PRoAtom
proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Авторские права
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

Разместить комментарий

Re: Отечественных производителей надо поддерживать, но и спрашивать с них (Всего: 0)
от на 18/06/2019

Как устроена энергетика России. Почему либеральный подход в энергетике России невозможен Почему либеральный подход в энергетике России невозможен
Мар 16, 2013 в Внутренняя политика

Структура отрасли. Эта проблема была осознана уже к 1980 году. Были приняты необходимы решения и не позже 1995 года проблема была бы решена. Но пришёл Горбачёв, а там и Ельцин. Эта проблема называлась соотношением пиковых и базовых мощностей.
Базовые мощности - обычно это мощности тепловых станций. Они инерционны. Их трудно ввести и вывести из работы. Они дают общую нагрузку в сети. И именно их мощность перераспределяют по регионам по мере того, как рабочий день движется по часовым поясам.
Пиковые мощности . Обычно это гидроэлектростанции. Они легко включаются и выключаются. Долго они работать не могут: понижается зеркало воды в водохранилищах. А это чревато и экологическими и энергетическими катастрофами. Они снимают нагрузки в моменты самых больших пиков в сети.
И вот выяснилось, что в Европейской России находится большое количество базовых мощностей. Куда девать огромный ночной и вечерний избыток? В Центр и на Урал приходится везти топливо из Сибири и гнать обратно электроэнергию. А пропускная способность линий электропередач для этого не просто маловата: они не рассчитаны перегонять энергию в Сибирь. В Сибири много энергоёмких производств. Потребление стабильное. Но мощности в основном пиковые (исключение лишь Кузбасс). Они не могут работать без притока энергии с базовых электростанций. ГЭС не может работать всё время. Исключение составляют только ГЭС на реках с т.н. "зарегулированным стоком", но этих волжских и ангарских ГЭС мало. Изобилие энергии в Сибири с их ГЭС оказалось кажущимся. Кстати и в моменты пиков перегнать столько энергии по имеющимся ЛЭП на Запад с Востока очень сложно.
Отметим главное : Избыток базовой энергии в Европейской части, которую надо перегонять в Сибирь. А для её производства приходится везти топливо из Сибири. Разорительность такой ситуации видна невооружённым взглядом.
Проблема была осознана в середине 70-х годов и были намечены пути её устранения к середине 90-х: · В Европейской части были начали строить пиковые мощности на базе манёвренных газотурбинных установок. Отметьте слово газовых. · Энергетику Европейской России перевели на газ. Везти низкосортный уголь из Сибири (а других энергетических углей в России реально нет) чистое разорение. · В Сибири начали строить базовые тепловые мощности на основе угля, отходов нефтепереработки и газа. · В европейской России начали активно развивать атомную энергетику, самый типичный пример инерционных базовых мощностей. · Начали строить ЛЭП для переброски избытков базовых мощностей из Европы в Сибирь. Первую очередь успели построить на Урале. · Для гибкого манёвра сибирскими пиковыми мощностями продолжили строить сверхмощные ЛЭП. Но тут началась перестройка и все проблемы остались. Появились новые, типа той, что мощная ЛЭП - миллионник по манёвру энергией осталась в Казахстане и пользоваться ей стало невозможно.
Перебрасывать энергию базовых мощностей на Запад - на Украину и Белоруссию стало экономически бессмысленным. Благодаря украинским соседям её не перебросить и в бывшие страны СЭВ. Строительство тепловых станций в Сибири, а атомных в европейской части угробили экологи. И таких грустных вещей можно назвать много.

