proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[09/11/2017]     Организация круглогодичной навигации на Северном морском пути

В.Г.Арутюнян, начальник штаба морских операций «Росатомфлота»

Объем перевозки грузов по Северному морскому пути (СМП) может вырасти до 80 млн т к 2029 г. К такому выводу «Росатомфлот» приходит, опираясь на оценки экспертов, намерения крупных российских компаний и предварительные переговоры с ключевыми игроками. На совокупный показатель 40 млн т национальные арктические проекты выйдут уже к 2024 г.



Основой грузопотока станут сжиженный природный газ (СПГ), нефть, уголь и металлы. Потенциал роста у СМП огромный, но для его реализации необходима соответствующая инфраструктура, и в первую очередь, современный атомный ледокольный флот. Заявленный грузопоток в 40 млн т можно обеспечить четырьмя атомными ледоколами. Для грузопотока же в 80 млн т потребуется восемь атомных ледоколов, включая атомный ледокол «Лидер», который сможет беспрепятственно проводить суда по всей Арктике от запада до востока.

Главным направлением в развитии Северного морского пути является обеспечение вывоза минерального сырья. Реализация инвестиционных проектов в сфере добычи минеральных ресурсов (одиннадцать из которых связаны с нефтью и газом, ещё четыре - с добычей угля и руды) требует непрерывного транзита. Уже в ближайшей перспективе ожидается увеличение грузопотока Севморпути, где на данный момент работают четыре атомных и четыре дизельно-электрических линейных ледоколов: атомные - "Вайгач", "Таймыр", "Ямал" и "50 лет Победы"; дизельные - "Капитан Драницын", "Капитан Хлебников", "Красин" и "Адмирал Макаров". Портовая инфраструктура ориентирована на освоение нефтегазовых месторождений.

На всём протяжении Севморпути необходимы ледоколы, способные преодолевать льды толщиной 3,5 м. В западной части Арктики льды достигают толщины до 3 м, здесь навигацию могут обеспечивать универсальные атомные ледоколы проекта 22220 (ЛК60) мощность до 60 МВт. На востоке ледовая обстановка более сложная.

Чтобы обеспечить круглогодичную навигацию по СМП, запланировано продлить сроки эксплуатации действующих атомоходов (до150 тыс. час). И ввести в строй универсальные атомные двухосадочные ледоколы нового поколения ЛК60 и ледокол «Лидер» (ЛК-120Я). Атомоход "Сибирь" был модернизирован, а АЛ "Арктика", полностью исчерпавший свой ресурс, в июне 2016 г. был заменен новой двухосадочной "Арктикой", которая войдет в строй в декабре 2017 г.

 

 Атомный ледокол «Лидер»  проекта 10510

Атомный ледокол «Лидер»  проекта 10510 имеет ледопроходимость до 3,5 м и повышенную зимнюю скорость. Ядерную установку мощностью 120 МВт для него разрабатывает ОКБМ им. Африкантова.

В 2015 г. на пятом Международном Арктическом форуме Крыловский научный центр представил макет будущего перспективного корабля - ледокола «Лидер»  проекта 10510 (рис.1).

Рис.1 ледокол «Лидер»  проекта 10510

В 2015 г. был завершён его эскизный проект, в 2016 г. разработан технический проект. В настоящее время готовится конструкторская документация. В 2017 г. началась практическая реализация разработок. Конструкция ледокола позволит обеспечить проводку сквозь льды крупнотоннажных сухогрузов и танкеров, которые сейчас не могут пользоваться Северным морским путём. Судно не будет иметь ни одного одинакового шпангоута, что обеспечит высокую ледопроходимость. АЛ «Лидер»  сможет преодолевать лед толщиной до 4-5 м, прокладывая канал шириной более 50 м. По льду в два метра толщиной он пройдёт со скоростью в 14 узлов. Водоизмещение АЛ «Лидер»  - 71380 т, длина 209 м, ширина 47,7 м, осадка - 13 м. Два реактора РИТМ-400 с тепловой мощностью 350 МВт. Гребные винты на новом судне будут выполнены из графенового материала, благодаря чему лопасти смогут подстраиваться под гидродинамический поток в зависимости от скорости судна.  Автономность судна планируется 8 месяцев, срок эксплуатации – 40 лет.

Основное предназначение этого ледокола не в преодолении сверхтолстых льдов, а движение в полутора-двухметровых льдах со скоростью в десять и более узлов, обеспечивающих эффективную, экономически целесообразную проводку по Северному морскому пути крупнотоннажных грузовых судов шириной 40-45 м. Ледокол создаст канал шириной порядка 50 м. Это существенно расширит транспортные возможности Севморпути. Появление нового атомохода сделает возможным круглогодичное курсирование вдоль российских берегов Арктики танкеров класса «Афрамакс» с нефтью или газовым конденсатом на борту. Благодаря сверхкрупным размерам эти грузовые суда гарантируют снижение себестоимости транзита по Северному морскому пути, который втрое короче традиционных морских торговых магистралей между Востоком и Западом.

