proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Авторские права
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[03/09/2007]     «Научное» счастье Маша Кимашева нашла не в России

Почему? В диалоге с Машей попыталась понять журналист "Атомной стратегии" Надежда Королева.

Пока высокие государственные мужи рассуждают о мерах по спасению российской науки, наши дети с пытливыми глазами и светлыми головами ищут и, представьте, находят «научное» счастье за пределами Родины. Вернутся ли они в Россию, вопрос спорный. Как спорна и точка зрения на «лучшее в мире российское образование», исходящая, как правило, от тех, кто давным-давно не сидел за школьной партой или за студенческой скамьей, не грыз гранит науки в западных университетах.

«Приезжая в Россию, я вижу, что большинство моих однокурсников используют свой интеллектуальный потенциал от силы на 20 процентов, выполняя обязанности, не требующие глубоких экономических знаний».

Эти слова из уст моей юной собеседницы звучат скорее сочувствующе, чем констатирующе бесстрастно. Магистра философии экономики Университета г. Осло Марию Кимашеву, или просто Машу, я знаю давно. Еще тогда, когда скромная серебряная медалистка из г. Пскова ходила на занятия в Санкт-Петербургский госуниверситет с длинной толстой косой. Маша – однокурсница моей дочери и самая близкая ее подруга. Негласно соперничая с Машей в оценках, дочь всегда отдавала пальму первенства своей подруге. В ее рейтинге самых «математически продвинутых» девушек кафедры Маше неизменно принадлежало первое место. С такой оценкой, уверена, согласилось бы большинство Машиных однокурсниц и однокурсников, как, впрочем, и преподавателей. Однако это не помешала одному из них поставить нашей Маше на «госах» по спецпредмету «три балла». Тогда это было шоком. И не только для Маши.

Сейчас, по прошествии времени, она смотрит на ситуацию иначе, объясняя жесткий демарш преподавателя, не только психологическими особенностями его личности, но и особенностями российской системы образования. Эта система, по ее мнению, направлена не столько на развитие творческих способностей студента, на стимулирование нестандартного мышления, свободы выражения взглядов, сколько на точное воспроизведение содержания учебников и лекций.

«Почему, - рассуждает Маша, - наши студенты так много списывают на экзаменах? Потому что невозможно запомнить тот огромный объем информации, который содержится в экзаменационных билетах. Тогда, «на госах», мне достался билет по теории игр, который я, действительно, неважно знала. А для экзаменатора, преподавателя теории вероятности, теория игр - его любимый конек. Ну он и отыгрался на мне по полной программе. И не только на мне».

Представить подобную картину в Университете Осло невозможно. Там на большинстве экзаменов студентам разрешается пользоваться учебниками, справочниками. Зато на экзамене тебе никогда не предложат задачу из учебника или проработанную с преподавателем на семинаре. В билете обязательно будет что-то нестандартное. И оценит экзаменатор не только и не столько правильный ответ, сколько демонстрацию твоих нетривиальных подходов к решению задачи. То же самое и с теоретическими вопросами. Экзаменатору важно знать твое мнение на общеизвестные теории, изложенные в учебниках.

Поэтому среди западных студентов совсем не популярны шпаргалки, в искусстве написания которых так замечательно поднаторели их российские ровесники.

На первых порах ей многое казалось странным в западной методике преподавания. Поразило количество предметов, изучающихся за семестр, как правило, их не больше семи, а количество лекций в неделю и того меньше – всего три. Не учеба, а сплошной кайф. Но первоначальное впечатление тут же рассеялось после первой же лекции. К ней пришлось готовиться несколько дней, изучив весьма обширный список литературы. Иначе на лекции ничего не поймешь. Это даже не лекция в ее классическом виде, а комментарий преподавателя на те или иные научные проблемы. Маша мысленно сравнила лекции в родном СПбГУ, где весь материал тебе разжуют и готовеньким положат в рот. Остается проглотить и в точности воспроизвести на экзамене.

