proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Авторские права
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[10/01/2008]     Зарплата молодого специалиста и другие вопросы к СВК

В.А. Янчук, ведущий инженер ОКБ ОАО «Ижорские заводы»

По поводу статьи Андрея Долгова «Голос за кадры»: по-моему, все, что пишет этот молодой человек, вторично. Первейшей задачей, как мне кажется, является создание такой ситуации в экономике, когда появится реальный спрос на специалистов. Надо, чтобы руководители ощутили настоящие, а не мнимые потребности производства. Хотелось бы знать, по каким признакам будет опознавать Сергей Владиленович молодых да ранних?


Он каких предпочитает – носатых, лысых, волосатых, конопатых или прошедших суровую школу горьковского комсомола? Ах, да, он объявит конкурс и будет тщательно изучать резюме. Точнее, даже не он (не царское дело!), а его кадровая служба. Интересно, ежели бы он учредил управление строительства летучей АЭС и соответствующую должность начальника с окладом жалованья эдак в сотню килобаксов, каким был бы конкурс и кого выбрали бы победителем?

Какой должна быть зарплата молодого специалиста в атомной отрасли – вопрос, конечно, интересный. А как тогда быть со смежными отраслями? А с нянечками в детском саду, куда поведет молодой специалист свое чадо? Какой должна быть пенсия его бабушки? Не кажется ли участникам дискуссии, что она заехала не в ту степь? В общем, если развивать тему, то можно дойти до предложения сменить в названии журнала слово «стратегия» на «искра».

Замена старых на молодых выливается в увольнение или материальное ущемление в первую очередь простых исполнителей, которые всю жизнь были вынуждены, применяясь к обстоятельствам своей работы, изучать необходимые для этой работы инструменты. Но и от лихой замены старых начальников, которые боятся компа, как черт ладана, тоже толку мало.

Я не случайно написал в своей статье об инженерных кодах. Это сейчас основа основ проектирования. Зайдите, например, на www.cosmosm.com. У нас сейчас очень широко используется разнообразный западный инженерный софт. Правда, до того, что выложено на сайте, по крайней мере, у нас на ИЗ далеко. Конечно, это реклама. Впаривают про то, что использование их продукта позволяет сокращать время проектирования изделий и даже исключать физическое моделирование и испытания. Подобной рекламой, анимациями, презентациями, грубо говоря, заплели мозги большим начальникам. Они со своими свитами таскаются по предприятиям и выставкам, где им крутят на LCD и плазменных панелях все эти мультяхи, которым они умиляются, как дети, полагая, что это и есть свидетельство высокой технологичности предприятий.

Однако следует признать, что без использования при проектировании более адекватных виртуальных моделей действительно уже не повысить качество проектов, физических моделей и, в конечном счете, самих изделий. К тому же численные модели – это практически единственное средство для исследования поведения таких энергонасыщенных объектов, как АЭС, в определенных условиях. Но, с другой стороны, те же свойства виртуальных моделей и дружественных интерфейс-кодов, на мой взгляд, повышают вероятность критических ошибок при проектировании. Это не сводится к пресловутому monkeyuser-ству. Поведение виртуальных моделей естественным образом начинает восприниматься, как поведение натурного изделия. Это напоминает езду на автомобиле. Внушительный вид какой-нибудь навороченной тачки, соответствующее поведение ее водителя на дороге и жалкий вид помятой жести этого авто в кювете.

Недавно прочитал, что контраварийная подготовка водителей повышает для них вероятность серьезных аварий. Но крутые менеджеры верят рекламе солидных фирм. Из нее они усваивают только то, что, приобретя этот софт, можно сократить время проектирования, а заодно и сотрудников, избавиться от необходимости строить дорогостоящие физические модели и проводить натурные испытания. После этого им бесполезно приводить следующий тезис из сопроводительной документации к коду ANSYS:

The first step of your analysis relies not on the capabilities of the ANSYS program, but relies instead on your own education, experience, and professional judgment. Only you can determine what the objectives of your analysis must be. The objectives you establish at the start will influence the remainder of your choice as you generate the model.

Следует отметить, что упомянутые в приведенной выше цитате аргументы, особенно второй – experience, как известно, вещь кумулятивная, включающая и опыт, получаемый при эксплуатации кодов.

А то, что сложные виртуальные модели требуют более тщательного отношения к ним и разумное их использование может только увеличить затраты, в том числе, и количество занятого персонала, уже вообще за гранью какого-либо понимания.

Уверен, что помянутые мной в статье проекты аквапарка и моста выполнялись с использованием конечноэлементных кодов, а в результате такой «облом». Прежде инженер, выполнивший расчеты прочности моста на линеечке или арифмометре, мог совершенно спокойно обнажить голову под этим самым мостом во время его испытаний. Конечно, в упомянутых случаях современные инструменты проектирования использовались в угоду архитектурным вывертам. Можно было спроектировать примитивную непрезентабельную ферму и спокойно снять под ней шляпу. Но мы то ведем речь о проектировании энергонасыщенных радиационноопасных объектов. Верификация моделей превратилась в проблему. Простые модели проще проверить, но они ограничивают возможности инженера по оптимизации конструкции. Мы столкнулись с тотальной потерей смысла инженерного труда.