Атомные ледоколы "Сибирь", "Урал", "Арктика" мощностью 60 МВт будут введены в строй с 2019 по 2021 г. Ледокольный флот востребован в Арктике, поскольку грузопоток по СМП постоянно растёт (рис.2).

Рис.2 Динамика грузооборота по Севморпути с развитием арктических углеводородных проектов

 

Для строительства арктических судов необходимо направлять средства не только из госбюджета, но привлекать и частные инвестиции.  

В 2016 г. объём перевозок по Севморпути составил 7,5 млн т. Уже к 2024 г. перевозки превысят 40 млн т. С появлением ледокола «Лидер», обеспечивающего круглогодичную навигацию, объем перевозок вырастет до 80 млн т. На рис.3 представлены  основные потребители услуг атомного ледокольного флота.

Рис.3 Основные потребители услуг атомного ледокольного флота

 

Корпорации, занимающиеся добычей и переработкой в Арктическом регионе

Добыча полезных ископаемых в Арктическом регионе ведётся давно. Медно-никелевые месторождения Таймырского и Кольского полуостровов начали осваиваться в 1920-1930-е гг. Тогда же были созданы предприятия, которые впоследствии вошли в концерн «Норильский никель». Кольская горная промышленность, Ненецкий и Ямало-Ненецкий нефтегазовые комплексы  и множество других масштабных объектов реализуются на протяжении всего Северного морского пути от Кольского до Чукотского полуострова. Арктика - это 80% добычи газа, 11% добычи нефти, 95% добычи никеля и 100% - апатитов.

Горно-металлургическая компания «Норильский Никель»

Крупнейший в мире производитель никеля и палладия; один из крупнейших производителей платины и меди. Компания производит также кобальт, родий, серебро, золото, иридий, рутений, селен, теллур и серу. Заполярный филиал ГМК «Норильский никель» расположен на Таймырском полуострове. Основным пунктом по вывозу готовой продукции и доставке материально-технических ресурсов является порт Дудинка в низовьях Енисея. Морская навигация в п. Дудинка является круглогодичной (в период зимне-весенней навигации с помощью атомного ледокольного флота).

Между ГМК «Норильский Никель» и «Атомфлотом» подписан 3-х летний договор на предоставление услуг ледокольного флота. Ежегодный суммарный объем готовой продукции, перевозимой морским составляет 1,3 млн т.

  

«Ямал СПГ»

На ресурсной базе Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения (доказанные запасы газа 926 млрд куб. м) газодобывающая компания «Ямал СПГ» строит завод по производству сжиженного природного газа (СПГ) мощностью 17,6 млн т в год. В октябре 2010 г. распоряжением Правительства РФ был утвержден Комплексный план по развитию производства сжиженного природного газа на полуострове Ямал. В  июле 2012 г. было принято решение о строительстве морского порта в северо-восточной части полуострова Ямал, на западном берегу Обской губы. Оператор проекта — совместное предприятие «Новатэка» (50,1%), Total (20%), CNPC (20%), Фонда шелкового пути (9,9%). Инфраструктура проекта включает завод по сжижению природного газа и отгрузочный терминал в порту Сабетта.

Ключевыми транспортными компонентами Проекта являются:

1. строительство флота из 16 арктических танкеров-газовозов;

2. создание морского порта в пос. Сабетта;

3. строительство портового флота из 5 судов различного типа;

4. договор на выполнение линейных проводок атомными ледоколами в период 2018-2040 гг.

Первая линия по производству СПГ запущена в 2017 г.  На полную мощность завод выйдет в 2019 г. и «Ямал СПГ» начнет регулярно вывозить сжиженный газ из порта

Сабетта. Объемы экспорта СПГ и газоконденсата представлены в табл.1

Табл.1

 

Рис.4 АЛ «50 лет Победы» и танкер «Кристоф де Маржери»  в п. Сабетта

В марте 2017 г. танкер-газовоз ледового класса Arc7 «Кристоф де Маржери», первый из 15 танкеров-газовозов для проекта «Ямал СПГ», заправленный тестовым объемом сжиженного природного газа, впервые прибыл в п. Сабетта по Северному морскому пути. Ледопроходимость и маневренные качества танкера-газовоза были подтверждены ледовыми испытаниями в Карском море и Море Лаптевых. «Кристоф де Маржери» доказал способность двигаться кормой вперед во льду толщиной 1,5 метра со скоростью 7,2 узла и носом со скоростью 2,5 узла. Танкер способен работать при температурах до -52оС и проходить через льды толщиной до 2,1 м. Вместимость танкера — 172 600 куб. м СПГ. «Кристоф де Маржери» преодолел Северный морской путь за рекордное время – 6,5 суток. В п. Сабетта он завершил свой первый рейс по западной части Северного морского пути. В ноябре 2017 г. будет произведена первая отгрузка газа.