«Наше образование не заставляет думать. В западной системе образования, - объясняет Маша, - все построено на самодисциплине. В этом есть как плюсы, так и минусы. С одной стороны, знания, которые добываешь сам, весят больше. Но, с другой, не каждый готов к самостоятельности. К тому же, изучая материал самостоятельно, меньше успеваешь, меньше остается времени на тренинг. Я, например, ощущала нехватку практических занятий для отработки некоторых задач».

Недостатком западной модели образования является, по ее мнению, слабость математической подготовки школьников, студентов. «У нас, выпускников кафедры экономической кибернетики, математическая база очень хорошая. В этом плане мне очень легко было учиться в Осло. Что мы знали как отче наш, тем же норвежцам, китайцам давалось очень сложно. Недавно взяла в руки норвежский школьный учебник и пришла в ужас. Это какой-то справочный материал! Наша математика – это, действительно, математика».

Но минус российского математического образования – его сугубо теоретический характер. Математические модели Маша прекрасно знала, но не имела ни малейшего понятия, как применять их на практике. Здесь, в Университете Осло, а затем и в высшей бизнес-школе ей пришлось практически заново осваивать этот совершенно новый пласт знаний. «В Университете Осло нас учили использовать математические модели для решения прикладных задач. Причем использовать гибко. Но опять же без хорошего знания математики с этой творческой задачей не справишься».

В Университете Осло Машу ждало ее одно приятное открытие - непривычно демократичные (не путать с панибратскими!) отношения между преподавателями и студентами. Они, эти отношения, не укладывалось в привычную схему «старшего и младшего по званию». Однажды в Университете Осло, слушая выступление своего однокурсника, Маша мысленно представила, что бы было со студентом СПбГУ, если бы он начал на семинарском занятии говорить откровенные глупости. «В западных университетах, - говорит Маша, - преподаватели очень доброжелательно настроены к студентам. Даже если ты несешь какую-то чушь, тебя все равно выслушают, похвалят или в предельно корректной форме выскажут свои замечания. Поэтому студенты там очень свободны в выражении своих мыслей».

С авторитарной системой подавления личности ей пришлось столкнуться еще раз в России при попытке устроиться после учебы в Университете Осло на работу. «Когда приходишь устраиваться на работу в российскую компанию, - делится своими наблюдениями Маша, - ты априори дурак. И тебе во что бы то ни стало нужно доказать, что ты умный. Совершенно иное дело собеседование за границей. Там ты чувствуешь себя человеком, способным рассуждать, иностранному работодателю интересно, когда ты споришь с ним, доказываешь свою точку зрения».

 В результате найти работу в родной стране ей так и не удалось. А вот западные исследовательские компании проявили к ней интерес. Причем не одна, а сразу три - в Дании, Голландии и в Норвегии. Она выбрала высшую бизнес-школу в г. Осло, с которой у нее сейчас контракт на четыре года. В течение этих лет она должна защитить научную диссертацию и получить ученое звание доктора философии в маркетинге.

« Как ты думаешь, - спрашиваю Машу, - почему российские компании не пригласили тебя на работу?» - « У меня сложилось впечатление, что такого рода специалисты (разработчики математических моделей в области экономики окружающей среды, природных ресурсов – прим. автора), не нужны России. В нас заинтересованы страны, которые хотят использовать энергоресурсы с меньшими потерями, адекватно рассчитывать их. В России при устройстве на работу по-прежнему многое решает протекция».

Система устройства на исследовательскую работу в западных компаниях, объяснила Маша, предполагает два варианта: либо тебя отбирают на основе резюме под готовый проект, либо ты сама пишешь проект. Маша пошла по второму пути. Она представила на конкурс вакансий собственный проект по теме, над которой работала в Университете Осло. «Когда ты изъявляешь желание участвовать в конкурсе, ты представляешь то, что ты знаешь. Важна не столько тема, сколько исследовательский уровень, научный потенциал. В моем случае моих работодателей заинтересовала достаточно сложная математическая модель, которую я использовала в проекте. В конечном счете, сейчас от первоначального варианта только она и осталась. А сама тема изменилась, она связана с маркетингом».

