[11/07/2019] Литиевая «бомба» для спецподлодки
Как американские «морские
котики» лишились своей новейшей субмарины
Владимир
Щербаков, ответственный редактор «Независимого военного обозрения»
Трагедия,
постигшая отечественную гидронавтику 1 июля с.г., до сих пор будоражит умы
экспертов, журналистов и простых обывателей. Впрочем, о том, что произошло в
тот роковой день на российской субмарине, какое бы название она не носила, и к
какому бы проекту не принадлежала (официальном нам это никто так и не объявил),
общественность, видимо, узнает не скоро, а то и вовсе не узнает. Причин
тому несколько.
Во-первых,
потому что плотная пелена секретности окружает как саму военную гидронавтику,
так и те образцы вооружения, военной и специальной техники, которые для нее
создаются. И уж, тем более, тайной покрыта эксплуатация этих вооружений и
техники. Причем это в равной степени касается и зарубежной военной
гидронавтики.
Ведь,
по большому счету, гидронавты – это глубоководный спецназ флота, способный
решать боевые задачи чрезвычайно высокой степени сложности, важности и
секретности. И рассказывать об этом, как говорится, широкому кругу лиц – не
целесообразно. Военную и государственную тайну еще никто не отменял.
Ну,
а, во-вторых, давать подробную информацию о том, что стало причиной трагедии на
сверхсекретной подлодке, в открытые СМИ не стоит еще и по другой причине.
Все
мы знаем, что любая разведка значительный объем информации черпает именно из
открытых источников, после чего ее аналитики на основе тщательно отобранных
сведений достаточно эффективно воссоздают картину обстановки в той или иной
интересующей их сфере, а военные при необходимости вносят коррективы в
реализацию каких-либо своих программ. Поэтому, что называется, баловать
военно-морских экспертов из стран – вероятных противников России совершенно не
зачем: пусть они учатся на своих ошибках, а не на наших.
В
результате пока нам известно только то, что, как указал 4 июля с.г. на встрече
с президентом РФ Владимиром Путиным министр обороны РФ генерал армии Сергей
Шойгу, «основная причина происшествия – это пожар в аккумуляторном отсеке»,
который затем «получил некое распространение».
Однако,
как показывает практика, при любой, даже сверхвысокой степени секретности
утечки информации в прессу все же бывают. Причем зачастую они способны привести
к серьезным последствиям, в том числе и международного масштаба. Взять, к
примеру, ситуацию с обнародованием в СМИ весьма нелицеприятных оценок
деятельности президента США Дональда Трампа, данных ему в секретных отчетах
послом Великобритании в США Кимом Дэрроком. Последний в результате скандала
даже решил уйти со своего поста.
Вот
и в нашем случае уже считанные дни спустя после трагедии в российских СМИ стали
появляться различные подробности случившегося. Считать их стопроцентно
соответствующими действительности, конечно, можно с очень большими оговорками,
а то и вовсе не следует, но все же…
В
этой связи интерес представляют два материала, опубликованные 9 июля с.г. РБК
(«Последний поход: из-за чего могли погибнуть 14 офицеров-подводников») и
«Фонтанкой» («Огонь, батарея. На подлодке в Арктике загорелся экспериментальный
аккумулятор»). В первой статье за подписью Елизаветы Антоновой, судя по всему,
впервые утверждается, что на субмарине загорелась литиевая аккумуляторная
батарея, а во втором материале, подготовленном Юлией Никитиной, указывается:
«То, что у берегов Североморска взорвалась именно литиевая батарея, «Фонтанке»
подтвердили пять структурно между собой не связанных источников. К объемному
пожару, по нашим данным, привел тепловой разгон аккумулятора, за которым
последовала серия взрывов».
В
данном материале мы не будем оценивать, верны ли данные предположения или нет. Просто
потому, что, как указывалось выше, тема эта настолько закрытая, что с большой
долей вероятности пока можно сказать лишь одно: мы мало что знаем о предмете
разговора и даже не можем подтвердить, как говорится, на все сто процентов, что
трагедия действительно произошла на той атомной глубоководной станции, которую
принято называть «Лошариком».