По проектам «Ямал СПГ» и «Портофлот» «Атомфлот» работает по договорам третий год.  Проект «Портофлот» предусматривает оказание «Росатомфлотом» услуг портового флота в п. Сабетта. Всего по проекту на российских верфях должно быть построено пять судов: ледокольный буксир, портовый ледокол «Обь» и три буксира ледового класса. Первый многоцелевой буксир «Пур» уже провел швартовые операции в порту. Второй из буксиров «Тамбей» начал работу у берегов Ямала в июле 2017 г. Договор с «Портофлотом» подписан до 2040 г. В 2018 г. все пять судов начнут работать в п.Сабетта. Круглогодично будет обеспечиваться швартовка, отшвартовка газовозов в п. Сабетта.

 

Новопортовское месторождение

На уровень, запланированный на 2018 г., постепенно выходит самое северное и крупнейшее из нефтегазоконденсатных месторождений углеводородов на полуострове Ямал - Новопортовское месторождение, базовый проект ОАО «Газпром нефть» на Ямале. Расположено в 30 км от побережья Обской губы. Извлекаемые запасы составляют 222 млн т нефти, 211 млрд м3 газа и 17 млн т конденсата.

Уникальный проект позволяет обеспечить круглогодичный вывоз нефти морским путем.

Рис.5 Морской терминал «Ворота Арктики»

Для круглогодичной отгрузки в танкеры нефти Новопортовского месторождения, в районе Мыса Каменного сооружен уникальный морской нефтеналивной терминал «Ворота Арктики» (рис.5). С началом промышленной эксплуатации терминала в 2016 г. «Газпром нефть - Ямал», оператор проекта,  получил возможность осуществлять круглогодичную отгрузку нефти потребителям. Уже в 2018 г. здесь планируется добыть 6,3 млн т сырья. Максимальная мощность терминала по перевалке сырья составляет более 8,5 млн т в год.

 

«ВостокУголь»

 «ВостокУголь» - российская управляющая компания (УК). Основана в 2012 г. Под контролем компании находится ряд угледобывающих активов в России. УК «ВостокУголь» обеспечивает развитие геологоразведочных работ на трех разрабатываемых и пятидесяти перспективных участках недр, лицензии на которые принадлежат компаниям, входящим в структуру.

Ведущаяся разработка лицензионных участков на Тайбассе (Таймырский угольный бассейн) позволит увеличить добычу высокачественных антрацитов и других марок углей на полуострове Таймыр до 10 млн т к 2020 г. Стратегическое направление деятельности УК «ВостокУголь» - наращивание инфраструктурных проектов в Арктической зоне РФ. Для будущего сбыта своего угля «ВостокУголь» строит два глубоководных морских порта на Таймыре. Один из них, «Чайка», начнет работу в 2017 г. Проектная мощность портов — по 10 млн т в год каждый (в будущем может быть увеличена до 30 млн т). Плановая добыча угля компании в 2017 г. - 17 млн т.

 

Нефтяной терминал Таналау

Ввод в эксплуатацию нефтяного терминала Таналау в устье реки Енисей повысит танкерный трафик в Арктике в 1,5 раза - с 10 до 15 млн т/год (табл.2). Независимая нефтяная компания (ННК) планирует строительство нефтяного терминала с грузооборотом 3,8 млн т/год с перспективой развития до 5 млн т/год, на мысе Таналау. Речь идет о Пайяхском и Северо-Пайяхском месторождениях. В декабре 2015 г. проект нефтяного терминала Таналау получил положительное заключение Государственной экологической экспертизы. В феврале 2016 г. Ленморниипроект выиграл конкурс на выполнение инженерных изысканий и разработку проектно-сметной документации по нефтяному терминалу Таналау. В устье Енисея ледовые условия такие же, как в Обской губе. И танкеры  там необходимы такие же, какие «Газпром нефть» использует в Обской губе.

Табл.2 Профиль добычи нефти Пайяхского месторождения (тыс. т) 

 Пайяхское месторождение было открыто ещё в 1990 г. По результатам бурения в 2014 г. прирост извлекаемых запасов нефти на месторождении составил 47,8 млн т. ННК планирует начать добычу на Пайяхском и Северо-Пайяхском месторождениях на Таймыре в 2023 г., полка добычи нефти на уровне 18-20 млн т в год будет достигнута в 2030 г.