Рассматривает ли она для себя возможность возвращения в Россию? «Я хотела бы вернуться на родину. Но не очень верю, что через четыре года ситуация изменится в лучшую сторону».

Из беседы за чашкой чая

 - Твоя основная профессия - экономист-математик. Что было первичным в приеме тебя на работу, твоя экономическая или математическая подготовка?

- Конечно, математическая. К нашей экономическому образованию иностранцы относятся с большим недоверием, считая, что, по сути своей, оно осталось советским. А вообще, ни социологи, ни психологи западных работодателей не интересуют. По крайней мере, гуманитариев из России я там не встречала. В основном математики, программисты, физики, химики, очень востребованы микробиологи, а если экономисты, то с математическим «хвостом». И это правильно. Экономику нельзя рассматривать без математики. Конечно, в ней существует много качественных моделей, но этого явно недостаточно для оценки экономических ситуаций.

- Насколько ценится в Европе российское образование?

- На словах они говорят, что в России очень хорошее образование. Но на практике иностранцы свято верят в нашу коррупцию. Поэтому с подозрением, и опаской относятся к выпускникам наших вузов, даже самых престижных.

- Что лично тебе дала учеба и работа за границей?

- Заграничный опыт очень полезный. Мне приятно чувствовать себя гражданином мира. Мне не страшно поехать в любую страну. Я знаю, что мне делать, как вести себя. Норвежцы никогда не учатся только в своей стране. Обязательно за границей. Учеба за рубежом развивает толерантность по отношению к представителям других наций. Когда ты живешь полгода с китайцами, африканцами, ты их не просто понимаешь, ты их чувствуешь. Это очень важно. Учеба за границей дает этот колоссальный жизненный опыт. Я бы сама никогда не поехала, если бы мне не предложил мой СПбГУ. Не скрою, сначала не нравилось. Думала, сдам сессию и вернусь. Но затем привыкла. Поняла, что в Норвегии можно не только учиться, но и интересно проводить досуг.

- И как ты его проводишь?

- Я занимаюсь танцами и получаю от этого огромное удовольствие. На одной из танцевальных вечеринок я выиграла поездку в Данию на теплоходе. Первый в моей жизни выигрыш. Было приятно. На танцы можно прийти одному, без пары, там никто не обратит внимания на твои кривые коленки или толстую талию, на твой возраст. Норвежцы очень любят спорт. Я тоже пристрастилась к лыжам, к конькам, к велосипеду. В Норвегии, чтобы заниматься спортом, не надо никуда ехать. Кругом природа. Я живу в 15 минутах езды от центра, рядом с моим домом лес. В пяти минутах ходьбы от дома каток. Можно ли представить подобное в Питере? Нет.

-Что бы ты посоветовала своим российским ровесникам, желающим учиться и работать за границей?

- Только ради материальной выгоды за границу ехать не стоит. Поездка за границу – это всегда стресс, тяжело оторваться от привычного круга. К тому же за границей ты всегда будешь чувствовать себя эмигрантом. Но если есть желание заниматься наукой, то надо ехать. В Интернете можно найти много программ, которые приглашают молодых исследователей работать. Есть специальные методики, которые учат, как готовить проект, заполнять бумаги. Я знаю много русских, которые едут учиться за свой счет, подрабатывая вечерами нянями. Особенно много таких людей из глубинки. Надо проявлять активность самому, связаться с университетом. Тем более, что поездки на собеседование оплачиваются приглашаемой стороной. Конечно, в крупных городах найти работу сложнее, в маленьких - проще. Но надо понимать, что в Европе маленькие города тоже позиционируют себя как исследовательские центры. И там наука развивается не менее интенсивно, чем в столице. Так что, дерзайте!

