[26/10/2017] Размышление о контейнерах будущего

| В. Н. Фромзель, к. т. н.
| 
| В. А. Шлейфер, к. т. н.
|
Эта
статья Фромзеля В.Н. и Шлейфер В.А. написана в августе 2017 г., однако представлена
только сегодня, поскольку это было обещано в «Открытом письме» к руководству
Росатома от 13 сентября 2017
г. Поводом для ее написания, а также публикация
«Открытого письма», стал анализ публикаций АО «ФЦ ЯРБ», в которых авторы (специалисты
в контейнерной тематике с большим опытом работы) с огорчением увидели, что
широко разрекламированный контейнер для перевозки ТВС ТУК-141О на самом деле
российским считать нельзя, поскольку основные операции по его изготовлению
выполняются на заводах Германии. Кроме того, авторы выразили сомнения в полноте
и легитимности испытаний этого нового контейнера.
После публикации
«Открытого письма» АО «ФЦ ЯРБ»
опубликовало еще одну популярную статью «Упаковали топливо в обновку», в
которой появились ответы на некоторые, но далеко не все, вопросы. В частности,
не доказано отсутствие перегрева оболочек ТВЭЛов. Не доказано также сохранение
герметичности полости контейнера в очаге пожара при использовании двух
эластомерных прокладок (у немцев одна из прокладок металлическая).
В
статье, признано, что в перспективе (а почему не сразу?) АО «Петрозаводскмаш»
может взять на себя выпуск этих контейнеров, хотя в предыдущих статьях это было
подвергнуто сомнению. Ссылка на то, что размещение заказа в Германии ускорило
процесс испытаний, несостоятельна, поскольку АО «Петрозаводскмаш» принадлежит
Росатому, и вопросы подготовки его к выпуску контейнеров могли быть продуманы
заранее.
До сих пор редакция
ПРоАтом скептически относилась к публикации открытых писем, считая, что
Руководство Росатома имеет стойкий иммунитет от критики и надежно защищено
собственным дивизионом агитаторов. Однако, публикация «Открытого письма»
Фромзеля и Шлейфер показала, что конструктивная реакция со стороны Росатома и
его служб все-таки возможна – и это самое главное, поскольку служит общему делу
развития страны.
Редакция журнала «Атомная
стратегия».
После того как из эксплуатации будут
выведены 11 блоков АЭС с реакторами РБМК-1000 (Ленинградская, Курская и
Смоленская АЭС) и их заменят блоками с реакторами типа ВВЭР-1000, работающими
на топливе с большой глубиной выгорания и повышенным начальным обогащением, на
таких АЭС будет вырабатываться основная часть электрической энергии,
производимая ГК «РОСАТОМ». Аналогичные блоки будут использоваться практически
на всех АЭС, которые построены и строятся Россией за рубежом.
Таким образом, острым становится
вопрос о создании нового отечественного большегрузного контейнера для
транспортирования ОЯТ от реакторов типа ВВЭР-1000, использующих модифицированные
сборки.
Находящиеся в эксплуатации до
настоящего времени ТУК-13В с корпусами из углеродистой стали и ТУК-13/IВ с
корпусами из нержавеющей стали (оба типа ТУК вмещают по 12 ОТВС реакторов
ВВЭР-1000) изготавливались соответственно до 1985 и 1993 годов. Остаточное
тепловыделение и радиоактивное излучение ОТВС, принятые при их разработках,
были существенно меньшими, чем значения этих параметров при использовании в
ВВЭР-1000 модифицированных сборок и возможном времени пребывания ОТВС в
бассейнах выдержки большинства блоков АЭС с ВВЭР-1000.
Для оптимизации логистики вместимость
нового ТУК должна быть увеличена до 18÷19 ОТВС, что соответствует
характеристикам контейнеров для ОТВС реакторов PWR, которые эксплуатируются в
настоящее время за рубежом, Так, контейнер
CASTOR V/19 с корпусом из ковкого чугуна, который впервые был загружен ОЯТ ещё
в 1997 г.,
вмещает 19 ОТВС и успешно эксплуатируется около 20 лет .
