[09/02/2007] От курсанта «Дзержинки» до академика РАН
Л.Б.Гусев, д.т.н., заслуженный деятель науки РФ, профессор ВВМИИ, Санкт-Петербург
В Высшем военно-морском инженерном институте – преемнике легендарной Дзержинки и Ленинградском ВВМИУ сложилась традиция присваивать учебным аудиториям имена выдающихся ученых, флотоводцев, внесших большой вклад в развитие Военно-морского флота.
1 декабря 2006 г. после реставрации была открыта самая большая и современная аудитория в главном здании Адмиралтейства, которой было присвоено имя выдающегося ученого-ядерщика, выпускника этого учебного заведения Ашота Аракеловича Саркисова.
Вице-адмирал, академик Российской Академии наук А.А.Саркисов
Виновник торжества – человек очень скромный старался как можно меньше привлекать к себе внимание. Но собравшиеся по поводу этого события коллеги – академики РАН, преподаватели института, ученики Ашота Аракеловича, закончившие Севастопольское ВВМИУ, постарались воздать должное выпускнику ВВМИУ им. Ф.Э.Дзержинского, ученому с мировым именем, академику РАН, вице-адмиралу.
После окончания средней школы в Ташкенте в 1941 г. Ашот Аракелович поступил в Высшее военно-морское ордена Ленина училище им. Ф.Э.Дзержинского и этой же осенью был отправлен на Карельский фронт командиром отделения автоматчиков морской пехоты. В войну взрослели рано. Юный командир отвечал за целое отделение морских пехотинцев на переднем крае действующей армии. За освобождение Никеля, Петсамо, Киркенеса и других городов советского Заполярья и Норвегии А.А.Саркисов был награжден орденами и медалями, закончив войну заместителем начальника штаба полка.
В 1945 г. старший лейтенант Саркисов возвращается в училище и заканчивает его с отличием в 1950 г. Одновременно экстерном он освоил курс математико-механического факультета Ленинградского университета.
Старший лейтенант А.А.Саркисов
После службы на кораблях Балтийского флота с 1956 г. начинается служба в Севастопольском Высшем военно-морском инженерном училище в качестве адъюнкта, преподавателя, начальника кафедры ядерных реакторов и парогенераторов, заместителя начальника училища по учебной и научной работе, а затем и начальника училища.
За двенадцать лет его руководства училище, с помощью коллег-единомышленников, энтузиастов своего дела, было превращено в современное учебное заведение с сильнейшим профессорско-преподавательским составом, уникальной материально-технической базой подготовки корабельных инженеров-энергетиков для атомного флота страны.
СевВВМИУ имело собственный исследовательский реактор ИР-100, натурный бортовой комплекс ядерной энергетической установки подводной лодки 2-го поколения, полномасштабные тренажеры, исследовательские теплогидродинамические стенды, мощный вычислительный центр.
О бережном отношении Ашота Аракеловича к людям – коллегам, курсантам, подчиненным, вспоминают все, кому довелось в тех или иных ситуациях пообщаться с ним. Он руководил огромным коллективом преподавателей и обслуживающего персонала училища. И когда, уезжая на работу в Москву, он прощался со своими коллегами, на глазах у многих были слезы.
Стратегия создания первого в стране Учебно-научного комплекса с действующими ядерными и теплотехническими установками для подготовки офицерских кадров АПЛ, разработанная кандидатом технических наук, начальником кафедры ядерных реакторов и парогенераторов СевВВМИУ Саркисовым, нашла полную поддержку у Главнокомандующего ВМФ СССР адмирала С.Г.Горшкова.
Ее реализация началась в 1959 г. с создания урано-водной, гетерогенной подкритической сборки, размещенной в цилиндрическом баке с водой, установленным на графитовой кладке. Роль активной зоны выполняли очехлованные алюминием цилиндрические урановые блоки.
В те времена СевВВМИУ было не только учебным заведением. Учебно-воспитательный процесс сочетался с научными исследованиями актуальнейших проблем корабельной ядерной энергетики, гидравлики, теплофизики на кафедрах и в научно-исследовательских лабораториях. Здесь часто проводились научно-технические конференции, выездные сессии АН СССР по теплофизическим и гидродинамическим аспектам проблемы безопасности корабельных ЯЭУ, заседания Научного совета АН по гидрофизике океана.
Если предыдущий начальник училища – большой любитель классической музыки, привил курсантам интерес к симфоническим концертам, то во времена руководства А.А.Саркисова курсанты прочувствовали настоящий «вкус науки», потому что для их учителя наука была делом и любовью всей жизни. Он и лекции читал на серьезном научном уровне, обращаясь к курсантам как к коллегам-ученым.