На рухнувшем форуме IranAtom’a я пытался было вразумлять одного спеца, интересовавшегося вопросом определения расхода истечения при разрыве трубы. Даже сделал для него небольшой расчетик с использованием кода Relap. Хотел показать человеку, что без точного знания конечной цели расчетных оценок сами они лишены смысла. А в ответ получил «спасибо» и какие-то сентенции о том, что детерминистический анализ – это прошлый век, а будущее якобы за вероятностным. Человек даже не врубается, что гаечный ключ не заменяет слесарю отвертку.

Скажете, - частный случай. Можно привести и более общий. В угоду бестолковым политикам, порушившим более или менее нормальную жизнь техносферы страны, продляются сроки службы разнообразных технических изделий и сооружений. В том числе, и атомных энергоблоков. При этом используются практически те же инженерные средства и методы, что и при проектировании. Как бы забывается о том, что эти средства и методы позволяют создать изделие или сооружение, которое с большой вероятностью выполнит свое предназначение в течение назначенного срока службы. А может, между прочим, и не выполнить! Это, ведь, тоже учитывается проектом. Зачем тогда разные локализаторы,  ловушки, вероятностные оценки и прочая мутотень? Отработала машина проектный срок и, слава Богу.

Так, что же, нельзя вообще продлять срок службы? Наверное, можно. Говорят же, что наши изделия имеют лошадиные запасы. А кто может точно указать размеры этой лошади? Может быть они определены цифрами, указанными в нормах расчета на прочность?

Обратимся к проекту В-1000. При выборе основных размеров оборудования первого контура конструктор помимо запасов, предусмотренных нормами, заложился еще, повысив расчетные значения параметров относительно рабочих значений. Давления – на 12,5% и температуры на 30°С. И, что? Отработало оборудование назначенный срок службы? К сожалению, не всё. Запасы, как говаривал нам преподаватель сопромата, отражают уровень нашего незнания. Выходя на незнакомое минное поле, сапер вооружается миноискателем, щупом и собачьим нюхом. А мы вооружились кучей бумаги, в которой даже нет карты этого поля. Да, была проделана большая работа для получения разрешения на продолжение эксплуатации энергоблоков. Но кто возьмется утверждать, что мы качественно улучшили понимание работы оборудования и эксплуатационный контроль?

В общем, в нашем инженерном деле наблюдается совершенно очевидный кризис жанра. Как организовывать процесс проектирования, чтобы эффективно использовать возросшие возможности инженерного инструментария и не допускать критических ошибок? Что делать с самим набором инструментов? Продолжать пользоваться импортным и дополнять experience его изготовителей нашим или наладить производство собственного? Настоящее производство, а не кустарное. Как готовить специалистов? Как совместить обучение теории и практике проектирования с обучением обращению со сложными инженерными инструментами, включающему хотя бы общее понимание того, как эти инструменты устроены и работают? И то и другое требует времени. Но в угоду какому-то болонскому веянию разрывается и без того не слишком связный процесс подготовки специалистов. Как восстановить разорванную связь поколений? В общем, одни вопросы. А мы все про справедливую зарплату молодых специалистов, да еще талдычим, что Чернобыль не повторится. С чего бы это вдруг? Тьфу, так недолго и в «зеленые» записаться.

Если нынешним реформаторам всего и вся не хватает образования, опыта и профессионализма, и при этом свербит реформаторский зуд, то нет иного выхода, как образовываться и собирать по крупицам опыт, чтобы не оказаться у разбитого корыта. А может в этом и есть конечная цель реформ?
 

 
Связанные ссылки
· Больше про Кадровая политика
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Кадровая политика:
Синдром эмоционального выгорания

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 4.71
Ответов: 7


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 7 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Зарплата молодого специалиста и другие вопросы к СВК (Всего: 0)
от Гость на 11/01/2008
Он каких предпочитает ” – давно уже известно каких – СВОИХ (горьковских, лично преданных и т.д, а в конце уж списка профессионалов).
Z


[ Ответить на это ]


Re: Зарплата молодого специалиста и другие вопросы к СВК (Всего: 0)
от Гость на 11/01/2008
"Отработало оборудование назначенный срок службы? К сожалению, не всё."- а это как, конечно если его курочили назначая непредсказуемые режимы работы и кончая ВХР-ми, то да, можно и согласиться.. привели бы примеры такого выхода для аргументации своей позиции, а то получается уподобляетесь горе-реформаторам...


