В 2000 году, был принят Закон США об администрации по национальной ядерной безопасности, которым пересмотрена роль министра энергетики в структуре руководства ЯОК, а в 2003году был принят Закон США об использовании атомной энергии в военных целях. Этими законами руководство ядерной оружейной деятельностью в США возложено на Национальную администрацию по ядерной безопасности США (ННСА), которая была создана в соответствии с законодательным актом Конгресса от 1 марта 2000 г. в рамках Министерства энергетики. В состав Администрации вошли управления Министерства энергетики, ранее занимавшиеся ядерно-оружейными программами, вопросами нераспространения ядерного оружия и созданием судовых ядерных двигательных установок. Администрации были переданы все объекты ЯОК – научно-производственные организации и национальные оружейные лаборатории. Во главе ННСА в ранге заместителя Министра энергетики стоит Администратор, назначаемый Президентом США с согласия Конгресса США.
В настоящее время по инициативе Конгресса США в американское законодательство внесены изменения с целью повышения эффективности использования научного и производственного потенциала ЯОК США для обеспечения комплексных задач национальной безопасности. Изменения обусловлены принятием закона о финансировании на национальную оборону США на 2013г. и затрагивают указанные выше законы: закон по атомной энергии, закон об использовании атомной энергии в военных целях, закон о Национальной администрации по ядерной безопасности США.
В порядке предварительного замечания обращает на себя внимание изменение терминологии, в частности замена терминов:
- «ядерный оружейный комплекс» на термин
«отрасль ядерной безопасности», который означает
физические объекты, технологии и человеческий капитал лабораторий национальной безопасности и объектов по производству ядерного оружия;
- «ядерные оружейные лаборатории» на «лаборатории национальной безопасности», при этом приведен перечень лабораторий национальной безопасности, а также перечень объектов по производству ядерного оружия (а на самом деле – по производству ЯЗ и ЯБП), которые указаны выше.
Изъятие из законодательства слов и словосочетаний «ядерный оружейный» и замена их на сочетание «национальная безопасность», по-видимому, обусловлено не только политкорректностью и стремлением страны, первой создавшей и применившей ядерное оружие по практически гражданским объектам и мирному населению, к созданию имиджа миротворца и поборника нераспространения и сокращения, вплоть до уничтожения отдельных типов ядерного оружия, сколько безусловным закреплением статуса ядерного оружия как гаранта национальной безопасности страны, им обладающей.
Этим объясняется и скрупулёзный учёт типов и количества ядерного оружия в ядерных странах, и стремление к повышению эффективности использования научного и производственного потенциала ЯОК США (Закон о финансировании национальной обороны в 2013г.), и повышение роли ННСА в создании мощной экспериментальной и вычислительной базы, способной обеспечить совершенствование и разработку новых типов ядерного оружия, а также поддержание на высоком уровне критериев надёжности и безопасности ядерного арсенала в условиях запрещения испытаний ядерного оружия. Кроме того, обеспечивается процесс обучения молодых специалистов-разработчиков ядерного оружия полному циклу работ по созданию ЯБП от проектирования до серийного изготовления.
Таким образом, в соответствии с американским законодательством окончательные решения по вопросам развития и политики в области ядерного оружия США принимает Президент страны, который утверждает основные программные документы: «Стратегия национальной безопасности», «Обзор состояния и перспектив развития ядерных сил США», ежегодный «Меморандум по ядерному оружию».
Задачи поддержания ядерного арсенала и, при необходимости, создания нового ядерного оружия, решаются Министерством энергетики США с задействованием находящегося в его ведении ядерного оружейного комплекса -
отрасли ядерной безопасности.
Ещё раз отметим две важнейшие черты ЯОК США:
- государственные контроль и управление на высшем уровне и государственная собственность на объекты ЯОК в стране с рыночным укладом экономики;
- передача управления хозяйственной деятельностью объектов ЯОК частным компаниям в соответствии с государственными контрактами на управление.
