proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2021 год
  Агентство  ПРоАтом. 24 года с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
Вышло в свет второе издание двухтомника Б.И.Нигматулина. Подробнее
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия» и сайта proatom.ru. Информация: (812) 438-32-77, E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[14/07/2020]     Атомный ионный двигатель для межпланетных полётов

Россия может вернуть лидерство в освоении космоса

Андрей Виноградов, к.т.н., гл. конструктор проектов

16.06.2020 г. Информационное сообщение ГК «Роскосмос»: Специалисты государственной корпорации «Роскосмос» успешно завершили огневые стыковочные испытания нового ионного двигателя ИД-200КР, который разрабатывается в Центре имени Келдыша. Раскрыт его принцип действия и представлена видеозапись его пуска [1].


Совсем недавно, 27.04.2020 во время дежурства на сайте ПРоАтом [7] Хлюстин Денис Владимирович предлагал  обсудить следующие вопросы: ... 2. Ядерные ракетные двигатели для пилотируемых полётов в космосе: научная фантастика или  реальность?

Сегодня можно уверенно сказать, что России вышла на финишную прямую в освоении ионных двигателей, следующий шаг: с ядерными электрогенерирующими установками для скоростных полётов в космосе.

Будет ли Россия здесь первой в мире? Это зависит от руководства ГК Росатом!

Ионные двигатели серии ИД-200 пока могут применяться только для коррекции орбиты космических аппаратов, поскольку требуют мало топлива, но много электроэнергии.

До 16.06.2020 были проведены огневые испытания [2], которые прошли в ГНЦ  ФГУП  «Центр  Келдыша»  (входит  в  Госкорпорацию «Роскосмос»). ИД-200 КР имеет мощность до 3 кВт, удельный импульс тяги до 4500 секунд, блок управления расходом рабочего тела и разработанную НПЦ «Полюс» систему преобразования и управления СПУ-200 КР. В ходе испытаний отработаны алгоритмы управления двигателем. Также двигатель ИД-200 КР оснащен углерод-композитной ионной оптикой с повышенными механическими свойствами. На рис. 1 представлен главный узел испытуемого двигателя [2].

Рис. 1.

Для маршевого двигателя межпланетного перелёта такой двигатель не годится. На борту космического корабля от солнечных батарей просто не хватит для него электроэнергии. В данной статье показан в общих чертах вариант атомного двигателя, в котором совмещены процесс генерации электроэнергии большой мощности в условиях космоса и работа более мощного двигателя, прототипом которого является ИД-200 КР.

Обеспечив температуру плазмы около 100 тысяч градусов и достаточно большую её плотность, в конечном счете, можно обеспечить  скорость разгона космического аппарата до 400 км/сек [2].

Испытаниям подвергались сама конструкция ИД-200КР, см. рис.1 [1], блок управления расходом рабочего тела, система преобразования и управления СПУ-200 КР, углерод-композитная ионная оптика. Этот двигатель действительно превосходит "классические" аналоги по характеристикам. Ракетные двигатели, использующие твердое топливо, обладают удельной тягой 250 с, а двигатели, использующие смесь кислорода и водорода, порядка 450 с [3].

«100 тысяч градусов температуры рабочего тела помогут оснащенному такими двигателями кораблю достигнуть скоростей в диапазоне 100-400 километров в секунду, а то и больше. Вопрос - где взять энергию для такого двигателя? Энергию даст Ядерная энергодвигательная установка мегаваттного класса (ЯЭДУ)» – это информация  Института ядерной физики имени Г. И. Будкера СО PAH, г. Новосибирск, 2019 [5]. Действительно, в космосе кроме как от ядерного реактора (ЯР) в большом количестве неоткуда взять электроэнергии.   Прототипом ЯЭДУ может быть, например, Атомный двигатель Виноградова[6] с ионно-модифицированным теплоносителем.

В информационных сообщениях, без раскрытия технических характеристик двигателя, фактически всё повторяется, что принцип работы ионных двигателей основывается на ионизации газа и его разгоне с помощью электрического поля. Данные двигатели являются очень эффективными, поскольку потребляют относительно небольшое количество топлива, разгоняясь при этом до больших скоростей. При этом агрегатам требуется достаточно много энергии для разгона   ионов, в связи с чем, такие двигатели на данный момент используются в основном для управления искусственными спутниками и небольшими космическими аппаратами. На рис. 2 показан стыковочный модуль ИД-200 в монтажном цехе [1].

Рис. 2.

На рис. 3 показана сопловая часть модуля. Очевидно, что подавляющий объём модуля занимает система электрического разгона, которая потребляет большое количество электроэнергии.

Рис. 3.

При наружном диаметре модуля более 2 м диаметр сопла смотрится  миниатюрным. В  настоящее  время  в  «Центре  Келдыша»  ведется  активная  разработка  ионных  двигателей различной мощности. Особое внимание уделяется разработке и испытаниям модификаций ионных  двигателей  серии  ИД-200,  которые  могут  использоваться  для  коррекции  орбиты космических аппаратов, а также для реализации миссий по освоению дальнего космоса. Составные  части  электроракетной  двигательной  установки  планируется использовать в составе перспективных геостационарных  космических аппаратов.

Как работает ионный двигатель [4]

Принцип работы ионного двигателя и простой, и сложный одновременно. Он заключается в ионизации газа, который разгоняется электростатическим полем для получения реактивной тяги и разгона космического корабля согласно третьему закону Ньютона.

Топливом или рабочим телом такого двигателя является ионизированный инертный газ (гелий, аргон, неон, ксенон, криптон, оганесон, радон). Впрочем, не все инертные газы стоит использовать в качестве топлива, поэтому, как правило, выбор ученых и исследователей падает на ксенон. Также рассматривается вариант использования ртути в качестве рабочего тела ионного двигателя.

Во время работы двигателя в камере образуется смесь из отрицательных электронов и положительных ионов. Так как электроны являются побочным продуктом, их надо отфильтровать. Для этого в камеру вводится трубка с катодными сетками для того, чтобы она притягивала к себе электроны. Положительные ионы, наоборот, притягиваются к системе извлечения. После чего положительные ионы разгоняются между сетками, разница электростатических потенциалов между которых составляет примерно 1200 Вольт, и выбрасываются в качестве реактивной струи в пространство.

Из событий прошлого года

«Новосибирские физики подтвердили возможность создания плазменного двигателя» [5].