Из
разделов «Стратегические цели» и «Наши проекты» корпоративного сайта АО «ФЦ
ЯРБ» следует, что контейнерная
тематика в Дивизионе
ЗСЖЦ возложена на АО «ФЦ ЯРБ». Сегодня о его деятельности можно судить лишь
по трем статьям, опубликованным в корпоративной прессе в период с мая 2016 г. Других научно обоснованных технико-экономических
отчетов о деятельности АО «ФЦ ЯРБ», в том числе и о контейнерной тематике, нет.
Рассмотрим эти статьи, где идёт речь о создании современного ТУК для
транспортирования (не исключено и для хранения) 18-ти отработавших сборок с
большой глубиной выгорания и повышенным начальным обогащением для реакторов
ВВЭР-1000: · статья
«Комплекс полноценности». Страна РОСАТОМ | №17 (241) | май, 2016; – (статья 1);
· статья
«Полувековой с ТУК». Вестник АТОМПРОМА, май, №5, 2016; – (статья 2);
· статья
«Контейнеры будущего. В чём целесообразнее возить отработанные радиоактивные
материалы». НГ-ЭНЕРГИЯ, вторник, 16 мая, 2017, – (статья 3).
Примечание. В дальнейшем
по тексту: (статья 1), (статья 2) и (статья 3).
В статье 3 справедливо отмечены
основные недостатки находящихся в эксплуатации ТУК для ОТВС ВВЭР-1000, которые
названы «ТУКи 13-й серии – разработка 80-х годов» (см. раздел «МНЕНИЕ Иванова
Константина Владимировича»). Речь идёт о наличии одной защитной крышки,
применении жидкой нейтронной защиты, которая может быть утрачена в очаге пожара,
малой вместимости (12 ОТВС), использовании герметизирующих прокладок из
синтетической резины, которые могут недостаточно предотвращать диффузию
радиоактивных изотопов из полости контейнера в окружающую среду.
В статье 3 (раздел «МНЕНИЕ Лобкова
Юрия Михайловича») указывается, что существующие
ТУК-13 не решают задачу полноценного вывоза отработавших ТВС от реакторов
ВВЭР-1000 перспективных типов, что обусловлено жёсткими ядерными, радиационными
и тепловыми характеристиками отработавших ТВС.
В статье 3 (раздел «Отставший от прогресса»)
утверждается: «В связи с переходом на 18- месячный топливный цикл с
использованием топливных сборок второго поколения ТВС-2М и ТВСА-PLUS изменилась структура
ОЯТ. Его первичное обогащение увеличилось до 4,95% (в ТУК 13-й серии эта
величина доходила до 4,4%), а глубина выгорания – от 50÷55 до 60 ГВт·сутки/кг U». Считаем необходимым отметить:
· В
трёх рассматриваемых статьях не указывается, какие из недостатков ТУК 13-ой
серии устранены в новом ТУК.
· Отсутствует
информация о том, как в новом ТУК решены проблемы обеспечения ядерной и
радиационной безопасности, а также исключена возможность перегрева оболочек
твэлов. Необходимость такой информации исключительно велика, так как, используя
терминологию Лобкова Ю.М., новый ТУК должен обеспечить вывоз от АЭС с
реакторами типа ВВЭР отработавшего топлива с жёсткими ядерными, радиационными и тепловыми характеристиками.
То, что информация о способах решения
проблем безопасности необходима, свидетельствует:
· содержание
и название статьи 3 «Контейнеры будущего»;
· приведенная
ниже цитата из статьи 3 – раздел «Мнение Лобкова Ю.М.» - «Принятие ТУК-141О как
основного средства транспортирования российского ОЯТ ВВЭР-1000 будет
способствовать развитию отечественного серийного производства (речь о контейнерах
– авт.)».
При этом не следует уповать на
результаты планируемого испытания нового ТУК при его загрузке реальным ОЯТ,
даже если при испытаниях будут использованы отработавшие сборки, полученные при
загрузке реактора топливом с высокой глубиной выгорания и первичным
обогащением, указанными в статье 3 – раздел «Отставший от прогресса».
