proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[23/01/2015]     Служили Советскому Союзу

К 60-летию первого выпуска 2-го Высшего Военно-Морского училища подводного плавания

Н.М.Кудряков, выпускник минно-торпедного факультета 2 ВВМУПП 1955 г

Приказ Министра обороны СССР № 0528 – считать нас окончившими училище с дипломами офицеров подводного плавания - был подписан 22 января 1955 года. Звания лейтенантов корабельной службы нам были присвоены Приказом Министра обороны СССР от 24.01.1955 № 0507. Приказом Главкома ВМС СССР № 0216 от 24.01.1955 мы получили назначения на флоты и корабли. 25 января 1955 года нас построили на плацу во внутреннем дворе нашего училища, занимавшего два квартала в центре Риги.



Со знаменем училища - Морозов А.И, ассистенты - Хайтаров В.Д и Галиев А.Р.

Всего нас было 150 человек. 146 офицеров корабельной службы - 70 вновь испеченных штурманов подводного плавания и 76 торпедистов, и еще четверо распределялись на флоты в качестве мичманов для завершения стажировки, с которой они по разным причинам припозднилисGhь. Офицерские погоны они получат чуть позже.

Автор этих строк получил назначение на 85 бригаду подводных лодок Краснознаменной Каспийской флотилии.

Каспийское море было местом сдаточных испытаний подводных лодок, построенных на заводе «Красное Сормово» в Горьком – пройдя испытания, лодка принималась флотом, поднимала Военно-морской флаг и уходила вверх по Волге и по каналам – до Черного, Балтийского или Белого моря.

Из Риги я убывал в Баку – еще не зная, что оттуда предстоит подняться вновь на Балтику, до Ленинграда и Лиепаи, а затем  – по Беломорканалу и Севморпути, через Диксон и бухту Провидения – до Совгавани и Находки.


Экспедиция особого назначения (ЭОН)-57. Завершение перехода по Северному морскому пути, бухта Провидения, 27 сентября 1957 года. Фото Н.М. Кудрякова

В Горьком и в Баку мы принимали лодки 613 проекта – первого послевоенного проекта, по которому, как потом окажется, была построена самая многочисленная серия подводных лодок советского флота.

Массовое строительство подводных лодок нового типа в СССР началось в 1950 году – это обстоятельство во многом определило выбор профессии и судьбу многих из нас.

*   *   *


9 мая 1945 года завершилась Великая отечественная война, 2 сентября – война на Тихом океане, но очень скоро возникла угроза новой войны, на этот раз - со стороны бывших союзников.

В конце 40-х годов советским руководством принимается ряд решений по укреплению обороны страны, по созданию новых видов вооружений и техники – ракет, реактивной авиации, радиолокации. Полным ходом шла работа по «атомному проекта», о котором советские граждане, разумеется, ничего знать не могли.

В 1947 году Совет Министров СССР принял решение по модернизации судостроительной промышленности и большую программу строительства надводных кораблей и подводных лодок.

Для подготовки офицеров на находившиеся в строю, поступающие от промышленности и строящиеся корабли были увеличены наборы курсантов в действующие высшие военно-морские училища, увеличивалось число самих училищ.

В 1948 году в Пушкине, под Ленинградом, открывается 2-е Высшее военно-морское инженерное училище - по подготовке специалистов по паросиловым и дизель-электрическим энергетическим установкам. В том же 1948 году в бывшем Кенигсберге, переименованном в Калининград, открыт филиал 1-го Балтийского высшего военно-морского училища. Через непродолжительное время он был переименован во 2-е Балтийское высшее военно-морское училище, первоначально предназначенное для подготовки вахтенных офицеров надводных кораблей.

В 1951 году одно из  новых училищ по подготовке штурманов и артиллеристов решили развернуть в Риге - на базе Рижского нахимовского училища, существовавшего там с 1945 года.

Основателем и первым начальником Рижского ВВМУ стал Константин Александрович Беспальчев - основатель и первый начальник Рижского Нахимовского училища. В одних стенах с нахимовцами мы будем учиться до 1953 года, пока их не переведут в Ленинград.

Начать подготовку в новом училище решили не с нуля, а сразу со второго курса. Для этого в 1950 году увеличили набор курсантов в двух существовавших ВВМУ – Тихоокеанском (Владивосток) и в Черноморском (Севастополь).