Похожая ситуация существует и в Великобритании /7/. Организацией, отвечающей за разработку и обслуживание ядерных вооружений, является Атомный оружейный комплекс (Atomic Weapons Establishment, AWE), который в настоящее время находится в подчинении у руководителя Управления закупок министерства обороны. Комплекс AWE был образован в сентябре 1987 года путем слияния Атомного оружейного исследовательского комплекса (Atomic Weapons Research Establishment, AWRE) и Директората атомных оружейных заводов (Directorate of Atomic Weapons Factories). Ранее, начиная с 1954 г. и вплоть до передачи в систему министерства обороны в 1973 г., комплекс AWRE находился в ведении Управления атомной энергии Великобритании (United Kingdom Atomic Energy Authority). Атомный оружейный комплекс, осуществляя поставку боеприпасов для британских ядерных сил, играет важную роль в обеспечении обороны Великобритании. Административное управление Атомным оружейным комплексом осуществляется государственными структурами министерства обороны Великобритании, при этом объекты и установки AWE остаются в собственности государства, но ответственность за их повседневную эксплуатацию передается частной компании по контракту.
Великобритания, как и США, неоднократно реформировала свой атомный оружейный комплекс, в том числе и из соображений экономии. К началу 2000-х годов было выдвинуто несколько вариантов модернизации и развития ядерного потенциала Соединенного Королевства. Британский премьер Тони Блэр в декабре 2006 года, выступая в парламенте, подчеркнул, что «было бы неразумно и даже опасно для Британии отказываться от ядерного оружия как такового».
3. О создании и определении понятия «ядерный оружейный комплекс СССР»
СССР также активно занимался разработкой ЯЗ и ЯБП и созданием ЯОК, структура которого в принципиальном плане объективно не могла существенно отличаться от структуры ЯОК США, поскольку должна была включать в себя промышленные предприятия и технологические производства для осуществления деятельности по использованию ядерной энергии, базирующиеся на одних и тех же физических законах и научных достижениях /8,9/.
Все предприятия ЯОК СССР были государственными закрытыми предприятиями с полувоенной дисциплиной и режимом работы и управлялись специально созданным Первым Главным управлением при Совете Народных Комиссаров – Совете Министров СССР (1945 -1953гг.), а затем Министерством Среднего Машиностроения, явившимся по оценке Ж. Алфёрова
«наиболее эффективным органом профессионального государственного управления, обеспечившим создание и функционирование поистине инновационной (добавим)
и государствообразующей отрасли.» Именно в период МСМ был полностью сформирован ЯОК СССР и созданы образцы ЯЗ, ЯБП, а также реакторов для энергетических установок АПЛ (ядерных энергетических установок военного назначения - ЯЭУ ВН), находящиеся на вооружении и в настоящее время.
В отличие от США и в соответствии с государственным строем и политической системой деятельность ЯОК СССР регулировалась закрытыми постановлениями ЦК КПСС и СМ СССР. И лишь в 1995г. был принят закон «Об использовании атомной энергии», регулирующий отношения в области использования атомной энергии, в основном, в гражданской сфере, и не распространяющийся на ЯОК.
Надо сказать, что и само понятие ЯОК СССР не было определено в каких-либо нормативно-законодательных документах (видимо, в связи с отсутствием нормативно-законодательных документов, непосредственно регулирующих ЯОК), хотя структура ЯОК была достаточно чётко очерчена. В проекте закона о ядерном оружии, принятом Государственной Думой и официально направленном на подписание Президенту РФ /10-14/ в Статье 1. Основные термины и определения, применяемые в настоящем Федеральном законе приведены основные термины, относящиеся к регулируемой сфере деятельности, но отсутствует термин ЯОК.