Эффективность энергетики как системы резко упала. Что её спасает:
1. В европейской России успели перейти на газ. Если бы по-прежнему топили углем, то экономика страны рухнула бы.
2. Развитая атомная энергетика.
3. Перенакопление дорогих основных фондов, эксплуатация которых сверх эффективна. Этот феномен обеспечили особенности денежной системы бывшего СССР. Этот механизм был главным завоеванием социализма. Этот пункт следует рассмотреть подробней: Электроэнергетика как Система создавалась в мире дешёвого кредита. На капитальных вложениях не экономили. Применявшаяся в СССР методика оценки эффективности капитальных вложений Хачатурова - из двух проектов выбирала самый капиталоёмкий. Но зато экономивший на текущих затратах. Эффективность капвложений предполагала практически бесплатные деньги. Стоит подробнее почитать книги В.В. Денисова, там эти проблемы очень хорошо рассмотрены.
Экономист Л. Пайдиев в своей диссертации я подробно раскритиковал эту вредительскую методику. Эти методики помогли рухнуть социализму. На такой подход помогат энергетикам - текущие издержки на содержание работающих станций ничтожны. Они многократно превосходят показатели аналогичных зарубежных станций. Там то инвестиции привлекали на фондовом рынке. Поэтому экономя капвложения там ухудшали текущую эффективность, увеличивали издержки. Основные фонды российской электроэнергетики огромны, а затраты на их поддержание ничтожны.
Резерв для манёвра при модернизации и реформировании энергетики - огромные амортизационные отчисления с гигантских и дико фондоёмких объектов советской энергетики.
В 90гг к этим проблемам добавилась проблема неплатёжеспособности потребителей. И эта проблема является основной. Заменить газ углем или торфом в российской энергетике сегодня невозможно. Мазут не спасёт ситуацию. Для перехода на уголь нужны миллиарды рублей сразу. А потом текущие издержки вырастают в разы. Проблема неплатежей не просто обострится, а станет неразрешимой. При сокращении производства энергии ввезти её не получится: если сегодня не платят за дешёвую, то тем более не заплатят за дорогую.
Поэтому проблема стоит просто: какие производства должны закрыться. Кто волевым путём должен лишиться энергии? Население за энергию платит. Причём население потребляет энергию НЕДЕФИЦИТНУЮ. Задолжали города, задолжали заводы. Кого закрыть? И тут мировой опыт показывает, что такая проблема не решается рыночными методами. Там где отрезают от монопольного производителя, рынок не действует, во время голода хлеб делят по иным принципам, чем в мирные времена. Пока народное хозяйство, экономика России имеет низкую эффективность, оно не может платить за электричество справедливую цену. Попытки брать с потребителей больше просто спровоцируют кризис.
Надо поднимать эффективность всей экономики. И тогда за ней потянется такая инфраструктурная отрасль как энергетика. Которая пока по своим экономическим параметрам как система ничуть не хуже, но лучше энергетики США. Но идеологические мифы заставляют искать некие псевдорешения по привлечению инвестиций Придут добрые инвесторы. Но им надо дать прибыль. И именно в энергетике.
Вначале была идея выкрутится за счёт населения. В СМИ и документах Правительства начался и продолжается вой про население, которое много потребляет. И его надо дотировать промышленности. Это чушь.
1. Население живёт прежде всего в Европе, где избыток базовых мощностей. А промышленные потребители энергии прежде всего в Сибири и на Урале. И энергия из Европы перегоняется в Сибирь по максимуму, больше технически невозможно. Если вечером люди не будут включать телевизоры и световую рекламу в Москве, то это электричество просто пропадёт.
2. В 1991 году Россия еще производила больше триллиона - 1047.00 млрд. квт.ч. электроэнергии. Население потребляло из неё 180 млрд. квт.ч. США производили 2100 млрд. квт.ч. В США население потребляло 1100 млрд. квт.ч., прочее промышленность. То есть пятьдесят на пятьдесят. В России же основной потребитель энергии промышленность. В отличие, от США на населении ничего сэкономишь. Поэтому о населении просто следует забыть.