Осенью 1951 года курсантам 2-го курса этих училищ объявили, что некоторые из них продолжат учёбу в Риге. В ноябре того же года 133 курсанта из Владивостока – в их числе и автор этих строк - прибыли в Ригу и были зачислены курсантами вновь созданного Рижского ВВМУ. В феврале 1952 г. прибыли 45 курсантов из Севастополя. Всего нас на втором курсе оказалось 178  человек - парней из самых разных мест Советского союза и самых разных национальностей. Три года учебы до выпуска прошли  во вполне дружеской, без серьезных конфликтов ни на бытовой, ни тем более национальной почве.

Кто мы были и какие мы были?

Большая часть из нас – 1932 и 1933 годов рождения, некоторые чуть старше. Все мы были детьми войны, наши детские и отроческие годы пришлись на  голодные и холодные военные и первые послевоенные годы, некоторые из нас были в оккупации, многие потеряли родителей, братьев и сестер, среди нас были детдомовцы, суворовцы и нахимовцы, многие из нас успели потрудиться.

По географии – в основном мы были представителями глубинки, включая Сибирь, Алтай, отчасти - Дальний Восток. Очень много оказалось уроженцев Казахстана и Средней Азии. Представителей столиц – Москвы и Ленинграда – среди нас были считанные единицы.

В большинстве своем мы были из самых обычных семей, зачастую – очень небольшого достатка.

Многие в те годы шли в военные училища, чтобы избавиться от послевоенной нужды – никакого в этом секрета нет. Но  и выбор военной карьеры был вполне осознанным, престиж военной службы был очень высок. На протяжении практически всех лет Советской власти военная профессия была тем, что потом будет названо «социальным лифтом» - возможностью молодому человеку из любого медвежьего угла и из сколь угодно скромной семьи получить качественное образование, получить доступ к подлинной культуре, проявить свои способности. А школьное образование было хорошим везде – и уроженцы кишлаков сдавали математику в Ленинграде, Севастополе и Риге.

Большинство из нас пришло в военное училища после десятилетки. Конкурс в военные и военно-морские училища в те годы был огромный. В ТОВВМУ, из которого я был направлен в Ригу,  в 1950 году на первый курс нас было принято свыше 400 человек.



Самоподготовка. Слева направо первый ряд: Мартынов А.Г., Лазнов А.А., Хребтов П.И., ???, Кудряков Н.М. Второй ряд. Амбарцумов В.А., Сергеев В.А., Рахимов М., ???, ???. Остальные: Сахипгареев Х.М., ???, Еремин И.В., Минстер А.М., Ильичев В.А.



Самоподготовка. Справа налево первый ряд - Тимоховский Б.А. и ?; 2-й ряд: Рахимов М., Дюдя В.В., Амбарцумов В.А., Лазнов А.А., Завидов Г.А.; 3-й ряд: Сахибгареев Х.М., ?, Тимошенков В.Я., Нечаев А.А., Окунев В.М., Еремин И.В., Галиев А.Р.



Группа курсантов минно-торпедного факультета перед стажировкой на флотах. Первый ряд снизу: Кудрявцев Б.А., Меньшиков А.А., Петров Б.И., Баркалов Ю.С., Ушамирский Л.А., Муньков .С.В.; второй ряд: Панский Е.А., Слепченко А.Ф., Кирюхин А.Д., Подколзин В.Д., Кудряков Н.М., Симаков В.Б., Тимошенков В.Я.; третий ряд: Чехов А.Е., Хохряков С.М., Бочаров Д.И., Алексеев Ю.В., Лазнов А.А., Епихин А.Н.;четвертый ряд: Коробушкин Н.М., Матейко Н.К., Рахимов М., Шитиков А.А.
*   *   *


А в стране в первой половине 50-х годов происходили серьезные перемены, умер Сталин, возвысился Хрущев, менялись министры и главкомы, менялись взгляды и на жизнь вообще, и на военное строительство, на задачи и роль военно-морского флота.

Вскоре после нашего зачисления в училище Правительство СССР отказалось от строительства больших надводных кораблей и взяло курс на ускоренное строительство подводных лодок. Рижское ВВМУ сменило и профиль, и название – мы стали учиться во Втором Высшем военно-морском училище подводного плавания -  2 ВВМУПП, которое получило задачу готовить штурманов и торпедистов для подводных лодок. Перспективу плавать под водой мы приняли со спокойным интересом; только один из нас, прибывших на второй курс,  решил в будущем служить на надводных кораблях, был переведен в Ленинград и окончил ВВМУ им М.В. Фрунзе. Справедливости ради надо сказать, что не все из нас по окончании училища оказались на подводных лодках – в частности, один из наших получил назначение на надводный корабль – на крейсер Черноморского флота, несколько человек - на береговые должности.


