proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Авторские права
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[15/04/2015]     Россия надорвется будущим авианосцем

Даже американцы начинают понимать, что этот вид оружия устарел для серьезной войны

Сергей Ищенко, "Свободная пресса"

Россия приступила к давно анонсированной разработке собственного авианосца. Правда, мы пока в самом начале долгого пути. И, тем не менее, как сообщают СМИ, питерское ФГУП «Крыловский государственный научный центр» на днях получило паспорт «экспортного облика полноценного авианосца водоизмещением 100 тысяч тонн». Паспорт нужен для того, чтобы законно демонстрировать разрабатываемую в научном центре модель на международных выставках вооружений. И по возможности искать новых заказчиков, партнеров и софинансирование для этого суперпроекта.


Раз так, раз существует модель, значит российские кораблестроители, по крайней мере, уже имеют представление о концепции будущего флагмана отечественного флота. Каким оно им видится? Со слов заместителя гендиректора Крыловского центра Валерия Полякова, это будет многофункциональный корабль. На борту – до сотни летательных аппаратов, включая беспилотники, корабельный вариант разрабатываемого истребителя пятого поколения Т-50, вертолеты Ка-52 и самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО).

Запланированное появление на корабле палубных самолетов ДРЛО особенно примечательно. Потому что такой самолет - достаточно тяжелая и не очень скоростная машина. Для ее взлета с корабля недостаточно трамплина, как на единственном пока нашем авианосце «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Для самолета ДРЛО требуется катапульта. У нас ее нет, и никогда не было. Поэтому в авиакрыло «Кузнецова» никогда не входили самолеты ДРЛО. И это одно из самых существенных ограничений ударных возможностей этого корабля.

Стало быть, катапульты на будущем авианосце – обязательный элемент. А самолеты ДРЛО у России практически есть. Это Як-44Э, который в 80-е годы прошлого века создавали для «Ульяновска» - первого полноценного советского атомного авианосца проекта 11437. Но недостроенный «Ульяновск» после развала СССР на верфи в украинском Николаеве был разрезан на металлолом. Следом в 1992 году была прекращена и разработка Як-44Э на этапе строительства первых самолетов для летных испытаний. Но к ней, наверное, можно вернуться. Или хотя бы использовать старые конструкторские наработки.

С катапультами будет сложнее. Потому что пока мы и не пытались их сделать. Ни паровые, ни более совершенные электромагнитные. Это, конечно, проблема. Но только одна из многих тысяч, которые встанут перед российскими конструкторами, если мы действительно в ближайшие годы примемся строить авианосец.

Судя по представленной в открытом доступе модели Крыловского центра, в скорой разработке российской катапульты там не очень уверены. Видимо, поэтому кроме четырех мест для этих агрегатов на корабле для взлета все же запланированы и два трамплина. Подобных тому, что помогают подниматься в воздух истребителям с «Адмирала Кузнецова». Однако трамплин для взлета – это еще одна беда «Кузи», как моряки прозвали «Кузнецова». Потому что пока с его палубы поднимается один наш самолет, с любого американского авианосца, оснащенного катапультами, – четыре. Понятного, как это способно влиять на исход воздушного боя над океаном.

Что еще? Двигательная установка перспективного авианосца - неядерная. Очевидно потому, что так намного дешевле. На палубе четыре стартовые позиции для самолетов. Противокорабельные крылатые ракеты в отличие от «Адмирала Кузнецова» и еще более древних советских тяжелых авианесущих крейсеров типа «Киев» не предусмотрены. Зенитное вооружение – четыре ЗРК «Полимент-Редут» с вертикальным стартом ракет.
Вот, собственно, и все, что на нынешний день известно неспециалистам.

Когда ждать новый российский авианосец? На этот счет летом минувшего года определенно высказался заместитель министра обороны Юрий Борисов: «Россия будет строить авианосец, но не в ближайшее пятилетие». Поскольку в госпрограмме вооружений до 2020 года таких циклопических трат не предусмотрено. Но Главный штаб ВМФ рассчитывает получить новый флагман «где-то в 30-х годах». Это, видимо, если все пойдет, как запланировано.

А вот с этим, без сомнения, тоже большие проблемы. Настолько большие, что российский авианосец имеет слишком много шансов так и остаться в виде модели для международных выставок вооружений.

Начать с того, что непонятно где строить этакую махину. В советские годы для такого дела были предназначены верфи Николаева. А именно – Черноморский судостроительный завод, на котором создавались все наши тяжелые авианесущие крейсера (ТАКР). Но это давно заграница. К тому же и от самого Черноморского завода остались лишь горы ржавого металлолома.

