proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 28 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
PRo Выставки
Энергетика, Электротехника и Энергетическое машиностроение
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[15/02/2007]     Есть такая профессия – Родину защищать

Для гражданского судна приоритетными параметрами являются рентабельность и экономичность, а для военного корабля главное – готовность в любую секунду выполнить боевую задачу. В зависимости от этого определяются и требования к специалистам, обслуживающим военную технику.

На факультете ядерных энергетических установок ВМИИ в рамках подготовки к 50-летию факультета ядерных энергетических установок ВМИИ (в 2007 г.) командованием факультета ЯЭУ по инициативе профессора В.И.Сычикова, был организован круглый стол «Проблемы подготовки инженеров для атомного флота России». Как из двадцатидвухлетнего выпускника подготовить инженера-профессионала с опытом пятидесятилетнего ветерана? Да, и есть ли из кого готовить? В связи с демографическим спадом с 2005 г. наметилась тенденция уменьшения количества абитуриентов, поступающих в вузы. К 2010 г. их число сократится на треть. И конкурс будет уже не между студентами, а между вузами за каждого потенциального студента.

Еще острее эта проблема стоит перед военными вузами. В соответствии с федеральной программой реформирования системы военного образования, до 2010 г. произойдет укрупнение 19 военных вузов, а общее количество вузов Минобороны уменьшится с 78 до 61. С 1 января 2008 г. в гражданских вузах начнут функционировать военные учебные центры, как малозатратная форма подготовки офицеров для последующей военной службы по специальности по контракту в Вооруженных Силах страны.

Престиж военной профессии падает. Все меньше молодых людей, особенно из мегаполисов, хотят служить в Военно-морском флоте. По данным, представленным начальником факультета ЯЭУ Курусевым И.Н., уменьшается конкурс среди поступающих, а также средний балл абитуриентов.

Год поступления
Количество претендентов на
1 место
Средний балл при сдаче вступительных экзаменов
Средний балл по аттестату
2002
1,2
3,59
4,0
2003
1,01
3,75
3,88
2004
0,97
3,73
3,83
2005
0,52
3,64
3,94
2006
0,7
3,46
3,85

Из школы приходят молодые люди с очень низкой подготовкой. Компьютеризация образования и введение тестовой системы сдачи единого государственного экзамена, состоящей в выборе ответа, заложенного в компьютерной программе, отучают школьников думать самостоятельно. А вся служба флотского офицера состоит из постоянных актов принятия решений, причем касающихся не только техники, но и людей, что требует учета социально-психологических особенностей флотского коллектива.

Как за короткий курсантский срок научить будущего офицера системно мыслить, воспитать рефлексивную ответственность за результат, умение видеть и мыслить пространством, прогнозировать возможное развитие аварийной ситуации и ее ликвидацию? Как подготовить не только инженера, но и военного, способного в любую минуту выполнить боевую задачу – эти вопросы были подняты участниками «круглого стола».

Более подробно о проблемах набора, подготовки и закрепления на флоте кадров военных инженеров разговор с капитаном I ранга, доктором исторических наук, профессором ВМИИ И.М.Кузинцом.

– Исай Моисеевич, что нужно для возрождения морской мощи страны?

– Нашему военно-морскому инженерному училищу в 1998 г. исполнилось 200 лет. На торжественном заседании ответственный секретарь Института морских инженеров (Великобритания) заметил: «Какой мудростью надо было обладать, чтобы, еще не имея техники на кораблях, создать инженерные училища!» В подготовку кадров для ВМФ надо вкладывать больше средств.

– По новой Государственной программе вооружения и военной техники до 2015 г. на ее реализацию будет выделено всего 5 трлн рублей, из них 4 трлн рублей – на модернизацию и закупку военной техники для всех Вооруженных сил страны. ВМФ сможет приобрести 2–3 многоцелевых АПЛ, 4–5 ДПЛ, 9–12 корветов. По оценкам профессора ВМА В.В.Пучнина группировка ВМФ в 2016 г. составит не более 15–40% от минимально требуемого уровня. Россия с морских направлений окажется беззащитной.

А с точки зрения экономики, утрата былых позиций ВМФ уже сегодня оборачивается потерями в добыче морепродуктов на севере (преследования российских рыбаков норвежскими службами) и на Дальнем Востоке, где флотилия криминального авторитета Наумова – Якута хищнически истребляет колонию дальневосточного краба. К переоборудованным норвежским военным судам (количеством более двух десятков) опасаются подходить даже российские охранные органы.