Для справки[1]:

Стандартная ставка начинающего ученого (PhD (Philosophy Doctor) студента в Европе:

NOK (норвежские кроны) 325 600, – NOK 355 000, – в год, что составляет порядка 50 000 USD (до вычета налогов).

Размер стипендии по Quota Programme в Университете Осло составляет 84 000 NOK в год.

Примерные затраты на проживание:

  • Жилье: NOK 15 000
  • Питание: NOK 12 600
  • Книги и канцелярские товары: NOK 4 000
  • Транспорт: NOK 2 150 (для студентов до 30 лет)
  • Прочие расходы: NOK 7 700
  • Всего на 5 месяцев: NOK 41 450

НАДЕЖДА КОРОЛЕВА.


[1] информация с сайта Университета Осло: www.uio.no

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Реформы и диалог с обществом
· Новость от proatom


Самая читаемая статья: Реформы и диалог с обществом:
Как разваливают атомную промышленность. Взгляд изнутри

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 4.85
Ответов: 7


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 8 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Абу Мусаб Заркави (Всего: 0)
от Гость на 03/09/2007
Я считаю, что Маше стоило бы более  вникнуть и детально изучить систему образования России - СССР - России... А потом делать выводы относительно недостатков, достоинств и т. д. Также немаловажно учесть, что это опыт одного характера, а а важна и статистика.
Система образования России и СССР и довоенной Германии действительно по своей системности, мировоззренческому характеру, университетскому уровню (начиная с гимназии и школы), умению дать фундаментальную научную каритину мира являлись и являются лучшими по сей день. То, что прекрасно понимали в 18, 19 веках и до 70-хх 20 века стали исключать в последующие годы. А именно: связь с практикой и получение конкретного результата. Я не буду вдаваться в детали как почему это произошло, какие несуразности мы получили из-за этого и как развращаем студентов, и почему это стало возможно... Об этом много написано, много написано об деградации прикладной науки и причинах.
Могу заметить, что рассказанное про лекции, не раз воспроизводилось в наших вузах (в качестве новшества) на протяжении довольно длительного времени. Могу сказать, что подавляющая часть студентов, преподавателей высказались очень негативно к такой системе. Была масса причин, наиболее интересные из них (кроме очевидных): противоречие традициям, нарушение "ментального" общения с преподавателем, невозможность наблюдать за "рождением" результата, предсказуемость вопросов сокурсников, низкие требования к преподавтельским способностям лектора, пустой трёп, который немного интересен задающему вопрос и мало интересен всем остальным, урывочные бессистемные знания (хотя в определённой очень узкой области они могут быть хороши). По оценкам наших специалистов уровень студентов в целом и по нашим критериям довольно посредственный, англо-саксонсая система образования (в т. ч. норвежская) существенно уступает. Но, как всегда: ПРИ СОЗДАНИИ ОПТИАЛЬНОГО СОЧЕТАНИЯ С ПРАКТИКОЙ.



[ Ответить на это ]


Re: «Научное» счастье Маша Кимашева нашла не в России (Всего: 0)
от Гость на 03/09/2007
Хочу заметить, что молодые россияне, подобные Маше, делают огромное для России дело - создают ее новый позитивный образ за рубежом.
Удачи - Маше, спасибо за публикацию - Надежде!


[ Ответить на это ]


Re: «Научное» счастье Маша Кимашева нашла не в России (Всего: 0)
от Гость на 07/09/2007
Читая эту статью, хочется задаться мыслью: «А какую цель преследовал автор?». Хотел ли автор отразить реальное положение дел в российском образовании, выявить достоинства, которые нужно сохранить и недостатки, которые надо исправить, наметить пути возможного решения проблем? Похоже, что нет! Что тогда? Помочь подруге дочери самореализоваться через статью, рассказать всем, какая она умная и хорошая? Едва ли Маша в этом нуждалась – снова нет! Увы, но складывается впечатление, что автор хотел показать: за границей всё замечательно, а у нас всё плохо, так что, ребята, уезжайте за границу при первой же возможности, только там вы обретёте счастье, сможете самореализоваться и получить действительно качественное образование! L «Ну конечно, там рай, ну конечно, здесь ад», - как писал С. Чиграков.
 
