[17/02/2022] Развитие двухцелевых ТУК и УКХ для ОЯТ и ВАО
С.В.Комаров,
директор Департамента контейнерного
обращения с ОЯТ и ВАО; М.Е.Буду, ст. руководитель направления
Департамента контейнерного обращения с ОЯТ и ВАО; И.В.Гусаков-Станюкович, директор по ОЯТ и сбалансированному ЯТЦ,
«Техноснабэкспорт»
Актуальность развития
двухцелевых контейнеров для перевозки и длительного хранения ОЯТ возросла в
связи с планами «Росатома» по строительству энергоблоков за рубежом.
Строительство блоков с реакторами ВВЭР-1000 в Китае, Иране и Индии, а также
переход на топливо с повышенным начальным обогащением и большой глубиной
выгорания требуют разработки и организации производства новых контейнеров для
транспортирования ОЯТ ВВЭР-1000.
Создание контейнеров для перевозки радиоактивных веществ
велись в СССР с начала 1970-х гг. До 1987 г. НПО им. И.И.Ползунова провело расчеты
транспортного упаковочного комплекта ТУК-6 для 30 ОТВС ВВЭР-440 и ТУК-10 для
шести ОТВС ВВЭР-1000 с корпусом контейнера из углеродистой стали, ТУК-13В для
12 ОТВС ВВЭР-1000 с корпусом из низколегированной стали 06Н2М, а также
ТУК-13/1В для 12 ОТВС ВВЭР-1000 с корпусом контейнера из нержавеющей стали
12Х18Н10Т. ТУК-6, ТУК-10 и ТУК-13В выпускались заводом «Ждановтяжмаш»,
ТУК-13/1В – Ижорским заводом.
Эти контейнеры эксплуатируются и по настоящее
время. Их характеристики соответствовали мировому уровню. Но с начала 1990-х
гг. в России не было налажено серийное производство современных ТУК для ОТВС
реакторов типа ВВЭР-1000, не был разработан проект такого ТУК с учётом его
серийного изготовления на российских предприятиях из отечественных материалов
[В.Н.Фромзель ж. «Атомная стратегия» №117 август 2016 г.].
Существующий парк контейнеров для реакторов российских АЭС
соответствует нормам безопасности, которые действовали на момент их
изготовления, до введения новых требований к безопасности.
По мнению автора статьи «Атомку тормознут контейнеры», «в
стране следует наладить производство листового борированного алюминия, который
позволяет решать одновременно проблемы ядерной безопасности ТУК, обеспечивает
захват тепловых нейтронов и улучшает передачу тепла от ОТВС к внутренней
поверхности стенки корпуса контейнера; разработать материалы для создания
твёрдой нейтронной защиты и исследовать их свойства, т.к. теплопроводность этих
материалов мала по сравнению с теплопроводностью конструкционных материалов
(стали, чугуны)».
За последние годы подходы к обеспечению безопасности вывоза
ОЯТ со станций изменились, поскольку увеличились начальное обогащение 235U
(до 4,95%) и длина топливного столба, изменились режимы эксплуатации реакторов
(среднее выгорание топлива возросло до 68 ГВт∙сут/кгU), появилось требование
двух барьеров безопасности, запрещено использовать жидкую нейтронную защиту.
Появились новые реакторы ВВЭР-1200 и ВВЭР-ТОИ. Перед ГК «Росатом» встала задача
создания ТУКов нового поколения, удовлетворяющих современным требованиям
МАГАТЭ.
Для успешного разрешения этой проблемы Госкорпорацией
«Росатом» были предприняты следующие шаги.
В 2018 г. было определено
базовое решение для обращения с ОТВС на АЭС «Аккую», «Руппур», Нововоронежской
АЭС-2, Ленинградской АЭС-2, Белорусской АЭС: для транспортирования ОТВС АЭС с
РУ ВВЭР-1000/1200 будут использоваться ТУК-137Т.
В 2019 г.
принято решение о внедрении ТУК-137Т на все блоки АЭС с РУ ВВЭР-1200/1300,
сооружаемые в Российской Федерации и за рубежом по проектам АО
«Атомэнергопроект» и АО «Атомпроект».
АО «Техснабэкспорт» было назначено рыночным интегратором
компонента «Системы длительного хранения ОЯТ/ВАО» продуктового направления
«Сбалансированный ЯТЦ». ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» назначен технологическим
интегратором по ТУК для ОЯТ/ВАО. Решено изготовить головной ТУК-137Т.Р и
провести «холодные» технологические испытания с последующим принятием решения
об изготовлении серийной партии.