Посчитать отрицательный экономический эффект от отсутствия кораблей ВМФ в окружающей нас морской акватории не представляет труда.


– Сегодня территория России скукожилась до масштабов времен Петра I. Но Россия по-прежнему осталась страной, омываемой водами трех океанов и тринадцати морей, по которым проходит 70% ее государственной границы. Без флота Россия существовать не может с точки зрения отстаивания своих экономических интересов. Мы живем не в самые тучные времена. Сегодня стоит проблема выживаемости мира, а значит отношения между государствами ужесточаются. В политику приходят более жесткие лидеры, нацеленные на отстаивание национальных интересов своих стран. И к этому надо быть готовым. В мире считаются только с сильными.

Создание мощного флота в России всегда связывалось с идеей строительства великой державы. А любые исторические катастрофы, происходившие с российским флотом, оборачивались общественными катаклизмами, ввергавшими страну в периоды внутренней нестабильности. В те времена, когда флот был на подъеме, авторитет России в мире был наиболее высок.

Флот надо строить и готовить для него кадры. На государственном уровне необходимо определиться, какой флот нам нужен. А исходя из этого, – какие специалисты, в каком количестве и какого уровня. Сегодня четкого понимания этого нет. «Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 г.» и «Основы политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности» – концептуальные документы, из которых не вытекает конкретных программ кораблестроения, ремонта и модернизации, содержания и эксплуатации ВМФ, обеспечения его кадрами.

Нарастание интенсивной экономической деятельности в Мировом океане, оказывающей серьезное влияние на военно-политическую обстановку в мире, требует защиты национальных интересов. А для этого надо по-другому организовывать государственную пропаганду в стране, менять отношение общества к Вооруженным Силам, к воспитанию патриотизма. С начала 1990-х гг. на государственно-политическим уровне понятие «патриот» было ругательно-нарицательным. И только с 1994 года вновь вернулись к пониманию того, что без патриотизма не может быть настоящего гражданина. Сегодня уже действует вторая государственная программа по патриотическому воспитанию.

– Председатель только что созданного Общественного совета при Министерстве обороны кинорежиссер Никита Михалков точно определил современное состояние патриотического воспитания в России: «Страна победившего гламура и откоса от армии».

– Да, сегодня юноши призывного возраста объявляют себя пацифистами и стараются всеми возможными средствами (вплоть до использования специальных юридических контор, оказывающих подобные услуги) уклониться от службы в армии, не понимая, что если один, второй, третий не пойдет служить, то кто же будет защищать страну. Одними контрактниками эту проблему не решить. Патриотическое воспитание начинать надо буквально с детского сада, через сказки знакомя ребенка с историей своей Родины. В свое время в школах существовала программа патриотического воспитания подростков, даже специальные классы военно-патриотической подготовки, сейчас их остались единицы. Организовывались встречи с действующим офицерским составом, ветеранами Вооруженных Сил. Это надо возрождать сегодня.

И тогда ребята не будут бояться армии, не будут «косить» от нее. Многие СМИ продолжают «отплясывать канкан» на наиболее болевых точках нашей истории. Даже в школьных учебниках идет ее извращение, уничижение роли России в мировой истории. Целевая установка школьного образования сегодня – вызвать интерес, а не создать систему знаний и навыков, отвечающих аттестату зрелости средней школы. Отсюда и уровень выпускников.

Повсеместная компьютеризация высшего образования, делая любую информацию легкодоступной, отучает студента от процесса добывания знаний. Компьютер – хороший инструмент в руках профессионала. Но он не заменяет книг. Человек должен рыться в книгах, пытаясь добраться до истины, а не скачивать блоки информации из Интернета в свой курсовик. От этого его мыслительный аппарат не развивается. Отсутствие умения логически мыслить, клиповое мышление не способствует формированию специалиста-профессионала.

Научно-технический прогресс, в частности, компьютеризация, автоматизация, имеют и оборотную сторону, порой тормозя профессиональное развитие человека. Полностью доверившись технике, положившись на эти «костыли прогресса», специалист оказывается беспомощным в ситуациях их отказа, не имея навыков устранить не очень сложные поломки. А в условиях замкнутого автономного пространства корабля такие нештатные ситуации могут перерасти в большую аварию и даже катастрофу.

