proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2022 год
  Агентство  ПРоАтом. 25 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
Вышло в свет второе издание двухтомника Б.И.Нигматулина. Подробнее
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия» и сайта proatom.ru. E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[06/06/2019]     Где готовят атомных капитанов

По данным Международной морской организации, численность командного состава в мировом флоте в настоящее время оценивается в 500 тыс. офицеров. К 2030 г. потребуется до 850 тыс. высококвалифицированных моряков. Учитывая, что половина действующих офицеров к тому времени уйдет на пенсию, в морские учебные заведения необходимо будет набрать и обучить 600 тыс. новых абитуриентов по 40 тыс. человек ежегодно.



Численность российских моряков составляет 5,37% (комсостав) и 4,13% (рядовой состав) от общего числа моряков в мировом флоте. Кроме того, значительное число граждан Российской Федерации трудится на судах иностранных компаний.

Развитие флота приводит к расширению специализации судов, что в свою очередь требует дополнительной подготовки всего экипажа специализированного судна по сравнению со стандартными международными и национальными нормами. На сегодняшний день налицо дефицит специалистов с тенденцией его возрастания до критических значений. Так, «стареют» экипажи атомных ледоколов, дноуглубительных судов, наблюдается дефицит кадров для работы на ключевых должностях судов, занятых обеспечением морских операций на шельфе.

Для Государственного университета морского и речного флота им. адм. Макарова (ГУМРФ), самого большого и самого северного по территориальному расположению вуза водного транспорта, ближайшая перспектива и текущие интересы связаны с дальнейшим освоением Арктики. Арктический вектор для университета не является новым направлением, поскольку уже более 80 лет (с 1930-х гг.) в вузе ведется подготовка специалистов по освоению Арктики и навигационно-гидрометеорологическому обеспечению плавания судов в полярных водах.  Обеспечиваются кадрами структуры Гидрографического предприятия и Росгидромета, работающие в Арктическом регионе и обеспечивающие функционирование Северного морского пути.

 

Начало пути на Север

Истоки создания вуза восходят к временам организации «Северной научно-промысловой экспедиции», перед которой ставилась задача проведения геолого-географической разведки и исследования северных территорий. Её начальник Рудольф Лазаревич Самойлович получил прозвище «директора Арктики». В 1935 г. Р.Л.Самойлович, организовал в Ленинградском государственном университете кафедру географии полярных стран, считая подготовку кадров для освоения севера страны вопросом стратегическим. Тогда же был образован Гидрографический институт Главсевморпути, впоследствии преобразованный в Высшее арктическое морское училище. После объединенный с Ленинградским высшим мореходным училищем в 1954 г. оно было преобразовано в Высшее инженерное морское училище им. адм. С.О.Макарова (ЛВИМУ). В 1990 г. ЛВИМУ было преобразовано в Государственную морскую академию им. адм. С.О.Макарова. В 2012 г. после объединения ГМА и Санкт-Петербургский государственного университета водных коммуникаций, академия получила статус «Государственного университета морского и речного флота им. адм. С.О.Макарова».

ГУМРФ им. адм. С.О.Макарова – единственный в России и в мире вуз, в котором с 1958 г. (подготовка первого экипажа атомного ледокола "Ленин") действует система подготовки инженеров всех специальностей, необходимых для эксплуатации гражданских атомных судов. Не только командного состава атомных ледоколов, но и метеорологов, океанологов, гидрографов, радиоинженеров.

За 60 лет было подготовлено более 1000 инженеров-атомщиков и более 3500 специалистов прошли различные формы повышения квалификации. Подтверждением правильности и эффективности работы по подготовке специалистов является безаварийная эксплуатация атомных ледоколов, на которых более чем за полвека не было ни одной ядерной аварии или даже крупного инцидента, приведшего к радиоактивному загрязнению окружающей среды.

Система подготовки в ГУМРФ предусматривает общую вузовскую инженерную морскую подготовку на факультетах навигации и связи (ФНС) и судовой энергетики (ФСЭ). На ФСЭ введены специализации для подготовки механиков, электромехаников и инженеров КИПиА для судов с ЯЭУ; дополнительную профессиональную переподготовку для выполнения профессиональной деятельности, а также систематическое повышение квалификации командного состава судов и других плавсредств с ядерными установками.