При проведении испытаний сравнительно
просто замерить мощности эквивалентных доз на поверхностях ТУК и транспортёра,
а также на нормируемых от них удалениях, но практически невозможно доказать,
что эффективный коэффициент размножения нейтронов «Кэфф»
никогда не будет выше 0,95 (требование НП-053-04) и не будут перегреты оболочки
твэлов.
В ситуации, когда результаты
планируемых испытаний вряд ли дадут информацию о соответствии нового ТУК
требованиям безопасности, особенно ядерной, и не докажут отсутствие перегрева
оболочек твэлов, необходимо представить сведения о том, в каких Организациях,
использующих общепринятые расчётные методики и программы, были выполнены расчёты,
подтверждающие соответствие нового ТУК требованиям безопасности. Эти сведения
позволят обосновано относить упаковки с новым ТУК к типу B(U), что необходимо для
возврата в Россию ОЯТ от АЭС с реакторами типа ВВЭР-1000, создаваемых Россией
за рубежом, особенно в случае отсутствия общей границы с нашей страной.
Информация о том, что «…корпус
ТУК-141О цельнолитой из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом» (см.
статью 3, раздел «В чём же отличия?») и приведенная ниже цитата из статьи
2 («Создание нового ТУКа было включено в
«План мероприятий по программе обращения с ОЯТ на период 2013-2015». А к концу
марта этого года (статья 2 опубликована в мае 2016г.) новый
транспортно-упаковочный комплект 1410, разработанный АО «ИЦЯК» (известны
проекты, выполненные АО «ИЦЯК», включая ТУК-153), прошёл приёмочные испытания»)
позволяет считать, что нейтронная защита
нового ТУК подобна нейтронной защите контейнеров «CASTOR», корпуса которых
отливаются из чугуна с шаровидным графитом.
О сотнях контейнеров типа «CASTOR» с нейтронной защитой,
надёжность которой многократно проверена, подробно изложено в нашей статье
«Атомку тормознут контейнеры» (журнал «Атомная стратегия XXI, №117, август, 2016г. http://proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=6943).
В статье приведены характеристики 17-ти типов контейнеров CASTOR и даны: рис.1 CASTOR V/52
(52 ОТВС BWR),
рис.2 CASTOR V/19
(19 ОТВС PWR)
и рис.5 CASTOR HAW
20/28 CG для транспортирования
канистр с высокоактивными отходами и хранения шаровых твэлов. Все контейнеры CASTOR, разработанные немецкими
фирмами GNS и GNB (дочерняя фирма GNS), имеют корпуса,
отливаемые совместно с днищем из чугуна с шаровидным графитом, а нейтронная
защита контейнеров CASTOR V/52, CASTOR V/19,
CASTOR HAW
20/28 CG и некоторых других
подобна защите, применённой в новом отечественном ТУК.
Мы полагаем, что грамотное
использование опыта, накопленного ведущими зарубежными контейнерными фирмами,
может минимизировать потери, связанные с тем, что в России около 20 лет не
разрабатывались контейнеры для транспортирования (промежуточного хранения) ОЯТ
ВВЭР.
Наши
замечания не относятся к тому, что нейтронная защита нового ТУК подобна защите,
разработанной для контейнеров CASTOR.
Мы не согласны с отсутствием описания
и схемы системы, предназначенной для обеспечения радиационной безопасности
создаваемого ТУК (особенно в отношении защиты от нейтронов). Аналогичные
вопросы возникают в отношении ядерной безопасности, т.к. в статьях 1-3 нет ни
слова об использовании так называемых «ловушек
для нейтронов», которые успешно применены в критикуемых ТУК 13-ой серии, а
также отсутствия сведений об интенсификации передачи тепла в полости
создаваемого ТУК.
Вообще, в публичных материалах АО «ФЦ
ЯРБ» должна содержаться информация о том, где отливался корпус нового ТУК, а если
наше предположение о типе использованной нейтронной защиты справедливо, то и
сведения о том, где было выполнено
продольное глубокое сверление двух рядов шахматно-расположенных глухих
отверстий, необходимых для размещения стержней, обеспечивающих защиту от
нейтронов.
