proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Авторские права
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[09/07/2008]     Молодая научная кровь

С.В.Егерев, д.ф.-м.н., замиректора Российского НИИ экономики, политики и права в научно-технической сфере

Мы часто слышим: «Государство должно проводить сильную молодежную политику в области науки». Как правило, за подобными фразами нет реального содержания. Это исключительно политически необходимая риторика с применением модных терминов. Во многих случаях под молодежной научной политикой понимают попытки удержания молодежи на научных должностях, даже при отсутствии у последней желания и способностей к исследовательской деятельности.


Например, если говорят, что «у ректора N хорошо поставлена работа с научной молодежью», это часто означает, что ректор установил печально известные «надбавки за молодость», тем самым выталкивая ключевых ученых и преподавателей среднего возраста в зарубежные лаборатории.

И только в единичных случаях понятие активной молодежной политики означает политику эффективного, хотя и относительно краткосрочного сотрудничества научной организации с начинающим ученым: «Ты нам – заинтересованное, мотивированное участие в проектах, а мы тебе – навыки подготовки научных публикаций, проведения научных экспертиз, рецензирования публикаций; ты нам – неожиданное молодежное видение научных проблем, а мы тебе – азы научной этики, методологию исследовательской деятельности, которой в вузе не научат; ты нам – яркие научные результаты, а мы тебе – пропуск в мировое научное сообщество».

Обе стороны при этом понимают, что такой союз – скорее временное явление. Но если один из десяти начинающих ученых задерживается в организации сверх обычных 2–3 лет, он вправе рассчитывать на ускоренный карьерный рост. Организовать такое сотрудничество непросто.

Адекватного инструментария для надежного решения подобной задачи пока что нет. Зато есть бесчисленно тиражируемые мифы современной кадровой политики. Вот лишь некоторые.

Мифология молодежной политики

Миф 1. Рекрутирование в науку может быть только пожизненное – или никакое. Этот миф нам достался с советских времен. Прояснить вопрос поможет оценка средней длительности пребывания ученого в современной науке. Мне довелось делать такую оценку в соавторстве с доктором экономических наук Ириной Дежиной. В начале 2000-х этот показатель, усредненный по возрастным категориям, составил 7 лет. Сегодня он еще меньше, а для страты молодых ученых он, по-видимому, не превышает 3 лет. Вот и сравним – пожизненное пребывание в науке в советское время и 3–5-летняя научная «вспышка» в наши дни.

Очевидно, что старая кадровая политика становится сегодня совершено неприменима. У молодого ученого сегодня нет времени на длительную карьерную раскачку. Ему нужна или скороспелая диссертация, или броня от армии, или какая-то оптимистичная перспектива научной карьеры (возможно, в другой стране), выходящая за пределы среднего срока пребывания в науке. Неудивительно, что опросы молодых ученых дают в числе важнейших выталкивающих из науки факторов невозможность планировать карьеру на перспективу.

Миф 2. Грантовая система – надежное средство воспитания молодых лидеров науки. На самом же деле типичный сегодня финансовый цикл серьезного грантового проекта – 10 месяцев ожидания от подачи заявки до первых денег и 7 месяцев работы «на износ» от первых денег до итогового (годового) отчета – мало подходит для молодого руководителя проекта. Такой режим – скорее для «возрастных» категорий ученых. И действительно, пожилые, брошенные учениками исследователи в гораздо большей степени, чем молодые ученые, ценят возможность работы по грантам и с большим основанием полагают, что эта система создана специально для них.

Миф 3. Если ситуация с научными кадрами станет совсем уж удручающей, в качестве резерва всегда имеется «волшебный тумблер», с помощью которого интеллектуальную эмиграцию можно повернуть вспять. Под этим тумблером обычно понимают новую вакансию с довольно скромной прибавкой к жалованью плюс некоторые социальные льготы для возвращающегося из-за рубежа ученого. Даже если оставить в стороне многие социальные и моральные проблемы такого возвращения, ясно, что кому-кому, а уж диаспоре хорошо известно, что при организации современного научного рабочего места львиная доля расходов приходится на научное оборудование, а не на зарплату.