Остается Северодвинск, знаменитый Севмаш, в цехах которого, среди прочего, рождаются тоже весьма немаленькие атомные подводные ракетные крейсера стратегического назначения. Однако для создания авианосца водоизмещения в 100 тысяч тонн потребуется гигантский сухой док, которого в Северодвинске нет. Значит, придется сухой док построить. И затратить дополнительно умопомрачительные деньги. При том, что и сам корабль, по мнению ряда экспертов, обойдется российской казне в пересчете никак не менее, чем в 15-20 миллиардов долларов (спущенный на воду в 2013 году новый американский авианосец «Джеральд Форд» обошелся Пентагону в 42,5 миллиарда долларов).

Второе – кадровый потенциал Севмаша. Вспомним, как в середине 2000-х туда высокими по российским меркам зарплатами пришлось со всей страны заманивать инженеров и рабочих для превращения тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Горшков» в индийский «Викрамадитья». Так ведь тот «Горшков», который в конце концов стал «Викрамадитья», вдвое меньше задуманного в Крыловском центре авианосца. Однако и при этом сроки сдачи ТАКРа индийским морякам срывались неоднократно. В итоге модернизация затянулась до 10 лет.

К сожалению, очень похоже, что создавать крупные надводные боевые корабли Россия попросту разучилась. Именно поэтому наш ВМФ до сих пор не получил от судостроителей ни одного серьезного боевого корабля хотя бы второго ранга, который был бы полностью спроектирован и построен в постсоветскую эпоху. Пока морякам достаются лишь относительно небольшие корветы типа «Сообразительный», сторожевые корабли типа «Дагестан», противодиверсионные катера типа «Грачонок» и малые ракетные корабли типа «Буян».

С большими задержками в Калининграде и Питере идет создание фрегатов типов «Адмирал Григорович» и «Адмирал флота Советского Союза Горшков». О ракетных крейсерах и эсминцах пока лишь мечтаем. Как, тем более, и о «Вильяме нашем Шекспире». То бишь о первом российском авианосце.

С ним будет особенно трудно еще и потому, что разрушен кадровый потенциал не только кораблестроительных заводов. С проектирование не легче. Собственно, почему созданием авианосца хотя бы и на дальних подступах занялся Крыловский центр? Там ведь никогда не делали ничего подобного. Созданием ТАКРов, а потом и «Ульяновска» в СССР занималось Невское проектно-конструкторское бюро. Но десятилетия без заказов и финансирования обескровили эту организацию настолько, что дела прежних масштабов ей теперь не по плечу.

Так может быть – ну его, этот авианосец? Не прислушаться ли к разумным голосам, которые по этому поводу доносятся сегодня даже из-за океана. Любопытную статью на сей счет недавно опубликовало влиятельное американское издание The National Interest. Суть в том, что в ближайшие годы ключевым элементом военно-морского превосходства США предложено сделать вовсе не авианосцы. Атомные подводные лодки с множеством высокоточных крылатых ракет на борту выполнят практически любую из стоящих сегодня перед авианосными ударными группами (АУГ) задач гораздо дешевле и эффективней.

Капитан первого ранга в отставке Джерри Хендрикс, работающий военно-морским аналитиком в исследовательском Центре новой американской безопасности (Center for a New American Security) рассуждает так. Высокий потенциал российских и китайских противокорабельных крылатых и баллистических ракет, а также сил ПВО в случае начала войны заставит АУГ ВМС США держаться в сотнях, а то и в тысячах километров от вражеского побережья. Что сделает применение палубной авиации по наземным объектам недостаточно эффективным. К тому же за любыми перемещениями АУГ легко наблюдать из космоса и заранее планировать меры противодействия.

Совсем иное дело подводные лодки. Скажем, атомные подводные ракетные крейсера стратегического назначения типа «Огайо», четыре из которых после модернизации вместо баллистических несут на борту по 154 крылатых ракеты «Томагавк». Они скрытно подберутся к побережью и с близкой дистанции нанесут внезапный удар. Так, как это во время интервенции многонациональной коалиции в 2011 году в Ливии сделала АПЛ ВМС США «Флорида». Она практически в одиночку 90 «Томагавками» привела к молчанию всю систему ПВО Каддафи.

«Смысл в том, что у трех подводных ракетоносцев ударная мощь - 462 ракеты «Томагавк». А могут появиться и новые поколения «Томагавков», которые станут еще более совершенными», — рассуждает Хендрикс. И предлагает даже остановить строительство двух атомных авианосцев типа «Джеральд Р. Форд», которые создаются сегодня на американских верфях. Вместо каждого из них, считает эксперт, можно построить с десяток многоцелевых атомоходов с крылатыми ракетами. И тем решить исход практически любой неядерной войны.