Итак, первый выпуск 2 ВВМУПП состоялся 25 января 1955 года в количестве 150 человек (146 офицеров и 4 мичмана). Остальные за время учебы по разным причинам были отчислены из училища и направлены на флот для прохождения срочной службы. Некоторые из них,  проявив настойчивость, восстановились и в 1955-1957 годах закончили обучение в нашем училище, получив дипломы (2 штурмана и 2 торпедиста) и звания офицеров корабельной службы. Всего из 178 человек, поступивших в ВВМУ в 1950 году, 155  завершили обучение в Высшем военно-морском училище и получили звание офицера корабельной службы.  94,8% из них были назначены на подводные лодки. Правда, некоторые ко дню прибытия к месту службы из отпуска, по стечению обстоятельств, оказались на других должностях. Еще один в эти же сроки окончил Военно-морское политучилище в Ленинграде.


25 выпускников училища прослужили на флоте от 10 до 20 лет и 52 - больше 20 лет.

*   *   *


Основа флота – корабли и их командиры. Командирами подводных лодок стали выпускники училища: Александров Д.Я., Алхименко А.П., Баркалов Ю.С., Волков Ю.П., Демидов Н.Г., Дюдя В.В., Калашников В.Ф., Катон А.Г., Козеев И.Н., Кольцов А.П., Малютин В.И., Муньков С.В., Назаров Ю.Н., Науменко В.П., Нечаев А.А., Погуляев В.С., Рудых Б.В., Симаков В.Б., Симонов Ю.В., Тимоховский Б.А., Тимошенков В.Я., Торопов Ю.Ф., Филипенья В.В., Хайтаров В.Д., Хохряков С.М. и Шканов Б.П.

Командиром надводных кораблей был Пылев Д.Н.



Многие воспитанники училища служили на командных и штабных должностях в управлениях соединений (бригад, дивизий, эскадр) и объединений (флотилий, флотов), в управлениях Главного штаба и Главнокомандующего ВМФ.


В управлениях ГШ и ГК ВМФ служили Кольцов А.П., Кудряков Н.М., Симаков В. Б., Шканов Б. П., в управлениях и службах флотов - Корень В.В., Кудряков Н.М., Новиков М.А., Фоменский М.Я., Хайтаров В.Д. (заместителем командующего ТОФ), Шканов Б. П.


В управлениях объединений и соединений служили Алхименко А. П. (начальником штаба бригады ПЛ),  Амбарцумов В.А., Босов Б.П., Кудряков Н.М., Лозовой В.И., Проскурнин А.Д., Матейко Н. К., Науменко В. П. (командиром дивизиона), Панский Е.А., Торопов Ю.Ф. (заместителем командира бригады ПЛ), Хайтаров В.Д.(командиром бригады ПЛ), Хохряков С.М., Чехов А.Е. и другие.

Подготовкой офицеров-специалистов для ВМФ в Военно-Морских и мореходных училищах занимались Еремин И.В., Зорин И.А,  Макарихин Ю.Ф., Несмеянов А. В., Чехов А.Е.

В результате долголетней преподавательской и научной работы в Военно-Морской академии А.П.Алхименко стал доктором географических наук.

В НИИ МО СССР трудился Петров Б. И.

Бывшие курсанты нашего выпуска представляли ни много ни мало нашу страну. Военным советником на Кубе был Торопов Ю.Ф. Окончил Военно-дипломатическую академию и был Военно-Морским атташе в государствах Скандинавии Харченко В.А.

Тема личных достижений – тема очень деликатная. Но ведь служить – это значит продвигаться по службе, это значит добиваться какого-то положения.
 
Если судить о достижениях по должностям и званиям, то всех нас опередил мой однокашник по минно-торпедному факультету Виктор Дмитриевич Хайтаров. Он стал контр-адмиралом (единственным из нас) и заместителем командующего Тихоокеанским флотом. И звание, и высокая должность были получены им как признание реальных заслуг в укреплении обороны страны, в создании передового тактического опыта. Он трижды назначался командиром атомных подводных лодок: К-45 в 1966-68 гг.; К-308 в 1968-73 гг. и К-201 в 1973-74 гг. На К-201 он совершил скрытный переход в составе отряда кораблей через три океана с Северного Флота на Камчатку.