В 2020 г.
утверждена Комплексная программа обеспечения транспортными и двухцелевыми
упаковочными комплектами эксплуатирующихся и строящихся российских и зарубежных
АЭС на 2020-2025 гг. и на период до 2035 г. Утверждено техническое задание и чертеж
общего вида ТУК-137Т.Р.
В 2021 г.
утверждены дорожные карты по внедрению ТУК 137Т-серии в проекты: АЭС «Пакш-2»,
АЭС «Аккую», Белорусская АЭС, АЭС «Эль-Дабаа».
Технологическим интегратором по системам длительного
хранения и последующей транспортировки ОЯТ и ВАО (УКХ-ПВ) назначено АО «ОКБМ
Африкантов».
«Сбалансированный ЯТЦ». Система обращения с ОЯТ исходя из
требований Заказчиков
В 2020 г. в «Росатоме» стартовал проект
«Сбалансированный ЯТЦ». В рамках проекта планируется разработать
технологии выделения отдельных фракций на стадии переработки ОЯТ (рис.1).
Рис.1. Сбалансированный ЯТЦ
Фракция короткоживущих продуктов деления (цезий, стронций)
может быть направлена на захоронение в могильник РАО с относительно
коротким временем потенциальной опасности. Элементы фракций редкоземельных
и благородных продуктов деления после очистки от радиоактивных
изотопов могут быть использованы в промышленности. Развитие технологий
фракционирования при переработке ОЯТ открывает перспективы использования
извлеченных из ОЯТ продуктов, способствует снижению объемов
и радиотоксичности образующихся РАО. Время, за которое захораниваемые
отходы достигают той же потенциальной биологической опасности, что
и уран, извлекаемый из недр, — это время достижения радиационной
эквивалентности.
Включение АЭС с реакторами на тепловых нейтронах в двухкомпонентную
систему с замкнутым ядерным топливным циклом организует систему
Сбалансированного ЯТЦ. Это продуктовое предложение адресовано клиентам, имеющим
проблемы с отработавшим ядерным топливом (рис.2).
Рис.2. Система обращения с ОЯТ исходя из требований
Заказчиков
Проект Сбалансированного ЯТЦ предполагает рецикл ядерных
материалов и отсутствие радиоактивных отходов, требующих глубинного
геологического захоронения. Конфигурация системы обращения с ОЯТ/ВАО может быть
адаптирована под потребности конкретного зарубежного заказчика. Для
соответствия ключевым требованиям заказчиков «Росатом» предлагает два
варианта: хранение на основе многофункционального СКХОЯТ на предприятии
заказчика и переработку ОЯТ. Этап длительного контейнерного хранения –
необходимый технологический передел при обращении с ОЯТ/ВАО зарубежных АЭС.
При варианте многофункционального сухого контейнерного
хранилища (рис.2 а)
отработавшее ядерное топливо выгружается из бассейна
выдержки АЭС в транспортно-перегрузочный ТУК (ТП-ТУК) и перевозится в СКХОЯТ,
где перегружается в упаковочный комплект хранения повышенной вместимости (УКХ
ПВ). После длительного хранения (до 60 лет) в УКХ ПВ ОЯТ транспортируется в
Россию на переработку.
Для переработки ОЯТ нейтронная
защита упаковочного комплекта хранения демонтируется, чехол заменяется на
предназначенный для перевозки и хранения ВАО.
ВАО (короткоживущая фракция) остекловываются, временно
хранятся в России, затем возвращаются заказчику. После
переработки ОЯТ регенерированный уран и плутоний поступают на производство УПТ,
возвращаются в ЯТЦ России или на АЭС Заказчика.
ВАО (короткоживущая фракция) в УКХ ПВ хранятся до момента
снижения активности до уровня САО для обеспечения возможности захоронения в
ПЗРО. Долгоживущая фракция ВАО после фракционирования используется в
производстве топлива для российских реакторов на быстрых нейтронах.
Создание реакторов на быстрых
нейтронах позволит решить вопрос с утилизацией высокоактивных долгоживущих РАО
путем их сжигания в быстрых реакторах. Короткоживущие ВАО достигают
радиационной эквивалентности с природным ураном менее чем за 300 лет, а
радиологической эквивалентности - за 100 лет. Регенерированный уран
возвращается клиентам в виде нового топлива, снижая потребление природного
урана. Выделенный плутоний может рециклироваться многократно, снижая расход
природного урана.
