proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Авторские права
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[16/10/2020]     Обновленные в сторону послабления

Л.Г. Цой, инженер-кораблестроитель, д.т.н., профессор, Санкт-Петербург

17 января 2013 г. Минтранс России издал Приказ № 7 «Об утверждении Правил плавания в акватории Северного морского пути» взамен советских Правил плавания по СМП, принятых в 1990 г. Принципиальное отличие новых Правил от прежних заключается в допуске на Севморпуть, помимо судов арктических категорий, судов с неарктическими категориями ледовых усилений (Ice1 – Ice3), а также судов, не имеющих ледовых усилений вовсе. Новыми Правилами, кроме того, не предусматривается обязательная ледокольная проводка судов на трассах СМП.



Ознакомление с содержанием Правил 2013 г. и критериями допуска судов к плаванию в акватории СМП выявило ряд серьезных нареканий заинтересованных морских организаций и специалистов, свидетельствующих о недостаточной проработке Правил и необходимости их дальнейшего совершенствования [Л.Г. Цой «О новых Правилах плавания в акватории СМП и критериях допуска судов», ж. «Морской флот» № 2, 2014]. В частности, в Правилах отсутствует информация об эквивалентности ледовых классов различных классификационных обществ, что не позволяет идентифицировать зарубежные ледовые классы по отношению к российским классам, применительно к которым в Правилах регламентируется допуск судов к плаванию в акватории СМП. Необходимо дополнить Правила таблицами примерного соответствия различных ледовых классов, приводимых в Рекомендациях ХЕЛКОМ 25/7 по безопасности зимнего плавания в Балтийском море, а также разработанными МАКО таблицами применительно к судам полярного плавания в процессе подготовки проекта Международного Полярного кодекса ИМО.

Многолетний российский опыт эксплуатации флота в Арктике показал целесообразность использования на судах ледовых паспортов / сертификатов, разработанных и внедренных в 1960-х гг. ААНИИ, представляющих собой рекомендации по ледовой безопасности судна, регламентирующие скорости безопасного движения во льдах различной толщины и сплоченности. Это дало основание рекомендовать Российскому морскому регистру судоходства (РМРС), а затем и ИМО в Полярном кодексе включить в Наставление по эксплуатации судна в полярных водах (НЭПВ) информацию по безопасным скоростям движения во льдах по аналогии с применяемым на российских судах ледовым паспортам. На рис. 1 приведен пример характерной зависимости допустимой скорости движения судна в канале за ледоколом от условий проводки и толщины льда.

Рис. 1. Диаграмма определения допустимой скорости проводки судна в зависимости от толщины льда

Это дает возможность капитану ледокола, осуществляющего проводку судна, снабженного ледовым паспортом, уверенно взаимодействовать с судном, зная наперед, какие следует поддерживать дистанцию и скорости во время проводки, обеспечивающие безопасность движения в различных ледовых условиях. В свою очередь, капитан находящегося под проводкой ледокола судна имеет возможность контролировать заданные капитаном ледокола режимы осуществляемой проводки.

Недостатком новых Правил также следует считать отсутствие в перечне критериев допуска судна к плаванию в акватории Севморпути требования к ледовой ходкости судна. Регламентируется только ледовая прочность – категория ледовых усилений. Вместе с тем допуск судов к эксплуатации во льдах должен осуществляться не только в зависимости от категории ледовых усилений РМРС, но также и от возможности судна успешно осуществлять плавание в конкретных ледовых условиях, характеризующихся допустимой толщиной, сплоченностью и формой льда на пути следования. Поскольку ходкость судна во льдах зависит не только от мощности пропульсивной установки, но и от формы обводов корпуса, его размерений, характеристик движительного комплекса, состояния наружной обшивки корпуса и др., в качестве обобщенного критерия ледовой ходкости судна при решении вопроса о его допуске к плаванию в акватории Севморпути целесообразно использовать предельную толщину ровного сплошного льда, преодолеваемого судном непрерывным ходом с минимальной устойчивой скоростью около 2-х узлов, характеризующей его ледопроходимость. На рис. 2 представлена структурная схема факторов, определяющих ледопроходимость судна.