 

Эксплуатация атомных ледоколов в среднесрочной перспективе

Для обеспечения нарастающего грузопотока продукции горнодобывающих комбинатов и нефтегазовых месторождений в Арктике необходимо как минимум удвоить число ледоколов потому, что задействованные сегодня АЛ приближаются к исчерпанию гарантийных сроков службы. Прогнозная оценка сроков эксплуатации атомных ледоколов на среднесрочную перспективу (при ресурсе АППУ 150-200 тыс. часов) показана на рис.6.

Рис.6 Прогнозная оценка сроков эксплуатации атомных ледоколов

Первенец серии ледоколов типа ЛК-60Я (проект 22220) АЛ «Арктика» был спущен на воду в 2016 г. В сентябре 2017 г. был спущен второй АЛ «Сибирь». Третий - «Урал», спустят на воду в 2018 г., ввод его в эксплуатацию запланирован на 2020 г. Предшественники «Арктики» и «Сибири» готовятся к утилизации. В рабочем состоянии в «Росатомфлоте» находятся четыре атомных ледокола: «50 лет Победы», «Ямал», мелкосидящий «Вайгач» и «Таймыр» (рис.7).

Рис.7 Атомный флот России

Они работают с «Ямал СПГ» в Обской губе, обеспечивают вывоз нефти с мыса Каменного («Новопортовское месторождение), с «Норильским никелем» - на Енисее, и в Карском море, обеспечивая все остальные проекты. Компании, ведущие разработки в Арктическом регионе несколько занижают прогнозные планы, но со временем эти цифры возрастут до объемов, которые ледокольный флот уже не сможет переварить.

 

Преодоление «ледовой паузы»

Сегодняшнее отставание в наращивании ледокольных сил при планируемом развитии Арктики вызывает главное беспокойство. Советские  судостроители заложили серьёзный запас прочности в созданные ими атомные ледоколы. Если ресурс АЛ «Ленин» изначально был рассчитан только на 50 тыс. часов с последующим продлением до 100 тыс., то ледоколам «Таймыр» и «Вайгач» срок службы продляется уже до 200 тыс. час. Таким образом, был обеспечен практически четырехкратный запас. Это спасает сегодняшний атомный флот от «ледовой паузы».

Строительство новых ледоколов необходимо вести опережающими темпами. На сегодняшний момент в стадии строительства находятся три АЛ ЛК60. К 2030 г. должно функционировать как минимум 8 атомных ледоколов.

Петербургское ЦКБ "Айсберг" ведет разработку многофункционального атомного ледокола оффшорного типа (проект 10570) мощностью 40 МВт, с унифицированной базовой платформой (рис.8). Идентичное по общему расположению, корпусу и энергетической установке решение позволит насыщать ледокол различным оборудованием. Предусматривается до шести вариантов комплектаций.

Рис.8 Ледокол оффшорного типа (проект 10570)

Это может быть ледокол-снабженец для обслуживания буровых платформ, ледокол-снабженец с функцией буксировки якорезаводчика, ледокол для работы с подводными добычными комплексами, ледокол для стимулирования добычи нефти и даже сейсморазведочное судно.  Оффшорный ледокол 40 МВт будет обеспечивать работы на континентальном шельфе.

На рис.9 показаны перспективные российские нефтегазовые месторождения в Арктике, которые обеспечат грузопоток в 80 млн т по трассе СМП.

Рис.9 Российские нефтегазовые месторождения в Арктике

От п. Сабетта до севера Китая (г. Тяньзинь) по Севморпути 19 дней плавания. А от Сабетты через перегрузку в Зеебрюгге (порт в Бельгии) и Суэцкий канал до Тяньзиня — порядка 40 дней (рис.10). Существенное сокращение протяженности маршрута позволит значительно уменьшить коммерческую стоимость судорейса.

Рис.10 Трасса Севморпути и рейса через Суэцкий канал

 

Производство СПГ на Ямале

Строительство СПГ-завода по проекту "Ямал СПГ" осуществляется тремя очередями с пуском в 2017, 2018 и 2019 гг. Проект предусматривает ежегодное производство около 16,5 млн т СПГ и до 1,2 млн т газового конденсата с поставкой на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы. Проект очень конкурентоспособен, себестоимость добычи газа низкая. Почти все объемы СПГ законтрактованы до 2040 г.