Первым начальником кафедры судовых ядерных энергетических установок (судовых ЯЭУ), которая была образована в 1980 г.,  был назначен к.т.н., доцент В.А.Кузнецов (1980-1989 гг.). В последующем кафедрой руководили: Д.А.Шатровский (1989-1992 гг.), д В.В.Кобзев (1992-1993 гг.), Г.М.Басалыгин (1993-2001 гг.), А.Ю.Ластовцев (2001-2017 гг.). С сентября 2017 г. кафедру возглавляет А.И.Сабадаш.

Подготовка курсантов ведется по специальностям: "Эксплуатация судовых энергетических установок", "Эксплуатация судовых ядерных энергетических установок", "Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики", "Эксплуатация электрооборудования и автоматики судов с ядерными энергетическими установками".

Кроме того, кафедра судовых ЯЭУ обеспечивала работу Спеццентра СПС ЯУ. Начиная с 2005 г., в Спеццентре СПС ЯУ проводилась подготовка по программам:

- «Дополнительное обучение по вопросам ядерной и радиационной безопасности работников предприятий, осуществляющих ремонт судов с ядерными энергетическими установками гражданского назначения»;

- «Дополнительное обучение по вопросам ядерной и радиационной безопасности работников предприятий, осуществляющих строительство и ремонт гражданских судов и других плавучих объектов с ядерными энергетическими установками»;

- «Повышение квалификации сотрудников ООО «Балтийский завод-Судостроение» по программам обучения сдаточной команды заказа 05711 проекта 20870 ПЭБ».

По этим программам прошло обучение более 250 специалистов ОАО "Балтийский завод", ООО "Балтийский завод-Судостроение", ОАО "Концерн «Росэнергоатом", ОАО "Трест Севзапмонтажавтоматика", ОАО "Балтийский Алмаз", ОАО "Росморпорт", ОАО "ЭлектроРадиоАвтоматика" и т.д.

Кафедра судовых ЯЭУ обеспечивает подготовку по перечисленным выше программам в сотрудничестве с Институтом дополнительного профессионального образования.

 

Новые задача – новые специальности

Поставленная руководством страны задача обеспечения национального приоритета в арктических проектах потребовала расширения спектра специальностей для выполнения этих программ. Новым важным направлением становится кадровое обеспечение компаний, ведущих на морском шельфе разведку, добычу и транспортировку углеводородов. В Морском учебно-тренажерном центре, являющемся структурной единицей Центра дополнительного профессионального образования (ЦДПО), ведется подготовка и переподготовка специалистов по плаванию в ледовых условиях (программа этого курса разработана в Университете и не имеет аналогов в мире), а также подготовка специалистов для работы на арктическом шельфе, в частности на морской ледостойкой стационарной платформе «Приразломная».

В октябре 2018 г. на базе университета открылся Центр морских арктических компетенций. Это первая в стране структура морской образовательной организации, предназначенной для подготовки, повышения квалификации, поддержания профессиональных компетенций и периодической переподготовки персонала атомного ледокольного флота нового поколения. На базе центра будет осуществляться подготовка персонала с применением гибких и дистанционных программ, тренажерная подготовка, обучение специалистов вторым профессиям с целью эффективного использования моряков на новых универсальных атомных ледоколах.

Ядром ЦМАК служит уникальный тренажерный комплекс. В него входит полномасштабный тренажер, который полностью моделирует работу судовой ядерной энергетической установки.

В объем моделирования включены 113 технологических систем.

В центре имеются теоретические классы и функциональный тренажер, позволяющий подготовиться к работе с полномасштабным энергетическим комплексом. Тренажеры позволяют отрабатывать процессы всех типов: и нормальной эксплуатации, и большое число аварийных ситуаций, например, течи первого контура, реактивностые аварии. На этой модели можно готовить оператора, чтобы он в любой ситуации знал, что делать.