В ходе перестройки погибли самые энергоэкономичные отрасли народного хозяйства и остались самые энергоёмкие: алюминиевая, медная, химическая. Сократить энергопотребление в стране можно только двумя путями: · Развивая неэнергоёмкие производства. · Вводя энергосберегающие технологии на существующих энергоёмких производствах. И то и другое требует подлинной революции и огромных капитальных вложений. Так что надо развивать энергетику. Если улучшить её структуру, то стоимость энергии упадёт, проблема неплатежей ослабеет.
Идея Чубайса - частные инвестиции. Приход иностранцев должен спасти нас. Суть реформы по Чубайсу в том, чтобы отделить то, что можно продать - генерирующие мощности и локальные сети, от того, что продать нельзя - магистральных ЛЭП. Последние сохранятся за РАО. Первым следствием будет то, что описанная выше система перекрестного субсидирования будет ликвидирована. Неэффективные мощности закроют. Но с ними, подчеркну я, закроются и их потребители. Во что это выльется? Ведь не случайно частные инвесторы так низко оценили будущее РАО после обнародования планов по его реформе. На частные иностранные деньги реконструировать систему? Но иностранцам нужна высокая прибыль. В энергетике её нет. Именно в энергетике США сложилась система инвестиционных облигаций и привилегированных акций: платят понемногу, но зато долго и стабильно. Но кто купит аналогичные бумаги российских кампаний? После этого можно сразу прекратить рассмотрение планов Чубайса.
Где можно получить быстрые и большие деньги? Чубайс выводит в единую кампанию сети. Разумно. Но откуда деньги там, в сетях, особенно на развитие огромных ЛЭП по перетоку энергии? Их должны дать станции. И именно туда должны прийти частные инвесторы. И каковы у них перспективы? Да имеет смысл купить газотурбинную станцию в европейской России. Если есть договор о сотрудничестве с Газпромом. А если договора нет? Смысла покупать нет. Можно купить тепловую станцию в Европейской России. Но если нет договора с Газпромом, то смысла нет. На угле и торфе затраты не окупят себя. Можно купить ГЭС в Сибири. Но надо иметь гарантии того, что по ЛЭП из Кузбасса тепловые станции стабильно будут подпитывать твоих потребителей. Иначе твои потребители обанкротятся. То есть рискованными становятся проекты даже по покупке готовых мощностей.
При высоких рисках частный инвестор ведёт себя как хищник. Особенно это опасно, если он дёшево получает дорогие фонды. Электроэнергетика это канонический случай такой опасной ситуации. А ведь смысл в том, что надо ввести новые мощности. Не просто латать старые, а ввести принципиально новые, дабы устранить диспропорции: Тепловые станции в Сибири. ЛЭП. Низковольтные передающие системы за пределы Урала. Газотурбинные установки в европейской России. Если систему не спасти целиком, то рыночное равновесие установится на более низком уровне производства электроэнергии. Попросту, инвестор, скупив отрасль должен или оплатить упомянутые проекты или снизить производство энергии минимум на треть от существующего уровня. Это не преувеличение и это экономически возможно: базовые тепловые мощности на угле следует вывести из эксплуатации, одновременно превратить гидростанции по максимуму в базовые (то есть использовать их понемножку, равномерно).
Чубайс разделяет кампанию, пытается ликвидировать перекрестное субсидирование. Но это значит, что: · Закроются самые неэффективные ТЭС на угле. А значит, умрут многие энергоёмкие производства. И это больно ударит и по регионам и по собственникам предприятий. · В кратчайшие сроки энергетика станет капиталистическим предприятием извлекающим прибыль, а значит прекратит субсидировать за счёт подаренных ей фондов СССР прочие отрасли. · Отрасль не только будет возмещать огромные дорогие фонды, но и попытается получить прибыль. В итоге эффективность и конкурентоспособность всей экономики упадёт ещё больше. В итоге страна лишиться большей части цветной, прежде всего алюминиевой промышленности, нефтехимии. Это означает в переводе на русский плохую конъюнктуру и низкие заработки энергетиков.