В связи с тем, что я сам на данный момент являюсь преподавателем высшей школы, а вопросы образования вызывают мой живой интерес ещё с гимназической поры, я не смог удержаться от комментариев.
Давайте обратимся непосредственно к тексту.
 
 «Приезжая в Россию, я вижу, что большинство моих однокурсников  используют свой интеллектуальный потенциал от силы на 20 процентов, выполняя обязанности, не требующие глубоких экономических знаний».
Разумеется, фраза «не требующие глубоких экономических знаний» здесь излишня. Во-первых, - вовсе не каждый должен быть экономистом. Во-вторых, действительно, очень многие профессии (и не только рабочие) не требуют усиленного пятилетнего обучения в Университете. Многие из них я смог бы освоить в срок от пары часов до месяца. Часто такую работу частично или полностью автоматизируют, что приводит к сокращению кадров на предприятии после успешного внедрения корпоративной информационной системы (КИС). Но подобная проблема (хотя, далеко не каждый считает её проблемой, многие считают подобное положение вещей нормой) интернациональна. Глупо её национализировать.
 
Эта система, по ее мнению, направлена не столько на развитие творческих способностей студента, на стимулирование  нестандартного мышления, свободы выражения взглядов, сколько на  точное воспроизведение  содержания учебников и лекций.
А я почему-то считал, что дело обстоит, чуть ли не с точностью до наоборот! Эту же мысль подтверждают и статьи всемирно известного математика, ученика А.Н.Колмогорова академика В.И. Арнольда, имеющего богатый опыт преподавания, как в российских, так и в зарубежных университетах. Кстати, В.И. Арнольд решил 13-ую проблему Гильберты, еще, будучи второкурсником мех-мата (!), а вы пишите, что не развиваются творческие способности! Согласно статьям Арнольда, Доценко и многих других математиков, иностранные студенты нередко очень много чего знают (подчас даже больше наших!), но думать они не умеют совершенно! Причём к старшим курсам этот навык, так и не развитый в школе, у них всё более и более атрофируется. Если им сказать на лекции, что 3/6=1/3, то большинству и в голову не придёт задуматься почему, понять, что это может быть не так. Они просто запомнят этот факт!
В СПбГУ же, напротив, очень от многих преподавателей можно услышать, что Университет, в первую очередь, учит учиться. Когда я был студентом, то никогда не боялся выражать своё мнение, нередко дополнял и исправлял преподавателей, за что слышал от большинства из них лишь слова благодарности. Когда я читаю лекции или веду практические занятия, то стараюсь вести повествование от проблемы к решению. Сначала рассказываю, в чём собственно состоит проблема, потом стараюсь (по возможности, совместно со студентами) придумать метод её решения, показать, как до такого метода вообще можно додуматься, а не тупо предъявить  алгоритм решения. Стараюсь дать понять, кому и зачем всё, чем мы занимаемся, может быть нужно.
Что же касается точного воспроизведения учебников и лекций, то его я как раз никогда не требую. А требую я от студентов  понимания и умения думать. Я разрешаю дават

Прочитать остальные комментарии...


[ Ответить на это ]


Re: «Научное» счастье Маша Кимашева нашла не в России (Всего: 0)
от Гость на 11/09/2007
Можно рассуждать много, длинно... А нужно задуматься, почему лучшие лучше реализуются не у нас? Предлагаю один из ответов: у нас наступило время всеобщего "высшего" образования! Раньше можно было гордиться дипломом, сегодня - перечислять с гордостью дипломы. В каждой мало-мальской провинции в опустевшем ввиду демографической ситуации детском саду "вышку" получают за умереную плату - конвейер! - все, кто талантами и способностями не блещет, но "корочками" блистать желает. Эти "серые" специалисты образуют массу, которая "поедает" таланты и способности.
Павел, положа руку на сердце, сколько Ваших учеников может конкурировать с такими, как Маша, в знаниях и опыте?