В Центре представлены бывшие действующие агрегаты, которые сняты с судов.  Здесь курсанты могут увидеть в натуре то, что они изучают, рассчитывают на теоретических занятиях - передачи, лопатки, турбины, турбонасосы и т.д.

Согласно договору, заключенному с АО «Балтийский завод» на подготовку сдаточных команд, осуществляющих постройку атомных ледоколов нового поколения мощностью 60 МВт проекта 22220  Институтом дополнительного профессионального образования университета будет проводиться обучение сотрудников завода по 11 учебным программам. Эти курсы предназначены для подготовки спецтрюмных центрального энергетического отсека, машинистов-турбинистов по обслуживанию паротурбинных установок, машинистов вспомогательных котельных установок, специалистов по обслуживанию систем приёма, перекачки, хранения и подачи жидкого топлива, специалистов по обслуживанию палубного оборудования и других категорий специалистов. В программы обучения исполнительской части сдаточной команды, непосредственно связанной с центральным энергетическим отсеком, включены вопросы обеспечения ядерной и радиационной безопасности на атомном ледоколе.

В январе 2019 г. Центр морских арктических компетенций приступил к подготовке экипажа универсального атомного ледокола «Арктика» – первого из трёх серийных универсальных атомных ледоколов (УАЛ) проекта 22220. Капитан, помощники капитана, механики, главный физик, инженеры-операторы, электромеханики, инженеры по радиационной безопасности, обучающиеся в Центре морских арктических компетенций по семи различным программам, приступят к работе на ледоколе и подготовке к комплексным швартовым и ходовым испытаниям уже в текущем году. Программы обучения включают в себя теоретический курс, знакомящий специалистов с особенностями ядерных энергетических установок ледоколов нового типа, а также интенсивный курс тренажёрной подготовки. В ходе него слушатели отрабатывают действия по управлению ядерной энергетической установкой, начиная с выхода на минимально контролируемую мощность и заканчивая отработкой различных внештатных ситуаций вплоть до серьёзных «запроектных» аварий.

По предварительно согласованному с ФГУП «Атомфлот» плану, ЦМАК предстоит подготовить более 400 специалистов для работы на серийных универсальных атомных ледоколах «Артика», «Сибирь» и «Урал».

Центр морских арктических компетенций является структурным подразделением Института дополнительного профессионального образования ГУМРФ. Ядром ЦМАК является уникальный тренажерный комплекс по управлению реакторной установкой «РИТМ-200» для подготовки, переподготовки и повышения квалификации экипажей универсальных атомных ледоколов пр. 22220. В тренажёрном комплексе максимально точно смоделирован внешний вид центрального поста управления ядерной энергетической установкой, разработана всережимная комплексная математическая модель, которая имитирует всю энергетику ледокола с более чем тысячей контролируемых параметров. Разработчиком математической модели тренажёра является НИТИ им. А.П.Александрова – единственный в России научно-технологический центр комплексных испытаний корабельных ЯЭУ, доводящий их на стендах-прототипах до требуемого уровня надежности и безопасности.

 

Ледоколы нового типа 

Обучение экипажей для всех атомных судов ведется в «Макаровке» с 1958 г., еще с ледокола «Ленин». Но в свете новых арктических проектов России руководством ГУМРФ было принято решение вывести все профильные ресурсы университета в отдельную структуру, которая будет готовить экипажи для работы на ледоколах нового типа — ЛК-60. Центр создан по инициативе и при поддержке «Атомфлота». В Центре арктических компетенций, вошедшим в состав ИДПО, смонтирован уникальный тренажерный комплекс для управления реакторной установкой РИТМ-200. Изготовление этого комплекса вошло в условия контракта на строительство головного ледокола «Арктика». Разработаны учебники, программы, критерии оценки эффективности обучения. Первой группой слушателей стали члены первого экипажа «Атомфлота» для проведения ходовых испытаний ледокола «Арктика», специалисты с опытом работы на атомных ледоколах. В дальнейшем центр будет работать по трем направлениям: повышению квалификации опытных ледокольщиков, чтобы они могли перейти на новый ледокол ЛК-60; подготовку молодых специалистов из числа курсантов морских учебных заведений России; и работу со студентами политехнических вузов. В последнем случае речь идет о будущих специалистах в области радиационной безопасности и физиках-ядерщиках, которые будут обеспечивать безопасную эксплуатацию ядерного реактора. В  центре они пройдут также курс начальной подготовки по выживанию на море: первая медицинская помощь, индивидуальные и коллективные спасательные средства, тушение пожара на судне, охрана и т.д. Курсант в обязательном порядке проходит 12-месячную практику на судне в качестве матроса, моториста или судового электрика. Студенты неморских учебных заведений должны получать такие же допуски, как и курсанты профильных вузов Росморречфлота. Обучение будет проводиться за счет  «Атомфлота».  В общей сложности через центр будет проходить 200–330 человек ежегодно. Кроме того, центр будет проводить ежегодную предрейсовую подготовку членов экипажа — для отработки действий в чрезвычайных ситуациях (140 человек в год).