Информация о типах современных
большегрузных контейнеров, эксплуатируемых за рубежом, и их изготовителях
позволяет предположить, что:
Корпус
нового контейнера для ОТВС реакторов типа ВВЭР-1000 отливался из чугуна с
шаровидным графитом (ковкий чугун по принятой за рубежом терминологии), и
частично обрабатывался (сверление продольных глухих отверстий) в Германии на
заводах Зимпелькамп.
Такое решение, позволившее начать
испытания нового ТУК на Калининской АЭС в апреле 2016г., можно считать обоснованным,
при одном обязательном условии:
В ближайшем будущем (сроки должны
быть определены) серийное изготовление этих ТУК должно осуществляться только на
российских предприятиях, причём в основном из отечественных материалов. Такой
подход обеспечит выполнение условий об импортозамещении в отношении контейнеров
для транспортирования, а возможно и хранения отработавшего ядерного топлива,
при отсутствии которых невозможна эксплуатация АЭС. Кроме того, это даст
возможность подготовиться предприятиям, которые могли бы участвовать в этой
большой работе в качестве подрядчиков на отдельных операциях.
Серийная отливка корпусов контейнеров
из отечественного высокопрочного чугуна с шаровидным графитом ВЧШГ может быть
организована, по нашему мнению, на АО «Петрозаводскмаш».
Говорить сейчас о возможности отливки
корпусов контейнеров из отечественного ВЧШГ на АО «Петрозаводскмаш» можно
только благодаря проведению в 1999÷2001 годах комплекса исследовательских и
технологических работ по чугуну с шаровидным графитом, который традиционно
использовался заводом для изготовления не относящихся к ТУК изделий по заказам
отечественных и зарубежных предприятий и организаций.
Хронология событий, которые
завершились выпуском Технических условий на отливку корпусов контейнеров из
отечественного чугуна с шаровидным графитом такова:
1999
год. По инициативе НПО ЦКТИ им.И.И. Ползунова
(г. Ленинград) начаты совместные работы ГНЦ РФ «ЦНИИТМАШ», АО «Петрозаводскмаш»
и НПО ЦКТИ с целью использования отечественного высокопрочного чугуна с шаровидным
графитом (ВЧШГ) для изготовления корпусов контейнеров. Совместные работы
начались за 10 лет до вхождения АО «Петрозаводскмаш» в ГК «РОСАТОМ» и
финансировались полностью АО «Петрозаводскмаш».
2000
год. Выпуск ГНЦ РФ «ЦНИИТМАШ» совместного с АО
«Петрозаводскмаш» отчёта «Экспериментально-промышленные работы по технологии
отливки и аттестационным испытаниям корпуса контейнера из чугуна с шаровидным
графитом» (ХД №185/12 от 26.04.2000г.).
Отчёт
состоит из следующих основных разделов:
1. Краткие
сведения о свойствах высокопрочного чугуна с шаровидным графитом.
2. Программа
аттестационных испытаний.
3. Отливка
корпуса контейнера для аттестационных испытаний.
4. Исследования
свойств чугуна опытного корпуса контейнера.
5. Основные
рекомендации по технологии отливки корпусов контейнеров из чугуна с шаровидным
графитом.
6. Технические
условия на отливку корпуса контейнера для транспортировки и хранения
отработавшего топлива АПЛ и АЭС.
2001 год.
Выпущены Технические условия ТУ 11306-004-00212179-2001 «Чугун высокопрочный с
шаровидным графитом для отливки упаковочных комплектов хранения и
транспортирования радиоактивных материалов».
ТУ
Согласовано:
Руководителем Д. ЯТЦ
Минатома России В. Шидловским,
Директором МКЦ «Нуклид»
Н.С. Яновской,
Генеральным директором
ОАО «НПО ЦКТИ» Ю.К. Петреней,
Генеральным директором АО
«Петрозаводскмаш» В.З. Соминым.
ТУ
Одобрено:
Начальником
8-гоУправления Госатомнадзора Гризивирским.