«Новатэк» намерен построить второй завод по сжижению газа – «Арктик-СПГ-2».  В границы морского порта Сабетта включен участок акватории для обустройства Салмановского нефтегазоконденсатного месторождения.  Большую часть капитальных затрат во втором квартале 2017 г. «Новатэк» направил на развитие новых проектов: «Арктик-СПГ-2» и «Кольскую верфь» - проект по созданию Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений в Мурманской области. 

Салмановское (Утреннее) месторождение, расположенное в северной части Гыданского полуострова недалеко от Южно-Тамбейского месторождения, было открыто ещё в 1980 г. По величине извлекаемых запасов оно является крупнейшим из месторождений на Гыданском полуострове (состоит из 34 залежей: 16 газовых, 15 газоконденсатных, 2 нефтяных и газоконденсатных и 1 нефтяную). Доказанные запасы составляют 259,8 млрд куб. м газа и 9,6 млн т жидких углеводородов.

Салмановское месторождение — ресурсная база проекта строительства завода СПГ «Арктик-СПГ-2» — позволит обеспечить ежегодную добычу газа в объеме свыше 30 млрд куб. м.  Три линии сжижения мощностью 6 млн т в год каждая будут установлены на ледостойкой платформе недалеко от берега. Отгрузка готовой продукции будет происходить с платформ, в которых запроектированы емкости для хранения СПГ и конденсата. Завершается строительство для стройки завода и обустройства самого месторождения. Сжиженный газ из терминалов завода пойдет напрямую на танкеры-газовозы.

Недавно «Новатэк» получил от Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых (ГКЗ) одобрение заявки на увеличение запасов Утреннего (Салмановского) месторождения. В результате планируемая мощность проекта «Арктик СПГ-2» окажется на 10-15% выше, чем у «Ямала СПГ». На Утреннем будет добываться около 30 млрд куб. м «голубого топлива» в год. Строительство нового СПГ-завода может быть начато уже в 2019 г., а производственный цикл стартует в 2023 г. Мощность второго завода будет выше, чем у первого - 18 млн т сжиженного газа в год против 16,5 млн т, соответственно.

Заинтересованность в финансировании проекта высказали французский нефтегазовый

гигант «Total» и японский банк Международного сотрудничества (Japan Bank for International Cooperation – JBIC). При создании предприятия «Арктик СПГ-2» будут использоваться только российские технологии и оборудование.

На западном берегу Кольского залива у поселка Белокаменка (Мурманск) реализуется проект «Кольская верфь» - создание Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений. Здесь будут изготавливаться комплексы по сжижению природного газа на платформах, добычные и другие технологические комплексы для освоения арктических месторождений. Первую очередь "Кольской верфи" планируют ввести в эксплуатацию осенью 2018 г.

Итоги зимне-весенней навигации 2016-2017 г.

В период с ноября 2016 по июнь 2017 г. атомоходы «Росатомфлота» осуществили 102 судозахода в порт Сабетта по договору с ОАО «Ямал СПГ», 54 судозахода направлением на нефтеналивной терминал в районе мыса Каменный по контракту с ПАО «Газпром нефть», 6 судов проведено к мысу Чайка по договору с УК «ВостокУголь».

Каждый атомоход работал на своем морском участке. «Ямал» и «50 лет Победы» проводили суда от мыса Желания и пролива Карские Ворота до входа в Обскую губу. Ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» работали преимущественно в Обской губе. С января по май 2017 г. атомоходы обеспечивали рабочее состояние канала на припае Енисейского залива до порта Дудинка. К работам в порту Сабетта приступили буксиры проекта «Портофлот». Буксир ледового класса «Тамбей» начал работу 6 мая, 1 июня к нему присоединился буксир «Пур».

На сегодняшний день из четырех действующих атомных ледоколов на проводках в море заняты три. Плановый ремонт в доке и перегрузку топлива к концу ноября завершит атомный ледокол «Вайгач». Ко Дню атомного ледокольного флота он должен выйти из Мурманска на Дудинку, где в устье Енисея будет проводить грузовые суда, заходящие в дудинский морской порт. Его место у причала в Мурманске займет атомоход «Таймыр».

После реализации проектов «Ямал СПГ» и «Арктик-СПГ-2» число судозаходов (танкеров-газовозов и нефтяных танкеров) в Обскую губу возрастет до 520 раз в год. Практически ежесуточно будут заходить 1 танкер-газовоз и 1 нефтяной танкер. В Обской губе ледовая обстановка довольно сложная. Для вывоза углеводородных запасов необходимы серьёзные суда и соответствующее ледокольное обеспечение.