«Новые высокотехнологичные атомные суда — это престижно, это привлечет и специалистов с опытом, и молодежь», уверен директор Института ДПО ГУМРФ С.Д. Айзинов. «Не стоит забывать об уровне социального обеспечения моряков ледоколов. В 2018 г. «Атомфлот» увеличил стартовую зарплату для выпускников «Макаровки» до 100 тыс. руб. Конечно, в Арктике  есть своя специфика — полярная ночь, мало солнца, повышенная вибрация за счет работы во льдах. Но  с другой стороны, где еще выпускник сможет поработать на таком уникальном судне? Капитанов атомных ледоколов в мире меньше, чем космонавтов. Стать старшим механиком или капитаном нового атомного ледокола — предел мечтаний для большинства моряков».

Требования к подготовке моряков для атомных ледоколов повысились. Ледоколы «Атомфлота» участвуют в формировании караванов судов под разными флагами. Поэтому требование свободного владения английским языком обязательно.

Подготовка инженеров для ледокольного флота ведется сегодня только в Петербурге. Университет морского и речного флота учит студентов, а Институт дополнительного профессионального образования (ИДПО) дает знания и навыки морякам, готовым повысить свою квалификацию. Такая схема подготовки устраивала «Атомфлот» до тех пор, пока корабелы не приступили к строительству ледоколов нового уровня. Головное судно «Арктика» проекта 22220 было спущено на воду в 2017 г., а в будущем году должно вступить в строй. За ним последуют ещё два универсальных ледокола.

Экипаж «Арктики» одним из первых сядет в кресла тренажерного комплекса, моделирующего работу командного пункта «Арктики» и энергетической ядерной установки «РИТМ-200». Эта техника гораздо сложнее, чем та, с которой морякам приходилось иметь дело до сих пор. Чтобы освоить ее, мурманского тренажерного центра, на котором ледокольщики упражнялись перед выходом в море, уже недостаточно.

Суда проекта 22220 могут работать на разных глубинах, с более серьёзными льдами. Они будут оснащены асинхронными гребными двигателями общей мощностью 70 МВт. «Командовать» таким реактором станет труднее, но благодаря высокому уровню автоматизации обслуживать все судовое хозяйство смогут 50-60 человек - вдвое меньше, чем на ледоколах прежнего класса.

На тренажере одновременно смогут отрабатывать действия по управлению судовыми системами в обычном режиме и при нештатных ситуациях пять человек - вся судовая вахта: оператор реакторной установки, электромеханик, старший вахтенный механик, главный физик и специалист по радиационной безопасности.

В Центре имеется также функциональный тренажер (еще два рабочих места), где управление осуществляется на экране с помощью компьютерной мышки. Он нужен для того, чтобы, набив руку, сесть за настоящий «двойник» центрального поста управления и затем сдать экзамены в Ростехнадзоре, получив допуск к работе на ядерном судовом объекте.