Рис. 2. Основные факторы, от которых зависит ледопроходимость судна

Необходимый уровень ледопроходимости судна должен регламентироваться в зависимости от его ледового класса. Выполненные исследования позволяют установить минимально допустимые численные значения ледопроходимости для судов каждого класса, которые предлагается назначать из условия возможности вывода (высвобождения) судна ледоколом, если первое окажется в не соответствующей его классу более тяжелой на один разряд ледовой обстановке и не сможет двигаться самостоятельно. В этих запредельных для данного класса условиях судно должно иметь достаточную ледопроходимость, чтобы устойчиво двигаться в канале за ледоколом и, таким образом, избежать ледового плена. В табл. 1 представлено полученное расчетом (исходя из удовлетворения принятого условия) соотношение между ледовым классом и потребной ледопроходимостью судов ледового плавания.

Нужно отметить, что приведенные значения минимально допустимой ледопроходимости судов соответствуют значениям, принятым в разработанном РМРС с участием ЦНИИМФа проекте новой редакции главы 2.1 «Мощность главных механизмов» Правил классификации и постройки морских судов (Книга девятнадцатая). В новой редакции требований к главным механизмам судов ледового плавания в качестве основного базового эксплуатационного режима для расчета пропульсивной мощности принято самостоятельное движение судна со скоростью 2 узла в ровном сплошном льду, толщина которого назначается в зависимости от ледовой категории судна.

Табл. 1. Предлагаемое требование к ледопроходимости судов в зависимости от ледового класса

Следует обратить внимание на то, что требования к ледопроходимости распространяются и на суда балтийских классов в соответствии с ограничениями по допуску, регламентируемыми Рекомендациями ХЕЛКОМ 25/7, где предусмотрена связь между ледовым классом судна и условиями самостоятельного плавания с минимальной устойчивой скоростью 1–2 узла, характеризуемыми допустимой толщиной ровного сплошного льда.

9 января 2017 г. Минтранс России издал Приказ № 5 «О внесении изменений в Правила плавания в акватории Северного морского пути», утвержденные приказом Минтранса России от 17 января 2013 г. № 7.

Суть вносимых изменений заключалась, в основном, в замене слов “категория ледовых усилений” словами “ледовый класс” в соответствующих числе и падеже, а также, в связи с принятием Международной морской организацией ИМО Полярного кодекса, в дополнении пункта 4 Правил следующим подпунктом 7: «7) копия Свидетельства судна полярного плавания, предусмотренного Международным кодексом для судов, эксплуатируемых в полярных водах (далее – Полярный кодекс)… для судов, к которым применяются требования Полярного кодекса».

Вместе с тем, в перечне изменений не упоминается Наставление по эксплуатации судна в полярных водах (НЭПВ), которое согласно Полярному кодексу должно, как и Свидетельство судна полярного плавания, находится на борту каждого судна, направляющегося в Арктику. Мало того, в рекомендациях ИМО по содержанию НЭПВ нашли отражение предложения делегации Российской Федерации о включении в Наставление российского ледового паспорта как альтернативу канадской системе численной оценки риска POLARIS, а также сведений о ледопроходимости и маневренности судна во льдах. Эти предложения согласовывались и направлялись Минтрансом РФ в ИМО в виде официальных нот. Учитывая, что Полярный кодекс носит обязательный характер, его предписания должны найти отражение в обновленных Правилах плавания в акватории Севморпути в полной мере.

В 2018 г. был вновь подготовлен и вынесен на обсуждение проект Приказа Минтранса России «О внесении изменений в Правила плавания в акватории Северного морского пути, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17 января 2013 г. № 7», а 18 сентября 2020 г. вышло Постановление Правительства РФ № 1487 «Об утверждении Правил плавания в акватории Северного морского пути».

К числу принципиально важных, вызывающих вопросы изменений, вносимых в Правила, следует отнести полную замену Приложения № 2 «Критерии допуска судов на Северный морской путь в соответствии с их ледовым классом» и дополнение нового Приложения № 3 «Районы акватории Северного морского пути».

Приложение № 2 в новой редакции именуется «Критерии допуска судов в акваторию Северного морского пути». Как видно из этого Приложения, общий подход по оценке допуска судов к плаванию по Севморпути не изменился. Однако по внешним признакам нетрудно заметить разделение морей акватории СМП на многочисленные более мелкие районы. Всего выделено 28 районов. Карта-схема районов акватории Северного морского пути (рис. 3) и их описание приведены в Приложении № 3 к обновляемым Правилам.

