|
Навигация |
|
|
|
Журнал |
|
|
|
Атомные Блоги |
|
|
|
PRo IT |
|
|
|
Подписка |
|
|
|
Задать вопрос |
|
|
|
Наши партнеры |
|
|
|
PRo-движение |
|
|
|
PRo Погоду |
|
|
|
Сотрудничество |
|
|
|
Время и Судьбы |
|
|
| |
Re: Мирный атом – под особый контроль (Всего: 0) от на 13/06/2007
Комментарии к статье А.И. Йорыша «Мирный атом под особый контроль». Цитата N1: «…закон, который выводит этот огромный, высокотехнологичный комплекс страны из зоны «неприкасаемости» (неприкасаемости кем: министрами АЭ? правительством? Президентом? Думой? — Прим. моё), создаёт правовую основу для возрождения отрасли, которая последние полтора десятка лет считалась островком плановой экономики среди рыночных бурь». А кто именно так считал? Это утверждение особенно спорно, если прочитать цитатуN2. Что значит: «зоны неприкасаемости»? Предприятия не выполняли решений Министерства и Агенства АЭ? Делать это они могли, если только были финансово независимы от Министерства — не имели бюджетного финансирования, т.е. существовали в рыночных условиях. А это противоречит фразе: «считалась островком плановой экономики»… В то же самое время, если предприятия отрасли были «неприкасаемы», то это могло быть и проблемой компетенции в руководстве отрасли? Как финансовой, так и организационной. Опять же: отсутствие воли, контроля и дисциплины. Не всё так одномерно и поверхностно, как представляет автор, не рискуя копнуть поглубже… Цитата N2: «Идея этого документа заключается в том, чтобы собрать разбежавшиеся по волнам рынка все важнейшие производственно-технологические и научные звенья комплекса под одну крышу, обеспечить таким образом концентрацию ресурсов и управляемость отраслью и тем самым адаптировать ее к условиям рыночной экономики.» Ага! Так значит, всё-таки «разбежавшиеся по волнам рынка!..» Значит, де-факто — отрасль была в рынке? Ну раз разбежалась… А вот это — «…под одну крышу…» — явно оговорка по Фрейду? Явно рыночный термин… При социализме такого термина в ходу не было. Цитата N3: «Сделан первый шаг для принудительной интеграции ядерного энергетического комплекса страны… В результате в эту закрытую сферу российской экономики должен прийти частный капитал, который позволит вывести отрасль из системного недофинансирования.» Только так: принудительными действиями и нужно привлекать частный капитал? Вообще-то: «Насильно мил не будешь»… И частный капитал по природе своей — мнителен и осторожен в выборе вложений и идет туда, где наибольшая прибавочная стоимость и наибыстрейший оборот капитала. Атомпром в силе обеспечить такие условия? Хотя есть серьёзные подозрения, что именно на стадии реформирования отрасли, а не последующего функционирования Атомпрома и будут обеспечены именно эти условия…реформаторам… Это мы уже проходили… Хотя, конечно, частный капитал будет в восторге, если на него будет работать под принуждением персонал отрасли, находящейся «под одной крышей»… Ну типа как в зоне… Дисциплина и пайка гарантированы. А, к сожалению, многие предприятия атомной отрасли и находятся в закрытых (в прошлом) городах, производственно ориентированных на одно предприятие. Цитата N4 (целый абзац): «Перспектива сохранения мирового лидерства России в ядерной энергетики…. Тут вообще-то автор — доктор юридических наук углубился не в свою сферу, вероятно, заодно решил продемонстрировать свои знания отрасли и попиарить БН-800… Во-первых: «не имеющий аналогов в мире» желательно было бы расшифровать в чём конкретно не имеющий. Ведь и наши ВВЭР — также не имеющие аналогов в мире. Вопрос только в чём… Ведь французские «Феникс» и «Супер-Феникс» — чем не аналоги БН-800? Просто французы так и не получили на них достаточно большую практику безаварийной работы и, в конце-концов, закрыли их. С японской АЭС «Монжу» с быстрым натриевым реактором автор, вероятно, также не знаком. А она хоть и временно закрывалась, но не закрыта совсем и пущена вновь… Так, что аналоги в мире есть или были. Глубина наработанного опыта в России пока выше. Это — другой вопрос.