Ветеранам флота, приглашенным для работы в ГУМРФ, доверят руководить практическими занятиями. В теоретическом классе курсантам будут читать лекции преподаватели вуза и сторонние эксперты. Для мореходов со стажем, которые надумают переходить с одного ледокола на более современный, или на более высокую должность, продолжительность курса составит 320 часов. Тренажерный комплекс создали специалисты НИТИ им.А.П.Александрова. Разработчики и в дальнейшем будут «опекать» свое детище, улучшая его по мере развития арктических атомоходов нового проекта.

Атомные ледоколы серии 22220 будут работать в устьях северных рек и обеспечат круглогодичную навигацию по всему Северному морскому пути, главным образом для доставки углеводородной продукции на рынки Европы и Азии. Ледоколы рассчитаны на преодоление льда толщиной до 3 м с устойчивой скоростью. В 2019 г. вступит в строй «Арктика», названная в честь одноименного ледокола проекта 10520, который первым покорил Северный полюс в 1977 г. Через год начнет действовать «Сибирь», третье судно проекта «Урал» планируется ввести в 2021-2022 гг.

 

Характеристики судовых РУ

В 1950-е гг. для освоения Арктики и создания транспортной магистрали по Северному морскому пути требовались ледоколы, способные преодолевать льды толщиной более 2 м, имеющие автономность плавания продолжительностью до 1 года. РУ первого поколения ОК-150 для атомного ледокола «Ленин» имела мощность 44 000 л.с. (3 реактора по 90 МВт). Разработка РУ типа ОК-900 позволила отказаться от третьего реактора, применить блочную компоновку, использовать парогенератор с трубной системой из титанового сплава.

РУ типа ОК-900 была установлена на 7 атомных ледоколах: «Ленин», «Арктика», «Сибирь», «Россия», «Советский Союз», «Ямал», «50 лет Победы».

На 3 судах: а/л «Таймыр» и «Вайгач», алв «Севморпуть» установлена РУ типа КЛТ-40. Основные технические характеристики судовых РУ представлены в табл. 1.

Табл. 1. Основные технические характеристики судовых РУ

Благодаря решению сложнейших физических, материаловедческих, конструкторских и  технологических задач происходило улучшение технических характеристик реакторных установок от поколения к поколению. На базе опыта создания и эксплуатации трех поколений судовых реакторов были разработаны РУ четвертого поколения интегрального исполнения для универсального АЛ и ледокола-лидера. Первая  РУ четвертого поколения поставлена на головной УАЛ, завершается поставка на первый серийный ледокол (табл.2).

Табл.2. Прогресс судовых реакторных технологий

 

Реакторная установка РИТМ 200

Время пребывания ледоколов в Арктике в режиме дежурства и ожидания подхода судов к местам формирования и обмена караванами варьируется в широких пределах и может составлять от 60% до 20%. В таких условиях концепция универсального двухосадочного ледокола, способного при оперативном изменении осадки обеспечить ледокольное сопровождение каравана судов на всех участках трассы, является весьма привлекательной.

Высокие потребительские качества универсального атомного ледокола потребовали создания новой ядерной энергетической установки. ЯЭУ универсального ледокола имеет в своем составе две РУ с водо-водяными реакторами интегрального типа.

ЯЭУ РИТМ 200 способна обеспечить более экономичную эксплуатацию нового ледокола по сравнению с действующими при повышенной надежности и безопасности. Уменьшение состава оборудования и его массогабаритных характеристик; повышение маневренности; увеличение ресурса оборудования; снижение собственного энергопотребления позволяют снизить капитальные и эксплуатационные затраты. Число циклов изменения мощности РУ значительно увеличено по сравнению с РУ действующих ледоколов. Это позволит существенно снизить необходимость травления пара при работе ледокола с глубокими маневрами мощности, что обеспечит более экономное расходование энергозапаса активной зоны.

