proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[29/04/2013]     Морское образование России: от количества к качеству

Н.Н. Григорьев, проф. каф. ТСС ГМА им. адм. С.О. Макарова; А.М.Железняков, к.д.п., к.э.н.; М.М.Наконечный, к.д.п., советник Ген. директора ООО «СКФ Арктика»   


Экономические преимущества увеличения объема перевозок российским флотом известны и  очевидны. С учетом перспектив освоения новых месторождений углеводородного сырья, применение морского транспорта в перевозках грузов выводит задачу в разряд стратегических в экономике в России.


Наметившиеся темпы и объемы строительства российского флота позволяют надеяться, что эти планы могут быть реализованы, при одном «но» – где взять квалифицированные кадры?

Из анализа процесса зарождения рыночных отношений в России напрашивается вывод, что зачастую эти отношения складываются, минуя объективные закономерности. Многообразие субъективных моментов в т.н. «рыночных» отношениях вызывает изумление. Одним из примечательных явлений подобных отношений является система морского образования России.

Кадровая «недостаточность» отечественного флота

После распада СССР в России сложилась парадоксальная ситуация в системе морского образования и на судоходном кадровом рынке. Государство тратит бюджетные средства на подготовку моряков, а результатами пользуются иностранные судоходные компании. Причем, в них уходят работать, как правило, наиболее подготовленные специалисты. Принимая во внимание кадровый голод в иностранных судоходных компаниях и более высокие заработные платы, вряд ли приходится рассчитывать на то, что наиболее подготовленные выпускники российских учебных заведений предпочтут работу в российских судоходных компаниях, за исключением, пожалуй, группы компаний «Совкомфлот», в которой для моряков созданы конкурентоспособные условия.

В сочетании с другими негативными факторами, это обстоятельство отрицательно сказывается на состоянии отечественной судоходной отрасли, в том числе,  аварийности на морском флоте. С учетом перспектив роста флота и увеличения перевозок грузов судами под российским флагом ситуация складывается критическая. К морякам следует добавить работников нефтяных платформ, где также потребуются дополнительные кадры. Нужно незамедлительно искать выход из сложившейся ситуации. Требуется разработать механизм повышения качества подготовки специалистов и закрепления их в российских компаниях.

В настоящее время действует лишь один механизм для закрепления кадров в компаниях – гонка заработной платы. Но в недалеком времени этот механизм себя исчерпает. Это видно по тому, как растет и «молодеет» субстандартное судоходство. В том числе, и за счет российских моряков.

Несмотря на то, что существуют единые международные и национальные стандарты образования, наметилась четкая тенденция дифференцирования учебных заведений. Вне зависимости от их наименования и уровня подготовки у судовладельца формируется собственный рейтинг учебных заведений. Отсутствие распределения и контрактов на обучение вынуждает судоходные компании буквально вести охоту на специалистов с хорошим уровнем подготовки. Главным аргументом привлечения специалистов в компанию является заработная плата. Более состоятельные компании привлекают моряков с высоким уровнем подготовки высокой заработной платой. Менее состоятельные - вынуждены довольствоваться остаточным принципом, что может иметь негативные последствия для безопасности мореплавания, особенно в условиях, когда происходит негласный сговор, при котором судовладелец закрывает глаза на уровень и качество подготовки специалиста, на его возраст, физическое и психическое здоровье.

Выгода судовладельца кроется в том, что такому специалисту можно платить низкую заработную плату. За счет ведения двойной бухгалтерии и укрывательства от профсоюзов. Так возникает субстандартное судоходство, опасное не только эксплуатацией судов, не соответствующих техническим требованиям классификационных обществ, но использованием субстандартных экипажей. Расследование произошедших аварий подтверждает это.

Кадровая политика судовладельцев

Нынешняя судоходная кадровая политика весьма однобока. С одной стороны, судовладелец заинтересован в квалифицированных кадрах, с другой стороны, он боится вкладывать деньги в обучение моряков из-за того, что, повысив квалификацию, они перейдут работать в более перспективную компанию. Поэтому  увеличивается влияние человеческого фактора на аварийность.