Новая технологическая платформа с БН и технологиями
замкнутого ЯТЦ позволяет включить зарубежные легководные реакторы в глобальную
двухкомпонентную ядерную энергосистему без ограничений по сырьевой базе, без
накопления ОЯТ и долгоживущих РАО. Включение традиционных АЭС с реакторами на
тепловых нейтронах в одну производственно-технологическую цепочку с реакторными
технологиями на быстрых нейтронах позволяет проектировать новые подходы в
организации сбалансированного ядерного топливного цикла, в перспективе -
практически замкнутого. А также создавать новые виды топлива - МОКС, РЕМИКС,
СНУП, новые способы производства и обращения с ним.
Многофункциональное СКХОЯТ
на основе двухцелевых ТУК
Создание в стране размещения
АЭС базовой инфраструктуры по обращению с ОЯТ (многоцелевого СКХОЯТ с
возможностью перехода на длительное хранение ВАО от переработки ОЯТ в УКХ ПВ)
является необходимым условием
для реализации услуг по переработке ОЯТ АЭС в РФ.
Многофункциональное СКХОЯТ обеспечивает:
- совместимость-интеграцию с
имеющимся и проектируемым оборудованием и системами АЭС;
- вариативность для решения
задач заказчиков с учетом их специфики;
- многофункциональность –
хранение ОЯТ и ВАО, образовавшихся в результате переработки ОЯТ;
- возможность увеличения размеров и вместимости
используемого в СКХОЯТ упаковочного комплекта хранения независимо от параметров
реакторного здания АЭС;
- возможность загрузки ОТВС
партиями в УКХ повышенной вместимости;
- возможность использовать
кредит выгорания и производить иные контрольные и технологические операции с
ОТВС;
- снижение удельных затрат на
обращение с ОЯТ в расчете на единицу ОТВС.
Новые двухцелевые ТУК и
УКХ
Отдельным этапом создания
системы длительного хранения ОЯТ/ВАО является изготовление и технологические
испытания головного образца ТУК-137Т.Р для перевозки ОТВС ВВЭР-1200.
ТУК-137Т разработан на основании федеральной целевой программы, с учетом
необходимости замены контейнерного парка для реакторов ВВЭР-1000.
На рис.3 представлены
конструкции ТУК для транспортирования и хранения ОЯТ.
Рис.3. Конструкции ТУК для
транспортирования и хранения ОЯТ
Транспортно-перегрузочные
ТУК HI-STAR 180 HOLTEC и ТУК-137 имеют схожие конструкции корпуса в виде
сэндвича с обечайками из нержавеющей стали. Но в ТУК Hi-STAR нейтронная защита
помещена внутрь корпуса.
В ТУК-141/ CASTOR и УХК ПВ
цельнолитой корпус выполнен из ВЧШГ. Отсутствие в УКХ ПВ глубокого сверления и
механической обработки крупного слитка, позволяет уменьшить толщину стенки
отливки.
УКХ HI-STORM +
MPC HOLTEC и УХК ПВ объединяет схожесть технических политик: конструкция –
«трансформер» оптимизирована к длительному хранению. Но в отличие от
цельнолитого «стакана» из ВЧШГ УКХ ПВ УКХ HI-STORM представляет собой «пирог»
из бетона + тонкостенной нержавеющей стали.
Конструкция ТУК-137Т имеет уменьшенные габариты, и при
этом увеличенную вместимость — 18 ОТВС. Контейнер выполнен в рамках
продуктовой линейки и разработан на одной платформе с ТУК-109Т и ТУК-137Д.
Все контейнеры линейки ТУК-137 являются транспортными
упаковочными комплектами нового поколения и отвечают современным требованиям
МАГАТЭ по безопасности.
ТУК нового поколения для ВВЭР-1200
требуется из-за более глубокой степени выгорания уранового топлива, ТВС
проводит в активной зоне реактора больше времени, накапливая большее количество
высокорадиоактивных осколков деления. Немецкие компании освоили выпуск ТУК из
высокопрочного чугуна с шарообразным графитом (ВЧШГ). ВЧШГ дешевле стальных
сплавов, отливка не требует сварных работ. Срок
службы ТУКа – не менее 60 лет, максимальное время хранения ТВС внутри ТУКа – 9
лет, вместимость – не менее 18 ТВС (при этом габариты должны позволять ж/д
транспортировку), суммарное энерговыделение внутри ТУКа – до 40 кВт и
температурный диапазон использования от -61 до +52оС.