ТУ
Утверждено:
Ген. директором ГНЦ РФ
«ЦНИИТМАШ» А.С. Зубченко.
До
2010 года, когда в ГК «РОСАТОМ» вошёл АО «Петрозаводскмаш», последним для
Минатома серийно изготавливались следующие ТУК с корпусами из отечественного
высокопрочного чугуна с шаровидным графитом:
· ТУК-128
и ТУК-128/1 для транспортирования ОЯТ от исследовательских реакторов российской
разработки;
· ТУК-135
для перевозки «блочков», содержащих плутоний от технологических графитовых
реакторов на ПО «МАЯК», а также защитные
контейнеры (ЗК) двух типов (всего 5 шт.) для хранения на Кольской АЭС
кассет экранов (ЗК КЭ) и поглощающих надставок (ЗК ПН), активация которых
происходит при работе ВВЭР-440. Максимальная масса корпуса одного ЗК равна
44,9т. Защитные контейнеры получили очень высокую оценку Главного инженера
Кольской АЭС А.Н. Ионова.
Для
перемещения «недогоревших» сборок твэлов с закрываемого I-ого блока Игналинской
АЭС на тогда ещё работающий II-ой
блок АО «Петрозаводскмаш» изготовил из ВЧШГ и поставил на АЭС две составные
направляющие шахты, высоко оценённые руководством Игналинской АЭС.
Далее
приведены выдержки из статьи 1 «Комплекс полноценности» (раздел «Ложка дёгтя»):
· «Поскольку
разработка ТУКов началась до введения санкций, в действующую конструкцию (речь
идёт о ТУК-141) заложены импортные
материалы, например, чугун с шаровидным графитом».
· «Однако,
в России пока технология производства чугуна
с шаровидным графитом не освоена. Заняться этим предстоит, скорее всего,
«Петрозаводскмашу».
Эти
две выдержки, где искажается реальное состояние дел в отношении существования
российского высокопрочного чугуна с шаровидным графитом (см. выпущенные в 2001
году Технические условия) и его успешном использовании «Петрозаводскмашем» для
отливки корпусов контейнеров (см. раздел нашей статьи, в котором идёт речь о
ТУК-128, ТУК-128/1, ТУК-135, о защитных контейнерах ЗК и направляющих защитных
шахтах), а также наши замечания, касающиеся безопасности нового ТУК, вынудили
нас обратиться с открытым письмом к Руководству ГК «РОСАТОМ» (письмо
опубликовано http://proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=7644).
Судя
по второй цитате, организаторы надеются, что ГК «РОСАТОМ» будет финансировать
работы, аналогичные выполненным АО «Петрозаводскмашем» ещё до его вхождения в
ГК «РОСАТОМ».
Большая
масса корпуса нового ТУК (конкретная величина в статьях не даётся, но должна
быть сообщена АО «Петрозаводскмашу») может инициировать
вопрос о приобретении АО «Петрозаводскмашем» ковша для заливки чугуна
большой вместимости. Учитывая предстоящее серийное
производство новых ТУК, и невысокую цену ковша, такое приобретение не
сильно поднимет себестоимость проекта.
Необходимо
обсудить ещё один сложный вопрос, если справедливо высказанное нами
предположение, о типе нейтронной защиты в новом контейнере. Речь идёт о том,
где в России может быть выполнено продольное сверление двух рядов отверстий в
корпусе контейнера, необходимых для размещения стержней, обеспечивающих защиту
обслуживающего персонала АЭС и населения от воздействия нейтронов.
Напоминаем,
что подобное сверление было выполнено при изготовлении сотен контейнеров «CASTOR», опыт такой работы
есть, и процесс сверления не следует считать уникальным. Известно, что для
сверления использовался специальный станок (вернее агрегат), обслуживаемый
несколькими специалистами. Станок изготавливается в Германии только при наличии
конкретного заказа.
Если
процесс отливки и сверление корпуса и нового ТУК не будет выполняться в России,
то считать и называть новый контейнер «контейнером будущего» вряд ли следует,
т.к. такое будущее полностью зависит от трудно предсказуемого поведения
Германии.
|