[13/01/2021] Отойти от пропасти
Эксперты из США и РФ Уильям Поттер и Антон Хлопков о перспективах ядерного сотрудничества двух стран при
Джо Байдене
Мир входит в новый
год в ожидании смены администрации в США. В связи с этим есть соблазн
предположить, что движение российско-американских отношений по нисходящей
траектории может быть замедлено или даже обращено вспять.
Необходимость в
изменении этой траектории нигде не является столь острой, как в сфере контроля
над ядерными вооружениями, где уже практически ничего не осталось от некогда
устойчивой системы, включающей официальные соглашения, постоянные консультации
и неформальную взаимную координацию политики. Ситуация, которую мы наблюдаем
сегодня, вероятно, является худшей с момента создания режима ядерного
нераспространения, у истоков которого более 50 лет назад стояли Москва и
Вашингтон.
В
интервью телеканалу CNN в начале января 2021 года
Джейк Салливан, будущий советник нового президента США по национальной
безопасности, заявил, что он «твердо верит, что Соединенные Штаты и Россия
могут действовать в своих национальных интересах с тем, чтобы добиться
прогресса в вопросах контроля над вооружениями и стратегической стабильности».
Он также отметил, что Вашингтон и Москва сотрудничали по проблематике контроля
над вооружениями и ядерного нераспространения даже в разгар холодной войны.
Выступая ранее, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, в свою
очередь, подчеркнул особую важность диалога между Россией и США для укрепления
режима нераспространения оружия массового уничтожения (ОМУ). Он отметил, что
«именно наши два государства стояли у истоков создания общих рамок
многостороннего сотрудничества в целях противодействия попаданию ОМУ в руки
негосударственных субъектов и борьбы с актами ядерного терроризма».
Принимая во внимание
исторический опыт российско-американского сотрудничества в области
нераспространения, чем же можно объяснить нашу неспособность сегодня принимать
эффективные меры для реагирования на угрозу самому нашему существованию,
которую представляет распространение и применение ядерного оружия? Неужели
забытыми оказались предыдущие кризисы, такие как Карибский, когда мир оказался
на краю пропасти? Неужели мы отказываемся признавать наличие общих интересов и
общей ответственности за предотвращение ядерной катастрофы? Способны ли мы
обрести вновь утраченную привычку сотрудничества в интересах недопущения
приобретения ядерного оружия новыми государствами и негосударственными
игроками?
На эти вопросы нет простых ответов, так как необходимо принимать
во внимание множество самых разных факторов, в том числе роль персоналий,
внутриполитические процессы, излишнюю уверенность в возможности решить любую
проблему с помощью новых технологий, а также неоправданную веру в то, что нам и
дальше будет сопутствовать везение.
Но с уверенностью
можно утверждать, что существует срочная необходимость для России и США
по-новому оценить характер и масштабы их общих интересов в том, что касается
современных ядерных вызовов.
Каким образом эти
задачи могут быть реализованы двумя странами на практике с приходом в США
администрации Джо Байдена и как может быть выстроен необходимый для этого
диалог по ядерной проблематике?
Хорошим первым шагом стало бы проведение обеими сторонами,
идеально — на официальном уровне, параллельных оценок стоящих перед ними угроз
в ядерной сфере. Это помогло бы внести ясность относительно списка
первостепенных ядерных угроз и приоритетных стратегий в области контроля над
вооружениями и нераспространения в представлении США и РФ. Подобная работа
также помогла бы понять, насколько можно говорить о совпадении предполагаемых
угроз и общности интересов стран в связи с этим. В дополнение к этому
сравнительная оценка ядерных угроз может помочь выявить области, где усилия
двух стран могут быть объединены относительно легко, равно как и сферы, где
различия в оценках делают сотрудничество труднодостижимым.
Если реализация такой задачи на официальном уровне окажется
делом слишком сложным, то было бы полезно подготовить подобное совместное
исследование с участием Российской академии наук и Национальной академии наук
США.
Еще один
альтернативный вариант — проведение двух параллельных исследований силами
российских и американских научно-исследовательских и аналитических организаций.