Ключевым
критерием конкурентоспособности по обращению с ОЯТ/ВАО в Сбалансированном ЯТЦ
является снижение класса опасности ВАО и кратное сокращение упаковок (УКХ). Для
2-х блочная АЭС с РУ ВВЭР-1200 в течение 60 лет эксплуатации образуется ~ 6 000
ОТВС, для которых потребуется ~ 340 ТУК на базе 2-х целевого ТУК вместимостью
18 ОТВС или < 200 УКХ на базе УКХ ПВ вместимостью 31 ОТВС. И от 30 до 60 УКХ
ПВ с КФ ВАО при переработке ОЯТ с фракционированием, с применения/не
применением УПТ. Захоронение в приповерхностном или среднеглубинном ПЗРО ~ 1 100 куб. метров
с упаковкой (УКХ ПВ) с применением УПТ. В
первоначальном варианте захоронения в глубокой геологической формации
потребовалось бы ~ 1 200 куб. метров без упаковки или ~ 7 000 куб. метров
с упаковкой.
Транспортно-перегрузочный
ТУК-137Т
На рис.4
представлен унифицированный транспортно-перегрузочный ТУК (ТП-ТУК) для ОЯТ на
базе семейства ТУК-137Т. Данный контейнер предназначается для:
-
выгрузки ОЯТ из бассейна выдержки АЭС;
-
временного хранения ОЯТ до перегрузки в УКХ-ПВ;
-
многократных перевозок;
-
транспортирования ОЯТ на перерабатывающее предприятие (если не предполагается
долговременное хранение);
- перевода
на долговременное хранение (заварка) – опция для заказчика.
Семейство
контейнеров ТУК-137T представляет собой многослойную конструкцию корпуса в
обечайке из нержавеющей стали вместимостью 18 ОТВС ВВЭР-1000/1200/1300.
Максимальный
размер контейнера (Ø2540 мм) ограничен параметрами ТТС энергоблока ВВЭР.
Максимальная масса загруженного ТУК - 117 т. Изготовливаются конейнеры в РФ без
применения импортных комплектующих. По требованиям иностранных заказчиков
возможна локализации производства. Внедрение семейства ТУК-137Т позволит
обеспечить:
-
регулярный вывоз ОТВС ВВЭР-1200 с российских АЭС в ТУК-137Т.Р;
-
лицензирование и проведение ПНР строящихся за рубежом АЭС;
- решение
задач по обеспечению длительного хранения ОТВС на площадке АЭС для ряда
заказчиков (опция).
Рис.4.
ТУК-137T
Рис.5.
Семейство транспортно- перегрузочных ТУК для ОЯТ российских АЭС
ТУК-109Т используется для перевозок ОЯТ реакторов
РБМК-1000. Выполнены натурные испытания (падение с высоты 9 м и падение с высоты 1 м на штырь) в соответствии с
правилами МАГАТЭ (SSR-6).
Для ТУК-137Д, предназначенных для ОТВС РУ ВВЭР-1000/1200
(загрузка 20-ти «горячих» ОТВС) выполнены «горячие» испытания.
Головной ТУК-137Т.А1 (ВВЭР-1200) будет использоваться для
долговременного сухого хранения ОТВС – до 60 лет. Способ герметизации при
долговременном хранении – сварка. Инертная среда – азот.
ТУК-137T.Р; ТУК-137T.E (ВВЭР-1200/1300) внедряется на все
проектируемые, эксплуатирующиеся и строящиеся АЭС с РУ ВВЭР-1200/1300 в
России и за рубежом.
Статус
внедрения ТУК-137Т на АЭС с РУ ВВЭР-1200/1300
Принято
решение по внедрению семейства ТУК-137Т для России (ТУК-137Т.Р перевозка),
Белоруссии (перевозка, с 2023
г. - двухцелевое применение), Турции (ТУК-137Т.А1 -
двухцелевое применение), Бангладеш, Узбекистана и последующих проектов
(ТУК-137Т.Е - двухцелевое применение). Характеристики модификаций ТУКов
приведены в табл.1.
Контейнеры семейства ТУК-137Т внедряются также при
исполнении иностранных заказов из Венгрии, Египта, Финляндии, Индии. В случае
заказов из Венгрии и Египта речь идет о двухцелевом
применении ТУК. Для Финляндии и Индии - ТУК-137Т предназначается для
внутриобъектовой перевозки. Характеристики модификаций ТУКов для иностранных
заказчиков см. в табл.1.