[ Ответить на это ]


Re: Зарплата молодого специалиста и другие вопросы к СВК (Всего: 0)
от Гость на 11/01/2008
Во-первых, данный текст был написан мной, как отклик на комментарий О.В.Двойникова к статье «Голос за кадры».
А, во-вторых, по существу Вашего поста:
По-видимому, Вы сотрудник ОКБ ГП и оскорбились за парогенераторы, не выслужившие назначенного срока. Напрасно Вы так. Я-то как раз считаю гидропрессовские горизонтальные парогенераторы несомненным преимуществом наших РУ с ВВЭР перед PWR-ами, в том числе и EPR, с их наиболее распространенными парогенераторами вестингаузовского типа. Парогенератор ВВЭР-440, вообще, супер. Это, если я не ошибаюсь, единственное в мире серийное изделие подобного типа, вырабатывающее назначенный ресурс без особых проблем. Конструкторы, создавшие его, достойны всяческого уважения. А относительно эксплуатации должен заметить, что эксплуатационники не назначают режимы, а просто эксплуатируют оборудование. Хорошо или не очень – это другой вопрос. Когда «не очень», то в этом вряд ли возможно узреть их злой умысел. Скорее следует искать просчеты конструкторов и проектантов, не впадая при этом в выявление вредительства. Эксплуатационники ЛАЭС каждое лето вынуждены бороться с тиной засоряющей конденсаторы турбин. Для этого производится разгрузка блоков. В проекте ЛАЭС-2 предусмотрена оборотная система охлаждения, что и является признанием просчета, допущенного в проекте ЛАЭС-1. Таким же фактическим признанием просчетов являются предполагаемые изменения конструкции парогенераторов для АЭС-2006. Не вижу в этом ничего зазорного.  А относительно примеров, чтобы Вам не было обидно, могу припомнить крышку реактора 5-го блока НВАЭС. Автор техпроекта  - ИЗ L.
С уважением, В.Янчук


[
Ответить на это ]


Re: Зарплата молодого специалиста и другие вопросы к СВК (Всего: 0)
от Гость на 15/01/2008
спасибо, к счастью ли может к сожаленью не сотрудник ОКБ ГП, просто анализ должен подкрепляться примерами и доказательствами, а иначе -это морализаторство..
С уважением- студент.


[
Ответить на это ]


Re: Зарплата молодого специалиста и другие вопросы к СВК (Всего: 0)
от Гость на 02/02/2008
Очень хорошая статья.
По поводу основной мысли ( я так её понял) - нас преподаватель один очень чётко обучил, вдолбив  голову ещё в школе (преподаватель был из ВУЗа) - математика - вещь мировая, она может всё: посчитать траекторию планет и звёзд, траекторию ядер и атомов, что угодно, НО она посчитает только то, что ВЫ от неё хотите получить. Математическая модель - это всего лишь формула, что вы от неё хотите, то и получите. Если ваша цель с помощью какой-то, пусть и очень адекватной модели, доказать безопасность чего-нибудь (т.е. работу в аварийных и предаварийных режимах), а модель была рассчитана на работу в нормальных режимах - то и получите "ПУК" - такой же как был на Чернобыле.
Простой пример (тут просили приводить примеры): в новых регуляторах возбуждения производства некоторый фирмы Э для измерения тока ротора используется так называемая диаграмма Потье (из области электрических машин). Эта величина, являющаяса косвенным измерением, используется для работы защиты, ограничивающей ток возбуждения в определённых режимах.
Сложилась такая ситуация, когда возбуждения генератора упало и генератор попал в режим недовозбуждения. В этот момент разумным действием регулятора было бы увеличить возбуждение, но рассчётная модель измерения тока ротора как раз в этом режиме работала неверно, завышая реальное значение тока ротора, таким образом в работу включился ограничитель тока ротора, который вместо того, чтобы увеличить возбуждение подействовал на дальнейшее развозбуждение генератора в результате чего генератор выпал из синхронизма, отключился защитами и блок был отключен АЗ.
Одной из причин этого отказа была слепая вера в формулы. И разработчики алгоритма регулятора это признали.

Бумага стерпит всё, но на практике любую модель надо проверять, ибо модель - это всего лишь упрощённое отражение реальности.


[ Ответить на это ]


Re: Зарплата молодого специалиста и другие вопросы к СВК (Всего: 0)
от Гость на 12/02/2010
На фирме Э неумеют грамотно испльзовать диаграмму Потье.Диаграмма Потье дает достаточно точное(для АРВ)значение тока ротора.Но если неправильно записать соответствующие уравнения,то виноват будет не Потье.О значении адекватной записи предупреждал М.А.Булгаков.


[
Ответить на это ]


Re: Зарплата молодого специалиста и другие вопросы к СВК (Всего: 0)
от Гость на 12/02/2010
       На фирме Э не умеют правильно использовать диаграмму Потье.На принципе измерения тока ротора по диаграмме Потье нормально работают АРВ многих турбогенераторов с бесщеточной системой возбуждения,в том числе и той электростанции,где не сработал датчик фирмы Э.Просто нужно правильно записывать уравнения,что и советовал М.А.Булгаков.


[
Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.07 секунды
Рейтинг@Mail.ru