Попытка определения понятия ЯОК была предпринята в нескольких последующих проектах закона о ядерном оружии. В одном из проектов 2007года содержатся следующие определения:
«Оборонный промышленный комплекс – совокупность федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им организаций, осуществляющих деятельность по созданию, ликвидации и обеспечению безопасности комплексов ядерного оружия, носителей ядерных боеприпасов и носителей ядерного оружия.
Ядерный оружейный комплекс – совокупность федерального органа исполнительной власти и подведомственных ему организаций, осуществляющих деятельность по созданию, ликвидации и обеспечению безопасности ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и их составных частей
».
В этом проекте была предпринята не очень последовательная и не достаточно чёткая попытка определить ЯОК как научно-промышленный комплекс, не осуществляющий эксплуатацию ЯЗ, ЯБП и ЯО, а также создание носителей ЯБП и ЯО. Одновременно была попытка указать на системную взаимосвязь оборонно-промышленного и ядерного оружейного комплексов. К сожалению, она была проведена неудачно и не была продолжена в последующих редакциях. Более того уже в следующей редакции было приведено следующее определение:
«
ядерный оружейный комплекс – совокупность федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им организаций
и воинских частей, осуществляющих деятельность по созданию,
эксплуатации, ликвидации и обеспечению безопасности ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и их составных частей».
В более позднем проекте закона (середина 2012года) определение ЯОК приведено в более развёрнутом виде, включает ЯЗ, ЯБП, ЯЭУ ВН и дополнено видами деятельности, начиная с производства делящихся материалов для ЯЗ, ЯБП и ЯЭУ ВН и заканчивая их утилизацией после ликвидации ЯЗ, ЯБП и ЯЭУ ВН.
Необходимо отметить также слишком часто применяемое и недостаточно строгое использование термина «ядерное оружие» вместо терминов ЯЗ, ЯБП и даже ЯОК, так сказать, в ежедневном, не очень официальном обиходе.
Примерно с 90-х годов прошлого века начали происходить определённые изменения и в системе управления ЯОК и, отчасти, в самой структуре ЯОК. Наиболее существенными из них, на мой взгляд, является ослабление, а затем и формальный отказ от прямого государственного управления, если следовать букве закона, ЯОК, заключающиеся сначала в смене Министерств - ФОИВ (МСМ – Минатомпром – Росатом – ФААЭ), а затем и в упразднении ФААЭ и в назначении уполномоченным органом государственного управления использованием атомной энергии в мирных и оборонных целях Госкорпорации «Росатом». В то же время был принят курс на акционирование ФГУП ЯОК и преобразование их в ОАО /13/, в частности законом о Госкорпорации был установлен срок акционирования (переходный период). В настоящее время акционирование формально отменено, но установлено преобразование ФГУП в Федеральные ядерные организации /16/.
В этой ситуации актуальность определения понятия и структуры ЯОК и принятия закона о регулировании его деятельности многократно возрастают.
4. Оборонно-промышленный, военно-промышленный и ядерный оружейный комплексы
Для определения понятия ЯОК РФ можно воспользоваться определением понятия « оборонно-промышленный комплекс (ОПК) РФ», который включает в свою структуру ЯОК, и определением понятия ЯОК США, с учётом логики построения понятий, логически оправданной и действующей структуры ЯОК.
Однако, как сказано в Докладе Совета Федерации «О состоянии законодательства, регулирующего деятельность оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации» в редакции от 15 декабря 2010 года:
«В российском законодательстве отсутствует понятие «оборонно-промышленный комплекс».
Косвенное определение ОПК дано в пункте 2 раздела 1 Основ политики Российской Федерации в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утверждённых Президентом России 10 ноября 2001 года. Данное определение трактует ОПК как совокупность производственных, научных, научно-производственных и иных организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа, и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих непосредственную координацию и контроль деятельности подведомственных им организаций, а также управление ими».