 

Ледовая обстановка в Обской губе

Обская губа освобождается ото льда примерно на три месяца в году. Длительное наличие ледяного покрова с грядами торосов, навалы льда на осушки и отмели существенно усложняют навигационную обстановку. В конце мая, когда лед достигает максимальной толщины, начинается разрушение ледяного покрова в южной части Обской губы. В начале июня взламывается припай в северной части губы, и северная граница припая смещается до бухты Тамбей. В первой декаде июля взламывается ледяная перемычка в средней части Обской губы. При благоприятных условиях полное очищение Обской губы ото льда наступает в первой декаде июля, при неблагоприятных – в третьей декаде августа. Как правило, в конце июля, в августе, сентябре и начале октября в Обской губе льда нет. В конце первой и начале второй декады октября в губе начинается устойчивое ледообразование. Годовая толщина ровного льда достигает наибольшего значения в мае и колеблется от 1.6-1.8 м. В экстремальные зимы толщина ровного льда достигает 2.4 м. К ледовым условиям, существенным для прохода судов, относятся: длительное наличие ледяного покрова и его временнáя изменчивость; существование крупных ледяных образований - торосов и ледяных полей. В среднем продолжительность ледового периода в Обской губе составляет 290 суток, безледного – 75. В «Газпром нефти», тем не менее, уверены, что смогут организовать круглогодичный вывоз нефти с месторождения.

 

Обоснование наращивания парка ледоколов в Арктике

В Восточносибирском море в апреле появляются участки, которые могут быть преодолены только ледоколом мощностью более 100 МВт, то есть ледоколом «Лидер». При круглогодичной навигации возможны два варианта проводки: высокоширотный выше Новосибирских островов и маршрут через пролив Санникова. При скорости движения каравана судов не менее 10-10,5 узлов (когда появляется экономический эффект работы судов на акватории СМП), количестве заходов газовозов в порт - каждые 1,5 суток по акватории СМП проходит 1 газовоз, для круглогодичной навигации только по трассе СМП потребуется 7-8 ледоколов. Ещё 4 ледокола понадобятся для обеспечения вывоза углеводородов из Обской губы, Енисея и в Карском море. Таким образом, в составе «Росатомфлота» должно быть 11-13 АЛ. В противном случае все газонефтяные проекты останутся не реализованными. У «Ямал СПГ» договоры уже законтрактованы на 96%, из них 86% - поставки СПГ в Азию. 36 млн т в год готовой продукции должно поступать только из Обской губы. 86-90% из них -  30 млн т должны пойти на восток.

Атомные ледоколы - основа для функционирования арктических логистических схем, поэтому «Росатомфлот» планирует до 2022 г. обновить свой ледокольный флот. К 2019 г. должно быть завершено строительство ледокола «Арктика», которому предстоит заменить «Ямал». АЛ «Сибирь» и «Урал» станут заменой ледоколам «Таймыр» и «Вайгач» в 2020 и 2021 гг., соответственно. Таким образом, корпорация обеспечит полную заменяемость собственного флота. При необходимости обслуживания более 40 млн т грузов существующих мощностей флота может не хватить. Необходимо еще как минимум два ледокола. Ледоколы «Таймыр», «Вайгач» и «Ямал» подойдут к исчерпанию своего ресурса к 2023-2028 г., когда им на смену придут три универсальных ледокола ЛК-60. К 2025-2026 г. должен войти в строй третий ледокол ЛК-40. Когда к 2028-2029 г. выйдет на пик вывоз нефти  и СПГ, потребуется один из первых ледоколов «Лидер».

Нижегородское ОКБМ им. Африкантова разработало целую линейку реакторных установок нового поколения «РИТМ» для ледоколов мощностью 40 МВт, 60 МВт и 100, 120 МВт (рис.11).

Рис.11 Реакторные установки нового поколения «РИТМ»

Развитие Арктического региона происходит быстро нарастающими темпами, о которых несколько лет назад не могло быть и речи. Времени для раскачки на строительство современного ледокольного флота уже не осталось.  Головной ледокол «Лидер»  планировалось ввести в строй в 2024 г. Теперь уже называют 2025 г. «Росатом» ожидает правительственных решений по ледоколу "Лидер" в ближайшие месяцы. Только атомный ледокол "Лидер" с новыми скоростными и техническими характеристиками может обеспечить круглогодичную навигацию по Северному морскому пути. По мнению главы «Росатома» А.Е. Лихачёва, строительство "Лидера" можно осуществить по схеме ВОО (build- ownoperate - "строй-владей-эксплуатируй") в альянсе с крупными компаниями, осваивающими арктические месторождения.