Рис. 3. Схема расположения районов акватории Северного морского пути

Относительно новых требований по допуску судов с ледовыми классами Arc4–Arc9 в районы акватории СМП к плаванию в круглогодовом режиме (табл. № 2) следует отметить следующие замечания:

Как ни странно, районы с 12 по 24 включительно и район 27 (согласно принятых обозначений (плюс-минус) являются в одинаковой степени доступными для судов всех ледовых классов от Arc4 до Arc9 при одинаковых типах ледовых условий и времени года. Поэтому по формальному признаку третий, четвертый, пятый и шестой столбцы табл. № 2, отмеченные красным цветом, должны быть объединены в один столбец. Вместе с тем предположение об идентичности указанных районов, и соответственно о предъявлении одинаковых требований к допуску в них судов независимо от ледового класса, невозможно признать правильным с точки зрения обеспечения безопасности ледового плавания. Уже глядя на схему районов акватории СМП (рис. 3), нетрудно видеть, что такие открытые высокоширотные районы, как 21, 24, 27, а также район 11 из второго столбца табл. № 2, прилегающие к приполюсному ледяному массиву, по тяжести ледовых условий значительно отличаются от прибрежных районов и соответственно сложностью/трудностью ледового плавания. В подтверждение сказанного на рис. 4 приведено фото, демонстрирующее условия плавания в двухлетних льдах Айонского массива, затекающего в район 24.

* - разрешено самостоятельное плавание с 1 июля по 30 ноября

Рис. 4. Плавание в Айонском ледяном массиве, июнь 1978 г. [фото Л.Г. Цоя]

По сравнению с заменяемыми Правилами плавания в акватории Севморпути новый вариант Правил допускает круглогодичное плавание судов классов Arc4–Arc7 в более тяжелых ледовых условиях во всех районах акватории СМП как под проводкой ледокола (Arc4–Arc6), так и при самостоятельном плавании (Arc6 и Arc7), что в табл. № 2 отмечено оранжевым цветом. Справедливость такого послабления требований к судам указанных классов ничем не подтверждается. Как известно, полностью отсутствует опыт зимнего плавания в морях Лаптевых, Восточно-Сибирском и Чукотском судов всех ледовых классов. Кроме того, суда ледовых классов Arc4 и Arc5 являются аналогами прежних советских ледовых классов Л1 и УЛ, которые по старым Правилам, основанным на многолетнем опыте работы в Арктике, считались судами сезонного плавания, то есть на трассы СМП они допускались только в летнюю арктическую навигацию. Следует также обратить внимание на то, что суда полярных классов PC6 и PC7 вступившего в силу Полярного кодекса ИМО, являющиеся аналогами российских классов УЛ и Л1, также допускаются к самостоятельному плаванию в полярных водах только в летне-осенний период.

При разработке Минтрансом российских Правил плавания в акватории Северного морского пути издания 2013 г. по предложению Российского морского регистра судоходства в качестве критериев допуска судов на СМП в зависимости от ледового класса (Приложение № 2 к Правилам) были использованы данные по допустимым условиям и районам плавания в Арктике таблиц 2.2.3.4-1–2.2.3.4-3 части I Правил Классификации и постройки морских судов издания 1999 г. Возможность применения вышеупомянутых таблиц Регистр обосновал их многолетней апробацией (см. приводимые ниже факсимильное сообщение Регистра в Минтранс). Однако практического опыта к тому времени было явно недостаточно, что подробно рассмотрено в статье Л.Г. Цоя «О новых Правилах плавания в акватории СМП и критериях допуска судов». Тем не менее, регистровские таблицы были включены в Приложение № 2 «Критерии допуска судов на Северный морской путь в соответствии с категорией их ледовых усилений» Правил плавания в акватории СМП издания 2013 г. Как уже упоминалось, в Приложении № 2 новых Правил представлены в той же регистровской табличной форме менее жесткие критерии допуска судов в акваторию СМП. В частности, теперь считается возможным самостоятельное плавание при ледовых условиях “среднего” типа судов класса Arc6 в Карском море и судов класса Arc7 в море Лаптевых и Восточно-Сибирском море, в то время как ранее эти суда допускались в эти моря только при “легком” типе ледовых условий. В этой связи следует заметить, что когда в 2018 г. в Минтрансе производилась корректировка действующих Правил плавания в акватории СМП и разработка новой версии Приложения № 2 с послабленными критериями допуска судов на СМП, Регистр в этом же году распространил циркулярное письмо № 312-11-1137ц от 01.06.2018 г. о внесении изменений в часть I «Классификация» своих Правил в отношении ледовых классов, существо которых заключалось в изъятии вышеупомянутых и рекомендованных Регистром в 2012 г. таблиц 2.2.3.1-1–2.2.3.4-3 для включения в Правила плавания по СМП. Похоже на подстраховку по принципу “от греха подальше”. Циркулярное письмо Регистра прилагается.