Конечно, специалист даже самой высокой квалификации не застрахован от ошибок, но этому имеются свои причины и объяснения. Исключить аварии полностью вряд ли когда-нибудь удастся. «Законы человеческих пертурбаций не могут быть установлены логикой распределения элементов очевидности. Как без изучения всех окружающих процессов можно расчленить узлы мыслящего аппарата?» [Н.К.Рерих]. Однако изучение многих окружающих процессов позволит существенно повлиять на уровень аварийности на морском флоте. Главное препятствие на этом пути - нежелание судовладельцев нести дополнительные расходы, необходимые для проведения масштабных исследований.  Но расходы на ликвидации аварий существенно выше, чем затраты на исследования и применение их результатов на практике. Природа не принимает денежные компенсации за нанесенный ей ущерб. Поэтому очевидно, что дальнейшая эксплуатация существующего флота специалистами сомнительной квалификации чревата серьезными последствиями для  человечества.   

Система морского образования

Одним из серьезных вопросов «изучения окружающих процессов» является система морского образования. Россия, являющаяся правопреемницей СССР, и объявившая себя великой морской державой, фактически, не имеет дееспособного флота, а флотские кадры за весьма сомнительные дивиденды готовит для западных судоходных компаний. Таким образом, наша страна добровольно превратила себя в кадрового донора иностранных компаний. Попытки объяснить выгоду России тем, что, работая в иностранных компаниях, моряки тратят свои заработки в нашей стране, не убедительны.

Высококвалифицированные кадры нужны нашей стране, если она претендует на звание великой морской державы. Рост аварийности на морском флоте в 1,7 раза в 2010 г. по сравнению с 2009 г. еще одно подтверждение того, что проблема эксплуатации отечественного флота стоит чрезвычайно остро. Существенно повлияла на рост аварийности весьма низкая готовность плавания в ледовых условиях. Из 54 аварий, произошедших на морском транспорте, 13 аварий (23%) произошло при плавании в ледовых условиях [1]. Эта проблема весьма актуальна, так как дальнейшее освоение трассы Севморпути потребует, прежде всего, от судоводителей знаний и умений, учитывающих специфику ледового плавания. Существующий опыт ледового плавания не аккумулирован нынешним поколением судоводителей, поэтому с увеличением интенсивности ледового плавания следует ожидать роста аварийности.

Учитывая рост аварийности на морском флоте, возраст судов, низкую квалификацию экипажей, увеличение числа задержаний в иностранных портах, можно сделать вывод о том, что российский флот вступил в фазу субстандартного судоходства. Если не прервать подобную динамику, то России уготована участь Грузии, морские дипломы которой не признаются европейским сообществом.

Для ликвидации диспропорции в кадровых вопросах необходима разработка государственной кадровой политики, прежде всего, в тех отраслях, где отток специалистов наиболее ощутим. Что касается кадров морского флота, все чаще российскими и зарубежными судовладельцами поднимается вопрос о необходимости заключения трехсторонних контрактов на подготовку моряков. Специалисты – это образовательный продукт, подготовка которого оплачена государством. Произведенные затраты должны быть возвращены налогоплательщику для реализации новых проектов, в том числе, и в области образования. Процесс перехода на контрактную систему подготовки специалистов морского флота идет, но дает пока серьезные сбои.
«Щедрость», а, точнее, неразумность государства в сфере образования -  серьезная проблема социального характера. «Всеобщее» высшее образование неминуемо ведет к снижению его качества. В системе должны быть разумные ограничения, прежде всего, по численности высших учебных заведений и численности студентов. Понимание необходимости реальных шагов, направленных на повышение качества образования, пришло, когда численность вузов и учащихся в них превысило разумные пределы.