Вот и более обстоятельный ответ о реальности реформы. Если же её всё таки начать, то Система далее будет развиваться помимо воли Чубайса. Инвесторы задёшево получат гигантские фонды и превратят их в ликвидную форму, "зелень". Это единственное разумное поведение предпринимателя в таких условиях.
Тем более в эти дни проявилось уязвимое звено, главный фактор риска при вложениях в энергетику: ГАЗ. Его не хватает для экспорта и внутреннего потребления. И эта проблема не будет иметь эффективного решения на ближайшие годы. Если в 1991 году его добыча составила 643.00 млрд.куб.м., (в 1992 году, когда стали давать эффект последние инвестиции по энергетической прогорамме Госплана имени тов. Байбакова, даже выросла до 695.30 млрд.куб.м.), то в 1999 упала до 563.00 млрд. куб. м.
Для частного инвестора при покупке в электроэнергетике России важны стабильные поставки газа. И их интересы защитил Чубайс. Эти инвесторы газ получат. Но прочих то куда, на уголь? То есть на закрытие? Значит решение о судьбах развития страны принято помимо её Власти, и Чубайс со своим диким упорством будет проводит его в жизнь: производство энергии в России стихийно могут сократить минимум на треть от 850 млрд. квт.ч. в 200-х г и тогда к нам придут капиталы из за рубежа. Купить отрасль и снять сливки, не строить новое, а именно купить и снять. В итоге сам того не желая Чубайс спровоцировал кризис проводимого либерального курса, поэтому его поддержка сократилась. И первым его ударил либерал Илларионов. Лучше пожертвовать Чубайсом, чем самой возможностью проводить избранный курс. РАО должно и дальше оплачивать и этот курс, и экономическую стабильность, и выплату внешнего долга.
Но повторюсь, главное в другом, в том, что по большому счёту Чубайс не прав по реформе энергетики:
1. Импортировать энергию? Это нам не грозит. За дешёвую свою нечем платить.
2. Выбытие мощностей становится экономически неизбежным задолго до их износа. А переход на уголь в европейской России это уже автоматическое закрытие.
3. Платёжеспособность потребителей не может серьёзно улучшиться. Особенно в ближайшие годы. Даже если в стране будет сверхэффективная экономическая система. Экономика будет нуждаться в замене фондов. Значит в стране должна быть дешёвая энергия. И значит надо повышать эффективность всего энергетического комплекса. Эффективность энергетики можно повысить или выведением 40 % фондов и сокращением производства энергии на треть. Или устранением диспропорций.
4. Энергетика нуждается даже не в средствах на ремонт изношенных фондов, сколько в огромных капитальных вложениях для устранения диспропорций, сложившихся в прошлые годы. Частный капитал не сможет устранить их по определению. Он не может омертвлять такие средства на столь долгий срок при таких рисках. Таким образом, реформа, нацеленная на привлечение частного инвестора, бессмысленна изначально.
5. Что представляет из себя сокращение производства энергии на треть в стране, где население потребляет едва 20% энергии. Что будет закрыто? Каковы последствия? Значит, придётся господам либералам делать столь нелюбимый ими индикативный план развития народного хозяйства, который они так не любят делать. Им придётся отходить от тех программ, за которые их так только что хвалили МВФовцы. Что надо делать? Надо переходить к мобилизационной модели. Газовый кризис лишил либералов шансов раньше, чем кто либо ожидал. Какие отрасли и регионы мы зарежем и во что это выльется? Это уже планирование, индикативное, но планирование. Без него нельзя в мире огромных инвестиций, как бы кто не думал иначе.

