PRoAtom
proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

Разместить комментарий

Re: Мирный атом – под особый контроль (Всего: 0)
от на 13/06/2007

Комментарии к статье А.И. Йорыша «Мирный атом под особый контроль».
Цитата N1: «…закон, который выводит этот огромный, высокотехнологичный комплекс страны из зоны «неприкасаемости» (неприкасаемости кем: министрами АЭ? правительством? Президентом? Думой? — Прим. моё), создаёт правовую основу для возрождения отрасли, которая последние полтора десятка лет считалась островком плановой экономики среди рыночных бурь».
А кто именно так считал? Это утверждение особенно спорно, если прочитать цитатуN2. Что значит: «зоны неприкасаемости»? Предприятия не выполняли решений Министерства и Агенства АЭ? Делать это они могли, если только были финансово независимы от Министерства — не имели бюджетного финансирования, т.е. существовали в рыночных условиях. А это противоречит фразе: «считалась островком плановой экономики»… В то же самое время, если предприятия отрасли были «неприкасаемы», то это могло быть и проблемой компетенции в руководстве отрасли? Как финансовой, так и организационной. Опять же: отсутствие воли, контроля и дисциплины. Не всё так одномерно и поверхностно, как представляет автор, не рискуя копнуть поглубже…
Цитата N2: «Идея этого документа заключается в том, чтобы собрать разбежавшиеся по волнам рынка все важнейшие производственно-технологические и научные звенья комплекса под одну крышу, обеспечить таким образом концентрацию ресурсов и управляемость отраслью и тем самым адаптировать ее к условиям рыночной экономики.»
Ага! Так значит, всё-таки «разбежавшиеся по волнам рынка!..» Значит, де-факто — отрасль была в рынке? Ну раз разбежалась…  А вот это — «…под одну крышу…» — явно оговорка по Фрейду?  Явно рыночный термин…  При социализме такого термина в ходу не было.
Цитата N3: «Сделан первый шаг для принудительной интеграции ядерного энергетического комплекса страны… В результате в эту закрытую сферу российской экономики должен прийти частный капитал, который позволит вывести отрасль из системного недофинансирования.»
Только так: принудительными действиями и нужно привлекать частный капитал? Вообще-то: «Насильно мил не будешь»… И частный капитал по природе своей — мнителен и осторожен в выборе вложений и идет туда, где наибольшая прибавочная стоимость и наибыстрейший оборот капитала. Атомпром в силе обеспечить такие условия? Хотя есть серьёзные подозрения, что именно на стадии реформирования отрасли, а не последующего функционирования Атомпрома и будут обеспечены именно эти условия…реформаторам… Это мы уже проходили… Хотя, конечно, частный капитал будет в восторге, если на него будет работать под принуждением персонал отрасли, находящейся «под одной крышей»… Ну типа как в зоне… Дисциплина и пайка гарантированы. А, к сожалению, многие предприятия атомной отрасли и находятся в закрытых (в прошлом) городах, производственно ориентированных на одно предприятие.
Цитата N4 (целый абзац): «Перспектива сохранения мирового лидерства России в ядерной энергетики….
Тут вообще-то автор — доктор юридических наук углубился не в свою сферу, вероятно, заодно решил продемонстрировать свои знания отрасли и попиарить БН-800…
Во-первых: «не имеющий аналогов в мире» желательно было бы расшифровать в чём конкретно не имеющий. Ведь и наши ВВЭР — также не имеющие аналогов в мире. Вопрос только в чём… Ведь французские «Феникс» и «Супер-Феникс» — чем не аналоги БН-800? Просто французы так и не получили на них достаточно большую практику безаварийной работы и, в конце-концов, закрыли их. С японской АЭС «Монжу» с быстрым натриевым реактором автор, вероятно, также не знаком. А она хоть и временно закрывалась, но не закрыта совсем и пущена вновь… Так, что аналоги в мире есть или были. Глубина наработанного опыта в России пока выше. Это — другой вопрос.