"Институт в конце прошлого года запустил уникальную научную установку, приближающую Россию к созданию термоядерного реактора. Установка СМОЛА (Спиральная Магнитная Открытая ЛовушкА) представляет собой плазменную ловушку, которая позволит осуществить проверку принципиально новой концепции улучшенного удержания термоядерной плазмы в линейных магнитных системах. Установка ориентирована на решение нескольких задача, в том числе создания прототипа двигателя для космических перелетов. Холдинг НПО "Энергомаш" в октябре сообщал, что планирует создать макет безэлектродного плазменного ракетного двигателя (БПРД) большой мощности и стенд для его испытаний, такие двигатели хорошо могли бы себя проявить на просторах Солнечной системы...

Первые эксперименты показали, что эффект (ионного разгона) существует. И космический мотор работает, и средство для уменьшения потерь плазмы тоже", - сказал ученый. Иванов отметил, что сейчас установлено штатное оборудование, в связи с чем, ученые готовятся к началу новых экспериментов на установке в январе 2019 года, которые должны в полном объеме продемонстрировать ее возможности. "Установка - демонстратор, прототип. Температура плазмы в ней 100 тысяч градусов и достаточно большая плотность. Для нейтронного источника это параметры, далеки от требуемых, а для двигателя это прямо то, что нужно", - сказал он. «Поскольку найти более "свежую" информацию по данному проекту в интернет-сети невозможно, можно сделать обоснованный вывод, что работы по данной теме вышли на финишную прямую. Такой у нас национальный обычай :). СТО тысяч градусов температуры рабочего тела помогут оснащенному такими двигателями кораблю достигнуть скоростей в диапазоне 100-400 километров в секунду, а то и больше. Вопрос - где взять энергию для такого двигателя? Энергию даст Ядерная энергодвигательная установка мегаваттного класса».

После успешных испытаний российского ионного двигателя ИД-200КР, сегодня настало время раскрыть возможность реализации некоторых моих старых идей по поводу электрообеспечения таких двигателей в условиях космического пространства. Предлагаю Вашему вниманию один из ранних вариантов конструкции ядерной электрогенерирующей установки (ЯЭУ) совмещенной с ионным двигателем, который в упрощенном виде показан на рис. 4.  В 2017 году эта конструкция  в НАО «СИЛА ОКЕАНОВ» имела название «Ионный ракетный двигатель с ядерной электрогенерирующей установкой Виноградова» (ИРД-ЯЭУ), и в тот момент опережала события по испытанию ионных двигателей на разных принципах, поэтому мы не стали продолжать эту тематику. Тогда просто не было спроса на это изделие и достаточных знаний о течении ионизированного теплоносителя через активную зону ядерного реактора. В то время учёными рассматривалось, по крайней мере, два варианта разгона плазмы. Сеточный и вихревой шнековый - без контактный. Успешных результатов испытаний ещё не было получено. Сейчас пришло время частично раскрыть реализацию идеи ЯЭУ в виде компоновочной конструкции и описания работы.

Рис. 4.

Обозначения на рис. 4: 1 - корпус; 2 - баллоны с теплоносителем №1; 3 - блок подпитки теплоносителя №1; 4 - баллоны с теплоносителем №2; 5 - корпус электрогенератора; 6 - блок преобразования напряжения; 7 - электрогенератор напряжения высокой частоты; 8 - приводной вал с сальником; 9 - термонеподвижная опора; 10 - водило колокола турбины; 11 - трубопровод подачи холодного газообразного теплоносителя №2 (рабочего тела); 12 - компрессорные лопатки внутри «колокола»; 13 - турбинные лопатки снаружи «колокола»; 14 - выхлоп газов турбины в теплообменник; 15 - активная часть теплообменника; 16 - газовый смеситель - инжектор с камерой ионизации; 17 - периферийная часть активной зоны ЯР для подогрева теплоносителя №1 на входе в турбину; 18 - центральная часть активной зоны ЯР для нагрева ионизированной смеси теплоносителей №1 и №2; 19 - промежуточная часть активной зоны ЯР для нагрева теплоносителя №1; 20 - экран радиационной защиты; 21 - сопло на входе в модуль ионного двигателя; 22 - ионный двигатель; 23 - сопловая часть ионного двигателя.


ИРД-ЯЭУ имеет следующие основные узлы:

Активная зона ядерного реактора, турбина-компрессор, теплообменник, электрогенератор, бортовой запас теплоносителей №1 и №2, ионизатор, ионный двигатель. Аппаратура управления, пороховой стартёр, силовые кабели, тепловые экраны и пр. на рис. 4 не показаны. ЯЭУ выполнена по одноконтурной схеме с разветвлением потоков теплоносителя. Газообразный теплоноситель №1 захватывается из объёма корпуса компрессором и под давлением направляется в активную зону напрямую или, вариант, через ионизатор. Далее этот поток в нагретом состоянии поступает на турбину. Далее с выхода турбины этот поток охлаждается в теплообменнике, происходит рекомбинация ионов и электронов, и он поступает обратно в корпус. Это замкнутый контур циркуляции теплоносителя №1, в котором поддерживается сверхкритическое давление для этого теплоносителя.

Часть теплоносителя №1 смешивается в смесителе - инжекторе с теплоносителем №2, и далее смешанный поток ионизируется и поступает для нагрева в центральную часть активной зоны, после чего он поступает на вход ионного двигателя. 

Активная зона (АЗ) ядерного реактора. В поперечном сечении АЗ имеет шестигранную форму и длиной по ходу потока теплоносителя (ТН), позволяющей создать требуемый его подогрев. В АЗ применена плотная засыпка шаровых твэлов с гидродинамически прозрачной оболочкой (твэл-ШГПО). В поперечном сечении АЗ разделена перегородками на три кольцевых части. В промежуточной части, рис. 4 поз. 19, происходит нагрев чистого теплоносителя №1 подаваемого компрессором напрямую или через ионизатор (вариант). Далее этот поток после разворота на 180 0 поступает в периферийную часть АЗ, поз. 17, где происходит его подогрев до требуемой температуры на входе в турбину. В центральной части АЗ, поз. 18, производится нагрев ионизированной смеси теплоносителей №1 и №2, поступающей из газового смесителя - инжектора с камерой ионизации.