Подготовлены прогнозные расчеты по увеличению объемов добычи сырья в Арктической зоне. Все добывающие компании крайне взвешенно представляют свои прогнозы. «Новатэк» пока не заявляет о развитии месторождения Штормовое, ресурсы которого согласно данным Минприроды РФ, оцениваются в 479,4 млрд куб. м газа и 39 млн т конденсата. Это серьёзнейшее месторождение, расположенное  рядом с «Арктик-СПГ-2», входит в фазу подтверждения запасов, которые даже больше, чем в «Арктик-СПГ-2». Инфраструктура на Ямале создана. Прийти в порт Сабетта с удвоением объемов поставок не составит никакого труда.

Через десять лет Арктику ждут огромные изменения, к которым очень серьёзно надо готовиться сейчас. Сегодняшняя ситуация в Арктике напоминает послевоенные годы, когда в стране происходила бурная вспышка в развитии науки и промышленности.

Комплексный подход к развитию Арктики

Арктика - сложный специфический регион, для развития которого требуется комплексное решение. Прежде всего, должно быть организовано судостроительное производство современных ледоколов и перевозящих судов высокого ледового класса. В бухте Большой Камень на Дальнем Востоке ведется строительство современной верфи «СК «Звезда», которая будет строить суда любой сложности, характеристик и назначений, в том числе ранее не выпускаемых в России по причине существующих ограничений спусковых и гидротехнических сооружений. Проект судостроительного комплекса «Звезда» реализуется консорциумом инвесторов во главе с ПАО «НК «Роснефть» на основании поручений президента РФ В.В. Путина.

Первая очередь строительства верфи включает в себя блок корпусных производств и окрасочные камеры, открытый тяжелый достроечный стапель с передаточным доком для строительства судов и морской техники и цеха насыщения. Срок ввода всех объектов первой расширенной очереди – 2019 г. Блок корпусных производств и окрасочные камеры были сданы в эксплуатацию в 2016 г. В августе 2017 г. получено разрешение на ввод в эксплуатацию открытого достроечного стапеля. Сдача пилотного заказа запланирована на 2019 г. По мере ввода в эксплуатацию очередей появится возможность строить более сложную морскую технику с большим водоизмещением. После ввода в эксплуатацию на верфи будет работать около 7 500 человек. СК «Звезда» уже заказано строительство 15 танкеров типа Афрамакс (Aframax) - танкеров класса LR2 (крупнотоннажные танкеры 2 класса 80 000—159 999 т) высокого ледового класса.

Развитие парка перевозящих судов не должно тормозиться задержкой с ледокольным обеспечением. Проект «Ямал СПГ» дал импульс к строительству ледоколов «Арктика», «Сибирь» и «Урал» проекта 22220 с двухреакторной энергетической установкой и двухосадочной конструкцией корпуса, которые смогут проводить караваны судов в ледяном поле толщиной до 3 м. Решение о строительстве атомного ледокола "Лидер" будет принято в 2018-2019 гг., когда реально потребуется проводить караваны газовозов с большей вместимостью. Для Новопортовского месторождения построено 6 судов с 9-метровой осадкой. Пока «Газпром» намерен работать только на запад, суда с высоким ледовым классом им не нужны.

Следующей не менее важной задачей является создание соответствующей инфраструктуры Севморпути. В арктических условиях трассы СМП организовать пункты полноценного ремонта судов сложно. Поэтому у строящихся судов должен быть весьма серьёзный запас прочности.

Самой серьезной проблемой на текущий момент является организация мониторинга ледовой обстановки на трассе СМП. Единого портала, который мог бы выдавать такую информацию судоводителям, пока нет. Необходимо создать единый Центр Арктического судоходства, который выдавал бы все рекомендации, прогнозы по плаванию на трассе Севморпути. Иностранцы подобные проблемы решают быстрее. Но у нас больший запас знаний о специфике плавания в арктических морях, чем у зарубежных судоводителей. К сожалению, российские компании пытаются делать всё индивидуально. А для эффективной работы в Арктике, надо объединяться.

Не решены вопросы предотвращения и ликвидации аварийных ситуаций. В 1925 г. в СССР было инициировано создание санитарной авиации для оказания экстренной медицинской помощи в условиях плохой транспортной доступности или большой удалённости от медицинских учреждений. С начала XX в. военные и гражданские лётчики, осваивая просторы Заполярья, осуществляли перевозки в экстремальных условиях, занимались снабжением и спасением людей на дрейфующих льдинах. Но после 1990-х гг. службы, объединяющей спасателей и медиков, в России не существует. Плохая организация оперативного взаимодействия между различными службами, отсутствие необходимого оборудования, бюрократические проблемы приводят к тому, что аварийно-спасательные работы с использованием санитарной авиации в России почти не проводятся. В ближайшие десятилетия российская полярная авиация переживёт второй виток своего развития, а спрос на авиационные услуги будет увеличиваться. На всём протяжении российской Арктики происходит восстановление аэропортов, обновляется техника. Но эти процессы идут крайне медленно. Пока же первыми при доставке человека или необходимого оборудования являются атомные ледоколы. Вертолеты, суда на воздушной подушке – это наше будущее. Российская Арктика ещё диковата. Мы в начале пути. Но востребованность арктических ресурсов в мире дает большой импульс для развития всех инфраструктур.