Совершенно в другом направлении, но тоже выдающегося успеха достиг мой однокашник по первому курсу, выпускник штурманского факультета Александр Петрович Алхименко. Он стал успешным штурманом – лучшим штурманом ЧФ! – командиром ПЛ и начальником штаба бригады ПЛ, но не адмиральские звезды стали признанием его заслуг и таланта. Он серьезно увлекся наукой, а склонности к наблюдениям и обобщениям у него проявились еще в ТОВВМУ. В 1974 году он становится старшим преподавателем Военной-морской академии в Ленинграде. Александр Петрович продолжит замечательную традицию русского флота, давшего мировой науке целую плеяду океанографов и гидрографов.

Александр Петрович, по сути дела, вдохнул в географию новую жизнь, сделав её наукой о военной инфраструктуре и коммуникациях и о театрах военных действий. Как отмечено в отзыве официального оппонента на его докторскую диссертацию, научные труды Алхименко – это «фундаментальная попытка» создания нового научного направления – военно-морской географии. Он стал действительным членом Географического общества СССР, кандидатом и доктором наук (тоже единственным из нас), профессором, возглавил кафедру, стал автором и соавтором десятков уникальных научных трудов и учебников.
 

Странным может показаться решение 62-х (более 40% !) офицеров-выпускников1955 года покинуть флот, прослужив 5 и меньше лет.


10 человек из этого числа были уволены в 1955 году – в году окончания училища. Оснований для такого решения было достаточно.


Выше упоминалось о переменах во властных структурах и в политике.  В отпуск мы, выпускники 1955 года, поехали при Министре обороны Булганине Н.А., а когда прибыли к местам службы, Министром уже был Жуков Г.К., который принялся наводить армейские порядки во всех видах Вооруженных сил, в том числе на кораблях флота.


Строительство подводных лодок с 1950 года годов шло полным ходом, а обустройство пунктов их базирования, особенно строительство жилья для офицеров и их семей, значительно отставало. Наконец, в 1955, 1958 и в 1960 годах прошли три волны сокращений Вооруженных сил.


Всё это, а также, в некоторых случаях, неуважительное, мягко выражаясь, отношение начальников и командиров к молодым офицерам создавало у последних неуверенность в завтрашнем дне и стремление покинуть военную службу.


При этом добровольное увольнение молодых офицеров не поощрялось и всегда сдерживалось, поэтому они вынуждены были имитировать пьянство и другие громкие нарушения воинской дисциплины - до тех пор, пока не принималось решение на их увольнение. Многие были уволены по сокращению штатов и по плохим статьям (суд чести, служебное несоответствие), но вписанные в приказы и зафиксированные в послужных картах формальные основания на увольнение объективными для оценки деловых качеств молодых офицеров не являются.


С уходом нескольких десятков моих однокашников с флота государство в целом тогда не потеряло: - они зачислялись в запас, флот пополнял свой мобилизационный резерв офицеров-специалистов, а народное хозяйство -  и сугубо гражданские, и оборонные отрасли – приобретали квалифицированных молодых специалистов.


Наших соучеников можно было найти на судах торгового и рыболовного флотов, в науке, в промышленности. Многие вскоре окончили гражданские ВУЗы.


Так, Деревяго В.Н. окончил МВТУ им Баумана и стал заместителем начальника отдела НИИ, участвовал в разработке РЛС для ПВО страны.


Ушамирский Л.А. окончил МАТИ. На авиазаводе им. Хруничева он работал главным инженером  участка, ведущим инженером отдела; участвовал в создании защиты объектов ПВО и гражданской авиации.


Вязников В.К. и Купцов И.В. работали в НИИ, выполнявшем разработки для космодрома Байконур, участвовали в создании глубоководного батискафа.


Шаврин Н.В. стал кандидатом технических наук.


Монастыский А.Ф. окончил институт иностранных языков, работал торговым представителем Внешторга за границей.


Капитаном дальнего плавания стал Лузанов В.А., был награжден орденом Трудового красного знамени.


Судоводителями стали Бердник А.Т. и Завидов Г.А.


Капитаном рыболовного судна стал Чудинов Г.Т. и в дальнейшем - представителем Запрыбы на Кубе, а Кириенко Г.А. - в Запрыбе заместителем начальника сбыта.