Далее ионизированный поток, подогретый в центральной части АЗ до требуемой температуры, направляется через сопло на входе в модуль ионного двигателя. Твэлы-ШГПО позволяют изменять в нужную сторону распределение энерговыделения между частями АЗ, как по радиусу, так и по ходу потока теплоносителя в зависимости от его свойств. Корзина АЗ выполнена из жаропрочных материалов и способна «дышать» при быстром разогреве, что позволяет запускать и выводить реактор на полную мощность за секунды. АЗ со стержневыми твэлами, например, конструкций НИКИЭТ или "Westinghouse" в проекте "eVinci", столь быстрого разогрева без растрескивания оболочек твэлов не дают. Особо нагретые элементы корзины предполагается покрывать нестехиометрическим карбидом гафния HfC0.98 [8], который в настоящее время является самым тугоплавким материалом.

Турбина-компрессор. Выполнены в виде безвальной конструкции, т.е. ротор  и  статор  компрессора  и  турбины  выполнены  по принципу  «колокол  в  колоколе».  На  роторе -  «колоколе»  установлены  диски  с рабочими  лопатками, с внутренней стороны для компрессора, с внешней - для турбины.  Эта  турбина  обладает  значительно  большей  площадью поверхности удержания у  газового подшипника вращения  (ГПВ) по сравнению с вальной  конструкцией  турбины.  Площадь  удержания  практически  охватывает всю  поверхность  ротора  турбины  («колокола»). ГПВ  позволяет  исключить  трение  между  ротором  и  статором турбины  даже  при  значительных  осевых  и  поперечных  динамических  нагрузках. Ротор  «колокол»  надежно  удерживается  на  оси  вращения.  Сама  конструкция «колокола»  ротора,  газовых  протоков  в  нём,  и конструкция мест  крепления  лопаток ступеней  компрессора  на  периферии  ротора  создаёт  высокое  давление, которое удерживает ротор на оси вращения. Безвальная  конструкция  турбины  является высокотехнологическим  изделием,  она  легче,  проще  и  дешевле  при  серийном  и массовом изготовлении, и обладает лучшими техническими характеристиками по сравнению с известными аналогами вальной конструкции.

Теплообменник. Теплообменник предназначен для сброса, не использованного тепла на выходе из турбины в космос. Сброс тепла производится непосредственно через стенку корпуса установки, а более конкретно, через участки повышенной теплопроводности. Корпус выполнен из композитных материалов, которые не обладают требуемой теплопроводностью, но зато делают его прочным и легким. Поэтому в корпусе имеются участки повышенной теплопроводности, располагаемые на цилиндрической поверхности напротив теплообменника и имеющие, со стороны охлаждаемого потока газа из выхлопа турбины, разветвлённую поверхность конвективного теплообмена, а со стороны космоса инфракрасные излучатели (ИИ). ИИ имеют складную конструкцию и раскрываются в космосе перед запуском реактора. Поверх ИИ имеется защитный кожух, который скидывается в космосе. Мощность ядерного реактора ограничивается количеством тепла, которое можно излучением сбросить в космос. Других ограничений нет.

Электрогенератор. Электрогенератор (ЭГ) выполнен без металлических магнитопроводов статора и ротора, что делает его лёгким. Обмотки ЭГ выполнены из сверхпроводящего материала. ЭГ приводится во вращение высокооборотной турбиной. ЭГ может вырабатывать электроэнергию до 8 МВт с напряжением по форме, амплитуде и частоте, подходящим для ионизатора и ионного двигателя.  ЭГ, см. рис. 4 поз.7, имеет герметичный корпус поз. 5, в котором также находится блок поз.6 с полупроводниковым криогенным преобразователем напряжения. Корпус имеет внутреннюю криогенную тепловую защиту. Перед запуском ЭГУ из ресиверов поз.4 поступает сжиженный теплоноситель №2, который своим кипением охлаждает все содержимое корпуса поз.5 до температуры возникновения эффекта сверхпроводимости в обмотках ЭГ и преобразователе напряжения. Далее газообразный теплоноситель №2 поступает в смеситель - инжектор поз.16, после которого производится ионизация смеси из теплоносителей №1 и №2.

Бортовой запас теплоносителей №1 и №2. Теплоносители находятся в ресиверах поз. 2 и поз. 4. Если теплоносители находятся в них в газообразном состоянии под большим давлением, то хранение модуля может быть на складе достаточно длительным. Но при этом масса теплоносителей меньше, чем хранение в жидком виде. Если теплоносители хранить в сжиженном состоянии, что позволяет вместить большее их количество, то заправку их вынуждены производить непосредственно перед использованием модуля или делать систему дозаправки жидким теплоносителем во время хранения. Теплоноситель №1 работает практически в замкнутом контуре циркуляции, но имеет утечку в расход для смешения с теплоносителем №2. Для сохранения в корпусе сверхкритического давления теплоносителя №1 использован блок автоматической подпитки поз. 3.

Ионизатор. Ионизатор, который расположен на выходе потока теплоносителя №1 из компрессора на входе в промежуточную часть АЗ, выполняет его ионную модификацию. Электроны из потока не удаляются и поступают вместе с положительными ионами в АЗ. В турбине и после турбины в потоке происходит обратная рекомбинация ионов. Ионизатор, который расположен в смешанном потоке теплоносителя №1 и №2, имеет улавливатель электронов, поскольку они негативно влияют на работу ионного двигателя. Извлечение электронов из ускоряемого потока положительно заряженных ионов в реактивной струе двигателя приводит к постепенному накоплению отрицательного заряда на всём модуле. Одним из вариантов устранения этой проблемы это создать ещё один ускоритель для электронов, и выбрасывать их в космос в виде отдельной реактивной струи, которую можно использовать, например, для коррекции траектории полёта.

Ионный двигатель. Все вопросы по ионному двигателю прошу направлять разработчику - в ГНЦ  ФГУП  «Центр  Келдыша»   Госкорпорации «Роскосмос».

Ожидаемые характеристики ЯЭУ. В габаритах модуля: диаметр 2 м длина 5 м  ЯЭУ сможет вырабатывать электроэнергии до 8 МВт в течение не менее 12000 сек. В заключении статьи для сравнения импульсов тяги привожу характеристики Российских лучших в мире ракетных двигателей, см. фото-слайд (рис.5) из семинара НИЦ «Курчатовский институт» от 26.04.2019 г.

Рис. 5


PS. Жду от читателей конструктивной дискуссии и дельных советов, мнений и расчетов.