Отметим, что в Российской Федерации наряду с термином ОПК используется фактически его синоним – термин военно-промышленный комплекс (ВПК), введённый Президентом США Д. Эйзенхауэром в одной из своих речей, в качестве обозначения сложившегося в ряде стран (США, СССР и др.) в ходе 2-ой мировой войны и укрепившегося в период холодной войны альянса военной промышленности, армии и связанных с ними части государственного аппарата, науки, средств массовой информации.
Термин ВПК определяется в ряде толковых словарей, энциклопедий и даже в Межгосударственном стандарте «Сотрудничество государств-участников Содружества Независимых Государств военно-экономическое. Термины и определения» ГОСТ 31278 – 2004, введённом в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1-го января 2007года:
«2.3.1.
Военно-промышленный комплекс - группа взаимосвязанных отраслей промышленности и организаций, осуществляющая работы или сохраняющая возможности по выполнению государственного оборонного заказа».
В состав ВПК включают обычно такие отрасли, как:
- Авиационная промышленность
- Ракетно-космическая промышленность
- Военное судостроение
- Бронетанковая промышленность
- Производство ядерного оружия
- и другие отрасли.
В состав ВПК включают:
- научно-исследовательские организации, занимающиеся теоретическими разработками и проектными исследованиями
- конструкторские бюро, осуществляющие создание серийных, опытных образцов оружия
- испытательные лаборатории, базы, аэродромы и полигоны, проводящие испытания опытных образцов оружия на всех стадиях разработки, а также испытания изготовленной серийной техники перед поступлением её в войска
- производственные предприятия, производящие серийный выпуск оружия
- организации, осуществляющие маркетинг и продажу оружия на внешнем рынке.
Заметим, что
в состав ВПК не включаются войсковые части, эксплуатирующие оружие.
В состав ВПК, как уже говорилось, входит ядерный оружейный комплекс, осуществляющий следующие виды деятельности:
- добыча урановой руды и изготовление уранового концентрата
- обогащение урана
- производство тепловыделяющих элементов
- производство оружейного плутония
- разработка ЯЗ и ЯБП
- производство ЯЗ и ЯБП
- разработка и производство ядерных реакторов для ЯЭУ ВН
- разборка и утилизация ЯЗ, ЯБП и ядерных реакторов ЯЭУ ВН, утилизация и захоронение РАО
- обеспечение безопасности при осуществлении всех и каждого из приведенных видов деятельности.
В соответствии с вышесказанным понятие ЯОК можно определить в наиболее общем виде, воспользовавшись ранее сформулированными определениями и определением «отрасль ядерной безопасности», используемым в США, следующим образом:
Ядерный оружейный комплекс – совокупность федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на управление деятельностью по использованию атомной энергии в военных целях, и подведомственных ему организаций и физических объектов, осуществляющих деятельность по созданию, ликвидации, утилизации и обеспечению безопасности ядерных зарядов, ядерных боеприпасов, ядерных реакторов для ЯЭУ ВН и их составных частей, включая совокупность технологий и человеческого капитала, используемых при осуществлении видов деятельности, установленных для ЯОК.
Особо отметим, что, по мнению автора, неоднократно высказывавшемуся ранее /17,14/, должно быть восстановлено прямое и непосредственное государственное управления ЯОК федеральным органом исполнительной власти и должны быть чётко определены виды деятельности, осуществляемые ЯОК, необходимые и достаточные для его функционирования.
Как само определение термина ЯОК, так и перечень видов деятельности ЯОК должны быть закреплены в законе о регулировании деятельности ЯОК, попытки разработки которого под разными названиями продолжаются без особого успеха примерно с 90-ых годов прошлого века /14, 18, 19/.
5. Из истории разработки проекта закона о ядерном оружии
Вспоминая историю разработки проекта закона о ядерном оружии, следует сказать, что в 1992г. проводилась, пожалуй, одна из первых российско-американских встреч экспертов ядерных оружейных лабораторий США и институтов ЯОК России по техническому обмену в области обеспечения безопасности и сохранности ЯБП в Москве на территории МИДа, в которой мне довелось участвовать. На этой встрече эксперты США были ознакомлены с кратким перечнем разделов проекта закона об обеспечении безопасности при создании, эксплуатации и утилизации ядерного оружия, примерно в объёме публикации /11/, что вызвало несомненный интерес и некоторые вопросы, в обмен на информацию экспертов США по данной тематике.