Сокращение числа вузов и учащихся создаст предпосылки для здоровой конкуренции при поступлении в вуз, но при условии отмены ЕГЭ, как неэффективного и необъективного инструмента оценки знаний. Не поступившие в вуз смогут продолжить образование в системах среднего профессионального образования или профессионального технического образования, которое нужно возрождать. В конечном итоге, имеющие амбиции и упорство добьются своего - получат со временем высшее образование. В советские времена подобная схема работала, и работала хорошо. Ныне же доступность высшего образования низвела на нет конкурс при поступлении, особенно в технические вузы. В настоящее время число мест в вузах, практически, равняется числу абитуриентов. Конкурсы на некоторые модные специальности не в счет. Потребности в «модных» специалистах также весьма ограничены. Негласно существующий рейтинг вузов расставляет всё на свои места, а невостребованный специалист вместе с дипломом получает психологическую травму, либо чиновничье кресло по протекции, зачастую в сфере, далекой от указанной в дипломе специальности. Вряд ли можно переоценить вред, наносимый сегодняшним образованием российской экономике, а также урон личности, получившей диплом, но не получившей знания, предусмотренные образовательным стандартом. Стремление вуза минимизировать процент отчислений из-за низкой успеваемости любой ценой не является достижением.

Контрактная система обучения      

Контрактная система обучения может не только привести в соответствие «спрос и предложение», но и способствовать повышению качеству морского образования. Для реализации контрактного обучения в сфере морского бизнеса необходимо понять, что тормозит развитие этой системы. К числу проблем, тормозящих процесс внедрения контрактной системы образования, следует отнести:     
   
1. отсутствие правовой базы об обязательной отработке выпускником определенного срока, оговоренного контрактом,  за оплату его обучения, что делает этот проект не привлекательным для судовладельца.

2. судовладелец привык получать специалистов бесплатно («Нужен мне работник: повар, конюх и плотник. А где найти такого Служителя, не слишком дорогого?» [А.С. Пушкин, «Сказка о Попе и его работнике Балде»].

3. курсант понимает, что ему так же не выгодно заключать контракт с определенной компанией, потому что, обучившись за бюджетные деньги, он свободен в выборе места трудоустройства.
4. существующая система оплаты труда преподавателей в учебном заведении также не способствует заинтересованности в контрактной системе.

5. на обучение моряков тратятся бюджетные деньги, но наиболее подготовленные из них идут работать не в российские, а в зарубежные судоходные компании. При этом государство несет потери. 

Не прекращаются дебаты по поводу самих образовательных стандартов. Какое образование должен иметь моряк - высшее или среднее? Право на существование имеют обе системы, что проверено опытом десятилетий.

Как сделать систему морского образования престижной

Как же сделать систему морского образования престижной в глазах всех вовлеченных в этот процесс сторон? Для защиты российского судоходного рынка, роста престижности морских профессий, в том числе, профессии преподавателя морского учебного заведения, предлагается проект, который будет способствовать укреплению статуса российского моряка. Для этого требуется решить две главные задачи:

1. обеспечить законодательно обязательства всех трех сторон, участвующих в заключении контракта, к его исполнению.

2. пересмотреть механизм финансирования подготовки специалиста таким образом, чтобы он был приемлемо для всех.

Для этого предлагается разделить учебные программы на две части. Первая - должна включать дисциплины, предписанные в качестве федеральной компоненты. Вторая - специальные дисциплины и тренажерная подготовка.

Первая часть учебных программ (главным образом, первые два года обучения) может  финансироваться из трех источников:

1. бюджетное финансирование, для большей доли приема в морское учебное заведение (в пределах контрольных цифр по приему в учебное заведение).

2. финансирование компаниями на принципах целевого приема.

3. оплата за обучение самими учащимися, для тех, кто не может (например, гражданин иностранного государства)  или не хочет воспользоваться финансированием из первых двух источников.