Мы
же обратим взор на литий-ионные, или как их еще называют, литиевые
аккумуляторные батареи. Об их особенностях, достоинствах и недостатках уже
подробно писала и «Фонтанка», и другие издания. Однако, судя по всему, никто
пока не вспомнил, что первыми «удар лития» еще более десятилетия назад испытали
на себе американские моряки. Ведь именно из-за взрыва такой аккумуляторной
батареи была уничтожена новейшая разработка заокеанского военно-промышленного
комплекса – сверхмалая подлодка, которая должна была радикально повысить боевой
потенциал военно-морской компоненты Командования сил спецопераций (ССО) ВС США.
Речь
идет о мини-субмарине, получившей название ASDS. Это аббревиатура от Advanced SEAL Delivery System, что можно перевести с английского
как «Модернизированная система доставки военнослужащих военно-морского
спецназа», то есть тех самых знаменитых «морских котиков». Предполагалось, что ASDS заменят в отрядах последних стоявшие
тогда на вооружении аппараты типа SVD (SEAL Delivery Vehicle). Причем не просто заменят, но и позволят существенно
нарастить боевой потенциал спецназа ВМС США, значительно расширив спектр
решаемых им задач.
Обеспечить
это должны были конструктивные особенности нового «морского конька», который, в
отличие от своего предшественника, относился к так называемому сухому типу. Дело
в том, что аппараты SDV, относящиеся к «мокрому» типу, в рабочем положении заполняются
забортной водой (отсюда и «мокрый» тип), а потому «морские котики» вынуждены
длительное время, словно рыбы в аквариуме, находиться в заполненной водой
«емкости», ожидая доставки к месту назначения или, напротив, возвращения на подлодку-носитель.
В новом же аппарате, который имел двухкорпусную конструкцию (легкий и прочный
корпуса), внутренние отсеки забортной водой не заполнялись и спецназовцы
«путешествовали» в весьма комфортных условиях.
Плюс
ко всему SDV
в варианте Mark
8 брал на борт максимум 8 человек (2 водителя и до 6 боевых пловцов с личным
оружием, либо 2-3 боевых пловца с набором различного вооружения, включая
магнитные мины и подрывные заряды), а ASDS мог взять до 16 людей-«лягушек», не
считая 2 водителей. Существенно различалась и максимальная дальность, на
которую аппараты могли доставить сидящих в них «морских котиков»:
соответственно 18 и 125 морских миль (33,3 км и 231,5 км).
Причем
на ASDS, как и на более
крупных, настоящих подлодках, стояла гидроакустическая станция. Понятное дело,
что малогабаритная и небольшой дальности действия, но все же. Были у новой
мини-ПЛ и другие достоинства.
Первый
контракт стоимостью 70 млн долларов на проектирование ASDS и постройку первого прототипа
подразделение Oceanic Division компании Westinghouse Electric Corporation получило от флота в 1994 году. Опционом
предусматривалась постройка еще 1-2 мини-ПЛ. Через два года указанное
подразделение перешло к компании Northrop Grumman, которая и стала с тех пор отвечать
за программу. Планировалось, что первый аппарат (а всего намечалось закупить
шесть мини-подлодок) передадут заказчику в июле 1997 года, но в итоге в боевой
состав он вошел только в 2003 году.
Примечательно,
что первоначально на новой мини-субмарине поставили обкатанные в эксплуатации
серебряно-цинковые аккумуляторные батареи, но позже в рамках модернизации на ASDS поставили более энергоемкие
литий-ионные батареи. Производитель, Yardney Technical Products, поставил их в 2005 году по
контракту на 9,3 млн долларов (всего же на работы по замене батарей с 2000 года
потратили 26 млн долларов).
Фактически
программа создания мини-подлодки ASDS стала в свое время одним из наиболее амбициозных проектов,
осуществлявшихся в интересах Командования ССО ВС США. «Система Advanced SEAL Delivery System (ASDS), представляющая собой гибридный
боевой подводный аппарат, является одной из крупнейших инвестиций Командования
сил специальных операций США», – указывалось в специальном докладе,
направленном в мае 2007 года в подкомитет по новым угрозам и возможностям
Комитета по делам Вооруженных сил Сената США.