Ссылки:

1. Успешно прошел огневые испытания новый российский ионный двигатель _ Военное дело.pdf

2. Российский ионный ракетный двигатель успешно прошел огневые испытания - Телеканал «Наука».pdf

3. В России успешно испытан ионный двигатель ИД-200 КР - ПолитЭксперт.pdf

4. Как работает ионный двигатель и где он применяется _ Нанотехнологии Nanonewsnet.pdf

5. Почти термоядерный двигатель из Новосибирска.

http://www.sid-science.info/ru/institutes/theworldnews-net-novosibirsie-fiziki-27122018

6. PRoAtom - Атомный двигатель Виноградова.pdf

7. PRoAtom - Дежурный по сайту Хлюстин (про ракетные двигатели).pdf

8. Российские материаловеды разработали материал с рекордной температурой плавления _ Нанотехнологии Nanonewsnet.pdf


 

 
Связанные ссылки
· Больше про Малая энергетика
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Малая энергетика:
Ядерные энергетические установки в космосе

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 2.21
Ответов: 52


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 29 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Атомный ионный двигатель для межпланетных полётов (Всего: 0)
от Гость на 14/07/2020
Спасибо за статью. Условно ее можно разбить на две части  Первая,  к короткая, касающаяся разработки самого ионного двигателя в Роскосмосе. Но для него нет электричества и нужно запускать ядерный реактор с системой преобразования тепла в электричество. И вторая, ионный двигатель Виноградова, для которого не нужно электричество, а ядерный реактор (без него никак), нужен только для тепла (подогрева). 
В первом случае все понятно. Таких реакторов для космоса, производящих электричество в нужном количестве пока нет. Нужно подождать, пока Росси, кто то из наших или китайцы сделают свой lenr. 
Со вторым вариантом большие вопросы к конструкции реактора, к теплообменнику (автор как-то легко сбрасывает избыток тепла в вакуум), и главное, к материалам реактора, сопла и твэлам. Тут, у него, как мне кажется, проявляется некоторая лёгкость мысли. Обычно разработчики говорят, вот вам замечательная конструкция, а создать материалы это ваша забота. На этом все и заканчивается. 
Прошу не воспринимать мои замечания как критику. Я всегда поддерживаю любые инновации и вполне естественно, что на первом этапе любой разработки всегда будут подводные камни. Вопрос только в том, реально ли их обойти. С уважением, АлС



[ Ответить на это ]


Re: Атомный ионный двигатель для межпланетных полётов (Всего: 0)
от Гость на 14/07/2020
Уважаемый АлС! Все материалы есть в наличии, пока дорабатывают технологию изготовления деталей нужной гонфигурации. И расчетная часть проекта более менее в норме. Так что сброс тепла в космос (а космос это не вакуум, да будет Вам известно) мы рассчитывали ещё в дипломных проектах 1973 г. в МВТУ. Лёгкость мысли конструктора основана на знаниях его команды!!! Все "тонкие" места в проекте можно обойти всегда, но какой ценой и потерей времени. Эксперимент всегда приводит гипотезу к теории и формулам для расчетов. Виноградов А.  


[
Ответить на это ]


Re: Атомный ионный двигатель для межпланетных полётов (Всего: 0)
от Гость на 14/07/2020
Уважаемый Виноградов А.А., замечательную тему открыли.
Плазменные ионные двигатели важная и нужная часть космических кораблей для полёта на Марс, а также к кольцу астероидов достижение которых может оказаться важнее Марса и проще технологически.

"Роскосмос" активизировал работы по ионным двигателям, возможно, в свете их применения Илоном Маском в спутниках "Starlink": каждая ракета "Фалькон-9" причём в многоразовом варианте выводит по 60 спутников и каждый оснащён ионным двигателем. С низкой околоземной орбиты они сами поднимаются до 550 километровой орбиты именно на ионниках, запитанных от солнечных батарей. Причём Илон Маск освоил для них применение доступного криптона вместо общепринятого ксенона, на порядки более дорогого и дефицитного. Выведены свыше 500 спутников, значит ионные двигатели Илон Маск уже серийно производит по 1 полному комплекту в день.

Применение ионных двигателей для коррекции орбиты марсианского корабля на ядерном ракетном двигателе - абсолютно логичное решение. Вкратце, откуда это следует.

В случае ЯРД с гигаваттной тепловой мощностью нужно подавать водород как рабочее тело. Самое простое решение: перекачивать его насосом с электромотором, запитанным от солнечных батарей и литиевого аккумулятора. Гораздо проще и по надёжности, и по регулированию чем попытка делать турбонасосный агрегат "ракетного типа" использующий часть потока раскалённого рабочего тела чтобы крутить турбину.

При мощности реактора ЯРД 1 ГВт и давлении водорода в реакторе 100 - 200 Атмосфер, закачивание жидкого водорода из бака потребует электропривод 1,5 - 3 МВт. Площадь солнечных батарей в зависимости от их КПД на уровне доли гектара что впрочем на рисунке не выглядит чрезмерным на фоне цилиндрического 100-метрового бака водорода массой 4500 тонн: который в свою очередь необходим чтобы выжечь 20% плутония начальной загрузки определяемой критмассой и запасом реактивности на выгорание.

Все эти цифры при условии, если 500-тонный обитаемый корабль с 4500 тоннами запаса жидкого водорода разгоняется к Марсу со временем работы двигателя 5 суток. Конструкторам будет большой соблазн снизить мощность реактора раз в 5 за счёт удлинения времени его работы до 25 суток: это позволит снизить требующуюся мощность насосов и мощность солнечной батареи. Длительность полёта к Марсу, когда расстояние до него минимальное, при минимальной достаточной скорости ракеты, равняется 8,5 месяцев то есть 260 суток. Если разгоняемся 25 из 260 суток полёта, потребная конечная скорость вырастет ненамного. Так как известно, что при равноускоренном движении если полдороги ехать с ускорением а вторую с торможением, средняя скорость это половина от максимальной достигнутой. Чтоб не было перерасхода топлива, время свободного полёта должно в несколько раз превышать время работы двигателей.

И возникает очевидная идея: когда ЯРД отработал, переключить всю мощь солнечных батарей на ионные двигатели со скоростью истечения хранимых в сжиженном виде ксенона или криптона 45 километров в секунду. Численно к моменту подлёта к Марсу это даёт порядка 100 метров в секунду добавки к вектору скорости корабля при насосах и солнечной батарее на тепловую мощность реактора 200 МВт. Немного, однако это важно так как при нескольких разгонных ЯРД, каждый одноразового включения, даёт всему кораблю возможность корректировать траекторию.