Миф 4. Для повышения мотивации перспективных ученых хорошо применять дифференциальное материальное стимулирование. Имеется в виду поддержка только хороших (в смысле to publish or to perish, то есть публикующихся) ученых. Этому мифу подвержены коллеги, страдающие «академоцентризмом», или эксперты – апологеты и энтузиасты цитат-индексной оценки научной продуктивности. А ведь любой практикующий руководитель научной лаборатории согласится, что в сбалансированном коллективе всегда присутствуют исследователи и инженеры, которые сочетают глубокое понимание проблем с нежеланием писать статьи и защищать диссертации. Именно их сегодня так остро не хватает нашей науке.


Простые принципы рекрутирования

Всей этой мифологии современная наука «о привлечении молодежи в науку» противопоставляет рекомендации, основанные на результатах объективных наблюдений. Такая наука в последние 15 лет имеет реальные достижения, потому что падение интереса молодежи к занятиям наукой в прежних формах – явление глобального масштаба. Вопрос исследуется подробно, и некоторые важные выводы следующие.

Практика неоправданного заигрывания с научной молодежью осуждена как разновидность эйджизма (от английского слова age – возраст), представляющего притеснение человека по критерию возраста (аналогия с расизмом и сексизмом). Надбавки и иные материальные блага, предоставляемые не за научные заслуги, а за юный возраст, развращают молодежь, оскорбляют иные возрастные группы и – что уж совсем нелогично – часто ложатся финансовым бременем на проекты пожилых ученых.
Гомеопатическое вливание «молодой научной крови» в возрастные продуктивные научные коллективы без учета опыта и тенденций, как оказывается, может быть вредным фактором, вызывающим истощение потенциала научной организации. Конечно, если организация лишь имитирует научную деятельность, особого вреда от приема в штат немотивированных и плохо подготовленных молодых сотрудников не будет.

Но даже в условиях кадрового дефицита необходим конкурсный набор новых сотрудников, обязательный анализ бэкграунда соискателя и рекомендаций его преподавателей.

Для адаптации молодежи в научной организации принципиально важно наличие в ней критической массы ровесников. Опросы перспективной молодежи ведущих вузов показывают, что в числе значимых факторов, удерживающих человека в науке, неизменно оказывается наличие в НИИ или вузе интересного, творческого молодежного коллектива.

Для удержания молодежи в науке также важен проектный принцип рекрутирования. Замечательно, если ученого берут не столько на должность, сколько на конкретную роль в проекте. Для того чтобы молодой человек мог планировать научную карьеру, проект должен быть амбициозным и составлять по длительности не менее 4–5 лет. Уже доказано, что немногие имеющие сегодня место проекты подобного типа играют роль эффективных «кадровых ловушек» для молодежи. И наоборот, закладывая в качестве основных инструментов финансирования науки краткосрочные (1–2 года) проекты, мы невольно способствуем выдавливанию молодежи из науки.

Сохранение преемственности научного метода в условиях сегодняшнего разрыва поколений – центральная часть многих науковедческих исследований. Обнаружено, что обучение приемам научной работы малоэффективно, если разница в возрасте наставника и обучаемого – 25 лет и более. Обучение взрослого человека именно методике научной работы, тонкостям экспертизы, элементам научной этики – всему тому, что составляет отличие ученого от «образованца», – идет куда более эффективно, когда передаточным звеном между научным «аксакалом» и начинающим ученым служит относительно молодой коллега. Таким образом, рекрутирование молодежи в организацию, где нет хотя бы тоненькой прослойки активных ученых среднего возраста, дело скорее всего неперспективное.

Молодые, но не ранние

Кадровая ситуация в современной российской науке критическая. Можно ожидать наконец решений нестандартных, предполагающих наряду с высокой требовательностью к научной молодежи проявления реальной опеки, позволяющей ей ускоренным образом нарастить «научные мускулы». Например, возможна организация абсолютно новых институтов, где под руководством 35–40-летних директоров будут собраны талантливые молодые ученые.

Желательна глубокая реформа системы аспирантуры и организация системы послевузовского образования нового типа. Целесообразен перевод ответственности за карьерный рост ученого с аморфного административного уровня на конкретный проектный уровень. Возможны и допустимы также и какие-то другие решения, в том числе и прописанные в проекте достаточно реалистичной Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России».