В 1982 г. во Всесоюзном совещании инженер-механиков ВМФ на базе Учебного научного комплекса СевВВМИУ приняли участие представители всех флотов страны, руководители Инспекции ядерной безопасности МО СССР, руководители Главного технического управления ВМФ и Главного управления кораблестроения. Участниками совещания была разработана стратегия безопасной эксплуатации кораблей ВМФ, определены направления развития высшего военно-морского образования.
Труд начальника военно-морского учебного заведения весьма многообразен: от высоких научных материй, создания современной научно-технической базы и сплочения разнородного, высокопрофессионального коллектива профессорско-преподавательского состава, офицеров, мичманов, служащих, рабочих, курсантов, до обыденной прозы жизни – поддержания в нормальном состоянии учебных корпусов. Размещался СевВВМИУ в здании Морского кадетского корпуса, построенного в 1915 г. по проекту архитектора Венсана. Его фасад был облицован белоснежным инкерманским известняком, который со временем от сырости и дождей начал темнеть. Для восстановления его первоначального облика приходилось периодически проводить косметические ремонтные работы. Но затраты стоили того. Белоснежное здание училища с широкой трехсотступенчатой лестницей главного корпуса поражало воображение и курсантов и гостей ВВМИУ. Ведь совсем не безразлично, где ты учишься – в замызганных каморках арендованных где-то на выселках помещений, или в светлых аудиториях прекрасных зданий, стены которых хранят историю Российского флота. Историческое окружение обязывает.
Многочисленных гостей умели принимать в Севастопольском училище. С южным гостеприимством, добродушием и искренностью.
Училище, ставшее центром научной мысли, посещали академики А.П.Александров, М.А.Лаврентьев, Б.Е.Патон, Н.С.Хлопкин, И.Н.Головин, В.А.Кириллин, В.И.Субботин, Л.И.Седов, Г.Г.Черный, Л.М.Бреховских, А.К.Красин, С.С.Кутателадзе, М.А.Стырикович, А.С.Шейндлин и другие. Неоднократно бывал в училище Главком ВМФ Сергей Георгиевич Горшков.
В гостях у училища президент АН СССР академик А.П.Александров
В 1983 г. познакомиться с училищем приезжал Министр обороны Маршал Советского Союза Д.Ф.Устинов.
За годы руководства Севастопольским ВВМИУ были подготовлены тысячи специалистов для ВМФ и учреждений Минобороны, многие из которых награждены правительственными наградами, удостоены государственных премий. Выпускники СевВВМИУ на службе в ВМФ проявили мужество при ликвидации последствий аварий на атомных подводных лодках. Более двух десятков выпускников удостоены адмиральских званий.
Знакомство с севастопольским ВВМИУ Министра обороны Маршала Советского Союза Д.Ф.Устинова
В 1980 г. Севастопольское училище, возглавляемое вице-адмиралом А.А.Саркисовым, было признано лучшим высшим учебным заведением Военно-морского флота. Ашота Аракеловича Саркисова окружали красивые, умные люди. Курсанты смотрели на своих преподавателей с обожанием и хотели походить на них. На экзаменах не было мелочных придирок. Важно было, чтобы курсант понимал суть физических явлений – это больше всего ценилось А.А.Саркисовым. Сотрудницы кафедры иностранных языков были покорены обаянием и военно-морской выправкой начальника училища. Семья Саркисовых вся была связана с ВМФ. Двое сыновей окончили СевВВМИУ. Жена работала в библиотеке училища и всегда помогала мальчишкам-курсантам в поисках необходимой литературы.
В 1981 г. доктор технических наук, профессор Саркисов был избран членом-корреспондентом АН СССР, а в 1994 г. – действительным членом Российской академии наук.
Академику Саркисову принадлежит более двухсот научных трудов, в том числе шесть монографий, одна из которых посвящена фундаментальным исследованиям нестационарных и аварийных процессов в корабельных ЯЭУ. Ашот Аракелович разработал теорию динамических процессов в характерных для эксплуатации корабельных энергетических установок экстремальных ситуациях, в том числе при мощных внешних ударных воздействиях. На основе статистико-информационного подхода была развита теория автоматической аварийной защиты ЯЭУ, разработаны методы оптимальной аварийной защиты реакторов. С участием А.А.Саркисова осуществлен ряд экспериментальных и теоретических исследований новой энергетической установки – ядерного реактора с встроенными в активную зону каскадными термоэлектрическими генераторами, что позволило качественно улучшить тактико-технические характеристики ЯЭУ, повысить боевую эффективность кораблей ВМФ.