При подходе корабля по эллипсу к орбите Марсу окажется, что Марс "набегает" на корабль и минимальная скорость встречи окажется выше его второй космической скорости которая 5 км/сек. Минимальная скорость окажется 7 км/сек которые лучше всего гасить аэродинамически: крылом малой площади, меньшей чем у "Шаттла", недостаточной для посадки "по-самолётному". Тогда топливо на выравнивание скорости с целевой планетой - не требуется. Но для этого нужно очень чётко выдерживать угол входа в атмосферу Марса и в атмосферу Земли при прилёте обратно, то есть корректировка вектора скорости на трассе полёта обязательна. Электро-реактивные двигатели дают

Прочитать остальные комментарии...


[ Ответить на это ]


Re: Атомный ионный двигатель для межпланетных полётов (Всего: 0)
от Гость на 15/07/2020
@*********** Все эти цифры при условии, если 500-тонный обитаемый корабль с 4500 тоннами запаса жидкого водорода разгоняется к Марсу со временем работы двигателя 5 суток@№##########
Уважаемый Денис Владимирович, Все, что Вы пишете, замечательно, кроме главного. Это неправильно выбранное направление н-т развития, базирующееся на ГИГАНТОмании. А это тупик.
Нужны принципиально новые научные подходы. А ещё лучше развивать телепортацию.
С уважением, АлС


[
Ответить на это ]


Re: Атомный ионный двигатель для межпланетных полётов (Всего: 0)
от Гость на 15/07/2020
Схема, представленная на рис. 4, вполне сойдет для журналов "Юный техник", "Техника-молодежи" и "Наука и жизнь". Как и сама статья. Журналы, кстати, замечательные. Хотелось бы, кстати, еще справочку о РЕАЛИЗОВАННЫХ проектах автора увидеть.


[ Ответить на это ]


Re: Атомный ионный двигатель для межпланетных полётов (Всего: 0)
от Гость на 15/07/2020
Агитка для военных профанов


[
Ответить на это ]


Re: Атомный ионный двигатель для межпланетных полётов (Всего: 0)
от Гость на 15/07/2020
ПРоАтом это не место где выставляют реальные чертежи изделий. Что Вы хотите, чтобы я распечатал все 30 кг документации. Я считаю, чтобы заявить тематику и возможность создание любого изделия достаточно показать картинку. Кто не может читать чертежи, тот и не поймет конструктивное решение из картинки. Таковы реалии жизни. И справочки в открытой публикации Вам никто не даст, это не то место! Кто ВЫ, представьтесь? Виноградов А. 


[
Ответить на это ]


Re: Атомный ионный двигатель для межпланетных полётов (Всего: 0)
от Гость на 17/07/2020
Нет, не хочу, и об этом речь вообще не шла. Наоборот, подчеркнуты достоинства картинки и самой статьи в плане деятельности журналов типа "Наука и жизнь", "ТМ", "ЮТ" и т.д. Это их научно-популяризационный профиль. Вопрос же был поставлен о реализованных проектах автора. На него ответ получен не был. Ваше право. Эмиль Боев.


[
Ответить на это ]


Re: Атомный ионный двигатель для межпланетных полётов (Всего: 0)
от Гость на 17/07/2020
Уважаемый комментатор, Эмиль Боев! Вопрос о реализованных проектах (в СССР они были не мои лично, а выполнялись коллективом конструкторов и инженеров предприятия - П/Я) я оставлю без комментариев. 


[
Ответить на это ]


Re: Атомный ионный двигатель для межпланетных полётов (Всего: 0)
от Гость на 20/07/2020
Не в СССР (понятно, что Вы не Доллежаль и не Янгель), а в РФ,коль уж Вы являетесь сейчас главным конструктором. Заранее спасибо за конструктивный ответ. Эмиль Боев.


[
Ответить на это ]


Re: Атомный ионный двигатель для межпланетных полётов (Всего: 0)
от Гость на 15/07/2020
Грустная правда в том, что Советский Союз не смог создать и поставить в регулярную эксплуатацию сверхтяжёлую ракету. В 1957 - первый спутник на 300-тонном прототипе "Союза", в 1965 году стал летать 700-тонный "Протон" и.. и на этом всё. Четыре запуска лунной "Н-1" кончились провалом, последняя в 1972 году то есть через 15 лет после Первого спутника. С 1972 года 15 лет - годы самого пика могущества советской индустрии - были потеряны впустую. "Энергию" делали, которая полетела в 1987 году, сделала два полёта а там иистрана распалась, сотни заводов поставщиков комплектующих "Энергии" прекратили существование.
Всё что было - это "Протон", 700 тонн. На токсичном топливе - в сочетании с 10-процентной вероятностью крушения ракеты он был признан непригодным по уровню риска для полётов космонавтов. Он доставляет 23 тонны на низкую орбиту либо 5 тонн на орбиту облёта Луны. Пилотируемый же "Союз" вовсе 7,5 тонн на низкую орбиту.
Чтоб развивать тематику ЯРД и пилотируемые полёты по всей Солнечной системе, надо иметь универсальный корабль расчитанный на многолетнее пребывание человека в космосе. На комплектование каждого корабля надо тысячи тонн груза на орбиту поднимать. Обязательна химическая многоразовая сверхтяжёлая ракета.
Что у нас есть? "Протон" - с 2025 года Казахстан запрещает его запуски с имеющейся только у него пусковой установки. На замену ракета "Ангара", там проблема в том что она во-первых не добрасывает массу серийного разведспутника до целевой орбиты, и во-вторых по себестоимости стоит 100 миллионов долларов, втрое дороже "Протона". Для сравнения, запуск "Фалькон-9" стоит 60 миллионов долларов причём в этой сумме основной частью является прибыль. 
До тех пор пока Роскосмос не сделает многоразовую сверхтяжёлую ракету стартовой массой 3000 - 5000 тонн, ЯРД и космические реакторы в российских реалиях будут представлять только академический интерес с соответствующим финансированием не позволяющим их построить.


[ Ответить на это ]


Re: Атомный ионный двигатель для межпланетных полётов (Всего: 0)
от Гость на 15/07/2020
"... ЯРД и космические реакторы в российских реалиях будут представлять только академический интерес с соответствующим финансированием не позволяющим их построить". С гражданской позиции, я считаю Вы абсолютно правы! А вот про будущую замену гипер звуковой ракеты надо уже думать сегодня. 10000 км для ракеты, имеющей скорость полёта 400 км/сек, время пролета составит около 25 сек. Пока не учтём время разгона. 25 сек это реальный фактор сдерживания противников на долгие годы.