Однако
данная программа стала и одним из наиболее громких фиаско, постигших за
последние десятилетия американские спецназ и флот (последний отвечал за общее
руководство программой и непосредственную эксплуатацию ASDS, хотя деньги на проект давало именно
Командование ССО). И, пожалуй, главной причиной этого сокрушительного провала
стала именно литиевая «батарейка», из-за которой мини-субмарина выгорела дотла
и была списана, а программа через год – окончательно закрыта.
Неприятность
эта случилась с первой и единственной построенной американцами ASDS в ноябре 2008 года. В тот день – 9
ноября – мини-подлодка, находившаяся в совместной эксплуатации ВМС и
Командования ССО, стояла под зарядкой аккумуляторной батареи на специальной
станции на территории военно-морской базы Перл-Харбор. Неожиданно раздался
взрыв, после чего возник сильный пожар, который, как писали американские СМИ,
удалось потушить через шесть часов.
Впрочем,
как представляется, принимая во внимание небольшие размеры этой карликовой
субмарины (длина – 20
метров, водоизмещение – чуть более 60 тонн), она просто
выгорела дотла. Дело в том, что в ходе борьбы с пожаром мини-подлодку
загерметизировали, охлаждая затем в течение нескольких часов водой снаружи
наиболее нагревающиеся ее части. Успела попасть вода с пеногасящим составом и
внутрь аппарата.
Более
двух недель горемычная мини-подлодка стояла, будучи герметично закрытой, и лишь
затем американцы рискнули открыть люк субмарины и заглянуть внутрь. Что они там
при этом увидели, и какие слова произнесли, догадаться не трудно.
К
счастью, на борту ASDS
или близко около нее в момент взрыва никого не было, а потому обошлось без
человеческих жертв. Пострадала только репутация американского флота и командования
спецназа. Первый должен был отправить ASDS в поход на борту атомохода
«Мичиган», незадолго до того переоборудованного из стратегического ракетоносца
в носитель «Томагавков» и боевых пловцов, а специалисты второго готовились
подать бюджетный запрос на 2010 финансовый год, в котором прописали
дополнительные средства на эту программу, включая закупку трех мини-ПЛ.
Литиевые
аккумуляторы поставили крест на всех этих планах. «Чудо-подлодку» не спасло
даже то, что роковые аккумуляторные батареи находились вне ее прочного корпуса,
да еще и в титановых контейнерах!
Восстановление
уникальной сверхмалой подлодки эксперты оценили в 237 млрд долларов, что
существенно превышало бюджет Командования ССО на эту программу на текущий
финансовый год (180 млн долларов). Срок же восстановительных работ определили
аж в три года!
Поскольку
к тому времени амбициозный проект уже обошелся налогоплательщикам почти в 900
млн долларов и многократно превысил все мыслимые временные сроки реализации, в
Пентагоне решили не испытывать судьбу дальше и закрыли программу. Могло быть и
хуже: специалисты сначала оценивали реализацию всего запроса военных – шесть
мини-подлодок и многие годы их эксплуатации – в сумму более 2 млрд долларов, а
бюджет нового варианта программы, который продвигало Командование ССО и который
включал закупку трех ASDS, оценивался в 1,2 млрд долларов.
Впрочем,
американские адмиралы не отказались от использования литиевых аккумуляторных
батарей, коими, к примеру, в настоящее время оснащены все аппараты семейства SDV.
«Литий-ионные
аккумуляторные батареи могут быть довольно опасны, но все же они многократно
безопасно использовались до этого момента, пройдя через множество рабочих
циклов», – приводил слова неназванного представителя Минобороны США в своей
статье, опубликованной в декабре 2008 года, журналист газеты Navy Times Кристофер Кавас.
«Это
почти наверняка был процедурный вопрос, – вторил ему другой эксперт. – Как и в
большинстве случаев, ситуация будет безопасной, если вы будете следовать
процедурам. Но если вы не будете следовать процедурам, могут произойти вещи,
которых вы не ожидаете».
С
этим, как говорится, не поспоришь…
«Независимое
военное обозрение», 11.07.2019
|