 

Связанная тема Правительство предлагает наделить «Росатом» компетенциями инфраструктурного оператора СМП и передать госкорпорации «функции по оказанию государственных услуг в области морской деятельности и управлению госимуществом в рамках СМП и прилегающих территорий».

 

По материалам выступления на 13 Международной конференции «RAO/CIS OFFSHORE»  по освоению ресурсов нефти и газа российской Арктики и континентального шельфа (сентябрь 2017 г., Санкт-Петербург) подготовила Т.А.Девятова

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Атомный флот
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Атомный флот:
Вспоминая яркое далёкое

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 1.88
Ответов: 9


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 6 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Организация круглогодичной навигации на Северном морском пути (Всего: 0)
от Гость на 09/11/2017
Красиво и очень дорого...


[ Ответить на это ]


Re: Организация круглогодичной навигации на Северном морском пути (Всего: 0)
от Гость на 09/11/2017
Армения осваивает СМП, Браво! Пора уже Росатому осваивать Антарктику. Да и Гольфстрим пора прибрать к рученькам. 


[ Ответить на это ]


Re: Организация круглогодичной навигации на Северном морском пути (Всего: 0)
от Гость на 10/11/2017
Автору большое спасибо за содержательную статью.
Реакторы на АПЛ и АЛ нарабатывают в 20-40 раз меньше плутония на один квтч, чем РБМК или ВВЭР. Сегодня эти реакторы имеют самые лучшие показатели по соотношению «Польза-Вред» среди высокотехнологичных машиностроительных устройств, работающих на энергии деления тяжелых атомов. Теоретически наработку плутония в таких реакторах можно снизить еще в 20-40 раз, уменьшив долю воспроизводящего изотопа до минимума. Тогда такая РУ может стать совместимой с жизнью человека, и ее можно будет использовать на территориях с большой плотностью населения.
Совершенно логично использовать ОИАЭ в крайне малолюдных местах, и Русский Север – идеальное место для этого.
У транспортных АЭС нет потерь в сетях, нет посредников при передаче энергии от генератора к потребителю. Это большой плюс в деле борьбы с коррупцией при эксплуатации ЭУ.
Я бы купил себе такую установку на дачу (БУ не предлагать) вместо голландки, на случай зимней безветренной пасмурной погоды, но не знаю, сколько нужно средств отложить на покупку. Кто в теме, скиньте ссылочку, плиз. Американцы утверждают, что энергия транспортного реактора дороже сетевой энергии в 100-200 раз, а киловатт установленной мощности обходится в 200-300 тысяч долларов. Такую покупку могут позволить себе только нефтяные и газовые короли, и то вскладчину.
Реактор на АЛ – реальное доказательство того, что безопасно дешево не бывает.
Дементий Башкиров


[ Ответить на это ]


Re: Организация круглогодичной навигации на Северном морском пути (Всего: 0)
от Гость на 13/11/2017
Картинки красивые, а планы утопичны. С учетом, что Европа, ЮВА с Китаем семимильными шагами идут по пути увеличения энергоэффективности, что уже ежегодно приводит к уменьшению потребления энергоресурсов вкупе с развитием возобновляемых источников энергии российские углеводороды вскоре некому будет потреблять. Разве что сами жрать будем.


[ Ответить на это ]


Re: Организация круглогодичной навигации на Северном морском пути (Всего: 0)
от Гость на 13/11/2017
Заменим ими пальмовое масло...))


[
Ответить на это ]


Re: Организация круглогодичной навигации на Северном морском пути (Всего: 0)
от Гость на 28/11/2017
"Объем перевозки грузов по Северному морскому пути (СМП) может вырасти до 80 млн т к 2029 г." - Рост В.Г. Арутюнана к тому же времени может вырасти до 18 метров 36 см. Вес гражданина В.Г. Арутюняна может вырасти до 18 тонн, 186 кг. В соответствии с этими прогнозами, мы все должны озаботиться, как прокормить В.Г. Арутюняна в столь сложных условиях. Это все, что вам надо знать о прекрасном человеке, замечательном прогнозисте, и не менее удивительном потребителе наших денег В.Г. Арутюняне. Его мама очень его хвалила, так и сказала, хороший, но очень голодный  мальчик. - Олег Кумганов.


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.07 секунды
Рейтинг@Mail.ru