В последующие годы была проведена целая серия российско-американских семинаров в ядерных оружейных лабораториях США и институтах ЯОК России: РФЯЦ ВНИИЭФ, РФЯЦ ВНИИТФ и ВНИИА по различным направлениям обеспечения безопасности ядерного оружия, в которых также затрагивались вопросы законодательного регулирования. Семинары практически показали, что США не менее чем Россия были заинтересованы в регулировании отношений в области использования атомной энергии в мирных и оборонных целях. При этом, Закон по атомной энергии США был принят в 1946г., т.е. на 50 лет раньше, чем в России, что позволило им наработать большой опыт законодательного регулирования отношений в данной области. А в 2000году и затем в 2003году в США были приняты два закона, которые упоминались выше. Особый интерес в данном случае представляет Закон США об использовании атомной энергии в военных целях и Закон о финансировании национальной обороны США в 2013г.
Очевидно, при разработке проекта закона Российской Федерации, регулирующего отношения в области использования ядерной энергии в оборонных целях, фактически деятельности ЯОК, необходима детальная проработка и использование опыта разработки законодательства США в этой области.
Необходимость разработки закона Российской Федерации, регулирующего отношения в области использования ядерной энергии в оборонных целях, понималась и декларировалась не только экспертами ЯОК, но и фиксировалась рекомендациями ряда симпозиумов, а главное предусматривалась Основами государственной политики в области обеспечения ЯРБ, утверждавшимися Президентами Российской Федерации 4 декабря 2003г. № Пр-2191 и 1 марта 2012г. №Пр-539. В настоящее время Правительство Российской Федерации установило срок разработки проекта закона, регулирующего отношения в области использования атомной энергии в оборонных целях 26.12. 2014г.
Исходя из опыта разработки нескольких редакций проектов законов о ядерном оружии и о ядерных энергетических установках военного назначения и учитывая современную международную обстановку в области ядерных вооружений, особенно ситуацию в области регулирования отношений в ядерном оружейном комплексе США, упомянутую выше, представляется целесообразным начать разработку нового проекта закона, регулирующего отношения в области использования ядерной энергии в оборонных целях при создании, ликвидации, утилизации и обеспечении безопасности ЯЗ, ЯБП, ядерных реакторов для ЯЭУ ВН и их составных частей. Данный пионерский закон может быть в дальнейшем дополнен рядом нормативно-законодательных актов типа закона о системе ядерных вооружений и/или отдельными главами и положениями в Военной доктрине, Концепции национальной безопасности, в законе об оборонно-промышленном комплексе и т.п.
6. О разработке проекта Концепции и Структуры закона, регулирующего отношения в области деятельности ядерного оружейного комплекса по использованию ядерной энергии в оборонных целях
Разработку проекта закона следует начать с разработки проекта Концепции и Структуры закона. В качестве наиболее существенных, на мой взгляд, предложений, дополнительно к ранее обсуждавшимся и включавшимся в проекты технических заданий, концепций и текстов законопроектов, особое внимание следует обратить на следующих положениях.
Целью данного законопроекта является определение правовых основ и принципов государственного управления и регулирования деятельности ЯОК в области использования ядерной энергии в оборонных целях, включающей в себя деятельность по созданию, ликвидации, утилизации и обеспечению безопасности ЯЗ, ЯБП, ядерных реакторов для ЯЭУ ВН и их составных частей, а также особенностей функционирования организаций и физических объектов, осуществляющих такую деятельность, технологий и человеческого капитала, используемых при осуществлении видов деятельности, установленных для ЯОК.