Бюджетное финансирование федеральных программ необходимо для того, чтобы снизить давление судоходных компаний на содержание образовательных программ. Судовладелец ориентирован на специальные дисциплины, поскольку его интересует узконаправленный специалист. «Переученный» моряк для него менее привлекателен, потому что свободен. Свободен в выборе места работы. Переученный моряк независим от прихотей судовладельца. Но он нужен, а порою и незаменим, для государства. Образование, работа на судне, контакты с менеджерами разных уровней в различных странах, дают неоценимый  опыт, повышают потенциал морских кадров, востребованный в России. Формирование такого специалиста вряд ли может быть привлекательным для западного судовладельца. Именно поэтому федеральная составляющая российского морского образования должна быть сохранена и в дальнейшем усовершенствована, причем не только для обучения в учебном заведении, но и в последующем, через системы курсов повышения квалификации и дополнительного профессионального образования. 
        
Вторую часть (специальные дисциплины и тренажерная подготовка) следует финансировать из двух источников. Первый – за счет компаний, которые заключили трехсторонний контракт на подготовку специалиста. В этом случае у компаний появляется право выбора учебного заведения, курсанта и возможность влияния на образовательные стандарты и программы.

Курсант также получает свободу выбора компании, выступающей в качестве потенциального работодателя. Для того чтобы такое право появилось, необходимо зарекомендовать себя наилучшим образом. Учебное заведение также получает право выбора компании и абитуриента, что в дальнейшем приведет к заинтересованности в повышении качества подготовки. При этом создаются условия для здоровой конкуренции между учебными заведениями за право получать заказы на подготовку специалистов. Реальные расходы государства на морское образование сократятся. Численность учащихся будет определена потребностью рынка. Возможно, что для судоходных компаний, особенно малых, такая система покажется не привлекательной. Но пора понять, что главная ценность любой компании – это люди. Переход на контрактную систему подготовки моряков принудит компании ценить имеющиеся кадры и формировать на перспективу кадровую политику.  

Второй источник – оплата за обучение самими учащимися. Это касается тех, кто не хочет связывать себя договорными обязательствами или не был востребован в результате заключения контракта с компанией. В случае самофинансирования существует опасность недобросовестного отношения к качеству подготовки или откровенной торговли дипломами, но это уже компетенция прокуратуры.

В местах нахождения морских университетов необходимо осуществлять единый прием на высшее образование на базе полного среднего образования. При этом следует предусмотреть перевод менее успевающих курсантов на обучение по стандартам среднего образования с согласия, прежде всего, самого курсанта, при готовности работодателя оплачивать этот вид подготовки.

Было бы справедливым, чтобы судоходная компания сама регулировала отношения с курсантом в части его обучения и графика выполнения учебного плана. Естественно, такую работу должен выполнять компетентный специалист в области морского образования. Регулирование отношений между курсантом и потенциальным работодателем в режиме online,  позволит стимулировать и мобилизовать учащегося. В случае недобросовестного исполнения обязательств действие договора может быть приостановлено или прекращено любой из сторон.

Учебное заведение обязано исполнять требования международного и национального стандартов образования. Что же касается дополнительных программ (для специализации), они должны быть оговорены и оплачены отдельно.

Иностранные судоходные компании составили для себя негласный рейтинг российских морских учебных заведений. Ориентируясь на него, Союз норвежских судовладельцев, датских судоходных компаний и др., все активнее пытаются проникнуть на кадровый рынок России. Более того, компании Норвегии проводят отбор кандидатов для работы у себя среди курсантов. Несмотря на реальные риски, они готовы к заключению трехсторонних договоров на подготовку моряков. Это обстоятельство ухудшает и без того слабые позиции российских судоходных компаний в части кадрового обеспечения. Интерес к морским учебным заведениям России имеется также и у судоходных компаний Германии, Японии и других стран.

Предлагаемый проект по кадровому обеспечению флота позволит поставить иностранные компании в общую очередь. Привилегии же, в первую очередь, должны быть предоставлены российским судоходным компаниям. При отборе потенциальных кандидатов в учебном заведении следует организовывать нечто вроде аукциона. Само участие в аукционе должно быть оплачено компанией, изъявившей желание получить специалистов, подготовленных в конкретном учебном заведении (на льготных для российских судовладельцев условиях). 