[
Ответить на это ]


Re: Атомный ионный двигатель для межпланетных полётов (Всего: 0)
от Гость на 15/07/2020
На картинке "рисунок 5" опечатка, исправьте пожалуйста:мощность РД-180 указана 12 МВт. Произведение, тяги в Ньютонах на скорость истечения в метрах в секунду, имеет величину порядка 12 Гигаватт. Если бы делящийся материал был для него транспортным энергоносителем, расход  урана-235 составил бы 10 грамм в минуту.


[ Ответить на это ]


Re: Атомный ионный двигатель для межпланетных полётов (Всего: 0)
от Гость на 15/07/2020
Спасибо, я знаю не только об этих "опечатках". В данном случае все претензии к "Курчатнику". Виноградов А.


[
Ответить на это ]


Re: Атомный ионный двигатель для межпланетных полётов (Всего: 0)
от Гость на 15/07/2020
"... Если бы делящийся материал был для него транспортным энергоносителем, расход  урана-235 составил бы 10 грамм в минуту". Почему 10 гр. в минуту, может быть в секунду. Вы затронули, может быть невольно, или специально, наши старые разработки ЯРД, в котором действительно используется подвижная квазистационарная активная зона с делящемся теплоносителем и рабочим телом, как Вы его назвали: - "транспортным энергоносителем". Ну и что дальше?Виноградов А.  


[
Ответить на это ]


Re: Атомный ионный двигатель для межпланетных полётов (Всего: 0)
от Гость на 15/07/2020
Цитата:
"расход  урана-235 составил бы 10 грамм в минуту". Почему 10 гр. в минуту, может быть в секунду."

РД-180 это половинка от РД-170, который стоял по одной штуке на каждой из 4 боковушек ракеты "Энергия" в варианте летавшем с "Бураном". Аналогично, по одному РД-170 в первой ступени снятой с производства ракеты "Зенит" стартовой массой 450 тонн и выводящей на низкую орбиту порядка 13 тонн полезной нагрузки.

Двигатель РД-170 развивает мощность для которой нужно сжигание в осколки деления (1/3) грамма в секунду урана-235. Отработает две с половиной минуты, сожжёт 50 грамм. При этом критическая загрузка плутония на нейтронах энергии 0,3 эВ при жидководородном отражателе, предположим 5 килограмм. За один полёт сжигается 1% от величины определяемой критмассой.

Массовое применение ЯРД в космических полётах предполагает, чтобы в идеале как в открытом цикле ВВЭР-1000, за одну кампанию сжигалось в осколки (2/3) массы плутония стартовой загрузки. Поэтому при больших ракетах - с многоразовой ракетой 'Starship' Илона Маска допускающей дозаправку в космосе этот масштаб достижимый - БОЛЬШАЯ ВЕЛИЧИНА КРИТМАССЫ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕПЯТСТВИЕМ для эффективного использования делящегося материала как транспортного энергоносителя.

При скорости истечения водорода 10 километров в секунду, пропорция: 1 килограмму осколков деления соответствует прокачка через двигатель 1000 тонн водорода. В одном запуске Starship выводит на орбиту 150 тонн. Значит 20 - 30 запусков достаточны для снаряжения марсианского корабля с экономичными ЯРД. Цифры сходятся, и показывают возможность создать экономичную межпланетную транспортную систему. Для полётов по всей Солнечной системе: в том числе к кольцу астероидов, которые в будущем будут насквозь тоннелями перекопаны, пропущены через 3D-принтер и превращены в обитаемые космические станции с оранжереями. Так все цифры укладываются в единую картину и фантастика становится реальностью.



[
Ответить на это ]


Re: Атомный ионный двигатель для межпланетных полётов (Всего: 0)
от Гость на 22/07/2020
"... БОЛЬШАЯ ВЕЛИЧИНА КРИТМАССЫ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕПЯТСТВИЕМ для эффективного использования делящегося материала как транспортного энергоносителя.... Цифры сходятся, и показывают возможность создать экономичную межпланетную транспортную систему. Для полётов по всей Солнечной системе: ..." С Вами согласен во всём, НО до реализации этих планов нужно поднять уровень жизни в нашей стране, восстановить промышленность, которую разрушили лроамериканцы, агенты влияния и либералы по методике 1962 года Чикагского университета по заказу ЦРУ США.  В гражданском плане, конечно все эти разработки нужны будут, а вот в военном плане они просто необходимы для России для выживания, аналогично как в 1945 году нужна была атомная бомба для ВЫЖИВАНИЯ СССР. Черчилл вообще просил США бомбить СССР атомными бомбами! Сегодня опять нужна сверх сила для сдерживания и установления баланса между державами. Мир изменился, создали информационные войны, экономические санкции и т.п. всё для того, чтобы Россия не поднялась после развала СССР. Но мы держимся и развиваемся, как бы этого не хотелось США. Исходя из сегодняшних реалий обстановки необходимо в первую очередь применить новшества для оборонной доктрины России. С. П. Королёв тоже мечтал о запуске космонавта, но его обязали сначала сделать ракету для доставки ядерной бомбы до противника. А дальше, и спутник запустили, и Ю. Гагарина послали первыми в космос. Удачи Вам и чем смогу, тем помогу в Ваших планах. Андрей Виноградов.


[
Ответить на это ]


Re: Атомный ионный двигатель для межпланетных полётов (Всего: 0)
от Гость на 18/07/2020
Чтобы сделать движитель для космического аппарата необходимо иметь два устройства.
  1. Источник энергии достаточной мощности.
  2. Сам движитель.
Что касается источника энергии, то я уже несколько раз предлагал несколько вариантов эфирных энергогенераторов.
  1. Диск Сёрла
  2. Механический диск с использование прецессии
Можно предложить ещё несколько генераторов, типа генератора Слободяна, но и двух достаточно.

Теперь о движителе. Р. Сигалов предложил много разных завитушек, которые можно использовать в качестве движителя. Кто не знает, поищите в Инете его книги. Интересно будет. Но самый простой движитель и опробовал его в 2010 году Александр Кушелёв. Он взял обычный самый простой крес, обернул его алюминиевой фольгой и подвл на один из концов креста высокочастотное напряжение от магнетрнона из обычной микроволновки.

И кораблик поплыл. Вместо креста можно использовать металлический штырь (медь, золото или серебро) с несколькими нанизанными на него металлическими (медь, золото или серебро) кругами. Один конец штыря свободный, другой конец подсоединяем к магнетрону. Тяга формируется в сторону свободного конца штыря.