[
Ответить на это ]


Re: «Научное» счастье Маша Кимашева нашла не в России (Всего: 0)
от Гость на 12/09/2007
да ведь в этом рассказе про Машу образовательная составляющая - не главное. Попробуйте прочесть статью как литературное произведение (не про лит.качество речь). И вдруг понимаешь, что Маша нашла место (учебы и жизни), где она чувствует себя человеком! :)
И в институте с ней уважительно разговаривают профессора, относятся как к сознательному взрослому человеку. И способ/метод преподавания ей больше подходит. И бытовые условия нормальные. И мир вокруг благожелательный, полный лыж и белок. Да, и после учебы она сталкивается с вменяемыми работодателями, ценящими ее знания и умения, а не волосатую лапу - это же так нормально и правильно, нет?
Отсюда и ответ, почему приличные, толковые, неленивые и думающие люди находят свое "научное", "трудовое", "спортивное" счастье там, а не здесь! Если ставить главной задачей "зашибить кучу денег" - за этим точно надо сейчас ехать в Россию, в Москве точно слой икры на хлебе жирнее, чем в Осло. Сейчас уезжают за "нормальной жизнью". В которой должно быть и "профессиональное" счастье, и "бытовое". Россия сегодня точно не лучшее место для жизни, которая не только бабки, но и безопасность, и чувство собственного достоинства, и уверенность в будущем и млн. пр.
Эх, если бы-если бы наши университеты были бы так гармоничны и прекрасны, как в комментарии г-на Петтая! Но Гинзбург закончил университет еще до войны, Перельман примерно за поколение до перестройки. Победители всех этих олимпиад - чудо отдельных преподавателей-энтузиастов и нервы их родителей. Что становится с ними потом? Откройте сайт напр одноклассники.ру, посмотрите, где те победители олимпиад, которым сейчас 27-40? > половины там, с Машей.
Хотя "в консерватории что-то подправить" тоже не помешает ;)



[
Ответить на это ]


Re: «Научное» счастье Маша Кимашева нашла не в России (Всего: 0)
от Гость на 15/09/2007
Про зашибить кучу денег - Вы зря :)), не всех назанчают олигархами и их помощниками. Я с пониманием отношусь к Маше, у каждого свой характер, нервная система и ценности. И потом она только начинает свою деятельность, к каким выводам она придёт лет через 10 :)))?

Абу Мусаб Заркави


[
Ответить на это ]


Re: «Научное» счастье Маша Кимашева нашла не в России (Всего: 0)
от Гость на 14/03/2008
Спасибо за Ваш комментарий на статью. Приятно сознавать, что есть ещё люди не боготворящие Запад. И время ещё покажет кто из нас умнее - мы или они. Честно сказать не люблю экономистов, слишком их много развелось за последние лет 15. Для меня высшее образование было не столько источником получения специальных знаний, сколько оно помогло расширить сознание и укрепить память. Вообще статья носит довольно субъективный характер.


[
Ответить на это ]


Re: «Научное» счастье Маша Кимашева нашла не в России (Всего: 0)
от Гость на 21/09/2007
Я тут недавно узнал от Маши, что в Норвегии при поступлении в университет проводится лишь конкурс аттестатов. Но это ведь вообще маразм!
Как можно ставить на один уровент отличника из сельской школы с отличником, окончившим класс №1 239-ого лицея?
Это всё равно, что сравнивать самого спортивного парня нашего двора с чемпионом мира по спортивной гимнастике! И это вовсе не преувеличение!

И в Англии ситуация не лучше! Там в униерситетах оценка зависит не только от качества работы, но и от успехов других учеников. Иными словами, заранее регламентируется процент оценок A,B,C,D,E,F, который студенты получат на экзамене. В результате заядлый троечник в среде двоечников будет отличником, а хороший умный парень в среде гениев - заядлым двоечником. Маразм?


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.08 секунды
Рейтинг@Mail.ru