Президент РФ Владимир Путин в феврале лично пообещал разобраться в скандальной ситуации с задолженностью компании «Энергострим». «Вы ждали, пока они наворуют миллиарды, а потом начали принимать решения. А нельзя это было раньше сделать? — раздраженно спросил президент главу МВД Владимира Колокольцева. — Там уже, по-моему, семь уголовных дел возбуждено, менеджмент где-то бегает, никак его поймать не могут!» «Энергострим» сейчас — одна из основных (но не единственная) причин критического положения с деньгами в энергетике. На 1 января 2013 года российские сбытовые компании накопили долгов перед генерацией на 58,3 млрд рублей и еще 9,5 млрд рублей задолжали сетям. Около 48 млрд рублей — «вклад» компаний группы «Энергострим» и Северного Кавказа, причем на Кавказе ситуация сложилась даже хуже, чем в регионах, где хозяйничал «Энергострим». Падение «Энергострима» Владимир Путин первый раз обратил внимание на «Энергострим» год назад на заседании на Саяно-Шушенской ГЭС. «Всего по сделкам о приобретении энергетических активов в адрес зарубежных офшоров по внешне легальным основаниям переведено свыше 25 миллиардов рублей. Речь идет о компании “Энергострим”», — сказал тогда президент. На тот момент группа «Энергострим» была одним из крупнейших частных сбытовых холдингов страны. Она контролировала 12% сбыта электроэнергии в России, ее компании были гарантирующими поставщиками (гарантирующий поставщик — предприятие, которое продает энергию всем обратившимся к нему, обычно это крупнейший продавец электроэнергии в регионе) в 16 регионах и получали совокупную выручку около 170 млрд рублей в год. Если оставить в стороне серые схемы вывода денег в офшоры, захват собственности и циничный обход норм российского законодательства — а всем этим «Энергострим» с удовольствием занимался, — то выяснится, что причина и быстрого роста группы, и ее падения в сверхагрессивной экспансии. Такая экспансия — дело затратное. Необходимых денег у учредителей «Энергострима» Юрия Желябовского и Андрея Шандалова не было, поэтому средства они брали у сбытовых компаний. Приход «Энергострима» в регион означал: сбыт, контролирующий 65–85% местного рынка электроэнергии, тут же направит все свои свободные деньги массе фирм-«присосок», оплачивая ненужные услуги или покупая активы по завышенным ценам. Когда собственные деньги заканчивались, сбыт брал займы у банков (те их охотно выдавали, видя выручку заемщика), а также увеличивал сроки платежей сетям и генерации. Полученные таким образом средства направлялись в офшоры, а оттуда шли на поглощение новых сбытов. При этом даже накопленная на сегодня задолженность в 47–48 млрд рублей для всей группы, учитывая масштабы ее деятельности, не была критичной. «Энегострим» мог бы ее обслуживать, реструктурируя займы, и при желании выбрался бы из долговой ямы. Однако тут возникли новые обстоятельства, которые и свалили выстроенную группой пирамиду. Во-первых, в 2011 году правительство подписало ряд постановлений, которые лишили сектор 100 млрд рублей доходов: маржинальность бизнеса энергосбытов резко снизилась. Во-вторых, прошлогодняя критика президента заставила банкиров пересмотреть политику выдачи кредитов сбытам «Энергострима». В-третьих, в группе разгорелся конфликт: Юрий Желябовский, возглавлявший «Энергострим», поссорился с другими мажоритарными акционерами — семьей Шандаловых. Все это произошло на фоне растущего интереса к деятельности компании со стороны правоохранителей и хронического конфликта с миноритарными акционерами сбытов. «Энергострим» зашатало. Банки начали закрывать кредитные лимиты. Весь 2012 год в авральном режиме компании «Энергострима» сокращали долги перед банками, так как именно оттуда могли прийти первые иски на банкротство. Но задолженность перед кредитными учреждениями гасилась за счет наращивания задолженности перед другими контрагентами: долги компаний «Энергострима» на оптовом рынке и перед сетями выросли кратно. Сети и генераторы забили тревогу.
Со статусом и без Минэнерго в 2012 году работало над тем, чтобы сократить срок лишения сбытовых компаний статуса гарантирующего поставщика с нескольких недель до одних суток. Лишение такого статуса означает, что компания перестает продавать энергию населению и получать за это деньги, то есть прекращает свою основную деятельность.
10 23 января 2013 года наблюдательный совет НП «Совет рынка» уже по новым правилам лишил статуса шесть компаний — «Брянскэнергосбыт», «Ивэнергосбыт», «Курскрегионэнергосбыт», «Омскэнергосбыт», «Орелэнергосбыт» и «Пензаэнергосбыт». Все шесть сбытов подконтрольны «Энергостриму». Месяц спустя статуса была лишена еще одна энергостримовская компания— «Тулэнергосбыт», а вместе с ней другой оскандалившийся сбыт — «Колэнергосбыт», руководство которого обвиняется в хищениях на миллиарды рублей. Основанием для лишения статуса гарантирующих поставщиков стало то, что каждая из организаций накопила задолженность перед поставщиками оптового рынка за два и более расчетных периода. Функции гарантирующих поставщиков в каждом из регионов взяли на себя региональные компании МРСК. Однако лишение статуса и перекладывание функций гарантирующего поставщика на другие структуры вовсе не конец истории, а всего лишь новая ее страница. «Первоначальный вариант выхода из сложившейся ситуации подразумевал, что на место компаний “Энергострима” придут генерирующие предприятия. Это логично. Именно генерации в основном задолжал “Энергострим”. У многих генкомпаний есть хороший опыт управления сбытами. Однако аппаратный вес сетей оказался мощнее. Они заняли освобождающуюся нишу», — рассказал «Эксперту» источник в