К сожалению, сегодня в военные вузы приходят не самые лучшие выпускники школ. Многие поступают в военные учебные заведения, чтобы уйти от срочной службы в армии, или потому, что у родителей нет возможности оплатить учебу в гражданском вузе. Проучившись несколько лет, выбрав срок действительной военной службы, такие курсанты уходят «на гражданку», а государство, потратив огромные средства на их подготовку, остается без нужных Вооруженным Силам специалистов.

– Еще до революции в духовных семинариях существовала «контрактная система» обучения. Если по окончании обучения семинарист уходил в светскую сферу деятельности, он должен был возместить стоимость своего обучения. Аналогичные законы принимаются и сегодня, в частности, для выпускников учебных военных центров, готовящих военных специалистов в гражданских вузах.

– Да, ряд последних российских законов работает на восстановление уважения к человеку в погонах, стабилизации кадрового состава ВС. Впервые в истории в них написано, что человек, идущий на военную службу, отдает часть своих гражданских прав государству. А государство социально-экономическими заботами обязано скомпенсировать эти потери военному.

Но действительность далека от провозглашенных принципов. Законы должны иметь прямое действие, а не быть абстрактными лозунгами, которые государство не может обеспечить.

Военные нужны стране в таком количестве, которое обеспечивало бы защиту национальной безопасности, с одной стороны, и с другой – то, которое государство может материально обеспечить.

Когда эти вопросы будут решены на государственном уровне, вопрос с контингентом, поступающим в военные училища, отпадет сам собой.

– Какие проблемы должны быть решены уже в рамках самих военных учебных заведений, в частности, в ВМИИ?

– Ашот Аракелович Саркисов, выпускник ВМИУ им. Дзержинского, ныне вице-адмирал, академик РАН, руководитель научного направления по утилизации ядерных реакторов с АПЛ, назвал три «кита» подготовки курсантов: фундаментальные науки, технические науки и практика (в ВМИИ это тактико-специальные учения и корабельная практика).

Из-за отсутствия средств в 1990-е годы мы не могли вывозить курсантов на корабельную практику, да и сами корабли к тому времени в большинстве своем настолько устарели, что не соответствовали современному уровню техники. Обучение велось на тренажерах. И зачастую уже после окончания ВМИИ выпускник впервые оказывался на корабле.

На своей учебной базе мы готовим моряка-инженера, имеющего определенный опыт эксплуатации техники, но без корабельной практики этого недостаточно. Из-за тех же финансовых проблем значительно сократилась научная деятельность в ВМИИ, в том числе и с участием курсантов.

По причинам социально-экономическим в 1990-х гг. многие молодые офицеры, военные специалисты ушли в более высокооплачиваемые структуры. Произошел разрыв преемственности поколений, разрушение научных школ, сокращение состава офицеров ротного звена, мичманов. Уменьшился приток в адъюнктуру.

Все это сказывается на качестве образования и воспитания курсантов. Одними надбавками за ученую степень интерес к научной деятельности не восстановишь. Должна быть реализована целая система мер, возвращающая науке высокий статус. У военных вузов существует еще и такая специфическая проблема, как отсутствие государственных стандартов военного образования. Пока эти требования к военному специалисту регламентируются только документами Минобороны.

Ну, и уже общая с гражданскими вузами проблема – безоглядное следование требованиям Болонской конвенции по универсализации системы высшего образования, совершенно не учитывающие собственный богатейший опыт и достижения в сфере образования.

Для подготовки военного специалиста, умеющего принимать самостоятельные решения с учетом их последствий для вверенной ему техники и людей, необходима гармоничная логическая увязка вузовских дисциплин, обеспечивающая их разумную достаточность. Сегодня такой отработанности-притертости учебных предметов нет. Нарушена и вся основополагающая связка: фундаментальные науки – технические науки – практика – образование.

– Сможет ли «малозатратная форма» подготовки военных специалистов в военно-учебных центрах гражданских вузов сформировать военного человека?

– Каким-то военным специальностям можно учить и в гражданских вузах, таким, как финансовые, медицинские. Но «военный» – это не только специальность, это образ жизни, тип мышления. Человек должен врасти в «военную шкуру». Возможно, удачным сочетанием было бы продолжение учебы курсантов Нахимовских, Суворовских училищ, кадетских корпусов в таких УВЦ.

Опыт же подготовки военных специалистов по обслуживанию ЯЭУ в Кораблестроительном университете пока положительного эффекта не дал. Военное образование имеет свою специфику, которую гражданский вуз передать не может. В новейшей истории у нас еще идет процесс формирования государства. До конца не выработана и стратегия образования. На этом пути предстоит преодолеть очень много подводных камней, связанных с подготовкой кадров, с пониманием того, какие профессионалы нужны стране.