Табл.1. Внедрение ТУК-137Т на АЭС с РУ ВВЭР-1200/1300
Новые УКХ повышенной вместимости для ОЯТ и ВАО
Для долговременного хранения ОТВС, снижения
стоимости хранения топлива в СКХОЯТ требуются новые УКХ повышенной вместимости,
применение которых повысит также эффективность перевозок ОЯТ в
Россию на переработку и возврат остеклованных КФ ВАО заказчику на
долговременное хранение.
Вместимость новых УКХ ПВ будет составлять 30-32 ОТВС
ВВЭР-1000/1200/1300 или 5,5-6,5 м3 ВАО. При этом максимальный размер
контейнера (Ø2950 мм) ограничивается пределами для ж/д перевозки. Максимальная
масса загруженного УКХ не должна превышать 160 т. Суммарное остаточное
тепловыделение ОЯТ в пределах 45 кВт.
В качестве базовых конструктивных решений УКХ ПВ приняты
следующие:
- корпус из высокопрочного чугуна с шаровидным
графитом из чугуна доменной и электродуговой плавки с минимальной механической
обработкой;
- чехол/корзина из борсодержащего сплава на
основе алюминия и технологии производства деформированных полуфабрикатов из
него;
- внутреннее покрытие представляет собой комбинированное
антикоррозийное газотермическое покрытие, антикоррозийная наплавка;
- в качестве нейтронной защиты рассматриваются варианты:
гидрид титана, Силбор-5, полипропилен (определяется на стадии ТП);
- теплоотвод осуществляется за счет съёмных навесных
радиаторов и магнитокалориметрического покрытия для купирования остаточного
тепловыделения ОЯТ/ВАО;
- при перевозке используются групповые транспортные
защитно-демпфирующие кожухи (ЗДК).
В техническом задании на УКХ ПВ оговариваются два барьера
герметизации, учет старения (SSR-6 Ред.1 2018). Условия трансформации
конструкции предполагают:
- съемные транспортные демпферы/ЗДК;
- выемные
части: чехлы для разного рад. содержимого;
-
дополнительные элементы для хранения:
- навесные радиаторы для теплосъема;
- защитные элементы для снижения нагрузок максимальных
внешних воздействий.
- съемную
биологическую защиту при обращении с ВАО.
В качестве возможных допущений обоснования ЯБ выступают:
- кредит
выгорания ОТВС;
-
отсутствие воды во внутренних объемах.
Срок службы
для ОТВС > 60 лет, для ВАО > 360 лет.
УКХ ПВ предназначается для неповрежденных ОТВС, герметичных
пеналов с ДОТВС, первичных упаковок с КФ-ВАО.
Жизненный цикл УКХ ПВ
Жизненный цикл УКХ ПВ представляет собой цепочку
технологических переделов от загрузки ОТВС до размещения его на длительное
хранение в СКХОЯТ.
На этапе загрузки ОТВС из
транспортно-перегрузочного ТУК с использованием перегрузочного устройства или в
защитной камере ХОЯТ производится частичная загрузка ОТВС и подготовка к
длительному хранению.
Для длительного хранения ОТВС (до 60 лет) производится установка дополнительных элементов для
хранения; осуществляется мониторинг параметров УКХ ПВ; управление старением;
его техническое обслуживание; обеспечивается возможность извлечения содержимого.
Перед транспортированием ТУК ПВ с ОТВС после длительного
хранения на предприятие ЯТЦ производится
оценка изменений конструкции и нормативных требований перед вывозом.
Устанавливаются транспортные демпферы/групповые ЗДК.
Мультимодальная перевозка (авто, морской и ж.д. транспорт)
осуществляется на универсальной раме.
На предприятии ЯТЦ производится
разгрузка ОТВС, извлечение чехла для ОТВС; техническое обслуживание и продление
ресурса; осуществляется демонтаж биологической защиты; проводится установка чехла
для КФ-ВАО; загрузка пеналов с КФ-ВАО. Далее обеспечивается
технологическое хранение/выдержка (до 60 лет).
Для транспортирования УКХ ПВ с КФ ВАО в СКХОЯТ устанавливаются транспортные демпферы/ЗДК. Мультимодальная
перевозка (авто, морской и ж.д. транспорт) осуществляется на универсальной
раме.
Для длительного хранения УКХ ПВ с КФ ВАО в СКХОЯТ производится установка дополнительных элементов для
хранения. Обеспечиваются мониторинг параметров УКХ ПВ; управление старением;
техническое обслуживание; возможность извлечения содержимого.