Сохраняется опасность, что по истечении срока отработки в российской компании моряки будут уходить работать под иностранный флаг. И получится, что они (российские компании) будут выполнять, и уже выполняют, роль курсов повышения квалификации. Бороться с этим можно только выплатой заработной платы, эквивалентной зарубежным, и формированием корпоративной культуры в судоходной компании. Последнее особенно важно, ведь российские компании ближе к учебным заведениям, хотя бы потому, что в них работают выпускники этих заведений. Это обстоятельство необходимо умело использовать. Путей сотрудничества много, в том числе, тренажерная подготовка в учебных заведениях, что является дополнительным стимулом для сотрудничества.

Финансирования из двух источников позволит государству экономить бюджетные средства за счет передачи части финансирования по подготовке моряков судоходным компаниям и самим учащимся. При этом на каждую из сторон ложится определенная ответственность.

Изменение психологии участников процесса

Закономерно ожидать изменение психологии курсанта. Он превращается в потребителя, которому должны оказать качественную услугу. В свою очередь, у курсанта появляется адресный потребитель - судоходная компания, которая оплатила обучение. При такой постановке процесса обучения компания вправе ожидать качественного специалиста. Взаимоотношения между учебным заведением - курсантом – судоходной компанией становятся регулируемыми.

Обязательный переход на систему контрактного обучения после изучения общеобразовательных дисциплин направлен на то, чтобы стимулировать повышение успеваемости даже при обучении в бюджетный период (1-2 курсы). При неудовлетворительной успеваемости курсант может быть не востребован ни одной судоходной компанией, и тогда он будет вынужден либо оставить учебное заведение, либо продолжить обучение за свой счет, если руководство учебного заведения сочтет это возможным.

Ввиду отсутствия законодательной базы, позволяющей обязать выпускника отработать в компании оговоренный в контракте срок, предлагается оформлять образовательный кредит на курсанта через судоходную компанию. Выпускник, который не выполнил свои обязательства, будет обязан вернуть деньги компании в соответствии с условиями банка.

Наконец-то выяснится объективная потребность в подготовке специалистов для флота. В настоящее время истинной картины в кадровой потребности российского флота, а тем более круинговых компаний (осуществляющих деятельность по набору моряков на морские суда), нет. Ясно одно – спрос на российских моряков неуклонно растет.

Судоходные компании будут вынуждены прогнозировать потребности в специалистах с учетом стратегии развития своего бизнеса. Появится реальная возможность ведения статистики потребностей, перемещений и текучести кадров.

В качестве защиты интересов судовладельца, оплатившего обучение курсанта, от попыток его уклонения от обязательной отработки по контракту, можно рекомендовать: 

- в рабочем дипломе выпускника ставить штамп компании, которая оплатила обучение курсанта, с указанием в штампе даты и факта окончательного расчета с компанией;

- если иная судоходная компания воспользуется услугами выпускника, не рассчитавшегося за обучение, к ней должны быть применены штрафные или иные санкции, вплоть до лишения лицензии.

Контроль исполнением договора может осуществлять как Port State Control (PSC), Flag State Control (FSC), так и International Transport Federation (ITF);

- создать сайт с базой данных о тех, кто уклоняется от выполнения принятых обязательств по контракту. Контроль со стороны капитана порта;

- контроль неисполнения долговых обязательств по образовательным кредитам можно осуществлять по отработанной схеме (не выпускать должников за пределы России).

Для защиты моряка от произвола недобросовестного судовладельца:

- в процедуре найма следует предусмотреть защиту моряка от попыток судовладельца фальсифицировать сроки и факт погашения задолженности за обучение;

- повысить роль профсоюзов. Моряки и судовладельцы будут вынуждены обращаться к третейскому судье при отстаивании своих интересов.