Обсуждение темы подготовки кадров для ВМФ, но уже высшего звена, управленческих структур Военно-морского флота продолжает заместитель начальника Военно-морской академии им Н.Г.Кузнецова Г.В.Сергучев.

– Геннадий Владимирович, кто обучается в Военно-морской академии?

– Мы готовим офицеров управленческих структур, нашими слушателями являются уже вполне сложившиеся, взрослые люди, послужившие на флоте. Для того, чтобы иметь сильный флот, нужны не только корабли и оружие, но и люди, способные управлять этими кораблями и оружием. Задача Военно-морской академии не только обучить, но и привить навыки управления большими воинскими коллективами, воспитать чувство ответственности за людей, за дорогостоящую технику, корабли. Выше Военно-морской академии только Академия Генштаба. Таков уровень наших выпускников.

Материально-техническая часть ВМФ – атомные подводные лодки, надводные корабли, морская авиация, системы базирования, вооружения, – очень дорогостоящая техника. В первую очередь мы должны сохранить то, что имеем, и использовать эту технику с максимальной эффективностью. Уровень ответственности в современных условиях должен быть намного выше, чем раньше. Если в прежние времена один корабль мог дополнить или заменить другой, то сегодня такой возможности нет.

– А можно воспитать ответственность у уже сформировавшегося человека?

– Если человек не любит свою Родину, никакими материальными стимулами добиться этого невозможно. Помимо внутренней убежденности необходимо вернуть высокий престиж военного человека в обществе, в государстве. В пылу революционных настроений 1990-х гг. разрушено было много. Вся история до 1991 г. считалась ошибочной. С конца 1990-х начали осознавать, что не все надо было перечеркивать. Военно-морской флот России силен традициями и своими династиями. И сегодня может быть усилен за счет молодых представителей этих династий. До сих пор в военно-морские училища идут сыновья офицеров и мичманов, служивших в ВМФ. Они готовы вернуться служить в Заполярье, для них специфика жизни военного – не пугающая экзотика. Да, и на случай отсутствия служебной площади, можно какое-то время пожить с родными.

До 1991 г. конкурс в Военно-морскую академию был очень большой и уровень поступающих высокий. Из-за материальных сложностей многие офицеры продолжать учебу не хотят. При стипендии слушателей ВМА в 10 тысяч рублей прокормить семью и снять квартиру в Петербурге невозможно. Поэтому и количество желающих учиться сократилось.

В 1993 г. Министерство образования отменило вступительные экзамены в академию, но и эта мера приток слушателей не увеличила.

– После окончания Академии офицер назначается на более высокую должность по службе?

– Не всегда, и это одна из причин, почему офицеры не хотят дальше учиться. Важно, чтобы желание учиться и расти подкреплялось уверенностью, что после окончания Академии человек будет работать на должности, соответствующей его подготовке. Отсутствие карьерной перспективы убивает начальную мотивацию.

– Какие-нибудь меры повышения престижа военно-морского корпуса, улучшения материального состояния офицеров принимаются государством?

– Уже идет увеличение денежного содержания плавсостава – людей, служащих на кораблях, в морской авиации, на подводных лодках – то есть тех, от кого в первую очередь зависит боеготовность ВМФ.

Увеличились доплаты за степень профессорско-преподавательскому составу военных учебных заведений. А это очень важно, потому что построить корабль легче, чем создать систему образования.

Такие государственные шаги способствуют восстановлению престижа ВМФ на бытовом уровне в обществе. Важно, чтобы все население страны осознало, что военные моряки – не нахлебники, не лишние члены общества. Они выполняют задачу охраны национальной безопасности страны. Наполеоновская фраза: «Народ, который не кормит свою армию, кормит чужую», – сегодня актуальна, как никогда прежде.

– Есть ли подвижки в разрешении самой острой социальной проблемы военного человека – обеспечения жильем?

– Без перспективы социального обустройства офицера на флоте не удержать. Он будет временщиком, «отбывающим номер». Первостроители, подводники первых АПЛ терпели все сложности неустроенной жизни на Севере потому, что знали – постепенно все необходимое будет построено. Программа обеспечения военных жильем в Московской, Ленинградской, Калининградской областях, Москве и Петербурге постепенно снимает остроту проблемы, но хотелось бы, чтобы она реализовывалась более высокими темпами. Понимание этих проблем в Министерстве обороны и штабе ВМФ есть. Но восстанавливать доверие людей сложнее, чем взорванные стены. Здесь еще в течение многих лет потребуются серьезные усилия и государства, и общества для возрождения морского могущества России.

