока сдачи ПЭБ Заказчику, мы сможем устранить возможные недостатки в работе
систем, оборудования и механизмов ПЭБ».
Как пояснил
руководитель службы Заказчика* Сергей Завьялов, швартовные испытания
пройдут по особой технологической схеме и будут совмещены с достроечными
работами в помещениях перегрузочного комплекса, аппаратных и машинных
отделений, что потребует от завода высокой организованности и повышенных мер
безопасности. Контроль со стороны Заказчика будет вестись в круглосуточном
режиме.
По словам
руководителя проекта 20870 Алексея Владимирова, испытания будут
проходить последовательно, чтобы не допустить совмещения строительства и
испытаний в одних и тех же районах и помещениях строящегося ПЭБ.
Плановый срок
окончания швартовных испытаний 30 октября 2017 г.
После этого ПАТЭС
«Академик Ломоносов» уже выйдет с завода как готовый объект, который будет
доставлен по Северному морскому пути к месту работы и подключен к береговой инфраструктуре,
сооружаемой в порту г. Певеке. Готовность энергоблока к транспортировке должна
быть достигнута к концу 2017
г. В сентябре 2019 г. «Росэнергоатом» планирует приступить к
установке энергоблока на штатное место, а осенью 2019 г. – начать испытания
ПАТЭС и ввести ее в эксплуатацию.
Плавучий энергетический блок (ПЭБ) «Академик Ломоносов» проекта 20870 предназначен для работы в составе плавучей атомной
теплоэлектростанции (ПАТЭС). Станция оснащена реакторными установками КЛТ-40С,
которые способны вырабатывать до 70 МВт электроэнергии и 50 Гкал/ч тепловой
энергии в номинальном рабочем режиме, что достаточно для поддержания
жизнедеятельности города с населением более 200 тыс. человек.
ПЭБ предназначен для эксплуатации в районах Крайнего Севера и Дальнего
Востока. Головной ПЭБ «Академик Ломоносов» строится для плавучей атомной
теплоэлектростанции в г. Певеке Чукотского автономного округа. ПЭБ – это
уникальный и первый в мире проект мобильного транспортабельного энергоблока
малой мощности.
Его основная цель – обеспечить энергией крупные промышленные предприятия,
портовые города, а также газовые и нефтяные платформы, расположенные в открытом
море.
ПЭБ водоизмещением 21,5 тыс. тонн может использоваться в качестве
опреснителя, вырабатывая до 240 тыс. кубометров воды ежедневно. Его назначенный
срок службы - 35-40 лет. Перезарядка реакторов осуществляется с периодичностью
2,5 - 3 года. Команда может составлять порядка 70-ти человек.
ПАТЭС разработана с большим запасом прочности, который превышает все
возможные угрозы и делает ядерные реакторы неуязвимыми для цунами и других
природных катастроф. Кроме того, ядерные процессы на судах отвечают всем
требованиям Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и не несут
угроз окружающей среде.
ООО «Балтийский завод-Судостроение» специализируется на строительстве надводных кораблей 1 ранга, судов
ледового класса (ледоколов, многофункциональных судов-снабженцев,
судов технического обеспечения работ на шельфе) с атомными и
дизель-электрическими силовыми установками, атомных плавучих энергоблоков,
плавучих опреснительных комплексов.
Предприятие было основано в 1856 году. За полтора века своей истории
Балтийский завод, построивший около 600 кораблей и судов, несколько раз
передавался в частные руки и после возникновения финансовых трудностей
возвращалось под опеку государства. В конце 2011 года завод вновь вернулся от
частного владельца под контроль государства в лице Объединенной
судостроительной корпорации (ОСК).
Для реализации схемы финансового оздоровления, сохранения компетенций и
трудового коллектива ОАО «Балтийский завод», в рамках Объединенной
судостроительной корпорации было создано ООО «Балтийский завод – Судостроение».
Новому юридическому лицу были переданы судостроительные и машиностроительные
компетенции стратегического предприятия. Сегодня на заводе трудится более 4000
человек.
Портфель заказов ООО «Балтийский завод – Судостроение» сейчас составляет
около 150 млрд рублей. Крупнейшие заказы: три атомных ледокола 60 МВт,
дизель-электрический ледокол 25 МВт, плавучий энергоблок первой в мире плавучей
атомной теплоэлектростанции, изделия машиностроения. Выручка предприятия в 2015
году составила 11 857 млн руб., чистая прибыль 1 229 млн руб., оборотные активы
62 736 млн руб.
АО «Объединенная судостроительная корпорация» - крупнейшая судостроительная компания России. Создана в соответствии с
указом Президента РФ в 2007 году со 100% акций в федеральной собственности. В
холдинг входит около 40 предприятий и организаций отрасли (основные
судостроительные и судоремонтные верфи, ведущие проектно-конструкторские бюро).
В настоящее время на базе ОСК консолидирована большая часть отечественного
судостроительного комплекса. Российский рынок - основной для госкорпорации,
которая также экспортирует свою продукцию в 20 стран мира.
Заказчиком-застройщиком
головной ПАТЭС является филиал АО «Концерн Росэнергоатом» - «Дирекция по
сооружению и эксплуатации плавучих атомных теплоэлектростанций».
В состав Концерна «Росэнергоатом» входят все 10 атомных станций России,
которые наделены статусом филиалов Концерна, а также предприятия,
обеспечивающие деятельность генерирующей компании. В общей сложности на 10
атомных станциях России в эксплуатации находятся 35 энергоблоков: 18 - с
реакторами типа ВВЭР (из них 12 энергоблоков ВВЭР-1000 и 6 энергоблоков
ВВЭР-440 различных модификаций); 15 - с канальными реакторами (11
энергоблоков с реакторами типа РБМК-1000, четыре энергоблока с реакторами
типа ЭГП-6); 2 энергоблока с реакторами на быстрых нейтронах с натриевым
охлаждением БН-600 и БН-800. В настоящее время на АЭС Концерна
производится порядка 18,6% от всего объема выработки электроэнергии в
России.
Пресс-служба ООО
«Балтийский завод-Судостроение»
Департамент информации
и общественных связей АО «Концерн «Росэнергоатом»
|