Примечание. В письме допущена опечатка: вместо пункта 2.2.2.2.3 следует читать 2.2.3.3.3.

Согласно статистической обработке многочисленных реализованных в прошлом веке арктических рейсов судов и материалов о сезонном изменении ледовых условий на трассах Севморпути ЦНИИМФом получены представленные в табл. 3 прогнозные данные по осредненной толщине льда на пути следования судов под проводкой ледоколов в зависимости от района плавания и типа ледовых условий в период максимального нарастания льда в Арктике.

Табл. 3. Осредненные значения толщин льда (м), нарастающего в апреле–мае на традиционных трассах Севморпути при ледовых условиях “легкого” и “среднего” типов, согласно статистическим данным XX века

Как можно видеть из приведенных в табл. 3 данных, по сложности плавания по традиционным прибрежным трассам Северный морской путь может быть разделен на шесть–семь участков. Самый тяжелый участок в Восточно-Сибирском море. Это не дает оснований считать одинаково доступным, например, плавание судов независимо от арктического класса (от Arc4 до Arc7) при одном и том же типе ледовых условий, как в море Лаптевых, так и в Восточно-Сибирском море.

Говоря о районах акватории Северного морского пути, следует особо обратить внимание на их неадекватность по трудности плавания в широтном направлении. В этом нетрудно убедиться при ознакомлении с приведенным на рис. 5 распределением льда в период наибольшего развития ледяного покрова, заимствованным из «Руководства для сквозного плавания судов по Северному морскому пути» [изд. АСМП, 1995 г.]. Так, районы 5 и 6 Обской губы и Енисейского залива, характеризующиеся сплошным припайным льдом, явно не совместимы с районами 1, 2, 3, 7 (дрейфующий лед).

Рис.5. Распределение льда в период наибольшего развития ледяного покрова

В первых двух районах плавание зимой даже судов класса Arc7 без помощи ледоколов невозможно, в то время как в открытом Карском море эти суда плавают автономно. Район 11, в северной части которого преобладают старые и однолетние толстый льды, значительно сложнее объединенных с ним районов восточной части Карского моря (8, 9, 10). Еще более значительная разница в сложности ледовых условий наблюдается среди районов Восточно-Сибирского моря. Так, районы 24, 27 и частично 21 покрыты многолетними льдами, в то время как остальные районы южнее характеризуются однолетним дрейфующим и припайным льдами.

Изложенное свидетельствует о существенном различии по сложности ледовых условий районов акватории Севморпути в широтном направлении. Однако в рассматриваемых Правилах это обстоятельство не учтено. Соответственно, суда, эксплуатируемые в высокоширотных районах, будут подвергаться значительно большему риску, чем суда, плавающие по прибрежным трассам. Мало того, судя по табл. № 2 Приложения № 2, новыми Правилами в равной мере допускается самостоятельное круглогодичное плавание судов низших арктических классов Arc4–Arc6 при “легком” типе, а судов класса Arc7 – при “среднем” типе ледовых условий на всем протяжении Северного морского пути.  Отсутствие опыта зимнего плавания в восточных районах Арктики судов упомянутых ледовых классов не дает оснований для уверенного допуска их к самостоятельному круглогодичному плаванию на всех участках Севморпути даже при “легком” типе ледовых условий (см. табл.  3).

Хотя Регистр исключил из новой редакции своих Правил 2019 г. таблицы с описанием районов и условий эксплуатации судов ледового плавания (таблицы 2.2.3.4-1–2.2.4.3-4), требования по допустимым сезонам, типам и толщине льда в зависимости от ледовых классов судов, приведенные в описании классов Регистра издания 2019 г. в таблице 2.2.3.3.2, представленной ниже, остались прежними. Не подверглись каким-либо изменениям и требования к ледовым усилениям корпусов судов различных классов.