На всех занимаемых постах: заместителя начальника Военно-морской академии по учебной и научной работе, председателя Научно-технического комитета ВМФ Ашот Аракелович стремился повысить уровень научных исследований, совершенствовать развитие научно-педагогических школ. В течение трех десятилетий академик Саркисов возглавляет научную школу по динамике и безопасности судовых ЯЭУ. 9 докторов и более 40 кандидатов наук, подготовленных им, успешно трудятся в научных и учебных заведениях России и Украины.
Являясь с 1983 г. председателем Экспертного совета Высшей аттестационной комиссии РФ по проблемам флота и кораблестроению, Ашот Аракелович Саркисов вносит большой вклад в подготовку и аттестацию научных и научно-педагогических кадров для ВМФ и судостроительной промышленности. И, как утверждают коллеги по ВАКу, человеческие качества председателя делают менее болезненным сообщение об отрицательном решении аттестационной комиссии для соискателей-неудачников.
К середине 1980-х гг. сложилась ситуация, когда десятки отслуживших свой срок атомоходов встали у пирсов в ожидании утилизации. В свое время, в период бурного становления атомного флота, завершающему этапу жизненного цикла корабля не было уделено достаточного внимания. На него не было ни времени, ни средств.
А к моменту массового выхода на утилизацию АПЛ, построенных в 1960–1970-х гг., в стране, где начались «перестроечные» процессы, ни средств, ни возможностей не оказалось уже по другим причинам.
В этот тяжелейший момент научно-техническое направление по проблемам утилизации АПЛ возглавил член-корреспондент РАН А.А.Саркисов. И в этой сфере им была создана научная школа, организовавшая серию научных исследований, разработок, по результатам которых найдено много уникальных решений.
Огромное личное обаяние, которое отмечают все, кому в качестве коллег, учеников, слушателей, друзей повезло общаться с Ашотом Аракеловичем, его высокий научный авторитет в мире способствовали тому, что в рамках международного взаимодействия нашей стране на решение экологических проблем выделяются крупные финансовые средства. Академика Саркисова знают не только в России. Его труды оценены международным научным сообществом. А.А.Саркисов избран научным руководителем Программы международного сотрудничества по радиационно-экологической реабилитации Арктики, председателем Международной научно-технической программы по радиоактивным отходам, сопредседателем совместного (Российской академии наук и Национальной академии наук США) Научного комитета по нераспространению ядерного оружия и ряда других международных научных организаций.
Несмотря на огромную научную занятость, Ашот Аракелович является инициатором и организатором многих, ставших уже регулярными, международных научных семинаров, конференций, совещаний по проблемам комплексной утилизации АПЛ и обращения с РАО. Только постоянные живые контакты позволяют находить адекватные решения этих сложных и актуальных проблем человечества и Ашот Аркелович старался найти время для общения с коллегами на многочисленных международных семинарах и конференциях. Чтобы все это успеть, надо быть предельно организованным человеком, способным организовать и контролировать множество дел.
Сегодня под руководством А.А.Саркисова развернуты масштабные исследования по разработке Стратегического мастер-плана утилизации выведенных из состава ВМФ атомных подводных лодок, надводных кораблей с ЯЭУ, гражданских атомных судов, а также экологической реабилитации инфраструктурных объектов в Северо-Западном и Дальневосточном регионах РФ.
Большая научно-организационная работа на посту заместителя председателя научного совета РАН по атомной энергетике, члена редколлегий академических журналов «Известия РАН. Энергетика», «Энергетика: экология, техника, экономика» и других периодических изданий только прибавляет сил неутомимому, деятельному ученому.
За заслуги в укреплении военной мощи страны и подготовке научных инженерных кадров академик А.А.Саркисов награжден 30 государственными наградами, в том числе 9 орденами.
От одного перечисления сделанного, наград и регалий, любой другой мог бы «забронзоветь», снисходительно принимая почтение окружающих. Но яркий ум и тонкое чувство юмора хороший иммунитет от звездной болезни и позволяют достойно преодолевать испытания «медными трубами». В ответ на многочисленные дифирамбы, Ашот Аракелович как-то заметил, что его «фильтры» функционируют исправно и способны отделять преувеличения от реалий. Хотя вряд ли кому из участников этого знаменательного события удалось приукрасить заслуги академика. В этом просто не было необходимости.
Воодушевленные выступлениями ученых мужей, начальников и преподавателей ВВМИИ, выпускников СевВВМИУ, учившихся во времена, «когда умным быть было модно», сегодняшние курсанты пообещали Ашоту Аракеловичу, что в аудитории его имени они будут учиться на одни пятерки. И сделают все, чтобы покорить когда-то свой научно-профессиональный олимп.
(Журнал «Атомная стратегия» № 27, январь 2007 г.)
|