отрасли. Придя на рынок сбыта, компании холдинга МРСК взяли на работу абсолютно весь персонал сбытов, в том числе проштрафившихся директоров и весь руководящий состав, с сохранением всех положенных тем преференций. Взяли, даже несмотря на то, что эти люди подозреваются в выводе миллиардов рублей из отрасли в пользу «Энергострима». Сети не смутило, что руководители сбытов уже довели гарантирующих поставщиков своих регионов до банкротства — как, к примеру, Николай Лясковец, возглавлявший «Омскэнергосбыт»: предприятие подало заявление о банкротстве, а его бывший гендиректор устроился на работу в МРСК Сибири. Представитель холдинга МРСК так прокомментировал этот парадокс: «Сбором средств на местах кто-то должен заниматься. При этом у лишенных статуса гарантирующих поставщиков была неплохая собираемость. Поэтому мы приняли весь персонал, по 500–800 человек в каждом из регионов. Этими людьми кто-то должен руководить. Для этого мы взяли на работу и их руководителей. Однако это совсем не освобождает руководство сбытовых компаний от уголовной ответственности за прежние деяния». Другой источник в отрасли объяснил странный шаг холдинга МРСК тем, что рынок сбора платежей для сетей нов. «Лишь менеджмент сбытовых компаний знает, кто, как и за что платит. Прием на работу всего топ-менеджмента сбытовых компаний, лишенных статуса гарантирующих поставщиков, — это сделка: мы вас берем на работу, вы нам передаете базу потребителей». Киловатт уходит в горы Нельзя сказать, что у сетей лишь отрицательный опыт управления гарантирующими поставщиками: неплохо все сложилось в Екатеринбурге и Псковской области. Но вот опыт Северного Кавказа абсолютно негативный. Энергетику региона можно охарактеризовать как огромный черный ящик, куда с одной стороны входит электроэнергия от генераторов, с другой — деньги от потребителей. Что происходит в самом ящике, никому не понятно. Видно лишь, что огромная часть электроэнергии и денег в ящике теряется. Проблема существует во всех регионах, где работает МРСК Северного Кавказа: в Дагестане, Ингушетии, Северной Осетии, Ставропольском крае, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Объемы потерь в сетях Северного Кавказа поражают: в Дагестане, например, в 2011 году «пропало» более 40% поставленной электроэнергии. Для сравнения: в целом по сетям всех уровней теряется до 10–12%. Огромные потери сетей на Северном Кавказе не раз вызывали недовольство федеральных властей. «Мы видим признаки некорректного поведения: здесь идет нарушение действующего законодательства... Сетевые компании должны заниматься деятельностью в рамках действующего законодательства, не совмещая ее со сбытом конечным потребителям», — еще в 2011 году говорил тогдашний вице-премьер РФ Игорь Сечин. А Владимир Путин в том же 2011 году провел разгромное совещание по электроэнергетике, обвинив топ-менеджеров МРСК в аффилированности с другими организациями, а сетевиков — в отмывании денег через серые схемы. Тогда в отставку ушел ряд высокопоставленных руководителей МРСК Северного Кавказа. Ситуация начала исправляться. Но не кардинально: сегодня в дагестанских сетях «теряется» каждый третий-четвертый поставленный туда киловатт. Другая проблема — собираемость платежей. Население и коммерческие структуры платят более или менее исправно. Значительная доля долгов местным энергетикам (до 85%) приходится на предприятия ЖКХ и территориальные сетевые организации, которые просто нельзя отключать от электроэнергии. Так, один из главных неплательщиков за электричество — водоканал в Ингушетии. Отключить его от электроэнергии невозможно — это значит оставить без воды и канализации целую республику. Можно подать на банкротство водоканала. Но на его месте появятся новое ООО или ФГУП, представляющие интересы водоканала, который по-прежнему будет копить долги перед энергетиками, дожидаясь банкротства. И ладно бы энергосистема Кавказа существовала изолированно. Несмотря на то что энергетика уже давно состоит из десятков региональных компаний, денежные потоки в ней до сих пор устроены так, что неплатежи южных республик расходятся по всей генерации страны. Происходит это потому, что поставка энергии на оптовый рынок и ее оплата генкомпаниям централизована и определяется оператором оптового рынка. Генераторы зачастую вешают эти долги на свой баланс как невозвратную дебиторскую задолженность и не могут ее списать, так как это вызывает вопросы у налоговиков. В целом накопленная задолженность республик Северного Кавказа перед энергетиками составляет около 25 млрд рублей, а главные пострадавшие от неплатежей южных республик — очень далекие от Северного Кавказа Газпромэнергохолдинг и «Росатом». Сегодня самые злостные должники на оптовом рынке электроэнергии — «Нурэнерго», Дагестанская энергосбытовая компания и «Севкавказэнерго». Однако их статуса гарантирующего поставщика никто лишать не хочет — потому что никто не хочет оказаться на их месте и, в свою очередь, столкнуться с чудовищными неплатежами.

Материал написан на основании данных экономического экспрта, работавшего 10-15 лет назад по проектам Правительства России Пайдиева Л. Его ЖЖ paidiev.livejournal.com
Другие ссылки на его материалы:
http://is.park.ru/doc.jsp?listno=2166595&listcd=44&listmd=78&listfile=pub&urn=2257532 http://expert.ru/expert/2013/10/kogo-postavyat-na-schetchik/?partner=23143


Ваше имя: [ Новый пользователь ]

Тема:


Комментарий:

Для вставки HTML кода используйте редактор


наберите код, который вы видите здесь
(сделано против роботов-спамеров):

Секретный код







Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.07 секунды
Рейтинг@Mail.ru