Основной циркуляционный тракт теплоносителя первого контура с активной зоной и парогенераторами размещен в интегрированном корпусе. Существенно уменьшено гидравлическое сопротивление контура циркуляции, что позволило снизить мощность циркуляционного насоса первого контура и обеспечить высокий уровень естественной циркуляции. В ПГБ принята коллекторная схема с принудительной циркуляцией теплоносителя при нормальной работе и естественной его циркуляцией при аварийном расхолаживании. В техническом задании на разработку ледокола поставлено требование по использованию в активной зоне топлива, удовлетворяющего условию нераспространения (обогащение менее 20%), тогда как на действующих ледоколах используется высокообогащенное топливо. Для обеспечения требуемых ресурсных характеристик вместо активной зоны с интерметаллидной топливной композицией с высоким обогащением используется активная зона кассетного типа с металлокерамическим топливом повышенной ураноемкости. Активная зона содержит 199 тепловыделяющих сборок и имеет объем, в три раза превышающий объем активной зоны РУ действующих атомных ледоколов. Конструкция и размеры активной зоны позволяют обеспечить требуемые энергоресурс 7,0 ТВт·ч и период между перегрузками 7 лет.

В реакторной установке применен высокоэффективный прямотрубный парогенератор, удельная паропроизводительность которого вдвое выше эксплуатирующихся змеевиковых. Объем воды в гидроаккумуляторах достаточен для реализации безотходной технологии при работах, связанных с перегрузками топлива, гидравлическими испытаниями первого контура, ремонтами ПГ, что позволяет практически исключить жидкие РАО, повысить экологическую безопасность РУ.

Высокая теплоаккумулирующая способность ПГБ интегрального типа, естественная циркуляция теплоносителя первого контура, достаточного для работы установки на мощности до 30% номинальной и надежного расхолаживания реактора, минимальная протяженность трубопроводов первого контура, применение ограничителей истечения в малых патрубках обеспечат безопасность реакторной установки РИТМ-200.

Для ограничения влияния отказов внешних систем, а также ошибок персонала используются устройства и системы пассивного принципа действия, функционирующие на основе естественных процессов, не требующих энергии извне. Для обеспечения высокого уровня безопасности при множественных отказах в аппаратуре управления и бездействии персонала в проекте применены устройства, срабатывающие от непосредственного действия давления первого контура и осуществляющие сброс аварийной защиты, а также перевод реакторной установки в режим расхолаживания с помощью пассивных каналов.

Принятая схема безотходной технологии позволяет исключить на судне цистерны с радиационной защитой. Ограниченное количество сдренированных контурных вод будет храниться в дренажных емкостях, расположенных между ЗО РУ, откуда после очистки они возвратятся в контур. Все это повысит экологическую безопасность РУ.

В целом при эксплуатации РУ надежно обеспечивается радиационная и экологическая безопасность. По сравнению с установками типа ОК-900А реакторная установка РИТМ-200 имеет лучшие технико-коммерческие характеристики и более высокий уровень экологической безопасности. Высокие ресурсные показатели, период непрерывной работы, минимальное количество перегрузок активной зоны, низкий уровень собственного энергопотребления позволят более экономично эксплуатировать универсальный атомный ледокол.

 

Заключение

Строительство новых ледоколов в запланированные сроки имеет огромное значение для обеспечения хозяйственной деятельности и жизни населения в районах Крайнего Севера, решения государственных задач в сфере защиты геополитических интересов Российской Федерации в Арктике в последующие годы.

Со времен экспедиций Р.Л. Самойловича, осваивавших новые земли за полярным кругом с помощью кайла, ручного бура и лебедки, доставленных на промысловых ботиках и санях на самые северные точки российской земли, арктическая техника претерпела колоссальную эволюцию, вобрав в себя все достижения научно-технического прогресса: атомную энергетику, спутниковую систему навигации, новейшее судовое и буровое оборудование, современные ледокольные суда. Но без профессионалов эти системы мертвы. Требования к морским учебным заведениям, готовящим соответствующих специалистов, за последние годы возросли многократно. Легендарная «Макаровка» успешно решает задачу подготовки современных морских специалистов-атомщиков.

 

По материалам заседания в НТО им. А.Н.Крылова подготовила Т.А.Девятова

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Кадровая политика
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Кадровая политика:
Синдром эмоционального выгорания

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 5
Ответов: 1


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 0 Комментарии
Спасибо за проявленный интерес





Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.07 секунды
Рейтинг@Mail.ru