Следует также обратить внимание на то, что Регистром не предусматривается возможность эксплуатации в Арктике судов ледовых классов Ice1, Ice2 и Ice3, в то время как согласно табл. № 1 Приложения  № 2 к обновленным Правилам плавания по СМП суда этих классов допускаются в период летне-осенней навигации при “легком” типе ледовых условий к самостоятельному плаванию во все районы акватории Северного морского пути. Налицо явное противоречие Правил Регистра и Правил плавания в акватории Севморпути.

Ледовые классы Регистра и их описание

Возвращаясь к рассмотрению критериев допуска судов в акваторию Северного морского пути и отметив принципиальное различие по сложности ледового плавания в ряде районов акватории СМП от 12 до 24 и 27, объединенных тем не менее в один равнодоступный район для судов одного и того же класса, трудно согласиться с обеспечением одинакового уровня безопасности самостоятельного плавания судов низших ледовых классов от Ice1 до Arc5, допускаемых в указанные районы в летне-осенний период навигации (с 1 июля по 15 ноября) при “легком” типе ледовых условий. В этом можно убедиться, обратившись к статистическим данным по эксплуатации флота в Арктике в прошлом столетии. В табл. 4 представлены данные по осредненным значениям толщины льда на традиционных (прибрежных) трассах Севморпути в июле и ноябре при “легком” и “среднем” типах ледовых условий.

Табл. 4. Осредненные значения толщины льда (м) на участках Севморпути в июле и ноябре при “легком” и “среднем” типах ледовых условий

Как можно видеть из табл. 4, на трассах в море Лаптевых и Восточно-Сибирском море при “легком” типе осредненное по указанным в таблице участкам СМП значение толщины льда на пути следования судов составляет ~ 45 см в июле и ~ 40 см в ноябре. Если в июле это дрейфующий остаточный лед, то в ноябре – молодой нарастающий сплошной припайный лед. Обращаясь к регистровской таблице 2.2.3.3.2, нетрудно заметить, что суда ледовых классов Ice1, Ice2 и Ice3 рассчитаны на плавание в мелкобитом разреженном льду неарктических морей соответственно толщиной 40, 50 и 70 см. Это позволяет усомниться в возможности самостоятельного плавания летом в указанных районах акватории СМП не только судов классов Ice1, Ice2, но и класса Ice3. Суда этих классов могут допускаться в восточные районы Арктики только под проводкой ледоколов. Исключение могут составлять отдельные локальные участки чистой воды, например, в устьевых районах сибирских рек.

Касательно судов низших арктических классов Arc5 и Arc4, оглядываясь на статистику (табл. 3) и опыт их многолетней эксплуатации, трудно согласится с возможностью их допуска к самостоятельному плаванию в зимне-весенний период в районы морей Лаптевых и Восточно-Сибирского даже при “легком” типе ледовых условий.  Это подтверждается и описанием данных ледовых классов Регистром (см. табл. 2.2.3.3.2), где утверждается, что суда ледового класса Arc5 рассчитаны на плавание в зимне-весенний период навигации в Арктике в разреженных однолетних льдах толщиной до 0,8 м, а суда класса Arc4 рассчитаны на плавание в разреженных льдах толщиной до 0,6 м. Плавание судов этих классов на всем протяжении Севморпути можно считать доступным только в летне-осенний период и только при “легком” типе ледовых условий.

Оценивая возможность безопасной эксплуатации судов более высоких арктических классов Arc6, Arc7 и Arc8, представляется, что их индивидуальные возможности также завышены в Правилах плавания в акватории СМП по сравнению с Правилами классификации и постройки морских судов Регистра. Так, согласно Регистру, суда класса Arc6 в состоянии эксплуатироваться в Арктике самостоятельно в зимне-весенний период навигации в разреженных однолетних льдах толщиной до 1,1 м. В то же время толщина льда в восточных районах Арктики в этот период года даже при “легком” типе ледовых условий нарастает до 1,6–1,7 м.