Инженерные вызовы
Для обеспечения конкурентоспособности Сбалансированного ЯТЦ
новые упаковки должны быть эффективнее существовавших ранее. Необходимость
снижения затрат транспортно-логистических операций и сокращения количества
упаковок на этапе технологической выдержки (для снижения остаточного
тепловыделения и среднеглубинного захоронения) требует значительного
повышения вместимости ТУК/УКХ.
По вместимости по ОТВС и тепловой мощности на упаковку/ОТВС
ТУК-137Т.Е (/.Р) должен более чем в 1,5 раза превосходить ТК-13. А УКХ ПВ - в 3
и 1,5 раза превосходить ТУК-140 и ТУК-109Т по вместимости по ВАО и массе
загруженной упаковки, соответственно (табл.2).
Табл.2. Требования к
эффективной упаковке для обеспечения конкурентоспособности Сбалансированного
ЯТЦ
Повышение вместимости до 18 ОТВС/ТП-ТУК и 30-32 ОТВС/УКХ-ПВ
с учетом повышенных параметров ОЯТ (68 ГВт*д/тU; 2 кВт/ОТВС; 4,5 года
выдержки), обеспечение конкурентоспособности за счет уменьшения цены на единицу
ОТВС ниже уровня рынка, импортозамещение (материалы корпуса, чехла, n-защиты;
уплотнения), подтверждение теплофизических характеристик (максимальное
тепловыделение, температура на поверхности ОТВС и ТУК), учет старения
материалов, обоснование целостности ОТВС при длительном сухом хранении,
перевозке после хранения, устойчивость к внешним воздействиям, обоснование
длительного хранения – вот далеко не полный перечень инженерных вызовов,
стоящих перед специалистами при создании новых ТП-ТУК и УКХ-ПВ.
Таким образом, перед отраслью стоят задачи создания новых
ТУК, отвечающих требованиям современных проектов АЭС с РУ ВВЭР 1000/1200:
- разработка
унифицированного двухцелевого ТУК-137Т.Е для использования в проектах АЭС
ВВЭР-1200 и последующих на базе ТУК-137Т.А1 (для АЭС «Аккую»). Объемы и сроки
поставки ТУК-137Т.Е будут определяться контрактами с инозаказчиками, в общих
случаях планируется стартовая поставка 16 единиц ТУК для двухблочной АЭС для
обеспечения формирования транспортной (судовой) партии;
- разработка УКХ повышенной вместимости для длительного
хранения и разового транспортирования ОЯТ/ВАО. Потенциальный объем поставок до
200 единиц на двухблочную АЭС;
- разработка ТУК для обеспечения неотложного вывоза
нетиповых, некондиционных, дефектных и негерметичных ОТВС с АЭС РУ ВВЭР-1000/1200/1300,
включая поставки на послереакторные исследования.
- создание стенда на ФГУП «ГХК» для референтного
длительного хранения ОТВС/ВАО в ТУК/УКХ с отработкой технологический операций.
Выводы
В последние 5 лет приняты отраслевые решения и выполнены
мероприятия, направленные на решение задач по созданию отечественных
контейнерных решений по обращению с ОЯТ и ВАО в единой технической политике.
Осуществляется последовательное внедрение ТУК, изготавливаемых в РФ, в проекты
АЭС с РУ ВВЭР-1200/1300.
Сложность технических проблем разработки двухцелевых ТУК
требует выполнение ряда НИОКР (обоснование целостности ОТВС при длительном
хранении, управление старением и обоснование устойчивости к внешним
воздействиям, новые материалы, способы герметизации и т.д.).
Обеспечение конкурентоспособности предложений ГК «Росатом»
по обращению с ОЯТ зарубежных АЭС в рамках Сбалансированного ЯТЦ может быть
реализовано путем создания УКХ повышенной вместимости для хранения и разового
транспортирования ОЯТ и КФ-ВАО с параметрами не хуже зарубежных аналогов.
Материал подготовлен Девятовой Т.А. на базе доклада
«Развитие двухцелевых ТУК и УКХ для ОЯТ и ВАО. Отраслевые решения, технические
вопросы по внедрению новых ТУК в проекты АЭС ВВЭР» на XV Международном ядерном
форуме «Безопасность ядерных технологий: транспортирование радиоактивных
материалов» (Санкт-Петербург, октябрь 2021 г.)
|