Читаем далее: «…и обеднённое ядерное топливо, которого у нас скопилось слишком много. Здесь — ключ к решению проблемы утилизации ОЯТ, проблемы нераспространения, а если говорить проще — защита мирового сообщества от угрозы растаскивания радиоактивных материалов и их использования террористами. Решается задача — обеспечить топливом ядерную энергетику на сотни лет вперед».
Во-первых: ничего «слишком много» не бывает — ни здоровья, ни денег, ни обедненного ядерного топлива у страны. Россия — не Ватикан, она в состоянии найти место для хранения обедненного ядерного топлива. Тем более, что оно радиационно не опасно. Ведь это просто взятый у природы из урановых руд элемент U-238.
Во-вторых: в проекте БН-800 не реализован замкнутый ядерный топливный цикл. А именно он — ЗЯТЦ и позволяет во многом говорить об устранении угрозы растаскивания радиоактивных материалов. А реактор БН-800 в проекте работает в открытом топливном цикле. Просто в принципе на основе жидкометаллического быстрого реактора сделать это можно, обеспечиваются необходимые предпосылки для технологической поддержки режима нераспространения. Но не надо ставить знак равенства между «можно» и «уже реализовано в проекте». Это, как говорят в Одессе, две разные разницы… В проекте БН-800, который начали разрабатывать более 20 лет назад этот серьёзный шаг не сделали, а ограничились тем, что по максимуму взять положительный опыт от БН-600, перейти на MOX-топливо и, по возможности, улучшить инженерными средствами безопасность и увеличением мощности — экономичность АЭС.
Цитата N5: «Работы по возведению реактора осуществляются на АЭС в Белоярске близ Екатеринбурга».
Тут автор этим самым Белоярском демонстрирует, что он не в теме… J Желательно, всё-таки, знать, что Белоярская АЭС находится в г. Заречном.
Цитата N6: «Целями закона являются: …устранение имеющихся в действующем законодательстве пробелов и противоречий, препятствующих эффективной работе предприятий атомной отрасли».
«Блажен, кто верует»… На практике же по тексту Указа Президента N556 в Приложении N1 сделана «дырка», где говорится только о смеси оксидов урана и плутония, забывая указать и другие материалы: нитриды, карбиды и т.д. Кого в этом винить? Президента?
Цитата N7: «В соответствии с законом Президент Российской Федерации будет определять перечень ядерных материалов, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности».
А Президент то в курсе, что он будет ещё и это определять? Оригинальные трансформации российской вертикали власти. Вероятно именно из-за таких переадресаций всей ответственности на президента, ВВП и не собирается идти на третий срок… J Понятное дело, что все решения Президента готовят соответствующие службы и ведомства. И, тем не менее, хочется верить, что здесь упоминание автором Президента это не есть желание избежать разбора и критики сути текста документов…
Цитата N8: «Перечни российских юридических лиц, в собственности которых могут находиться остальные ядерные материалы и (или) ядерные установки, устанавливаются Президентом Российской Федерации».
Ну это, наверно, ответ на «дырку» в Приложении 1 к Указу Президента N556 (см. ответ на цитату N6). Понимать это надо так, что Президент в будущем разберётся, подправит, дополнит? Всё расставит по местам? Помним: «Жираф — большой, ему видней!»
Цитата N9: «определение размера уставного капитала создаваемых в процессе акционирования ОАО осуществляется по балансовой стоимости подлежащих приватизации активов».
Вот тут автору — как юристу желательно было бы расшифровать понятие термина балансовой стоимости вместо того, чтобы лезть не в свою сферу и пиарить проект БН-800. Вот на этих терминах и делаются серьезные бабки в наукоёмких отраслях. Одно дело — посчитать здания, столы-стулья-шкафы-компьютеры, и несколько иное — добавить и ноу-хау, принадлежащие предприятиям, их архивы КД, материалы патентных подразделений. Кто и как будет это оценивать во вкладе в уставной капитал Атомпрома? Ведь наверняка не считают (или это делают это крайне грубо) даже банальное матобеспечение, инсталлированное на компьютерах предприятий. А ведь сплошь и рядом стоимость лицензий на матобеспечение превышает стоимость самих компьютеров в десятки раз. Если это, конечно, не бухгалтерские компьютеры. Не стоит забывать и о персонале, в головах которого заложена немалая доля уставного капитала. Об этом, к сожалению, ни слова…
Но далее — ещё интереснее.
Цитата N10: «В уставной капитал указанного ОАО по решению Президента Российской Федерации могут быть внесены, с соблюдением требования пункта 2 статьи 10 Федерального закона «Об акционерных обществах», находящихся в федеральной собственности акции ОАО атомного энергомашиностроительного комплекса, как существующих в настоящее время, так и созданных в результате преобразования ФГУПов».
А могут и не быть внесены? К чему такая формулировка? Разве такая формулировка юридически допустима и уместна? Типа: «Могу петь, а могу и не петь».
Цитата N11: «Закон предусматривает принятие указа Президента Российской Федерации, которым будут утверждены перечни российских юридических лиц, в собственности которых могут находиться ядерные материалы и (или) ядерные установки».
Зачем писать такой абзац, когда уже вышел Указ Президента N556? Желание заполнить «водой» пространство журнала? Когда писалась статья: до 27 апреля?Цитата N12: «…в частности в случае объявления мобилизации и в военное время по решению Правительства Российской Федерации может вводиться непосредственное государственное управление организациями, в собственности которых находится ядерные установки».
Какой смысл об этом писать, если не объясняется сам механизм введения непосредственного государственного управления организациями? Хотя, конечно, журнальная статья — не место для этого… Но, если не прописан механизм (хотя бы на уровне секретного или ДСП документа), то приведенная выше цитата это простой звук — лишь декларация о намерениях.
Цитата N13: «Также законом предусматривается возможность охраны ядерно-опасных объектов, независимо от формы собственности на них, соединениями и частями внутренних войск МВД России».
Вопрос: Кем тогда будет финансироваться оплата этих ВВ МВД — госбюджетом? Почему этот важный пункт не конкретизируется? Любопытно: как обстоят дела сейчас? Пользуются услугой ЧОП’ов? Увеличит ли эта возможность штат ВВ МВД?
Цитата N14: «… поскольку устранены имеющиеся в действующем законодательстве пробелы и противоречия, препятствующие эффективной работе предприятий атомной отрасли».
Завораживающая концовка статьи. Можно считать, что пробелов и противоречий больше нет? Ну что ж... если в другой раз какой-либо тендер Атомпром проиграет, то отговорок у него больше не будет? :-)





Ваше имя: [ Новый пользователь ]

Тема:


Комментарий:

Для вставки HTML кода используйте редактор


наберите код, который вы видите здесь
(сделано против роботов-спамеров):

Секретный код







Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.05 секунды
Рейтинг@Mail.ru