proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2021 год
  Агентство  ПРоАтом. 24 года с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Обсудим?!
Способствует ли безопасности атомной отрасли закрытость (усиление режима)?
Да
Нет
Сильнее влияют другие факторы

Результаты
Другие опросы
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
Вышло в свет второе издание двухтомника Б.И.Нигматулина. Подробнее
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия» и сайта proatom.ru. Информация: (812) 438-32-77, E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[06/06/2005]     О единой государственной системе всех видов надзорной деятельности в России


М.Н.Тихонов, ФГУП НИИ промышленной и морской медицины, Санкт-Петербург

М.И.Рылов, ООО «РЭС центр» Санкт-Петербург
Идея создания Единой надзорной службы России формировалась в процессе осознания необходимости усиления роли государства в осуществлении защиты человека и среды его обитания от негативных последствий техногенного развития цивилизации и предусматривала объединение ведомственных служб надзора в единое целое, оптимизацию их структуры и численности, создание универсального по своему составу и возможностям единого контрольного ведомства. Целью новой службы стало создание и поддержание комплекса факторов, гарантирующих защиту жизни и здоровья нынешнего и будущего поколений людей, окружающей среды, интересов государства при использовании технологий повышенной опасности.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Служба) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.

Вновь организованная Служба является:

• органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;

• специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности;

• органом государственного горного надзора;

• специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы в установленной сфере деятельности;

• органом государственного энергетического надзора;

• специально уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха.

Единая служба создана на базе существовавших служб по технологическому и атомному надзору. Ей переданы также функции по экологическому надзору из Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Ранее Федеральной службе по технологическому надзору были переданы функции по контролю и надзору за ликвидируемым Министерством энергетики России, а также преобразуемым Госкомитетом РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.

Раньше органы, относящиеся к надзору за различными сферами деятельности, были рассеяны по различным ведомствам, что являлось серьезным препятствием для эффективного комплексного управления надзорной деятельностью. Создание единой надзорной организации на месте разрозненных до сегодняшнего дня ведомств гарантирует нашему государству безопасность, а предприятиям – понятные и удобные условия взаимодействия с государством. Правоприменение в этой сфере деятельности (контроль, лицензирование, нормы, штрафы) должно находиться в компетенции государства и новой Службы.

Руководствуясь постановлением Правительства от 30.07.04 г. № 401 и Положением об этой Службе приказом ее Руководителя А.Б. Малышева от 09.08.04 г. № 4 введена в действие структура центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, включающая помимо Руководителя и пяти его заместителей, 15 управлений. Служба органически включает в себя три базисные составные части: 1) функциональные подразделения, обеспечивающие организацию выполнения задач; 2) подразделения, образованные по отраслевому принципу и 3) обеспечивающие подразделения, которые должны решать вопросы общего назначения для различных отраслей. Служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Указом Президента РФ обеспечено соблюдение основополагающего принципа – независимости органа надзора от организаций, осуществляющих деятельность, подлежащую надзору. Однако достичь поставленной цели можно лишь при определенных условиях. Во-первых, новая Служба должна принимать самое активное участие в нормативном регулировании – разработке, согласовании, введении в действие и совершенствовании нормативных документов по безопасности. Во-вторых, ей должны быть переданы функции лицензирования деятельности опасных производств и технологий на основе всесторонних оценок и экспертиз. В-третьих, Федеральная Служба должна осуществлять эффективный надзор за соблюдением условий действия лицензий на потенциально опасных объектах.

Основной упор в своей деятельности Служба делает на предупреждение нарушений безопасности. Для этого надзор должен осуществляться на всех этапах и стадиях жизненного цикла потенциально опасных объектов (вне зависимости от их ведомственной принадлежности) – от создания проекта и выбора места расположения до снятия объекта с эксплуатации и реабилитации территории. Контроль выполнения пунктов предписаний, как правило, осуществляется ведомственными службами контроля. Поэтому изыскиваются новые формы регулирования безопасности и возможности участия в них органов государственного контроля и надзора.

Выдача лицензий на виды деятельности, осуществляемая на основе оценки всего комплекса взаимосвязанных вопросов обеспечения безопасности, значительно снизит нагрузку на предприятия и организации. Они будут представлять в органы Службы одно заявление и получать одну лицензию на установленный вид деятельности. Многочисленные ведомственные проверки отдельных вопросов уступят место единовременным проверкам «за раз» всего комплекса обеспечения безопасности на основе внедрения единых современных критериев обеспечения комплексной технологии безопасности.

Созданная и прошедшая становление Единая государственная система надзора – Ростехнадзор – аккумулировала значительные человеческие, интеллектуальные и материальные ресурсы, используемые для комплексной технологии обеспечения безопасности поднадзорных объектов. Создание объединенной Службы Госнадзора – значительный шаг в развитии отечественной системы многопланового надзора. В условиях наблюдаемого в последние годы роста в стране числа и масштабности чрезвычайных ситуаций трудно себе представить реальное обеспечение безопасности личности, общества и государства, декларированное Конституцией РФ, без существования подобной системы.