Также следует обратить внимание на допуск в новой версии Правил плавания в акватории СМП к самостоятельному плаванию в районы 12–27 морей Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского судов класса Arc7 при “среднем” типе ледовых условий, когда толщина льда в зимне-весенний период на традиционных трассах достигает 2,1 м, в то время как согласно Правилам классификации Регистра судна класса Arc7 могут эксплуатироваться в Арктике в зимне-весенний период навигации в сплоченном однолетнем льду толщиной только до 1,4 м. Плавание в условиях сплоченного льда толщиной 2,1 м доступно только судам класса Arc8.

В более тяжелых ледовых условиях, на которые рассчитаны суда тех или иных ледовых классов, потребуется их проводка ледоколами при скоростях проводки, обеспечивающих безопасность движения судна в зависимости от толщины льда. Выполнение этого условия требует наличия на судах ледовых паспортов, регламентирующих безопасные скорости ледокольных проводок. Это положение об обязательном наличии на судах ледовых паспортов, как уже упоминалось выше, должно быть отражено в требованиях Правил плавания в акватории Северного морского пути.

Наряду с изложенными серьезными недостатками новой редакции Приложения № 2 к Правилам плавания в акватории Северного морского пути «Критерии допуска судов в акваторию Северного морского пути» обращает на себя внимание новая графа в столбцах таблиц под буквой “Ч” – чистая вода. Не представляется ли очевидным, что по чистой воде все суда, включая и ледоколы, могут плавать самостоятельно? Нужно ли еще дополнительно акцентировать, что суда могут допускаться к плаванию по чистой воде под проводкой ледоколов? Мало того, при плавании по чистой воде допускается проводка ледоколов ледоколами (см. таблицу № 3 Приложения № 2). Наверное, достаточно словесно отметить в Приложении № 2 о возможности работы судов независимо от ледового класса в отдельных районах акватории СМП с чистой водой без ледокольного сопровождения. Однако при этом подчеркнуть, что такой допуск требует отдельного рассмотрения с учетом прогнозных данных по погоде и развивающихся динамических процессов в прилегающих ледяных массивах.

Предложение по корректировке Правил и Критериев допуска судов к плаванию в акватории СМП

Изучение многолетнего опыта эксплуатации флота в Арктике и обеспечения ледовой безопасности судов свидетельствует о необходимости корректировки и дальнейшего совершенствования изданных в 2013 г. «Правил плавания в акватории СМП» вместе с ныне внесенными в них Минтрансом изменениями. Особое внимание должно быть уделено пересмотру критериев оценки возможностей и ограничений судов, а также допуска к плаванию в арктические районы (автономно и под проводкой ледоколов) в зависимости от их ледовых качеств (ледового класса и ледопроходимости) и ледовых условий во время эксплуатации.

Предлагаемая корректировка Правил отвечает современным тенденциям обеспечения безопасности ледового плавания, нашедшим отражение во вступившем в силу в 2017 г. Международном Полярном кодексе, и гарантирует необходимый уровень требований к допуску судов в российскую Арктику.

Первоочередные меры по доработке Правил:

- дополнить Правила таблицей примерного соответствия между ледовыми классами судов Российского морского регистра судоходства и ледовыми классами зарубежных классификационных обществ, а также полярными классами ИМО/МАКО. Предлагаемое соответствие классов (табл. 5) прошло согласование с зарубежными классификационными обществами и морскими Администрациями;

- в связи с отсутствием регламентирования ледовой ходкости судов включить в Правила требование к их ледопроходимости в зависимости от ледового класса судна. Приложение № 1 Правил плавания в акватории СМП должно быть дополнено информацией о ледопроходимости судна. Это положение было одобрено Администрацией Северного морского пути и Управлением обеспечения судоходства Росморречфлота;

- исключить из Приложения № 2 табл. № 1 и № 2 с критериями допуска судов в акваторию Северного морского пути, заменив их табл. 6, разработанной и обоснованной в ЦНИИМФе [«Предложение по критериям допуска судов к плаванию в полярных водах», сб. трудов Л.Г. Цоя «Изучение ледовых качеств и обоснование рациональных параметров судов ледового плавания», изд. «Нестор-История», СПб, 2017]. Правильнее ориентироваться не на обобщённые статистические данные по арктическим морям и их районам, а на постоянный мониторинг ледовой обстановки в районе в период плавания судна, и регламентировать допуск судна того или иного ледового класса и ледопроходимости к самостоятельному плаванию в зависимости от реально наблюдаемых ледовых условий. При сплоченности или толщине льда на трассе большей, чем указаны для данного класса, а также при недостотаточной ледопроходимости судна требуется его проводка ледоколом.