Недопустимо лишь продолжать убаюкивать общественность фигурами казенного оптимизма. Времена политически корректных заклинаний в молодежной политике и паллиативных решений, основанных на мифологии, безвозвратно прошли.

Опубликовано в "Независимой зазете" 09.07.2008  

 
Связанные ссылки
· Больше про Кадровая политика
· Новость от proatom


Самая читаемая статья: Кадровая политика:
Синдром эмоционального выгорания

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 4.8
Ответов: 5


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 4 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Молодая научная кровь (Всего: 0)
от Гость на 13/07/2008
"Недопустимо лишь продолжать убаюкивать общественность фигурами казенного оптимизма. Времена политически корректных заклинаний в молодежной политике и паллиативных решений, основанных на мифологии, безвозвратно прошли."

Уважаемы д.м.-м.н., Эти ВРЕМЕНА не прошли!!!

Посмотрите вокруг - фигуры казенного оптимизма:
   наНОтехналогии
   иновации
   плавучие АЭС
   национальные проекты.




[ Ответить на это ]


Re: Молодая научная кровь (Всего: 0)
от Гость на 14/07/2008
Между прочим, в плавучих АЭС ничего ругательного нет; просто козлизм "некоторых" делает из них "козла отпущения"


[
Ответить на это ]


Re: Молодая научная кровь (Всего: 0)
от Гость на 24/08/2008
Одна из опубликованных статей начиналась эпиграфом "Береги честь с молоду". "Научные кадры" (набивший оскомину термин) просто так не появляются. Вы задумывались о том, почему один студент идет в аспирантуру и занимается НИР увлеченно, другой аспирант пишет диссертацию для откоса от армии (про платные аспирантуры я вообще молчу), а остальные студенты, получив диплом специалиста, уходят "в люди" (неважно в отрасль или нет)? Корни надо искать со школьной скамьи. Где сейчас те советского типа научно-технические кружки? Где Центры детского творчества? Откройте глаза, уважаемые аксакалы с докторскими степенями! Идите в школы, к 6-7 классникам, которые только-только начинают изучать такие науки как физика, химия, когда человек только-только начинает свое становление. Идите в школы и ищите предрасположенных к исследованиям, к познанию нового и неизведанного среди нынешних 12-13-ти летних покемоннов и любителей кока-колы. Воспитывайте в них тягу к новому, к науке. Будьте для такого школьника (если посчастливится найти) ментором, гуру. И тогда есть какие-то шансы, что в свои 30 лет он защитит диссертацию и в последствии будет руководить научными проектами. Однако, без этого менторства и на этапе обучения в ВУЗе ничего не будет. Вы знаете, насколько плачевна ситуация с привлечением студентов к НИРам? Что Вы делаете для восстановления престижности звания "научный сотрудник"?
Это наша с вами проблема и забота, тех, кто видит Россию сильной и могущественной с развитыми технологияи, а не сырьевым придатком.
Нам, небезразличной молодежи, трудно воздействовать на своих сверстников. А где были вы, уважаемые к.т.н и д.т.н, когда низвергли в пучины барахолок высокие звания "научный сотрудник", "инженер"?
А теперь только и можете, что писать статейки, обозначающие проблемы, которые мы и без вас знаем.
КАК и КТО будет эти поблемы решать?
С уважением, вице-президент Молодежного отделения Ядерного Общества России (МОЯОР) Дубровин Иван.


[ Ответить на это ]


Re: Молодая научная кровь (Всего: 0)
от Гость на 19/02/2009
да не вина это к.т.н. и д.т.н. . время такое было тогда. Система распалась, а жить как-то людям надо было. думаю не стоит сейчас их за это винить. да и не все они "низвергли в пучины барахолок". а на счет школьников полностью поддерживаю. и прежде всего перед лицом должен быть пример. одно, а может и не одно поколение выпало из цепочки кузницы научных умов. надеемся,что не все потеряно.но стимуляция все же должна быть, быть может временно, пока все не встанет на круги своя....молодой специалист ФГУП "ГХК"


[
Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.06 секунды
Рейтинг@Mail.ru