Арсеналы наших многоцелевых атомных подводных крейсеров, конечно, скромнее, чем у «Огайо». Скажем, у вступившего в строй Северного флота в прошлом году «Северодвинска», головного корабля проекта 885 «Ясень», всего 32 пусковые установки крылатых ракет. Ну, так таких «Ясеней» мы много могли бы построить вместо даже одного авианосца. Который, в случае, если за него и вправду возьмемся, обещает стать сильнейшей головной болью для всей страны. С непредсказуемым исходом.


"Свободная пресса", 15.04.2015
 

 
Связанные ссылки
· Больше про Атомный флот
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Атомный флот:
Вспоминая яркое далёкое

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 3
Ответов: 4


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 17 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Россия надорвется будущим авианосцем (Всего: 0)
от Гость на 16/04/2015
Это понятно, что чтобы не надорваться или несправиться с задачей, лучше ничего не делать. Качать нефть и газ, наблюдать за изменением цен и курса рубля. 


[ Ответить на это ]


Re: Россия надорвется будущим авианосцем (Всего: 0)
от Гость на 16/04/2015
Ты УЖЕ наделал в штаны на "космодроме "Восточный" Украл пока 16 миллиардов. Ну, так это пока. С авианосцем будет та же русская камедь.  Будете воровать. Много и жадно. Живем то однова.


[
Ответить на это ]


Re: Россия надорвется будущим авианосцем (Всего: 0)
от Гость на 17/04/2015
Тут все такие просвещенные и в курсе всех дел! Видно я один отстал от современных сплетен.
Поясните фразу - Ты УЖЕ ...
Ты это про кого, про Сергей Ищенко [svpressa.ru] автора статьи?
Я, честно, не занл, что он руководил "Восточным". Как только везде успевают!


[
Ответить на это ]


Re: Россия надорвется будущим авианосцем (Всего: 0)
от Гость на 18/04/2015
Про тебя, про тебя, поцьреот вонючий. То что ты лично еще не украл 16-160 миллиардов в любой валюте, значит не то что ты такой честный, это всего лишь значит , что тебя еще не допустили к закромам Родины. Тут есть закономерность-- чем кондовее и вонючее русский патриот, тем он вороватее и безграмотнее. Так что жди своей очереди. Авось, допустят.


[
Ответить на это ]


Re: Россия надорвется будущим авианосцем (Всего: 0)
от Гость на 16/04/2015
Куда американский конь с копытом, туда и русский рак с клешней. Все равно вас поставят раком, хоть с авианосцами, хоть без Да и не успеет Рашка-говняшка построить этот вундеркарапь. Развалится куда раньше. Потом наследники продадут в Китай, как Варяг.


[ Ответить на это ]


Re: Россия надорвется будущим авианосцем (Всего: 0)
от Гость на 16/04/2015
Ни одна гадина еще не смогла Россию нагнуть. Ну, а если вообще обложат, суки, то уйдем в вечность всем миром вместе со всеми обитателями планеты Земля. Тогда никакое НАТО вам, хохложопым бездельникам не поможет.


[
Ответить на это ]


Re: Россия надорвется будущим авианосцем (Всего: 0)
от Гость на 16/04/2015
А вот это как раз ипод вопросом? И большим! Хе хе!


[
Ответить на это ]


Re: Россия надорвется будущим авианосцем (Всего: 0)
от Гость на 17/04/2015
"А вот это как раз ипод вопросом? "
под вопросом, что хохложопые?! Неужели уже еврожопые )))


[
Ответить на это ]


Re: Россия надорвется будущим авианосцем (Всего: 0)
от Гость на 16/04/2015
Куда американский конь с копытом, туда и русский рак с клешней. Все равно вас поставят раком, хоть с авианосцами, хоть без Да и не успеет Рашка-говняшка построить этот вундеркарапь. Развалится куда раньше. Потом наследники продадут в Китай, как Варяг.


----------------------------------------------------------

Уже пугали!

До 1933 года.  А потом признали и установили дипломатические отношения.  Учи историю неуч.

В России много наверху грязи подонков. Но они не народ.

Так что однополярный мир закончился - привыкай к реалиям и отвыкай от иллюзий.


[
Ответить на это ]


Re: Россия надорвется будущим авианосцем (Всего: 0)
от Гость на 17/04/2015
Да, у Украины есть большой опыт распила авиносца, страны, доходов от чужого газа и т.д.. Хотите поделиться опытом?