Основной идеей законопроекта является создание законодательной основы, являющейся базисом для построения системы нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в области использования ядерной энергии в оборонных целях в условиях стремления ряда неядерных стран к обладанию ядерным оружием и реформирования ЯОК ядерных стран, а также реформирования ОПК и Вооружённых сил России в современных хозяйственно-рыночных условиях, мирового научно-технического и технологического развития, включая инновационное развития атомной отрасли и её кадровое обеспечение, и необходимости поддерживания и совершенствования ядерного боезапаса при отсутствии натурных ядерных испытаний.
Настоящий законопроект не предполагает регулировать деятельность Минобороны России и войсковых частей, эксплуатирующих ЯЗ, ЯБП, ЯО и ЯЭУ ВН, а также организаций-разработчиков носителей и комплексов ядерного оружия и систем вооружений с использованием ядерных установок военного назначения. Эти сферы деятельности должны регламентироваться другими федеральными законами и нормативными правовыми актами
Ядерный оружейный комплекс Российской Федерации является одним из ключевых элементов обеспечения военно-политической безопасности России, обеспечивая Вооруженные силы нашей страны специфическим видом вооружения и военной техники, с использованием ядерных оружейных технологий.
Однако до настоящего времени в законодательстве Российской Федерации единая трактовка понятия «ядерный оружейный комплекс» отсутствует. Определение этого понятия должно быть закреплено данным законопроектом.
На сегодняшний день законодательством Российской Федерации не установлены критерии, на основании которых предприятия и организации, физические объекты и технологии могут быть отнесены к ЯОК. Кроме того, многие из них производят продукцию, используемую как в мирных, так и военных целях, а продукция некоторых мирных организаций непосредственно поставляется ЯОК. Недостаточно чётко определён статус работников ЯОК, предъявляемые к ним требования и ограничения, меры социальной поддержки.
В проекте закона необходимо указать виды деятельности, осуществляемые в ЯОК. При этом целесообразно выделить и определить особенности деятельности следующих групп (могут корректироваться, дополняться и изменяться в процессе обсуждения) предприятий и организаций:
- производственные предприятия (физические объекты и технологии) по добыче и производству специальных ядерных материалов;
- производственные предприятия (физические объекты и технологии) по производству составных частей для ЯЗ, ЯБП и ядерных реакторов ЯЭУ ВН;
- научно-исследовательские организации, занимающиеся теоретическими разработками и проектными исследованиями; конструкторские бюро (физические объекты и технологии), осуществляющие создание серийных, опытных образцов и испытательные лаборатории (то, что в ЯОК США относят к Лабораториям-разработчикам ядерного оружия);
- предприятия (физические объекты и технологии) по производству ядерных зарядов и боеприпасов, а также ядерных реакторов для ЯЭУ ВН, их ликвидации и утилизации;
- предприятия по обращению с РАО ЯОК.
Для предприятий каждой группы могут быть установлены свои специфические требования и правила (меры) к:
- централизации государственного управления и организационно-правовым формам и формам собственности;
- размещению, созданию, функционированию и ликвидации ядерных оружейных объектов.
- охране и физической защите;
- обеспечению особого режима безопасного функционирования ядерных оружейных объектов;
- предупреждению аварий на ядерных оружейных объектах и ликвидации их последствий;
- и ряд других.
А для ЯОК в целом должны быть установлены требования к:
- обеспечению сохранения единого производственно-технологического комплекса организаций ядерного оружейного комплекса в соответствии с его целевым назначением,
- обеспечению стабильного функционирования и развития ядерного оружейного комплекса и сохранению кадрового потенциала.
В этой связи актуальным в настоящее время является сохранение критически важных технологий, утрата которых может привести к потере возможности производства ядерного оружия, и независимость от иностранных государств при осуществлении деятельности в области ЯОК.