Подготовила Тамара Девятова

(Журнал «Атомная стратегия» № 28, февраль 2007 г.)  

 
Связанные ссылки
· Больше про Атомный флот
· Новость от PRoAtom


Самая читаемая статья: Атомный флот:
Вспоминая яркое далёкое

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 5
Ответов: 4


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 7 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Есть такая профессия – Родину защищать (Всего: 0)
от Гость на 15/02/2007
Цитата:"Организовывались встречи с действующим офицерским составом, ветеранами Вооруженных Сил. Это надо возрождать сегодня."

А ветераны в это время осаждают военкоматы и суды, чтобы востребовать свои недоплаченные пенсионные копейки от родного ведомства. И к слову сказать в этих очередях и помирают от сердечного приступа. И пока в этом отношение не изменится, ничего не будет! С помощью всевозможных хитроумных коэффицэнтов и доплат механик атомной лодки на Камчтке конечно  получает сейчас получку на уровне начальника газовой котельной в Петербурге. И на эти деньги можно существовать семье с неработающей женой. Но он не догадывается, что его ждет в запасе. И что бы мы не говорили про патриотизм, молодежь видит отношение в стране к тем, кто уже отдал всю свою молодость, силы и здоровье служению Родине.
А пока все держится в сфере военного образования на таких, уже доволдьно пожилых, фанатиках своего дела как г.Кузинец. Который, кстати, был одним из моих педагогов и низкий ему поклон за науку. Но из того "материала", если судить по конкурсу в Дзержинку всё равно не получить качественного "продукта". Если к этим цифрам вообще применимо слово конкурс. Когда поступал я в 74 году было 6 человек на место.

Наш Верховный Главнокомандующий в Мюнхене может сколь угодно много говорить еще обличительных речей в сторону единственного в мире гегемона. Но все эти слова так и останутся просто блефом, пока высшее руководство не повернется по настоящему лицом к Вооруженным Силам.
Я с интересом жду момента, когда всё таки придет понимание того, что умения манипулировать нефтегазовой задвижкой еще не достаточно во внешней политике. Надо быть готовым ее защищать.


[ Ответить на это ]


Re: Есть такая профессия – Родину защищать (Всего: 0)
от Гость на 15/02/2007
готовьтесь господа к оккупации, защищать страну уже некому, нечем и не имеет смысла...


[ Ответить на это ]


Re: Есть такая профессия – Родину защищать (Всего: 0)
от Гость на 16/02/2007
какая-такая окупация?! а текущая, чекистская, не в счет?


[
Ответить на это ]


Re: Есть такая профессия – Родину защищать (Всего: 0)
от Гость на 16/02/2007
это цветочки по сравнению с тем что еще предстоит...


[
Ответить на это ]


Re: Есть такая профессия – Родину защищать (Всего: 0)
от Гость на 16/02/2007
о, и тут про  "престиж военно-морского корпуса"! )))
преждеверменно, г-да! сначала неплохо бы вам разобраться - у вас офицеры на престижной службе Отечеству или таки "контингент" и "плавсостав" на "денежном содержании"
быть в стаде уже не престижно, не катит, знаете ли...




[ Ответить на это ]


Re: Есть такая профессия – Родину защищать (Всего: 0)
от Гость на 16/02/2007
В эпоху дикого капитализма в понимании большой части молодого поколения, воспитанного на кфильмах типа "Бригада", значительно престижней Родину РАСХИЩАТЬ.
Престижа профессии на голом месте, с этакими люмпенами- альтруистами из депрессивной Российской глубинки не появится.
Поэтому, если товарно-денежные отношения сейчас определяют всё у нас в стране, качество "контингента" и "плавсостава" будет определятся качеством "денежного содержания". Всё остальное от лукавого. И не надо никого обманывать и пыжиться, сочиняя статьи про утраченный былой авторитет профессии.
И высшее руководство страны пусть определится. Нужен ей атомный флот или нет. И определяться надо почестному и немедленно, чтобы не втягивать в орбиту обмана новые поколения. Потому, что предыдущие уже выброшены как использованная ветошь.


[
Ответить на это ]


Re: Есть такая профессия – Родину защищать (Всего: 0)
от Гость на 16/02/2007
а по Русски можно мысль изложить...


[
Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.06 секунды
Рейтинг@Mail.ru