proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[26/06/2013]     Переход оптового рынка э/энергии к свободным договорам должен быть эволюционным

По мнению ИПЕМ, проблемы роста цен на оптовом рынке электроэнергии и отсутствия конкуренции за потребителя возможно решить путем эволюционного внедрения механизма свободных договоров, что подразумевает отказ от ДПМ, совершенствование долгосрочного механизма КОМ, а также снятие ограничений на заключение свободных договоров и обеспечение приоритетного заключения долгосрочных прямых договоров. В рамках круглого стола «Реформа и эффективность электроэнергетики: конструктивный компромисс» заместитель руководителя Департамента исследований ТЭК Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Евгений Рудаков выступил с докладом «Анализ результатов реформы электроэнергетики и предложений по изменению подходов к ее регулированию».



В ходе выступления Евгений Рудаков отметил существующее сближение оптовых цен на электроэнергию в 1-й (Европейская часть России и Урал) и 2-й (Сибирь) ценовых зонах. Так, если в 2011 году разница между оптовой ценой в 1-й и 2-й ценовых зонах составляла 402 руб./МВт*ч, то за январь-май 2013 года этот показатель составляет 208 руб./МВт*ч. «Сближение оптовых цен в ценовых зонах обесценивает возможность «миграции» электроемкой промышленности во 2-ую ценовую зону», - указал эксперт.

Касательно оптового рынка электроэнергии Евгений Рудаков отметил негативное влияние механизма договоров на поставку мощности (ДПМ) на российскую электроэнергетику. Так, за последние 6 лет практически все тепловые генерирующие мощности были введены на условиях ДПМ. «Без ДПМ вводится только собственная генерация у потребителя», - акцентировал внимание эксперт. При этом, цена мощности объектов ДПМ в 5-10 раз выше, чем цена отобранной при конкурентном отборе мощности (КОМ).

Далее эксперт показал, как механизм ДПМ прямо и косвенно влияет на рост цен на электроэнергию. Так, в период 2011-2013 гг. совокупная доля ДПМ и вынужденной генерации в оплачиваемой рынком мощности по стоимости выросла с 22-23% до почти 40%. При этом совокупный объем штрафов за срыв сроков по ДПМ только за 2012 год составил 2,8 млрд руб., что сопоставимо со стоимостью строительства 60 МВт новых мощностей. Докладчик указал, что подобные затраты компании всегда перекладывают на потребителя.

Евгений Рудаков также отметил, что формат ДПМ с минимальными изменениями был выбран для стимулирования развития возобновляемых источников энергии. «Объем вводов ВИЭ в рамках госпрограммы "Энергоэффективность и развитие энергетики" до 2020 года – около 6,2 ГВт, - поделился данными эксперт. - Для сравнения - объем вынужденной генерации на рынке КОМ в 2013 году составил 8,5 ГВт. Влияние ДПМ для ВИЭ на рост конечных цен будет сопоставимым».

Относительно механизма КОМ Евгений Рудаков обозначил следующие проблемы:

-        КОМ на 1 год не решает задачу налаживания стабильного инвестиционного процесса в генерации и не дает долгосрочных ценовых сигналов потребителям.

-        Инвестиционные циклы в генерации составляют 7-15 лет, поэтому даже «долгосрочный» КОМ на 4-5 лет не решает проблемы.

-         КОМ не решает проблему модернизации и замещения мощностей в региональном разрезе, что выражается в росте объемов вынужденной генерации (невозможность вывода из эксплуатации, особенно по теплу).

-         КОМ порождает иждивенческое поведение (цена на мощность для вынужденной генерации в 8-10 раз выше) – отсутствие потребности в строительстве новой мощности, если старая хорошо оплачена.

В качестве первоочередных мер решения проблем оптового рынка электроэнергии Евгений Рудаков указал внедрение механизма свободных договоров. Докладчиком был выделен «эволюционный» вариант внедрения данного механизма, предусматривающий минимальный объем изменений в правилах оптового рынка:
  • Отказ от ДПМ;
  • Совершенствование долгосрочного механизма КОМ (сокращение зон свободного перетока (ЗСП), борьба с поставками мощности в вынужденном режиме (МВР)) с перспективой его отмены в дальнейшем и замещения прямыми договорами;
  • Постепенное изменение действующей модели оптового рынка (ОРЭМ) в части снятия имеющихся ограничений на заключение свободных договоров (СДЭМ) между участниками рынка (прежде всего в части условий, ограничивающих экономическую целесообразность СДЭМ).
В качестве преимуществ данного механизма Евгений Рудаков обозначил возникновение рыночных сигналов по ценам и объемам, более точную оценку перспективных потребностей в электроэнергии в региональном разрезе, а также преимущество долгосрочности, то есть сроки договоров смогут соответствовать инвестиционным циклам в электроэнергетике.

Презентация доклада доступна по ссылке.


Сергей Белов, руководитель отдела по связям с общественностью ИПЕМ

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Атом Today Новости
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Атом Today Новости:
В Росатом пришли с обысками

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 4.66
Ответов: 9


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 0 Комментарии
Спасибо за проявленный интерес





Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.97 секунды
Рейтинг@Mail.ru