Дальнейшее развитие Службы, по мнению авторов, должно осуществляться в соответствии с двумя основными требованиями: во-первых, она должна соответствовать социально-экономическим условиям функционирования национальной экономики и, во-вторых, способствовать успешному выполнению стоящих перед ней задач.

При этом необходимы рациональная интеграция структур и функций, а также диверсификация (расширение сферы и изменение вида профессиональной работы и освоение новых видов услуг) деятельности надзорно-контрольных органов. Главное при развитии Службы сохранить базисные составляющие существующей структуры. Сегодня повышение эффективности базисных составляющих Службы на основе расширения (или сужения), а также поиска рационального сочетания выполняемых ими функций достигается путем сохранения (в основном за счет комплексирования) структуры органов Госнадзора в виде, существующем в настоящее время.

Федеральная служба по атомному надзору не реформирована, а только переименована. Об этом на пресс-конференции заявил руководитель службы А.Б. Малышев. «Нельзя говорить о Федеральной службе по атомному надзору как о вновь образованной, состоялось лишь ее переименование», – подчеркнул А.Б. Малышев. Аналогичная ситуация наблюдается и в других базисных составляющих Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Другими словами, развитие новой Службы проводится консервативно-эволюционными методами с сохранением существующей структуры и функций. О перспективе такой комплексации пока говорить рано. Сделать заметные шаги в достижении указанных целей, несмотря на их кажущуюся рациональность, пока не удалось. Причина – межведомственные противоречия и ряд объективных и субъективных обстоятельств финансового плана. Необходим Федеральный закон «О государственной службе надзора», нормативное правовое и нормативно-методическое обеспечение организации и деятельности Службы. Нормотворчество в области использования атомной энергии (ИАЭ) следовало бы завершить разработкой Кодекса федеральных норм и правил в области ИАЭ, устранив имеющиеся во множестве норм и правил противоречия, повторы и неточности.

Проведенный системный анализ содержания проблем, подлежащих разрешению на пути реализации поставленных перед Федеральной службой задач, позволил предложить следующие основные направления ее дальнейшего развития:

• Оптимизация (по показателям эффективности, управляемости и надежности) структуры и состава надзорных органов, что сокращает расходы на содержание и деятельность подразделений.

• Оптимальное размещение территориальных подразделений Единой службы. Современное развитие транспорта, средств связи и телекоммуникаций позволяет обеспечить организацию и осуществление надзора непосредственно на объектах и территориях России.

• Сокращение численности дублирующих органов путем структурно-функционального объединения отдельных родственных по функциональному предназначению подразделений.

• Создание системы научного мониторинга – привлечения ряда ведущих ученых и научных коллективов (по договорам) для обработки и анализа имеющейся разнородной информации, обеспечения необходимых информационных потоков и использования тех источников и методик, которые имеются в передовых научных центрах страны.

• Подбор, расстановка и обучение кадров, увеличение численности подготавливаемых специалистов высшей квалификации.

• Совершенствование нормативной правовой и нормативно-методической базы, регламентирующей деятельность Федеральной службы. Цель – создать систему правовых норм, регламентирущих отношения, возникающие в связи с реформированием органов Госнадзора и их применением по предназначению в реорганизованном виде, обеспечить их деятельность необходимыми техническими регламентами и научно обоснованными методиками.

• Создание единого органа управления надзорной службой России с гибкой организационной структурой, что повысит оперативность и ответственность выполнения задач и укрепит вертикаль власти.

С другой стороны, следует учесть, что громоздкие суперструктуры являются обычно нестабильными. Прогрессивная эволюция организационных структур представляет собой процесс самоорганизации, выражающийся в самопроизвольном образовании все более сложных структур. Любая, однажды возникшая структура не является статичной, она в принципе может потерять устойчивость либо вследствие изменения условий среды, либо из-за изменения параметров (социально-экономических, технологических, экологических, научно-технических) самой Системы. Возможно, возникшее сегодня мощное объединение надзорно-контрольных органов и последующее создание в его составе отдельных обособленных структур станет первым шагом к дезинтеграции – последующему их выделению (в связи с масштабностью и значимостью решаемых ими задач) в самостоятельные ведомства, то есть к ликвидации в будущем единой Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Время покажет, как говорится: поживем – увидим.

Представленные соображения показывают, что современные интеграционные тенденции очень сильны, они активно влияют на развитие и взаимодействие надзорных органов в стране и даже являются превалирующим фактором их развития в ходе проводимой административной реформы. Разумеется, говоря об усиливающейся интеграции и о возможной конвергенции – слиянии органов Госнадзора, нельзя забывать и о продолжающейся дифференциации надзорных органов, появлении в них новых надзорно-контрольных функций и доминирующих направлений. Оба процесса идут совместно, обогащая и подкрепляя друг друга в соответствии с существующими реалиями.

Журнал «Атомная стратегия» № 17, июнь 2005 г.  

 
Связанные ссылки
· Больше про Ядерный надзор
· Новость от PRoAtom


Самая читаемая статья: Ядерный надзор:
Новая структура стандартов МАГАТЭ по безопасности

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 4.66
Ответов: 3


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

Извините, комментарии не разрешены для этой статьи.





Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.07 секунды
Рейтинг@Mail.ru