Старшими инженерами, начальниками лабораторий на приборостроительном заводе стали Байков Р.М. и Хребтов П.И.


Заместителем директора по хозяйственной части, заместителем начальника производства  машиностроительного завода стал Зайкин Ю.А.


Главным конструктором завода электроприборов стал Минстер А.М.


Такашов М.М. окончил политехнический институт, прошел путь от старшего инженера приборостроительного завода до начальника технического отдела Министерства местной промышленности Латвийской ССР, был заместителем начальника  отдела промышленности ЦК КП Латвии. Неоднократно награжден государственными наградами, в том числе орденом Трудового красного знамени.


В Ташкенте трудились: в НИИ радиоэлектроники - Галиев А.Р. и главным технологом НИИ шелководства - Карельштейн Л. А.




















За прошедшие годы многие мои соученики ушли в мир иной, а счет потерям открыл Алексей Николаевич Венедиктов, который окончил Рижское Нахимовское училище в 1950 году  и 2-e ВВМУПП вместе с нами в январе1955 года. Он трагически погиб в штормовом море у берегов Камчатки 30 ноября 1955 г.


*   *   *


Много хороших слов надо бы сказать в адрес коллектива преподавателей и воспитателей училища, которым руководил контр-адмирал Константин Александрович Беспальчев, однако цель настоящей заметки — вспомнить и назвать их воспитанников первого выпуска.
*   *   *


История 2 ВВМУПП оказалась недолгой. Училище просуществовало 10 лет и в 1960 году было расформировано, курсанты были распределены по училищам в Ленинграде и в Калининграде.


Но так ли это мало – 10 лет? 50-е годы XX века – это целая эпоха. Наш флот становился атомным и океанским. Наша страна становилась сверхдержавой.


Как выразился один историк, мы становились для наших бывших союзников своеобразным намордником – Вьетнам и другие горячие точки покажут это очень хорошо.


Что могли, мы для этого делали. Но все это будет потом.

А сегодня – 25 января 1955 года. Мы стоим во внутреннем дворе нашего училища, занимающего два квартала в центре Риги. Мы получаем дипломы, кортики и погоны с двумя маленькими звездочками

25 января – это наш день навсегда.
*    *   *
Об авторе.  Кудряков Николай Михайлович, родился в 1933 г. и окончил среднюю школу в Казахстане. В 1950 г.  поступил в  ТОВВМУ.  Окончил 2 ВВМУПП в январе 1955 г.  В мае 1958 г. назначен офицером по кадрам отдельной бригады подводных лодок ТОФ. 30 лет служил в управлениях бригады и дивизии ПЛ, в отделе кадров ТОФ, в управлении эскадры ПЛ и в Управлении кадров ВМФ.  С начала 1960 и до  конца 1988 года участвовал в кадровом обеспечении экипажей атомных подводных лодок и управлений их соединений на  Тихоокеанском флоте, с 1976 г. - и учебных центров ВМФ по подготовке экипажей АПЛ. В феврале 1981 года в составе оперативной группы под руководством адмирала Сорокина А.И. участвовал в подготовке предложений по замене погибших в результате авиакатастрофы 16-и адмиралов и генералов Тихоокеанского флота.

Капитан 1 ранга. Награжден орденом «Красная звезда» и медалями.

Сведения о соучениках по 2 ВВМУПП по доступным источникам собирает с 2010 года.
 

 
Связанные ссылки
· Больше про Время и судьбы
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Время и судьбы:
О.Пеньковский - «шпион века» или «подстава» КГБ?

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 4.75
Ответов: 4


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 3 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Служили Советскому Союзу (Всего: 0)
от Гость на 23/01/2015
Статья чисто кадровая, сухая, без геройства и доблести, но есть главное: они СЛУЖИЛИ Советскому союзу! Живите, ребята, как можно дольше, чтобы передать  Ваш дух,  Ваш энтузиазм,  Вашу верность долгу  современному поколению...Вы защищали страну!!!Сугубо гражданский, ВИП


[ Ответить на это ]


Re: Служили Советскому Союзу (Всего: 0)
от Гость на 10/03/2018
А можно связаться с автором?
Дмитрий mail @ allmines.net 


[
Ответить на это ]


Re: Служили Советскому Союзу (Всего: 0)
от Гость на 24/04/2018
Где можно увидеть информацию автора о Рижском ВВМУПП ? Нет ли его в Орноклассниках ?


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.10 секунды
Рейтинг@Mail.ru