[
Ответить на это ]


Re: Россия надорвется будущим авианосцем (Всего: 0)
от Гость на 16/04/2015
Может стоит строить меньшие авианесущие крейсеры. Возродить вертикально взлетающие самолеты. Добавить побольше беспилотников и ударных и разведчиков. Наверное и от противокорабельных ракет тоже не стоит отказываться.


[ Ответить на это ]


Re: Россия надорвется будущим авианосцем (Всего: 0)
от Гость на 18/04/2015
Сто самолетов, двести вертолетов, паровые и электромагнитные катапульты и ни слова на тему "Зачем?" Построят его - одного! - в Черном Балтийском или Каспийском морях не поместится, на Северном флоте лед не даст развернуться, остается Тихоокеанский. И кому там грозить, какому "надменному соседу"? Мы что, десант на Сансет-Бич высаживать будем или папуасов на Новой Гвинее  убеждать в живучести культа карго? На эти денежки можно построить флотилию многоцелевых подлодок со сверхзвуковыми ракетами,  перехват которых нереален в текущем столетии. Вот это будет сдерживающим фактором для "исключительной нации", а авианосцами их не напугаешь, у них этого дерьма в избытке.


[ Ответить на это ]


Re: Россия надорвется будущим авианосцем (Всего: 0)
от Гость на 18/04/2015
 
Сто самолетов, двести вертолетов, паровые и электромагнитные катапульты ...   


И сразу курьеры, курьеры, курьеры. Представляете двадцать тысяч одних курьеров! (с) Хлестаков. Не напоминает?


[
Ответить на это ]


Re: Россия надорвется будущим авианосцем (Всего: 0)
от Гость на 18/04/2015
Даже американцы начинают понимать, что этот вид оружия устарел для серьезной войны
Патамушта мериканцы, русские чванливые идиоты, ведут дело к БЕЗЛЮДНЫМ войнам. Беспилотники первая ласточка. А выводить в море дуру в 100 килотонн водоизмещения, да в 5-10 тысяч экипажа, это могут только отмороженные на всю голову придурки, для которых собственные великоимперские амбиции дороже всего собственного населения. Скоро появятся танки-роботы, безматросне корабли, а  чванливый русский Иван все будет строить свои авианосцы, для которых нет и не предвидится самолета, зато классная мишень. для саудовского пирата.


[ Ответить на это ]


Re: Россия надорвется будущим авианосцем (Всего: 0)
от Гость на 18/04/2015
Даже американцы начинают понимать, что этот вид оружия устарел для серьезной войны

Брысь!

Без сопливых разберемся.







[
Ответить на это ]


Re: Россия надорвется будущим авианосцем (Всего: 0)
от Гость на 20/04/2015
"Даже американцы начинают понимать, что этот вид оружия устарел для серьезной войны
Патамушта мериканцы, русские чванливые идиоты, ведут дело к БЕЗЛЮДНЫМ войнам. Беспилотники первая ласточка. А выводить в море дуру в 100 килотонн водоизмещения, да в 5-10 тысяч экипажа, это могут только отмороженные на всю голову придурки, для которых собственные великоимперские амбиции дороже всего собственного населения. Скоро появятся танки-роботы, безматросне корабли, а  чванливый русский Иван все будет строить свои авианосцы, для которых нет и не предвидится самолета, зато классная мишень. для саудовского пирата.".



Снова из амерской вонючки говно полезло. Тебе же сто раз говорили -  нечего тебе делать на нашем сайте, все-равно ничего не добьешься, будешь только п..ей получать!


[
Ответить на это ]


Re: Россия надорвется будущим авианосцем (Всего: 0)
от Гость на 20/04/2015
Привет всем!

Я не Лоцман, Боцман, и даже не Штурман, чтобы шибко грамотно рассуждать об авианосцах и их ТТХ:(
Но!
Для сотен крылатых ракет с АПЛ нужны правильные целеуказания, котрые добываются спутниками, но уточняются воздушной разведкой. Другого пока на придумали. А воздушную разведку "...на дальних берегах" могут обеспечить только авианесущие корабли.
А еще читал инфу о том, что авианосцы в пересчете на килограмм веса самые дешевые.
Причем тенденция такая: чем меньше по водоизмещению корабль-тем дороже обходится килограмм его веса.
Поэтому бедные строят мелкий флот, богатые-крупный :)
Яхты Абрамовича тому живой пример.

Олег М.



[
Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.12 секунды
Рейтинг@Mail.ru