Учебное заведение перестанет быть безвозмездным донором судоходных компаний:

- допуск для отбора кандидатов необходимо осуществлять на платной основе, то есть заинтересованная судоходная компания должна будет заявить о своем участии в мероприятии и заплатить за это определенную сумму учебному заведению;

- за счет получения средств от судоходных компаний по реализации программ спецдисциплин, как основных, так и дополнительных, в учебных заведениях появляется реальная возможность повысить заработную плату преподавателям до уровня, делающего эту профессию привлекательной для выпускников и моряков, переходящих на береговую работу;

- компаниям может быть дано право на реализацию дополнительных программ (по их усмотрению), как силами преподавательского состава учебного заведения, так и приглашенными со стороны.
Выстроятся новые отношения между учебным заведением и судоходной компанией:

- учебное заведение будет знать реальные потребности и запросы судовладельцев;

- судовладелец будет вынужден работать с учебным заведением напрямую (без посредников). Заплатив за обучение курсанта, у судовладельца появляется право влиять на содержание учебных программ и качество учебного процесса;

- учебное заведение сможет (будет должно) формировать образовательные стандарты, максимально приближенные к потребностям рынка, и мобильно реагировать на эти потребности.

Преимущества новой системы финансирования

Увеличение числа высших учебных заведений, демографические проблемы и прочее привело к явлению, которое на Западе получило название «колледж открытых дверей». Следствием массового высшего образования стало «дифференцирование» системы высшего образования. Сформировалась негласная иерархия морских учебных заведений. Среди прочих проблем, наблюдается устойчивое падение престижа профессии моряка. Введение новой системы финансирования приведет к тому, что: 

- возникнет здоровая конкуренция между учебными заведениями за повышение качества подготовки специалистов.  Учебным заведениям, выпускники которых будут востребованы больше, можно увеличивать контрольные цифры по приему и соответственно финансирование;

- для курсантов (студентов) появляется дополнительный стимул повышать успеваемость, чтобы не оказаться в числе невостребованных работодателем;

- для контроля успеваемости судовладелец должен иметь доступ к сведениям о текущей информации по успеваемости курсанта, сроках сдачи и пересдачи заданий. Информация через Интернет о состоянии успеваемости потенциального работника компании (курсанта) позволит контролировать подготовку специалиста и предпринимать упреждающие действия по качеству подготовки.

При формировании заказа на подготовку специалистов следует в первую очередь учитывать интересы российских судоходных компаний. В качестве прочих мер предлагается:

- работу выпускников в российских судоходных компаниях, засчитывать как альтернативную службу в армии [2];

- для выпускников, поступающих на работу в зарубежные компании, давать отсрочку от службы в армии на период отработки вложенных средств в их обучение, но не более трех лет, либо выплатить государству определенную сумму за право не проходить службу.

Наиболее болезненным вопросом является неисполнение условий контракта курсантом, как в процессе обучения, так и став выпускником. Для этого предлагается: 

- в случае неисполнения контракта возможны варианты компенсации с учетом банковских процентов для обеих сторон;

- судоходная компания получает возможность постоянно  контролировать успеваемость курсанта. В больших компаниях это могут осуществлять специалисты по связи с учебными заведениями. В маленьких компаниях эти функции могут быть возложены на назначенное лицо по МКУБ;

- за период обучения на бюджетной основе курсант может получить рабочую специальность матроса, моториста и т.д. (первые два года обучения). В случае отчисления со старших курсов, когда компания уже оплатила обучение, задолженность из-за неисполнения контракта может быть погашена отработкой отчисленным курсантом в этой компании на рядовой должности.

Более четко будут выражены возможности российской стороны:

- судоходные компании смогут оказывать адресную материальную помощь своим курсантам, которые в ней нуждаются;

- для зарубежных компаний станет сложнее проникать на российский кадровый рынок, поскольку он станет контролируемым;

- сформируется объективный рейтинг судоходных и круинговых компаний с позиций учебного заведения и курсанта. Уровень заработной платы перестанет быть единственным мерилом престижности компании;

- возникнет ситуация, когда судоходная компания сможет легально вести пропаганду среди курсантов, демонстрируя свои преимущества не на словах, а на деле;

- в судоходных компаниях, которые набирают кадры из учебных заведений, резко снизится вероятность приема на работу специалистов с фальшивыми дипломами;