С точки зрения
структурирования диалога очень полезным шагом стал бы возврат к некогда
рутинной, но давно забытой практике проведения каждые полгода встреч на уровне
заместителя министра иностранных дел РФ и заместителя (или старшего
заместителя) госсекретаря США для обсуждения вопросов ядерного
нераспространения, представляющих интерес для каждой из сторон. Такие встречи
позволяют обмениваться информацией о существующих озабоченностях в области
нераспространения, а также укрепляют контакты и личные связи между российскими
и американскими официальными лицами, что содействует снижению риска ложного
восприятия заявлений и действий друг друга. Более регулярные контакты также
являются важным инструментом укрепления доверия, восстановления взаимного
уважения и повышения эмпатии. Этих элементов остро не хватает современным
российско-американским отношениям как в ядерной, так и в других областях.
Помимо
активизации контактов между МИД России и Государственным департаментом США,
необходимо инициировать регулярные рабочие встречи по вопросам ядерной проблематики
между высокопоставленными представителями министерств обороны двух стран и
профильных организаций, курирующих работу ядерно-энергетического комплекса, о
чем мы уже писали
в “Ъ” в 2018 году. Необходимость в таких регулярных контактах к
сегодняшнему дню стала еще более насущной.
Также целесообразно возродить, возможно в новом формате и с
пересмотренной сферой охвата, рабочие группы по вопросам контроля над
вооружениями, ядерной энергетике и ядерной безопасности, которые создавались в
рамках двухсторонней российско-американской президентской комиссии.
Деятельность этих групп была приостановлена в 2014 году, однако этот формат
хорошо знаком как официальным лицам в Москве, так и представителям команды Джо
Байдена.
Помимо этого,
существует множество многосторонних площадок, где Россия и США ранее часто
продуктивно взаимодействовали по вопросам ядерной проблематики, даже если их
интересы и приоритетные стратегии не всегда совпадали.
К числу таких площадок
относится Международное агентство по атомной энергии, Группа ядерных
поставщиков, Первый комитет Генеральной Ассамблеи ООН (занимающийся вопросами
разоружения), а также проводимая каждые пять лет Обзорная конференция по
рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Все
они продолжают функционировать, но в последние годы сотрудничество там почти не
ведется, а двухсторонние контакты зачастую носят недипломатичный и
контрпродуктивный характер.
Нереалистично ожидать, что приход новой администрации в США сам
по себе снимет все препятствия для российско-американского сотрудничества в
сфере контроля над вооружениями и нераспространения. Клубок проблем в
двухсторонних отношениях не может быть распутан в мгновение ока, а груз взаимного
недоверия слишком велик для быстрого изменения сложившейся ситуации. Однако
имеются возможности для того, чтобы уже в начале 2021 года изменить современный
подход к двухстороннему взаимодействию в ядерной сфере — «око за око, зуб за
зуб» — на более продуктивный подход «шаг за шагом», когда одно совместное
действие будет создавать более благоприятную атмосферу для новых конструктивных
усилий.
Первая такая возможность открывается в связи с приближающейся
датой истечения действия Договора о мерах по дальнейшему сокращению и
ограничению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ) — 5 февраля 2021
года, что требует срочных мер в Вашингтоне и Москве для продления Договора.
У администрации Байдена также будет узкое «окно» возможности для
возвращения в Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) по урегулированию
ситуации вокруг иранской ядерной программы до того, как «иранская ядерная
сделка» может стать заложником президентских выборов в Исламской Республике,
запланированных на середину июня 2021 года.
Вашингтон и Москва
играли ключевую роль в выработке договоренности и должны быть в равной степени
заинтересованы в восстановлении ее действенности.
Еще одна возможность
для совместных конструктивных усилий в наступившем году — 10-я Обзорная
конференция по ДНЯО, запланированная на август в Нью-Йорке. Наши страны
являются главными архитекторами ДНЯО, и активное сотрудничество в рамках
Обзорной конференции наглядно продемонстрирует, что, несмотря на разное видение
современного миропорядка, и Россия, и США остаются приверженными целям ДНЯО в
области ядерного нераспространения, разоружения и мирного использования атомной
энергии.
Уильям Поттер — директор Центра
исследований в области нераспространения имени Джеймса Мартина; занимает
должность профессора в области исследований проблем нераспространения,
учрежденную Сэмом Нанном и Ричардом Лугаром, Миддлберийского института
международных исследований в Монтерее (США). Соредактор книги «Партнеры
однажды, партнеры в будущем: Россия, США и ядерное нераспространение».
Антон Хлопков — директор Центра энергетики и
безопасности (ЦЭБ); председатель Московской конференции по нераспространению.
Соавтор книги «Проблемы ядерного нераспространения в российско-американских
отношениях: история, возможности и перспективы дальнейшего взаимодействия».
«Коммерсант», 13.01.2021
|