Можно взять соленоид, пропуская через него ток можно внутри соленоида создать однородное магнитное поле. Теперь берём проводник, протыкаем по диаметру соленоид в нужном месте. Теперь пропускаем через проводник ток и получаем тягу перпендикулярную проводнику и соленоиду по известному из физики закону F=H*I*L. И летим куда глаза глядят.
Ионный двигатель, да еще я ядерной энегоустановкой - это давно отвергнутый советским ракетостроением этап. Ядерный реактор - это очень опасно. Упадёт на Землю, пиши пропало. А для ионного движителя нужен запас водорода. А в Космосе каждый грамм на счету. Еще Филимоненко активно выступал против ядерных установок на космических кораблях. Его за это даже в дурдом садили, с работы сняли. Но почему-то никто не хочет использовать ядерные установки для подземных противоядерных убежищ. А потому, что любой ядерный реактор выделяет радиоактивные элементы. И через несколько месяцев любое убежище с ядерным реактором окажется заражённым радиоактивными веществами.

Так что автору статьи рекомендую отказаться как от ядерных силовых установок, так и от ионных двигателей. Это тупик. Вместо из ещё Филимоненко предложил установку ХЯС и летающую тарелку с плексигласовыми дисками.


[ Ответить на это ]


Re: Атомный ионный двигатель для межпланетных полётов (Всего: 0)
от Гость на 20/07/2020
Что касается защиты от радиации, то советую обратить внимание на узоры на кельтских крестах. Некоторым кажется, что это просто красивый рисунок, но это замкнутый виток, структурированный в виде так называемой бифилярной катушки, в которой каждому отрезку проводу с одним направлением тока имеется параллельный участок с током, текущим в противоположном направлении. У такой катушки при прохождении по ней тока создаётся магнитное поле, в котором оба полюса будут северной полярности.

Но когда такая катушка будет оформлена в виде замкнутого витка, то при приближении к ней электромагнитного поля, например, луча лазера, по закону Ленца в катушке начнет циркулировать ток. Созданное магнитное поле отбросит внешнее магнитное поле. То есть, такая защита не потребует дополнительного источника энергии. И чем сильнее будет "напавшее" магнитное поле, тем сильнее будет ответная реакция.

Чтобы созданное бифилярной катушкой магнитное поле не воздействовало на космический корабль, можно под катушку подложить слой меди, золота или серебра. Эти металлы отталкивают внешнее магнитное поле.

Что касается самих кельтских крестов, то это копии космических кораблей, на которых летали наши предки или прилетающие на Землю инопланетяне. А теперь в силу карго-культа их используют для религиозных обрядов.

На развалинах древних городов часто находят так называемые меандры. Это тоже бифилярные катушки, которые способны излучать электромагнитные колебания при воздействии на них других электромагнитных колебаний, например, магнитного поля Земли. Например, покрытое меандрами дно бассейна могло нагревать налитую в бассейн воду.


[
Ответить на это ]


Re: Атомный ионный двигатель для межпланетных полётов (Всего: 0)
от Гость на 22/07/2020
Автор этих слов вообще по характеру трус, он боится всего, о чем не знает досконально. Или он пише по указке агентов влияния, и главное пишет бездоказательно "отсебячину", а попросту, пишет БРЕД. Чтобы было как бы более достоверно пишет формулы, ссылается на фамилии таких же как он лиц - критиканов по заказу или от незнаний. Вывод: в комментариях за ложь и бред не наказывают, а зря.


[
Ответить на это ]


Re: Атомный ионный двигатель для межпланетных полётов (Всего: 0)
от Гость на 19/07/2020
....500-тонный обитаемый корабль с 4500 тоннами запаса жидкого водорода разгоняется к Марсу .... Это неправильно выбранное направление н-т развития, базирующееся на ГИГАНТОмании. С уважением, АлС

Гигантоманией не является. Илона Маска иной раз критикуют за непродуманность радиационной защиты, однако это как раз легко решается масштабом корабля.

С масштаба космического корабля всего на сотню пассажиров, автоматически обеспечиваются условия когда неизбежный запас воды, еды и жидкого кислорода позволяет сделать радиационное убежище для экипажа. Даже не используя жидкий водород из бака ракетного двигателя. Не беря на корабль ни тонны дополнительной массы ради радиационной защиты от так называемых "солнечных вспышек."

Предположим, космический корабль имеет экранированный объём величиной порядка 1 кубометра на каждого космонавта. Шестигранные ячейки по образцу пчелиных сот со стороной "под ключ" 80 - 90 см, как треугольная решётка в реакторе.
Три этажа по 180 см длиной каждый, на каждом 37 ячеек для космонавтов, 2 ячейки под коридор и центральная с максимальной радиационной защитой: для главного компьютера. Это самое важное, т.к. без компьютера на корабле даже не будут знать куда вектор скорости направлен. Всего 108 космонавтов.

На год человеку нужно 2,2 тонны кислорода и как минимум тонну воды. Располагаем их вокруг трёхэтажных 6-гранных "пчелиных сот", диаметр и высота которых получаются порядка 5,6 метров. Водяной слой, при запасе по тонне на космонавта, оказывается толщиной около 1 метра. Плюс снаружи запас жидкого кислорода.

Протоны солнечных вспышек имеют энергию 200 - 300 МэВ, их ионизационный пробег порядка 30 - 60 сантиметров водяного слоя соответственно. Поглощаются полностью слоем воды и кислорода, вместе с произведёнными нейтронами особенно если вода минеральная содержащая бор-10.

Учитывая слой жидкого кислорода запасённого для дыхания в криостате вокруг модуля, протоны с энергией 1 ГэВ постоянной космической составляющей, дающие порядка 100 рентген в год, тоже заметно будут поглощаться начиная с некой, правда более крупной величины, космического корабля.

Так что не гигантомания.
В некоторой мере даже масштаб стартовой массы 5000 тонн с низкой околоземной орбиты - из которых 90% водород что определяется критмассой плутония и пропорцией 1000 тонн водорода на килограмм осколков деления при U~10 км/сек - соответствует тем же 100 пассажирам между Землёй и Марсом, определённым из фактора требований к радиационной защите от протонов Солнечных вспышек..

Денис Владимирович


[ Ответить на это ]


Re: Атомный ионный двигатель для межпланетных полётов (Всего: 0)
от Гость на 20/07/2020
Зачем так сложно.

В качестве источника энергии можно задействовать мощную конверсионную трубку Грея. Тогда не придётся тащить в космос огромные объемы горючего. Представьте, при подлёте к Марсу корабль марсианами подвергается удару ракетой. Полный пипец.