- у судовладельцев появится реальная возможность формировать корпоративную культуру своей компании на уровне молодых специалистов, например, поздравлять курсантов с днем рождения, оказывать материальную помощь нуждающимся, организовывать их каникулярный отпуск и т.п.;

- сформируется рейтинг не только учебных заведений, но и судоходных компаний. Взаимодействие учебного заведения и судоходной компании даст возможность судить о качестве как одних, так и других. Это повлияет на уровень безопасности мореплавания, а также на фрахтовые ставки при заключении контрактов на перевозку грузов;

- с началом функционирования предлагаемой системы финансирования у компаний, которые не захотят участвовать в организации учебного процесса, возникнут серьезные кадровые проблемы;

- повысится привлекательность учебных заведений для молодых преподавателей. Во-первых, за счет повышения заработной платы, что является непременным условием введения новой системы финансирования. Во-вторых, появятся темы для научных исследований, которые интересны компании;

- учебные заведения автоматически получат статус круинговой компании, что нанесет удар по мелким круингам, по сути, подпитывающим субстандартное судоходство.

По-видимому, плата за право получать кадры в учебном заведении должна быть дифференцированной - в зависимости от статуса учебного заведения и запросов компании. За наиболее успевающих курсантов должна взиматься большая оплата, либо наиболее успевающий курсант должен получать большие преференции.

Новая система финансирования позволит изменить статус СОРОССа, как координатора в области кадровой политики РФ.

Возрастут возможности сотрудничества между судоходными компаниями и учебными заведениями. Получая кадры из учебного заведения, компания напрямую будет заинтересована в повышении качества обучения:  

- для судоходных компаний, набирающих курсантов для дальнейшей работы, могут быть установлены льготные тарифы на обучение их специалистов на курсах в этих учебных заведениях;

- вероятно, для компании целесообразно окончательный договор о кредитовании образования с курсантом заключать после первой практики на судах компании (после двух лет обучения курсант уже имеет рабочую специальность).

Отсутствие учебного флота негативно сказывается на качестве практической подготовки специалистов, поэтому:

- судоходная компания должна нести ответственность за обеспечение и качество практической подготовки, а функцию контроля осуществляет учебное заведение;

- судоходные компании, исходя из своих потребностей и интересов, смогут рекомендовать кандидатуры преподавателей в учебное заведение;

- курсант, обучающийся за свой счет, должен будет сам оговаривать условия прохождения практики;

- представляется целесообразным введение обязательного входного психологического тестирования при поступлении в морское учебное заведение, а также психологического сопровождения во время обучения. Это позволит заблаговременно определить профессиональную пригодность специалиста и предпринять упреждающие действия по коррекции психического состояния;

- возможно, целесообразно адресное отчисление части налога судоходными компаниями на развитие морского образования. Такой шаг позволит резко повысить значимость транспорта в экономики страны. По мнению экс-министра транспорта И.Левитина «транспорт становится ограничителем экономического роста».   

Перечисленные выше мероприятия в комплексе с ожидаемыми результатами от введения второго Реестра будут способствовать повышению качества морского образования, а в результате - повышению безопасности мореплавания в целом.  

«Сложившаяся ситуация в морских перевозках неоднократно признавалась источником угрозы национальной безопасности России. Это же обстоятельство является одной из причин стагнации в российском судостроении: не нужны суда российским перевозчикам – нет заказов у отечественных судостроителей» [И.Левитин].

Решение всех назревших проблем перевозки грузов морским транспортом России следует начинать с кадровых вопросов. Отечественному флоту нужен высококвалифицированный моряк. Важно не упустить время и возможности. Кадровый кризис назрел давно, разрешать его надо незамедлительно.

Сейчас, когда в стране начата кампания по наведению порядка в сфере образования, направленная на повышение его качества, предлагаемая схема позволит дать объективную оценку морским учебным заведениям и не только им. Аналогичная система финансирования может быть применена в других учебных заведениях, что позволит решить целый ряд социально-экономических проблем, связанных с российским образованием и закреплением кадров на отечественном рынке труда.