Представленный подход к назначению критериев допуска судов к плаванию в полярных водах основан на анализе многолетнего опыта регламентирования требований к судам ледового плавания отечественным морским Регистром (Правила изд. 1970, 1981, 1990, 1995, 1999, 2005, 2008 гг.), а также эксплуатации и обеспечения безопасности плавания судов в процессе освоения Арктики.

Помимо целесообразности изложенного подхода по оценке пригодности судна к плаванию в акватории СМП представляется также его своевременность, учитывая наметившуюся тенденцию изменения климата в сторону потепления. С изменением климата ледовитость акватории СМП и доступность судов к плаванию в одних и тех же районах также будут меняться. Соответственно  не гарантируется неизменный уровень ледовой безопасности в каждом районе. Значительно надежнее осуществлять постоянный мониторинг ледовой обстановки в предполагаемых районах эксплуатации судна, на основании которого принимать решение о самостоятельном плавании или под проводкой ледокола судна в зависимости от его ледовых качеств (ледового класса и ледопроходимости) и состояния ледяного покрова в планируемом районе плавания.

- включить в Правила в качестве обязательного требования наличие на судах арктического плавания ледовых паспортов/сертификатов, обеспечивающих судоводителей необходимыми рекомендациями по ледовой безопасности, включая информацию:

– об ограничении скоростей движения в зависимости от ледовых условий;

– о предельной толщине льда, выдерживаемой бортовым перекрытием в средней части судна при ледовых сжатиях;

– о минимально допустимых дистанциях при плавании судна под проводкой ледокола или в составе сложного каравана.

Разработка ледовых сертификатов должна осуществляться компетентной организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Табл. 5. Примерное соответствие ледовых классов Российского морского регистра судоходства ледовым классам зарубежных классификационных обществ и морских Администраций

Табл. 6. Критерии допуска судов к самостоятельному плаванию в акватории СМП в зависимости от периода навигации, ледовых условий, ледового класса и ледопроходимости судна

- заменить табл. № 3 в Приложении № 2 диаграммой для выбора требующейся ледопроходимости ледокола в зависимости от района и сезона его работы на проводках судов в Арктике (рис. 6).

Рис. 6. Продолжительность навигационного периода, обеспечиваемого ледоколами с различной ледопроходимостью  (по данным опыта эксплуатации):

1 – в Восточном районе российской Арктики и при транзитном плавании по СМП;

2 – в Западном районе российской Арктики;

3 – в западной части Карского моря;

4 – в юго-восточной части Баренцева моря

В заключение следует обратить внимание на то, что рассматриваемые Правила основаны на опыте постройки и эксплуатации в ледовых условиях традиционных судов ледового плавания с ледокольными обводами носовой оконечности. Вместе с тем, в последнее время в Арктике появились суда двойного действия, способные работать во льдах задним ходом благодаря применению винто-рулевых колонок, обеспечивающих управляемый задний ход с повышенной ледопроходимостью за счет размывающего и отсасывающего эффекта гребных винтов. Также участились рейсы в Арктику судов с бульбообразной формой носовой оконечности, приводящей к снижению ледопроходимости судна, по крайней мере, в два раза. Иными словами, ледокольные возможности этих судов существенно отличаются от возможностей традиционных судов ледового плавания и, очевидно, это должно найти отражение в современных Правилах плавания в акватории Северного морского пути.

Необходимо также заметить, что в новой редакции Правил отсутствует упоминание об Администрации СМП, осуществляющей выдачу разрешения на плавание судна в акватории Северного морского пути. Нужно исправить это недоразумение.

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Атомный флот
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Атомный флот:
Вспоминая яркое далёкое

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 5
Ответов: 1


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 2 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Обновленные в сторону послабления (Всего: 0)
от Гость на 16/10/2020
Браво, отличная работа!


[ Ответить на это ]


Re: Обновленные в сторону послабления (Всего: 0)
от Гость на 16/10/2020
Спасибо   огромное,  многое непонятное   становится  очень понятным.


[
Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.13 секунды
Рейтинг@Mail.ru