Особое внимание в проекте закона необходимо уделить, на мой взгляд, укреплению государственного контроля и управления ЯОК на высшем уровне в рыночных условиях и государственной собственности на объекты ЯОК, как это принято в США и Великобритании, и предусмотрено Конституцией Российской Федерации.
Литература.
1. Джеймс П. Дельгадо. Атомная бомба. Манхэттенский проект. Начало нового отсчёта истории человечества. Перевод с английского. ЭКСМО. Москва, 2011.
2. Лейланд Джонсон. Сандийские национальные лаборатории: история беспримерного служения в интересах нации. Перевод с английского. Москва, 1999.
3 Полковник И. Михайлов, лейтенант А. Дмитриев Ядерный оружейный комплекс США. История создания и перспективы развития Зарубежное военное обозрение №11 2008
4. Микеров В. И., Бочаров В.С. ОБЛИК ПЕРСПЕКТИВНЫХ ЯДЕРНЫХ ОРУЖЕЙНЫХ КОМПЛЕКСОВ РОССИИ И США. Ж.
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ №1 (54) 2011.5. Современное состояние ЯОК США. Вооружение
http://osnovavam.ru6. Ядерное оружие США. Под редакцией академика РАН В.Н.Михайлова. ФГУП ИСС ГК «Росатом». Москва, Саранск 2011г.
7. Ядерное оружие и национальная безопасность. Авторский коллектив. Под редакцией академика РАН В.Н.Михайлова. ИСС Росатома.Москва,Саранск,2008.
8. Ядерная индустрия России. Редакционная коллегия, главный редактор А.М.Петросьянц. Москва,Энергоатомиздат,2000.
9. И.А. Андрюшин, А.К. Чернышев, Ю.А. Юдин. Укрощение ядра. Страницы истории ядерного оружия и ядерной инфраструктуры СССР. Саров, Саранск, 2003.
10. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О создании, эксплуатации, ликвидации и обеспечении безопасности ядерного оружия. Принят постановлением Государственной Думы от 20 мая 1999 года N 3985-II ГД (исх. ПР0810 от 26.06 99 возвращён Президентом РФ в Государственную Думу РФ «без рассмотрения»).
11. Г.А.Новиков. О правовом регулировании обеспечения безопасности ядерного оружия. Информационный бюллетень ЦНИИАтоминформ, №9, 1992г.
12. Безопасность ядерного оружейного комплекса и атомной отрасли: статьи, выступления, размышления и суждения. Сборник материалов. Автор-составитель д.т.н., профессор Г.А.Новиков. Москва, 2003г.
13. Безопасность ядерного оружия России. Редакционная группа под руководством академика РАН В.Н.Михайлова. Минатом России,1998.
14. Г.А.Новиков. Субъективные воспоминания о будущем ядерного оружейного комплекса - нормативно-законодательное регулирование Статья на сайте Российского атомного сообщества 30.01.2013г.
15. Заместитель гендиректора "Росатома" по ядерно-оружейному комплексу Иван Каменских: "Оставаться ФГУПом – противоречить закону" Интервью агентству "НТА-Приволжье"
nta-nn.ru›, 2009г.
16. Федеральный закон Российской Федерации от 2 июля 2013 г. N 188-ФЗ г. "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
17. М.В.Михайлов, Г.А.Новиков. Размышления о государственном регулировании безопасного использования ядерной энергии. Ж. «Безопасность окружающей среды» №4, 2009г.
18. Г.А.Новиков. О разработке концепции ядерного права России с учётом рекомендаций МАГАТЭ в сфере организационной культуры. Сборник трудов симпозиума «Актуальные вопросы международного ядерного права: ядерная безопасность» в рамках Форума «Атомэкспо 2012». Москва, 2012г.
19. И.А.Андрюшин, Г.А.Новиков, А.К.Чернышев. Законодательное обеспечение ядерного оружия Российской Федерации.
Статья на сайте proatom.ru 16/04/2013г.; журнал «Атомная стратегия», апрель 2013г.