Читаем далее: «…и обеднённое ядерное топливо, которого у нас скопилось слишком много. Здесь — ключ к решению проблемы утилизации ОЯТ, проблемы нераспространения, а если говорить проще — защита мирового сообщества от угрозы растаскивания радиоактивных материалов и их использования террористами. Решается задача — обеспечить топливом ядерную энергетику на сотни лет вперед». Во-первых: ничего «слишком много» не бывает — ни здоровья, ни денег, ни обедненного ядерного топлива у страны. Россия — не Ватикан, она в состоянии найти место для хранения обедненного ядерного топлива. Тем более, что оно радиационно не опасно. Ведь это просто взятый у природы из урановых руд элемент U-238. Во-вторых: в проекте БН-800 не реализован замкнутый ядерный топливный цикл. А именно он — ЗЯТЦ и позволяет во многом говорить об устранении угрозы растаскивания радиоактивных материалов. А реактор БН-800 в проекте работает в открытом топливном цикле. Просто в принципе на основе жидкометаллического быстрого реактора сделать это можно, обеспечиваются необходимые предпосылки для технологической поддержки режима нераспространения. Но не надо ставить знак равенства между «можно» и «уже реализовано в проекте». Это, как говорят в Одессе, две разные разницы… В проекте БН-800, который начали разрабатывать более 20 лет назад этот серьёзный шаг не сделали, а ограничились тем, что по максимуму взять положительный опыт от БН-600, перейти на MOX-топливо и, по возможности, улучшить инженерными средствами безопасность и увеличением мощности — экономичность АЭС. Цитата N5: «Работы по возведению реактора осуществляются на АЭС в Белоярске близ Екатеринбурга». Тут автор этим самым Белоярском демонстрирует, что он не в теме… J Желательно, всё-таки, знать, что Белоярская АЭС находится в г. Заречном. Цитата N6: «Целями закона являются: …устранение имеющихся в действующем законодательстве пробелов и противоречий, препятствующих эффективной работе предприятий атомной отрасли». «Блажен, кто верует»… На практике же по тексту Указа Президента N556 в Приложении N1 сделана «дырка», где говорится только о смеси оксидов урана и плутония, забывая указать и другие материалы: нитриды, карбиды и т.д. Кого в этом винить? Президента? Цитата N7: «В соответствии с законом Президент Российской Федерации будет определять перечень ядерных материалов, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности». А Президент то в курсе, что он будет ещё и это определять? Оригинальные трансформации российской вертикали власти. Вероятно именно из-за таких переадресаций всей ответственности на президента, ВВП и не собирается идти на третий срок… J Понятное дело, что все решения Президента готовят соответствующие службы и ведомства. И, тем не менее, хочется верить, что здесь упоминание автором Президента это не есть желание избежать разбора и критики сути текста документов… Цитата N8: «Перечни российских юридических лиц, в собственности которых могут находиться остальные ядерные материалы и (или) ядерные установки, устанавливаются Президентом Российской Федерации». Ну это, наверно, ответ на «дырку» в Приложении 1 к Указу Президента N556 (см. ответ на цитату N6). Понимать это надо так, что Президент в будущем разберётся, подправит, дополнит? Всё расставит по местам? Помним: «Жираф — большой, ему видней!» Цитата N9: «определение размера уставного капитала создаваемых в процессе акционирования ОАО осуществляется по балансовой стоимости подлежащих приватизации активов». Вот тут автору — как юристу желательно было бы расшифровать понятие термина балансовой стоимости вместо того, чтобы лезть не в свою сферу и пиарить проект БН-800. Вот на этих терминах и делаются серьезные бабки в наукоёмких отраслях. Одно дело — посчитать здания, столы-стулья-шкафы-компьютеры, и несколько иное — добавить и ноу-хау, принадлежащие предприятиям, их архивы КД, материалы патентных подразделений. Кто и как будет это оценивать во вкладе в уставной капитал Атомпрома? Ведь наверняка не считают (или это делают это крайне грубо) даже банальное матобеспечение, инсталлированное на компьютерах предприятий. А ведь сплошь и рядом стоимость лицензий на матобеспечение превышает стоимость самих компьютеров в десятки раз. Если это, конечно, не бухгалтерские компьютеры. Не стоит забывать и о персонале, в головах которого заложена немалая доля уставного капитала. Об этом, к сожалению, ни слова… Но далее — ещё интереснее. Цитата N10: «В уставной капитал указанного ОАО по решению Президента Российской Федерации могут быть внесены, с соблюдением требования пункта 2 статьи 10 Федерального закона «Об акционерных обществах», находящихся в федеральной собственности акции ОАО атомного энергомашиностроительного комплекса, как существующих в настоящее время, так и созданных в результате преобразования ФГУПов». А могут и не быть внесены? К чему такая формулировка? Разве такая формулировка юридически допустима и уместна? Типа: «Могу петь, а могу и не петь». Цитата N11: «Закон предусматривает принятие указа Президента Российской Федерации, которым будут утверждены перечни российских юридических лиц, в собственности которых могут находиться ядерные материалы и (или) ядерные установки». Зачем писать такой абзац, когда уже вышел Указ Президента N556? Желание заполнить «водой» пространство журнала? Когда писалась статья: до 27 апреля?Цитата N12: «…в частности в случае объявления мобилизации и в военное время по решению Правительства Российской Федерации может вводиться непосредственное государственное управление организациями, в собственности которых находится ядерные установки». Какой смысл об этом писать, если не объясняется сам механизм введения непосредственного государственного управления организациями? Хотя, конечно, журнальная статья — не место для этого… Но, если не прописан механизм (хотя бы на уровне секретного или ДСП документа), то приведенная выше цитата это простой звук — лишь декларация о намерениях. Цитата N13: «Также законом предусматривается возможность охраны ядерно-опасных объектов, независимо от формы собственности на них, соединениями и частями внутренних войск МВД России». Вопрос: Кем тогда будет финансироваться оплата этих ВВ МВД — госбюджетом? Почему этот важный пункт не конкретизируется? Любопытно: как обстоят дела сейчас? Пользуются услугой ЧОП’ов? Увеличит ли эта возможность штат ВВ МВД? Цитата N14: «… поскольку устранены имеющиеся в действующем законодательстве пробелы и противоречия, препятствующие эффективной работе предприятий атомной отрасли». Завораживающая концовка статьи. Можно считать, что пробелов и противоречий больше нет? Ну что ж... если в другой раз какой-либо тендер Атомпром проиграет, то отговорок у него больше не будет? :-)
|
|
|