А в качестве движителя многослойный конденсатор с мощным эффектом Бифельда-Брауна. Для этого надо взять 100 конденсаторов с диэлектриком с высокой диэлектрической проницаемостью, например  в 1000 ед. Наложить из друг на друга, разделив более толстым слоем диэлектрика с низкой диэлектрической проницаемостью, например, 1-2 ед. Тогда прямая тяга будет раз в 1000 больше тяги обратной. А заряжать конденсаторы можно будет от трубки Грея.


[
Ответить на это ]


Re: Атомный ионный двигатель для межпланетных полётов (Всего: 0)
от Гость на 21/07/2020
Относительно полётов к кольцу астероидов между Марсом и Юпитером, интересно отметить что общая масса астероидов считается равной 4% массы Луны. То есть очень мало. При этом больше половины массы сосредоточено в четырёх самых крупных астероидах. Поэтому в будущем все их насквозь перекопают, пропустят через 3D-принтеры и превратят в космические корабли. 
Важно заранее застолбить за собой самые ценные астероиды, что страны ядра мировой цивилизации сейчас и делают. 


[ Ответить на это ]


Re: Атомный ионный двигатель для межпланетных полётов (Всего: 0)
от Гость на 02/08/2020
Не хочется чтобы прогноз подтвердился, но похоже масштаб усилий России по освоению космоса в ближайший год-два будет падать.*Роскосмос в этом году запустил всего один "Протон", остальные - легкие выводящие по 7 тонн на низкую орбиту "Союзы". *Иностранные заказы на запуски "Роскосмос" почти все потерял так как не имеет многоразовых ракет и неспособен с ними конкурировать по цене.*Ракета "Протон" перестаёт летать с 2025 года, "Ангара" либо любая другая замена - не готовы к серийному производству.*Радиационно-стойкие радиоэлектронные комплектующие для разведспутников и полётов к Луне, Марсу - отрезаны санкциями.*Электро-реактивный двигатель с ядерным энергоисточником порядка 1 МВт, хотя и сомнительный по полезности проект так как на 2 порядка менее мощный по сравнению с ЯРД нагревающим водород - ОТМЕНЁН Роскосмосом, финансирование снято.*В довершение ко всему, правительство РФ рассматривает вопрос о СЕКВЕСТРЕ БЮДЖЕТА на следующие 3 года: бюджет России  урежут в среднем на 10% то есть на 20 миллиардов долларов в год.Из них, 1 миллиард долларов сэкономят на "Роскосмосе". Это значит, он будет угасать и в лучшем случае - вместо прогресса с многоразовыми метановыми сверхтяжёлыми ракетами -  будет с трудом старыми пенсионерами удерживать от обвала те дела, которые имеет сейчас. Россия будет всё больше отставать в космосе. 



[ Ответить на это ]


Re: Атомный ионный двигатель для межпланетных полётов (Всего: 0)
от Гость на 03/08/2020
Дебилов и топ-менеджеров (манагеров) надо отправить к китайцам на лесоповал, и тогда будут создавать новое, как делал в своё время С. П. Королёв. Нужен новый Лаврентий Павлович, тогда будет прорыв, и ядерная мощь России, и народ не будет возмущен жуликами - либералами, мошенниками - демократами, голубыми и т.п. гадами во власти и вокруг нас.


[
Ответить на это ]


Re: Атомный ионный двигатель для межпланетных полётов (Всего: 0)
от Гость на 03/08/2020
&....гадами во власти и вокруг нас...& – тебе лечиться надо, или прямо в психушку. 


[
Ответить на это ]


Re: Атомный ионный двигатель для межпланетных полётов (Всего: 0)
от Гость на 03/08/2020
А без направления Королева на Колыму нельзя было обойтись? Он как раз и делал новое - например, управляемую тактическую КР "212" класса "земля-земля", да "чисторукие" РНИИ разгромили,. и все ракетные усилия СССР в ходе войны были связаны с реактивной артиллерией и экспериментальными ракетными ускорителями для самолетов. Зато Германия, которая в 30-е гг. вовсе не опережала Союз, вырвалась по части ракетного оружия далеко вперед. Даже реактивные системы залпового огня ву вермахта появились раньше, чем у РККА. Вы задолбали своим раболепием перед Берия, ей-богу. Знаний нет, одни идиотические проклятия и заклинания. Вы хотя бы соображаете, что способны создать даже на лесоповале дебилы - несчастные люди с весьма ограниченными интеллектуальными возможностями?  Какое еще новое? ПРи чем здесь вообще они? Как можно такое предлагать? ("Дядя, Петя, ты дурак?" - см. фильм "Сережа") . 


[
Ответить на это ]


Re: Атомный ионный двигатель для межпланетных полётов (Всего: 0)
от Гость на 03/08/2020
А без направления Королева на Колыму нельзя было обойтись? Он как раз и делал новое - например, управляемую тактическую КР "212" класса "земля-земля", да "чисторукие" РНИИ разгромили, и все ракетные усилия СССР в ходе войны были связаны только с реактивной артиллерией и экспериментальными ракетными ускорителями для самолетов. Зато Германия, которая в 30-е гг. вовсе не опережала Союз, вырвалась по части ракетного оружия далеко вперед. Даже реактивные системы залпового огня у вермахта появились раньше, чем у РККА. Вы задолбали своим раболепием перед Берия, ей-богу. Знаний нет, одни идиотические проклятия и заклинания. Вы хотя бы соображаете, что способны создать даже на лесоповале дебилы - несчастные люди с весьма ограниченными интеллектуальными возможностями?  Какое еще новое? ПРи чем здесь вообще они? Как можно такое предлагать? ("Дядя Петя, ты дурак?" - см. фильм "Сережа") . 


[
Ответить на это ]


Re: Атомный ионный двигатель для межпланетных полётов (Всего: 0)
от Гость на 20/04/2021
как вам рано ещё заниматься этой проблемой |ближайший прорыв будет только через 38 лет|все ваши рассуждения детски наивны|для понимания-энергию для движетеля будут на этапе разгона получать от космической трассы энергоносителей по всему пути разгона|через неё доставят элементы трассы для обратного разгона на финиш каждого маршрута запланированного поиска в космосе|это первый этап-затем придёт понимание иных принципов перемещения во вселенной|при условии не уничтожения вашей цивилизации|ищите пути-у вас есть шансы


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.16 секунды
Рейтинг@Mail.ru