Литература
1.              Ермолаев П.М. Анализ аварийности на морском и речном транспорте за 2010 г. // Транспортная безопасность и технологии.  2011, №2 (25);
2. Григорьев Н.Н. Как обустроить систему морского образования России // Транспорт Российской Федерации. 2008,  № 1 (14).
 

 
Связанные ссылки
· Больше про Кадровая политика
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Кадровая политика:
Синдром эмоционального выгорания

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 5
Ответов: 3


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 4 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Морское образование России: от количества к качеству (Всего: 0)
от Гость на 29/04/2013
"Решение всех назревших проблем перевозки грузов морским транспортом России следует начинать с кадровых вопросов..."

Более того, начинать "с нуля" надо по всем остальным вопросам в нашем царстве-государстве, и начинать, именно, с восстановления кадровой системы в стране и системы образования. А сейчас по всем специальностям, особенно высокой квалификации, существует кадровый голод. Дефицит рабочих, технологов, наладчиков, сварщиков, инженеров, мастеров и т.д. Лесное хозяйство, вообще перестало существовать - леса поел короед, сосны падают и лес превращается в непроходимую свалку. 


[ Ответить на это ]


Re: Морское образование России: от количества к качеству (Всего: 0)
от Гость на 01/05/2013
"Решение всех назревших проблем перевозки грузов морским транспортом России следует начинать с кадровых вопросов..."

Не только перевозки грузов. Кризис, попахивающий тотальным крахом, поднимается везде, где пытаются реализовать одномерный смысл жизни. Нельзя без потери информации и самой сути процесса описать словами сложный многомерный динамический объект, в т.ч. государство, тем более нельзя им управлять, манипулируя только экономикой. Любое государство, включая Штаты, может существовать лишь тогда, когда деньги являются средством, а не смыслом жизни, хотя бы для элиты. У нас вся система строится на «Политэкономии капитализма», за которой нет никакой другой высокой мысли и смысла, достойного жизни Человека. Всё, что нас делало людьми – выхолостили из жизни, особенно в последнее время. Робкие попытки Церкви рассказать о нашем предназначении и пути настоящей Жизни, заморачиваются пустобрехами из СМИ и политики.

Нельзя построить модель молекулы без знания свойств атомов, нельзя                                                                                                             узнать свойства атома без изучения субатомных составляющих и законов их взаимодействия, … Это понятно всем, но такая же логика среди людей – выдается за мракобесие. Пока мы будем вылавливать отдельные проблемы агонии нашего общества, и сокрушаться по локальному поводу, ничего не произойдет, умрем, как общество в целом и каждый в отдельности.

Все проблемы начинаются со смысла жизни и обретения Истинных ценностей в жизни. Сейчас заканчивается Великий пост, самое время задуматься об этом, всё ещё можно исправить, а кадровый вопрос морских перевозок, такой же частный, как и вопрос образования, культуры, медицины, обороны, …

Dmitri333  



[ Ответить на это ]


Re: Морское образование России: от количества к качеству (Всего: 0)
от Гость на 01/05/2013
Dmitri прав в главном: необходимы комплексный анализ и управление. Ручное управление, тычки и перестановки эффекта не принесут. Ну, а насчет церкви, так православие само пропагандирует эту роскошь и вальяжность. Это очень плохо со относится с реальной жизнью паствы. Диакон Кураев - тоже не лучший пример высокой морали. 


[
Ответить на это ]


Re: Морское образование России: от количества к качеству (Всего: 0)
от Гость на 05/05/2013
"Все проблемы начинаются со смысла жизни и обретения Истинных ценностей в жизни. Сейчас заканчивается Великий пост, самое время задуматься об этом, всё ещё можно исправить, а кадровый вопрос морских перевозок, такой же частный, как и вопрос образования, культуры, медицины, обороны, …

Dmitri333   " - это правильно. Надо молиться денно и нощно. И думать о смысле жизни. И опять молиться. И опять думать. И опять молиться. А частные вопросы, образования, культуры, медицины, обороны, …да кому они вообще нужны?


[
Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.06 секунды
Рейтинг@Mail.ru